СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
И.И. Буряченко, студент
Донской государственный технический университет (Россия, г. Ростов-на-Дону)
DOI: 10.24411/2500-1000-2019-11981
Аннотация. В данной статье приводятся данные о правовом регулировании деятельности прокуратуры сфере экологии. Рассмотрен процесс образования системы специализированных природоохранных прокуратур в Российской Федерации. На основе анализа их деятельности, предлагаются меры по совершенствованию экологического законодательства и деятельности прокуратуры в природоохранной сфере. Прокурорский надзор за исполнением законов об охране окружающей среды и природопользования отнесен к одному из приоритетных направлений с учетом жизненно важной потребности человека в сохранении окружающей среды.
Ключевые слова: право, экологическое законодательство, природоохранная прокуратура, прокурорский надзор.
Актуальность данной темы заключается в том, что прокуратура Российской Федерации является единой федеральной централизованной системой органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. Необходимо отметить, что в системе органов прокуратуры РФ в составе специализированных прокуратур выделяются природоохранные прокуратуры [1]. Они ведут деятельность в узком направлении - осуществляют надзор за исполнением законов об охране окружающей среды. Природоохранные прокуратуры учреждаются на правах межрайонных. Возглавляет природоохранную прокуратуру межрайонный прокурор.
Само создание природоохранных прокуратур началось сравнительно недавно -в 1985-1986 годах [2]. Столь позднее создание вызвано рядом причин, связанных с экологической обстановкой в стране. На это время пришелся период, когда человек, глядя на окружающую среду, видел только ее экономическую составляющую, и хотел извлечь из природы наибольшую выгоду. В основе взаимодействия с окружающей средой лежала концепция потребительского отношения к природе, в тоже время
проблема загрязнения окружающей среды не была достаточно изучена [3].
Прокурорский надзор за исполнением законов об охране окружающей среды и природопользования отнесен к одному из приоритетных направлений с учетом жизненно важной потребности человека в сохранении окружающей среды. Надзор за соблюдением экологического законодательства входит в структуру надзора за исполнением законов. Данное направление выделяется согласно Федеральному закону «О прокуратуре Российской Федерации» [4]. Согласно ст. 21, предметом надзора является соблюдением Конституции РФ и иных законов органами и организациями, которые перечислены в данной статье.
Источниками экологического законодательства являются: Федеральный закон "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 № 7-ФЗ, Федеральный закон "Об охране атмосферного воздуха" от 04.05.1999 № 96- фЗ, Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" от 21.11.2011 № 323-ф3.
Учитывая экологическую обстановку в определенном регионе, прокурорский работник обязан обеспечить эффективный надзор за исполнением законов об охране окружающей среды и природопользова-
ния. В случае получения информации о преступлении или о правонарушении организовать проверку с привлечением компетентного должностного лица. По результатам рассмотрения дела обеспечить немедленного устранения нарушения требований законодательства в данной сфере, привлечения виновных лиц к установленной законом ответственности и взыскания причиненного материального ущерба.
Ответственность за экологические правонарушения - это меры принуждения государственно-правового типа, которые предусмотрены законодательством за совершение экологического преступления. Законодательство в области экологии предусмотрела эколого-правовую ответственность, которая возложена на специальные государственные органы. Основанием для возбуждения эколого-правовой ответственности служит причинение вреда природной, окружающей среде, а также здоровью, жизни и имуществу гражданина [5].
На практике сложилось так, что поводами для проведения сотрудниками прокуратуры выездных проверок являются: непосредственные (письменные и устные) обращения граждан и должностных лиц; материалы уголовных, гражданских, арбитражных дел, административных производств, контролирующих органов; публикации в средствах массовой информации; результаты анализа статистических данных о прокурорской и правоприменительной практике [6].
Экологическая безопасность в определенном регионе и в стране целом напрямую зависит от проводимой государством политики в сфере экологии и от количества совершаемых экологических правонарушений и преступлений. Рост экологических правонарушений и преступлений приводит к дестабилизации обстановки в регионах [7].
Обратимся к статистическим данным. Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура в 2018 году выявила 30 485 нарушений закона, в их числе в области охраны окружающей среды и природопользования - 21645, по тем же критериям в 2017 соответственно - 29823 и 21190, в 2016 году - 34285 и 25982 [8]. Эти
показатели в несколько раз выше, чем у межрайонных природоохранных прокуратур и территориальных прокуратур на правах субъекта, что свидетельствует о необходимости дальнейшего создания природоохранных прокуратур, действующих на правах субъекта.
Анализ сведений о состоянии законности в указанной сфере организуется на основании сведений, предоставляемых органами государственной власти, местного самоуправления, научными учреждениями и средствами массовой информации. Кроме того, особое внимание уделяется мониторингу сайтов Минприроды России.
Прокурорам поручается систематически информировать органы государственной власти и местного самоуправления о наиболее важных проблемах экологической безопасности. Также информацию о состоянии законности в сфере охраны окружающей среды необходимо доводить до населения [9]. На прокурора возлагается роль координатора деятельности правоохранительных органов по противодействию экологической преступности. Вышестоящим прокурорам предписывается оказывать методическую помощь нижестоящим.
Высокая эффективность работы межрегиональных природоохранных прокуратур подтверждается судебной практикой, статистикой, а также улучшением экологической обстановки в тех регионах, в которых действуют природоохранные прокуратуры на правах субъекта. Создается целостная картина состояния законности в сфере экологии в регионах, вследствие чего становится проще добиться устранения нарушений природоохранного законодательства на более высоком уровне. Также следует продолжить создание природоохранных прокуратур на правах районных в тех регионах, где они еще не созданы. Для усиления гарантий исполнения природоохранного законодательства и соблюдения экологических прав граждан, следовало бы включить статью о прокурорском надзоре в Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» [10] с разграничением полномочий органов государственного экологического надзора и прокуратуры.
Библиографический список
1. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (ред. От 08.01.2019) // Собрание законодательства РФ. - 20.11.1995. - № 47. - Ст. 4472.
2. Ергашев, Е. Р. Прокурорский надзор в Российской Федерации: учебник и практикум - 1-е изд. / Подред. Е. Р. Ергашева. - М. : Юрайт, 2016. - 413 с.
3. Экологическое право. Учеб. пособие / Ю.И. Исакова. -Ростов н/Д: Издательский центр ДГТУ, 2015. -152 с.
4. Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" - Режим доступа: www.consultant.ru
5. Пчельников М.В. Институциональные механизмы формирования политико-правового порядка в сфере экологических отношений // Приоритетные направления развития современной науки. Материалы международной научно-практической конференции 03.07.2010, отв. Ред. М.В. Волкова. - Чебоксары: НИИ педагогики и психологии, 2010.
6. Приказ Генпрокуратуры России от 07.12.2007 №195 (ред. от 21.06.2016) «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина».
7. Пчельников М.В. О некоторых проблемах формирования экологической правовой политики России // Философия права. - 2009. - № 1 (32). - С. 67-70.
8. Официальный сайт Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://wmpp.ru
9. Марихова Н. Прокурорский надзор за исполнением экологического законодательства // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина. - 2016. - №1. - С. 108-111.
10. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (ред. от 29.07.2018) // Собрание законодательства РФ. - 14.01.2002. - № 2. - Ст. 133.
11. Сагирян И.Г. Научная публикация студента / Ю.И. Исакова, И.Г. Сагирян и др. Учебно-методическое пособие. - Ростов н/Д.: ДГТУ, 2019 - 56 с.
MODERN TRENDS OF LEGAL REGULATION OF IMPLEMENTATION PUBLIC PROSECUTOR'S SUPERVISION OVER THE EXECUTION OF ENVIRONMENTAL
LEGISLATIONS
I.I. Buryachenko, Student Don State Technical University (Russia, Rostov-on-Don)
Abstract. This article provides data on the legal regulation of the activities of the prosecutor's office in the field of ecology. The process offorming a system of specialized environmental prosecutor's offices in the Russian Federation is considered. Based on the analysis of their activities, measures are proposed to improve environmental legislation and the activities of the prosecutor's office in the environmental field. Prosecutorial supervision of the implementation of laws on environmental protection and nature management is assigned to one of the priority areas, taking into account the vital human need for the preservation of the environment.
Keywords: law, environmental legislation, environmental protection, prosecutor's office, prosecutor's supervision.