Научная статья на тему 'Вопросы организации исполнения уголовного наказания в следственных изоляторах'

Вопросы организации исполнения уголовного наказания в следственных изоляторах Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
343
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛЕДСТВЕННЫЙ ИЗОЛЯТОР / ИСПОЛНЕНИЕ УГОЛОВНОГО НАКАЗАНИЯ / PRE-TRIAL DETENTION CENTER / EXECUTION OF CRIMINAL PENALTY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лавёрычева Светлана Александровна

В статье рассмотрены и проанализированы основные вопросы организации исполнения уголовного наказания в следственных изоляторах

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Лавёрычева Светлана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вопросы организации исполнения уголовного наказания в следственных изоляторах»

Вопросы организации исполнения уголовного наказания в следственных изоляторах Лавёрычева С. А.

Лавёрычева Светлана Александровна /Laverycheva Svetlana Aleksandrovna - научный сотрудник, Федеральное казенное учреждение Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний России, г. Москва

Аннотация: в статье рассмотрены и проанализированы основные вопросы организации исполнения уголовного наказания в следственных изоляторах.

Abstract: the article describes and analyzes the main issues of organization of execution of criminal punishment in detention facilities.

Ключевые слова: следственный изолятор, исполнение уголовного наказания.

Keywords: pre-trial detention center, execution of criminal penalty.

Следственные изоляторы являются основным органом, исполняющим такую важную функцию, как содержание под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. Кроме этого, во исполнение ст. 77 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, в исключительных случаях и с учетом определенных обстоятельств, в следственных изоляторах могут быть оставлены осужденные для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию учреждения. В этом случае на следственные изоляторы возлагается задача исполнения уголовного наказания.

По мнению многих авторов, такое «дуалистическое начало» [1, с. 4] наделяет их особым статусом среди других исправительных учреждений, в связи с чем возникает ряд вопросов, связанных с организацией исполнения уголовного наказания в учреждениях высокой степени изоляции.

Так, согласно уголовно-исполнительному законодательству, в следственном изоляторе можно оставить только тех осужденных, которым отбывание наказания назначено в исправительной колонии общего режима. То есть, появляется необходимость создания на территории СИЗО соответствующих условий. Но, как показывает практика, это крайне затруднительно. В первую очередь, трудности связаны с отсутствием возможности реализовать в СИЗО в полном объеме прогрессивную систему отбывания наказания. В изоляторах существуют только обычные и облегченные условия содержания. При грубом нарушении отбывания наказания осужденные этапируются в исправительные колонии. По мнению Е. В. Нечаевой, «градация условий отбывания наказания в СИЗО на обычные и облегченные лишает возможности реализации полного набора мер воздействия, а также сужает возможность дифференциации условий отбывания лишения свободы в данном учреждении» [1, с. 18]. В какой-то степени можно и согласиться с автором этого высказывания, так как, действительно, такое взыскание, как водворение в помещение камерного типа, в СИЗО не применяется.

Кроме того, в следственном изоляторе крайне редко реализовывается положение ст. 121 УК РФ, согласно которому осужденные, отбывающие наказание в облегченных условиях, в целях успешной социальной адаптации могут быть по постановлению начальника за шесть месяцев до окончания срока наказания освобождены из-под стражи с проживанием за пределами учреждения, но под надзором администрации. То есть, осужденные, отбывающие наказание в СИЗО, лишены (в большинстве случаев) возможности поэтапного изменения своего правового статуса и попадают из условий полной изоляции в условия полной свободы.

Учитывая особенности процесса исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы в следственном изоляторе, будет логично предположить и о специфике применения определенных законом средств исправления осужденных, в частности, общественно полезного труда. По общему правилу, работы по хозяйственному обслуживанию учреждения являются дополнительными, но в условиях следственного изолятора они рассматриваются в качестве основных, так как ими заняты 100 % осужденных. Занимаются они уборкой помещений, приготовлением и раздачей пищи, благоустройством территории, ремонтом. Видно, что перечисленные работы являются неинтересными, малооплачиваемыми, систематическими, которые приходится выполнять в режимных корпусах, камерах, а это создает условия более строгой изоляции осужденных в следственных изоляторах, чем в исправительной колонии. Кроме того, не стоит забывать про проблему переполнения следственных изоляторов, которая приводит к увеличению нагрузки на осужденных из отрядов по хозяйственному обслуживанию учреждения. К сожалению, но вышеназванные факторы приводят к снижению заинтересованности в труде.

Принимая во внимание то обстоятельство, что осужденные, оставленные в следственном изоляторе для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, содержатся на условиях, характерных для исправительной колонии общего режима, и воспитательная работа организуется согласно формам и методам, применяемым в исправительных учреждениях. Однако есть определенные отличия. Так, ряд авторов (Нечаева Е. В., Хохряков Г. Ф.) отмечают, что срок лишения свободы в следственных изоляторах не превышает 5 лет, а это имеет важное значение в воспитательной работе, так как «...после 5-7 лет нахождения в местах лишения свободы в психике осужденного наступают необратимые изменения» [4].

Согласно п. 1 ст. 112 УИК РФ, в исправительных учреждениях организуется обязательное получение осужденными к лишению свободы, не достигшими возраста 30 лет, общего образования. Но, по мнению Е. В. Нечаевой, краткие сроки лишения свободы, широкое применение условно-досрочного освобождения в изоляторах, переводы в колонию общего режима и другие причины приводят к частой сменяемости осужденных в отрядах по хозяйственному обслуживанию учреждения, что «ограничивает возможность организации в этих учреждениях общеобразовательного и профессионального обучения...» [2]. Позволим себе не согласиться с таким замечанием, поскольку, с нашей точки зрения, истинной причиной отсутствия организации обучения в следственном изоляторе является закрытый тип данного учреждения. Более того, в отряды по хозяйственному обслуживанию следственных изоляторов администрация старается зачислять лиц, имеющих образование, в том числе специальное (профессиональное).

Не стоит забывать и о том, что в следственном изоляторе содержится большое количество преступников (подозреваемых, обвиняемых), которые постоянно подвергают психологическому давлению осужденных, оставленных в изоляторе для выполнения работ. Создается особая криминально-психологическая среда, в которой происходят процессы репрессивного характера, противоположные целям исправления [3]. Более того, отрицательно сказываются на воспитательном процессе, на наш взгляд, еще такие факторы, как частая сменяемость осужденных в отрядах по хозяйственному обслуживанию учреждения, отсутствие практики применения института предоставления выездов за пределы следственного изолятора и перевода в колонию -поселение.

Таким образом, подводя итог вышеизложенному, можно сделать однозначный вывод, что законом закреплено содержание осужденных в следственных изоляторах на условиях, предусмотренных для исправительных колоний общего режима. Но, как показывает практика, в следственных изоляторах наблюдаются существенные отличия как в условиях отбывания наказания, так и в организации воспитательной работы. А отличия должны проявляться только там, где об этом прямо указано в законе. Поэтому считаем целесообразным урегулировать особенности исполнения уголовного наказания в следственном изоляторе на законодательном уровне.

Литература

1. Нечаева Е. В. Организационно-правовые аспекты исполнения наказания в отношении осужденных, содержащихся в следственных изоляторах. Автореф. дис. ...канд. юрид. наук. Самара, 2007. 23 с.

2. Нечаева Е. В. Эффективность воспитательного процесса в отрядах по хозяйственному обслуживанию следственных изоляторов. // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2007. №

3. - С. 20-22.

3. Педагогика и политико-воспитательная работа с осужденными. Рязань: РВШ МВД СССР, 1985. 89 с.

4. Хохряков Г. Ф. Наказание лишением свободы. // Социологические исследования, 1998. № 2. - С. 75-79.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.