РОМАНОВ Алексей Николаевич
Декан факультета менеджмента и права, заведующий кафедрой права, кандидат юридических наук, доцент
Уральский государственный экономический университет
620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45 Контактный телефон: (343) 251-96-26 е-таИ: [email protected]
СЛЮСАРЕНКО Татьяна Валерьевна
Доцент кафедры права, кандидат юридических наук
Уральский государственный экономический университет
620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45 Контактный телефон: (343) 251-96-26 е-таіі: [email protected]
ПРАВОВАЯ работа В ШКОЛЕ
УЧИТЕЛЯ с учеником
Аннотация
Авторы рассматривают разные точки зрения по вопросам понимания сущности правовой работы, ее места и значения в управлении школой. На основе данного анализа определяют подход к самой организации правовой работы учителя с учеником и отношение к ней указанных субъектов.
В результате реформирования системы образования за последние десятилетия значительно изменился подход к организации образовательного процесса. Задачи обеспечения его качества, доступности и эффективности определены в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. [1]. При этом значительно повышается самостоятельность учреждений и организаций системы образования в выборе стратегии развития, содержания обучения и воспитательной работы, образовательной, научной и финансовохозяйственной деятельности.
С 1992 г. всем образовательным учреждениям предоставлен статус юридического лица (ст. 12 Закона РФ «Об образовании» [2]), что предполагает создание обучающимися и педагогами демократического уклада жизнедеятельности своего учреждения, законов, правил общей жизни, принятых путем демократических процедур, создание модели гражданского общества в рамках образовательного учреждения.
Но решение указанных задач невозможно без использования арсенала правовых средств (правотвор-
чество, правоприменение, правовое регулирование), которые представляют собой, в широком смысле, правовую работу.
Актуальность выбранной темы обусловлена, с одной стороны, декларируемым интересом со стороны государства и общества к деятельности общеобразовательных учреждений по правовому образованию, с другой стороны, отсутствием в научной литературе должной разработки данного вопроса.
Различные определения и толкования понятия «правовая работа» можно встретить в литературе, посвященной народному хозяйству и предпринимательству. Так, анализу правовой работы посвящены труды И.Е. Замойского, Т.Е. Або-вой, Л.М. Шора, Г.Л. Знаменского, Р.И. Высоцкой и других авторов.
В рамках данной статьи авторы считают необходимым сначала рассмотреть разные точки зрения по вопросам понимания сущности правовой работы, ее места и значения в управлении школой, и на основе данного анализа определить правильный подход к самой организации правовой работы учителя с уче-
ником и отношение к ней указанных субъектов.
Так, одни авторы понимают правовую работу как деятельность, связанную с применением правовых средств и осуществляемую юридической службой [3, 4]. Другие считают, что «правовая работа - это правообразующая (правотворческая и правореализующая) деятельность организаций и их подразделений в процессе хозяйствования при строгом соблюдении законности» [5].
Ряд ученых и практических работников считают, что правовую работу не следует сводить к деятельности юридических отделов и служб предприятий и учреждений, это более широкое понятие [6]. По их мнению, субъектами правовой работы являются не только указанные подразделения, но и другие структурные звенья органов и учреждений, а правовая работа выражается в применении действующего законодательства, правотворчестве и соблюдении законности. Авторы согласны с таким утверждением, считая, что
правовая работа - понятие более широкое, чем деятельность юридической службы, так как правовой работой занимаются почти все, все обязаны соблюдать закон и выполнять его предписания.
Upravlenets №1-2 (5-6) 2010
UBO0S-c^-E°uo,T,ON 69
Понятие «правовая работа» употребляется в широком смысле - любая правоприменительная и правоустанавливающая деятельность. Это и судебная деятельность, и деятельность профкома, руководителя и подразделений предприятия или учреждения (отдела кадров, отдела материально-технического снабжения, юридического отдела), так как все эти органы, подразделения, службы в той или иной мере реализуют в своей деятельности нормы какой-либо отрасли права.
Отсутствие понятия «правовая работа в школе», по мнению авторов, связано с отсутствием в общеобразовательном учреждении конкретного уполномоченного органа или должностного лица, выполняющего функции по организации и руководству правовой работой (подобно юридическому отделу на предприятии).
Другой особенностью правовой работы в общеобразовательном учреждении является отсутствие ее четкой нормативной регламентации (в отличие, например, от той же сферы народного хозяйства, где есть разработанное законодателем типовое положение о юридической службе или юрисконсульте, в котором прописаны цели, задачи, направления правовой работы).
Однако анализ специальной литературы, в основном управленческой, позволил сделать вывод о том, что
правовая работа в общеобразовательном учреждении не просто существует; она пронизывает все сферы деятельности учреждения, затрагивает самые разнообразные отношения, складывающиеся между субъектами образовательных отношений.
На практике решение большинства правовых вопросов находится в компетенции администрации и других органов управления общеобразовательным учреждением. Поэтому, исследуя сущность понятия «правовая работа в школе», необходимо остановиться на рассмо-
трении управленческой стороны вопроса.
Анализ образовательного законодательства показал, что в положениях, касающихся вопросов управления общеобразовательным учреждением, есть немало пробелов и противоречий. Не ставя перед собой цель выявить все пробелы в законодательстве, авторы, тем не менее, выделяют те, которые связаны с предметом исследования.
В ст. 35 Закона «Об образовании» определено большинство вну-тришкольных структур управления и самоуправления, к которым отнесены руководитель (директор), совет образовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и другие формы.
В ст. 32 названного закона детально определяются компетенция и ответственность образовательного учреждения, составляющие ядро его правового статуса [2]. Но компетенция (властные полномочия) осуществляется не абстрактным учреждением, а его конкретными органами управления (самоуправления).
Разграничение же полномочий предусматривается только между советом муниципального образовательного учреждения и его руководителем. Согласно букве закона иные органы самоуправления никакими властными полномочиями не обладают. Это явный пробел в законодательстве. В связи с этим необходимо, по мнению авторов, либо разработать положение, определяющее правовой статус органов управления школой и разграничивающее их компетенцию, либо закреплять данные вопросы в уставе общеобразовательного учреждения.
Исходя из норм Закона РФ «Об образовании», директор решает все вопросы деятельности школы, отнесенные к его компетенции уставом и не входящие в компетенцию органов самоуправления. В сфере правовой работы он управляет школой путем издания локальных нормативных актов (приказов и распоряжений); участвует в качестве субъекта при заключении коллективных договоров и разрешении кол-
лективных трудовых споров; обладает правом вето на решения органов самоуправления, противоречащие законодательству и уставу школы; а также является полномочным представителем самого учреждения в административно-правовых и гражданско-правовых отношениях с организациями, учреждениями, должностными лицами внешней среды [7].
В ст. 35 Закона «Об образовании» названо еще два органа, представляющих интересы всех участников отношений, связанных с учебновоспитательным процессом в школе. Это общее собрание, осуществляющее самоуправление в форме непосредственной демократии, и совет общеобразовательного учреждения, функционирующий в форме представительной демократии.
По своему статусу общее собрание (конференция) разрабатывает и обсуждает наиболее важные локальные нормативные акты, затрагивающие интересы всех, принимает правила внутреннего распорядка, участвует в решении вопросов об изменении форм собственности и т.д. [8].
Совет школы - рабочий орган, формируемый общим собранием (конференцией), состоит из делегированных представителей всех заинтересованных субъектов образовательного процесса. В полномочия совета школы входят вопросы определения стратегии развития общеобразовательного учреждения (утверждение планов развития). Он принимает локальные акты и решает иные вопросы, прямо затрагивающие интересы обучающихся и их родителей, в частности, принимает правила приема в школу, поведения учащихся.
Анализируя вышесказанное, можно сделать вывод о том, что
правовая работа в общеобразовательном учреждении носит преимущественно административный характер, так как именно администрация определяет основные направления правовой работы, является одновременно ее организатором и исполнителем.
Говоря об особенностях правовой работы в общеобразовательном учреждении, надо отметить ее комплексный характер, что связано с наличием различных видов статусов общеобразовательного учреждения (конституционно-правового, гражданско-правового, финансовоэкономического, административноправового, образовательно-правового), а также соответствующих им разных типов общественных отношений (педагогических, управленческих, трудовых, имущественных, финансовых, земельных и др.) [9].
Кроме того, указывая специфику правовой работы в школе, нельзя не отметить наличие широкого круга ее участников - субъектов правоотношений, вступающих между собой в правовую связь на основе того или иного нормативно-правового акта. Все субъекты правовых отношений в сфере школьного образования могут быть объединены в группы по различным критериям.
Наиболее целесообразным авторам представляется дифференциация субъектов на индивидуальные (например, ученик, учитель, директор) и институциональные (группа учащихся, родители учащихся, органы управления образовательным учреждением, трудовой коллектив, учредители, органы управления образованием и др.).
Правовая работа пронизывает все сферы деятельности общеобразовательного учреждения, тем не менее на сегодняшний день ее трудно рассматривать как отдельное направление работы. Анализ вопросов компетенции органов управления и самоуправления общеобразовательного учреждения позволил авторам выделить такие стороны правовой работы, как нормотворческая, правоприменительная, правоохранительная, правозащитная, профилактическая.
В рамках данной статьи более подробно хотелось бы остановиться и рассмотреть правовую работу в общеобразовательном учреждении только между двумя субъектами
- учителем и учеником в рамках педагогических отношений.
Данный вид отношений выбран не случайно, ведь педагогические
отношения являются основными, так как осуществление именно образовательной (т.е. обучающей и воспитывающей) функции определяет смысл существования и социальную роль общеобразовательного учреждения. Из этого следует, что
правоваяработа в школе неразрывно связана с образовательным процессом и включает в себя, во-первых, систему педагогических и организационных мер по правовому обучению и воспитанию учащихся, во-вторых, целенаправленную педагогическую деятельность, направленную на формирование у обучающихся системы правовых знаний, умений и навыков правомерного поведения, а также на формирование и развитие общей и специальной правовой культуры (правовое воспитание).
Каких-либо точных данных, характеризующих распространенность правового образования в российских регионах, не существует. Однако, по косвенным данным, право в той или иной форме, в том или ином объеме преподают более чем в 50% российских полнокомплектных общеобразовательных школ [10]. Но пока преподаватели не имеют единой концепции правового обучения, будет актуальным вопрос:
"у.каким образом организовать пра-. вовое обучение в школе?
Важным направлением работы может являться организация «правового всеобуча» на всех уровнях школьного образования, в рамках которого можно закладывать новые традиции проведения мероприятий с правовой тематикой. Приведем несколько примеров.
1В начальных классах основной формой работы должны являться беседы (совместные размышления) нравственной тематики: «Учимся договариваться», «Я и моя семья», «Я, Ты, Мы», «Мир общения». Такой подход обусловлен тем, что основной интерес у школьников данной возрастной группы направлен в узнавание своего «Я»; их социальная деятельность регулируется правилами, а не нормами права, поэтому доминирующими являются нравственные регуляторы; наибольший познавательный эффект достигается в игровой учебной деятельности.
2 В средних классах логично начать изучение правовых документов. Среди них наиболее важными и подходящими для подростков считаем «Международный билль
о правах человека», «Всеобщую декларацию прав человека» [11], «Конвенцию прав человека и основных свобод», «Конвенцию о защите прав ребенка». Старшеклассников уже можно знакомить с деятельностью Совета Европы, бюро Верховного Комиссара ООН по правам человека, Уполномоченного по правам человека в РФ, Московской Хельсинкской группы. В процессе данной деятельности изучаются основные международные стандарты в области прав человека, важнейшие международные и российские документы по правам человека.
ЗДля учащихся младших классов необходимо проводить игры, так как они больше всего подходят для этого возраста. Например, игру-путешествие в Королевство Закона и Порядка, участие в которой помогает ребенку почувствовать себя равным со всеми, свободно проявлять свои чувства, высказывать мнение. Здесь дети встречаются со сказочными персонажами, которые потеряли свои права: Золушка - право на отдых, два поросенка - право на жилище, Колобок - право на жизнь, Буратино - на собственность, и дети должны помочь им вернуть свои права, выполнив ряд заданий.
4На уроках обществознания с учениками старших классов можно провести серию занятий на
тему «Суд», а завершить этот цикл настоящим судом (своего рода ролевой игрой с судьями, присяжными, адвокатами, прокурорами, свидетелями), где обсудить необоснованные прогулы и опоздания. Такие мероприятия позволят задействовать всех учеников, повысить учебную мотивацию, улучшить качество знаний.
5 Также предполагается при проведении уроков использование учителем активных методик: дискуссий, ролевых игр, моделирования ситуаций, работы в малых группах, решения проблем, задач, казусов, шкалы мнений, мозгового штурма, использования общественных ресурсов (приглашение специалистов), экскурсии и др. На уроке минимум времени должно уделяться лекционным, монологическим методам, простой передаче и воспроизводству информации, акцент - на применение материала, решение реальных проблем, совместную работу учителя и учащегося.
6 Важным направлением правовой работы учителя с учеником может являться знакомство детей с правовым материалом, что становится условием развития особых языковых средств выражения собственных мыслей. Развитие речи -особая задача школы, она решается при работе с любым учебным материалом, если он оформлен вербально. Но в сфере права требуется развернутая аргументация своих мыслей, использование особых речевых средств для усиления воздействия на слушателя, выстраивание и вербальное оформление сложных многоуровневых логических заключений. Особая правовая риторика, конечно, недостижима в школе, но знакомство с лучшими ее образцами, пробы самостоятельной организации сложных речевых периодов -все это учитель может и должен открыть ребенку [12].
7В демократические правовые отношения между учителем и учеником должна вписываться и система оценивания. Представляется, что оценивание требует использования учителем как традиционных методов (устный опрос и письменная контрольная работа), так и альтерна-
тивных (так называемое оценивание «по участию в работе»). Выбор методов оценивания должен осуществляться с учетом характера объектов оценивания. Оцениваться могут как устные ответы и письменные работы, так и участие в дискуссиях, играх, подготовка выставки, сбор материала по какой-либо теме (портфолио), написание сочинения (эссе), разработка проекта и т.п. По каждому виду работы учителем должны быть разработаны критерии, в соответствии с которыми выставляется оценка. Они должны быть стабильными, предельно четкими и имеющими «силу закона». Критерии важно объявлять, чтобы школьники знали, в соответствии с какими критериями учитель выносит свое суждение (оценку). Любую оценку необходимо тщательно мотивировать. Очень важно привлекать к разработке критериев и оцениванию самих учеников. Процедура оценивания должна быть простой и понятной и обеспечивать постоянную обратную связь.
8 Овладевать нормами и навыками правовых действий необходимо не только на уроке, но и в процессе творческой и исследовательской деятельности - индивидуальной или совместной с учителем. Один из подобных проектов: выездные учебно-информационные сборы на базе детских оздоровительных лагерей и центров [13]. Эти сборы
- действующая модель гражданско-правовых отношений, они позволяют применять на практике правовые знания, умения, навыки, полученные в школе. Занятия лучше проводить в форме тренингов и ролевых игр, отрабатывающих умения сотрудничать, «слушать и слышать», вести разговор.
9 Одной из форм массовой работы с учащимися был и должен оставаться классный час, в ходе которого поднимаются и решаются важные правовые проблемы. Тематика правовых классных часов может быть самой разнообразной:
• для младших классов: «Правила вокруг нас», «Наш класс», «Я и мои друзья», «Наша школа», «Дом, в котором я живу», «Я и моя семья», «Я
- гражданин России», «Защита прав ребенка»;
• для подростков: «Права и свободы ребенка, человека, гражданина. Механизмы защиты прав», «Правила школьной жизни», «Конфликт, способы его разрешения», «Здоровый образ жизни. Профилактика зависимостей», «Преступление и наказание. Ответственность несовершеннолетних»;
• для старших классов: «Воинская обязанность, альтернативная гражданская служба», «Экологические правонарушения», «Семья и брак», «Международная защита прав человека», «Конституция в иерархии нормативно-правовых актов», «Ответственность несовершеннолетних».
Правовое образование должно быть очень тесно связано с укладом школы, ее правовым режимом, курс права не должен входить в противоречие с ними.
Необходимо определить, как право соотносится с другими предметами, имея в виду не только содержание других предметов, но и манеру их преподавания. Поскольку на этом уровне возможен довольно серьезный конфликт с учителями и между учителями, когда дети будут сообщать учителю о том, что только что на уроке по праву не только было другое содержание, но и предъявлялись совершенно другие требования к отношению между учеником и учителем.
В самой школе необходимо развитие демократических правовых форм взаимодействия между всеми субъектами образовательного процесса.
И в качестве одного из направлений становления школы территорией правовых отношений между всеми участниками учебного процесса рассматривается развитие самоуправления в общеобразовательном учреждении. Так, в Концепции модернизации российского образования до 2010 г. [1] определены важность и значение самоуправления для раз-
72 ^-^-°6№зование
Управленец №1-2 (5-6) 2010
вития государственно-общественной системы управления образовательным учреждением, социализации и профессионального самоопределения учащейся молодежи.
«Основное предназначение ученического самоуправления - удовлетворять индивидуальные потребности обучающихся, направленные, прежде всего, на защиту их гражданских прав и интересов, участие в решении насущных проблем общеобразовательного учреждения» [14].
«Участие обучающихся в ученическом самоуправлении способствует формированию более четкой и осознанной гражданской позиции и ценностного отношения к себе и другим, позволяет повысить социальную компетенцию, развивает социальные навыки поведения и установки на самостоятельное принятие решений в социальных проблемных ситуациях» [15].
В настоящее время в практике многих общеобразовательных учреждений под ученическим самоуправлением ошибочно подразумевается краткосрочная программа или разовое мероприятие, когда дети лишь «играют в демократию». Тогда как самоуправление, и ученическое самоуправление в частности, должны стать реалиями всего образовательного процесса, процесса управления, осуществляемого в общеобразовательном учреждении.
При этом важно иметь в виду, что участие в самоуправлении всех участников образовательного процесса -это требование закона, а не желание или «добрая воля» учредителя или администрации школы [15].
Для эффективного функционирования самоуправления нужны дополнительные локальные акты, такие как «Положение о самоуправлении общеобразовательного учреждения», в котором необходимо закрепить формы самоуправления и их структурные
элементы. Кроме того, целесообразно разработать и принять отдельные положения об органах, представляющих интересы участников образовательного процесса и формирующих самоуправление общеобразовательного учреждения. Можно принять и «Положение об ученическом самоуправлении», наделив его реальными полномочиями, обозначив степень его ответственности, а также наполнив его предстоящую деятельность конкретным содержанием.
Развитие ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении в огромной степени зависит от директора, его заместителей, педагога-организатора. Их заинтересованность, уважительное отношение к органам самоуправления, их представителям, понимание важности их многообразия, умение найти компромиссное решение, материальная и моральная поддержка педагогов, обучающихся и родителей, активно включенных в самоуправление, - все это является важным условием создания в школе эффективной системы самоуправления, где реальную роль играют все участники образовательного процесса [16].
Большой вклад в создание условий для развития ученического самоуправления призван внести классный руководитель, который имеет возможность хорошо изучить интересы обучающихся, найти путь индивидуальной поддержки каждого, преодолеть те проблемы, которые возникают в коллективе класса. Такой педагог, обладающий серьезными социально-психологическими знаниями, способен оказать поддержку своим коллегам в реализации принципов самоуправления в различных сферах школьной жизни (организация досуга, спорт, СМИ и т. д.).
Учитель-предметник также может внести свой вклад в развитие ученического самоуправления, консультируя школьников по профилю своего предмета, например, во время подготовки очередного мероприятия, проводимого силами актива обучающихся (викторина, олимпиада, конкурс и т. п.), при подготовке нормативных актов. При желании он может привнести образовательные элементы,
содержательно связанные с ученическим самоуправлением, в проведение конкретных уроков.
Учителя обществознания, истории и права имеют возможность проработать вопрос о включении проблем, связанных с самоуправлением, в учебные курсы. Кроме того, учитель имеет возможность непосредственно включиться в самоуправление общеобразовательного учреждения в качестве обычного участника.
Таким образом,
в эффективной системе самоуправления общеобразовательным учреждением, одной из задач которого является активизацияуче-нического самоуправления, должны участвовать не только школьники, а в той или иной степени почти весь педагогический коллектив.
В ходе исследования теоретического и практического аспектов понятия «правовая работа в школе учителя с учеником» авторами был сделан ряд выводов.
Несмотря на то что в научной и методической литературе не содержится понятие «правовая работа в школе», данное направление деятельности общеобразовательного учреждения существует, но имеет свою специфику.
В связи с отсутствием в общеобразовательном учреждении специалиста с юридическим образованием, а также отсутствием четкой нормативной регламентации правовой работы, общеобразовательные учреждения (в лице своих органов) при решении практических правовых вопросов, затрагивающих разные сферы деятельности, испытывают большие трудности.
К последствиям такого положения дел в сфере общего образования можно отнести:
• долгое освоение общеобразовательными учреждениями требований новых законодательных и иных нормативных правовых актов;
• слабое знание педагогическими работниками своих прав в сфере образования;
• медленное становление практики их защиты с использованием средств закона;
• продолжительное становление и развитие в школе правового обучения и воспитания.
В связи с вышесказанным, авторы считают необходимым на уровне общеобразовательного учреждения:
1 изучать педагогическим коллективом федеральные, региональные, муниципальные нормативные акты, действующие в сфере образования;
2 совершенствовать нормативноправовую базу деятельности общеобразовательного учреждения;
3 формировать в общеобразовательном учреждении правовое пространство;
4создавать систему комплексной, последовательной правовой работы, которую необходимо рассматривать как многосторонний процесс взаимодействия между учителем и учеником, родителями и школой (администрацией), учеником и родителями, между учителями.
В данной работе авторами была предпринята попытка проанализировать одну из таких «связок», а именно «учитель - ученик». Проблема взаимоотношений «учитель - ученик» имеет большое значение. Вряд ли дети будут проявлять уважение к старшим, своим товарищам, не побоятся высказать своего отношения к каким-то спорным проблемам, событиям, если они постоянно испытывают давление со стороны старших. И наоборот, ученики, привыкшие к свободе высказывания своего мнения, своего несогласия с учителем, привыкшие к демократичным, свободным взаимоотношениям в школе, будут вести себя так же и по отношению к другим людям, т.е. уважительно, дружелюбно, терпимо.
В жизни мы видим, что сегодня права в школах становится все больше, но одновременно нарастают цинизм, социальная апатия, межличностная агрессия. Как верно отмечает А. Гутников, становится особенно наглядно, что формальное, механическое изучение права гарантированно приводит к воспитанию правового нигилиз-
ма. Просто преподавать, потому что положено преподавать, просто учить эти законы, потому что положено их учить, - это прямой путь к воспитанию потрясающих циников, которые великолепным образом проигнорируют само содержание права [17].
Решить эту проблему правовой работы в школе можно путем создания в школе между учителем и учеником атмосферы доброжелательности и сотрудничества путем применения активных, интерактивных методов. Кроме того, нужно решать реальные задачи, и тут видна связь с социальным проектированием, с любой реальной деятельностью, в том числе в школьном сообществе, где люди реально защищают и свои права, и права других людей, разрешают конфликты с помощью правовых инструментов. И наконец, необходимо непрерывное обучение учителя. Поэтому отделить процесс правовой работы от процесса повышения квалификации невозможно.
ИСТОЧНИКИ
1. Приказ Минобразования от 11 февраля 2002 г. № 393 // Модернизация российского образования: Приложение к журналу «Вестник образования». 2003. № 3.
2. Об образовании: Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 (в ред. от 17 июля 2009 г. № 148-ФЗ) // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. № 30.
3. Паращенко В.Н. Правовая работа юридической службы производственного объединения, предприятия. М., 1980.
4. Бухаловский О.Н. Юридическая служба в народном хозяйстве. Воронеж, 1976.
5. Мартемьянова A.M. Организация правовой работы в народном хозяйстве. Свердловск, 1978.
6. Лаптев В.В. Эффективность производства, хозяйственный механизм, хозяйственное право // Правоведение. 1984. № 3.
7. Шамова Т.И., Третьяков П.И., Капустин Н.П. Управление образовательными системами / под ред. Т.И. Ша-мовой. М., 2002.
8. Управление качеством образования: проблемы эффективности. Екатеринбург, 2004.
9. Шкатулла В.И. Образовательное право: учеб. для вузов. М.: Изд-во НОРМА, 2001.
10. Мазаев В. Знать и уважать законы. О проблемах правового образования в школе // Учитель. 2004. № 1.
11. О проведении урока «Права человека»: письмо Минобразования и науки от 7 октября 2008 г. № АФ-320/03 // Вестник образования. 2008. № 22.
12. Поливанова К.Н., Хасан Б.И., Спасская В.В. Российский фонд правовых реформ. Концепция структуры и содержания правового образования в школе // Граждановедение: приложение к Учительской газете. 2001. № 47.
13. Правовое пространство в ГОУ ЦО 3548 «Царицыно» // Школьные правовые службы: федеральный целевой проект [электронный ресурс]. Режим доступа: 1Шр://^^оо1548. ги^расе^р
14. Дик Н.Ф. Ученическое самоуправление в общеобразовательном учреждении. Книга современного руководителя / Н.Ф. Дик. Ростов н/Д, 2006.
15. Система работы школы по защите прав и законных интересов ребенка / авт.-сост. Н.А. Маньшина. Волгоград, 2007.
16. Кабуш В.Т. Ученическое самоуправление: теория и практика: метод. пособие. Минск, 2003.
17. Димова И. Учить детей талантливо и ответственно жить. Движение ширится и развивается // Граждановедение: приложение к Учительской газете. 2006. № 48.