Научная статья на тему 'НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОМЫШЛЕННО-ПРИИСКОВОЙ ОХРАНЫ ОБЪЕДИНЕННЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЛАТИНОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ «УРАЛПЛАТИНА» В 1922 ГОДУ'

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОМЫШЛЕННО-ПРИИСКОВОЙ ОХРАНЫ ОБЪЕДИНЕННЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЛАТИНОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ «УРАЛПЛАТИНА» В 1922 ГОДУ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
29
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ / СОВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО / НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ / ПРОМЫШЛЕННО-ПРИИСКОВАЯ ОХРАНА / ПРОМЫШЛЕННО-ПРИИСКОВЫЙ ОКРУГ / ШТАТНОЕ РАСПИСАНИЕ / ВООРУЖЕНИЕ / ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ДОНЕСЕНИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гребенщикова Ирина Васильевна

Данная статья посвящена нормативно-правовому регулированию организации промышленно-приисковой охраны государственных платиновых предприятий «Уралплатина» в 1922-1923 гг. Автором приводятся нормативные правовые акты, в том числе рассекреченные, регламентирующие штатное расписание охраны предприятий «Уралплатина»; организационные вопросы приема в промышленно-приисковую охрану, финансовое, вещевое и продовольственное обеспечение. Рассматриваются документы, отражающие обеспечение сотрудников охраны необходимым вооружением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Гребенщикова Ирина Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGULATORY AND LEGAL REGULATION OF THE ORGANIZATION OF INDUSTRIAL AND MINING PROTECTION OF THE UNITED STATE PLATINUM ENTERPRISES «URALPLATINA» IN 1922

This article is devoted to the regulatory and legal regulation of the organization of industrial-mining protection of State Platinum enterprises «Uralplatin» in 1922-1923. The author provides regulatory legal acts, including declassified ones, regulating the staffing of the protection of «Uralplatin» enterprises; organizational issues of admission to industrial-mining protection, financial support; clothing and food security. Documents reflecting the provision of security personnel with the necessary weapons are disclosed.

Текст научной работы на тему «НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОМЫШЛЕННО-ПРИИСКОВОЙ ОХРАНЫ ОБЪЕДИНЕННЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЛАТИНОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ «УРАЛПЛАТИНА» В 1922 ГОДУ»

Научная статья

УДК 343

Нормативно-правовое регулирование организации промышленно-приисковой охраны объединенных государственных платиновых предприятий «Уралплатина» в 1922 году

Гребенщикова Ирина Васильевна

Уральский юридический институт МВД России, Екатеринбург, Россия, grebenshikova_iv@mail.ru

Аннотация. Данная статья посвящена нормативно-правовому регулированию организации промышлен-но-приисковой охраны государственных платиновых предприятий «Уралплатина» в 1922-1923 гг. Автором приводятся нормативные правовые акты, в том числе рассекреченные, регламентирующие штатное расписание охраны предприятий «Уралплатина»; организационные вопросы приема в промышленно-приисковую охрану, финансовое, вещевое и продовольственное обеспечение. Рассматриваются документы, отражающие обеспечение сотрудников охраны необходимым вооружением.

Ключевые слова: национализация, советское государство, нормативные правовые акты, промышленно-приисковая охрана, промышленно-приисковый округ, штатное расписание, вооружение, финансовое обеспечение, донесения

Для цитирования: Гребенщикова И. В. Нормативно-правовое регулирование организации промышленно-приисковой охраны объединенных государственных платиновых предприятий «Уралплатина» в 1922 году // Вестник Уральского юридического института МВД России. 2022. № 2. С. 116-122.

Original article

Regulatory and legal regulation of the organization of industrial and mining protection of the united state platinum enterprises «Uralplatina» in 1922

Grebenshchikova Irina V.

Ural Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Yekaterinburg, Russia,

grebenshikova_iv@mail.ru

Abstract. This article is devoted to the regulatory and legal regulation of the organization of industrial-mining protection of State Platinum enterprises «Uralplatin» in 1922-1923. The author provides regulatory legal acts, including declassified ones, regulating the staffing of the protection of «Uralplatin» enterprises; organizational issues of admission to industrial-mining protection, financial support; clothing and food security. Documents reflecting the provision of security personnel with the necessary weapons are disclosed.

Keywords: nationalization, the Soviet state, regulatory legal acts, industrial-mining protection, industrial-mining district, staffing, armament, financial support, reports

For citation: Grebenshchikova I. V. Regulatory and legal regulation of the organization of industrial and mining protection of the United State Platinum Enterprises (Uralplatina) in 1922 // Bulletin of the Ural Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia. 2022. № 2. P. 116-122.

После победы Октябрьской социалистической революции (далее - революция) власть на местах перешла в руки советских органов. Руководству советского государства предстояло создание нового социалистического права, регулирующего жизнедеятельность государства.

Важным инструментом в области экономической политики была национализация. Национализация в Советской России проходила в три этапа, третий из которых закончился в июне 1919 года. К 1920 году в

© Гребенщикова И. В., 2022

руках госсектора было сосредоточено 80 % промышленных предприятий [1, с. 10].

Декрет «О земле», принятый Вторым съездом советов 8 ноября 1917 года, был одним из первых декретов советской власти, он провозгласил национализацию не только земли, но и всех ее природных ресурсов.

К проблемам накопления золотого ресурса была изначально подключена Всероссийская чрезвычайная комиссия. С декабря 1917 г. в составе Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ) действовала Секция по благородным металлам, которая должна была взять под контроль внутреннее обращение золота и платины [2, с. 31].

Специальным постановлением ВСНХ РСФСР от 12 января 1918 г. «О золоте и платине» вводилась скупка государством всего производимого в стране золота, а также государственный контроль над обращением драгоценных металлов [2, с. 32], в соответствии с которым была предусмотрена обязанность сдачи драгоценных металлов государству по установленной твердой цене [3, с. 507].

Несмотря на предпринятые государством меры по увеличению золотодобычи, существенных положительных результатов на Урале достигнуто не было. Отрицательно на золотодобыче сказалась и начавшаяся в России Гражданская война.

Исключительное снижение золотодобычи на Урале произошло в 1921 г., когда было получено только 160-175 кг (4 % по отношению к 1913 г.), причем такие крупные предприятия, как Березовские и Кочкарские, получили только по 16-30 кг, вследствие затопления рудников, почти полной остановки химических заводов, систематического ухода с приисков рабочих и т. д. [3, с. 507].

Важным было принятие 31 октября 1921 года Декрета Совнаркома «О золотой и платиновой промышленности», в котором, «подтверждая, что золо-топлатиновые месторождения в пределах РСФСР составляют исключительную собственность государства и признавая за делом разработки этих месторождений особо важное государственное значение в целях увеличения добычи золота и платины», Совнарком постановил: «Предоставить всем гражданам РСФСР, кооперативам, артелям и прочим объединениям право производить поиски, разведку, а также получать на договорных началах государственные золотоплатиновые предприятия и прииски» [4]. В декабре этого же года в числе первых был организован трест «Уралплатина». В состав треста вошли шесть золоторудных округов: Нижне-Тагильский, Исовский, Нейвинский, Заозерский, Кытлымокосьминский, Сы-сертский, - а также аффинажный завод и лаборатории по исследованию руды.

Одним из важных направлений золотодобычи была охрана приисков, рудников, горных промыслов от всех хищений ценных и ископаемых богатств.

Приказом объединения государственных платиновых предприятий «Уралплатина» по промышлен-

но-приисковой охране от 24 февраля 1922 г. № 1 было объявлено о формировании в каждом золоторудном округе подразделений охраны. Этим же приказом было введено в действие особое положение к приказу для точного руководства и исполнения - временный проект, утвержденный Президиумом Екатеринбургского губернского Исполнительного комитета от 18 февраля 1922 г. по организации промышленно-приисковой охраны платиновых округов входящих в объединение государственных платиновых предприятий «Уралплатина», находящихся в пределах Екатеринбургской губернии [5, л. 1].

Штатное расписание для охранных подразделений было принято приказом Правления объединенных государственных платиновых предприятий «Уралплатина» от 29 апреля 1922 г. № 7 [5, л. 7, 7 (об.)] (см. табл. 1).

Таблица 1

Штатное расписание подразделений охраны объединенных государственных платиновых предприятий «Уралплатина»

Штат № 1 охраны по Исовскому округу

№ Наименование должности Число лиц Разряд ставки Оклад жалованья Лошадей

1. Начальник охраны округа 1 10 600 000 1

2. Его помощники 1 8 450 000 -

3. Делопроизводитель I разряд 1 7 400 000

4. Заведующий оружием/ на правах старшего охранника 1 7 400 000

5. Старший охранник -объездчик 3 7 400 000 3

6. Младший охранник 30 4 275 000 -

ИТОГО 37 4

Штат № 2 охраны по Кытлымокосьминскому округу

1. Начальник охраны округа 1 8 450000 1

2. Делопроизводитель II разряд 1 6 300 000 -

3. Старший охранник -объездчик 1 7 400 000 1

4. Младший охранник 8 4 275 000 -

ИТОГО 11 2

Штат № 3 охраны по Нижне-Тагильскому округу

№ Наименование должности Число лиц Разряд ставки Оклад жалованья Лошадей

1. Начальник охраны округа 1 10 600 000 1

2. Его помощники 1 8 450 000 -

3. Делопроизводитель I разряд 1 7 400 000

4. Заведующий оружием / на правах старшего охранника 1 7 400 000

5. Старший охранник -объездчик 2 7 400 000 2

6. Младший охранник 20 4 275 000 -

ИТОГО 26 3

Штат № 4 охраны по Нейвинскому округу

1. Старший охраны округа 1 8 450000 1

2. Делопроизводитель I разряд 1 7 300 000 -

3. Старший охранник -объездчик 1 7 400 000 1

4. Младший охранник 8 4 275 000 -

ИТОГО 11 2

Штат № 5 охраны по Заозерскому округу

1. Старший охраны округа 1 8 450 000 1

2. Делопроизводитель II разряд 1 6 300 000 -

3. Старший охранник -объездчик 1 7 400 000 1

4. Младший охранник 7 4 275 000 -

Итого 10 2

Штат № 6 охраны по Сысертскому округу

1. Старший охраны округа 1 8 450 000 -

2. Младший охранник 2 4 275 000 -

ИТОГО 3 -

В целях упорядочения дела охраны и ее делопроизводства в Исовском платиновом округе на основании отношения Управления Исовского округа от 6 октября 1922 г. № 66 в соответствии с приказом от 17 октября 1922 г. № 19 [5, л. 19] дополнительно были утверждены штаты при начальнике охраны округа: делопроизводитель, помощник делопроизводителя, переписчик, сторожиха.

Штатное расписание на период зимнего времени предполагало сокращение состава горноприисковой промышленной милиции на основании письма начальнику Губправления горпроммилиции от 18 ноября 1923 г. № 71с, во исполнение секретного распоряжения Губправления горпроммилиции от 2 ноября 1923 г. № 80с [8, л. 136] циркуляром Объединения государственных платиновых предприятий «Урал-платина» от 1 декабря 1923 г. № 2263 общ. [8, л. 167]. Ввиду окончания летнего операционного сезона, сокращения работы горно-промышленной милиции в округах правление предлагало прекратить прием сотрудников в горную милицию, а также по возможности не замещать освободившиеся должности, если в этом нет особой необходимости.

После объявления инструкции, регламентирующей порядок приема в промышленно-приисковую охрану, приказом по промышленно-приисковой охране от 22 марта 1922 г. № 4 в дополнение к приказу от 24 февраля 1922 г. №1 всем заведующим округами Уралплатины «в срочном порядке» необходимо было представить заполненные анкеты и послужной список в 2-х экземплярах при отдельном рапорте с указанием времени приема на службу для утверждения и отдачи в приказ на вновь принятых на службу в охрану лиц по примеру приказа милиции Республики от 27 сентября 1922 года № 299 [5, л. 4], В последующем в целях пополнения промышленно-приисковой охраны надлежащим кадром сотрудников прием добровольцев, вновь поступающих на службу в охрану, производился в строгом соответствии с инструкцией, объявленной на основании Постановления Губиспол-кома от 18 ноября 1922 г. «Об утверждении проекта об охране», в соответствии с Приказом Правления объединенных государственных платиновых предприятий «Уралплатина» по промышленно-прииско-вой охране от 23 марта 1922 г. № 5 [5, л. 5].

В соответствии с инструкцией поступить на службу в приисковую охрану мог каждый гражданин РСФСР, отвечающий нижеследующим критериям: «возраст не менее 21 года, грамотный, пользующийся избирательными правами в Советы; вполне здоровый и годный к службе в охране; законно не состоящий на действительной военной службе; преимущественно проходивший службу в армии» [6, с. 44].

Прием желающих поступить на службу в приисковую охрану производился исключительно Управлением округа или Уралплатины через начальника охраны. При подаче заявления предоставлялся целый пакет документов, обозначенный инструкцией.

Зачисленный на службу в приисковую охрану сотрудник обязан был отработать на этом месте не менее года.

Проверка анкеты, документов, грамотности, войсковой подготовки и благонадежности возлагалась на начальников охраны Уралплатины, которые, в свою очередь, составляли о проверке надлежащий акт, хранящийся в делах Управления округа в личном деле каждого охранника.

При вступлении в ряды промышленно-прииско-вой охраны Управления Золоторудного треста сотрудник подписывал обязательство [7, л. 27, 27 (об.)], в котором обозначалась ФИО, гражданство Российской Социалистической Советской Республики, наименование губернии, уезда, волости, деревни, количество лет кандидата и непосредственно прописывались обязанности. Сотрудник был обязан:

1. Стоять на страже революционной законности и порядка и защищать интересы промышленно-приис-ковых достояний РСФСР.

2. Своевременно исполнять все приказы и распоряжения своих начальников, постановленных как Управлением Золоторудного Треста, так и Управлением Округов, а также в тайне сохранять все секретные приказы и распоряжения.

3. Хранить производственно-приисковое имущество от расхищения и особенно бережно относиться к выдаваемому обмундированию.

4. Соблюдать дисциплину и порядок согласно применяемым уставам РККА и Милиции.

5. Неуклонно следить за выполнением всех Декретов, постановлений и распоряжений Рабоче-Крестьянского Правительства и Управления Золоторудного Треста в области Золоторудной промышленности.

6. Беспощадно подавлять все выступления против Рабоче-Крестьянского советского Правительства.

7. Быть честным, трезвым, исполнительным и со всеми вежливым.

8. Воздерживаться самому и удерживать товарищей от всякого рода поступков, порочащих и унижающих достоинство гражданина Советской Республики и приносящих вред Советской власти.

9. Прослужить в промышленно-приисковой охране один год.

10. В случае опасности, угрожающей Советской России, прийти совместно с милицией на помощь Красной Армии.

11. За нарушение хотя бы одного из вышеперечисленных пунктов, законов и декретов Рабоче-Крестьянской милиции, специально поставленной для наблюдения и охраны приисковой промышленности и соблюдения всеми гражданами РСФСР этих декретов, лицо подлежало законной ответственности.

Также в обязательстве отражалась позиция о знании положения о промышленно-приисковой охране и всех инструкций.

На каждого гражданина, принимаемого в охрану, заполнялась анкета, в которой были отражены ФИО,

возраст, военное звание, а также следующая информация: есть (были) ли родственники, являющиеся купцами, дворянами и т. д.; грамотность, партийность; привлечение к суду; местонахождение в период Февральской революции, во время Октябрьской революции; принимал ли участие в перевороте; состоял ли на военной службе; участвовал ли в боях в рядах Красной Армии; имел ли ранения и сколько; проходил службу в Красной Армии добровольно или по мобилизации; место, куда было желание поступить на службу [7, л. 38].

С назначением сотрудника милиции на должность начальника охраны промышленно-приискового округа выдавался мандат [7, л. 10] с указанием ФИО, должности и названия округа. Данным мандатом для начальника охраны промышленно-приисково-го округа определялось право в районе указанного округа производить обыски и выемки по установленным на то ордерам, задержание и арест всех лиц «преступно-уголовного элемента», а также на беспрепятственный вход во все учреждения и предприятия приисковых работ округа и проверку у всех без исключения документов.

Кроме того, мандат давал право на пользование при исполнении служебных обязанностей обывательскими подводами, подачу служебных телеграмм, передвижение по грунтовым и железным дорогам, а также ношение всех видов огнестрельного и холодного оружия.

Всем лицам, учреждениям и партийным организациям предписывалось оказывать полное содействие начальнику охраны золоторудного округа при исполнении им служебных обязанностей. Мандат выдавался на 6 месяцев, удостоверялся печатью и подписью.

Содержание приисковой охраны осуществлялось на основании дополнения к приказу Правления объединенных государственных платиновых предприятий «Уралплатина» от 29 апреля 1922 г. № 7 и циркулярных распоряжений Правления объединенных государственных платиновых предприятий «Уралплатина» от 10 мая 1922 г. № 2121 и от 14 июня 1922 г. № 2770, в соответствии с приказом Правления объединенных государственных платиновых предприятий «Уралплатина» от 23 сентября 1922 г. с 1 августа 1922 года. Содержание промышленно-приисковой охране выплачивалось на основе принципов, устанавливаемых коллективным договором, заключенным Правлением Уралплатины с Профсоюзом Горнорабочих, и по разрядам, утвержденным приказом Правления объединенных государственных платиновых предприятий «Уралплатина» по промышленно-приисковой охране от 29 апреля 1922 г. № 7 [5, л. 9].

Стоимость выдаваемых в ежемесячный паек продуктов, а также предметов широкого потребления удерживалась из жалования, как и у рабочих и служащих промышленно-приискового округов, и во всем согласно коллективному договору.

Всей охране бесплатно выдавалась спецодежда, на зиму - шинели, тулупы и валенки, а на осень, весну и лето - брезентовый комплект и сапоги.

При увольнении (которое было возможно только по истечении годичного срока службы) обмундирование возвращалось обратно.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Важным видом обеспечения промышленно-при-исковой охраны было обеспечение вооружением. Приказом Правления объединенных государственных платиновых предприятий «Уралплатина» по про-мышленно-приисковой охране от 27 февраля 1922 г. № 3 «О выдаче винтовок системы «Бердана» для вооружения охраны было выдано следующее количество винтовок и патронов: по Кытлымокосьминскому платиновому округу - в количестве 8 штук винтовок и 120 патронов; по Исовскому платиновому округу - винтовок в количестве 30 штук и 450 патронов; по Нижне-Тагильскому платиновому округу - винтовок в количестве 20 штук и 300 патронов; по Заозерскому платиновому округу - винтовок в количестве 7 штук и 105 патронов; по Нейвинскому платиновому округу - винтовок в количестве 8 штук и 120 патронов; по Сысертскому платиновому округу - винтовок в количестве 2 штук и 25 патронов [5, л. 3].

Хранение оружия определялось в соответствии с приказом Правления объединенных государственных платиновых предприятий «Уралплатина» от 24 марта 1922 г. № 6 [5, л. 6]. Начальникам промышлен-но-приисковой охраны округов было рекомендовано разъяснить всем подведомственным им охранникам установленный порядок хранения оружия в исправном виде, необходимость регулярной чистки, бережного обращения, смазки и т. д. Разборка и чистка оружия в частях охраны округа осуществлялась под наблюдением лиц комсостава, т. е. старших охранников.

Во всех округах промышленно-приисковой охраны устанавливали периодические осмотры всего имеющегося оружия. Неисправное оружие сдавали для ремонта в отдел снабжения Губернского управления милиции, через Правление Уралплатины. После ремонта оружие возвращалось по принадлежности в округ через Правление Уралплатины. Ответственность за своевременное проведение осмотра и исправное состояние оружия возлагалась на начальников охраны промышленно-приисковых округов.

Начальники охраны округов через Правление Уралплатины должны были заключить соглашение с начальником снабжения милиции Губернии о местах сдачи оружия в ремонт.

Сведения об оружии ежемесячно предоставлялись в Губернское Управление милиции с указанием в примечании количества и места сдачи для ремонта оружия.

Учет всех состоящих в охране предметов вооружения производился в соответствии с распоряжением Губернского Управления милиции по принадлежности, сводки о проведении учета направлялись как в местные окружные Артиллерийские Управления, так и в Управление милиции Республики.

Все распоряжения по изъятию оружия и по перевооружению приисковой охраны производились исключительно только Управлением милиции губернии через отдел снабжения с санкцией Уралплатины.

В соответствии с приказом Управления Екатеринбургской Губмилиции от 23 октября 1922 г. № 20 [5, л. 20] у объединенных государственных платиновых предприятий «Уралплатина» имелось следующее вооружение (см. табл. 2).

Наименование округов Кол-во винтовок «Бердана» Кол-во патронов Кол-во протирок Кол-во дульн. накладок Кол-во отверток Кол-во шпилек

Нижне-Тагильский 10 150 11 5 10 10

Исовский 10 150 12 8 15 15

Нейвинский 5 75 5 3 4 5

Заозерский 5 75 5 4 4 5

Кытлымокосьминский 3 45 5 3 5 5

Сысертский 1 15 1 1 1 2

Аффинажный завод 10 100 5 2 2 2

Лаборатории по исследованию руды 1 6 1 1 1 1

ИТОГО 45 616 45 27 42 45

Таблица 2

Количество вооружения подразделений объединенных государственных платиновых предприятий «Уралплатина» по состоянию на 23 октября 1922 года

В соответствии с приказом по промышленно-приисковой охране объединения государственных платиновых предприятий «Уралплатина» от 28 октября 1922 г. № 25 [5, л. 25] были утверждены единые штампы и круглые печати для округов со следующим текстом:

1. штамп - «Р.С.Ф.С.Р. промышленно-приисковая охрана / наименование округа / платиновый округ.

................192...г. №.........»

2. круглой печати - «промышленно-приисковая охрана / наименование округа / платиновый округ».

С получением на местах штампов и круглых печатей имеющиеся у начальников охраны округов штампы и печати других образцов подлежали уничтожению, о чем составлялся акт, копия которого предоставлялась в Правление Уралплатины.

О получении штампов и круглых печатей начальника м охраны округов было необходимо донести особым рапортом в Правление Уралплатины.

В целях более полного освещения деятельности охраны, ее состава, особенности содержания и т. п. на начальников охраны совместно с Управлением округов возлагалась обязанность ежемесячно к 10 числу следующего за отчетным (за исключением рапорта) представлять в Правление Уралплатины по формам, объявленным особым приложением к приказу объединения государственных платиновых предприятий «Уралплатина» по промышленно-приисковой охране от 10 ноября 1922 г. № 30 [5, л. 30], следующие сведения:

1. Сведения № 1 о персональном составе охраны, ее вооружении и снабжении лошадьми. Эта ведомость с некоторыми изменениями устанавливалась вместе с такой же ведомостью, переданной к исполнению при циркуляре от 19 июля 1922 г. № 3382, «каковую с получением сего предоставлять не нужно».

2. Сведения № 2 о переменах в личном составе чинов охраны за отчетный месяц («лица, включенные в настоящие сведения, должны входить также в ведомость № 1 за исключением убывших»).

3. Сведения № 3 о стоимости содержания охраны за отчетный месяц.

4. Сведения № 4 о нормах месячного пайка.

5. Сведения № 5 о снабжении чинов охраны обмундированием.

6. Сведения № 6 о количестве отобранного металла.

7. Сведения № 7 о персональном составе охраны партийной принадлежности, происхождении, воинской подготовке и т. д.

8. Рапорт («предоставляется каждые 15 дней»).

Сведения по форме № 7 на всех чинов охраны

предоставлялись только первый раз, в дальнейшем в эти сведения включались лица, вновь поступившие в течение отчетного месяца.

Все указанные сведения составлялись и подписывались начальником охраны округа совместно с Управлением округа, ответственность за правильное составление и направление отчетности нес как на-

чальник охраны, так и заведующий округом.

Несмотря на то, что прием на службу в промыш-ленно-приисковую охрану объединенных государственных платиновых предприятий «Уралплатина» был четко регламентирован нормативными правовыми актами: циркулярными распоряжениями по про-мышленно-приисковой охране от 3 апреля 1922 г. № 1544, от 13 марта 1922 г. № 1142, от 26 июня № 2994 и Приказом объединенных государственных платиновых предприятий «Уралплатина» по промышленно-приисковой охране объединения государственных платиновых предприятий от 24 сентября 1922 г. № 22 [5, л. 22], - между тем указанные распоряжения в отдельных случаях исполнялись не в полном объеме.

Так, начальникам охраны промышленно-прииско-вых округов было предложено при представлении к зачислению на службу вновь принимаемых охранников прилагать следующие документы:

1) анкету в 2-х экз.;

2) послужной список в 2 экз.;

3) справку о несудимости;

4) удостоверение врача о состоянии здоровья;

5) обязательство поступающего;

6) исполнение отдела Труда;

7) регистрационную карточку или учетно-воин-ский билет.

Несмотря на это требование, документы предоставлялись не в полном объеме и несвоевременно, с опозданием.

Считая подобные явления совершенно недопустимыми, руководство предписывало строго соблюдать нормативные правовые акты и «не допускать случаев их нарушения по предоставлению всех необходимых документов своевременно и в полном объеме как для зачисления, так и при увольнении». За нарушение данного предписания виновные начальники охраны промышленно-приисковых округов подвергались взысканиям.

Допускались грубые нарушения приказа объединенных государственных платиновых предприятий «Уралплатина» по промышленно-приисковой охране от 28 октября 1922 г № 26 [5, л. 26], в соответствии с которым положением о промышленно-приисковой охране было установлено, что каждый охранник обязан прослужить не менее одного года, о чем от поступающего отбиралось обязательство установленного образца в письменной форме.

Между тем основное положение почти никем не соблюдалось и охранники увольнялись со службы в любое время и большинстве случаев до истечения годичного срока.

Для устранения отмеченного недопустимого явления было приказано штат охранников подбирать более тщательно и с действительной гарантией в том, что поступающий прослужит не менее того срока, который обязуется прослужить.

На охранников, которые не выполняли данное при поступлении на службу письменное обязательство прослужить год, налагались взыскания по Уставу дис-

циплинарной службы Рабоче-Крестьянской Красной Армии, а при упорном отклонении от выполнения обязательства они предавались суду для осуждения по законам Уголовного кодекса РСФСР.

В области наложения дисциплинарных взысканий начальники промышленно-приисковой охраны округа пользовались правами в объеме прав Начальника уездной милиции и могли отдавать под арест подчиненных им чинов охраны до 15 суток.

Строгого выполнения требовали нормативные правовые акты, касающиеся направления различных донесений: за нарушение сроков предоставления донесений, а также допущенные неточности начальники промышленно-приисковых округов привлекались к дисциплинарной ответственности.

Так, приказом Правления объединенных государственных платиновых предприятий «Уралплатина» по промышленно-приисковой охране от 29 сентября 1922 г. № 13 [5, л. 13] за нарушения, допущенные при заполнении ежемесячных ведомостей на оружие, и за несвоевременное сообщение в округ о получении винтовок «Бердяна» и патроны к ним объявлен строгий выговор начальникам Нижне-Тагильского и Ней-винского округов.

Таким образом, следует отметить, что основные нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы создания и деятельности промышленно-приисковой охраны объединенных государственных платиновых предприятий «Уралплатина» имелись в полном объеме. Вопросы, возникающие в ходе организации охранных подразделений, разъяснялись дополнительно. При приеме в промышленно-при-исковую охрану руководствовались требованиями по приему на службу в милицию. По обеспечению предприятий Уралплатины вооружением было организовано тесное взаимодействие с Екатеринбургской Губмилицией, что, в свою очередь, позволяло вести строгий учет и контроль за передвижением оружия.

Список источников

1. Аневич Ю. В. история национализации в области промышленного производства в России // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2012. № 8. С. 10-11.

2. Сапоговская Л. В. Золото в политике России (1917-1921 годы) // Вопросы истории. 2004. № 6. С. 31-47.

3. Вишнев И. И. Золотодобыча на Южном Урале // Челябинская область: энциклопедия: в 7 т. / редкол.: К. Н. Бочкарев (гл. ред.) [и др.]. Челябинск: Камен. пояс, 2008. Т. 2. С. 507-509.

4. Кивчик Б. К. История российской золотодобычи в датах. Факты и события 1917-1938 года [Электронный ресурс]. URL: https://zolotodb.ru/

5. ГАСО. Ф. 1140-Р. Оп. 1. Ед. хр. 4.

6. Хажеева И. В., Кудрявцев Н. В. Советские управленцы Тюменской (Тобольской) губернии в 1919 - начале 1920-х годов // Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 25(279). С. 42-49.

7. ГАСО. Ф. 1140-Р. Оп. 1. Ед. хр. 3.

8. ГАСО. Ф. 1140-Р. Оп. 1. Ед. хр. 13.

Reference

1. Anevich Yu. V. History of nationalization in the field of industrial production in Russia // Actual problems of aviation and cosmonautics. 2012. No. 8. P. 10-11.

2. Sapogovskaya L. V. Gold in Russian politics (19171921) // Questions of history. 2004. No. 6. S. 31-47.

3. Vishnev I. I. Gold mining in the Southern Urals // Chelyabinsk region: encyclopedia: in 7 volumes / editorial board: K. N. Bochkarev (editor-in-chief) [and others]. Chelyabinsk: Kamen. belt, 2008, vol. 2, pp. 507-509.

4. Kivchik B.K. History of Russian gold mining in dates. Facts and events of 1917-1938 [Electronic resource]. URL: https://zolotodb.ru/

5. GASO. F. 1140-R. Op. 1. Unit ridge four.

6. Khazheeva I. V., Kudryavtsev N. V. Soviet managers of the Tyumen (Tobolsk) province in 1919 - early 1920s // Bulletin of the Chelyabinsk State University. 2012. No. 25(279). pp. 42-49.

7. GASO. F. 1140-R. Op. 1. Unit ridge 3.

8. GASO. F. 1140-R. Op. 1. Unit ridge 13.

Информация об авторе

Гребенщикова Ирина Васильевна - кандидат юридических наук

Information about the author

Grebenshchikova Irina V. - Candidate of Law

Статья поступила в редакцию 01.03.2022; одобрена после рецензирования 17.03.2022; принята к публикации 20.06.2022.

The article was submitted 01.03.2022; approved after reviewing 17.03.2022; accepted for publication 20.06.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.