ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА В ПРИРОДООХРАННОЙ ПРОКУРАТУРЕ Гасанов З.Т. Email: [email protected]
Гасанов Зилан Тельманович - студент магистратуры, кафедра уголовного процесса, юридический факультет им. А.А. Хмырова, Кубанский государственный университет, г. Краснодар
Аннотация: в статье анализируются проблемные аспекты научных основ организации прокурорского надзора в природоохранной прокуратуре, раскрывается деятельность прокуратуры в данной сфере, нормативно-правовое регулирование. Раскрываются критерии указанной проблемы, к которым автор относит: психологический; незаинтересованность работников в профессиональном развитии; желание работодателя действовать лишь согласно букве закона. В работе предлагаются практические меры, направленные на совершенствование прокурорского надзора в данном направлении.
Ключевые слова: прокурорский надзор, природоохранные прокуратуры, правовые акты, научные основы организации.
SCIENTIFIC BASIS FOR THE ORGANIZATION OF PROSECUTORIAL SUPERVISION IN THE ENVIRONMENTAL PROSECUTOR'S OFFICE Gasanov Z.T.
Hasanov Zilan Telmanovich - Graduate Student, DEPARTMENT OF CRIMINAL PROCEDURE, FACULTY OF LAW A.A. KHMYROV, KUBAN STATE UNIVERSITY, KRASNODAR
Abstract: the article analyzes the problematic aspects of the scientific foundations for the organization of prosecutorial supervision in the environmental prosecutor's office, discloses the activities of the prosecutor's office in this area, and regulatory and legal regulation. The criteria of this problem are revealed, to which the author relates: psychological; disinterest of workers in professional development; he employer's desire to act only according to the letter of the law. The paper proposes practical measures aimed at improving prosecutorial supervision in this direction.
Keywords: prosecutorial supervision, environmental prosecutor's offices, legal acts, scientific foundations of the organization.
УДК 4414
Природоохранные прокуратуры в нашей стране были учреждены в системе органов прокуратуры неслучайно. Такой законодательный ход был связан с глобальным ухудшением состояния окружающей среды в России. Данная проблема обусловила законодателя прибегнуть к созданию указанных прокуратур, тем самым, усилить поддержку законности в сфере охраны природы [2].
Деятельность природоохранных прокуратур регламентируется теми же законодательными актами, что и межрайонные, прокуратуры субъектов, городов и другие, но помимо этого, к правовой регламентации еще, добавляются ведомственные акты Генеральной прокуратуры РФ и прокуратуры субъекта. К ним относятся: приказы, инструкции, рекомендации, распоряжения прокурора субъекта, документы для служебного пользования. Сюда же, можно добавить и локальные правовые акты
природоохранных прокуратур: распоряжения природоохранного прокурора, протоколы межведомственных и координационных совещаний и другие, в зависимости от специфики деятельности природоохранной прокуратуры и типа порядка внутреннего устройства природоохранной прокуратуры, модель которого выбирает уже сам прокурор [5, с. 174].
Проблемы научных основ организации прокурорского надзора в природоохранной прокуратуре заключаются в том, что деятельность любой государственной структуры в нашей стране всегда строго регламентирована и у служителей закону на практике почти никогда нет возможности отступить от нормы закона и руководствоваться в своей профессиональной деятельности лишь, научными трудами и вообще, любой иной научной литературой (рекомендациями, пособиями, методичками и т.д.) [3, с. 68]. Здесь, можно выделить несколько аспектов указанной проблемы [5, с. 186]:
1) Психологический аспект (первый и самый главный). Мы выделяем приведенный аспект первым, поскольку, во-первых, все проблемные вопросы всегда идут из психики человека. Психика и профессиональная деятельность человека напрямую связана с его психологическим состоянием. В указанном аспекте, роль психики прокурорского работника заключается в том, что психологически у такого работника выработана привычка руководствоваться в своей профессиональной деятельности лишь законом и подзаконными актами (ведомственными, локальными и иными) и на практике, малая часть работников прокуратуры применяет научную литературу при решении профессиональных вопросов, с которыми они сталкиваются так или иначе ежедневно.
2) Незаинтересованность работников в профессиональном развитии. Каждый работник прокуратуры должен понимать, что без профессионального развития, он не сможет выполнять свою работу качественно. Да, он сможет работать, но вряд ли, некомпетентного работника станут повышать в должности, например, и, если станет выбор, кого назначить на руководящую должность (в нашем случае -природоохранной прокуратуры), руководство выберет того сотрудника, кто нацелен на развитие, компетентен в сфере природоохранного законодательства1. На примере природоохранной прокуратуры, можно выделить основные сферы законодательства по которым, прокурорским работникам природоохранных прокуратур необходимо пополнять багаж знаний в научной среде. Например, если сотрудник надзирает за исполнением законодательства о животных, ему необходимо периодически (регулярно) проводить мониторинг научных статей в этой сфере, авторефератов, а также, специализированных научных изданий (методических рекомендаций), которые издают специализированные подразделения (печатные издания) прокуратур субъектов и др. Если помощник прокурора осуществляет надзор за исполнением законодательства в сфере рыболовства, ГТС, атмосферного воздуха и леса, то соответственно, сотрудник должен освежать и дополнять научные знания в указанных правовых сферах по приведенной выше схеме. Но следует отметить, что деятельность природоохранных прокуратур, в основном, выстроена таким образом, что в общей массе, большинство работников указанных прокуратур следуют по пути развития и научного обогащения, но все же, незаинтересованность в научном развитии все-таки, встречается. Сегодня в системе органов прокуратуры регулярно проводятся мероприятия по обогащению научными знаниями прокурорских работников. К таким мероприятиям относятся: научно-методические семинары (на которых собираются прокурорские работники, научные деятели и профессионалы в сфере, которая обсуждается на семинаре) и научные конференции (участие в которых принимают студенты старших курсов и молодые прокурорские работники).
1 Якупов З.Р. Роль прокуратуры в механизме государственной власти современной России. «Право: современные тенденции». Краснодар, 2019
3) Желание руководителя (природоохранного прокурора) действовать лишь согласно букве закона. Данный проблемный аспект встречается наиболее редко, но все же, имеет место быть. На практике редко, но встречаются случаи, когда прокурор поддерживает строгую, консервативную систему управления подчиненными и не желает, чтобы в практической работе прокурорских работников внедрялись новые методы и приемы осуществления прокурорского надзора, разработанные наукой. Здесь же, влияет аспект недоверия научным деятелям, которые например, на практике не работали в системе органов прокуратуры.
В заключение следует добавить: хоть и не все прокурорские работники (в нашем случае - в природоохранной прокуратуре) на практике применяют и руководствуются научными знаниями, это не умаляет роль науки для практического и правильного функционирования природоохранных прокуратур. Ведь, не даром, в органах прокуратуры учреждены специализированные подразделения (печатные издания), штат сотрудников, имеющих и статус прокурорского работника, и научную степень одновременно, которые занимаются разработкой и реализацией методических пособий, рекомендаций и других локальных (научных) пособий, ведь, эта форма деятельности направлена на непосредственное упрощение работы прокурорских работников, поскольку гораздо проще и интереснее работать, надзирать за исполнением, в нашем случае, природоохранного законодательства, когда ты видишь перед собой условный план работы, основанный на научных и практических трудах.
Список литературы /References
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 04.08.2014. № 31. ст. 4398.
2. Федеральный закон «О прокуратуре» от 17.01.1992 № 2202-1 ФЗ (ред. от 02.07.2015) // СПС «КонсультантПлюс».
3. Чернышев В.В. Природоохранная специализация в правоохранительной деятельности прокуратуры. Вестник Российского университета дружбы народов. М., 2019.
4. Якупов З.Р. Роль прокуратуры в механизме государственной власти современной России. «Право: современные тенденции». Краснодар, 2019.
5. Литовченко А.С. Об особенностях приведения нормативных правовых актов в соответствие с действующим законодательством. Молодой ученый. Москва, 2019.