Научная статья на тему 'ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В ВУЗЕ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19: ПРОБЛЕМЫ И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ РЕШЕНИЯ'

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В ВУЗЕ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19: ПРОБЛЕМЫ И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ РЕШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
220
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
пандемия / дистанционное обучение / онлайн-среда / ИКтехнологии / материально-ресурсная обеспеченность / интернет-услуги / дистанционные образовательные технологии.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Наумова А.Г., Стародуб К.А., Стельма С.Г.

В статье анализируются вопросы организации и ведения дистанционного обучения в образовательных учреждениях в условиях пандемии COVID-19, формулируются теоретические выводы и предлагаются возможные пути по решению проблем дистанционного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Наумова А.Г., Стародуб К.А., Стельма С.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В ВУЗЕ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19: ПРОБЛЕМЫ И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ РЕШЕНИЯ»

DOI: 10.24412/2076-1503-2021 -9-202-207 НАУМОВА Алина Геннадьевна,

NIION: 2018-0076-9/21-179 кандидат исторических наук, доцент кафедры

MOSURED: 77/27-023-2021-09-378 социально-культурного сервиса и туризма

филиал Сочинского государственного университета в г. Анапе, УДК 37.°36.5 e-mail: alina3302@mail.ru

СТАРОДУБ Ксения Александровна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-культурного сервиса и туризма филиал Сочинского государственного университета в г. Анапе,

e-mail: starodub_ka@mail.ru

СТЕЛЬМА София Григорьевна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры управления, экономики и социально-гуманитарных дисциплин филиал Сочинского государственного университета в г. Анапе,

e-mail: SofiaSt@mail.ru

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В ВУЗЕ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19: ПРОБЛЕМЫ И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ РЕШЕНИЯ

Аннотация. В статье анализируются вопросы организации и ведения дистанционного обучения в образовательных учреждениях в условиях пандемии COVID-19, формулируются теоретические выводы и предлагаются возможные пути по решению проблем дистанционного обучения.

Ключевые слова: пандемия, дистанционное обучение, онлайн-среда, ИК- технологии, материально-ресурсная обеспеченность, интернет-услуги, дистанционные образовательные технологии.

NAUMOVA Alina Gennadievna,

сandidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Department of Social and Cultural Service and Tourism branch of Sochi State University in Anapa

STARODUB Kseniya Aleksandrovna,

candidate of pedagogical sciences, Associate Professor of the Department of Social and Cultural Service and Tourism branch of Sochi State University in Anapa

STELMA Sofia Grigorievna,

сandidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Management, Economics and Social and Humanitarian Disciplines branch

of Sochi State University in Anapa

DISTANCE STUDY AT THE UNIVERSITY DURING THE PERIOD COVID-19 PANDEMIC: CHALLENGES AND POSSIBLE SOLUTIONS

Annotation. The article analyzes the issues of organizing and conducting distance learning in educational institutions in the context of the COVID-19 pandemic, formulates theoretical conclusions and suggests possible ways to solve the problems of distance learning.

Key words: pandemic; distance learning; online-environment; IR technologies; material and resource provision; internet services; distance educational technologies.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2021

При возникновении в стране пандемии по коронавирусу COVID-19, на основании указов Президента РФ [1; 2] губернатор Краснодарского края перевёл образовательные организации всех уровней Анапы на ведение образовательной деятельности удалённо.

В сложившейся ситуации, связанной с высоким риском заражения коронавирусом, единственно возможным и адекватным ответом филиалов вузов и колледжей города Анапы на внешний вызов был временный полный переход на дистанционное обучение.

И в этих условиях все возможные ресурсы образовательных организаций были использованы для реализации учебного процесса посредством Интернет. Важными требованиями к системе стали ее надежность, пропускная способность Интернет-каналов, простота создания и размещения контента, доступность сервисов и платформ для преподавателей и обучающихся.

В связи с этим все очные занятия, включая лекционные, практические и даже лабораторные при наличии виртуальных аналогов, были перенесены в онлайн-среду. Преподаватели были вынуждены организовывать учебный процесс посредством дистанционных технологий обучения на основе различных способов доставки электронного контента и доступных инструментов коммуникации обучающихся и преподавателей в электронной информационно-образовательной среде [3].

Следуя методическим рекомендациям Министерства науки и высшего образования РФ, все образовательные организации Анапы разработали приемлемые для их уровня развития 1Т-ин-фраструктуры с учетом доступных внешних ресурсов сценарии реализации дистанционного обучения и требования к форматам учебного процесса. Именно поэтому у каждого вуза и колледжа возник свой набор инструментов и сценариев для организации обучения в онлайн-среде. [4]

Наибольшую популярность имели LMS-плат-формы для размещения контента и проверки знаний студентов и обучающихся, вебинарные сервисы для онлайн-лекций и консультаций, социальные сети и мессенджеры для коммуникации обучающихся и преподавателей, и рассылки по электронной почте для доставки контента [5].

Поскольку среди ключевых условий успешной борьбы с коронавирусом выступает изоляция индивидов, традиционные формы контактного обучения становятся неприемлемыми, а это означает стремительный рост активности участников педагогического процесса в дистанционном взаимодействии. Казалось бы, при имеющемся формально-содержательном разнообразии и множе-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2021

ственности технических средств организация массового дистанционного образования не должна составить серьёзных проблем.

Однако проблемы имелись, и они были способны значительно снизить качество образовательного процесса и как следствие - негативно сказаться на его результате [6].

Для выявления и анализа ключевых проблем и рисков, возникших в связи с переходом на дистанционное обучение в период пандемии COVID-19, Сочинским государственным университетом (СГУ) совместно с Российским государственным социальным университетом (РГСУ) было проведено исследование.

Методологии дистанционного образования получили широкое распространение в последние десятилетия XX в., а сочетание потребности в непрерывном обучении и беспрецедентных технологических инновациях в области коммуникаций выдвинуло подходы к дистанционному образованию на передний план образовательной практики [7; 8].

В ходе исследования необходимо было выявить ключевые проблемы, с которыми столкнулись преподаватели и студенты СГУ и РГСУ при переходе на дистанционный режим работы, а также для оценки вынужденного перехода на дистанционное обучение, ответить на следующие вопросы:

1. Какие факторы (социальные, институциональные, административные) определили готовность вузов к переходу, отношение участников к изменениям и повлияли на эффективность этих изменений?

2. Достаточны ли внутренние и внешние ресурсы для осуществления такого перехода? В частности, достаточен ли уровень развития ^-инфраструктуры для технической поддержки изменений? Обладают ли сотрудники и преподаватели необходимыми компетенциями для осуществления поставленных задач?

3. Какие этапы процесса перехода вызвали наибольшее затруднение у участников? Какие организационные механизмы давали сбои?

4. Каковы результаты перехода на дистанционное обучение для студентов, преподавателей, вспомогательного персонала? В чем причина недостижения целей или негативной обратной связи от участников? Какие проблемы необходимо решить для улучшения результатов?

В условиях карантина для удобства проведения анкетирования была использована платформа google.com/forms. По предложенной ссылке студентам нужно было ответить анонимно на вопросы составленной анкеты, состоящей из 20 вопросов и выбрать ответ из предложенных

вариантов ответов. В анкетировании участвовало 150 студентов.

На вопрос «укажите, пожалуйста, какие типы устройств Вы используете для дистанционного обучения?» респонденты ответили следующим образом: большая часть студентов используют ноутбуки и мобильные телефоны и в меньшей степени компьютеры и планшеты.

На вопрос анкеты «удовлетворены ли Вы процессом обучения в дистанционном режиме?» 57.3% студентов ответили - «да», 35.6% - «скорее да, чем нет», и 7.1% ответили - «скорее нет, чем да».

Следующий вопрос анкеты «как Вы оцениваете работу преподавательского состава в рамках дистанционного обучения?» - 55.7% студентов «высоко» оценили работу профессорско-преподавательского состава, а 35.4% - ответили «хорошо», но хотелось бы больше дополнительных материалов по изучаемым темам, 6.2% -«удовлетворительно, полностью не осваиваю материал», и 2.7% - «плохо, темы не понимаю».

На вопрос «с какими техническими проблемами Вы столкнулись в процессе дистанционного обучения?» 43.1% - слабая скорость Интернета, 27.2% - необходимость доступа к Интернету, 18.1% - технические перебои в процессе воспроизведения материала, 1.16% - указали разные причины: недостаточное знание ПК; невозможность скачать на ПК лекцию или презентацию; технические перебои в процессе воспроизведения материала; плохая обратная связь.

Как показал опрос, сами преподаватели филиалов вузов с ученой степенью невысоко (3.9 балла из 5) оценили свой уровень владения дистанционными технологиями, а каждый 3-й из них ни разу за последние 2 года не использовал сервисы удаленной видеосвязи для участия в веби-нарах и видео-конференциях или проведения аналогичных мероприятий.

Результаты анкетирования и опросов студентов и преподавателей выявили проблемы в дистанционном обучении. К основным трудностям, с которыми столкнулись образовательные организации и студенты во время дистанционного обучения, были отнесены следующие:

Во-первых, острая проблема технической оснащённости дистанционно реализуемого учебного процесса. Студенты, не имеющие доступа к компьютерам и другим цифровым ресурсам, не могут учиться так же много, как и те, кто его имеет. Другим необходимым условием для дистанционного обучения являлся доступ к сети Интернет.

Большинство участников образовательного процесса имели смартфоны, но далеко не все имели компьютеры. Добавив к этому существующие в большинстве популярных тарифах для

частных лиц ограничения по объёму интернет-трафика и производительности интернет-канала, можно понять, что в домашних условиях дистанционное обучение столкнулось с чисто техническими трудностями.

Во-вторых, проблема владения ИК-техноло-гиями. Если раньше педагоги и обучающиеся могли использовать их от случая к случаю как дополнительные средства, без которых можно было обойтись, то в условиях массового перехода на дистанционное обучение эти средства стали основными. Пользовательские навыки не сформировались сами собой, для этого потребовалось время и внутренняя готовность осваивать новые технологии.

У многих преподавателей не было необходимых технических и педагогических навыков для интегрирования цифровых технологий в процесс обучения. Потребовалось ускоренное обучение преподавателей и студентов эффективному использованию электронной информационной образовательной среды вуза, работе с системой MOODLE, использованию других онлайн-плат-форм для обучения.

В-третьих, проблема организации преподавательского и учебного труда в условиях, когда происходит смешение «рабочего» и «домашнего» режимов жизнедеятельности. При дистанционном онлайн-уроке учителю трудней проконтролировать фактическое присутствие студентов, чем при контактном обучении, удостовериться, что студент выполнил задание самостоятельно.

В-четвёртых, это проблема материально-ресурсной обеспеченности, ограниченности ресурсов, причём именно в техническом плане. Сбои в программном обеспечении, «зависание» и ошибки в работе сайтов, постоянные проблемы с доступностью - практически все образовательные веб-ресурсы весной 2020 г. оказались не готовы к массовому посещению пользователей. Это привело тому, что ряд полезных, содержательных и методически грамотно выстроенных образовательных онлайн-платформ оказался недоступным для использования.

Проблема материально-ресурсной обеспеченности усугубляется ещё и коммерциализацией образовательных интернет-услуг. Так, некоторые образовательные платформы, позиционирующие себя как бесплатные ресурсы для педагогов и обучающихся, в условиях лавинообразного роста востребованности средств дистанционного обучения стали активно продвигать именно платные услуги, проводя рекламные акции, предоставляя для свободного пользования лишь демоверсии своих продуктов. В результате потеря времени на освоение данных ресурсов зачастую не даёт позитивного результата и вызывает у педагогов, обуча-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2021

ющихся и их родителей разочарование в использовании новых технологий [9].

Нагрузка на преподавателей в условиях дистанционного образования существенно возросла. Им необходимо дополнительное время для подготовки занятий с использованием цифровых устройств, проведения текущего контроля знаний студентов, оценки посещаемости. Преподаватели вынуждены были тратить на учебный процесс время, которое они могли бы посвятить научным исследованиям и разработкам.

Онлайн-обучение приводит к появлению интернет-зависимости и утрате навыков письма. В рейтинге зависимостей интернет-зависимость стоит на 4-м месте, зависимость от мобильных гаджетов - на 5-м месте. Утрата навыков письма приводит к проблемам восприятия больших текстов и формулирования мыслей, нарушает моторику и координацию [10].

Дистанционная форма обучения ослабляет критическое и творческое мышление студентов. Бурные дебаты, полемика, мозговые штурмы, дискуссии невозможны без коллективизации студентов.

Трудности, связанные с дистанционным обучением, возникают у тех обучающихся, кто не обладает достаточным уровнем внутренней мотивации и нуждается в постоянном внешнем контроле, который в условиях удаленного обучения ослаблен. Впоследствии это может привести к существенному отставанию от учебной программы уязвимых групп обучающихся.

Итак, проблемы организации учебного процесса в условиях коронавирусной пандемии в СГУ И РГСУ объективно существуют. Большая часть этих проблем стала прямым следствием массовости дистанционного обучения, вводимого как вынужденная и в целом неожиданная мера [11; 12].

Решение этих проблем сегодня актуально, как никогда ранее, поскольку под угрозу поставлены результаты образования за длительный период времени. Полученный опыт дистанционного обучения в условиях пандемии COVID-19 в СГУ и РГСУ даёт основание к определению основных направлений возможного решения проблем:

1. Систему дистанционного обучения необходимо перестраивать «на ходу». В ходе перестройки следует разрабатывать методики организации занятий с использованием цифровых устройств реализации дисциплин, а также онлайн-учебники. Все учебные материалы в полной мере адаптировать под онлайн-формат.

2. Учебный процесс взаимодействия преподавателей и студентов следует проводить в соответствии с календарно-тематическим планом в форме чат-занятия с использованием программ

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2021

ZOOM, Microsoft Teams, Microsoft Outlook, Webex meet, WhatsApp, Skype, и других общедоступных средств связи.

3. Преподаватели должны иметь опыт использования инструментов онлайн-обучения и сервисов поддержки обучающихся. Практика показала, что на разработку онлайн-курса уходит в среднем 6-9 месяцев, а навыки работы преподавателя на онлайн-платформе формируются в течение первых двух запусков курса.

4. Онлайн-обучение невозможно без IT-ин-фраструктуры, которая требует значительных инвестиций, включая платформу онлайн-обуче-ния свою или внешнюю, с которой заключен договор, а также качественные онлайн-курсы, обеспечивающие эффективное обучение и поддержку обучающихся в онлайн-среде.

5. Оценка эффективности онлайн-обучения или использования дистанционных образовательных технологий может осуществляться через призму этих целевых показателей, но такая оценка уместна в условиях планомерного перехода на новые модели образовательного процесса.

В экстремальных условиях резкого переформатирования учебного процесса при ограниченности внутренних и внешних ресурсов на передний план выходят совсем другие критерии оценки. Их можно разбить на 4 области: оценка контекста (предпосылок) изменений, оценка целесообразности и экономической эффективности изменений, оценка процессов осуществления изменений и результатов (продуктов), прямых и побочных.

Таким образом, в процессе исследования дистанционного обучения [13] в вузе в период пандемии COVID-19 было установлено, что из множества проблем выделяются такие, как: рост образовательного неравенства, зависимость качества образования не только от возможностей образовательных учреждений, но и от компетенций и технических возможностей студентов и преподавателей; повышенная нагрузка как на студентов, так и на преподавателей; возможное снижение качества из-за распространения онлайн-обра-зования; рост стоимости обучения.

Действия филиалов СГУ и РГСУ по преодолению возникших угроз в период пандемии, такие как пересмотр норм времени для расчета учебной нагрузки, предоставление во временное пользование ноутбуков, веб-камер, организация безлимитного доступа к крупнейшим электронным платформам для онлайн-обучения, проведение мероприятий для административного и педагогического состава по вопросам удаленной работы, разработка временных локальных актов, организация работы - показали возможную эффективность перевода части обучения в цифровой фор-

мат, что позволяет в дальнейшем сделать обучение более гибким, персонализированным и эффективным.

При дистанционном обучении оказалось важным не только наличие компьютерной техники и высокоскоростного Интернета, но и умение преподавателей и студентов применять цифровые инструменты, информационные источники и сервисы в учебном процессе.

Преподавателям же не хватило навыков работы в цифровой среде, времени на освоение новых инструментов и перестройку образовательного процесса. Обучение преподавателей в столь сжатые сроки не представлялось возможным и свелось к инструктивным внутренним совещаниям, коротким вебинарам от экспертного сообщества, рекомендациям и инструкциям по работе с различными сервисами и платформами, размещенными на сайтах организаций.

Дистанционное образование полностью не заменит классическое очное. Электронный контент, созданный для решения сиюминутных проблем, следует отличать от полноценных онлайн-курсов, предполагающих создание гибкой интерактивной онлайн-среды для контролируемого освоения знаний и навыков обучающимися.

Список литературы:

[1] Указ Президента Российской Федерации от 25 марта 2020 г. № 206 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней».

[2] Указ Президента Российской Федерации от 11 мая 2020 г. № 316 «Об определении порядка продления действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».

[3] Гафуров И.Р., Ибрагимов Г.И., Калимул-лин А.М., Алишев Т.Б. Трансформация обучения в высшей школе во время пандемии: болевые точки // Высшее образование в России. - 2020. - № 10. -С. 101 - 112.

[4] Лутфуллаев Г.У., Лутфуллаев У.Л., Коби-лова Ш.Ш., Неъматов У.С. Опыт дистанционного обучения в условиях пандемии COVID-19 [Электронный ресурс] // Проблемы педагогики. - 2020. -№ 4 (49). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/ artide/n/opyt-distantsionnogoobucheniya-v-usloviyah-pandemii-covid-19 (дата обращения: 07.09.2021).

[5] Альтбах Ф. Дж., Ханс де Вит. Информационные технологии в контексте COVID-19: поворотный момент? // Международное высшее образование. - 2020. - № 103. - С. 6 - 8. - М.: НИУ ВШЭ.

[6] Дистанционное образование в условиях карантина // https://home-school.interneturok.ru/ about/quarantine_offer (дата обращения: 07.09.2020).

[7] Aндреев A.A. Дистанционноe обучениe и дистанционные образовательные технологии // Открытое образование. - 2013. - № 5 (100). - С. 40 - 46.

[8] Малиатаки В.В., Киричек КА, Вендина A.A. Дистанционные образовательные технологии как современное средство реализации активных и интерактивных методов обучения при организации самостоятельной работы студентов // Открытое образование. - 2020. - С. 24(3). - С. 56 - 66.

[9] Преподаватели российских вузов о развитии онлайн-среды в условиях пандемии [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://www.ranepa. ru/documents/2020_14-116_May.pdf. (дата обращения: 21.09.2021).

[10] Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273ФЗ (ред. от 08.06.2020) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2020) // Росс. газ. - 2012. 31 дек.

[11] Aлешковский ИА, Гаспаришвили A.T., Крухмалева О.В. и др. Студенты вузов России о дистанционном обучении: оценка и возможности // Высшее образование в России. - 2020. - № 10. - С. 76 - 91.

[12] Савицкая Н. После пандемии высшее образование уже не будет прежним [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ng-ru.turbopages. org/h/ng.ru/education/2020-03-25/8_7826_ education1.html (дата обращения: 21.09.2021).

[13] Stepanenko, R.F., Ainoutdinova, I.N., Krotkova, N.V. Distance and Online Learning Solutions in the Context of Modern Legal Educational Policy // CUESTIONES POLÍTICAS. Vol. 38. N° Especial (2da parte 2020): 239-250. DOI: https://doi. org/10.46398/cuestpol.382e.18

Spisok literatury:

[1] Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 25 marta 2020 g. № 206 «Ob ob"yavlenii v Rossijskoj Federacii nerabochih dnej».

[2] Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 11 maya 2020 g. № 316 «Ob opredelenii poryadka prodleniya dejstviya mer po obespecheniyu sanitar-no-epidemiologicheskogo blagopoluchiya naseleniya v sub"ektah Rossijskoj Federacii v svyazi s raspros-traneniem novoj koronavirusnoj infekcii (COVID-19)».

[3] Gafurov I.R., Ibragimov G.I., Kalimullin A.M., Alishev T.B. Transformaciya obucheniya v vysshej shkole vo vremya pandemii: bolevye tochki // Vyss-hee obrazovanie v Rossii. - 2020. - № 10. - S. 101 -112.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2021

[4] Lutfullaev G.U., Lutfullaev U.L., Kobilova Sh.Sh., Ne"matov U.S. Opyt distancionnogo obu-cheniya v usloviyah pandemii COVID-19 [Elektronnyj resurs] // Problemy pedagogiki. - 2020. - № 4 (49). Rezhim dostupa: https://cyberleninka.ru/article/n/ opyt-distantsionnogoobucheniya-v-usloviyah-pan-demii-covid-19 (data obrashcheniya: 07.09.2021).

[5] Al'tbah F. Dzh., Hans de Vit. Informacionnye tekhnologii v kontekste COVID-19: povorotnyj moment? // Mezhdunarodnoe vysshee obrazovanie. - 2020. - № 103. - S. 6 - 8. - M.: NIU VShE.

[6] Distancionnoe obrazovanie v usloviyah karantina // https://home-school.interneturok.ru/ about/quarantine_offer (data obrashcheniya: 07.09.2020).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[7] Andreev A.A. Distancionnoe obuchenie i dis-tancionnye obrazovatel'nye tekhnologii // Otkrytoe obrazovanie. - 2013. - № 5 (100). - S. 40 - 46.

[8] Maliataki V.V., Kirichek K.A., Vendina A.A. Distancionnye obrazovatel'nye tekhnologii kak sovre-mennoe sredstvo realizacii aktivnyh i interaktivnyh metodov obucheniya pri organizacii samostoyatel'noj raboty studentov // Otkrytoe obrazovanie. - 2020. - S. 24(3). - S. 56 - 66.

[9] Prepodavateli rossijskih vuzov o razvitii onlajn-sredy v usloviyah pandemii [Elektron. resurs]. Rezhim dostupa: https://www.ranepa.ru/docu-ments/2020_14-116_May.pdf. (data obrashcheniya: 21.09.2021).

[10] Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 g. № 273FZ (red. ot 08.06.2020) «Ob obrazovanii v Rossi-jskoj Federacii» (s izm. i dop., vstup. v silu s 01.07.2020) // Ross. gaz. - 2012. 31 dek.

[11] Aleshkovskij I.A., Gasparishvili A.T., Kruh-maleva O.V. i dr. Studenty vuzov Rossii o distancion-nom obuchenii: ocenka i vozmozhnosti // Vysshee obrazovanie v Rossii. - 2020. - № 10. - S. 76 - 91.

[12] Savickaya N. Posle pandemii vysshee obrazovanie uzhe ne budet prezhnim [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://ng-ru.turbopages. org/h/ng.ru/education/2020-03-25/8_7826_educa-tion1.html (data obrashcheniya: 21.09.2021).

[13] Stepanenko, R.F., Ainoutdinova, I.N., Krot-kova, N.V. Distance and Online Learning Solutions in the Context of Modern Legal Educational Policy // CUESTIONES POLÍTICAS. Vol. 38. N° Especial (2da parte 2020): 239-250. DOI: https://doi.org/10.46398/ cuestpol.382e.18

J

4

ЮРКОМПАНИ

www.law-books.ru

Юридическое издательство

«ЮРКОМПАНИ»

Издание учебников, учебных и методических пособий, монографий, научных статей.

Профессионально.

Б максимально короткие сроки.

Размещаем в РИНЦ, Е-1лЬгагу.

Г

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.