Гожее А., Цветков И. Сборник гражданских законов. Т. 1. СПб., 1885. 899 с.
Городов О. А. Патентное право: учебное пособие. М.: Проспект, 2005. 544 с.
Доклад Сената 1776 года «О награждении подпоручика Афанасия Ратецова за найденный им в винокурении легчайший способ, и о вознаграждении таким же образом и прочих, кои сделают для общей пользы новое изобретение» // Полное собрание законов Российской империи. СПб., 1832. Т. XX. С. 359-361.
Закон СССР от 31 мая 1991 г. № 2213-1 «Об изобретениях в СССР» // Ведомости Верховного Совета СССР. 1991. № 25. Ст. 703.
Истомин С. В. Самые знаменитые изобретатели России. М.: Вече, 2000. 494 с.
Кузьмина О. М. Критерии и объем патентной охраны по законодательству Германии и России: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002. 169 с.
Пиленко А. А. Право изобретателя. (Привилегии на изобретения и их защита в русском и международном праве). Историко-догматическое исследование. Т. 1. Очерк истории привилегий на изобретения (в связи с эволюцией доктрины). СПб.: Тип. М. М. Стасюлевича, 1902. 495 с.
Положение о праве собственности на фабричные рисунки и модели от 11 июля 1864 г. // Свод законов Российской империи. СПб., 1911. Т. XI. С. 381.
Положение о привилегиях на изобретения и усовершенствования от 20 мая 1896 г. // Полное собрание законов Российской империи. СПб., 1911. Т. XVI. Ст. 12965. С. 453.
Сенатский Указ от 21 марта 1755 г. «О предоставлении английскому фабриканту Мартыну Ботлеру на 10 лет исключительного права делать в России шпалеры» // Полное собрание законов Российской империи. СПб., 1830. Т. XIV. С. 334-335.
Сергеев А. П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации: учебник. 2-е изд., пере-раб. и доп. М.: Проспект, 2005. 752 с.
Указ от 7 августа 1801 года «О поощрении учинивших изобретения и открытия к усовершенствованию земледелия, торговли, промыслов» // Полное собрание законов Российской империи. СПб., 1830. Т. XXVI. С. 738.
Указ от 30 марта 1870 г. «Об изменении порядка делопроизводства по выдаче привилегий на новые открытия и изобретения» // Полное собрание законов Российской империи. СПб., 1911. Т. XXXII. С. 401.
Ярыш В. Д. Защита прав изобретателей в России до XIX века // Журнал российского права. 2005. № 1. С. 41.
УДК 34 ББК 67.404.3
ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ АВТОРА КАК СУБЪЕКТА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ПРАВ
К. В. Лиджеееа, Б. Б. Насуноеа
Развитие авторского1 права в России является одной из актуальнейших задач юридической науки. Авторское право существует главным образом для того, чтобы позволить человечеству иметь широкий доступ ко всем достижениям интеллектуальной творческой деятельности, а также вознаграждать и защищать тех, кто способствует возникновению и распространению этих достижений [Силенок 2006: 6], т. е. субъектов интеллектуальных прав. Под последними понимаются лица, которые могут быть обладателями имущественных и личных неимущественных интеллектуальных прав. При этом следует учитывать, что эти права могут быть классифицированы на первоначальные (это права, приобретенные посредством действий, обладателем которых является человек, творческим трудом которого
1 Слово автор заимствовано из французского языка (auteur) и толкуется как «создатель какого-
нибудь произведения».
произведение создано) и производные (это права, полученные от других лиц).
Анализ действующего законодательства позволяет выделить несколько групп субъектов интеллектуальных прав. Во-первых, это физические лица, в том числе авторы (обладающие личными первоначальными правами), их наследники, другие правопреемники (обладающие производными правами). Во-вторых, это юридические лица, обладающие среди иных прав и правами на служебные произведения. В-третьих, это государство и иные публично-правовые образования.
Особое правовое положение из всех вышеперечисленных субъектов интеллектуальных прав, безусловно, принадлежит авторам. По действующему российскому законодательству, автором может быть только физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение [Гражданский кодекс РФ 2006: ст. 1228, 1257, 1347].
Автором произведения является лицо, которое указано в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения. Такое положение сохраняется до тех пор, пока не будет доказано иное. В случае опубликования произведения анонимно или под псевдонимом (за исключением случая, когда псевдоним автора не оставляет сомнения в его личности) издатель, имя или наименование которого обозначено на произведении, считается представителем автора и в этом качестве имеет право защищать права автора и обеспечивать их осуществление до тех пор, пока автор такого произведения не раскроет свою личность и не заявит о своем авторстве.
Статья 17 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) определяет, что способность иметь гражданские права (гражданская правоспособность) и нести обязанности (гражданская дееспособность) признается в равной степени за всеми гражданами и возникает в момент рождения гражданина и прекращается смертью2. В связи с этим носителем авторских прав в отношении созданных ими произведений могут быть и лица, не достигшие совершеннолетия либо признанные в установленном законом порядке недееспособными или ограниченно дееспособными.
Возникновение авторских прав не зависит ни от намерений лица, ни от его возраста, состояния здоровья и т. д. Единственное ограничение заложено в п. 2 ст. 26 ГК РФ — самостоятельное осуществление этих прав возможно по достижении 14 лет. Несовершеннолетний (с 14 до 18 лет) автор произведения науки, литературы и искусства или иного охраняемого законом результата интеллектуальной деятельности осуществляет свои права самостоятельно. Вместе с тем он также самостоятельно несет и имущественную ответственность по совершенным им сделкам в сфере авторских правоотношений. Автор, дееспособность которого ограничена судом на основании того, что вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами он ставит семью в тяжелое материальное положение, реализует свои авторские права лишь с согласия назначенного ему попечи-
2 Здесь и далее статьи Гражданского кодекса Российской Федерации приведены по: [Гражданский кодекс РФ 2006].
теля, задачей которого в соответствии со ст. 33 ГК РФ является оказание подопечному содействия в осуществлении им своих прав и исполнении обязанностей, а также охрана его от злоупотреблений третьих лиц.
В случае, если в создании объекта интеллектуального права участвовали два или более физических лиц, все они считаются соавторами. Возникновение соавторства доктрина и судебная практика связывает с рядом условий. Прежде всего, это случаи, когда в результате совместных усилий нескольких лиц создано единое коллективное произведение. Вторым непременным условием является создание произведения совместным творческим трудом3.
В научных работах высказывается два противоположных мнения в части еще одного условия для признания соавторства. Одни авторы в качестве такого условия выделяют наличие соглашения между авторами. Другие считают это мнение ошибочным. Думается, что связывать признание соавторства с требованием о наличии соглашения между авторами неправомерно, ибо это не основано на действующем законодательстве и не согласуется с теми многочисленными ситуациями, когда авторство возникает без достижения согласия.
Законодатель указывает, что права на коллективное произведение принадлежит всем соавторам, независимо от степени творческого участия каждого и характера произведения. Это, на наш взгляд, вполне соответствует установившемуся в науке взгляду на авторское право соавторов как на неделимое право [Антимонов, Флейшиц 1957: 68].
Из этого вытекает важный практический вывод. Порядок пользования правами, принадлежащими авторам одного объекта (соавторами), в части, не урегулированной законодательством, должен определяться соавторами сообща. В соответствии с нормами ст. 1258 ГК РФ авторское право на произведение, созданное совместным творческим трудом двух или более лиц (соавторство), принадлежит соавторам совместно, независимо от того, образует ли такое произведение одно неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых име-
3 Под совместным характером труда понимается совместно достигнутый результат, а не совместный процесс труда.
ет самостоятельное значение. В случае если произведение представляет собой единое целое, то речь идет о нераздельном соавторстве. Такие произведения встречаются в литературе (например, романы И. Ильфа и Е. Петрова), в живописи (например, картина И. Репина и И. Айвазовского «Пушкин в Крыму»), в науке (например, монография Б. С. Антимонова и Е. А. Флейшиц «Авторское право»). При раздельном соавторстве произведение, хотя является единым, но каждая из частей имеет самостоятельное значение. Часть сочинения признается имеющей самостоятельное значение, если она может быть использована независимо от других его частей. Каждый из соавторов вправе использовать созданную им часть, имеющую самостоятельное значение, по своему усмотрению, если иное не предусмотрено соглашением между ними. Если творение соавторов образует одно неразрывное целое, то ни один из соавторов не вправе без достаточных к тому оснований запретить использование произведения [Степанова, Котельников, Лиджеева 2007: 83].
Ряд ученых отстаивают позицию, в соответствии с которой допускается возникновение соавторства при творческой доработке произведения [Савельева 1986: 5455]. Однако следует согласиться с позицией А. В. Степановой, которая считает данное мнение ошибочным, так как в этом случае нужно говорить о создании нового творческого произведения [Степанова 2006: 97]. В качестве примера можно привести решение по иску наследников поэта Р. к Г. и А., авторам текста популярной музыкальной комедии «Севастопольский вальс». Поэт Р. являлся автором известной песни «Севастопольский вальс». Впоследствии была создана музыкальная комедия под таким же названием, причем в тексте использовались строчки из песни. Наследники Р., основываясь на этом, требовали признать Р. соавтором музыкальной комедии. Рассматривая данное дело, Верховный Суд обоснованно пришел к выводу, что в данном случае имеет место два творческих самостоятельных произведения и отказал в иске [Обзор судебной практики ... 1971: 4].
Приведенные выше положения полностью распространяются на такие объекты интеллектуальной деятельности, как программы для электронных вычислительных
машин (ЭВМ) и баз данных, а также топологии интегральных микросхем. Схожие правила применяются и в отношении объектов патентного права. Так, в п. 1 ст. 1348 ГК РФ определено, что граждане, создавшие изобретение, полезную модель или промышленный образец совместным творческим трудом, признаются соавторами. Каждый из соавторов вправе использовать изобретение, полезную модель или промышленный образец по своему усмотрению, если соглашением между ними не предусмотрено нечто иное, а распоряжение правом на получение патента на изобретение, полезную модель или промышленный образец осуществляется авторами совместно. Вопрос о раздельном и нераздельном соавторстве в отношении объектов патентного права не возникает, что вытекает из самой сути данных объектов (изобретение, полезная модель, промышленный образец всегда представляют собой единый и неделимый объект).
Возникновение прав на объект интеллектуальных прав связано также с гражданством автора. По общему правилу, иностранные физические лица пользуются правами, предусмотренными российскими законами, наравне с гражданами РФ в силу международных договоров. Однако это правило детализируется применительно к отдельным видам объектов интеллектуальных прав. Например, авторские права на произведение, впервые выпущенное в свет на территории РФ, либо не выпущенное в свет, но находящееся на ее территории в какой-либо объективной форме, признается за авторами и его наследниками и иными правопреемниками, независимо от гражданства. Авторское право признается также за гражданами РФ, произведения которых выпущены в свет или находятся на территории иностранного государства, а равно за их правопреемниками. За другими лицами авторское право на произведение, выпущенное в свет или находящееся на территории иностранного государства, признается в соответствии с международными договорами РФ.
В отношении объектов патентного права законодатель устанавливает следующее общее правило: иностранные физические или юридические лица пользуются правами, предусмотренными ГК РФ, наравне с
физическими и юридическими лицами Российской Федерации в силу международных договоров Российской Федерации или на основе принципа взаимности [Степанова, Лиджеева 2007: 47-49].
Такое же правило применяется к товарным знакам и знакам обслуживания, топологиям интегральным микросхем. Что касается наименований мест происхождения товаров, то в соответствии с ГК РФ «право на регистрацию в Российской Федерации наименований мест происхождения товаров предоставляется юридическим и физическим лицам государств, предоставляющих аналогичное право юридическим и физическим лицам Российской Федерации» [Гражданский кодекс РФ 2006].
Правопреемство при наследовании авторских прав может возникнуть по закону или в силу завещания автора. Круг наследников и порядок принятия ими наследства определяется по общим правилам, установленным гражданским законодательством. Но имеются и специальные нормы.
В соответствии с нормами ст. 1283, 1267 ГК РФ по наследству не передается право авторства, право на имя и на защиту репутации автора произведения, хотя наследники вправе осуществлять защиту указанных прав, причем эти правомочия наследников сроком не ограничиваются. В соответствии с нормами ст. 1357 ГК РФ патент на изобретение, полезную модель, промышленный образец и право на его получение переходят в порядке универсального правопреемства.
Под правопреемниками автора следует понимать только тех лиц, которые не обладают первоначальным авторским правом, а получают его в порядке правопреемства. Так как передать можно только отчуждаемые права, а это, прежде всего, имущественные права, то под правопреемниками автора следует понимать физических, юри-
дических лиц и публично-правовые образования, которые обладают исключительными имущественными правами переданными авторами (либо по договору, либо по соглашению, либо при совершении иной сделки).
Таким образом, авторы являются важнейшими субъектами интеллектуальных прав. Творцом может быть любое физическое лицо, независимо от пола, возраста, гражданства и состояния дееспособности. Авторские права у создателя произведения возникают сразу при принятии произведением объективной формы.
В соответствии с российским законодательством обладателями субъективных авторских прав могут быть российские граждане, лица без гражданства и иностранцы, их наследники и иные правопреемники, а также Российская Федерация.
Литература
Антимонов Б. С., Флейшиц Е. А. Авторское право. М.: Юрид. лит., 1957. 280 с.
Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть четвертая: от 18 декабря 2006 г. № 230-ФЗ // Свод законов Российской Федерации. 2006. № 52. Ч. 1. Ст. 5496.
Дементьев В. Н. О праве соавторства на изобретение // Вопросы изобретательства. 1986. № 3. С. 15-18. Обзор судебной практики по гражданским делам Верховного Суда СССР. 1971. № 2.
Савельева И. В. Правовое регулирование отношений в области художественного творчества. М.: МГУ, 1986. 142 с.
Силенок М. А. Авторское право. М.: Юстицинформ, 2006. 151 с.
Степанова А. В. Интеллектуальные права как совокупность имущественных и личных неимущественных прав: дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2006. 204 с.
Степанова А. В., Котельников Н. В., Лиджеева К. В. Интеллектуальные права: вопросы правоприменения. Элиста: НПП «Джангар», 2007. 152 с. Степанова А. В., Лиджеева К. В. О классификации объектов интеллектуальных прав // Вестник Калмыцкого университета. 2007. № 4. С. 46-56.