Научная статья на тему 'Наследование авторских прав'

Наследование авторских прав Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4386
347
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Наследование авторских прав»

С нашей точки зрения, следует признать существование такого типа ценных бумаг, как инвестиционные ценные бумаги (в более широком смысле, а не идентичном понятию эмиссионных ценных бумаг), в рамках которого возможно выделение двух видов ценных бумаг: эмиссионные ценные бумаги и ценные бумаги коллективного инвестирования.

Мищенко Е. А.,

4-й курс Института правоведения МГЮА

НАСЛЕДОВАНИЕ АВТОРСКИХ ПРАВ

В сфере наследственного права исторически выделялись так называемые особые порядки наследования. Уже в дореволюционном Своде законов гражданских (Св. зак. Т. X ч. 1) мы видим ст. 1184, выделяющую 13 таких особых порядков, первым среди которых назван институт наследования авторских прав1.

В отличие от своего исторического предшественника, действующий Гражданский кодекс Российской Федерации не выделяет авторские права в особую группу объектов наследования. Установлению правового регулирования названной сферы отношений призвано принятие четвертой части Гражданского кодекса РФ2, во многом вобравшей в себя нормы Закона Российской Федерации от 9 июля 1993 г. № 5351—1 «Об авторском праве и смежных правах»3. Вопросам регулирования наследования авторских прав посвящен ряд статей нового Кодекса, однако спорных моментов, а подчас и явных пробелов законодателю до сих пор устранить не удалось. Этим объясняется широкое использование в работе монографий советского периода, а также работ, опубликованных в 1990-е годы прошлого столетия. Работы по наследственному и авторскому праву прошлых лет способны существенно прояснить возникающие вопросы при отсутствии действующего законодательства и соответствующих разъяснений по данному вопросу.

Современная российская доктрина наследственного правопреемства в сфере авторских прав фактически переживает подъем. Постепенная корректировка законодательства, устранение пробелов и правоприменительная де-

1 См.: Анненков К. Система русского гражданского права. Том VI. Право наследования. СПб., 1902.С. 358.

2 Собрание законодательства РФ. 2006. № 52 (часть I). Ст. 5496.

3 Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. № 32. Ст. 1242; Собрание законодательства РФ. 1995. № 30. Ст. 2866; 2004. № 30. Ст. 3090.

ятельность будут способствовать становлению и развитию данного института. Показательно, что число судебных споров в данной области неукоснительно возрастает год от года. Так, если в 1999 году российские суды рассмотрели 182 иска о защите прав творцов, то в 2002 году — уже 255 исков1.

Целью данной работы является обзор важнейших институтов авторского права в контексте их наследования, попытка проследить эволюцию взглядов на некоторые понятия и очертить важнейшие направления дальнейшего правового регулирования в сфере правопреемства авторских прав.

Авторские права в контексте наследования. Как уже упоминалось, объекты интеллектуальной деятельности в силу своей особой природы не могут переходить к правопреемникам автора в общем порядке наследования имущества. Таким образом, необходимо определить — каковы же особенности правовой природы авторских прав, относящие их к предметам «особого порядка».

В соответствии со ст. 128 ГК результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальная собственность) относятся к объектам гражданских прав наряду с вещами, деньгами и ценными бумагами. Статья 138 ГК признает исключительное право гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности, причем использование результатов интеллектуальной деятельности, которые являются объектами исключительных прав, может осуществляться третьими лицами только с согласия правообладателя.

Что же представляет собой субъективное авторское право? По сути это комплекс отдельных правомочий, закрепленных за создателем произведения.

Этот комплекс правомочий автора может быть разбит на две группы: личные неимущественные правомочия и имущественные правомочия. Такая классификация прочно утвердилась в литературе еще советского периода. Однако в дальнейшем В. И. Серебровский предложил отказаться от этого деления2. Обоснование этого предложения заключалось в следующем: любое правомочие автора охраняет как его личные неимущественные интересы, так и интересы имущественные.

К числу личных неимущественных правомочий автора принято относить: право на авторское имя, неприкосновенность произведения, право на опубликование и защиту своего имени и произведения. Эти личные неимущественные права автора будут подробно изложены в дальнейшем.

Имущественное правомочие автора, прежде всего, обеспечивает ему возможность получить вознаграждение за свой труд. Это правомочие выражено

1 См.: Мелузова А.О. Наследование авторских и смежных прав в Российской Федерации: автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2003. С. 4.

2 См.: Серебровский В.И. Вопросы советского авторского права. М., 1956. С. 107 и сл.

в праве автора на гонорар по издательскому договору за свое произведение, которое в свою очередь реализуется посредством распространения этого произведения различными способами.

В подавляющем большинстве случаев неимущественные личные правомочия автора теснейшим образом переплетаются и сочетаются с его имущественным правомочием. Таким образом, переход по наследству имущественного правомочия автора невозможен без перехода к наследникам прав на опубликование, на воспроизведение и распространение произведений. Статья 29 старого закона «Об авторском праве и смежных правах» устанавливала объем авторских прав, переходящих по наследству. Разрешая в целом правопреемство авторского права, законодатель указывал, что «не переходит по наследству право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора произведения. Наследники автора вправе осуществлять защиту указанных прав». Если запрет наследовать право авторства и авторское имя очевидно вытекает из природы этих прав (ибо можно стать наследником автора, но нельзя стать автором в порядке наследования)1, то запрет передачи права на защиту репутации автора представляется весьма странным, ведь одновременно закон предписывает бессрочную защиту этого права наследниками2.

Таким образом, определив потенциальную возможность правопреемства в авторском праве, следует определиться, какими правомочиями автора и в каком объеме сможет пользоваться его наследник, каков порядок наследования в различных ситуациях.

Некоторые особенности наследования авторских прав. Как уже говорилось, в порядке наследования авторское право на произведение переходит как известный комплекс личных неимущественных прав автора и его имущественных прав. Переход только одной категории правомочий был бы невозможен, в силу того, что имущественные правомочия автора основаны на принадлежащих ему личных неимущественных правах. При этом особенности объекта наследования порождают особые правила перехода его к правопреемнику.

Ограничения, порожденные природой исключительных прав автора, будут рассмотрены ниже, однако публичный интерес, который, без сомнения, они представляют, породил такую особенность переходящего в порядке наследования авторского права, как срочность. В теории наследственного права установление срочности авторского права наследников принято

1 См.: Антимонов Б.С., Флейшиц Е.А. Авторское право. М., 1957. С. 144.

2 Вступившая в силу с 1 января 2008 года часть IV Гражданского кодекса в статье 1283 легально не ограничивает объем передаваемых по наследству авторских прав, указывая лишь, что «исключительное право на произведение переходит по наследству».

рассматривать в качестве отступления от принципа неизменности прав, переходящих в порядке наследования, предусмотренного ст. 1110 ГК1.

Срок, в течение которого авторское право может находиться в распоряжении у правопреемника, в настоящее время составляет 70 лет после смерти автора произведения. Из данного общего правила закон устанавливает ряд исключений:

1) если произведение создано в соавторстве, то 70-летний срок исчисляется после смерти последнего из соавторов; 2) если произведение впервые выпущено в свет после смерти автора, то авторское право действует в течение 70 лет после выпуска его в свет; 3) если автор был репрессирован и реабилитирован посмертно, то произведение охраняется 70 лет после реабилитации; 4) если автор воевал или работал во время Великой Отечественной войны, то срок охраны увеличивается на четыре года;

5) если автор публиковался анонимно или под псевдонимом, то авторское право действует в течение 70 лет после даты его правомерного обнародования.

Истечение семидесятилетнего срока прекращает авторское право наследника и переводит произведение в так называемое общественное достояние. Произведение, перешедшее в общественное достояние, может свободно использоваться любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты авторского вознаграждения (ч. 2 ст. 1282 ГК).

Небезынтересен вопрос о субъектах наследования авторских прав. В соответствие с общими положениями о наследовании правопреемство может происходить в порядке, определенном законом, либо, если наследодатель составил к моменту своей смерти завещание, согласно имеющемуся завещанию. В случае с наследованием по закону субъектный состав определяется преимущественно членами семьи и родственниками умершего. При наличии завещания круг потенциальных субъектов существенно расширяется. Свобода завещания предоставляет автору право указывать в качестве наследников любых лиц. Понятие «другие лица», используемое в п. 1 ст. 1110 ГК, заимствовано из постановления Конституционного Суда РФ от 16 января 1996 года № 1—П2, использовавшего эту категорию при разъяснении конституционного права граждан на наследование. Следовательно, руководствуясь подразделом 2 раздела 1 ГК, понятие лиц включает как физических, так и юридических лиц: а также публичные образования (Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования). При этом иностранные лица в соответствие

1 См.: Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации / под ред. Т. е. Абовой, М.М. Богуславского, А.Ю. Кабалкина, А.Г. Лисицина-Светланова. М., 2005 // Система «Гарант».

2 Собрание законодательства РФ. 1996. № 4. Ст. 408.

с действующим законодательством не имеют никаких ограничений в праве наследования по сравнению с российскими гражданами.

Осознание научной или художественной ценности, которую представляют авторские произведения, часто побуждает автора указывать в завещании общественные организации, публичные учреждения, призванные развивать, распространять или пропагандировать завещанные произведения. Например, в свое время турецкий поэт Н. Хикмет завещал часть своего авторского наследия Коммунистической партии Турции, а композитор С. С. Прокофьев часть партитур — одному из московских музыкальных музеев.

Важной особенностью наследования авторского права является то, что оно переходит к наследнику как единое целое, не подлежащее выделу или разделу. Исходя из особенностей объекта наследования, при любом разделе наследства между несколькими наследниками было бы невозможно разделить личные неимущественные правомочия автора, и тем более отрывать эти правомочия от вытекающих из них имущественных прав. При разделе наследства унаследованное авторское право в полном его объеме либо остается за всеми наследниками, либо за некоторыми из них, либо выделяется одному из наследников. Здесь налицо сходство с разделом наследства, в состав которого входят неделимые вещи. При невозможности раздела в натуре наследникам приходится прибегать к косвенному приему — компенсации. Тот из наследников, кто при разделе получает неделимую вещь, либо авторское право на определенное произведение, должен компенсировать это при разделе прочих объектов наследства.

Завещатель также вправе указать доли каждого из наследников. Определение долей прежде всего направлено на перераспределение доходов, которые будут получены от использования авторских прав, на что прямо указывает Верховный Суд РФ в своем постановлении Пленума от 19 июня 2006 г. № 15 «О вопросах, возникших у судов при разрешении гражданских дел, связанных с применением законодательства об авторском праве и смежных правах» (п. 31): «При получении несколькими наследниками по закону либо по завещанию авторского права и смежных прав наследодателя без выделения конкретных наследуемых объектов авторского права и (или) смежных прав следует иметь в виду, что в этом случае у наследников возникает аналогичный нераздельному соавторству объем правомочий в отношении наследуемых прав на совместное использование всех произведений и (или) объектов смежных прав. Порядок использования указанных прав определяется применительно к статье 10 Закона Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах». Права, перешедшие к наследникам, составляют неразрывное целое, и ни один из наследников не вправе без достаточных к тому оснований запретить использование произведения.

Вознаграждение за использование прав должно распределяться соответственно наследственным долям»1.

Таким образом, распоряжаться перешедшими по наследству авторскими правами наследники должны совместно, по взаимному согласию. Отсюда можно выделить следующую особенность наследования в сфере авторских прав: правомочия наследников должны осуществляться только сообща. Они могут заключить соглашение о возложении правомочий по ведению дел на одного из наследников или даже на третье лицо, отразить содержание данного соглашения в свидетельстве о праве на наследство, однако и в этом случае все действия управомоченного лица будут основаны на общем волеизъявлении всех наследников.

Возникает вопрос, если авторское право не подлежит разделу, то возможен ли такой раздел наследства, при котором несколько авторских прав наследодателя на отдельные произведения распределяются между наследниками? Например, один из правопреемников становится обладателем прав в отношении одной повести, а другой правопреемник — в отношении другой. Запрещения такого рода разделов в законе нет. В данном случае раздел не противоречит и природе авторского права, поскольку в таких случаях наследник получает по наследству комплекс авторских правомочий — личных неимущественных и имущественных. Однако было бы целесообразно установить определенные ограничения для случаев подобного раздела, ведь часто возникает необходимость в издании собраний сочинений автора, сборников стихов, циклов произведений, и в данном случае совместное согласованное распоряжение авторским правом также представляется необходимым.

При разделе наследства, в состав которого входит авторское право, довольно часто возникает вопрос, имеет ли супруг умершего автора, помимо своих наследственных правомочий, также и право на супружескую долю в авторском праве. В соответствии со ст. 33—34 Семейного кодекса РФ2 и ст. 256 ГК, в ситуации, когда после смерти наследодателя остается в живых его супруг, и супругами при заключении или в период брака не был установлен режим долевой или раздельной собственности, то при определении наследственной массы предварительно должна быть выделена доля этого супруга в общем имуществе, нажитом в период брака. При этом режим авторских прав одного из супругов прямо не установлен. Исследователи указывали на явный пробел правового регулирования в ст. 256 ГК и предлагали прямо установить, что общим имуществом супругов не являются авторские, смежные и иные исключительные права (интеллектуальная собственность)

1 Бюллетень Верховного Суда РФ. 2006. № 8.

2 Собрание законодательства РФ. 1996. № 1. Ст. 16 (с посл. изм.).

любого супруга, приобретенные им в период брака любым путем, в том числе в результате самостоятельной творческой деятельности, трудовой или предпринимательской деятельности, даже в том случае, когда на их приобретение расходовались общие средства супругов1. Законодатель учел данное предложение, и закон о введении в действие части IV Гражданского кодекса РФ внес соответствующую коррективу в Семейный кодекс РФ: наименование статьи 36 изложено в следующей редакции: «Статья 36. Имущество каждого из супругов»; сама статья дополнена пунктом 3 следующего содержания: «3. Исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, созданный одним из супругов, принадлежит автору такого результата»2.

В то же время не следует переносить все вышесказанное на авторские вознаграждения, полученные в результате распоряжения авторским правом. В соответствие со ст. 34 Семейного кодекса РФ имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью. При этом «к имуществу, нажитому супругами во время брака, относятся доходы каждого из супругов от трудовой деятельности, предпринимательской деятельности и результатов интеллектуальной деятельности». Из содержания статьи видно, что авторский гонорар, полученный в период брака, рассматривается в качестве общего имущества супругов.

При этом само право на вознаграждение в теории авторского права, судебной и нотариальной практики целиком включается в наследственную массу, а следовательно, переживший супруг не вправе претендовать на выплату ему половины причитавшегося автору вознаграждения на том основании, что произведение было создано в период брака3.

Сложность вызывает вопрос о том, как быть, если отсутствуют наследники, как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследства. В силу ст. 1151 ГК имущество наследодателя в таких случаях считается выморочным. Выморочное имущество переходит в собственность Российской Федерации. Авторское право в соответствие с законом также переходит в собственность Российской Федерации, однако в Гражданском кодексе вопрос о том, кто же получает свидетельство о праве на наследование авторского права и как дальше происходит реализация государством этого права, отдельно не освещен.

1 См.: Мелузова А.О. Указ. автореф. С. 7.

2 См.: Федеральный закон от 24 ноября 2006 г. № 231—ФЗ «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2006. № 52 (часть I). Ст. 5497.

3 См.: Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. М., 1996. С. 182.

Неосвещенным остается также вопрос, может ли передаваться в порядке наследования унаследованное авторское право. До определенного периода небольшой срок действия или прямые законодательные запреты не допускали такой возможности. Так, наследники сына автора уже не могли наследовать указанное авторское право, которое наследодатель сам приобрел в порядке наследования1. В настоящее время в практике судов возможность перехода по наследству унаследованного авторского права признается, в силу отсутствия каких-либо законных изъятий на этот счет.

Статья 1121 ГК предусматривает возможность подназначения завещателем другого наследника, который может вступить в права, если указанный первоначально наследник умрет до открытия наследства, одновременно с завещателем, либо в некоторых других специальных случаях, указанных в Кодексе. При отсутствии специальных ограничений данного правомочия наследодателя, следует распространить данное правило также и на авторские права. Так, например, Н. К. Рерих в своем завещании писал: «Настоящим завещаю все мое имущество, картины, литературные права... в пожизненное пользование жене моей Елене Ивановне Рерих. После же нее все указанное имущество завещаю Всесоюзной Коммунистической партии»2.

Среди общих вопросов наследования авторских прав следует также рассмотреть вопрос об особенностях наследования прав на произведения, созданные в соавторстве. Безусловно, случаи так называемого разделимого соавторства не вызывают особых сложностей в порядке распоряжения унаследованными правами. В случае же наследования прав умершего соавтора, которые не могут быть использованы самостоятельно, закон предписывает наследнику согласовывать все свои действия по реализации прав с другими соавторами или их правопреемниками.

Долгое время в литературе велись споры о судьбе авторского права соавтора, не оставившего после себя наследников. В соответствие с прежними нормами ГК авторское право в этом случае не признавалось выморочным, а считалось прекратившимся. Как в таких случаях могли действовать наследники других соавторов и какова судьба принадлежащего умершему соавтору гонорара, оставалось не ясно. В связи с установлением права государства наследовать при отсутствии иных наследников, ситуация не прояснилась. В настоящее время доля авторского гонорара должна переходить к государству в лице уполномоченных им органов. Однако остается неясным, вправе ли оставшиеся соавторы (и их правопреемники) самостоятельно решать вопросы дальнейшего использования произведения или в этом должен участвовать

1 См.: Антимонов Б.С., Флейшиц Е.А. Указ. соч. С. 148.

2 См.: Боннер А.Т. Правовые споры, связанные с произведениями искусства // Законодательство. 2005. № 3-7.

представитель государства. Как указывают современные авторы в связи с отсутствием в настоящее время нормативных разъяснений по этому поводу, данный вопрос требует соответствующих уточнений и разъяснений1.

В заключение остановимся на специфике наследования прав на служебные авторские произведения, а именно объекты, созданные в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя. Отличие заключено в особом правовом режиме таких произведений, позволяющем наследникам лишь претендовать на денежное вознаграждение за использование произведения, но не самостоятельно осуществлять авторские права. На практике часто право наследников на получение вознаграждения грубо нарушается. Работодатель, явно не заинтересованный в допуске наследников к разделу гонораров, толкует свой отказ со ссылкой на действующее законодательство. Право на авторское вознаграждение законодательно не выделено как самостоятельное имущественное право на объект интеллектуальной собственности, а следовательно, оно не может быть передано по наследству в качестве имущественного права. Такова позиция работодателей. Однако, очевидно, что право автора на получение вознаграждения за использование его произведения — неотъемлемая часть каждого из имущественных прав, перечисленных в ГК РФ, что делает необязательным его специальное выделение в качестве отдельного права2.

Таким образом, право на получение части авторского вознаграждения бесспорно принадлежит наследникам служебного произведения. Однако как и любое наследуемое авторское право оно имеет ограниченный срок, о чем следует помнить правопреемникам.

Особенности наследования имущественных прав автора. Перечень имущественных прав автора обозначен в ГК РФ. По сути все они являются проявлениями двух главных правомочий: права на распространение уже обнародованного произведения (воспроизводить, импортировать, показывать, исполнять, сообщать и др.) и права на его переработку (переделывать, аранжировать, переводить). Эти правомочия закон называет «исключительным правом» автора; право же «извлекать всеми законными способами имущественные выгоды» закон считает вытекающим из комплекса названных исключительных прав.

В отличие от наследования личных неимущественных прав, которое законодательно ограничивается, имущественные права автора переходят к наследникам в полном объеме. Так, несомненно, переходит к правопреем-

1 См.: Булаевский Б.А. [и др.] Наследственное право / под ред. К.Б. Ярошенко. М., 2005 // Система «Гарант».

2 См.: Садовский П. Наследование интеллектуальной собственности // Эж-Юрист. 2005.

никам право автора публиковать произведение, распространять и исполнять его. Осуществление данного правомочия напрямую связано с заключением наследниками соответствующих договоров с издателями, постановщиками, сценаристами, режиссерами. Представляется, что в рамках данной работы не следует подробно рассматривать институт авторского договора.

Право на переработку произведения закон называет в числе имущественных правомочий автора. Произвольная переделка творения противоречила бы посмертному праву автора на неприкосновенность произведения. В связи с этим следует определить те рамки, в пределах которых может действовать правопреемник, не нарушая законных интересов наследодателя.

Правомочен ли наследник дать согласие на переработку произведения в другой жанр (например, романа — в пьесу), если наследодатель не выразил прямого согласия на это? Таких ситуаций возникает множество, однако найти однозначное решение, воспользовавшись действующим законодательством, нельзя. Толкуя норму ст. 1270 ГК, можно сделать вывод о возможности такой переработки, так как в числе субъектов, управомоченных на переработку произведения, значатся, помимо автора, иные правообладатели:

«Статья 1270. Исключительное право на произведение

1. Автору произведения или иному правообладателю принадлежит исключительное право использовать произведение в соответствии со статьей 1229 настоящего Кодекса в любой форме и любым не противоречащим закону способом (исключительное право на произведение), в том числе способами, указанными в пункте 2 настоящей статьи. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на произведение.

2. Использованием произведения независимо от того, совершаются ли соответствующие действия в целях извлечения прибыли или без такой цели, считается, в частности:

.9) перевод или другая переработка произведения. При этом под переработкой произведения понимается создание производного произведения (обработки, экранизации, аранжировки, инсценировки и тому подобного)».

На практике сегодня поиски решения в подобной ситуации передаются всецело на усмотрение самих наследников, ибо ГК РФ прямо не регулирует этот вопрос, и право наследника вытекает лишь из презумпции наследования имущественных прав автора.

Вопрос о даче согласия на перевод унаследованного произведения решается аналогично (ст. 1270 ГК). При этом стоит отметить, что факт переработки или перевода произведения порождает производное авторское право, также требующее признания и защиты:

«Статья 1260. 1. Переводчику, а также автору иного производного произведения (обработки, экранизации, аранжировки, инсценировки или дру-

гого подобного произведения) принадлежат авторские права соответственно на осуществленные перевод и иную переработку другого (оригинального) произведения.

.4. Авторские права переводчика, составителя и иного автора производного или составного произведения охраняются как права на самостоятельные объекты авторских прав независимо от охраны прав авторов произведений, на которых основано производное или составное произведение.

.6. Авторские права на перевод, сборник, иное производное или составное произведение не препятствуют другим лицам переводить либо перерабатывать то же оригинальное произведение, а также создавать свои составные произведения путем иного подбора или расположения тех же материалов».

В главе, посвященной вопросам наследования имущественных прав автора, целесообразно рассмотреть вопрос об авторском вознаграждении (гонораре), на которое вправе претендовать наследники в результате реализации своих имущественных правомочий по распространению, воспроизведению, переработке произведения. В данном случае правопреемники своими действиями приобретают новые права, однако в некоторых случаях они могут стать обладателями таких прав и без соответствующих волеизъявлений.

Так, необходимо отличать наследование авторского вознаграждения, начисленного при жизни автора, но своевременно ему не выплаченное, от начисленного после его смерти в соответствие с ранее заключенными этим автором договорами на использование его произведений, но до принятия наследниками наследства. В данном случае наследники получают вознаграждение не в результате осуществления принадлежащих им исключительных прав, а наследуют лишь определенные денежные суммы. Наследование осуществляется по общим правилам ст. 1183 ГК о наследовании невыплаченных сумм заработной платы и приравненным к ней платежей1.

Особенности наследования личных неимущественных прав автора. В ряде научных публикаций встречается мнение, что личные неимущественные права автора не могут в силу своей особой природы быть объектом наследования2. При этом, как уже было отмечено выше, Закон прямо предписывает, что «не переходит по наследству право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора произведения. Наследники автора вправе осуществлять защиту указанных прав». Объем прав наследника действительно значительно сужается, однако говорить об отсутствии у него права на обнародование про-

1 См.: Булаевский Б.А. [и др.] Указ. соч.

2 Некоторое время этой точки зрения придерживался и В.И. Серебровский, указывая, что «наследник автора литературного или иного произведения делается преемником в имущественных правах автора» (см.: Серебровский В.И. Очерки советского наследственного права. М.; Л., 1953. С. 37).

изведения не представляется возможным. Существенной оговоркой в законе является также обязанность защищать ненаследуемые права автора.

Итак, к наследникам переходит вся совокупность прав, принадлежащих автору на момент смерти (за исключением прав, которые, согласно законодательству, не могут входить в наследственную массу), а не права на отдельные произведения, известные на момент открытия наследства. Возникает вопрос: правомочен ли наследник обнародовать не вышедшее в свет при жизни автора произведение? С одной стороны, наделение таковым правом наследников соответствовало бы их интересам и в материальном аспекте и с точки зрения возможности посмертного раскрытия творений автора; с другой — это право в ряде случаев может существенно нарушить интересы автора, нанести вред его репутации. Статья 29 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» не говорила о невозможности перехода права на опубликование в порядке наследования, при этом ч. 3 ст. 1268 ГК (Право на обнародование произведения) прямо устанавливает, что произведение, не обнародованное при жизни автора, может быть обнародовано после его смерти лицом, обладающим исключительным правом на произведение, если обнародование не противоречит воле автора произведения, определенно выраженной им в письменной форме (в завещании, письмах, дневниках и тому подобном).

Законодатель попытался устранить имевший место явный пробел, однако не определил судьбы произведения в случае, когда наследники автора случайно обнаруживают его черновики, заметки, незавершенные или даже готовые произведения без каких-либо волеизъявлений умершего. В. И. Се-ребровский полагал, что нет оснований ограничивать наследников в праве выпустить в свет неопубликованное произведение умершего автора, если только с его стороны не было прямого на то запрещения1. Следовательно молчание, по его мнению, равнозначно согласию. Во многом данную позицию объясняет советская идеология, не слишком обеспокоенная защитой частной жизни автора. В исключительных случаях, по мнению Серебров-ского, произведение может быть обнародовано и при наличии соответствующего возражения автора, если того требуют общественные интересы. Это исключение может быть оправдано лишь для произведений, имеющих глубокую научную ценность, в отношении же литературных, музыкальных произведений данное исключение не может быть использовано — здесь превыше всего должна стоять воля автора2.

1 См.: Серебровский В.И. Вопросы советского авторского права. С. 233.

2 «Не один раз слышал я от Гоголя, как возмущалась душа его, когда после смерти какого-нибудь замечательного писателя предавали тиснению все оставленное им ненапечатанным, тогда как не было прямых указаний, что автор хотел напечатать, но не успел». Письмо С.Т. Аксакова (цит. по: Серебровский В.И. Вопросы советского авторского права).

В настоящее время вопрос о том, в каких пределах наследники реализуют свои права в случае отсутствия прямого авторского волеизъявления, предстоит решить суду.

В связи с вышеобозначенным вопросом, следует упомянуть о посмертном опубликовании такого особого жанра, как личная переписка автора. Несмотря на сугубо доверительный характер, обращенность к конкретному лицу, письма известных деятелей науки и искусства часто выступают в качестве объекта авторского права. Опубликование таких писем предполагает неминуемое вторжение в частную жизнь их автора, а часто и адресата письма. В то же время во многих письмах личные моменты перемежаются с изложением мыслей, фрагментов произведений, аннотаций и комментариев к произведениям автора. В советский период аргументом в пользу опубликования таких материалов был тезис о необходимости ознакомления с частной жизнью творца «для правильной оценки личности»1 автора. К сожалению, законодатель не обратил своего внимания на данную проблему, и IV часть ГК не проясняет ситуацию. На практике вопрос об опубликовании отдан всецело на усмотрение наследников, при этом презюмируется получение предварительного согласия другой стороны переписки (т. е. адресата или его наследников). Очевидно, что не каждый правопреемник способен устоять перед искушением и добровольно отказаться от причитающегося за «скандальные публикации» вознаграждения2.

Право на обнародование тесно связано с правом на отзыв произведения, т. е. отказом от ранее принятого решения об обнародовании. Представляется, что наследник автора далеко не всегда может реализовать право на отзыв произведения. По мнению исследователей, он может реализовать данное право в одном единственном случае — в отношении не обнародованного при жизни автора произведения, обнародование которого было произведено по инициативе самого наследника3.

Право на защиту произведения от всякого искажения или иного посягательства (право на неприкосновенность произведения) законом определяется как не подлежащее наследованию, однако защита этого права возлагается на наследника, если завещанием не оговорено иное. Так, автор может назначить «защитником» своих произведений после своей смерти любое лицо4, при

1 Антимонов Б.С, Флейшиц Е.А. Указ. соч. С. 144.

2 В.И. Немирович-Данченко писал в книге «Из прошлого»: «Никакого сомнения нет, что если бы Чехов знал, что его письма жене — самые интимные — появятся в печати, то, может быть, девяносто процентов из них не написал бы» (цит. по: Антимонов Б.С., Флейшиц Е.А. Указ. соч. С. 106).

3 См.: Мелузова А.О. Указ. автореф. С. 10.

4 О необходимости введения подобной нормы весьма убедительно высказывался В. И. Се-ребровский (см.: Серебровский В.И. Вопросы советского авторского права. С. 229—230).

этом наследование авторского права автоматически не переходит к указанному лицу. Указанное лицо осуществляет свои полномочия пожизненно, но в пределах срока действия авторского права. В случае смерти или отказа от дальнейшего исполнения обязанностей, они передаются наследникам автора1.

Возникает вопрос об объеме правомочий наследников в области защиты неприкосновенности произведения умершего автора. Автор, используя право на защиту произведения от всякого искажения, способного нанести вред его чести и достоинству, может внести или разрешить внести в произведение любые, в том числе существенные, изменения. Наследник, на которого возлагается охрана неприкосновенности произведения, сделать этого не вправе. Он вправе лишь дать согласие на внесение в произведение редакционной правки, на уточнение тех или иных данных в связи с прогрессом науки, на снабжение произведения предисловием или комментарием. В любом случае обязанностью наследника является сохранение оригинальности авторского произведения и предотвращение дезинформирующих, порочащих или иным образом умаляющих честь автора комментариев, рисунков, предисловий, исторических справок2.

Право на псевдоним или анонимное опубликование является частью права автора на имя, а следовательно, подлежит защите наряду с другими личными неимущественными правами автора. Существенной гарантией неприкосновенности произведения является обязанность правопреемников контролировать и защищать избранный автором способ обозначения своего имени. В случае если имело место внесение в произведение изменений, предварительно не согласованных с наследником, он вправе требовать восстановления нарушенного права, в том числе в судебном порядке. Однако пока случаи нарушения права автора на имя без нарушения его права на авторство (например, публикация под именем автора произведения, которое по договору с автором должно было быть опубликовано под его псевдонимом) в практике судов не встречаются.

На практике действия наследников по защите репутации умершего автора часто походят на злоупотребление предоставленным им правом, поскольку честь, достоинство, репутация — категории оценочные, и во многих случаях пародии и шутки, которые автор не воспринял бы все-

1 В судебной практике, а именно в практике Московского городского суда (в 1942 г.) встретилось завещание, в котором автор возложил на своего взрослого сына «не допускать переделки и переработки своих произведений», а также поручил этому наследнику «редактирование и корректуру своих произведений» (см.: Антимонов Б.С., Флейшиц Е.А. Указ. соч. С. 152—153).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 Так, по требованию наследницы писателя А. было запрещено дальнейшее публичное исполнение спектакля, поставленного по сказке А. Основанием для этого послужило значительное искажение стихов (см.: Серебровский В.И. Вопросы советского авторского права).

рьез, наследник расценивает как грубое попрание чести покойного (чаще всего из-за осознания своей «важности» или банальной жажды «легких денег»)1.

Заключение. Подводя итоги вышесказанному, стоит отметить, что многие вопросы наследования авторского права остались не решены, несмотря на принятие IV части Гражданского кодекса РФ. При этом законодатель, к сожалению, не учел особую значимость авторских прав как предмета наследования. Неурегулированность пределов распоряжения наследниками унаследованными правами не раз оборачивалась против общественных интересов. Жажда заработать на наследии предков толкает преемников на бесчисленные спекуляции и судебные тяжбы. Продление срока действия унаследованного авторского права до 70 лет во многом способствовало появлению дальних, приемных, сводных родственников автора (а подчас и совершенно посторонних людей), начинающих диктовать условия использования наследия. В результате публика не имеет возможности знакомиться с новыми постановками, изданиями, исполнениями известных произведений.

Показателен случай с полностью завершенным, прошедшим премьер-ные показы фильмом «Мастер и Маргарита», который так и не вышел на широкие экраны. Мистическое содержание романа предопределило его судьбу, писали средства массовой информации, однако причина неудач была весьма прозаична — наследники М. А. Булгакова вмешались в дело2.

Известные сложности представляет вопрос о наследовании авторского права государством. Законодатель не попытался прояснить, кто же правомочен выступать от имени государства в подобных правоотношениях. Кто будет ответственен за дальнейшую судьбу авторского наследия и, что немаловажно, кто ответственен за охрану авторских прав умершего до сих пор не ясно.

Таким образом, в только что разработанных правовых актах, следует видеть лишь попытку кодификации уже имеющегося законодательства без серьезных корректировок, без восполнения ряда значительных пробелов. Появление IV части Гражданского кодекса не представляет собой качественно новый этап развития российского права интеллектуальной собственности, а это значит, что все главные вопросы предстоит решить в будущем.

1 См.: Погуляев В.В. Вопросы регулирования авторского права // Право и экономика. 2005.

№ 11.

2 См.: Увидит ли Путин Маргариту? // Российская газета. 2006. 24 ноября. № 4231.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.