Научная статья на тему 'Правовое положение осужденных к лишению свободы, отбывающих наказание в следственных изоляторах ФСИН России'

Правовое положение осужденных к лишению свободы, отбывающих наказание в следственных изоляторах ФСИН России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
262
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовое положение осужденных к лишению свободы, отбывающих наказание в следственных изоляторах ФСИН России»

Старший лейтенант внутренней службы А. О. ЗУБОВА,

преподаватель Самарского ЮИ ФСИН России

ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ, ОТБЫВАЮЩИХ НАКАЗАНИЕ В СЛЕДСТВЕННЫХ ИЗОЛЯТОРАХ ФСИН РОССИИ

Правовой статус осужденного — это один из основных и наиважнейших элементов в системе исполнения уголовных наказаний. Его выражение в законодательстве постоянно совершенствуется. Можно отметить, что в УИКРФ, в отличие от ранее действовавшего ИТК РСФСР, в котором нормативно определялись лишь общие черты правового положения осужденных, указанный институт получил закрепление в самостоятельной главе. Кроме того, специальные права, обязанности, законные интересы осужденных и виды ответственности нашли отражение в Особенной части настоящего Кодекса в регламентации исполнения конкретных видов наказаний.

Лишение свободы является одним из самых строгих по объему и характеру видов наказаний. Поэтому в процедуре его исполнения особо важно наиболее точно определить и закрепить правовой статус осужденных. В нем наиболее концентрированно проявляется выражение принципов уголовно-исполнительного права, а также

содержание самого наказания. Его нормы выступают в качестве правовой гарантии прав и законных интересов осужденных.

В настоящее время обеспечение прав и законных интересов осужденных является одной из основных задач правового регулирования исполнения любого вида наказания, в том числе лишения свободы. В связи с тем, что Российская Федерация приняла ряд обязательств по соблюдению международных актов в вопросах обеспечения прав и свобод заключенных, можно отметить, что активное движение в сторону гуманизации процедур изоляции осужденных, а также четкого определения и обеспечения их правового статуса не только имеет хорошее начало, но и по ряду решенных проблем приближается к мировым стандартам [ 1 ]. Кроме того, в докладе о результатах и основных направлениях деятельности Министерства юстиции Российской Федерации на 2009-2011 годы сделан акцент на то, что именно одним из основных факторов, определяющих реформирование уголовно-исполнительной системы, выступают международные правовые акты в области прав человека, борьбы с преступностью и обращения с правонарушителя-

ми. В указанных документах содержатся основные принципы, нормы и стандарты, выработанные международным сообществом, направленные на обеспечение и защиту прав человека в сфере обращения с различными категориями осужденных. В соответствии с ч. 1 ст. 17 Конституции Российской Федерации их права и свободы гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Предписания международных договоров уже сегодня являются частью российской правовой системы и требуют неизменного продолжения курса на оптимальную гуманизацию исполнения наказаний [2].

Основы правового положения осужденных отражены в нормах гл. 2 УИК РФ. Исходя из принципа равенства осужденных перед законом, их требования касаются всех без исключения категорий лиц, отбывающих наказания.

Закон допускает исполнение и отбывание осужденными наказаний в виде лишения свободы в следственных изоляторах (ч. 1 ст. 74 УИК РФ), которые не являются исправительными учреждениями. Этот специализированный вид учреждений УИС, обеспечивая строгую изоляцию подследственных, подсудимых и осужденных в период до направления их к месту отбывания наказания, в целом организационно и технически не способен в полном объеме воспроизвести условия отбывания наказания в виде лишения свободы, как это предусмотрено, и обеспечить статус осужденных в соответствии с нормами уголовно-исполнительного законодательства применительно к функционированию исправительного учреждения. Поэтому правовой статус данной категории лиц не соответствует в полном объеме нормативно-правовым требованиям для осужденных к лишению свободы.

Как правило, правовой статус осужденных составляют его структурные элемен-

ты: права, обязанности и законные интересы, гарантии и виды ответственности.

В силу признания осужденных субъектами уголовно-исполнительных правоотношений Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность (ч. 1 ст. 10 УИК РФ).

Объем прав и обязанностей осужденных зависит от содержания правоограничений, а также порядка и условий исполнения конкретного вида наказания. В наибольшей степени нормативно детализирован правовой статус осужденных к лишению свободы в исправительных учреждениях, так как организация их изоляции связана не только с регламентом правоограниче-ний, специальных прав и обязанностей, объем которых значительно больше, чем при исполнении любого другого вида наказания, но и всего уклада их жизни [3]. Однако в ходе исследования механизма правового регулирования отбывания лишения свободы в следственном изоляторе выяснилось, что на законодательном уровне указанный процесс регламентирован слабо. Поэтому права и законные интересы осужденных, отбывающих наказание в следственных изоляторах, остаются обеспеченными не в полном объеме.

Правовое положение осужденных — это категория социально-правовая. Она исторически изменчивая и ее содержание не постоянно. Статус осужденных зависит от ряда факторов: социальных условий, криминальной ситуации, судебной практики по применению наказаний, уголовной и уголовно-исполнительной политики государства.

Одним из элементов правового положения осужденного являются его права, которые по своей организации являются сложным объектом, требующим системного изучения [4].

Г49

В условиях отбывания наказания в виде лишения свободы в следственном изоляторе важное значение приобретают права осужденных, такие как право на честь и достоинство, на получение информации о своих правах и обязанностях, право на непревышение объема ограничений, которые определены приговором суда и составляют содержательную часть порядка и условий исполнения и отбывания наказания.

Право осужденного на защиту личного достоинства прямо отражено в ст. 21 Конституции РФ, а также в ст.ст. 3 и 12 УИК РФ. Справедливо отмечают С. Н. Пономарев и Т. Н. Медведева, что во время отбывания наказания в виде лишения свободы достоинство осужденных «подвергается достаточно серьезному испытанию» [5]. Для государства человеческое достоинство осужденных выступает некой духовной основой конструктивного «диалога» по применению средств исправления. Однако условия их содержания в изоляции, сам характер кары, личность некоторых осужденных, их негативное поведение, профессиональный уровень отдельных сотрудников ИУ и СИЗО не всегда позволяют избежать этого.

Имея в виду осужденных-краткосроч-ников, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, нельзя не отметить, что нарушения их личного достоинства в определенной мере связаны с тем фактом, что сотрудники администрации следственного изолятора информируют только около 30 % осужденных о возможности отбывания наказания ими в СИЗО. Вместе с тем более 70 % осужденных, срок наказания которых в виде лишения свободы не превышает шести месяцев, не знают о том, что они могут отбывать его в СИЗО. Это означает, что в таких случаях их право на информацию и личный интерес не обеспечивается. На наш взгляд, право на достоинство осужденных

тесно связано с правом на получение информации о своих правах и обязанностях, о порядке и условиях отбывания назначенного судом вида наказания.

По логике законодательства осуж-денные-краткосрочники, отбывающие лишение свободы в СИЗО, должны содержаться в условиях исправительной колонии того вида режима, который определен судом в приговоре. Однако этот момент четко не определен в УИК РФ. Практика же пошла по другому пути. Осужденные содержатся в запираемых камерах совместно с подследственными и лицами, ожидающими этапирования в исправительные колонии. По результатам нашего исследования выяснилось, что 92,8 % осужденных-краткосрочников содержатся в камерах, а 71,4 % осужденных отбывают наказание совместно с подследственными и осужденными, ожидающими этапирования в исправительные колонии.

Особо следует отметить, что помимо осужденных-краткосрочников в СИЗО содержатся осужденные — уклонисты от отбывания наказаний в виде исправительных и обязательных работ. Им суд определил лишение свободы с отбыванием в колонии-поселении в порядке замены указанных видов наказаний за злостное уклонение от их отбывания. В ходе нашего исследования выяснилось, что таких осужденных в СИЗО — 57 %. Очевидно, что уровень изоляции в СИЗО кардинально отличается от изоляции в колонии-поселении, где осужденные содержатся на условиях полусвободы. Кроме того, осужденные в колонии-поселении содержатся без охраны, но под надзором администрации. Иная ситуация в СИЗО, там все лица (подследственные и осужденные) безоговорочно находятся под круглосуточной охраной и наблюдением. Лица, содержащиеся в колонии-поселении, в часы от подъема до отбоя пользу-

ются правом свободного передвижения по территории учреждения, в СИЗО такой возможности у них нет из-за специфичности организации изоляции.

Следовательно, оставляя отбывать наказание в виде лишения свободы в СИЗО осужденных, которым определен режим колонии-поселения, администрация данного учреждения на «законном» основании все же не только «вторгается» в их правовой статус, но и кардинально его меняет, так как ограничений свободы у осужденных, содержащихся в колониях-поселениях, значительно меньше, а объем и содержание прав совершенно иные, чем у осужденных, находящихся в следственных изоляторах.

Праву осужденных на получение информации о своих правах и обязанностях, о порядке и об условиях отбывания назначенного судом наказания противостоит обязанность, в соответствии с которой осужденные должны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними других нормативных актов. На наш взгляд, возникает разумный вопрос: а как осужденные могут выполнять указанную выше обязанность, если они изначально содержатся в условиях, не соответствующих приговору суда. Нами усматривается определенная проблема, связанная с реализацией не только прав, но и обязанностей. Представляется, что возникшая ситуация образовалась от того, что на законодательном уровне недостаточно детально проработаны вопросы регламентации процесса исполнения наказания в виде лишения свободы в следственном изоляторе. Существующая общая норма, позволяющая оставлять осужденных-краткосрочников в СИЗО, оказалась не подкрепленной специальными процедурными нормами и механизмом решения определенных организационных вопро-

сов с учетом специфики функционирования указанного вида учреждения УИС. По этой причине сотрудники СИЗО в основном организуют работу с осужденными в объеме, определенном для подследственных, что недопустимо.

Осужденные во время отбывания наказания, назначенного ему по приговору суда, не лишаются гражданства и статуса гражданина РФ. Сохранение гражданства Российского государства лицам, совершившим преступления, соответствует международным актам, закрепляющим принципы обращения с осужденными, и служит выражением реализации принципов демократизма и гуманизма в сфере исполнения уголовных наказаний [6]. Кроме того, это отражает и другие важные базовые положения.

Во-первых, способствует обеспечению законности при исполнении наказания, ибо нарушения этого принципа в любых формах их проявления неизбежно ущемляет права и законные интересы осужденных, в том числе принадлежащие им как гражданам государства. Конкретное выражение рассматриваемого положения реализуется в требовании исчерпывающего закрепления законом ограничений общегражданских прав осужденных. При этом осужденным гарантируется пользование правами граждан, не подвергшихся ограничению.

Во-вторых, сохраняя за осужденными гражданство, государство выступа -ет в качестве основного гаранта их прав и законных интересов, а также в исправительном процессе апеллирует к гражданским их чувствам, сочетая в нем интересы реализации основных положений Конституции РФ, уголовно-исполнительного законодательства, а также непоколебимости единства и взаимообусловленности гражданина, общества и государства как важного исправительного фактора при исполнении наказания. Например, добро-

вольное перечисление осужденными пожертвований в различные благотворительные фонды, помощь во время ликвидации последствий стихийных бедствий, а также при других чрезвычайных обстоятельствах [7] являются свидетельством проявления позитивной гражданской позиции.

В-третьих, сохранение гражданства означает и то, что осужденный к уголовному наказанию пользуется общегражданскими правами, а также несет обязанности, возложенные на граждан Российской Федерации (ч. 2 ст. 10 УИК РФ). В связи с этим осужденные к лишению свободы пользуются практически (без каких-либо существенных ограничений) правами в сфере брачно-семейных, наследственных, трудовых и иных отношений.

1. См.: Минимальные стандартные правила обращения с заключенными // Уголовно-исполнительное право: сборник нормативных актов / П. Г. Пономарев, В. С. Радкевич, В. И. Селиверстов. - М., 1997. - С. 57-88; Основные принципы обращения с заключенными / Там же. — С. 88-90; Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних / Там же. -

С. 132—141; Правила ООН, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы / Там же. — С. 141 — 163; Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка / Там же. - С. 185-205.

2. См.: Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Министерства юстиции Российской Федерации на 2009-2011 годы. URL: http://www.minjust.ru/ru/activity/ (дата обращения: 09.10.2009).

3. Маликов Б. З. Лишение свободы в политике наказания и законодательстве России. -Самара: Самарский юридический институт Минюста России, 2003. - С. 219.

4. Анохин Ю. В. Механизм государственно-правового обеспечения прав и свобод личности (на материалах Российской Федерации): Авто-реф. дис. ... док. юрид. наук. - Саратов: СЮИ МВД России, 2007. - С. 18.

5. Пономарев С. Н, Медведева Н. Т. О человеческом достоинстве осужденного // Проблемы совершенствования исполнения уголовных наказаний. - Рязань, 1992. - С. 41.

6. Кривохвостов Р. П. Правовой статус осужденных и правовой статус гражданина: сравнительный анализ // Академия ФСИН России. Общество, государство, УИС: теория и практика управления: Сборник науч. трудов. Факультет Управления. Ч. 1: Общие проблемы теории и практики управления в УИС. - Рязань, 2006. - С. 96.

7. Там же. - С. 96. ^

О

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.