УДК: 37.015.31:347.63
Мазина Оксана Назимовна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей и профессиональной педагогики, Оренбургский государственный университет, [email protected], Оренбург
ИНСТИТУТ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА КАК МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ
Аннотация. В статье рассматривается актуальная проблема обеспечения и защиты прав детства в условиях образовательной организации. Автором обоснована необходимость и возможность осуществления правового воспитания обучающихся через создание правового пространства и учреждение института уполномоченного по правам всех участников образовательного процесса. Приоритетной целью учреждаемого института, по мнению автора, является формирование не столько правовой осведомленности, сколько развитие правосознания, осуществление правового воспитания обучающихся, так как первостепенное значение приобретают права личности и ее персональная ответственность, что обеспечивает необходимый опыт социализации. Раскрыты понятие, цели и задачи института уполномоченного по правам участников образовательного процесса.
Ключевые слова: права ребенка, Конвенция о правах ребенка, правовое воспитание, участники образовательного процесса.
Mazina Oksana Nazimovna
Candidate of Pedagogical Sciences, Docent of the Department of general and professional pedagogics of the Orenburg state University, [email protected], Orenburg
THE OMBUDSMAN FOR THE RIGHTS OF THE PARTICIPANTS OF THE EDUCATIONAL PROCESS AS A MECHANISM OF FORMATION OF THE LEGAL SPACE EDUCATIONAL ORGANIZATION
Abstract. The article considers the problem of provision and protection of the rights of children in terms of educational organizations. The author of the necessity and the possibility of legal education of students through the creation of legal space and the establishment of an Ombudsman for the rights of all participants in the educational process. The priority order established in the Institute, according to the author, is not so much legal knowledge, but the development of legal consciousness, legal education of students, as of Prime importance individual rights and personal responsibility, and provides the necessary socialization experience. Disclosed concept, objectives and tasks of the Ombudsman for the rights of the participants of the educational process.
Keywords: the rights of the child, the Convention on the rights of the child, legal education, the participants of the educational process.
Актуальность проблемы обеспечения и защиты прав детства сегодня не вызывает сомнений. И сама постановка вопроса о правах и их соблюдении в образовательной организации отражает изменения в системе образования, и прежде всего в сфере отношений всех субъектов образовательного процесса (детьми, их родителями, педагогами и администрацией образовательной организации). Возможность получить образование рассматривается в современных условиях как право личности, которое гарантируется
государством, а идеи гуманизации и демократизации системы образования становятся идеологической основой ее модернизации.
Обращение образовательного сообщества к этой проблеме не случайно, так как участников образовательного процесса особенно тревожит наблюдаемое в последнее время острое несоответствие уровня правосознания, правовой культуры и социального поведения граждан требованиям и реалиям сегодняшнего дня, стандартам открытого общества.
В современных условиях во всех регионах существует разветвленная структура государственных органов, призванных обеспечить соблюдение и защиту прав детства. Однако в действительности эти структуры не могут в полной мере отслеживать положение дел в образовательных учреждениях, так как образовательное сообщество, являясь все еще полузакрытым, остается зоной высокой конфликтности и нарушения прав. В связи с этим возникает необходимость поиска условий и механизмов формирования образовательной организации как правового пространства, где не только декларируется важность соблюдения прав, но и реально воплощаются эти права в жизнь каждого образовательного сообщества, осуществляется правовое воспитание обучающихся [10]. Одной из таких возможностей является осуществление правового воспитания обучающихся через создание правового пространства и учреждение института уполномоченного по правам всех участников образовательного процесса.
Правовое воспитание представляет собой «целенаправленный, организованный, преднамеренный и педагогический процесс воздействия на сознание обучающихся с помощью системы специально созданных правовоспитательных форм, средств и методов с целью формирования высокого уровня правосознания и правовой культуры» [4]. Основные элементы механизма правового воспитания - это способы организации воспитательного процесса. В современных условиях применяются самые разнообразные формы правового воспитания: правовой лекторий, пропаганда прав средствами массовой информации, правовоспитательная работа в связи с теми или иными конституционными мероприятиями [7]. На наш взгляд, данный перечень можно дополнить учреждением института уполномоченного по правам участников образовательного процесса, который не только помогает в решении конкретных проблем в образовательной среде, но и является источником правового воспитания обучающихся современной образовательной организации.
Актуальность учреждения института уполномоченного по правам участников образовательного процесса обусловлена тем, что он работает как «многофункциональ-
ная система и является наиболее сильным и неформальным регулятором реальных взаимоотношений педагогов и обучающихся» [6]. Приоритетной целью учреждаемого института является формирование не столько правовой осведомленности, сколько развитие правосознания, осуществление правового воспитания обучающихся, так как первостепенное значение приобретают права личности и ее персональная ответственность, что обеспечивает необходимый опыт социализации.
Следует отметить, что институт уполномоченного по правам ребенка учреждается в целях осуществления на независимой основе вневедомственного мониторинга и контроля за соблюдением прав детства. Его специальная роль заключается в напоминании правительству и гражданскому сообществу об обязательствах, установленных Конвенцией ООН о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН; распространении и пропаганде знаний о правах ребенка; содействии осуществлению и уважению прав детей на всех уровнях общественной жизни [5].
Уполномоченный по правам участников образовательного процесса - это неофициальное лицо, избранное образовательным сообществом и утвержденное Советом образовательной организации. «Уполномоченный по правам в образовательной организации -это взрослый участник образовательного процесса (не член администрации), к которому можно обратиться в случае» [1]:
- нарушения ваших прав или прав вашего ребенка как участников образовательного процесса;
- возникновения недопонимания ме^ду вами, вашим ребенком и педагогом, куратором, администрацией образовательной организации;
- возникновения необходимости получения правовой консультации (в рамках функционирования образовательной организации);
- необходимости получения информации о существующих нормативных и гигиенических требованиях к организации учебного процесса;
- необходимости внести предложения по усовершенствованию и развитию образовательной организации.
Рассматривая институт уполномоченного по правам участников образовательного
процесса как механизм правового воспитания обучающихся в условиях образовательной организации следует отметить, что данный институт:
- является определенной гарантией защиты прав и законных интересов всех участников образовательного процесса;
- помогает реализовать на практике нормативные требования к организации учебного процесса, гигиенические требования к условиям труда;
- помогает обучающимся приобрести необходимый опыт социализации (улаживание конфликтных ситуаций, умение пользоваться своими правами, понимая и принимая обязанности и ответственность);
- формирует у обучающихся и педагогов толерантное отношение ко всему образовательному сообществу и более глубокое осознание своих прав и обязанностей [2];
- является инициатором развития образовательной организации.
На основе проведенного анализа теоретико-методической литературы и нормативной документации среди основных целей института уполномоченного по правам участников образовательного процесса мы выделили следующие:
- создание целостной системы нравственной, социальной, психолого-педагогической и правовой поддержки каждого обучающегося в решении образовательных проблем;
- обеспечение и защита конституционных прав несовершеннолетних на получение основного общего образования и законных интересов других участников образовательного процесса [3].
Опираясь на обозначенные цели, деятельность института уполномоченного по правам участников образовательного процесса направлена на решение следующих задач:
- совершенствование системы повышения уровня правовой грамотности обучающихся и их родителей [8];
- совершенствование системы мониторинга реализации конституционных прав участников образовательного процесса и соблюдения гигиенических требований к организации образовательного процесса в образовательной организации;
- взаимодействие образовательной организации с семьей с целью формирования гражданской позиции и правового самосо-
знания участников образовательного процесса;
- формирование духовно-нравственных основ развития и социализации личности в поликультурной среде образовательной организации на основе толерантного подхода [9];
- становление образовательной организации как института получения опыта демократического поведения и взаимодействия;
- создание условий для активного участия детей в решении вопросов, имеющих для них важное значение;
- совершенствование механизмов межведомственного взаимодействия (ранее выявление и профилактика детского и семейного неблагополучия, работа с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации).
Основные прогнозы по результатам деятельности уполномоченного по правам участников образовательного процесса представлены на рисунке [10].
Подводя итоги, следует отметить, что уполномоченный по правам участников образовательного процесса в образовательной организации не подменяет деятельность куратора, социального педагога, заместителя директора по учебно-воспитательной работе или профсоюзной организации. Его роль состоит в осуществлении правового воспитания обучающихся, в привлечении внимания педагогического сообщества к проблемам, касающимся защиты прав детей (как приоритетного направления), приведении в движение всех тех образовательных структур, которые призваны обеспечить безопасное и комфортное с психолого-педагогической и правовой точки зрения пребывание педагогов и обучающихся в образовательной организации [9]. Семья - ученик - школа -основные участники образовательного процесса. Культура взаимоотношений между ними, основанная на правовом взаимодействии, партнерстве и доверии, является опытом мировосприятия для наших детей и опытом взаимоотношений для родительского и педагогического сообщества.
Библиографический список
1. Билалов Р. К., Саматова А. А. Поможет ли детям новый уполномоченный? // Научный Татарстан. - 2010. - №1. - С. 6-8.
2. Демакова И. Д. Теоретические основы деятельности уполномоченного по правам ребенка //
Чувство правовой защищенности
Знание и понимание своих прав и уважение прав других людей Понимание мирного разрешения конфликтов
Спокойствие за детей
Осознание границ своих полномочий
Возможность отстоять свои права, не вступая в открытый конфликт
Возможность оперативно решать конфликтные ситуации
Возможность решать проблемы и управлять образовательной организацией,
опираясь на силу общественного мнения
Рисунок - Прогнозы по результатам деятельности уполномоченного по правам участников образовательного процесса
Вопросы воспитания. - 2014. - №1. - С. 36-47.
3. Капитонова Е. А. Проблемы правового регулирования обязанностей ребенка в образовательной сфере // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2014. - №1(29). - С. 51-60.
4. Каримулаева Э. М., Мусакаева 3. 3. Педагогические условия обучения школьников правам ребенка // Школа будущего. - 2013. - №3. -С. 14-20.
5. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) // КонсультантПлюс : Высшая школа : учеб. пособие. - Электрон. текстовые данные (400Мб). -[М.] : КонсультантПлюс, 2004-2013. - Вып. 19 : К весеннему семестру 2013. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
6. Мазина О. Н. Особенности становления омбудсмена по правам ребенка в Оренбургской области // Молодой ученый. - 2013. - №10. -С. 515-517.
7. Поддубная Т. Н., Ивашин А. Б., Подсуд-
ный А. О. Детский омбудсмен как субъект социально-педагогической защиты детей // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2014. -№2(136). - С. 59-63.
8. Сизов Д. Г. Зачем школе омбудсмен? // Директор школы. - 2012. - №3(166). - С. 98-102.
9. СкрыпниковаЕ. М. Роль взрослого в реализации участия детей в принятии решения // Сибирский педагогический журнал. - №6. - 2014. -С. 50-54.
10. ArchardD., Skivenes. - M. (2009), Balancing a Child's Best Interests and a Child's Views // International Journal of Children's Rights, no 17, pp. 1-21.
11. The European Ombudsman - Origins, Establishment, Evolution - Commemorative volume published on the occasion of the 10th anniversary of the institution [Электронный ресурс]. - URL: http://www.ombudsman.europa.eu/resources/ historicaldocuments.faces (дата обращения: 19.01.2015).