А.А. МИЧНИКОВ,
старший преподаватель кафедры управления деятельностью служб обеспечения общественного порядка,
кандидат экономических наук (Академия управления МВД России)
S H
и о X
л
<
и
H
к
:'5 О X
Л
<
и
H
s
X
<
а
X О О
са <
а
С
<
а s н
¡Ü
<
а С
к S а
О и н
42
A.A. MICHNIKOV,
senior lecturer of the chair of public safety management, candidate of economic sciences
(Academy of management of the interior ministry of Russia)
УДК 343.982.3
Проблемные вопросы дактилоскопической регистрации некоторых категорий иностранных граждан и лиц без гражданства
Problem aspects of fingerprinted registration of some categories of foreign citizens and stateless persons
В статье рассматриваются проблемы установления личности иностранных граждан и лиц без гражданства, не имеющих документов, удостоверяющих личность, а также вопросы идентификации личности данной категории и лиц, незаконно находящихся на территории Российской Федерации.
Иностранные граждане, лица без гражданства, дактилоскопическая регистрация, административное выдворение, депортация, закрытие въезда, Государственная граница России.
The article reviews the problems of identification of foreign citizens and stateless persons without the identity papers. It also describes the problem aspects of identification of foreign citizens and stateless persons who live illegally in the Russian Federation and who are forbidden the entrance to the Russian Federation.
Foreign citizens, stateless person, fingerprinted registration, administrative exclusion, deportation, prohibition of entrance, State boundary.
Государственная дактилоскопическая регистрация — деятельность по получению, учету, хранению, классификации и выдаче дактилоскопической информации, установлению или подтверждению личности человека, осуществляемая органами исполнительной власти и федеральными государственными учреждениями [3].
Необходимо различать два вида дактилоскопической регистрации: добровольную и обязательную. Согласно Федеральному закону «О государственной дактилоскопической регистрации» от 25 июля 1998 г. № 128-ФЗ она обязательна для граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства. Рассмотрим обязательную дактилоскопическую регистрацию иностранных граждан и лиц без гражданства.
В ст. 9 вышеуказанного Федерального закона РФ установлен круг лиц, подлежащих обязательной дактилоскопической регистрации.
Это иностранные граждане и лица без гражданства, не способные по состоянию здоровья или возрасту сообщить данные о своей личности, если установить их иным путем невозможно.
Иностранные граждане и лица без гражданства, а именно:
— подозреваемые или обвиняемые в совершении преступления, осужденные и подвергнутые административному аресту;
— совершившие административное правонарушение, если установить их личность иным способом невозможно;
— иностранные граждане и лица без гражданства, подлежащие административному выдворению или депортации, либо подпадающие под действие международных договоров о реадмиссии;
— иностранные граждане и лица без гражданства, прибывшие в поисках убежища и подавшие ходатайства о признании их беженцами
на территории России или предоставлении им политического или иного убежища, а также иностранные граждане и лица без гражданства, незаконно находящиеся на территории Российской Федерации;
— иностранные граждане, получившие разрешение на временное проживание;
— иностранные граждане и лица без гражданства, которым выдано разрешение на работу или патент, предоставляющие право на трудовую деятельность в России;
— иностранные граждане и лица без гражданства, осуществляющие трудовую деятельность в России в нарушение законодательства;
— иностранные граждане и лица без гражданства, обратившиеся в ФМС России с заявлением о получении дубликатов разрешительных документов взамен утраченных.
Таким образом, круг иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих обязательной дактилоскопической регистрации, достаточно широк. Однако существуют проблемные вопросы, которые нуждаются в правовом регулировании.
Нередко иностранные граждане, подвергшиеся административному выдворению либо депортации из России, выезжая в страну исхода, изменяют свои установочные данные — одну букву в имени или фамилии — и въезжают на территорию РФ вновь. Данная категория лиц подвергается обязательной дактилоскопической регистрации, что позволяет выявлять таких лиц даже после изменения анкетных данных. Однако проблема заключается в том, что лица, депортированные из страны либо подвергнутые административному выдворению, изменившие свои установочные данные, вновь беспрепятственно пересекают Государственную границу России и продолжают заниматься противоправной, а иногда и преступной деятельностью. Для легализации на территории России данная категория лиц может встать на миграционный учет. Выявить, что въезд конкретному иностранному гражданину в Россию закрыт, невозможно, так как его установочные данные изменены, а оснований для проведения обязательной дактилоскопической регистрации нет. В поле зрения сотрудников правоохранительных органов указанная категория лиц попадет лишь в следующих случаях: при совершении противоправных действий и при обращении в территориальные органы ФМС России с заявлением о выдаче разрешительных документов, разрешения на временное проживание, вида на жительство, гражданства. В этих случаях данная категория лиц подлежит обязательной дактилоскопической регистрации.
Однако, зная об обязательности рассматриваемой процедуры, указанные лица предпочи-
тают не обращаться в территориальные органы ФМС России за разрешительными документами, остаются в тени, используя фальшивые разрешительные документы.
Становится понятно, что иностранные граждане и лица без гражданства, прошедшие процедуру обязательной дактилоскопической регистрации, включая подвергнутых административному выдворению, депортации или ре-адмиссии, т. е. лица, въезд которым в Россию закрыт, могут годами не попадать в поле зрения сотрудников правоохранительных структур и беспрепятственно пересекать государственную границу.
Еще одна проблема — установление личности и гражданства иностранных граждан, совершивших административное правонарушение или преступление, и не имеющих документов, удостоверяющих личность. Для данной категории лиц предусмотрена специальная процедура, состоящая из дачи свидетельских показаний лицами, знакомыми с таким иностранным гражданином, фотографирования, использования документов, косвенно подтверждающих личность иностранного гражданина, проверки по базам данных и т. п. Далее руководитель территориального органа ФМС России выносит заключение об установлении личности иностранного гражданина, которое, по сути, является новым документом, удостоверяющим его личность.
Осуществление таких процедур не выдерживает никакой критики, ведь если иностранный гражданин или лицо без гражданства ранее не подвергался дактилоскопической регистрации, установление его личности посредством вышеперечисленных действий может быть ошибочным. Если потребуется установить гражданскую принадлежность иностранного гражданина, территориальный орган ФМС России вынужден запрашивать сведения в иностранном посольстве. Данная процедура может растянуться на несколько месяцев. Все это время иностранный гражданин содержится в центре временного содержания для иностранных граждан за счет бюджета России.
Для лучшего понимания рассматриваемых проблем необходимо обратиться к статистическим данным ФМС России. За 9 месяцев 2013 г. составлено около 2 млн протоколов об административных правонарушениях в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, нарушивших миграционное законодательство Российской Федерации. Из них более 30 тыс. человек депортированы или административно выдворены за пределы Российской Федерации. Для более 250 тыс. иностранных граждан закрыт въезд в Российскую Федерацию [5]. Согласно требованиям Федерального закона РФ
S н и о X
л
<
и н к
:|5
о X
л
<
и н S
X
<
а
X О О
са <
а
С
<
а s н
bS
<
а С
к S а
О и н
43
S н и о X
л
<
и н к
:'5
0 X
Л
<
и н S
1
<
а
X О О
м
<
а
С
<
а s н
bS
<
а С
к S а
О и н
44
«О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации» от 25 июля 1998 г. № 128-ФЗ все указанные правонарушители прошли данную обязательную процедуру.
Учитывая изменения, внесенные в ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях [1] Федеральным законом РФ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования миграционного законодательства и ответственности за его нарушение» от 23 июля 2013 г. № 207-ФЗ, административное выдворение за пределы России стало основным видом наказания, исключая ч. 1.1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях [2], санкция которой дает возможность применять административное выдворение в качестве дополнительного наказания. Следовательно, количество иностранных граждан и лиц без гражданства, которые были подвергнуты административному выдворению и, как следствие, получили запрет на въезд в Россию, возрастет в несколько раз. Увеличится и количество иностранных граждан и лиц без гражданства, изменивших свои установочные данные и желающих незаконно вернутся на территорию России как на нелегальные заработки, так и с целью совершения противоправных действий. Данная категория иностранных граждан и лиц без гражданства могут на протяжении длительного времени беспрепятственно пересекать Государственную границу России.
Решить эти проблемы позволит обязательная дактилоскопическая регистрация иностранных граждан и лиц без гражданства, пересекающих Государственную границу России в безвизовом порядке. На начальном этапе внедрения процедуры обязательной дактилоскопической регистрации иностранных граждан и лиц без гражданства, пересекающих границу России в безвизовом порядке, значительно увеличится нагрузка на службу ФПС ФСБ России и ФМС России. Но по мере наполняемости базы данных нагрузка будет постепенно снижаться. При повторном пересечении границы России иностранным гражданином или лицом без гражданства достаточно будет процедуры сканирования указательного пальца, чтобы выяснить, была ли проведена процедура обязательной дактилоскопической регистрации или нет. На закупку, установку и сервисное обслуживание техники для проведения дактилоскопической регистрации понадобится дополнительное бюджетное финансирование.
После реализации данных мероприятий число выявленных иностранных граждан и лиц без гражданства, въезд которым на территорию России был закрыт, будет неуклонно расти.
Снизится число иностранных граждан и лиц без гражданства, содержащихся в центрах временного содержания для иностранных граждан, и время их содержания. Следовательно, снизятся бюджетные затраты на выполнение таких процедур, как административное выдворение и депортация, поскольку повторный въезд в Россию для данных лиц невозможен.
Вопрос об обязательной дактилоскопической регистрации при въезде в страну был решен положительно в ряде государств. Так, законодательство Израиля об обязательной дактилоскопии обязывает всех иностранцев еще в зоне прохождения паспортного контроля проходить дактилоскопическую регистрацию. Данная процедура направлена на повышение уровня безопасности. Кроме того, принудительная дактилоскопия упрощает процедуру идентификации тел иностранцев, погибших в результате несчастных случаев или терактов, облегчает поиски подозреваемых в совершении преступлений.
С 1 июня 2011 г. все иностранцы, приезжающие в Малайзию, проходят обязательную процедуру сканирования двух указательных пальцев. Эта мера введена с целью противодействия преступности и борьбы с терроризмом.
В Республике Корея с сентября 2010 г. ввели специальную систему идентификации лично -сти по отпечаткам пальцев в аэропортах и морских портах.
С 1 мая 2010 г. иностранцы, прилетающие в аэропорты Индонезии, должны пройти обязательную дактилоскопию и сфотографироваться.
Принятый в апреле 2010 г. Визовый кодекс Шенгенской зоны, представляющий собой общие для стран-участниц Шенгенской зоны процедуры и условия выдачи краткосрочных виз (на срок не более трех месяцев), предписывает консульским службам вносить цифровые отпечатки пальцев и фотографии лиц, запросивших визы, в систему визовой информации Шенгенской зоны. Визовому кодексу обязаны следовать все зарубежные консульства стран Шенгена. Еще в 2009 г. Великобритания ввела контроль отпечатков пальцев тех, кто въезжает в страну в пунктах пересечения границы. Контроль касается иностранцев, пересекающих границу на основании биометрических виз и разрешений на въезд. В большинстве случаев используются большой и указательный пальцы правой руки. Затем эти отпечатки сравниваются с образцами, взятыми при подаче документов.
При въезде в Японию с ноября 2007 г. у всех иностранцев снимают отпечатки пальцев. Помимо дактилоскопии, при прохождении пограничного контроля с помощью специальной камеры делается фотография лица иностранца, после чего офицер иммиграционной службы может задать ему несколько вопросов.
США — родоначальники биометрической пропускной системы, действующей уже несколько лет. С 2002 г. американское законодательство требует сбора биометрических данных, а отпечатки пальцев, сканируемые в посольствах и консульствах, сопоставляются с образцами, занесенными в общенациональную базу данных США. Начиная с 2007 г. все дипломатические представительства США ввели процедуру сканирования отпечатков десяти пальцев рук для всех, обратившихся за американской визой. Для получения американской визы, а также при въезде на территорию США все иностранцы в возрасте от 14 до 79 лет должны пройти процедуру снятия отпечатков пальцев. В отдельных случаях дополнительно сканируется сетчатка глаза. Более того, дактилоскопия делается повторно, при выезде из страны, чтобы удостовериться, что въехавший и выбывающий турист — одно и то же лицо. В настоящие время вопрос об обязательной дактилоскопической регистрации иностранцев рассматривается еще в ряде стран [7].
Многие факторы свидетельствуют о том, что необходимо принимать меры по наведению порядка в миграционной ситуации. Рекрутинго-вый портал Superjob.ru 9 сентября 2013 г. провел социологический опрос, в котором участвовали 1800 респондентов. Его результаты таковы: негативное отношение россиян к иностранным гражданам усилилось. Шесть лет назад приезд иностранных граждан считали благом для российской экономики 17 % респондентов, в 2013 г. почти втрое меньше — 6 %. Большинство работающих россиян выступает за ограничение въезда иностранцев в Россию и считает,
Список литературы
1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования миграционного законодательства и ответственности за его нарушение: Федеральный закон РФ от 23 июля 2013 г. № 207-ФЗ // СПС Консуль-тантПлюс.
3. О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 25 июля 1998 г. № 128-ФЗ // СПС КонсультантПлюс.
4. Неприязнь к иммигрантам растет. Социологический опрос исследовательского центра Superjob.ru. URL: http://www.superjob.ru/re-
что иммиграция приносит нашей стране намного больше вреда, нежели пользы. Больше половины (52 %) россиян уверены в том, что иммигранты повышают уровень преступности и коррупции. В 2007 г. такого мнения придерживались лишь треть (34 %) опрошенных. С 29 % до 36 % выросло число россиян, обвиняющих иммигрантов в том, что они создают конкуренцию на рынке труда и «отнимают» работу у коренных жителей [4, 6].
Количество преступлений, совершенных иностранными гражданами и лицами без гражданства в 2012 г., снизилось на 5,1 % по сравнению с 2011 г., но в целом же иностранными гражданами и лицами без гражданства в 2012 г. было совершено 44 341 [7]. Такое количество преступлений является недопустимо высоким.
Введение обязательной дактилоскопической регистрации для иностранных граждан и лиц без гражданства, въезжающих на территорию России в безвизовом порядке, не сможет остановить поток нелегальной миграции. Однако такая мера существенно снизит количество иностранных граждан и лиц без гражданства, въезд которым на территорию России был закрыт. Как следствие, сократится количество правонарушений и преступлений, совершаемых иностранными гражданами и лицами без гражданства, значительно упростится и ускорится процедура установления личности и гражданской принадлежности иностранных граждан, в отношении которых было принято решение об административном выдворении, снизится нагрузка на центры временного содержания для иностранных граждан.
search/ articles/111312/nepriyazn-k-immigran-tam-rastjot/ (дата обращения: 09.12.2013).
5. Новости регионов. Официальный сайт ФМС России. URL: www.fmsgov.ru/press/ news/regional/ (дата обращения: 09.12.2013).
6. Показатели преступности в России. Портал правовой статистики Генеральной Прокуратуры Российской Федерации. URL: http:// crimestat.ru/ offenses_chart (дата обращения: 09.01.2014).
7. Страны, в которых проводят дактилоскопию въезжающих граждан. URL: http:// www.odr.by/?p= 18662 (дата обращения: 09.12.2013).
E-mail: [email protected]
S н и о X
л
<
и н к
:|5
о X
л
<
и н S
X
<
а
X О О
са <
а
С
<
а s н
bS
<
а С
к S а
О и н
45