3. Kurakin, A. V., Admiralova, I. A., Bondar, T. I., Molyanov, A. Yu. Administrativno-pravovoe regulirovanie predostavlenija uslug svjazi v sfere operativno-rozysknoj deja-tel'nosti [Administrative and legal regulation of the provision of communication services in the field of operational-search activity] // Rossijskaja justicija [Russian justice], 2018, no. 4.
4. Lavrentyev, A. R., Fedosin, A. S. Pravovoe regulirovanie otvetstvennosti za narushenie zakonodatel'stva v sfere oborota special'nyh tehnicheskih sredstv, prednaznachennyh dlja neglasnogo poluchenija informacii [Legal regulation of liability for violation of the law in the sphere of circulation of special technical equipment intended for secretly obtaining information] // Informacionnoe pravo [Information Law], 2012, no. 2.
Сведения об авторах
Филипьев Роман Анатольевич: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк, Российская Федерация), старший преподаватель кафедры боевой, тактико-специальной и физической подготовки, кандидат технических наук. E-mail: [email protected] Александров Андрей Станиславович: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк, Российская Федерация), доцент кафедры уголовного процесса и криминалистики, кандидат юридических наук. E-mail:
Information about the authors
Filipiev Roman Anatol'evich: Kuzbass Institute of the FPS of Russia (Novokuznetsk, Russia), the senior lecturer of the Chair of Combat, Tactical and Special and Physical Training, candidate of technical sciences. E-mail: [email protected] Aleksandrov Andrey Stanislavovich: Kuzbass Institute of the FPS of Russia (Novokuznetsk, Russia), the accociate professor of the Chair of the Criminal Trial and Criminalistics, candidate of law. E-mail: [email protected]
УДК 343.81
О. А. Алфимова
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВОВЫХ ОСНОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СИЗО КАК УЧРЕЖДЕНИЯ, ИСПОЛНЯЮЩЕГО НАКАЗАНИЕ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ
В статье освещается правовая регламентация статуса СИЗО и его места в системе исправительных учреждений. До настоящего времени законодательство не вполне последовательно определяет роль СИЗО в силу некоторой рассогласованности его норм. На сегодняшний день ни в одной статье Общей части УК РФ не закреплена возможность отбывания наказания в виде лишения свободы осужденными в СИЗО УИС.
В то же время согласно УИК РФ СИЗО — учреждение, которое выполняет функции исправительного учреждения, исполняющего наказание в виде лишения свободы в отношении оставленных там осужденных, что нашло свое отражение сразу в нескольких статьях указанного закона: ч. 9 ст. 16 «Учреждения и органы, исполняющие
© Алфимова О. А., 2018 © Alfimova O. A., 2018
наказание», ч. 1 ст. 74 «Виды исправительных учреждений» и ч. 1 ст. 77 «Оставление осужденных к лишению свободы в следственном изоляторе или тюрьме для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию».
В этой связи автор предлагает внести соответствующие изменения в действующее законодательство, регламентирующее деятельность СИЗО УИС, а именно — в ч. 1 ст. 56 УК РФ.
Ключевые слова: уголовно-исполнительная система; следственный изолятор; особое положение; двойственная организационно-правовая природа; Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации; содержание под стражей обвиняемых и подозреваемых; функции исправительного учреждения; осужденные, оставленные для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию; осужденные на срок не свыше шести месяцев и оставленные в следственном изоляторе; виды исправительных учреждений, исполняющих лишение свободы; осужденные к лишению свободы; содержание подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; место содержания под стражей; мера пресечения; заключение под стражу; исполнение уголовного наказания в виде лишения свободы.
O. A. Alfimova
IMPROVEMENT OF LEGAL BASES OF ACTIVITY OF THE PRE-TRIAL DETENTION CENTER AS THE ESTABLISHMENT EXECUTING IMPRISONMENT
The legal regulation of the status of the pre-trial detention center and its place in the system of correctional facilities is covered in the present article. So far the legislation not quite consistently defines a pre-trial detention center role owing to some mismatch of his norms. Today no possibility of serving sentence in the form of imprisonment condemned penal correction system in the pre-trial detention center is enshrined in one article of the General part of the Criminal Code of the Russian Federation.
In too time in standards of the PEC of the Russian Federation, the pre-trial detention center it is carried to institutions which performs functions of the correctional facility executing punishment in the form of imprisonment concerning the convicts left there that has found the reflection in several articles of the specified law at once: in the item 9 of Art. 16 "The institutions and bodies executing punishment", in item 1 Art. 74 "Types of correctional facilities" and in item 1 Art. 77 "Leaving of convicts to imprisonment in the pre-trial detention center or prison for performance of work on economic service".
In this regard the author suggests to make corresponding changes to the current legislation regulating activity of the pre-trial detention center of penal correction system namely to pt. 1 of Art. 56 of the Criminal Code of the Russian Federation.
Keywords: a penal correction system; the pre-trial detention center; special situation; dual organizational and legal the nature; the Penal Code of the Russian Federation; detention of defendants and suspects; functions of correctional facility; the convicts left for performance of work on economic service; condemned for the term of not over six months and left in the pre-trial detention center the types of the correctional facilities executing imprisonment; condemned to imprisonment; keeping of suspects and the crimes accused of commission; the place of detention; a measure of restraint; detention; execution of criminal penalty in the form of imprisonment.
Как известно, в структуре уголовно- бое положение, что обусловлено его исполнительной системы (УИС) след- двойственной организационно-правовой ственный изолятор (СИЗО) занимает осо- природой. Согласно ч. 1 ст. 74 и ст. 77
Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (УИК РФ) СИЗО кроме основной задачи — содержания под стражей обвиняемых и подозреваемых, выполняют функции исправительного учреждения (ИУ) в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию учреждения; осужденных, переведенных в следственные изоляторы из исправительных учреждений для участия в следственных действиях в качестве свидетелей, потерпевших, подозреваемых (обвиняемых); осужденных на срок не свыше шести месяцев, оставленных в следственном изоляторе; осужденных, в отношении которых приговор суда вступил в законную силу и которые подлежат направлению в исправительные учреждения для отбывания наказания [2].
Вместе с тем правовая регламентация статуса самого СИЗО и его места в системе исправительных учреждений до настоящего времени не вполне последовательно определены в действующем законодательстве в силу некоторой рассогласованности его норм и положений в подзаконных нормативно-правовых
актах.
Так, на сегодняшний день ни в одной статье Общей части УК РФ, в том числе в ст. 56 УК РФ, не закреплена возможность отбывания наказания в виде лишения свободы осужденными в СИЗО УИС, не содержится данная оговорка и в ст. 58 УК РФ.
В то же время в нормах УИК РФ СИЗО — учреждение, которое выполняет функции исправительного учреждения, исполняющего наказание в виде лишения свободы в отношении оставленных там осужденных.
Данное положение нашло свое отражение сразу в нескольких статьях указанного закона: ч. 9 ст. 16 «Учреждения и органы, исполняющие наказание», ч. 1 ст. 74 «Виды исправительных учреждений» и ч. 1 ст. 77 «Оставление осужденных к лишению свободы в следственном изоляторе или тюрьме для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию.
Наблюдается определенное расхождение законодательных положений, предусмотренных в ч. 1 ст. 56 УК РФ и ч. 9 ст. 16 УИК РФ. Так, в первой норме СИЗО не указан законодателем в числе мест, куда возможно направить осужденного отбывать лишение свободы, в то время как во второй норме, напротив, содержится оговорка о том, что наказание в виде лишения свободы исполняется среди прочих известных учреждений, также в СИЗО, в отношении лиц, указанных в ст. 77 УИК РФ. Представляется, что данные нормы должны быть приведены в соответствие между собой.
Кроме того, в Федеральном законе 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» также говорится только об одной организационно-правовой форме СИЗО как о месте содержания лиц, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу.
Таким образом, можно сказать, что, как и УК РФ, основной закон, регламентирующий деятельность СИЗО, не предусматривает возможность исполнения и отбывания в нем наказания в виде лишения свободы осужденными лицами.
Вместе с тем, в п. 1 Положения о СИЗО УИС, утвержденного приказом Минюста России от 25.01.1999 № 20, закреплено, что СИЗО УИС предназначены для содержания подозреваемых и обвиняемых (подсудимых и осужденных) в совершении преступлений, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу, а также для исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, а также в отношении осужденных на срок не свыше шести месяцев, оставленных в следственных изоляторах с их письменного согласия.
Учитывая двойственную
организационно-правовую природу СИЗО УИС, целесообразно было бы последовательно предусмотреть этот аспект в
действующем законодательстве. Если в УИК РФ и Положении о СИЗО УИС 1999 г. законодатель предусмотрел возможность выполнения им функций ИУ, то это последовательно должно найти отражение в смежных законах, в том числе в УК РФ и Законе 1995 г.
Анализ норм УИК РФ позволяет говорить, что в данном законе также имеются некоторые расхождения между статьями. Так, в ч. 9 ст. 16 УИК РФ закреплены виды исправительных учреждений, исполняющих лишение свободы, а также указание на то, что СИЗО может исполнять наказание в виде лишения свободы в отношении лиц, указанных в ст. 77 УИК РФ (т. е. осужденных, оставленных для работ по хозяйственному обслуживанию — прим. авт.).
Вместе с тем, в ч. 1 ст. 74 УИК РФ круг лиц, которые могут отбывать наказание в СИЗО, значительно шире, чем в ст. 77: это и осужденные, переведенных в СИЗО из исправительных учреждений для участия в следственных действиях в качестве свидетелей, потерпевших, подозреваемых (обвиняемых); и осужденные на срок не свыше шести месяцев, оставленные в СИЗО; и осужденные, в отношении которых приговор суда вступил в законную силу и которые подлежат направлению в ИУ для отбывания наказания.
Очевидно, что ст. 16, 74 и 77 УИК РФ целесообразно было бы привести в соответствие хотя бы потому, что данные нормы напрямую затрагивают права и законные интересы осужденных к лишению свободы [1]
По сути, порядок оставления лиц, указанных в ч. 1 ст. 74 УИК РФ, а именно — осужденных на срок не свыше шести месяцев, оставленных в СИЗО с их согласия, и порядок отбывания ими наказания в СИЗО в законе не указан, и его следовало
бы прописать, к примеру, в ст. 77 УИК РФ, наряду с лицами, оставленными там для работ по хозяйственному обслуживанию.
В этой связи представляется целесообразным внести соответствующие изменения в действующее законодательство, регламентирующее деятельность СИЗО УИС: ч. 1 ст. 56 УК РФ следует дополнить и изложить в следующей редакции: «Лишение свободы заключается в изоляции осужденного от общества путем направления его в колонию-поселение, помещения в воспитательную колонию, лечебное исправительное учреждение, исправительную колонию общего, строгого или особого режима, тюрьму, а в случаях, предусмотренных Уголовно-
исполнительным кодексом Российской Федерации, — в следственный изолятор».
В ч. 1 ст. 8 Закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» целесообразно внести изменения, изложив ее в следующей редакции: «Следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы (далее — следственные изоляторы) предназначены для содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу. В установленных Уголовным и Уголовно-исполнительным кодексами Российской Федерации случаях следственные изоляторы могут исполнять функции исправительных учреждений».
Внесение указанных изменений, на наш взгляд, позволит закрепить организационно-правовой статус следственного изолятора УИС как учреждения, имеющего две функции — как места содержания под стражей и как особую разновидность исправительного учреждения.
Литература
1. Зубова, А. О. Проблемы применения и исполнения лишения свободы до шести месяцев в СИЗО // Общество и право. — 2010. — № 4 (31).
2. Смирнов, Л. Б., Громадская, Н. В. Исполнение лишения свободы в СИЗО и тюрьмах в отношении осужденных, оставленных для хозяйственного обслуживания // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. — 2007. — № 3 (35).
References
1. Zubova, A. O. Problemy primenenija i ispolnenija lishenija svobody do shesti mesjacev v SIZO [Problems of application and execution of imprisonment up to six months in the pre-trial detention center] // Obshhestvo i pravo [Society and the Law], 2010, no. 4 (31).
2. Smirnov, L. B., Gromadskaya, N. V. Ispolnenie lishenija svobody v SIZO i tjur'mah v otnoshenii osuzhdennyh, ostavlennyh dlja hozjajstvennogo obsluzhivanija [Execution of imprisonment in the pre-trial detention center and prisons concerning the convicts left for economic service] // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii [the Bulletin of the St. Petersburg university Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, 2007, no. 3 (35).
Сведения об авторе
Алфимова Ольга Александровна: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк, Российская Федерация), начальник кафедры уголовного права, кандидат юридических наук, доцент. E-mail: [email protected]
Information about the author
Alfimova Olga Alexandrovna: Kuzbass Institute of FPS of Russia (Novokuznetsk, Russia), the chief of the Chair of Criminal Law, candidate of law, associate professor. E-mail: [email protected]
УДК 343.24
Т. Г. Антонов, Е. А. Журавлева
ИСЧИСЛЕНИЕ СРОКА ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ ПРИ ЗАЧЕТЕ ВРЕМЕНИ СОДЕРЖАНИЯ ЛИЦА ПОД СТРАЖЕЙ В СРОК
НАКАЗАНИЯ
Статья посвящена анализу изменений, внесенных в ст. 72 Уголовного кодекса Российской Федерации. Основная цель исследования заключается в ответе на вопрос, какой должен быть подход к определению времени, подлежащего зачету в срок наказания. Кроме того, авторами поднимаются вопросы, возникающие при рассмотрении судами дел о замене наказания, не связанного с изоляцией осужденного от общества, лишением свободы, при которой осужденный должен будет находиться под стражей дольше срока лишения свободы, определенного постановлением о замене обязательных
^ ^ 3
работ. Обращается внимание, что норма ч. 3 ст. 72 Уголовного кодекса Российской Федерации достаточно сложно сформулирована, что порождает ряд дополнительных проблем при зачете времени содержания лица под стражей в срок наказания. Сравнительный анализ действующего законодательства и практики деятельности исправительных учреждений приводит к выводу о необходимости исключения данной нормы и внесения изменений в п. 18 ст. 397 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
Ключевые слова: исчисление сроков; зачет наказания; лишение свободы; содержание лица под стражей.
© Антонов Т. Г., Журавлева Е. А., 2018 © Antonov T. G., Zhuravleva E. A., 2018