Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС'

ПРАВОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
152
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
государство / право / правовое регулирование / нормы права / правоотношение / правосознание / правовая культура / законодательство / правотворчество / правоприменение / реализация норм права / эффективность правового регулирования / образование / обучение / новые технологии / дистанционное обучение.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сенин И.Н., Филина Н.В.

В статье рассматриваются вопросы, посвященные проблемам правового воздействия на общественные отношения. В частности, исследуются и анализируются категории правового сознания и правовой культуры, дается их обстоятельная характеристика, указывается назначение. Освещаются вопросы повышения эффективности правового регулирования, а также правового обучения и воспитания молодежи и студентов в современной России. В статье уделяется внимание традиционным подходам в обучении и инновационным технологиям в преподавании гуманитарных дисциплин. Обосновывается необходимость усиления роли гуманитарных знаний для будущих выпускников как гуманитарных, так и технических вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС»

СЕНИН Игорь Николаевич,

кандидат юридических наук, доцент кафедры «Таможенное дело и право», Омский государственный университет путей сообщения (ОмГУПС), е-таН: senin.ru@mail.ru

ФИЛИНА Нина Владимировна,

кандидат политических наук, доцент кафедры «Таможенное дело и право», Омский государственный университет путей сообщения (ОмГУПС), е-таН: nina.filina.01@mail.ru

ПРАВОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, посвященные проблемам правового воздействия на общественные отношения. В частности, исследуются и анализируются категории правового сознания и правовой культуры, дается их обстоятельная характеристика, указывается назначение. Освещаются вопросы повышения эффективности правового регулирования, а также правового обучения и воспитания молодежи и студентов в современной России. В статье уделяется внимание традиционным подходам в обучении и инновационным технологиям в преподавании гуманитарных дисциплин. Обосновывается необходимость усиления роли гуманитарных знаний для будущих выпускников как гуманитарных, так и технических вузов.

Ключевые слова: государство, право, правовое регулирование, нормы права, правоотношение, правосознание, правовая культура, законодательство, правотворчество, правоприменение, реализация норм права, эффективность правового регулирования, образование, обучение, новые технологии, дистанционное обучение.

SENIN Igor Nikolaevich,

Candidate of law, associate Professor of "Customs and law", Omsk State Transport University (OSTU)

FILINA Nina Vladimirovna,

PhD in political sciences, Associate Professor, docent at the Department of «Customs matter and law» OSTU

LEGAL EDUCATION AND EDUCATION OF YOUNG PEOPLE

IN THE CONTEXT OF THE INTRODUCTION OF NEW TECHNOLOGIES IN THE EDUCATIONAL PROCESS

Annotation. The article deals with issues related to the legal impact on public relations. In particular, the categories of legal consciousness and legal culture are studied and analyzed, their detailed characteristics are given, the purpose is indicated. The issues of improving the effectiveness of legal regulation, as well as legal training and education of young people and students in modern Russia are covered. The article focuses on traditional approaches in teaching and innovative technologies in teaching humanities. The need to strengthen the role of humanitarian knowledge for future graduates of both humanitarian and technical universities is justified.

Key words: State, law, legal regulation, norms of law, legal relationship, legal consciousness, legal culture, legislation, law-making, law enforcement, implementation of legal norms, effectiveness of legal regulation, education, training, new technologies, distance learning.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2021

DOI: 10.24412/2076-1503-2021 -11-230-234 NIION: 2018-0076-11/21-350 MOSURED: 77/27-023-2021-11-549

Правовое воспитание и правовая культура как комплексные категории в образовании

В современной России особое значение приобретает право, которое является наиболее универсальным и действенным регулятором общественных отношений.

В регулировании общественных отношений право активно взаимодействует с моралью, но мораль воздействует на внутренний мир человека, а право определяет исключительно его внешние проявления. При этом и мораль, и право в основном совпадают и входят в качестве составных элементов в культуру общества.

Правовая идеология представляет собой совокупность правовых идей, теорий, взглядов, отражающих и оценивающих правовую действительность. Характеризуется научным осмыслением права как элемента культуры, направлена на выяснение его сущности. Хотя правовая идеология по степени изученности права стоит намного выше правовой психологии, они тесно взаимодействуют, оказывают взаимное влияние друг на друга.

Правосознание в объективном смысле не является правом, но во многом обусловлено именно им. Право, в свою очередь, испытывает сильное влияние со стороны правового сознания. Потому государство, осуществляя правотворческую деятельность, должно учитывать правосознание и правовую культуру личности и общества.

Очевидно, что в настоящее время каждому необходимо владеть правовыми знаниями, умениями и навыками. Именно поэтому правовая социализация выступает компонентом социализации в целом.

Исходя из этого, важными целями образования должны стать формирование высокого уровня правосознания и правовой культуры, знание основополагающих правовых норм, умение использовать возможности правовой системы государства для достижения общественно полезных целей и защиты своих прав.

Наиболее эффективный способ формирования правосознания и правовой культуры - правовое воспитание. Оно состоит не только в усвоении правовых знаний, но и в формировании на их основе правовых идей и ценностей. Правовое воспитание непосредственно связано с правовым обучением, в единстве составляя правовое образование, которое позволяет сформировать юридически грамотную личность.

Важную роль образовательных учреждений в формировании правовой культуры молодежи подчеркивают Конституция РФ, Законы «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Национальная доктрина образования в Российской Федерации,

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2021

Стратегия социально-экономического развития России до 2023 г.

Как известно, педагогика ставит три вида целей [9, с. 85]:

Социальные (формирование гражданина -патриота своей Родины, с активной жизненной позицией, уважающего закон и порядок).

Профессиональные (обучение и воспитание специалиста, любящего и знающего избранную профессию).

Оперативные (цели каждой учебной дисциплины и каждого отдельного занятия).

Социальные цели не могут быть достигнуты без формирования высокого уровня социальной и правовой ответственности за свои поступки, что, в свою очередь, невозможно без наличия развитого правосознания, которое формируется благодаря реализации профессиональных и оперативных целей.

Целенаправленное развитие правовой культуры в образовательном процессе включает в себя: формирование у обучающихся правовых знаний, убеждений, положительных правовых установок, опыта законопослушного поведения, активной социально-правовой позиции [9, с. 55].

Проблемы формирования правосознания

и правовой культуры слушателей по средствам внедрения новых технологий в образовательный процесс

Современное общество немыслимо без технического прогресса. Информационные технологии внедряются во все сферы, меняя технологический уклад, а вместе с тем и образ жизни, коммуникационные каналы связи в обществе, экономику, систему управления, правовую базу и систему образования. Новые технологии в образовательной среде разнообразили виды и формы учебной деятельности. Возникает вопрос: насколько эффективны новые цифровые приёмы в профессиональной подготовке молодых специалистов, а также в процессе формирования правосознания и правовой культуры?

В последнее время в высшей школе в учебный процесс, наряду с традиционными средствами обучения, активно внедряются электронные, цифровые. Широкое распространение получило дистанционное обучение [10] в виде вебина-ров, электронных курсов, видеолекций, видеопрезентаций. Электронные средства обучения в высшей школе расширяют возможности для участников образовательного процесса, делая преподаваемый материал доступным, удобным для изучения, наглядным, вариативным [1].

Несмотря на преимущество внедрения электронного образования в учебный процесс, нельзя отказаться полностью от традиционных методов и приёмов преподавания в высшей школе. В усло-

виях, когда традиционная лекция заменяется вебинаром, онлайн-лекцией, презентацией в усечённом варианте, открытым остаётся вопрос о качестве преподавания и смысловой составляющей обучения, о возможности формирования правосознания и правовой культуры. Невозможно решить стоящие перед системой образования задачи, сосредотачивая усилия на разработку новых цифровых учебных продуктов без доминирования традиционной роли лектора-педагога. Технические устройства, оборудование эффективнее изучать не по картинке или онлайн-лекции, а на практике или в лаборатории, где преподаватель наглядно покажет, объяснит, а у студента будет возможность не только увидеть, но и детально изучить, получить первоначальные навыки работы устройства или оборудования. Важной составляющей эффективности обучения выступают взаимодействия между преподавателем и студентом в процессе объяснения материала. Когда у студента есть возможность задать вопрос преподавателю по ходу объявления, это делает усвоение учебного материала доступнее и понятнее для каждого слушателя [2].

В условиях применения электронных технологий общение между преподавателем и студентом отсутствует, оно заменяется виртуальным, которое требует проработки передаваемой информация для того, чтобы избежать двусмысленного толкования. Большая нагрузка возлагается на преподавателей гуманитарных дисциплин, таких как правоведение, социология, политология, история, философия. Для преподавания гуманитарных дисциплин важна дискуссия, обсуждение ситуации, беседа. Созидательная, думающая, воспринимающая, знающая, рассуждающая аудитория нужна студентам и преподавателю [3].

В связи с многообразием мнений, информационных потоков востребованными остаются в преподавании юридических дисциплин беседы, где каждый может высказать свою точку зрения, ссылаясь на норму действующего законодательства или на судебную практику. Погружение в юридический диалог развивает мыслительные, коммуникативные способности, формирует личный опыт реализаций норм права в профессиональной деятельности, формирует правосознание и правовую культуру. Дистанционное образование лишает студентов и преподавателей такой возможности. Следует отметить важность воспитания студентов в процессе преподавания гуманитарных дисциплин. Правоведение, как учебная дисциплина направлена не только на получение определённого набора знаний, навыков и умений, но и формирует культуру правомерного поведения, закладывает морально-нравственные основы, развивает мышление. Высокая, правовая культура специалистов - это условие качества

профессиональной подготовки. Именно поэтому так важно больше внимания уделять гуманитарному образованию в технических, транспортных вузах, поскольку оно позволит сформировать навыки критического мышления, умения аргументировано, грамотно высказывать своё мнение в условиях современной реальности [4].

В современных условиях роль системы образования в целом и преподавателя меняется. С внедрением в систему высшего образования профессиональных стандартов и новых уровней - бакалавриат, магистратура, истоки которых были взяты в западных образовательных школах, российские вузы нацелены на формирование профессиональных компетенций для повышения конкурентоспособности выпускников. Обязанность вузов выпускать легко обучаемых, умеющих подстроиться под любые условия, способных к самостоятельному наращиванию необходимых знаний и умений специалистов-профессионалов. Образовательный процесс направлен на формирование у обучающихся способностей к критическому мышлению, формирование и отстаивание своих позиций [5].

Модернизация образования, внедрение новых технологий не принесли желаемого результата. Роль университета как храма науки не вписывается в канву новых технологий и требований к выпускнику. Поэтому вузы наделяются новыми статусами: образовательная платформа, образовательная среда, точка кипения, научно-исследовательский центр, бизнес-инкубатор и многое другое. В такой ситуации университеты превращаются в предприятия, образовательные стартапы, теряя интеллектуальные, научные потенциалы.

Смена профессиональных стандартов приводит к изменению образовательных стандартов, это требует пересмотра учебных планов и программ, нестабильность, неустойчивость и коммерциализация образования говорит о несистемном характере обучения в высшей школе [6].

В подобной ситуации оказались все вузы России, значимость образования утрачивает воспитательную, традиционную образовательную функцию, ограничиваясь лишь трансляцией знаний, причём часто с отсутствием прямого общения с преподавателем.

В современных социально-экономических условиях, связанных с внедрением инновационных нанотехнологий, робототехники в промышленности, в медицине, в быту значимость гуманитарных знаний возрастает, таких как право, авторское право, право социального обеспечения, этика, инженерная этика. Духовно-нравственный, ценностный кризис, который наблюдается в обществе, семье, в системе образования требует, в том числе от вузов, не сокращения, а увеличения

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2021

часов в образовательных программах на изучение гуманитарных, правовых дисциплин [7].

На наш взгляд, у любого образования всегда есть сильные и слабые стороны. Так и у традиционной системы были как положительные стороны, так и перегибы. Анализируя новые технологии и их внедрение в систему образования: онлайн-лек-ции, вебинары, которые выступают неотъемлемой частью дистанционного обучения в период пандемии, имеют ряд преимуществ. Среди которых можно выделить доступность обучения, самообразования. Студент, как и преподаватель находятся удалённо друг от друга, получают возможность слушать лекции, проходить обучение. Для того чтобы доступность стала не виртуальной, нужен стабильный интернет и оборудование -смартфон, ноутбук. Практика показывает, что не у всех студентов есть доступ к стабильному интернету. Лекции приходится слушать с заиканием, слова, а иногда целые фразы не доходят до слушателя, теряется смысл лекции. Учитывая эти недостатки есть возможность слушать не онлайн-лекции или вебинары, а видеозапись лекции. Что тоже не лишено недостатка. Студент слушает видеообъяснение материала, который ориентирован на однобокость восприятия, не учитывая личные особенности обучающегося.

Новые технологии в образовании делают обучение гибким, позволяющим студентам самостоятельно планировать время, выделенное на обучение, перерывы, многократность повторения материала. Обучение легко подстраивается под рабочий график работающих студентов.

Традиционные лекции, поточные лекции — это всегда большие аудитории и ограниченное количество слушателей. Дистанционное обучение и новые технологии дают возможность обучаться одновременно неограниченному количеству студентов. Возраст теперь не будет ограничивать студентов для поступления. Отсутствие временных затрат на дорогу в университет выступает положительным фактором в дистанционном обучении. Новые технологии в образовании подходят далеко не для каждой специальности и формы занятия. Так, практические, лабораторные занятия невозможно организовать онлайн.

Человек как биосоциальное существо нуждается в общении. В споре рождается истина. Дистанционное обучение лишает возможности общаться, делиться эмоциями, идеями. Отсутствие контроля, особенно, если обучение проходит по видеолекции, расхолаживает студента, большие объёмы домашней работы отталкивают студента и как результат низкий уровень знаний и умений.

Заключение

Формирование правовой культуры личности происходит в процессе правовой социализации,

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2021

начинающейся с усвоения норм социального поведения, общения и взаимодействия людей, социальных и нравственных запретов и требований. Впоследствии личности приходится решать конфликты, возникающие между правами и интересами отдельных людей. И здесь необходимо обладать высоким уровнем правосознания и правовой культуры.

Для успешного развития правосознания обучающихся необходима организация учебной деятельности, результатом которой станет развитие правового мышления, формирование правовых убеждений, умений, навыков, установок, мотивирующих правомерное поведение, освоение прав и обязанностей, умение применять на практике полученные правовые знания, оценивание с правовой позиции собственной деятельности и деятельности других лиц.

Нередко на практике приходится сталкиваться с негативным отношением молодежи к общепризнанным нормам и ценностям, в т.ч. к праву и закону. Поэтому именно в учебных заведениях преподаватели должны показать несостоятельность и недопустимость игнорирования права. В связи с этим возникает мысль о необходимости соблюдения преподавателем как профессиональной этики преподавателя, так и профессиональной этики юриста [2, с. 47].

При этом работу по правовому воспитанию следует соотносить с возрастом обучающихся, а также формировать их восприятие правовой информации как полезной, которая пригодится в жизни и поможет реализовать свои идеи, мысли, представления [7, с. 18].

Новые технологии в образовательном процессе на практике не позволяют в полном объеме сформировать у студентов правосознание и правовую культуру.

Таким образом, показателем результативности правового образования является процесс формирования высокого уровня правосознания и правовой культуры обучающихся, путем получения правовых знаний, постепенно становящихся личными потребностями, убеждениями, установками, направленными на соблюдение правовых предписаний.

Список литературы:

[1] Гаевская Е.Г. Педагогика как область цифровых гуманитарных наук // Коммуникология: электронный научный журнал. - 2019. - № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogika-kak-oblast-tsifrovyh-gumanitarnyh-nauk (дата обращения: 23.01.2022).

[2] Груздев М.В., Тарханова И.Ю. Становление «новой дидактики» педагогического образования в условиях глобального технологического обновления и цифровизации // Ярославский педагогический вестник. - 2019. - № 3. URL: https://

cyberleninka.ru/article/n/stanovlenie-novoy-didaktiki-pedagogicheskogo-obrazovaniya-v-usloviyah-globalnogo-tehnologicheskogo-obnovleniya-i-tsifrovizatsii (дата обращения: 23.01.2022).

[3] Груздев М.В., Тарханова И.Ю., Ходырев А.М., Репина А.В. Новая роль университета в развитии кадрового потенциала системы образования: трансфер образовательных технологий // Ярославский педагогический вестник. - 2020. - № 3 (114). URL: https://cyberleninka.m/artide/n/novaya-rol-universiteta-v-razvitii-kadrovogo-potentsiala-sistemy-obrazovaniya-transfer-obrazovatelnyh-tehnologiy (дата обращения: 23.01.2022).

[4] Данилкова М.П. Проблемы гуманитарного образования в условиях новых вызовов // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. - 2021. -№ 2 (31). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ problemy-gumanitarnogo-obrazovaniya-v-usloviyah-novyh-vyzovov (дата обращения: 23.01.2022).

[5] Дмитриев И.В., Субботина О.В., Веснина А.С. Новые технологии и средства обучения в дополнительном образовании как тренд современного образования // Ped.Rev. - 2021. - № 1 (35). URL: https://cyberleninka.m/article/n/novye-tehnologii-i-sredstva-obucheniya-v-dopolnitelnom-obrazovanii-kak-trend-sovremennogo-obrazovaniya (дата обращения: 23.01.2022).

[6] Петрова Н.П., Бондарева Г.А. Цифровиза-ция и цифровые технологии в образовании // МНКО. - 2019. - № 5 (78). URL: https://cyberleninka. ru/article/n/tsifrovizatsiya-i-tsifrovye-tehnologii-v-obrazovanii (дата обращения: 23.01.2022).

[7] Соломенко Л.Д. Формирование правовой культуры учащихся / Внимание «Опыт» // Практика административной работы в школе. — 2003. — № 3. — С. 54-58.

[8] Стрекалова Н.Б. Риски внедрения цифровых технологий в образование // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. - 2019. - № 2. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/riski-vnedreniya-tsifrovyh-tehnologiy-v-obrazovanie (дата обращения: 23.01.2022).

[9] Шкробова М.А. Граждановедение. 8 класс: методическое пособие. - М., 2000. — 192 с.

[10] Stepanenko R.F. Ainoutdinova I.N., Krotkova N.V. Distance and Online Learning Solutions in the Context of Modern Legal Educational Policy // CUESTIONES POLÍTICAS. Vol. 38. N° Especial (2da parte 2020): 239 - 250. DOI: https://doi.org/10.46398/ cuestpol.382e.18

Spisok literatury:

[1] Gaevskaya E.G. Pedagogika kak oblast' cifrovyh gumanitarnyh nauk // Kommunikologiya: ele-ktronnyj nauchnyj zhurnal. - 2019. - № 2. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/pedagogika-kak-oblast-tsi-frovyh-gumanitarnyh-nauk (data obrashcheniya: 23.01.2022).

[2] Gruzdev M.V., Tarhanova I.Yu. Stanovlenie Y'novoj didaktiki\" pedagogicheskogo obrazovaniya v usloviyah global'nogo tekhnologicheskogo obnov-leniya i cifrovizacii // Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik. - 2019. - № 3. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/stanovlenie-novoy-didaktiki-pedagogich-eskogo-obrazovaniya-v-usloviyah-globalnogo-tehno-logicheskogo-obnovleniya-i-tsifrovizatsii (data obrashcheniya: 23.01.2022).

[3] Gruzdev M.V., Tarhanova I.Yu., Hodyrev A.M., Repina A.V. Novaya rol' universiteta v razvitii kadrovogo potenciala sistemy obrazovaniya: transfer obrazovatel'nyh tekhnologij // Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik. - 2020. - № 3 (114). URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/novaya-rol-universite-ta-v-razvitii-kadrovogo-potentsiala-sistemy-obra-zovaniya-transfer-obrazovatelnyh-tehnologiy (data obrashcheniya: 23.01.2022).

[4] Danilkova M.P. Problemy gumanitarnogo obrazovaniya v usloviyah novyh vyzovov // Vestnik Omskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Gumanitarnye issledovaniya. - 2021. - № 2 (31). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proble-my-gumanitarnogo-obrazovaniya-v-uslovi-yah-novyh-vyzovov (data obrashcheniya: 23.01.2022).

[5] Dmitriev I.V., Subbotina O.V., Vesnina A.S. Novye tekhnologii i sredstva obucheniya v dopolni-tel'nom obrazovanii kak trend sovremennogo obrazovaniya // Ped.Rev. - 2021. - № 1 (35). URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/novye-tehnologii-i-sredst-va-obucheniya-v-dopolnitelnom-obrazova-nii-kak-trend-sovremennogo-obrazovaniya (data obrashcheniya: 23.01.2022).

[6] Petrova N.P., Bondareva G.A. Cifrovizaciya i cifrovye tekhnologii v obrazovanii // MNKO. - 2019. -№ 5 (78). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsi-frovizatsiya-i-tsifrovye-tehnologii-v-obrazovanii (data obrashcheniya: 23.01.2022).

[7] Solomenko L.D. Formirovanie pravovoj kul'tury uchashchihsya / Vnimanie «Opyt» // Praktika administrativnoj raboty v shkole. — 2003. — № 3. — S. 54-58.

[8] Strekalova N.B. Riski vnedreniya cifrovyh tekhnologij v obrazovanie // Vestnik Samarskogo universiteta. Istoriya, pedagogika, filologiya. - 2019. - № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/riski-vnedreniya-tsifrovyh-tehnologiy-v-obrazovanie (data obrashcheniya: 23.01.2022).[9] Shkrobova M.A. Grazhdanovedenie. 8 klass: metodicheskoe posobie. - M., 2000. — 192 s.

[10] Stepanenko R.F. Ainoutdinova I.N., Krotk-ova N.V. Distance and Online Learning Solutions in the Context of Modern Legal Educational Policy // CUESTIONES POLÍTICAS. Vol. 38. N° Especial (2da parte 2020): 239 - 250. DOI: https://doi.org/10.46398/ cuestpol.382e.18

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.