Научная статья на тему 'Правовое просвещение школьников о коррупции'

Правовое просвещение школьников о коррупции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
664
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / КОРРУПЦИЯ / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Скрипко М.И., Покровская Е.А.

В настоящей работе мы продолжаем тематику правового просвещения школьников, нами выбрана непростая и важная для всего общества тема коррупция. Целью представляется оценка уровня правовых знаний об этом социальном негативном явлении у школьников, предложение способов разъяснения несовершеннолетним такой важной для них правовой информации. Также статья содержит предложение ко всем сотрудникам образовательных учреждений по информированию учащихся о том, как не стать жертвой коррупции объяснить алгоритм действий при столкновении в жизни с таким явлением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовое просвещение школьников о коррупции»

8. Семеню к, Л.М. Психологическая сущность агрессивности и ее проявления у детей подросткового возраста/Л.М. Семенюк. —М.: АПН СССР, 1991.

9. Формирование психологической безопасности общения в подростковом и юношеском возрастах//материалы Всероссийской студенческой олимпиады по направлению "Педагогика и психология", (28-29 марта 2008 г.) / Федеральное агентство по образованию РФ, Гос. Образовательное учреждение высш. проф. образования "Челябинский гос. пед. ун-т"; [сост.: Долгова В.П., Долгов П.Т., Крыжановская Н.В.]. - Челябинск, 2008.

УДК 159.99

ПРАВОВОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ О КОРРУПЦИИ

Скрипко Марина Иосифовна; Покровская Екатерина Андреевна, 2018 Заместитель директора по УВР средней школы в школе № 93; юрисконсульт школы № 93, магистрантка СПбГУпо направлению «Уголовное право»

Аннотация: в настоящей работе мы продолжаем тематику правового просвещения школьников, нами выбрана непростая и важная для всего общества тема - коррупция. Целью представляется оценка уровня правовых знаний об этом социальном негативном явлении у школьников, предложение способов разъяснения несовершеннолетним такой важной для них правовой информации. Также статья содержит предложение ко всем сотрудникам образовательных учреждений по информированию учащихся о том, как не стать жертвой коррупции - объяснить алгоритм действий при столкновении в жизни с таким явлением.

Ключевые слова: правовое просвещение, несовершеннолетние, коррупция, административная ответственность несовершеннолетних, уголовная ответственность несовершеннолетних.

LEGAL EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN ABOUT CORRUPTION

Skripko Marina Iosifovna; Pokrovskaia Ekaterina Andreevna, 2018.

Deputy director of the secondary school at school No. 93; legal adviser of the school No. 93, undergraduate student of St. Petersburg State University in the field «Criminal law», Saint-Petersburg.

Annotation: in this article we continue the theme of legal education of schoolchildren. We chose a difficult and important topic for the whole society - corruption. The goal is to assess the level of legal knowledge about this social negative phenomenon in schoolchildren, suggest ways of explaining to minors such important legal information for them. The article also contains a proposal to all employees of educational institutions to inform students about how not to become a victim of corruption - to explain the algorithm of actions in a collision in life with such a phenomenon.

Key words: legal education, minors, corruption, administrative liability of minors, criminal liability of minors.

Несмотря на усилия, которые прикладываются государством и средствами массовой информации для того, чтобы уровень правовой грамотности среди населения рос, мы сталкиваемся с тем, что большинство граждан не обладают даже минимальным набором необходимых специальных правовых знаний.

В данной работе мы постараемся акцентировать внимание на правовое просвещение школьников, так как в силу возраста они лучше поддаются обучению, им можно доказать и показать, что правовые знания необходимы для каждого члена социума. В этой статье мы постараемся разобрать проблему коррупции и правового просвещения в этой области.

Председатель Конституционного Суда Российской Федерации Зорькин Валерий Дмитриевич в интервью подчеркивал: «Коррупция, как система подкупа должностных лиц, нарушает основные конституционные права и свободы человека и гражданина. Например, принципы равенства всех перед законом и судом (ст. 19 Конституции), свободы и личной неприкосновенности граждан (ст. 22), неприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайны, защиты своей чести и доброго имени (ст. 23), свободного передвижения, выбора места пребывания и места жительства (ст. 27), права

частной собственности (ст. 35 и 36), на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41), на образование (ст. 43) и так далее. То есть речь идет о нарушении самых насущных прав граждан». По результатам опроса, проведенного в России Институтом Гэллапа, сфера здравоохранения по уровню коррумпированности оказалась на 3-м месте (после политических партий и правоохранительных органов), а образование - на 4-м. [1].

Так как коррупция проникла почти во все сферы жизни человека, то на наш взгляд является верным говорить об этом школьникам для того, чтобы они с самых ранних этапов своей самостоятельной жизни понимали проблему в целом. С самого раннего возраста осознавали масштаб проблемы, были обучены алгоритму действий, которые необходимо предпринимать, если они в реальной жизни сталкиваются с тем, что то или иное должностное лицо дает понять, что хотело бы получить незаконное вознаграждение, или, как крайний случай, откровенно вымогает взятку.

Коррупция является опасным негативным социальным явлением, которое проникло во все уровни и сферы жизни людей и общества (от высшей власти до бытовых сфер). И борьбу с ней, несмотря на наличие Национального плана противодействия коррупции на 2016 - 2017 годы, всё еще нельзя назвать эффективной [2].

Когда начался эксперимент по правовому просвещению несовершеннолетних, мы услышали от опрошенных респондентов пожелание о том, чтобы лекции продолжались и становились регулярными. Также несовершеннолетние предлагали свои варианты тем, которые они хотели бы услышать в дальнейшем - поскольку тема «коррупция» прозвучала среди запросов не единожды, то мы посчитали важным удовлетворить пожелания школьников и уделить в наших беседах место для такой животрепещущей для всех сфер жизни темы.

Безусловно, точечное решение проблем в рамках борьбы с коррупцией не будет эффективным методом борьбы и профилактики, так как взяткодательство и взяткополучательство стало традицией и нормой во всех сферах жизни российского гражданина.

Тем не менее, если обучать с самого раннего возраста несовершеннолетних, просвещать их в этой теме, рассказывать им о наступлении уголовной ответственности за такое деяние как дача или получение взятки, то, на наш взгляд, это станет отличной профилактической мерой в борьбе с такой серьезной социальной проблемой, как коррупция.

К сожалению, из-за низкой правовой культуры даже взрослые граждане не могут с точностью отделить такие понятия как «взятка» и «благодарность». Привитие правовой культуры несовершеннолетним поможет им в дальнейшем, в их взрослой и самостоятельной жизни отделять и понимать разницу между незаконным вознаграждением и благодарностью, понимать, что «взятка» -это уголовно наказуемое деяние, которое разрушает государство изнутри, а благодарность - это акт вежливости между двумя людьми.

Для того, чтобы наглядно продемонстрировать состояние преступности в сфере взяточничества нужно обратиться к статистике МВД РФ за январь - июнь 2018 года [3]:

Рисунок №1. Состояние преступности в Российской Федерации: структура преступности (в

%).

В настоящее время в Российской Федерации регистрируется порядка 2 миллионов 200 тысяч -2 миллионов 300 тысяч преступлений, получается, что 0,8 % — это порядка 20 000 тысяч случаев взяточничества, и это только зарегистрированные, выявленные факты деяния. Безусловно, это не мало. Это доказывает, что информированность населения с самого раннего возраста необходима, необходимо прививать гражданам мысль о том, что взяточничество - это не правовое решение вопроса, уголовно наказуемое деяние.

Безусловно, было бы любопытно провести опрос школьников, чтобы оценить из знания в этой сфере, понять, нужно ли проводить просвещение несовершеннолетних в этой сфере, оценить их правовую сознательность.

Социологический опрос.

Социологический опрос проходил в рамках беседы, на которую были приглашены все желающие учащиеся средней и старшей школы.

В данном социологическом опросе приняли участие 40 школьников, которые изъявили желание поучаствовать в беседе, а также пройти анонимное тестирование для целей нашей работы. Все несовершеннолетние - это учащиеся старшей школы, которые либо уже достигли возраста уголовной ответственности за дачу взятки, либо в течении года достигнут этого порога.

Данным опросом мы хотели проверить знания школьников в области коррупции, заинтересовать их данной проблемой: продемонстрировать, что эта тема многогранна и интересна, важна для каждого гражданина. Также результаты данного опроса позволили сформировать интерес у

респондентов в этой области, чтобы дискуссия на тему коррупции не была похожа на обычный урок, где лектор доносит информацию в форме монолога, а превратила беседу в диалог. 1. Что в Вашем понимании «взятка»:

- только деньги

- букет цветов

- конфеты

- услуга

- все вышеперечисленное

Рисунок №2. Анализ ответов несовершеннолетних на вопрос: «что такое взятка»?

■ Деньги "Букет цветов "Конфеты Услуга ■ Все вышепечисленное

В представленной диаграмме можно оценить ответы школьников. Конечно, поражает, что более двух третей опрошенных (29 человек) считает, что только деньги могут быть предметом такого преступления, как взятка. Двое несовершеннолетних прибавили к варианту «только деньги» еще букет цветов, трое респондентов указали в вариантах ответа «только деньги» и конфеты, и 6 респондентов отметили, что вариант «все вышеперечисленное» является верным.

2. Вы знаете, что существует уголовная ответственность за дачу взятки?

Удивительно, но все 40 человек, которые приняли участие в опросе, подтвердили, что знают,

что за дачу взятки наступает уголовная ответственность.

3. Вы знаете, какое наказание может быть назначено за дачу взятки?

Данный вопрос, безусловно, поставил в тупик всех без исключения респондентов: кто-то (двое опрошенных) вспомнил о каких-то громких процессах, которые освещались в средствах массовой информации и примерно воспроизвели те виды и размеры наказаний, которые были назначены судом по конкретному делу, остальные же школьники затруднились ответить на данный вопрос.

4. Считаете ли Вы, что преступление «дача взятки» должно быть декриминализовано (признать законным это деяние, освободить от ответственности взяткодателей)?

- дача взятки как преступление не должна быть декриминализована

- дача взятки как преступление должна быть криминализирована

- необходимо ужесточить ответственность за дачу взятки

Рисунок №3. Диаграмма: декриминализация дачи взятки.

■ Дача взятки как преступление не должна быть декриминализирована

■ Дача взятки как преступление должна быть декриминализирована

■ Необходимо ужесточить ответственность за дачу взятки

Как видно из графика, подавляющее большинство респондентов против декриминализации деяния, что поражает правовой сознательностью, но несколько нелогично учитывая ответы на вопрос о том, какое наказание может быть назначено лицу, которое дает взятку.

5. Выберите из двух ситуаций, что по Вашему мнению является взяткой, то есть незаконным вознаграждением, а что является актом благодарности:

- преподнесение заведуюгцему отделения больницы коробки конфет за размещение пациента в более комфортабельную палату

- преподнесение небольшой суммы денежных средств (500 рублей) лечагцему врачу за хорошо проведенную операцию?

Очевидным является факт того, что для ответа на данный вопрос необходимо обладать специальными знаниями в области права, но мы сознательно поставили перед школьниками почти невыполнимую задачу, чтобы продемонстрировать, что не все так очевидно как кажется на первый взгляд. Как и следовало ожидать 100% респондентов, которые ответили на этот вопрос, а не воздержались от ответа проголосовали за второй вариант, который является неверным ответом.

После того как были получены результаты анонимных тестовых опросов, была проведена беседа, в которой мы попытались донести до учащихся, что коррупция - это явление для нашего общества распространенное и что каждый из них в жизни когда-нибудь прямо или опосредованно с ним столкнется, поэтому необходимо запомнить несколько постулатов:

1. дача взятки - это преступление, которое может наказываться вплоть до пятнадцати лет лишения свободы;

2. коррупция - это негативное социальное явление, которое разлагает общество изнутри, всеми силами каждый гражданин обязан бороться с ним;

3. не существует таких вопросов, которые не могли бы быть решены в рамках правового поля;

4. государственные и коммерческие служащие получают заработную плату за свою трудовую функцию и во имя избежания неприятных ситуаций гражданин не должен благодарить служащих за «хорошо выполненную работу», так как законодательство РФ выделяет такую классификацию взятки как «взятка-благодарность»;

5. если государственный или коммеческий служащий не выполняют свою трудовую функцию в соответствии с законодательством РФ и внутренними положениями организации, то следует

разрешать сложившуюся ситуацию в рамках правового поля - путем обращения с жалобой в контрольные органы (Прокуратура РФ, МВД РФ, и так далее);

6. если в отношении Вас происходило вымогательство взятки - то есть должностное лицо коммеческой или государственной организации угрожало совершить в отношении вас незаконные действия и вы были вынуждены совершить дачу взятки, то после этого незамедлительно обратитесь в правоохранительные органы. Не стоит опасаться того, что вас привлекут к уголовной ответственности, так как в силу положений уголовного закона лицо, в отношении которого имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица освобождается от уголовной ответственности ( Примечание к ст. 291 УК РФ [4]).

Далее школьникам было задано еще несколько вопросов:

1. Считаете ли Вы, что данная лекция была полезна, узнали ли Вы что-то новое для себя?

Все опрошенные учащиеся сочли, что проведенная беседа была интересна, полезна и

познавательна.

2. Хотели бы Вы, чтобы такие лекции продолжались курсом и освегцали другие аспекты уголовного права?

И снова все респонденты единогласно подтвердили, что хотели бы продолжать посещать такие беседы, так как в ходе лекций приобретаются специальные знания. Здесь также можно отметить еще один положительный аспект - 27 из 40 присутствующих на данной беседе принимали участие в первой нашей дискуссии об употреблении алкоголя, наркотических и психотропных средств и снова с удовольствием поучаствовали во второй нашей лекции по правовому просвещению школьников.

В данной работе мы хотели бы подтвердить сложившиеся уже выводы: нужно вводить блоком правовое просвещение школьников об уголовной и административной ответственности - тот базовый набор, которым должен обладать каждый гражданин. Для бесед нужно приглашать юристов, которые действительно обладают специальными знаниями, которыми он сможет поделиться со школьниками.

Как показывает наш опыт в проведении подобных бесед на определенные правовые темы, увлеченность учащихся все больше растет, в добровольном порядке школьники приходят на них вновь и вновь, а также привлекают своих друзей. То есть у несовершеннолетних есть интерес в специальных правовых знаниях, которые помогут сформировать в них полноценных членов гражданского общества.

Список литературы:

1.Зорькин, В.Д. С чиновников снимут порчу [Текст] / В.Д. Зорькин // Российская газета. - 2018. -№3418.

2. О Национальном плане противодействия коррупции на 2016-2017 годы [Текст]: указ Президента РФ от 1.04.2016 №147 // Собрание законодательства РФ. - 04.04.2016. - № 14. - ст. 1985.

3. Официальный сайт Министерства внутренних дел РФ - состояние преступности (дата обращения: 20.08.2018) URL: https://xn-b 1 aew.xn-p 1 ai/reports/item/13802869/

4. Уголовный кодекс Российской Федерации [Текст]: федеральный закон от 13.06.1996 №63-ФЗ (ред. от 31.12.2017) // Собрание законодательства РФ. - 17.06.1996. - № 25. - ст. 2954.

УДК 378

РОЛЬ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЯ БИОЛОГИИ К ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ШКОЛЬНИКОВ

Загщева O.A., 2018

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, мунгщипальное автономное обгцеобразовательное учреждение «Средняя школа №151 с углублённым изучением отдельных предметов», преподаватель кафедры биологии, химии и биолого-химического

образования, учитель биологии, г. Нижний Новгород

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.