Научная статья на тему 'Правовое просвещение школьников. Об алкоголе, наркотических и психотропных средствах'

Правовое просвещение школьников. Об алкоголе, наркотических и психотропных средствах Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
345
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / НАРКОТИЧЕСКИЕ И ПСИХОТРОПНЫЕ СРЕДСТВА / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Скрипко М.И., Покровская Е.А.

В данной статье изучается вопрос о том, что несмотря на то, что мы живем в информационном обществе, чистота правовой информации, которая доходит до школьников не отличается полнотой, корректностью и точностью. Мы постараемся на примерах показать, что средства массовой информации не всегда способны верно донести до школьников правовой материал и, зачастую, неосознанно вводят в заблуждение потребителей информации. Цель настоящей статьи продемонстрировать неэффективность тех средств, при помощи которых до несовершеннолетних пытаются донести правовую информацию об употреблении алкоголя, наркотических и психотропных веществ, а также предложить способы разъяснения несовершеннолетним такой важной для них информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Скрипко М.И., Покровская Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовое просвещение школьников. Об алкоголе, наркотических и психотропных средствах»

ПРАВОВОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ. ОБ АЛКОГОЛЕ, НАРКОТИЧЕСКИХ И ПСИХОТРОПНЫХ СРЕДСТВАХ

Скрипко М.И., Покровская Е.А., 2018 ГБОУ школа № 93 Пушкинского района Санкт-Петербурга, заместитель директора; юрисконсульт, магистрантка СПбГУпо направлению «Уголовное право»

Аннотация: в данной статье изучается вопрос о том, что несмотря на то, что мы живем в информационном обществе, чистота правовой информации, которая доходит до школьников не отличается полнотой, корректностью и точностью. Мы постараемся на примерах показать, что средства массовой информации не всегда способны верно донести до школьников правовой материал и, зачастую, неосознанно вводят в заблуждение потребителей информации. Цель настоящей статьи -продемонстрировать неэффективность тех средств, при помощи которых до несовершеннолетних пытаются донести правовую информацию об употреблении алкоголя, наркотических и психотропных веществ, а также предложить способы разъяснения несовершеннолетним такой важной для них информации.

Ключевые слова: правовое просвещение, несовершеннолетние, наркотические и психотропные средства, административная ответственность несовершеннолетних, уголовная ответственность несовершеннолетних.

LEGAL EDUCATION OF SCHOOLCHIDREN.

ABOUT ALCOHOL, NARCOTIC AND PSYCHOTROPIC DRUGS

Skripko Marina Iosifovna; Pokrovskaia Ekaterina Andreevna, 2018. Deputy director of the secondary school at school No. 93; legal adviser of the school No. 93, undergraduate student of St. Petersburg State University in the field «Criminal law», Saint-Petersburg.

Annotation: the main theme of this article is that despite the fact that we live in an information society, the purity of legal information that reaches schoolchildren is not complete, correct and accurate. We will try to show by examples that the mass media are not always able to correctly convey the legal material to students, unconsciously mislead consumers of information. The purpose of this article is to demonstrate the ineffectiveness of the means by which minors try to convey legal information about the use of alcohol, narcotic and psychotropic drugs, and also suggest ways of explaining to minors such important information for them.

Key words: legal education, minors, narcotic and psychotropic drugs, administrative liability of minors, criminal liability of minors.

Считается, что в настоящие годы прикладывается неимоверное количество усилий, чтобы правовая грамотность среди несовершеннолетних росла: в школьном курсе предмета «Обществознание» все больше уделяется внимание вопросам права, со школьниками проводятся беседы с участием инспекторов по делам несовершеннолетних. Однако, как выясняется из личных разговоров и социальных опросов школьников правовое просвещение в такой важной области права, как уголовное право не приносит должных результатов.

На данном этапе популяризируются среди школьников беседы о вреде алкоголя, табака, наркотических и психотропных веществ: на классных часах с школьниками проводятся разъяснительные беседы, проводятся проверки школьников на наркотики, а также тестирование, но все усилия не приводят к должному результату.

Как кажется на первый взгляд, вопрос о алкоголе и наркотических средствах представляет собой угрозу в первую очередь для молодого организма, но стоит обозначить и тот аспект, что даже один необдуманный поступок в подростковом возрасте в виде «невинного» употребления алкоголя в компании или употребления в малых дозах «легких наркотиков» может поставить крест на всей жизни несовершеннолетнего.

В данной статье мы постараемся изложить правовые аспекты таких «невинных» развлечений школьников, которые в последствии выливаются в неразрешимые в будущем последствия.

Стоит обращать внимание школьников не только на то, что алкоголь, наркотические и психотропные вещества приводят к негативным последствиям для здоровья, но и на то, что в следствии их употребления человек теряет контроль над своими действиями и поступками, что зачастую приводит к совершению правонарушений и преступлений. Для иллюстрации можно обратиться к статистике Верховного Суда РФ по преступлениям, предусмотренными ст. 131 УК РФ -изнасилование и ст. 132 УК РФ - насильственные действия сексуального характера, совершенных несовершеннолетними, то можно увидеть следующую картину:

Таблица №1. Статистика преступлениям, предусмотренным ст. 131 и 132 УК РФ.

Годы

2012

2013

2014

2015

2016

Количество осужденных за изнасилование

256

243

208

194

190

Количество осужденных за насильственные действия сексуального характера

162

214

186

194

189

Количество лиц, совершивших изнасилование в состоянии алкогольного опьянения

188

150

105

111

95

Удельный вес осужденных, совершивших изнасилование в состоянии алкогольного опьянения в структуре осужденных за изнасилование

73,43%

61,72%

50,48%

57,21%

50%

Темп прироста осужденных за изнасилование в состоянии алкогольного опьянения (цепной)

-20, 22%

-30%

5,71%

-14,42%

и л е

ета аза

к о

С

Количество лиц, совершивших изнасилование в состоянии наркотического опьянения и иного опьянения

Удельный вес лиц, совершивших изнасилование в структуре осужденных за изнасилование

0%

0,82%

0,96%

1,03%

0,52%

Количество лиц, совершивших насильственные действия сексуального характера в состоянии алкогольного опьянения

49

55

31

32

37

Удельный вес лиц, совершивших насильственные действия сексуального характера среди осужденных за насильственные действия сексуального характера

30,24%

25,7%

16,66%

16,49%

18,68%

Темп прироста осужденных за насильственные действия сексуального характера в состоянии алкогольного опьянения(цепной)_

12,24%

3,22%

15,62%

43,64%

Количество лиц, совершивших насильственные действия сексуального характера в_

0

2

2

2

1

0

2

1

1

2

состоянии наркотического и иного опьянения

Удельный вес лиц, совершивших насильственные действия сексуального характера в состоянии наркотического опьянения среди осужденных за насильственные действия сексуального характера 0% 0,93% 0,53% 0,51% 1,058%

Рисунок №1. Динамика осужденных за изнасилование в состоянии алкогольного и наркотического опьянения.

Динамика осужденных за изнасилование в состоянии алкогольного и наркотического опьянения

300

2012 2013 2014 2015 2016

■ Количество осужденных за изнасилование

■ Количество осужденных за изнасилование в состоянии алкогольного опьянения

■ Количество осужденных за изнасилование в состоянии наркотического и иного опьянения

Даже несмотря на то, что данные виды преступлений чаще всего совершаются лицами, не употреблявшими алкоголь или наркотические средства в момент совершения преступления, так как для того, чтобы сломить физическое сопротивление жертвы необходимо применить силу, но среди несовершеннолетних такие преступления часто совершаются в состоянии опьянения. Наверное, такое положение вещей можно объяснить тем, что организм малолетнего не резистентный к таким веществам, психика не сформирована и даже небольшое количество алкоголя, наркотических или психотропных средств может привести к полной потери контроля над сознанием и организмом в целом.

Как нам представляется верным, необходимо дозировано, но корректно и точно рассказывать несовершеннолетним об уголовной ответственности за незаконные приобретение, хранение, перевозку, изготовление, переработку наркотических средств и их аналогов, а также за незаконное производство, сбыт и пересылку наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов.

Зачастую популярные у несовершеннолетних средства массовой информации подают сведения таким образом, что вводят подростков в заблуждение относительно последствий их действий.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Можно привести в пример интернет блогера Юрия Дудя, который на такой известной интернет площадке как YouTube размещает интервью с известными людьми. В одном из таких интервью с Евгением Вадимовичем Ройзманом, который является основателем фонда «Город без наркотиков» отвечая на вопрос интервьюера заявил, что «практически легализовано употребление марихуаны и если до 6 грамм у тебя с собой находится, и ты не торгуешь, то ничего тебе за это не будет» [1].

Необходимо обратиться к уголовному закону, который устанавливает преступность деяния: ч. 1 ст. 228 УК РФ - незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка без цели сбыта растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества в значительном размере[2].

Соответственно, если незаконное приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка без цели сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконные приобретение, хранение, перевозка без цели сбыта растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества не достигает значительного размера, то наступает административная ответственность по ст. 6.8 КоАП РФ [3].

Значительный, крупный и особо крупный размер наркотических средств определяется Постановлением Правительства РФ от 1 октября 2012 г № 1002 «Об утверждении значительного, крупного и особо крупного размеров наркотических средств и психотропных веществ, а также значительного, крупного и особо крупного размеров для растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, для целей статей 228, 228.1, 229 и 229.1 Уголовного кодекса Российской Федерации», где перечислены все наркотически и психотропные вещества и для каждого из них определен размер [4].

Но если такая информация дается на такую обширную аудиторию, а на канал Юрия Дудя подписано более 3 миллионов подписчиков и более 4 миллионов человек просмотрели данное интервью, то стоит оговаривать, что представленная информация дается про конкретное вещество и не относится ко всем наркотическим и психотропным средствам, а также не декларировать, что «ничего тебе за это не будет» - в данной ситуации не наступает уголовной ответственности, но наступает административная ответственность, также суд может обязать правонарушителя обратиться в наркологический диспансер и лицо будет поставлено в нем на учет, что в сумме неминуемо в дальнейшем отразиться на трудоустройстве лица.

Это далеко не единственный пример, когда средства массовой информации публикуют статьи «профессионалов» в области права, которые неполно подают информацию, что приводит не к просвещению несовершеннолетних в области права, а, наоборот, вводят их в заблуждение относительно потенциальной ответственности и преступности деяния.

Подтвердить наш тезис несложно - любые новостные ленты в изобилии печатают статьи о задержанных за приобретение/сбыт наркотических и психотропных средств несовершеннолетних.

Например, статья [5], где цитируются даже представители Следственного комитета РФ: «по данным следствия, днем 7 мая этого года молодой человек, на момент совершения преступления являвшийся несовершеннолетним, незаконно приобрёл для личного потребления наркотическое средство весом не менее 1,86 грамма, что является крупным размером».

У любого школьника, который прочитает эту статью после просмотра вышеупомянутого интервью с Е.В. Ройзманом возникнет закономерный вопрос: почему там авторитетным источником, главой города подается информация, что до 6 грамм вещества - «и за это ничего не будет», а в этой новости говорится о том, что 1, 86 грамма наркотического средства и возбуждается уголовное дело по ч. 2 ст. 228 УК РФ - незаконное приобретение наркотических средств, совершенное в крупном размере.

Получается, что изобилие корректной, но неполно данной информации опаснее, чем если бы эту тему никто не освещал.

Но даже факт того, что информация в СМИ зачастую дается отрывочно, фрагментарно, что не позволяет усвоить сведения в полном объеме - это не основная проблема. Зачастую лицо, который декларирует информацию и доводит ее до широких масс, в том числе несовершеннолетних, видимо, добросовестно заблуждается в предоставляемых сведениях, но, тем не менее, это не снимает с него ответственности, ведь потом и лицо, которое прочитало, услышало, каким-либо другим образом получило данную информацию также находится в неведении относительно того, что предоставленные сведения ложные.

Привести в пример можно всю ту же статью, о которой шла речь выше, где речь идет о привлечении лица к уголовной ответственности за приобретение наркотического средства в крупном размере.

Автор заявляет: «по статье 228 УК РФ учащемуся грозит от трех до десяти лет лишения свободы. Тогда как законодательство России определяет, что несовершеннолетним преступникам можно назначать максимум половину максимального срока наказания». Теперь разберемся с этим заявлением:

1. Корректно было бы сказать, что в качестве наказания по ч. 2 ст. 228 УК РФ определен такой основной вид наказания как лишение свободы, и в качестве дополнительных видов наказания суд также может назначить штраф и ограничение свободы, уголовный закон в санкции данной нормы определяет пределы основного вида наказания - от трех до десяти лет лишения свободы.

2. Второе предложение никак не соответствует действительности. Нужно открыть ст. 88 УК РФ -виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним. Ч. 6 данной нормы уголовного закона: «несовершеннолетним осужденным наказание назначается на срок не свыше десяти лет и отбывается в воспитательных колониях». Поскольку санкция ч. 2 ст. 228 УК РФ определяет максимальный предел наказания в виде лишения свободы «до 10 лет», то исходя из буквы закона никаких сокращений срока для несовершеннолетнего здесь происходить не должно.

3. Далее, обращаемся к ч. 6.1 ст. 88 УК РФ: «При назначении несовершеннолетнему осужденному наказания в виде лишения свободы за совершение тяжкого либо особо тяжкого преступления низший предел наказания, предусмотренный соответствующей статьей Особенной части УК РФ, сокращается наполовину». Обращаясь к ч. 4 ст. 15 УК РФ можно определить, что деяние, предусмотренное ч. 2 ст. 228 УК РФ является тяжким преступлением, соответственно, мы должны применять правило, указанное в ч. 6.1 ст. 88 УК РФ - нижний предел наказания, то есть «от трех лет лишения свободы» - суд должен назначать наказание в пределах от полутора лет лишения свободы до десяти лет лишения свободы.

То есть можно сделать вывод, что лицо, которое написало данную статью радикально заблуждается и вводит в заблуждение всех читателей. Такие «профессионалы» не только не просвещают читателей, не выполняют общественно полезную функцию, а наоборот развращают читателей, которые добросовестно заблуждаются в том, что они обладают специальными знаниями.

После ознакомления с множеством материалов, которые коверкают, перевирают и не доносят информацию в полном объеме перед нами встал вопрос о том, знают ли школьники основные тезисы действующего уголовного закона, которые касаются любого и каждого.

Социологический опрос несовершеннолетних. Данный опрос проходил в рамках беседы, куда были приглашены все желающие учащиеся старшей и средней школы. Была анонсирована тема беседы и все заинтересовавшиеся могли свободно посетить лекцию и пройти анонимный социологический опрос.

Респондентам были розданы материалы с небольшим количеством вопросов, которые содержали несколько вариантов ответов. Всего в опросе приняло участие 48 человек - все они учащиеся старшей школы, которые достигли возраста 16 лет.

Как нам кажется, наглядно показать несовершеннолетним, что они заблуждаются в своих знаниях и этим заинтересовать их в беседе, чтобы обучить - это верный шаг, которым мы воспользовались.

1. Знаете ли Вы, что общий возраст уголовной ответственности - 16 лет, но уголовный закон содержит исчерпывающий перечень деяний, уголовная ответственность за которые наступает с 14 летнего возраста?

Нужно обратить внимание, что только 27 школьников с уверенностью сказали, что знали об этом, но затруднились назвать хотя бы несколько деяний, за которые уголовная ответственность наступает с 14 летнего возраста.

2. Знаете ли Вы, что лицу, достигшему 14 лет можно назначить такие виды наказаний, как штраф, лишение права заниматься определенной деятельностью, обязательные работы, исправительные работы, ограничительные свободы, лишение свободы на определённый срок? Данный вопрос породил среди респондентов долю недоверия: ни один несовершеннолетний не

поверил, что все эти виды наказания можно применить к любому их них в случае совершения преступления.

3. Считаете ли Вы, что употребление «легких наркотиков» в небольших дозах легализовано в России?

Ответы на данный вопрос должны отразить трагичность ситуации, которая складывается с правовым просвещением школьников: 24 человека с уверенностью согласились с тем, что употребление «легких наркотиков» разрешено, но не смогли назвать даже примерные цифры в граммах, которые бы обозначали «небольшую дозу». 13 человек воздержались от ответа, и только 11 человек с уверенностью сказали, что такое употребление запрещено. Нужно отметить, что только один из респондентов верно отметил, что за такое употребление предусмотрена административная ответственность, но также не смог ответить на вопрос, что такое «легкие наркотики» и где в законодательстве найти ответ на вопрос, что такое «небольшая доза».

4. Считаете ли Вы, что административная ответственность за употребление наркотических и психотропных средств поставит под угрозу Вашу дальнейшую карьеру?

Ответы на данный вопрос поражают сознательностью респондентов: 39 человек с уверенностью отметили, что и административная ответственность повлияет на их трудовой путь в будущем.

5. Как Вы считаете, большая ли доля преступлений, которые совершаются несовершеннолетними, происходят на почве распития алкогольных напитков или употребления наркотических или психотропных средств?

Здесь ответы школьников разделились почти напополам: 22 человека сочли, что львиная доля преступлений, совершаемых несовершеннолетними, совершается в состоянии затуманенного сознания, а 26 человек сочли, что это фактор также оказывает влияние на совершение несовершеннолетними преступлений, но не в значительной мере.

После проведения теста и анализа полученных данных школьникам были озвучены данные, которые соответствуют действительности, разъяснены начальные аспекты уголовной ответственности - кто такой «субъект преступления», какие параметры необходимы, чтобы лицо признавалось «субъектом преступления», вопросы, касающиеся уголовной и административной ответственности за сбыт и приобретение наркотических и психотропных веществ, ответственность за употребление наркотических и психотропных веществ, возможные размеры и виды наказаний, которые суд может назначить лицу за такие деяния.

Стоит отметить, что школьники очень активно задавали вопросы, были крайне удивлены представленным им примерам о том, что средствам массовой информации в предоставлении правовой информации нельзя доверять в полной мере. Многие из участвующих признали, что смотрели интервью Юрия Дудя с Евгением Ройзманом и были крайне удивлены тому, насколько информация была неполной, возможно, даже искажающей в некотором роде действительность. Далее школьникам было задано еще несколько вопросов:

1. Считаете ли Вы, что данная лекция была полезна лично для Вас, узнали ли Вы что-то новое для себя?

47 респондентов согласились с тем, что в ходе беседы им была предоставлена информация, которую можно узнать самостоятельно только путем изучения специальной литературы, безусловно согласились с тем, что данный разговор был крайне полезен.

2. Хотели бы Вы, чтобы такие лекции продолжались курсом и освещали другие аспекты уголовного права?

Здесь хотелось бы подчеркнуть, что абсолютно все школьники согласились с тем, что они хотели бы услышать еще несколько лекций, некоторые из респондентов (6 человек) даже стали выдвигать к рассмотрению темы, которые для них актуальны и интересны.

Подводя итог, можно сказать, что правовое воспитание у школьников практически отсутствует: социологический опрос показывает, что несовершеннолетние основываются на безграмотных высказываниях «специалистов».

Мы считаем, что выводы по данной теме очевидны: нужно вводить блоком правовое просвещение школьников об уголовной и административной ответственности - тот базовый набор, которым должен обладать каждый гражданин. Для бесед нужно приглашать юристов, которые действительно обладают специальными знаниями, а не основываются на все тех же новостях, статьях

и интервью - лицо, которое проводит такие беседы и отвечает на вопросы должно аргументировать каждое свое слово нормой действующего законодательства.

Список литературы:

1. YouTube, пользователь вДудь, интервью с Е.В. Ройзманом. URL: https://www.youtube.com/watch?v=S9y4RllgzPY

2. Уголовный кодекс Российской Федерации [Текст]: федеральный закон от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 31.12.2017)//Собрание законодательства РФ. - 17.06.1996. -N25. - ст. 2954.

3. Кодекс РФ об административных правонарушениях [Текст]: федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ //Российская газета. - 2001. - № 256.

4. Об утверждении значительного, крупного и особо крупного размеров наркотических средств и психотропных веществ, а также значительного, крупного и особо крупного размеров для растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, для целей статей 228, 228.1, 229 и 229.1 УК РФ [Текст]: постановление Правительства Российской Федерации от 01.10.2012 № 1002 (в ред. 29.07.2017 г.) // Собрание законодательства РФ. - 2012. - № 41. - ст. 5624.

5. Кам 24 - новости, «Камчатскому студенту грозит колония за покупку наркотиков» URL: https ://www. kam24. ru/news/main/20180718/61402. html

УДК 37.04

ПРОБЛЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА ЭТАПЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Кошелева Н.А., 2018 Мурманский арктический государственный университет, магистрант 2СДО-ППР, учитель-дефектолог ТПМПК, г. Мурманск, Россия

Аннотация: в статье рассматривается проблема индивидуализации образовательного процесса при введении в дошкольные образовательные организации инклюзивной практики, включения детей с ограниченными возможностями здоровья в общее образование. В статье делается акцент на важности введения диагностики индивидуальной динамики развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья в практику работы дошкольной образовательной организации, которая открывает новые возможности в построении образовательного процесса, выступающей средством повышения эффективности работы педагога и дошкольной образовательной организации. Раскрываются условия качественного процесса психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с ОВЗ на основе индивидуализации образования в условиях инклюзии.

Ключевые слова: инклюзивное дошкольное образование, индивидуализация, дети с ограниченными возможностями здоровья.

THE PROBLEM OF PROVIDING INDIVIDUALIZATION OF EDUCATION FOR CHILDREN WITH DISABILITIES IN CONDITIONS OF PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION

Kosheleva N.A., 2018

The Murmansk Arctic state university, undergraduate 2 SDO-PPR, teacher-speech pathologist of TPMPК

Murmansk

Abstract: the problem of individualization of the educational process with the introduction of inclusive practice in pre-school educational institutions, the inclusion of children with disabilities in general education is discussed. The importance of introducing a diagnosis of the individual dynamics of the development of a child with disabilities into the practice of preschool education, which opens up new opportunities in building an educational process that serves as a means to increase the effectiveness of the teacher and pre-school educational organization is emphasized. The conditions of a qualitative process of

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.