К имущественным правам относятся, например, право на воспроизведение музыкальной композиции или песни, право доступа, право на распространение, права на публичный показ и публичное исполнение, право на сообщение в эфир и по кабелю, право на перевод или другую переработку произведения, право на доведение до всеобщего сведения, право на практическую реализацию соответствующих проектов и многие другие, регулируемые Гражданским кодексом РФ.
Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что музыкальное произведение является результатом интеллектуальной (творческой) деятельности и объектом авторского права, поскольку отвечает всем необходимым для этого требованиям (подпадает под все признаки объекта авторского права).
Список литературы
1. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 г. М.: Проспект, 2016.
2. АнтимоновБ.С., Флейшиц Е.А. Авторское право. М., 2013.
3. Кириллова М.Я. Развитие авторского права. Свердловск, 2011.
4. Серебровский В.И. Вопросы авторского права. М., 2011.
5. Чернышева С.А. Правоотношения в сфере художественного творчества. М., 2012.
6. Гаврилов Э.П. Советское авторское право. Основные положения и тенденции развития. М.,1990. С. 83 // Комментарий к Гражданскому кодексу РФ, части четвёртой / Гаврилов Э.П., Городов О.А, Гришаев С.П. М., 2007.
АВТОРЫ И ИНЫЕ СУБЪЕКТЫ ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО АВТОРСКОГО
ПРАВА Алисов А.С.
Алисов Алексей Сергеевич — магистрант, кафедра гражданского права, Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения,
г. Санкт-Петербург
Аннотация: в данной статье раскрывается понятие субъекта авторского права, рассматриваются субъекты авторского права, которые обладают исключительными правами на произведение, в частности авторы произведения.
Ключевые слова: автор, авторство, авторское право, субъект авторского права, исключительные права, произведение, физическое лицо, имущественные права, личные права, соавторство.
В юридической литературе дано множество вариаций определения термина «субъект авторского права». По мнению профессора А.П. Сергеева субъектами авторского права являются лица, которым принадлежат субъективные авторские права в отношении произведения [3, с. 168].
Согласно Юридической энциклопедии, субъект авторского права - создатель произведения науки, литературы или искусства, его правопреемники (например, наследники) или лица, по закону или договору приобретающие исключительные авторские права. На наш взгляд, оба термина являются верными и если совместить их, получится практически идеальное определение субъекта авторского права. К обладателям авторских прав относятся только физические лица - российские граждане, лица без гражданства, иностранцы, их правопреемники. Для каждой категории субъектов право на произведение возникает в связи с юридическими фактами, такими как: переход авторских прав по авторскому договору, по наследству, создание произведения и т.д.
Авторы произведений - важнейшие субъекты авторского права, поскольку именно они создают в процессе кропотливой работы какое-либо уникальное творение, будь то художественное или музыкальное произведение. Именно они обладают изначально всеми правами на созданное ими произведение. Это можно сопоставить с единоличным обладанием вещью - никто не вправе изъять её без согласия владельца. Лица, творческим трудом которых создано то или иное произведение являются его автором. Создателем произведения может быть любое физическое лицо, независимо от того, обладает ли оно дееспособностью, имеет ли
гражданство и какой оно национальности, не имеет значение даже возраст творца. У создателя произведения авторские права возникают сразу, как только достигнутый результат творческой деятельности облекается в объективную форму, обеспечивающую его восприятие другими людьми. Возможность граждан обладать авторскими правами входит в содержание гражданской правоспособности, а она не зависит ни от состояния здоровья, ни от возраста человека. Для превращения этой абстрактной возможности в конкретное субъективное право необходим юридический факт, чью роль выполняет создание произведения, то есть не сделка, а юридический поступок [3, с. 169].
Однако их могут, как известно, совершать и недееспособные лица, а, следовательно, авторские права возникают независимо от состояния дееспособности.
С осуществлением прав недееспособных и несовершеннолетних дело обстоит иначе. За полностью недееспособных граждан и детей младше 14 лет, авторские права осуществляют их законные представители - опекуны или родители [1].
В соответствии со статьёй 30 ГК РФ, граждане, признанные судом ограничено дееспособными, в виду того, что ставят свою семью в тяжёлое материальное положение, употребляя спиртные напитки и наркотические вещества, могут осуществлять свои авторские права только с согласия назначенных им попечителей. Несовершеннолетние члены общества, в возрасте от 14 до 18 лет, имеют право осуществлять свои авторские права самостоятельно. Казалось бы, существует общее правило, которое гласит, что граждане могут осуществлять свои гражданские права самостоятельно с 18 лет, если законом не предусмотрено иное. Право осуществлять авторские права самостоятельно как раз относится к числу исключений и это подтверждает ст. 26 Гражданского кодекса РФ.
На вопрос могут ли юридические лица считаться авторами произведений, есть однозначный ответ - не могут, и это правило установлено с 1993 года. В Российской Федерации автором произведения может быть только физическое лицо. Юридические лица могут приобретать авторские права в порядке правопреемства - на основании договора или законодательного акта. Следует обратить внимание и на то, что авторство российских юридических лиц, которое возникло ранее 1993 года, на основании законодательства, действовавшего в то время, на отдельные виды произведений (кинофильмы, сборники или периодические издания), так же должно уважаться всеми третьими лицами и по -прежнему охраняется законом. Срок охраны авторских прав продлён до 70 лет со дня создания произведения или его правомерного обнародования [2].
Кроме того, отметим, что на территории нашей страны в качестве авторов произведений могут выступать иностранные юридические лица, в том случае, если законодательство соответствующей страны, гражданами которой они являются в момент создания произведения, признаёт за ними такую возможность (примером такой страны является США).
Как было установлено выше, субъектами авторского права признаются так же иностранные граждане и лица без гражданства. Для них, однако, существуют определённые условия, чего нельзя сказать о российских гражданах - все созданные ими произведения охраняются независимо от места их нахождения, создания или обнародования, а произведения, авторами которых являются иностранцы или лица без гражданства, охраняются, если:
1. они обнародованы на территории Российской Федерации, находятся в какой-либо объективной форме на территории РФ;
2. они пользуются охраной, в соответствии с международными договорами РФ [1].
Обращаясь к теме субъектного состава, следует так же уделить внимание совместному
авторству. Авторское право на произведение, созданное не одним физическим лицом, как обсуждалось ранее, а совместным творческим трудом нескольких лиц, принадлежит двум соавторам совместно, даже если произведение, созданное ими, не составляет единое целое, а состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение [1].
Например, если два автора написали книгу, состоящую из двух глав, и при этом, каждая глава посвящена своей индивидуальной тематике, это в любом случае будет считаться соавторством. Судебная практика и доктрина возникновение совместного авторства связывают с рядом условий, которые содержатся в действующем законодательстве. О соавторстве можно говорить только тогда, когда путём совместных творческих усилий двух или более лиц создано единое коллективное произведение. Когда такое коллективное произведение образует одно неразрывное целое (например, поэма или стихотворение, написанное несколькими поэтами, картина, нарисованная сразу двумя художниками и т.д.), лишних сомнений и споров оно не вызывает. Прения возникают в том случае, если каждая часть такого произведения имеет самостоятельное значение, иными словами, она независима от других частей произведения и
50
может быть извлечена без нарушения его целостности. Например, в музыкальном произведении - слова песни пишутся автором, а музыка - композитором. Вместе они образуют единую музыкальную композицию, но в то же время, при их разделении, музыка превращается в мелодию, на которую можно наложить другой текст, а слова песни можно назвать стихотворением и при желании так же использовать с другой музыкой. Коллективное произведение не может быть создано в результате простого механического соединения произведений отдельных авторов, в любом случае необходимо некое звено, соединяющее их содержание и внутреннюю форму - только так они будут восприниматься публикой как одно произведение. Изменение или изъятие какой-либо части коллективного произведения должно отразиться на других его частях, создать препятствие к использованию произведения как единого целого. Например, невозможно вырезать часть музыкального произведения - в таком случае обе части будут считаться неоконченными и звучать гораздо хуже.
Второе непременное условие соавторства - создание произведения совместным творческим трудом нескольких лиц [3, с. 170].
Совместный характер труда подразумевает совместно достигнутый результат труда, а не совместный процесс создания произведения, вопреки мнениям. Априори не существует двух творческих людей, способных на совместную работу. Исключением являются, возможно, музыкальные группы, где работа одного музыканта обособленно от коллектива, не будет продуктивной. Важно понять, что не имеет смысла то, как именно трудились над произведением его создатели, главное - что получилось в результате их совместных усилий.
Ещё одно важное условие соавторства - вклад претендующих на него лиц, должен носить творческий характер. Оказание автору технической помощи (вычерчивание графиков или наладка оборудования) не даёт оснований для признания соавторства.
Ну и наконец, последней неотъемлемой частью признания соавторства является соглашение о возникновении соавторства. Это взаимное волеизъявление авторов, направленное на совместную творческую деятельность. Оно может быть выражено в устной или письменной форме, на любом этапе создания произведения. Предметом соглашения может быть даже доработка уже законченного произведения, важно только, чтобы совместная работа авторов была добровольной и не нарушала охраняемых законом авторских прав одного или другого лица.
Авторское право на коллективное произведение принадлежит всем соавторам в равной степени независимо от творческого вклада каждого из них и вида произведения. Отсюда следует, что вопросы использования результата творческой деятельности во всех случаях решаются соавторами сообща, на основе единогласия. Ни один из соавторов не вправе запретить остальным использовать коллективное произведение без достаточных оснований. Если на этой почве возник конфликт, он передаётся на разрешение суда.
Закон выделяет два вида соавторства - раздельное и нераздельное. Если имеет место нераздельное соавторство, то произведение, созданное коллективно, представляет собой единое целое, части которого не имеют самостоятельного значения. Соответственно, при раздельном соавторстве, коллективное произведение состоит из частей, имеющих самостоятельное значение. Практическое значение указанного деления, по мнению профессора Н.Н. Аверченко, состоит в том, что если соавторство является нераздельным, у соавторов нет возможности сохранить за собой право самостоятельно распоряжаться результатом своих интеллектуальных трудов - частью произведения, созданного лично им, что, в какой-то мере, не справедливо. Отсюда следует вывод, что прибегая к помощи сторонних специалистов, следует отдавать предпочтение раздельному соавторству и в соглашении прописывать возможность использования собственной части произведения по своему усмотрению, при необходимости. Это избавит автора от возможных прений и негативных последствий.
Обобщив вышесказанное, отметим, что авторами произведения на территории Российской федерации могут быть только физические лица, создатели произведений творческой деятельности, обладающими всеми возможными правами на своё произведение. Именно они являются единоличными собственниками результатов своей творческой деятельности и субъектами первоначального авторского права.
Список литературы
1. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 г. М.: Эксмо, 2016.
2. Федеральный закон от 18.12.2006 «О введении в действие части четвёртой Гражданского
кодекса РФ» // СЗ РФ, 2006. № 52 (ч. 1). Ст. 5447.
51
3. СергееваА.П. Гражданское право. Том 3. М.: Велби, 2015.
АВТОРСКИЕ ПРАВА НА МУЗЫКАЛЬНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ
Алисов А.С.
Алисов Алексей Сергеевич — магистрант, кафедра гражданского права, Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения,
г. Санкт-Петербург
Аннотация: в данной статье раскрывается понятие авторского права на музыкальные произведения, что оно представляет собой и в чём заключается отличие между авторскими правами на музыкальное произведение и авторскими правами на другие произведения: литературы и искусства; представлена характеристика авторского права на музыкальные произведения.
Ключевые слова: авторское право, авторство, автор, музыкальные произведения, терминология, творческая деятельность, результат творческой деятельности, искусство, гражданские права, интеллектуальная собственность, принципы авторского права.
Среди обширного многообразия объектов гражданских прав, в Гражданском кодексе РФ, выделяется интеллектуальная собственность [1. с. 128]. Казалось бы, такие объекты гражданских прав, как вещи, валюта и ценные бумаги, по значимости превосходят результаты интеллектуальной деятельности, однако, это мнение ошибочно. Результаты интеллектуальной деятельности, в особенности музыкальные произведения - это вид искусства, мыслительные процессы, отражённые на материальных носителях, которым можно даже назначить определённую цену. Имущество - это всего лишь вещи и объекты недвижимости, деньги - это валюта, творения, созданные в процессе трудоёмкой творческой работы - качественно новые, уникальные, духовные нематериальные и в то же время материальные ценности. В праве интеллектуальной собственности, прежде всего, выделяется институт авторского права, неразрывно связанный с музыкальными произведениями.
В объективном смысле, авторское право - право, которое позволяет регулировать правоотношения, связанные с реализацией (созданием, использованием, усовершенствованием и исполнением) объективных результатов творческой деятельности в областях науки, искусства и литературы [4. с. 114].
Благодаря институту авторского права регулируются отношения, возникающие в связи с созданием, записью и использованием (исполнением, редактированием, распространением) музыкальных произведений.
Можно выделить несколько основных задач (функций) авторского права: Во -первых, стимулирование деятельности по созданию произведений литературы, науки и искусства. Следовательно, если говорить об авторском праве на музыкальное произведение, то одной из его функций будет побуждение и склонение к созданию музыкальных произведений (композиций, песен), и, соответственно, поощрение такой деятельности. Во-вторых, немаловажной задачей авторского права на музыкальные произведения является создание необходимых условий для широкого использования музыкальных произведений в интересах общества.
То есть, использованию музыкальных произведений в целях просвещения не должно препятствовать повышение уровня охраны прав авторов, так же, как и не должно оно служить помехой в стремлении ознакомиться с ними аудитории слушателей. Самая широкая зрительская аудитория должна иметь доступ к прослушиванию новых музыкальных произведений.
Говоря о принципах авторского права, изначально следует дать определение этому термину. Опираясь на юридическую литературу можно определить, что это основные начала и отправные идеи авторского права, которые по своей природе универсальны, уникальны и обладают общезначимостью и высшей императивностью. Они предопределяют всю юрисдикционную деятельность, пронизывают содержание всей системы авторского права, воплощаются в обязанностях и субъективных правах участников авторских правоотношений. Принципы авторского права выводятся из совокупности авторско -правовых норм, не имея конкретного закрепления в статьях закона. Знание принципов необходимо для правильного