АНАЛИЗ ПРАВОВОГО СТАТУСА
Галяутдинов Б.С.
1.6. АНАЛИЗ ПРАВОВОГО СТАТУСА УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Галяутдинов Булат Салаватович, аспирант. Место учебы: Московский гуманитарный университет. E-mail: [email protected]
Аннотация: В статье автор делает попытку провести теоретико-правовой анализ законодательства, регулирующего деятельность института Уполномоченного по правам ребенка на территории Российской Федерации. Автор указывает на
существующие недостатки нормативно-правовой базы, предлагает возможные варианты их устранения.
Ключевые слова: правовой статус Уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации.
THE ANALYSIS OF LEGAL STA TUS OF THE OMBUDSMAN FOR CHILDREN IN THE RUSSIAN FEDERATION
Galyautdinov Bulat Salavatovich, postgraduate student.
Place of study: Moscow Humanitarian University. E-mail: [email protected]
Annotation: In this article author is trying to do the legal analysis of the legislation regulating activity of institute of the Ombudsman for Children in Russian Federation. The author points out the existing defects of standard and legal base, offers possible options of their elimination. Keywords: legal status of the Ombudsman for Children in the Russian Federation.
Институт Уполномоченного по правам ребенка является достаточно новым для российской системы органов власти. Он был введен в законодательство сравнительно недавно - 1 сентября 2009 г., вместе с подписанием Президентом Российской Федерации Указа №9861.
Введение должности Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка является следствием действия на территории Российской Федерации Конвенции о правах ребенка1 2. Положение о необходимости создания в Российской Федерации независимого института контроля и защиты прав детей содержалось в Заключительных замечаниях Комитета ООН по правам ребенка по итогам рассмотрения второго периодического доклада Российской Федерации о реализации Конвенции о правах ребенка 1999 г.
Дети признаны Конвенцией не просто как объекты защиты со стороны государства, но как особые субъекты права. Было необходимо создание специализированной системы защиты прав детей, как самостоятельных субъектов права. Частью этой системы и является Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка.
Указ №986 Президента РФ предоставил Уполномоченному при Президенте РФ по правам ребенка широкий круг полномочий. Так, Уполномоченный по правам ребенка при Президенте РФ имеет право делать запросы и получать необходимые сведения, документы
1 Указ Президента РФ от 01.09.2009 N 986 «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка» // Собрание законодательства РФ, 07.09.2009, N 36, от. 43l2.
2 Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамб-
леей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) //
Сборник международных договоров СССР, выпуск XLVI, 1993.
и материалы от органов государственной власти и должностных лиц; беспрепятственно посещать органы государственной власти, организации, проводить проверку деятельности органов власти и должностных лиц, получать от них соответствующие разъяснения; направлять органам государственной власти рекомендации относительно возможных и необходимых мер восстановления нарушенных прав и интересов детей; привлекать для осуществления экспертных и научноаналитических работ, касающихся защиты прав ребенка, научные и иные организации, а также ученых и специалистов.
Полномочия Уполномоченного по правам ребенка при Президенте РФ сформулированы таким образом, что могут толковаться максимально широко.3 *
Особое значение имеет п. 5 Указа №986, в котором дана рекомендация органам государственной власти субъектов Российской Федерации учредить должность уполномоченного по правам ребенка.
Конечно, первые должности Уполномоченных по правам ребенка были созданы в субъектах РФ еще до подписания Указа №986. В частности, в 1998 году на первом этапе реализации пилотной программы Детского фонда ООН ЮНИСЕФ в РФ и Минсоцразвития РФ должность Уполномоченного по правам ребенка была учреждена в пяти субъектах Российской Федерации (Новгородская, Волгоградская, Калужская области, г. Екатеринбург и г. Санкт-Петербург). К 1 февраля 2003 года было создано уже 12 постов детских омбудсменов на уровне субъектов Российской Федерации. Все больше субъектов Российской Федерации присоединялось к программе по созданию института Уполномоченных по правам ребенка, а деятельность самих Омбудсменов следовало координировать. Поэтому 29 марта 2005 года была создана Ассоциация Уполномоченных по правам ребенка в субъектах РФ. К 2009 году в нее входили Уполномоченные по правам ребенка из двадцати субъектов Российской Федерации.
Таким образом, п. 5 Указа лишь сделал практику учреждения должностей Уполномоченных по правам ребенка повсеместной. На момент написания настоящей статьи институты Уполномоченных по правам ребенка были созданы в 83 из 85 субъектов Российской Федерации. Надо полагать, что в ближайшее время должности Уполномоченных по правам ребенка будут учреждены и в двух оставшихся субъектах - в Республике Крым и в г. Севастополе.
Уполномоченные по правам ребенка являются особым, персонифицированным институтом, выполняющим исключительно функции по защите прав, свобод и законных интересов ребенка. Их работа дополняет деятельность органов государственной власти, занимающихся защитой прав детей - органов опеки и попечительства, прокуратуры, полиции. Однако, деятельность перечисленных государственных органов ограничена процедурными рамками, должностными инструкциями, рекомендациями и т.д. Особенностью работы детского омбудсмена является то, что в своей деятельности омбудсмен практически не «связан» бюрократическими ограничениями и запретами. При этом, для Уполномоченных по правам ребенка приоритетным направлением в деятельности является защита прав и законных интересов детей, находящих-
3 Современный парламент (теория, мировой опыт, российская практика) Учебник под общей редакцией Булакова О.Н.// М, Экс-мо, 2005, - 20.п.л.
31
3'2014
Пробелы в российском законодательстве
ся в трудной жизненной ситуации, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.
Возможности детских омбудсменов в субъектах Российской Федерации расширены по сравнению с полномочиями Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка. Как правило, они вправе рассматривать обращения граждан, связанные с нарушением прав детей, и для проверки указанных в жалобе обстоятельств обращаться за помощью к компетентным органам власти; принимать участие в заседаниях законодательных и иных государственных органов субъектов при рассмотрении вопросов, связанных с защитой прав детей и в разработке проектов законов и иных нормативных правовых актов, связанных с защитой прав детей; без специального разрешения посещать учреждения, исполняющие наказания, и следственные изоляторы, в которых содержатся несовершеннолетние, беременные женщины и женщины, имеющие детей в домах ребенка исправительных учреждений; получать на основании запросов сведения о государственной регистрации актов гражданского состояния, о детях, оставшихся без попечения родителей, и гражданах, желающих принять детей на воспитание в свои семьи; и др.
Однако, сама по себе деятельность Уполномоченных в субъектах РФ не защищена законом. Федеральным законом от 03.12.2011 N 378-Ф34 в Кодекс РФ об административных правонарушениях была введена от. 17.2.1, которая установила ответственность за вмешательство в деятельность Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка с целью повлиять на его решение, за неисполнение должностными лицами законных требований Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка и за воспрепятствование деятельности Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка в иной форме. Однако ни данная статья, ни какие-либо еще нормативные акты не устанавливают ответственности за вмешательство в деятельность Уполномоченных в субъектах РФ или за воспрепятствование их деятельности.
К тому же, является очевидным то, что от. 17.2.1 КоАП в ее нынешнем виде совершенно неэффективна. По данным судебной статистики5 ни одно лицо не было подвергнуто административному наказанию за совершение нарушений, предусмотренных данной статьей. Но, надо полагать, никто не препятствовал деятельности Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка вовсе не из-за угрозы наложения административных санкций от. 17.2.1 КоАП - административного штрафа до трех тысяч рублей.
Поэтому является целесообразным введение ответственности за создание помех для деятельности Уполномоченных в субъектах РФ.
Следует ввести понятие «Уполномоченного по правам ребенка» в федеральное законодательство. Существующее сегодня законодательное регулирование
4 Федеральный закон от 03.12.2011 N Э78-ФЗ (ред. от
30.12.2012) «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением института Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка» // Собрание законодательства РФ, 05.12.2011, N 49 (ч. 5), от. 7056.
5 Данные судебной статистики [Электронный ресурс] // Судеб-
ный Департамент при Верховном Суде Российской Федерации. -Электрон. дан. - [Б. м.], 2014.- URL:
http://www.cdep.ru/index.php?id=79 (дата обращения: 25.04.2014).
деятельности детских омбудсменов на уровне субъектов сильно ограничивает их возможности, особенно, во время работы в органах исполнения наказания.6 Одним из способов решения данной проблемы могло бы стать внесение должности Уполномоченного по правам ребенка в перечень органов и лиц, оказывающих содействие ребенку в реализации и защите его прав и законных интересов, путем соответствующего дополнения от. 7 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»7.
Актуальным является вопрос о возможности наделения Уполномоченных по правам ребенка в субъектах правами медиаторов - лиц, занимающихся досудебным урегулированием споров. Споры, которые нередко возникают между супругами, особенно, при разводе, могут затрагивать права несовершеннолетних детей. При этом, рассматривающий дело о разводе суд, скованный нормами процессуального права, не всегда может разрешить спор, отдавая приоритет защите прав и интересов ребенка - самого уязвимого участника конфликта между родителями. Вопрос о целесообразности наделения детских омбудсменов правами медиаторов должен быть рассмотрен на IX всероссийском съезде уполномоченных по правам ребенка, который пройдет в Нижнем Новгороде в 26-28 апреля 2014 года8.
Институт Уполномоченного по правам ребенка является особым и важным институтом в правовом государстве. Это инструмент независимого государственного контроля за соблюдением прав и интересов самой уязвимой части нашего общества - детей. Его значение трудно переоценить.
Список литературы:
1. Указ Президента РФ от 01.09.2009 N 986 «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка» // Собрание законодательства РФ, 07.09.2009, N 36, от. 4312;
2. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) // Сборник международных договоров СССР, выпуск XLVI, 1993;
3. Современный парламент (теория, мировой опыт, российская практика) Учебник под общей редакцией Булакова О.Н.// М, Эксмо, 2005, - 20. п.л.
4. Федеральный закон от 03.12.2011 N 378-ФЗ (ред. от 30.12.2012) «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением института Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка» // Собрание законодательства РФ, 05.12.2011, N 49 (ч. 5), от. 7056;
5. Данные судебной статистики [Электронный ресурс] // Судебный Департамент при Верховном Суде
6 Синцов Г. В. Особенности освобождения от должности омбудсменов в субъектах Российской Федерации // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. -2012. - №1. - С. 18-25.
7 Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от
02.12.2013) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 03.08.1998, N 31, от. 3802.
8 «Еще один региональный омбудсмен в России хочет стать
медиатором» [Электронный ресурс] // Европейский Омбудсман. -Электрон. дан. - [Б. м.], 2014.- URL:http://euro-
ombudsman.org/ombudsmen_activities/russia/eshe-odin-ombudsman-hochet-staty-mediatorom (дата обращения:
25.04.2014) .
32
АНАЛИЗ ПРАВОВОГО СТАТУСА
Галяутдинов Б.С.
Российской Федерации. - Электрон. дан. - [Б. м.], 2014.- URL: http://www.cdep.ru/index.php?id=79 (дата обращения: 25.04.2014);
6. Синцов Г. В. Особенности освобождения от должности омбудсменов в субъектах Российской Федерации // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2012. - №1. - С. 18-25.
7. Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 02.12.2013) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 03.08.1998, N 31, от. 3802;
8. «Еще один региональный омбудсмен в России хочет стать медиатором» [Электронный ресурс] // Европейский Омбудсман. - Электрон. дан.ДБ.м.], 2014.-URL:http://euro-ombudsman. org/ombudsmen_ activities/ russia/eshe-odin-ombudsman-hochet-staty-mediatorom(flaTa обращения: 25.04.2014).
9. Галяутдинов Б.С. К вопросу об участии уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка в законотворческой деятельности // Бизнес в законе. - 2014.
- №3.
10. Галяутдинов Б.С. К вопросу о деятельности института уполномоченного по правам ребенка в России и в зарубежных странах // Черные дыры в Российском законодательстве. - 2014. - №3.
11. Журко А.В. Использование в Российской Федерации зарубежного опыта формирования и функционирования института уполномоченного по правам ребенка // Пробелы в российском законодательстве. - 2013.
- №6.
12. Худойкина Т. В., Максимова И. А. Система защиты прав, свобод и законных интересов детей в Российской Федерации // Социально-политические науки. -2011. - №1.
7. The federal law of 24.07.1998 N 124-FZ (an edition of
02.12.2013) «About the main guarantees of the rights of the child in the Russian Federation» // Collection of the legislation of the Russian Federation, 03.08.1998, N 31, Art. 3802;
8. «One more regional ombudsman in Russia wants to become a mediator» [Electronic resource] // European Ombudsman. - Electron. data. - [B. m], 2014. -URL:http://euro-
ombudsman.org/ombudsmen_activities/russia/eshe-odin-ombudsman-hochet-staty-mediatorom (address date:
25.04.2014) .
Рецензия
на статью «Анализ правового статуса Уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации», автор - Г аляутдинов Б.С.
В статье проводится анализ правового статуса Уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации.
На основе проведенного анализа автор приходит к заключению, что институт Уполномоченного по правам ребенка является особым и важным институтом в правовом государстве. Это инструмент независимого государственного контроля за соблюдением прав и интересов самой уязвимой части нашего общества - детей. Его значение трудно переоценить.
Статья рекомендована к публикации.
Д.ю.н., проф. О.Н.Булаков
Literature list:
1. The presidential decree of the Russian Federation of 01.09.2009 N 986 «About the Ombudsman for the President of the Russian Federation by the rights of the child»// Collection of the legislation of the Russian Federation, 07.09.2009, N 36, Art. 4312;
2. The Convention on the rights of the child (it is approved by the United Nations General Assembly 20.11.1989) (came into force for the USSR 15.09.1990) // The collection of international treaties of the USSR, release of XLVI, 1993;
3. Modern Parliament (theory, international experience, Russian practice) Textbook edited Bulakova O.N.// M, Eksmo, 2005, - PL
4. The federal law of 03.12.2011 N 378-FZ (an edition of 30.12.2012) «About changing of the Federal law «About the main guarantees of the rights of the child in the Russian Federation» and separate acts of the Russian Federation in connection with introduction of institute of the Ombudsman for the President of the Russian Federation by the rights of the child»// Collection of the legislation of the Russian Federation, 05.12.2011, N 49 (h. 5) Art. 7056;
5. Data of a legal statistics [Electronic resource] // Judicial Department at the Supreme Court of the Russian Federation. - Electron. data. - [B. m], 2014. - URL: http://www.cdep.ru/index.php? id=79 (address date:
25.04.2014);
6. Sintsov G. V. Features of release from a position of ombudsmen in subjects of the Russian Federation//News of higher educational institutions. Volga region region. Social sciences. - 2012 . - No. 1. - Page 18-25.
33