С. А. ЛАВЁРЫЧЕВА научный сотрудник ФКУ НИИ ФСИН России,
S. A. LAVYORYCHEVA майор внутренней службы
Особенности реализации основных средств исправления осужденных в следственных изоляторах
Features of realization of convict correction means in pre-trial detention centers
Аннотация. Анализируются основные средства исправления осужденных, отбывающих уголовное наказание в следственных изоляторах, отмечаются возникающие при этом проблемы.
Ключевые слова: средства исправления, осужденные, следственный изолятор, воспитательный процесс, изоляция.
Annotation. In this article the author analyzes basic assets of correction of the convicts serving criminal penalty in pre-trial detention centers. The problems arising at the same time are noted as well.
Keywords: correctional methods, pre-trial detention center, educational process, isolation.
Государственное устройство, развитие государственно-правовых, политических, социально-экономических основ общества и государства определяют стоящие перед пенитенциарной системой Российской Федерации задачи, которые реализуются по двум основным направлениям: изоляция преступника и его исправление.
Нельзя не согласиться с В. И. Белослудце-вым, который считает, что «исполнение наказаний должно быть подчинено в первую очередь цели исправления осужденных» [1], то есть формированию у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулированию правопослушного поведения. При этом в литературе встречается точка зрения, что совсем неважно, каким мо-
тивом будет руководствоваться осужденный: пересмотром жизненных установок и взглядов или страхом перед новым наказанием [2].
Согласно ч. 2 ст. 9 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (УИК РФ), основными средствами исправления осужденных являются установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональная подготовка и общественное воздействие.
В следственном изоляторе (СИЗО), как и в любом учреждении уголовно-исполнительной системы (УИС), режим играет роль главного регулятора разнообразных отношений, складывающихся в процессе исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы.
НАУЧНЫЙ РАЗДЕЛ
По своей направленности он многофункционален, так как создает условия не только для дифференцированного применения средств исправления, но и способствует осуществлению индивидуализации исправительного воздействия. С помощью режима обеспечиваются права осужденных, исполнение ими своих обязанностей, изоляция, различные условия отбывания наказания и их изменение.
Требования режима обязательны для всех видов исправительных учреждений и для всех категорий осужденных. Не являются исключением и осужденные, оставленные в следственном изоляторе для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию. В отношении рассматриваемой категории лиц законодатель предусматривает режим, характерный для исправительных колоний общего режима. То есть в зависимости от поведения и отношения к труду осужденные могут содержаться в общих и облегченных условиях отбывания наказания. Отличительной чертой режима содержания в следственных изоляторах является отсутствие строгих условий отбывания наказания. Поэтому осужденных, подлежащих переводу на эти условия, направляют в исправительную колонию общего режима.
Значительно сложнее обстоит дело с переводом положительно характеризующихся осужденных, выполняющих работы по хозяйственному обслуживанию СИЗО, в колонию-поселение. Законодатель предусматривает такую возможность для лиц, находящихся в облегченных условиях содержания и отбывших не менее одной четверти срока наказания. Однако на практике эта норма (п. «в» ч. 2 ст. 78 УИК РФ) не находит своего применения. Не реализуется (либо применяется крайне редко) норма ст. 121 УИК РФ, которая устанавливает возможность освобождения из-под стражи рассматриваемой категории осужденных за шесть месяцев до окончания срока наказания.
Неприменение стимулирующих к правопо-слушному поведению норм в отношении осужденных, выполняющих работы по хозяйственному обслуживанию СИЗО, вызвало критику со стороны ученых, которые высказались за необходимость законодательного закрепления реально сложившейся ситуации либо четкого исполнения закона (такой позиции придерживается, в частности, Н. В. Громадская [3]).
С учетом того, что осужденные, оставленные в следственном изоляторе для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, содержатся в условиях, предусмотренных для исправительных колоний общего режима, воспитательная работа с ними организуется согласно формам и методам, характерным для исправительных учреждений. То есть на данную категорию лиц в полном объеме распространяется действие гл. 15 УИК РФ, которая посвящена вопросам организации воспитательного воздействия на осужденных к лишению свободы. При этом законодатель не установил, что следует понимать под воспитательной работой, а лишь обозначил примерный перечень ее направлений: нравственное, правовое, трудовое, физическое и иное воспитание осужденных, оставляя тем самым простор для практического творчества и инициативы персонала УИС [4].
Организация воспитательной работы с осужденными в СИЗО имеет ряд особенностей, которые не учтены законодателем. Первая из них заключается в краткости срока осуждения (срок наказания в большинстве случаев не превышает пяти лет лишения свободы). Ряд авторов считают эту особенность положительной, так как длительные сроки лишения свободы негативно сказываются на психологическом состоянии осужденного. С другой стороны, краткие сроки лишения свободы, широкое применение в следственных изоляторах условно-досрочного освобождения, переводы в исправительную колонию общего режима и другие причины приводят к частой сменяемости осужденных в отрядах по хозяйственному обслуживанию, что отрицательно сказывается на воспитательном процессе.
Кроме того, в следственных изоляторах содержится большое количество подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в результате создается «особая криминально-психологическая среда, в которой происходят процессы репрессивного характера, противоположные целям исправления» [5]. Осужденные, выполняющие работы по хозяйственному обслуживанию, постоянно подвергаются психологическому давлению со стороны обвиняемых и подозреваемых. Это, возможно, и служит причиной обращения некоторых осужденных к администрации СИЗО с прось-
21
Ведомости уголовно-исполнительной системы № 8/2017
бой о направлении в исправительную колонию общего режима для отбывания наказания.
В условиях следственного изолятора центральное место среди основных средств исправления осужденных занимает труд, который выражается в выполнении работ по хозяйственному обслуживанию учреждения. Причем в условиях следственного изолятора эти работы направлены, кроме как на исправление, и на решение экономических задач: поддержание учреждения в рабочем состоянии и удешевление его содержания.
По общему правилу, работы по хозяйственному обслуживанию исправительных учреждений являются дополнительными и неоплачиваемыми. Однако в следственном изоляторе они рассматриваются в качестве основных, поэтому подлежат вознаграждению, размер которого не может быть ниже установленного минимального размера оплаты труда [6].
Для осужденного не имеет значения, какой объем работы он выполнит в конкретный период времени, так как заработную плату он получает по ставке, на которую трудоустроен. Ввиду непрестижности выполняемых в СИЗО хозяйственных работ трудно рассчитывать на их высокую оплату. В этой связи ученые-пенитенциаристы обосновывают необходимость установления рассматриваемой категории осужденных различных льгот, которые позволили бы приблизить условия отбывания наказания осужденных в СИЗО к режиму исправительных колоний общего режима и смягчить его. Однако не стоит забывать, что эти осужденные добровольно остаются в следственных изоляторах, преследуя при этом свои интересы (возможность условно-досрочного освобождения, отбывание наказание рядом с местом жительства родственников и др.). Поэтому мы не считаем целесообразным предоставлять указанной категории осужденных особые привилегии. Тем более что осужденный в любой момент может изменить свои условия отбывания наказания, обратившись к администрации СИЗО с просьбой о направлении его в исправительную колонию общего режима.
В качестве особенностей реализации основных средств исправления осужденных, отбывающих наказание в СИЗО, следует отметить проблему организации обязательного общего образования или их профессиональной
подготовки. Она обусловлена частой сменой осужденных в отрядах хозяйственного обслуживания, что затрудняет обеспечение полноты и стабильности образовательного процесса. К тому же в этих отрядах, как правило, оставляют лиц, которые уже имеют образование и рабочую специальность.
Таким образом, рассмотренные основные средства исправления осужденных и особенности их реализации в отношении лиц, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию СИЗО, имеют как позитивные, так и негативные стороны. Положительным моментом является то, что в следственных изоляторах содержатся лица, которые осуждены впервые и к непродолжительным срокам лишения свободы, что облегчает работу по их исправлению. Отрицательная сторона этой работы связана с частой сменяемостью состава осужденных в отрядах хозяйственного обслуживания, отсутствием практики применения поощрительных норм, что вызывает необходимость внесения соответствующих поправок в уголовно-исполнительное законодательство с учетом условий отбывания наказания осужденных. ^
1. Белослудцев В. И. Содержание воспитательной работы с осужденными в пенитенциарных учреждениях // Правовые и организационные основы функционирования органов, исполняющих наказания. Труды Академии. М. : Акад. МВД России, 1995. С. 81.
2. Ускачева И. Б. Правовое регулирование социальной и воспитательной работы с осужденными в местах лишения свободы : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007. С. 9.
3. Громадская Н. В. Исполнение следственными изоляторами уголовного наказания в виде лишения свободы в отношении осужденных, оставленных для хозяйственного обслуживания // Вестник Калининградского юридического института МВД России. 2009. № 1 (17). С. 19.
4. Педагогика и политико-воспитательная работа с осужденными. Рязань : РВШ МВД СССР, 1985. С. 15.
5. Глоточкин А. Д., Пирожков В. Ф. Психология коллектива заключенных. М., 1968. С. 6.
6. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации : федер. закон от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 28.11.2015) // СЗ РФ. 1997. № 2, ст. 105.