Чапурко Татьяна Михайловна
доктор политических наук, кандидат юридических наук, профессор Краснодарского университета МВД России
Картавченко Виктория Владимировна
кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры уголовного права Кубанского государственного аграрного университета _(тел.: 89181742400)
Вопросы о безопасности несовершеннолетних (на примере Краснодарского края)
В статье рассматриваются проблемы обеспечения безопасности несовершеннолетних от различных форм насилия, когда наличие причинного комплекса данных преступных посягательств выявляется в семье или в ином близком окружении детей.
Ключевые слова: безопасность несовершеннолетних, насилие, причинный комплекс, обеспечение охраны и защиты прав и интересов несовершеннолетних.
T.M. Chapurko, the doctor of political sciences, the candidate of jurisprudence, the professor of the Krasnodar university of the Ministry of Internal Affairs of Russia;
V.V. Kartavchenko, the candidate of jurisprudence, the item the teacher Chairs of criminal law of the Kuban state agrarian university; tel.: 89181742400.
Questions of safety of minors (on the example of Krasnodar region)
In article problems of safety of minors from various forms of violence when presence of a causal complex of the data criminal comes to light in a family or in other inner circle of children are considered.
Key words: safety of minors, violence, a causal complex, maintenance of protection and protection of the rights and interests of minors.
овременное состояние преступ-
С. лений, совершенных против прав и интересов несовершеннолетних, показывает повышенный уровень негативных позиции в обществе. Поэтому кризисные социальные условия в обществе, неблагополучные тенденции преступности и особенно тревожные демографические процессы - все это дает основание прогнозировать возможность сохранения высокого уровня преступности как в целом, так и особенно в отношении несовершеннолетних. Так, неутешительным фактом подтверждения данного прогноза является увеличение на 1,4% темпа роста фактов совершения преступлений в отношении несовершеннолетних по итогам первого квартала 2011 года по сравнению с прошлым годом (2010г.- 712; 2011г.- 722), из которых показатель совершения убийств вырос на 80%, преступлений сексуальной направленности - на 27,3 %; фактов жестокого обращения осталось на прежнем уровне. Вместе с этим, оче-
видно, что несовершеннолетнее население находится в духовно не здоровом состоянии развития и жизнедеятельности, что подтверждается увеличивающимся количеством несовершеннолетних лиц, употребляющих спиртные, наркотические и токсические вещества. Так, в 2010 г. по сведениям наркологической службы Краснодарского края на учете состояло 717 несовершеннолетних, из которых на диспансерном учете: по поводу алкоголизма - 13; наркомании -2; токсикомании - 12; за эпизодическое употребление алкоголя - 510; за эпизодическое употребление наркотических средств - 60; за эпизодическое употребление токсических веществ - 120. И это при тех условиях, когда скрыть вариации зависимости не представляется уже возможным. Поэтому говорить о соотношении очевидного и латентного в вопросах преступлений, совершаемых против несовершеннолетних, весьма трудно.
Так, в последние годы в России проблема насилия и жестокости в отношении детей стано-
175
вится все более острой. Несовершеннолетние составляют почти половину потерпевших от преступлений сексуального характера. Каждый десятый ребенок, в отношении которого совершено преступление, является жертвой сексуального насилия. Не исключением явился и Краснодарский край, где с каждым годом все чаще регистрируется сообщения о совершении преступлений в отношении несовершеннолетних. Криминологические исследования показывают, что возраст жертв сексуальных посягательств колеблется от 4 до 9 лет.
Сложившаяся ситуация не может оставлять равнодушными и общественность и представителей государственной власти, когда защита детей от преступных посягательств становится приоритетным направлением государственной политики Российской Федерации. Еще в 2009 году Президент РФ Д.Медведев акцентировал внимание на необходимости принятия дополнительных мер законодательного порядка, направленных на обеспечение защиты и безопасности детей и подростков. Поэтому последующие годы стали годами определенных изменений в национальном законодательстве в данной сфере, а именно, приняты меры, усиливающие уголовную ответственность за совершение преступных сексуальных посягательств в отношении несовершеннолетних, а также устанавливающие запрет на работу с детьми для лиц, совершивших преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетних. Вместе этим, законодателем предусмотрено установление административного надзора за лицами, имеющими непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления в отношении несовершеннолетнего, и освобожденных из мест лишения свободы. Одновременно рассматривается вопрос о введении медико-правовой формы воздействия на лиц, которые отбывали наказания за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних и освобождаются из мест лишения свободы.
На этой основе в Краснодарском крае выстроена система и выработан механизм по реализации и защите прав и законных интересов несовершеннолетних - принимаются меры по обеспечению прав детей на безопасность, защиту от всех форм насилия, предупреждение безнадзорности и беспризорности, развитие и реализацию творческих способностей детей и др. Так, Постановлением главы администрации Краснодарского края от 8 апреля 2008 года № 258 "Об утверждении Положения о порядке взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовер-
шеннолетних в области организации индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении" утвержден механизм защиты и реализации прав несовершеннолетних, воспитывающихся в социально опасных семьях.
Следующим шагом в предупреждении совершения преступных деяний в отношении несовершеннолетних стало принятие Закона Краснодарского края от 21 июля 2008 года № 1539-К3 "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае", ограничивающим пребывание детей на улицах без сопровождения взрослых в вечернее и ночное время. В рамках реализации данного Закона, по данным ГУВД Краснодарского края за прошедшие годы на улицах края в ночное время выявлено более 137 тыс. детей, из них в отношении 4088 безнадзорных и беспризорных приняты меры по дальнейшему жизнеустройству.
Вместе с тем, принимаемые меры не позволяют в полном объеме преодолеть проблему насилия и жестокости в отношении детей. Так, статистические показатели по видам преступлений, совершенным против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетних, за последние пять лет свидетельствуют, что наиболее распространенными среди них явились следующие преступления: - ст.134 УК РФ - привлечено к уголовной ответственности - 365 человек; ст. 135 УК РФ - привлечен - 91 чел.; ст. 132 УК РФ
- 67; ст.131 УК РФ - 12; ст.133 УК РФ - 4. В данном контексте особое внимание уделяется изучению сведений о наличии (отсутствии) судимости у лиц, совершивших преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетних; в итоге - 19,3% человек имели неснятую либо непогашенную судимость, 4,8 % - погашенную судимость, а 75,9 %
- ранее не совершали преступных действий. Также весьма показательны некоторые социально-ролевые характеристики указанных лиц:на момент совершения преступления более половины лиц не имели определенного рода занятий, оставшуюся долю составили лица рабочие - 29%, учащиеся - 4,7%, служащие - 2,6%, предприниматели - 2,5% и др. Это во многом связано с уровнем образования лиц, совершивших преступные сексуальные посягательства в отношении несовершеннолетних. Преобладающий возраст лиц, совершивших преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетних (70%) лица от 18 до 30 лет, и из них в состоянии алкогольного опьянения
176
ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2012 • № 3 (40)
совершили преступления - 16,1% лиц. В большинстве своем это молодые люди активного трудоспособного возраста, но не имеющие определенных занятий и примерно каждый шестой совершил преступление в состоянии алкогольного опьянения. Вместе с этим, обращает на себя внимание тот факт, что каждый пятый уже преступал закон и находился под контролем уголовно-исполнительных инспекций и участковых уполномоченных полиции.
Особую обеспокоенность вызывают факты совершения насильственных преступлений сексуального характера в отношении детей в детских учреждениях, что свидетельствует о недостаточном обеспечении в них безопасности жизни и здоровья детей, когда состояние алкогольного опьянения, раскрепощая поведение должностных лиц, беспрепятственно влечет недопустимые взаимоотношения с подчиненным коллективом детей - использование детей для порнографии.
Все это вызывает не только негодование, но и необходимость внесения изменения в ч. 2 ст. 45 УПК РФ по предоставлению права следователю, дознавателю на этапе досудебного производства по уголовному делу принимать решение об отстранении от участия в уголовном деле законного представителя несовершеннолетнего потерпевшего, если его действия наносят ущерб интересам несовершеннолетнего, допуская к участию в уголовном деле другого законного представителя потерпевшего несовершеннолетнего.
Весьма существенно сказывается и негативное влияние средств массовой информации, играющих определенную роль в формировании ценностных ориентаций подрастающего поколения. К сожалению, ранние половые отношения становятся нормой у современных подростков, поэтому не теряют своей актуальности проблемы духовно-нравственного и правого воспитания несовершеннолетних.
Таким образом, с одной стороны безнаказанность лиц, совершающих половое сношение с несовершеннолетними, с другой стороны, падение нравственных, семейных ценностей являются основными причинами совершения преступлений данного вида, что в целом создало необ-
ходимость изучение проблем обеспечения прав несовершеннолетних на защиту от преступлений против их жизни, здоровья, половой неприкосновенности и половой свободы и показало важность принятия комплекса мер политико-правового, социально-организационного и просветительского плана, а именно,
дополнить ст. 131 - 135 УК РФ особо квалифицирующим признаком - "то же деяние, совершенное родителем, опекуном, попечителем, работником в сфере образования,воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних", предусмотрев санкцию в соответствии с общественной опасностью этих преступлений;
внести изменения в ст. 131-135 УК РФ в части установления "постоянного (пожизненного) запрета на занятие профессиональной деятельностью в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних", для лиц, совершивших преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетних;
внести в ст. 86 УК РФ (судимость) изменения следующего содержания -
"7. Лицо, осужденное за совершение преступления против жизни, здоровья, половой неприкосновенности и половой свободы малолетних и несовершеннолетних, и отбывшее наказание - не подлежит снятию и погашению судимости", таким образом, рассмотрев возможность инициирования в МВД России вопроса об осуществления пожизненного контроля за взрослыми лицами, совершившими насильственные преступления в отношении несовершеннолетних, с выработкой механизма реализации, предусмотрев введение административно - наблюдательных дел, которые будут направляться по территориальности в соответствии с фактическим проживанием данного лица.
177