Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ИНСПЕКТОРОВ ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ'

ПРАВОВОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ИНСПЕКТОРОВ ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
193
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ / ПРАВОВОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ / ОБЩЕСТВЕННЫЙ ИНСПЕКТОР / ОБЩЕСТВЕННЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пчельников Максим Викторович

В работе рассмотрены особенности правового регулирования деятельности общественного экологического инспектора при осуществлении правового просвещения в сфере охраны природы, окружающей среды и обеспечения экологических прав человека. Автор приходит к выводу, что изменения экологического законодательства позволили усилить правовую составляющую в просветительской сфере в области экологии и охраны окружающей среды, активнее развивать экологическое правовое просвещение для взаимодействия заинтересованных членов общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL EDUCATION AND ENSURING ENVIRONMENTAL RIGHTS IN THE ACTIVITIES OF PUBLIC ENVIRONMENTAL INSPECTORS

The paper considers the features of legal regulation of the activities of public environmental inspectors in the implementation of legal education in the field of nature protection, the environment and ensuring environmental human rights. The author concludes that changes in environmental legislation have allowed to strengthen the legal component in the educational sphere in the field of ecology and environmental protection, to actively develop environmental legal education for interaction of interested members of society.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ИНСПЕКТОРОВ ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ / JURIDICAL SCIENCES

УДК 349.6

ПРАВОВОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ИНСПЕКТОРОВ ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

М. В. Пчельников1

В работе рассмотрены особенности правового регулирования деятельности общественного экологического инспектора при осуществлении правового просвещения в сфере охраны природы, окружающей среды и обеспечения экологических прав человека. Автор приходит к выводу, что изменения экологического законодательства позволили усилить правовую составляющую в просветительской сфере в области экологии и охраны окружающей среды, активнее развивать экологическое правовое просвещение для взаимодействия заинтересованных членов общества.

Ключевые слова: Конституция, правовое просвещение, экологическое просвещение, общественный инспектор, общественный экологический контроль.

Законом Российской Федерации о поправке к Конституции России от 14.03.2020 N 1-ФКЗ [2, ст. 1416] статья 114 основного закона дополнена нормами о создании в нашей стране условий для развития системы экологического образования граждан, воспитания экологической культуры.

Отметим, что формирование в обществе определённого уровня знаний в сфере охраны природы, рационального природопользования и обеспечения экологического безопасности невозможно без правового просвещения в сфере охраны окружающей среды. Базовый правовой акт в экологической сфере — Федеральный закон «Об охране окружающей среды» в части первой статьи 74 устанавливает, что экологическое просвещение осуществляется в целях формирования экологической культуры в обществе, воспитания бережного отношения к природе, рационального использования природных ресурсов [3, ст. 133].

Развивая роль экологической культуры в современном обществе нельзя не учитывать правовые аспекты. Как указывает Д. О. Буркин, «основным и наиболее действенным инструментом регулирования отношений в обществе, связанных с охраной природы и её рациональным использованием, является всё-таки право» [7, с. 6]. Однако, во многих философских и педагогических работах наблюдается тенденция к принижению роли права в экологическом просвещении не нацеленная на развитие

1 Пчельников Максим Викторович — к.ю.н., доцент, доцент кафедры «Уголовное право и криминалистика», Донской государственный технический университет, г. Ростов-на-Дону, Россия. ORCID ID https://orcid.org/0000-0002-9961-8569

13

юридических знаний в сфере охраны окружающей среды. Так, например, А. Л. Третьяков указывает, что «эколого-правовое просвещение — это комплекс мероприятий гражданско-правовой направленности, способствующих формированию единых ценностей, высокой духовной нравственности с активной жизненной позицией, повышению социальной и трудовой активности» [13, с. 16].

Полагаем, что в современном обществе необходимо развивать юридические аспекты экологического правового просвещения, как самостоятельного явления на стыке права, экологии и педагогики.

Экологическое правовое просвещение как важная часть экологического образования основано, прежде всего, на экологизированных нормах, включенных в Конституцию страны [1, ст. 4398] и определяющих деятельность органов власти и граждан в экологически ответственном поведении, согласно экологической этики, основанной на принципах устойчивого развития.

Изменения, внесённые в 2020 году в Конституцию страны направлены, в том числе, на создание благоприятных условий жизнедеятельности населения, снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранение уникального природного и биологического многообразия страны, формирование в обществе ответственного отношения к животным. Полагаем, что реализация в современном российском обществе обновлённых конституционных норм повысит уровень экологической культуры.

Можно признать, что пока ещё для большей части населения страны существует запрос на недостаточность знаний в эколого-правовой сфере. Так, Р. Х. Гиззатуллин справедливо отмечает низкий уровень знаний граждан о правах и обязанностях в области охраны окружающей среды и природопользования [9, с. 726]. Пресса и экологическая общественность регулярно сообщают о нарушении природоохранных норм как населением, так и политиками, и чиновниками всех уровней власти [15].

Отметим, что в части 2 ст. 74 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в качестве субъектов, осуществляющих экологическое просвещение, указаны исключительно органы власти, учреждения, организации и иные юридические лица. Однако, в статье 68 того же федерального закона право общественных инспекторов по охране окружающей среды участвовать в работе по экологическому просвещению населения с 2016 г. закреплено в соответствующем разделе (пп.6, ч. 6, ст. 68).

Хотя законодатель наделил правом осуществлять экологическое просвещение только общественные структуры, но население, в частности, инициативные граждане могут принимать участие в экологическом просвещении в статусе общественных инспекторов.

Для обеспечения должного уровня охраны окружающей природной среды в последние годы была сформирована система общественного контроля за обеспечением экологической безопасности и создании необходимых условий эффективного взаимодействия общественных организаций, активных граждан и органов государственной власти в экологической сфере [11, с. 130].

В 2017 г. поправки коснулись общественного контроля в области охраны окружающей среды. Теперь, часть 4 ст. 68 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ

«Об охране окружающей среды» закрепляет право граждан, которые изъявили желание оказывать органам государственного надзора содействие в природоохранной деятельности, добровольно и безвозмездно, осуществлять общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль) в качестве общественных инспекторов по охране окружающей среды. Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды РФ) утвердило порядок организации деятельности общественных инспекторов по охране окружающей среды, который вступил в силу с 2018 г. [4].

В разделе II упомянутого выше Порядка устанавливается обязанность общественного инспектора по охране окружающей среды предоставлять органу власти соответствующую информацию о своём участии в работе по экологическому просвещению населения.

Региональные власти активно поддержали данную инициативу. Например, в Южном федеральном округе в соответствии с вышеуказанными положениями, Минприроды Ростовской области утвердило «Положение по организации деятельности общественных инспекторов по охране окружающей среды на территории Ростовской области» [6], согласно которому была создана комиссия, в обязанности которой входит организация деятельности общественных инспекторов по охране окружающей среды на территории Ростовской области.

В Республике Крым Министерством экологии и природных ресурсов с целью обеспечения общественного контроля в области охраны окружающей среды и организации деятельности общественных инспекторов издан приказ от 24.04.2018 г. № 786 «О Комиссии по организации деятельности общественных инспекторов по охране окружающей среды» [5]. В августе 2018 г. в Республике Крым впервые гражданину присвоен статус общественного инспектора по охране окружающей среды [8]. По мнению министра экологии и природных ресурсов Республики Крым, развитие общественного экологического контроля является ещё одним инструментом защиты прав человека на здоровую окружающую среду.

Отметим, что общественные инспекторы по охране окружающей среды (общественные инспекторы) предназначены для оказания содействия не только региональным органам власти, но и федеральным службам -Росприроднадзору, Рослесхозу, их территориальным органам для содействия в обеспечении охраны окружающей среды.

Общественным инспектором может стать совершеннолетний гражданин страны, изъявивший желание в виде заявления в соответствующий орган государственного надзора.

Общественные инспекторы должны разбираться как в видах основных нарушений, так и уметь правильно их зафиксировать и описать. Поэтому желающие вступить в ряды общественных инспекторов должны иметь возможность не только подать соответствующее заявление, но и пройти предварительное обучение и собеседование на знание основ природоохранного законодательства.

По предложению ректора Донского государственного технического университета (ДГТУ) — опорного вуза Ростовской области, Бесариона Месхи, Министерством природных ресурсов и экологии Ростовской области совместно с юридическим

факультетом опорного университета со студентами вуза-волонтёрами и всеми желающими гражданами проведены семинары для обучения кандидатов в общественные инспекторы [12].

Удостоверения общественных инспекторов получили 12 студентов ДГТУ. На данный момент в Ростовской области действуют уже несколько десятков общественных инспекторов по охране окружающей среды.

Общественные инспекторы по охране окружающей среды в Российской Федерации обладают определенными правами. К наиболее значимым правам, наряду с осуществлением общественного экологического контроля, можно отнести введенное Федеральным законом от 03.07.2016 N 353-ФЗ законодательное закрепление на их участие в работе по экологическому просвещению населения [10, с. 146].

Современная молодежь, особенно студенты-юристы, знает свои права. Хотя в их эколого-правовой культуре есть свои противоречия, а именно, хотя у них достаточно высокий уровень эколого-правового знания, но очень низкий уровень навыков по применению этих знаний. Полагаем, что деятельность в сфере общественного экологического контроля может служить своеобразным «полигоном» для того, чтобы студенты-юристы умели применять на практике свои эколого-правовые знания.

Отдельно следует отметить, что в настоящий момент в деятельности современного общества появились новые, в том числе цифровые, инструменты взаимодействия с государством и членами общества, новые интересы и ценности; образовались разветвленные горизонтальные сети социальных взаимодействий. Среди интересов граждан всё чаще отмечается интерес к локальным проблемам, влияющим на их повседневную жизнь (экология, проблемы ЖКХ, благоустройство), что, несомненно, станет драйвером развития новых общественных взаимодействий [16, с. 29].

Положительным примером в этой области может служить деятельность Интернет-центра ресурсного обеспечения общественных инспекторов по охране природы, который направлен на создание единого информационного ресурса в сфере общественного контроля и совершенствование системы экологического правового просвещения. Уже сейчас на сайте центра граждане могут получить необходимую правовую информацию в сфере природоохранного законодательства [14].

Следует отметить, что несмотря на то, что институт общественных экологических инспекторов начал функционировать относительно недавно, наблюдается растущий интерес граждан к экологическому правовому просвещению и участию в обеспечении экологических прав населения, это значимо выявляет демократические основы нашего государства и дает возможность гражданам знать и охранять свои права на благоприятную окружающую среду.

Полагаем, что изменения российского законодательства позволили наделить ведущей ролью в экопросвещении населения общественных экологических инспекторов, обладающих для этого с недавних пор всем необходимым потенциалом. Значительно повысилась правовая составляющая в просветительской сфере в области экологии и охраны окружающей среды.

Как показал опыт правоприменения, можно выделить следующие аспекты в деятельности общественного экологического инспектора при осуществлении правового просвещения:

• осуществлять правовое экологическое просвещение можно уже на этапе кандидатов в общественные инспекторы;

• продолжать просвещение в деятельности общественных инспекторов по охране окружающей среды;

• развивать экологическое правовое просвещение в качестве информационного ресурса для взаимодействия заинтересованных членов общества.

Таким образом, полагаем, что в условиях современного российского общества потенциал деятельности общественных экологических инспекторов в сфере экологического правового просвещения способствует формированию экологического правосознания, обеспечению экологических прав и эффективности охраны окружающей природной среды.

Литература

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Собрание законодательства Российской Федерации, 04.08.2014, № 31, ст. 4398; интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravo.gov.ru

2. Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14.03.2020 № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» // Собрание законодательства Российской Федерации, 16.03.2020, № 11 ст. 1416.

3. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 N 7-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 14.01.2002, N 2, ст. 133.

4. Приказ Минприроды России от 12.07.2017 г. № 403 «Об утверждении порядка организации деятельности общественных инспекторов по охране окружающей среды» (Зарегистрировано в Минюсте России 22.02.2018 г. № 50111) [Электронный ресурс]. URL: https://minjust.consultant.ru/documents/38516

5. Приказ Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым от 24.04.2018 г. № 786 «О Комиссии по организации деятельности общественных инспекторов по охране окружающей среды» [Электронный ресурс]. URL: https://meco.rk.gov.ru/uploads/meco/attachments//d4/1d/8c/d98f00b204e9800998ecf8427e/php BDOWjG_786.PDF

6. Приказ Минприроды по Ростовской области от 03.07.2018 № ПР-119 «Об утверждении положения по организации деятельности общественных инспекторов по охране окружающей среды на территории Ростовской области» [Электронный ресурс]. URL: https://xn--d1ahaoghbejbc5k.xn--p1ai/documents/active/?nav-documents=page-8

7. Буркин Д О. Правовое образование в механизме формирования эколого-правовой культуры: автореф. дис... канд. юрид. наук. Краснодар, 2014. 33 с.

8. В Крыму впервые гражданину присвоен статус общественного инспектора по охране окружающей среды — Лента новостей Крыма [Электронный ресурс]. URL: https://crimea-news.com/other/2018/08/15/434858.html

9. Гиззатуллин Р. Х. Об эколого-правовом просвещении // Вестник Удмуртского Университета. Серия: Экономика и право. 2018. Т. 28, вып. 5. С. 721-726.

17

10. Лиманская А. П., Пчельников М. В. Повышение экологической культуры населения // Комплексная безопасность государства и общества материалы международной научно-практической конференции. Филиал ЧОУВО «Московский университет им. С. Ю. Витте» в г. Ростове-на-Дону. — Ростов н/Д, 2017. С. 144-148.

11. Пчельников М. В. Особенности нормативного правового регулирования института общественных инспекторов по охране окружающей среды // Юристъ-Правоведъ. 2017. № 4 (83). С. 127-131.

12. Студенты факультета «Юридический» активно участвуют в развитии добровольчества (волонтерства) в сфере охраны окружающей среды [Электронный ресурс]. URL: https://donstu.ru / новости

13. Третьяков А. Л. Экологическое и правовое просвещение обучающихся в условиях реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» // Вестник Академии детско-юношеского туризма и краеведения. 2017. № 1. С. 16-24.

14. Центр ресурсного обеспечения общественных инспекторов по охране природы [Электронный ресурс]. URL: http://publicmonitoring.ru/

15. Что за дичь. Как российские политики и чиновники охотятся, браконьерствуют и попутно убивают друг друга // Коммерсантъ, 15.02.2020, https://www.kommersant.ru/doc/4251581 (дата обращения 25.06.2020).

16. Шухов Ф. Г. Трансформация деятельности общественных объединений в условиях цифровой экономики // Вопросы российского и международного права. 2019. Т. 9. № 7-1. С. 29-36.

LEGAL EDUCATION AND ENSURING ENVIRONMENTAL RIGHTS IN THE ACTIVITIES OF PUBLIC ENVIRONMENTAL INSPECTORS

Ph. D., associate Professor, M. V. Pchelnikov associate Professor of the Department of Criminal law and criminalistics, Don state technical University, Rostov-on-don, Russia ORCID ID https://orcid.org/0000-0002-9961-8569

The paper considers the features of legal regulation of the activities of public environmental inspectors in the implementation of legal education in the field of nature protection, the environment and ensuring environmental human rights. The author concludes that changes in environmental legislation have allowed to strengthen the legal component in the educational sphere in the field of ecology and environmental protection, to actively develop environmental legal education for interaction of interested members of society.

Keywords: the Constitution of Russia, legal education, environmental education, public inspector, public environmental control.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.