Научная статья на тему 'Проблемы правового регулирования исполнения лишения свободы в следственном изоляторе'

Проблемы правового регулирования исполнения лишения свободы в следственном изоляторе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
193
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КРАТКОСРОЧНОЕ ЛИШЕНИЕ СВОБОДЫ / ОСУЖДЕННЫЕ / ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЯ / СЛЕДСТВЕННЫЕ ИЗОЛЯТОРЫ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / SHORT-TERM SENTENCE / PRISONERS / SENTENCE SERVING / DETENTION CENTERS / LEGISLATION / PENAL INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Зубова Алевтина Олеговна

в статье рассматриваются вопросы правового регулирования исполнения лишения свободы в следственном изоляторе в отношении лиц, чей срок наказания не превышает 6 месяцев, анализируются нормативные правовые акты по рассматриваемой проблеме

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISSUES OF LEGAL REGULATION OF SENTENCE SERVING IN DETENTION CENTER

the article is devoted to legal regulation of sentence serving in detention center concerning prisoners, whose sentence does not exceed 6 months, to the analysis of normative and legal acts

Текст научной работы на тему «Проблемы правового регулирования исполнения лишения свободы в следственном изоляторе»

Проблемы уголовно-исполнительного права

YAK 343.81 A O. ZUBOVA*

EEK 67.409.021 3-91

ISSUES OF LEGAL REGULATION OF SENTENCE SERVING IN DETENTION CENTER

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы правового регулированияисполнения лишения свободы в следственном изоляторе в отношении лиц, чей срок наказания не превышает 6 месяцев, анализируются нормативные правовые акты по рассматриваемой проблеме.

Ключевые слова: краткосрочноелишение свободы, осужденные исполнениенаказания, следственные изоляторы, законодательстве, исправительныеучреждения

Annotation: the article is devoted to legal regulation of sentence serving in detention center concerning prisoners, whose sentence does not exceed 6 months, to the analysis of normative and legal acts.

Key words: short-term sentence, prisoners, sentence serving, detention centers, legislation, penal institutions.

Изменения, внесенные в ч. 1 ст. 74 Уголовно-исполнительного кодекса( УИК РФ), закрепили за следственными изоляторами (СИЗО) дополнительную функцию по исполнению наказания в виде лишения свободы в отношении лиц, осужденных к указанной мере АЛЕВТИНА государственного принуждения на срок, не превыша-ОЛЕГОВНА ющий 6 месяцев. Это новое направление их деятель-

ности, основанное на праве данной категории осуж-ЗУБОВА денных быть оставленными в СИЗО с их письменно-

го согласия для отбывания наказания. В результате появилась еще одна категория лиц, помимо осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, которая может отбывать лишение свободы в следственном изоляторе.

Данные обстоятельства вызвали необходимость об-ПPOБЛЕМD, ратиться к проблеме правового регулирования указан-nPABOBOrO ного процесса.

Р р i-w ПМРҐ'ШЛІ-ІМСІ Нормы, составляющие правовую основу регулиро-

вания исполнения лишения свободы в следственном ИСПOЛНЕНИЯ ЛИШЕНИЯ изоляторе, содержатся в различных законах и ведом-

ГДПКППкІ ственных нормативных актах, поэтому наиболее правильно дать анализ настоящей проблеме как элемен-ВСЛЕДСТВЕННOМ ту системы исходя из положений теории права о клас-ИЗOЛЯТOPЕ сификации нормативных правовых актов.

По мнению Н.И. Матузова и А.В. Малько, национальное законодательство можно классифицировать по юридической силе1. Именно такой критерий лег в основу изучения нами правовых основ исполнения лишения свободы в следственном изоляторе.

Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, законы и иные правовые акты не должны противоречить главному закону государства. В ней нет прямого ---------------- указания на отношения, которые мы исследуем. Од* Адъюнкт кафедры уголовно-исполнительногоправа (Самарский юридический институт ФСИН России).

E-mail: [email protected].

нако согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ нормы и принципы международного права и международные договоры являются составной частью правовой системы России и, если наблюдается конкуренция норм национального и международного законодательства, главенствующая роль отдается последним. Так, ст. 8, 85 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными2 содержат рекомендации по раздельному содержанию подследственных и осужденных. Кроме того, в соответствии с 8-м принципом Свода принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме3, надлежит создавать разные условия содержания для задержанных лиц и находящихся в заключении. Указанное требование довольно сложно обеспечить в рамках одного учреждения, что подтверждается результатами нашего исследования. Дело в том, что законодательство допускает содержание в СИЗО подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, а также осужденных, чей срок наказания не превышает 6 месяцев. По степени изоляции и ряду других условий процедура их содержания в СИЗО практически ничем не отличается. В этом, на наш взгляд, проявляется определенное несоответствие российского законодательства международному, что, в свою очередь, не отвечает и требованиям Основного Закона страны - Конституции РФ.

По юридической силе федеральные законы представляют собой основные нормативные правовые акты, определяющие правовое положение осужденных к лишению свободы, статус органов и учреждений, исполняющих этот вид наказания, их функции и ответственность.

Как известно, нормы уголовно-исполнительного законодательствауточняют систему исправительных учреждений (ИУ), закрепленную в Уголовном кодексе РФ (УК РФ) (ст. 56, 58). Однако дополнения, внесенные в уголовно-исполнительное законодательство Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 161-ФЗ «О приведении Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и других законодательных актов в соответствие с Федеральным законом “О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации”» несколько усилили противоречия в правовом выражении понятия лишения свободы. Это проявилось в том, что норма ч. 1 ст. 74 УИК РФ отводит особое место в исполнении лишения свободы следственным изоляторам уголовно-исполнительной системы. Как было отмечено, теперь на них возложено выполнение функции исправительных уч-

реждений в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, а также в отношении осужденных на срок не свыше 6 месяцев, оставленных в следственных изоляторах с их согласия.

Следует заметить, что нормы ст. 56, 58 УК РФ, закрепившие систему исправительных учреждений и уголовно-правовую дифференциацию осужденных к лишению свободы по видам ИУ и режимам, установленным в них, ни прямо, ни косвенно не указывают на то, что этот вид наказания могут исполнять и следственные изоляторы. Более того, право определять вид исправи -тельного учреждения для исполнения наказания в виде лишения свободы, является прерогативой суда, который должен руководствоваться материальной нормой уголовного закона. Таким образом, норма ч. 1 ст. 74 УИК РФ противоречит принципу «предмета» правового регулирования, так как затрагивает сферу материальных правовых отношений. Материальные нормы, по определению вида исправительного учреждения и его изменения - предмет содержания уголовно-правовых отношений, а процедурный регламент этого вопроса - область регулирования уголовно-исполнительного законодательства.

В целях устранения отмеченного противоречия, видимо, следует внести в ч. 1 ст. 56 УК РФ соответствующие дополнения, предусматривающие возможность исполнения следственными изоляторами наказания в виде лишения свободы.

В ч. 9 ст. 16 УИК РФ закреплены виды исправительных учреждений, призванных исполнять лишение свободы, и указывается на то, что СИЗО могут исполнять наказание в виде лишения свободы только в отношении лиц, перечисленных в ст. 77 УИК РФ, то есть осужденных, оставленных для работ по хозяйственному обслуживанию. Вместе с тем ч. 1 ст. 74 УИК РФ расширяет круг лиц, которые могут отбывать наказание в следственных изоляторах, что явно не согласуется с соответствующими нормами УИК РФ. Устранение противоречия необходимо, так как оно затрагивает права и интересы осужденных.

Часть 1 ст. 56 УК РФ не определяет СИЗО в качестве учреждения, наделенного правом исполнять лишение свободы. Указанная норма закрепляет понятие лишения свободы, а также виды исправительных учреждений, которые должны исполнять это наказание. Следовательно, по приговору суда осужденные должны отбывать лишение свободы только в этих учреждениях, так как лишь суд наделен правом определять степень изоляции осужденных и режим

Проблемы уголовно-исполнительного права

Проблемы уголовно-исполнительного права

отбывания наказания. Эти требования отражены в ст. 58 УК РФ.

Как правило, за преступления небольшой и средней тяжести отбывание лишения свободы должно назначаться в соответствии с п. «а» ч. 1 ст. 58 УК РФ в колонии-поселении, а за тяжкие преступления - в ИК общего режима (п. «б» ч. 1 ст. 58 УК РФ). В колониях-поселениях осужденные не подвергаются изоляции, а в ИК общего режима она носит общий характер, то есть обеспечивается путем содержания осужденных под охраной в специализированном учреждении (принудительное их удержание в конкретном месте). В исправительной колонии общего режима (строгого и частично особого режима) осужденные лишь условно изолированы - проживают поотряд-но большими группами. Организация их трудане-редко предполагает совместное и нередко ослабленное контролирование их общения и поведения. В результате организация их содержания в исправительной колонии обусловливает наличие определенного уровня свободы поведения осужденных, а также более широкое общение, в том числе с персоналом, родственниками и иными лицами в процессе организации их труда.

В условиях строгой изоляции в СИЗО практически невозможно создать условия полусво-боды для осужденных, которая обеспечивается им в колониях-поселениях, и контролируемой свободы в ИК закрытого типа.

Помимо лиц, отбывающих краткосрочное лишение свободы, в СИЗО отбывают наказание осужденные, оставленные для выполнения работ по хозяйственномуобслуживанию. Они содержатся в незапираемых общих камерах отдельно от иных лиц в условиях, предусмотренных для исправительных колоний общего режима (ч. 3 ст. 77 УИК РФ). Однако в полном объеме такие условия в СИЗО воспроизвести невозможно. Следовательно, осужденным к лишению свободы, вопреки судебномуприговору в условиях отбывания наказания в СИЗО, обеспечиваются более суровые условия и ограничение их прав.

Часть 4 ст. 58 УК РФ и ч. 5 ст. 78 УИК РФ регламентируют, что изменение вида исправительного учреждения устанавливается только

судом, но ч. 2 ст. 77 УИК РФ закрепляет порядок, согласно которому в следственном изоляторе на основании решения его начальника могут быть оставлены осужденные для отбывания наказания. В целях единообразного понимания и применения положенийУК РФ и УИК РФ следует нормативно закрепить за судами право принимать решение об оставлении осужденных в следственном изоляторе по основаниям, предусмотренным в ч. 1 ст. 74 УИК РФ4. Это необходимо сделать, чтобы исключить возможность изменения условий отбывания лишения свободы осужденному администрацией СИЗО при принятии решения о его оставлении в данном учреждении5.

Полагаем, что оставление осужденных в СИЗО заключается в следующей процедуре. Администрация следственного изолятора должна письменно разъяснять подследственным основания и порядок отбывания лишения свободы в СИЗО. Необходимо, чтобы в уголовное дело приобщалась справка о разъяснении подсудимому такого права.

При рассмотрении дела в суде и постановлении обвинительного приговора с назначением наказания в виде лишения свободы на срок до 6 месяцев суд должен уточнить мнение осужденного по поводу отбывания наказания в СИЗО. Заявление о его согласии или отказе заносится в протокол судебногозаседания. При наличии такого согласия суд в приговоре должен указать, что учреждением для отбывания лишения свободы может быть либо исправительная колония соответствующего вида режима, либо СИЗО. Только на основании такого приговора осужденный отбывает наказание в виде лишения свободы в следственном изоляторе.

После вступления в законную силу приговора суда осужденный должен подать заявление в администрацию с просьбой оставить его отбывать наказание в следственном изоляторе.

В целях реализации права суда определять возможность оставления осужденных отбывать лишение свободы в следственном изоляторе, видимо, следуетвнести изменения в ст. 58 УК РФ, ст. 77 УИК РФ, в УПК РФ.

1 См.: МатузовН.И., МалькоА.В. Теория государстваи права: учебник М., 2002. С. 290-291.

2 См.: Минимальные стандартные правила обращения с заключенными// Сов. юстиция. 1992. N° 2. С. 19.

3 См.: Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме // Там же. № 6. С. 20.

4 См.: Маликов Б.З., Маковик Р. С., Бессараб Н.Р. Изоляция личности - правовая категория и форма государственного принуждения: монография. Самара, 2007. С. 104.

5 См.: РатьковА.Н. Категорийностьпреступлений и уголовно-исполнительное прав // Материалы III Рос. науч -метод, конф. Сочи, 2002. С. 146-147.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.