УДК 34
ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН В РОССИИ
Асилян Лилия Варужановна
Старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права,
ФГБОУ ВО «Государственный морской университет имени Ф. Ф. Ушакова»
Манаков Андрей Максимович
Сигарёв Илья Валерьевич,
Курсант, ФГБОУ ВО «Государственный морской университет имени Ф. Ф. Ушакова»
В статье проведён анализ правового положения иностранных граждан в РФ, а также отношений между иностранными гражданами, органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами и возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в РФ и осуществлением ими на территории РФ трудовой, предпринимательской и иной деятельности, а также нормативной базы, регулирующее права иностранных граждан и их возможности на социальное обеспечение в Российской Федерации.
Ключевые слова: иностранный гражданин, лицо без гражданства, приглашающая сторона, приглашающая сторона, приглашение на въезд в Российскую Федерацию, миграционная карта, временное удостоверение личности лица без гражданства в Российской Федерации.
LEGAL STATUS OF FOREIGN CITIZENS IN RUSSIA
Vasilyan Lilia Varuzhanovna
Senior Lecturer of the Department of Theory and History of State and Law,
F. F. Ushakov State Maritime University
Manakov Andrey Maksimovich,
Sigarev Ilya Valeryevich,
Cadet, F. F. Ushakov State Maritime University
The article analyzes the legal status of foreign citizens in the Russian Federation, as well as relations between foreign citizens, state authorities, local self-government bodies, officials and arising in connection with the stay (residence) of foreign citizens in the Russian Federation and their employment, entrepreneurial and other activities on the territory of the Russian Federation, as well as the regulatory framework governing the rights of foreign citizens and their opportunities for social security in the Russian Federation.
Keywords: a foreign citizen, a stateless person, an inviting party, an inviting party, an invitation to enter the Russian Federation, a migration card, a temporary identity card of a stateless person in the Russian Federation.
При рассмотрении вопроса о обеспечении и защите прав иностранных граждан следует в первую очередь стоит ознакомиться с понятием «иностранный гражданин». Иностранный гражданин -физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства;
1) Различают следующие категории иностранных граждан:
1. Временно пребывающие в РФ;
2. Временно проживающие в РФ;
3. Постоянно проживающие в РФ.
Временно пребывающим в РФ иностранным гражданином является лицо, прибывшее в Россию по визе или в случаях безвизового посещения, но такой гражданин должен получить миграционную карту. Вид на жительство или разрешение временного проживания ему не в таком случае не предоставляется. Временно пребывающий иностранный гражданин может находится в России в течение срока действия выданной ему визы. В том случае, если он в Россию прибыл в порядке, который получения визы не предусматривает, то срок его временного пребывания не может быть более 90 дней [1, с.
79]. Срок временного пребывания в РФ иностранного гражданина может быть продлен в случае заключения трудового договора либо договора гражданско-правового характера и получившего разрешение на работу. Однако такое продление не может быть более чем на 1 год. Стоит отметить, что такие ограничения срока временного пребывания не распространяется на тех иностранных граждан, которые привлечены в качестве высококвалифицированных специалистов, а также на иностранных граждан, которые осуществляют у физических лиц трудовую деятельность. В соответствии с ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» Высококвалифицированный иностранный специалист - это иностранный гражданин, имеющий опыт работы, достижения или навыки в какой-либо деятельности, при этом условия привлечения его в Россию к труду предполагает получение им заработной платы в размере 2 000 000 руб. за один календарный год. Его уровень квалификации работодатель(заказчик) оценивает
самостоятельно и несёт соответствующие риски.
Безвизовый режим в РФ действует для граждан: Армении, Беларуси, Молдовы, Украины, Азербайджана, Аргентина, Венесуэла, Таиланд, а также ряда других стран.
Временно проживающим в РФ считается иностранный гражданин, получивший разрешение на временное проживание. Разрешение выдается на три года и оформляется в виде штампа в документе, удостоверяющий личность иностранного гражданина. Иностранные граждане, временно проживающие в РФ, не имеют права самостоятельно изменять место своего проживания в пределах субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание, или выбирать место проживания за пределами определённого субъекта РФ.
Постоянно проживающим в РФ является иностранный гражданин, который получил вид на жительство, выдающимся на пять лет. Постоянно проживающему в РФ иностранцу виза для въезда в РФ не нужна; миграционная карта при этом не обязательна.
2) Как и права российских граждан, права иностранных граждан закреплены и регламентируется согласно Конституции РФ, а именно в ст.62 ст.4 Федерального закона РФ от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ". Нормы ст.4 Федерального закона РФ "О правовом положении иностранных граждан в РФ" напрямую взаимодействуют с нормой, содержащейся в ст.62 Конституции РФ, закрепляющая, что иностранные граждане в России пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, за
исключением установленных федеральным законом или международным договором РФ случаев. Таким образом, устанавливается «национальный режим», согласно которому иностранных граждан приравнивает их к российским гражданам в отношении прав и обязанностей. Следует отметить, что правовое положение иностранных граждан
неодинаково, например, права и свободы беженцев и гражданам обладающими иммунитетами будут отличаться. На территории России иностранцы должны соблюдать законодательство, действующее на территории страны, но, являясь гражданином другого государства, сохранять с ним правовую связь [2, с. 80]. Таким образом, на иностранного гражданина не возлагаются следующие обязанности российских граждан: обязанность несения военной службы, также права, принадлежащие только гражданам РФ, право быть избранным или назначенным на государственные должности и др. Права каждого иностранного гражданина на свободу и личную неприкосновенность, а также на защиту в суде при задержании относятся к нормам международного права и общепризнанным принципам, являющиеся частью состава правовой системы РФ, если обращаться к ч.4 ст.15 Конституции РФ. В ст. 63 Конституции Российской Федерации закреплено, что Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права. Получившее политическое убежище лицо на территории России пользуется правами и свободами и несет обязанности наравне с гражданами России, кроме случаев, установленных для иностранных граждан и лиц без гражданства федеральным законом или международным договором Российской Федерации. В Российской Федерации не допускается выдача другим государствам лиц, которые преследуются за политические убеждения, а также за действия, которые не признаются в Российской Федерации преступлением.
3) Порядок выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию закреплён и регламентируется ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" от 15.08.1996 N 114-ФЗ
Согласно ФЗ каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.
Существуют два порядка въезда иностранных граждан на территорию РФ: безвизовый и визовый. Иностранные граждане, пребывающие в безвизовом
порядке, обязаны при пересечении границы заполнять миграционную карту.
Миграционная карта - это один из документов, необходимых для осуществления миграционного учета. Форма этого документа и правила его использования утверждены постановлением Правительства РФ от 16 августа 2004 года № 413. Бланк миграционной карты бесплатно выдают должностные лица пограничного контроля или представители организаций, оказывающих транспортные услуги, (водители автобуса, проводники и т.д.). Иностранный гражданин (или лицо без гражданства) должен заполнить миграционную карту при въезде в Российскую Федерацию.
4) Иностранные граждане, которые совершили преступление, административное или иное правонарушение на территории РФ, несут ответственность на общих основаниях наравне с гражданами РФ. К тому же для отдельных категорий иностранных граждан, на время их пребывания в РФ, установлены определенные особенности их правового статуса, из которых вытекают и особенности их ответственности, например: экипажей самолетов и морских судов, военнослужащие, находящиеся в РФ по долгу службы и т.д. Государство, в стремлении обеспечить свою миграционную безопасность, заинтересовано в пресечении миграционных правонарушений иностранцев. Но помимо нарушений миграционного режима иностранные граждане, как те, которые проживают, так и не проживающие в России, могут совершить следующие правонарушения:
- гражданско-правовые (неисполнение обязательств);
- экологические (нарушение условий аренды земельного участка);
- налоговые;
- административные;
-преступления.
Особенностью иностранцев, как субъектов юридической ответственности, состоит в том, что они (к ним):
- не могут быть субъектами ряда правонарушений (например, в бюджетной сфере);
- в некоторых случаях являются специальными субъектами правонарушений (например, по главе 18 Кодекса РФ об административных правонарушениях);
- применение специального административного наказания - выдворение за пределы РФ.
Подводя итоги, можно сказать, что Россия, что правовой статус иностранных граждан в РФ, регламентируемый законодательством РФ, позволяет лицам, которые уже обладают или желают обладать данным статусом, удовлетворить потребность в реализации всего комплекса прав человека и гражданина, закрепленного в Конституции РФ и международных договорах, заключенных РФ. В наши дни широкое распространение обретают общественные отношения с иностранными гражданами. Конечно, возникает множество вопросов о применении законодательства при регулировании таких отношений. В итоге было выявлено, что иностранным гражданам в РФ гарантируются права и свободы. Они пользуются теми же правами и свободами, что и граждане РФ. Также в пример можно привести статистику.
По числу иностранцев Россия занимает 3 место в мире после США и Германии. По состоянию на 2019 год, по оценкам ООН, в России проживало 11 640 560 иностранцев, или 8% населения страны.
ЛИТЕРАТУРА
1. Голубкина, К.В. Электронное правительство как механизм формирования государственного управления / К. В. Голубкина, С. К. Абрамян // Инновационные технологии управления и права. - 2017. - № 3(19). - С. 79-81.
2. Голубкина, К.В. Электронное правительство и электронная демократия как новые явления информационного общества / К. В. Голубкина, С. К. Абрамян // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2018. - № 1. - С. 80-82.