Научная статья на тему 'Правовое обучение как условие демократизации общества'

Правовое обучение как условие демократизации общества Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
156
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ ОБУЧЕНИЕ / LEGAL TRAINING / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА / CHILDREN'S RIGHTS COMMISSIONER / ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА / FORMATION OF CIVIL SOCIETY / ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HUMANISTIC EDUCATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Малых Татьяна Александровна

Данная статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме правового обучения в школе. Особо уделено внимание введению института по правам защиты ребенка в образовательных организациях. Обосновывается мысль о том, что формирование правовых качеств гражданина начинается в образовательной организации. Автор обосновывает потребность в системном правовом образовании всех участников образовательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LAW EDUCATION AS A SOURCE OF DEMOCRATIZATION IN SOCIETY

This article is devoted to the actual problem of law education at school. The author focuses on the institution of the Children’s Rights in educational organizations. The author also proves the idea that the formation of citizen’s legal qualities starts in educational settings. The need for legal training for all educators and pupils is clarified.

Текст научной работы на тему «Правовое обучение как условие демократизации общества»

Международный информационно-аналитический журнал «Crede Experto»: транспорт, общество, образование, язык №3 (12). Декабрь 2014 (http://ce.if-mstuca.ru)

УДК 37.06 ББК 74.4 М20

Т. А. Малых Иркутск, Россия

ПРАВОВОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК УСЛОВИЕ ДЕМОКРАТИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА

Данная статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме правового обучения в школе. Особо уделено внимание введению института по правам защиты ребенка в образовательных организациях. Обосновывается мысль о том, что формирование правовых качеств гражданина начинается в образовательной организации. Автор обосновывает потребность в системном правовом образовании всех участников образовательной деятельности.

Ключевые слова: правовое обучение; образование; уполномоченный по правам ребенка; формирование гражданского общества; гуманистическое образование

T. A. Malykh Irkutsk, Russia

LAW EDUCATION AS A SOURCE OF DEMOCRATIZATION IN SOCIETY This article is devoted to the actual problem of law education at school. The author focuses on the institution of the Children's Rights in educational organizations. The author also proves the idea that the formation of citizen's legal qualities starts in educational settings. The need for legal training for all educators and pupils is clarified.

Key words: legal training; education; Children's Rights Commissioner; formation of civil society; humanistic education

© Малых Т.А., 2014

В современном российском обществе происходят глубокие процессы, направленные на демократическое преобразование в социально-политической и экономической сферах жизни общества. Основная цель этих процессов заключается в формировании правового государства, призванного соблюдать и защищать права и свобод человека и гражданина. Образование не может развиваться отдельно от общества. Формирование гражданского общества и правового государства, переход к рыночной экономике, признание человека, его прав и свобод высшей ценностью определяют новые требования к российской системе образования. В современном обществе приоритетными ориентирами в формировании личности становятся умение отстаивать свои права, знание основополагающих правовых норм и умение использовать возможности правовой системы государства.

Стремительные перемены коснулись и образовательной сферы, в первую очередь, общеобразовательной школы. В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества. Одним из важнейших приоритетов обновления содержания образования в российских школах является развитие правового образования школьников. В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства определено воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Если в России формируется новый общественный строй, устремлённый к развитию гражданского демократического общества и правового государства; новая демократическая система гуманистического образования, адекватная

этой устремлённости общества, логично возникает потребность в необходимости системного правового образования всех участников образовательной деятельности. Российская система образования только начинает формировать правовую основу демократического общества в соответствии с Всеобщей Декларацией о правах человека и Конвенцией о правах ребёнка. Все субъекты образования должны освоить новую правовую основу современной школы и изменить всю образовательную деятельность на этой основе.

Требование Конвенции о правах ребёнка обеспечить наилучшим образом приоритетность интересов детей всеми лицами, ответственными за их воспитание и развитие, предполагает всестороннее и конкретное обеспечение интересов детей на основе уважения их прав и свобод, устранения всех форм дискриминации детей в семье, школе, обществе. Для этого необходимо иметь правовую культуру не только воспитанникам, но и воспитателям. Д. Дьюи справедливо отмечал: «Демократия - нечто большее, чем просто определенная форма правления. Прежде всего, это форма совместной жизни, форма взаимообмена опытом. При демократии в обществе постоянно растет число людей, готовых согласовывать свои действия с действиями других и учитывать чужие интересы, определяя цель и направления своих собственных» [Цит. по: Корнетов, 2009. URL: http://www.cs-network.ru/library/?content=doc&id=325 (дата обращения 29.04.2014)].

Принцип защиты прав каждого ребенка относится к ключевым принципам принятой Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012-2017 г. (Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761). В Концепции говорится о том, что в Российской Федерации должна быть сформирована система, обеспечивающая реагирование на нарушение прав каждого ребенка без какой-либо дискриминации, включая диагностику ситуации, планирование и принятие необходимого комплекса мер по обеспечению соблюдения прав ребенка и восстановлению нарушенных прав, правовое просвещение.

В данном документе отмечается, что в настоящее время в Российской Федерации отсутствует эффективная система защиты детства, не разработаны

стандарты обеспечения и защиты прав ребенка, механизм планомерного выполнения на межведомственном уровне положений Конвенции о правах ребенка и заключительных замечаний Комитета ООН по правам ребенка, не определен координирующий федеральный орган исполнительной власти по выработке и реализации государственной политики в отношении детей.

Занимаясь на протяжении многих лет изучением проблемы правовой незащищенности ребенка в школе, приходится констатировать, современная Школа не соответствует сегодняшним вызовам, предъявляемым обществом. Школьные порядки практически не изменились за последние двадцать лет. Тема прав ребенка вызывает в педагогическом сообществе агрессию, боязнь утраты авторитарных рычагов воздействия на детские коллективы. В «школе выживания» нет места свободам ребенка. Агрессия и подавление не способствуют реализации демократических принципов и ценностей во всех аспектах школьной жизни на уроке или в организации внутришкольных мероприятий и внеклассной работе.

Все более явным становится разрыв между новым демократическим законодательством и низким уровнем правовой компетентности участников образовательных отношений, между возрастанием интереса к правовым знаниям и необходимостью пересмотра целей, содержания образования, в целом, и правового, в частности. Образовательное учреждение, наряду с иными учреждениями длительного пребывания детей, относится к так называемым потенциальным учреждениям институционального нарушения прав человека, что связано с несколькими обстоятельствами.

Во-первых, закрытость образовательного учреждения от возможностей внешнего наблюдения за ситуацией соблюдения прав ребенка. «...Во всех регионах существует разветвленная структура государственных органов, призванных контролировать соблюдение и защиту прав ребенка. Однако в действительности эти структуры не могут в полной мере отслеживать положение дел в образовательных учреждениях, школьное сообщество. остается зоной высокой конфликтности и нарушения прав». Действительно, любые проверки учреждения носят точечный характер и не позволяют оценить

и выявить степень соблюдения прав ребенка в учреждении даже при наличии необходимых ресурсов (человеческих, инструментальных, временных и др.).

Состояние «закрытости» не всегда зависит от конкретного образовательного учреждения, а вызвано целой совокупностью условий. К ним относятся: крайне низкий уровень правовой грамотности как детей, так и родителей и педагогов; сложности в защите своих прав «внешними» механизмами и зачастую бюрократические препоны на пути к защите своих прав; зависимость того, чьи права нарушены от нарушителя прав (например, родитель, не имея возможности перевести ребенка в другую школу, «закрывает глаза» на нарушения прав своего ребенка); стремление самого образовательного учреждения «замять» нарушение прав конкретного ребенка, а не разрешить возникшую ситуацию, чаще всего не от злого умысла, а от незнания того, как это сделать.

Во-вторых, нарушения прав участников образовательного процесса имеют прямую взаимозависимость: нарушение прав одного участника образовательного процесса вызывает целую волну нарушений.

Так, нарушение прав ребенка (чаще всего независимо от того, совершено ли нарушение педагогом или другим ребенком, другим родителем) приводит к конфликту между педагогом/администрацией и родителем; такая ситуация, в случае ее неконструктивного проистекания, приводит к нарушению и прав педагога (когда родитель унижает его достоинство), и к нарушению прав родителя (когда образовательное учреждение вынуждает родителя перевести ребенка в другое образовательное учреждение), и к повторному нарушению прав ребенка (например, когда педагог нелицеприятно высказывается о родителях ребенка при детях), и, чаще всего, к нарушению прав других детей (оскорбили родителей ребенка - свою агрессию ребенок переносит на одноклассника, который послабее) [Полезные уроки: практические материалы в помощь уполномоченному по правам ребенка, 2010]. В таких ситуациях автоматически вовлекаются другие педагоги, другие дети, другие родители.

В итоге нарушение прав ребенка приводит к дискомфортным, напряженным, эмоционально негативным взаимоотношениям всех участников образовательного процесса друг с другом. В такой ситуации еще чаще нарушаются права ребенка.

К сожалению, многие образовательные учреждения, попав в «замкнутый круг нарушения прав участников образовательного процесса» и находясь в нем по несколько лет, «перемолов» не одно поколение учащихся и педагогов, не могут найти механизмов выхода из данной ситуации.

Отсутствие в образовательном учреждении доступных и эффективно действующих механизмов защиты прав ребенка приводит не только к нарушению прав детей, зачастую системно привычному, но и к повышению агрессии всех участников образовательного процесса.

Создание эффективной системы защиты прав детей невозможно без участия тех, с кем ребенок контактирует ежедневно и где проводит большую часть своего времени - образовательной организации.

Школа - это уменьшенная модель взрослой жизни: она учит не только началам наук, но и умению строить отношения с людьми, школа дает первые навыки взаимодействия с взрослыми и ровесниками.

Будет ли такое взаимодействие проникнуто соблюдением и уважением прав окружающих, будет ли ребенок способен реализовывать, отстаивать и защищать свои права, а может, и права других - это зависит не только от выстроенной системы взаимоотношений в коллективе образовательного учреждения, но и от возможностей апробирования ребенком в безопасной обстановке «взрослых» моделей поведения, в том числе и по защите своих прав [Семенова, 2014].

Потребность в развитии гуманистической системы образования несовместима с сохранением технократической, авторитарной педагогики, отчуждённой от свободы личности. Системное освоение прав и свобод человека (ребёнка) соучастниками образовательной деятельности - путь к действительному переходу от технократического к гуманистическому образованию, демократической и эффективной реформе образования [Акимова, 2009].

Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН (от 11 октября 2002 года) «Мир, пригодный для жизни детей!» в п. 31 закрепляет необходимость создания и укреплении таких национальных органов, как, в частности, независимые уполномоченные по делам детей, когда это целесообразно, и другие инструменты в целях поощрения и защиты прав детей.

Федеральный Закон «Об образовании» дает определение понятия «образование», под которым понимается «единый целенаправленный процесс воспитания и обучения», при этом под воспитанием понимается «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства».

Статья 3 Федерального Закона «Об образовании» к принципам государственной политики в сфере образования относит приоритет прав и свобод личности, воспитание правовой культуры.

Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 г. (Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761) закрепляет одной из задач «формирование новой общественно-государственной системы воспитания детей, обеспечивающей их социализацию, высокий уровень гражданственности, патриотичности, толерантности, законопослушное поведение».

Исходя из данных законодательных положений можно сделать вывод о том, что институт школьного уполномоченного не просто соответствует ныне существующей правовой базе, регламентирующей процесс образования детей в Российской Федерации, но и для реализации ее основных положений является насущной необходимостью.

Невозможно реализовать вышеобозначенные законодательные положения, т.е. обеспечить процесс воспитания учащихся, направленный на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации, привить им принятые в обществе правила и нормы поведения, соответствующие интересам человека, семьи, общества и государства, обеспечить приоритет прав и свобод

личности, воспитание правовой культуры, сформировать новую общественно-государственную систему воспитания детей, обеспечивающую их социализацию, высокий уровень гражданственности, патриотичности, толерантности, законопослушное поведение, если не будет внедрен эффективно действующий институт школьного уполномоченного в образовательном учреждении [Акимова, 2009].

Институт школьного уполномоченного является механизмом защиты прав ребенка на национальном уровне. Уполномоченный по защите прав участников ребенка - это неофициальное лицо, избранное школьным сообществом и утвержденное Советом школы (Управляющим советом), наделяется полномочиями отслеживать соблюдение законных прав и интересов учащихся, учителей и родителей, разбирать конфликтные ситуации, заниматься правовым воспитанием, образованием и профилактикой нарушения прав всех участников образовательного процесса. Приоритетным направлением деятельности Уполномоченного является защита прав детей.

Перед школьным уполномоченным стоят следующие задачи: выявление нарушений прав ребенка, содействие восстановлению нарушенных прав; консультирование по вопросам защиты нарушенных прав. Основным направлением деятельности является профилактика нарушений прав участников образовательного процесса посредством внедрения различных инструментов: внедрение образовательных программ и мероприятий, направленных на развитие толерантного отношения друг к другу; использование медиативных технологий взаимодействия и обучение им всех участников образовательного процесса.

Обеспечение взаимодействия обучающихся, их родителей (законных представителей), семей, педагогических работников и других участников образовательного процесса по вопросам защиты прав детей.

Правовое просвещение способствует повышению уровня информированности и образования в сфере прав человека, прав ребенка, всех участников образовательного процесса.

Мы наблюдаем в образовательных организациях, при грамотной организации работы института уполномоченного по правам ребенка, позитивные изменения. Педагоги и родители отмечают развитие правового сознания учащихся, формирования у них правовой культуры, понимания необходимости соблюдения норм закона. Приобретение учащимися позитивного опыта социализации (умение урегулировать конфликты; понимание границ своих прав и прав другого; навыки конструктивной защиты своих прав; умение конструктивно взаимодействовать с окружающими). Формирование толерантного отношения всех участников образовательного процесса друг к другу, независимо от национальности, социального и материального статуса, уровня знаний и умений, квалификации и др. обстоятельств. Мотивацию к учебе и участию в различных мероприятиях у учащихся, росту профессиональной компетенции педагогов, включению родительского сообщества в жизнь образовательной организации посредством создания более комфортных и конструктивных условий в школе.

Образовательная организация может просто декларировать соблюдение и защиту прав обучающихся, а может предпринимать реальные шаги для этого.

Деятельность школьного уполномоченного способна стать эффективным инструментом в системе способов именно самозащиты прав ребенка, с тем, чтобы дети научались конструктивному урегулированию конфликтов, становились ответственными в вопросах защиты своих прав, научались уважению прав других.

Библиографический список

1. Акимова Т.И. Правовая пропаганда как способ формирования позитивных элементов правового сознания, определяющих показатель лояльности правосознания. СПб.: Питер, 2009.

2. Корнетов Г.Б. Становление демократической педагогики: восхождение к общественно-активной школе. М., 2009.

3. Корнетов К.Б. Феномен общественно активной школы в контексте развития демократической педагогики. АСОУ, 2009. 264 с. ISBN 978-5-204-01937- //

[Электронный ресурс].

URL: http://www.cs-network.ru/library/?content=doc&id=325 (дата обращения 29.04.2014)

4. Певцова Е.А. Теория и методика обучения праву: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

5. Полезные уроки: практические материалы в помощь уполномоченному по правам ребёнка. - М.: Институт семьи и воспитания РАО, 2010. С. 33.

6. Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года» (с изменениями и дополнениями). Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/194365/#ixzz2w75sHb 11 (дата обращения 29.04.2014)

7. Семенова С.Н. Доклад Уполномоченного по правам ребенка в Иркутской области по вопросам соблюдения прав ребенка. Иркутск, 2014. 113с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.