УДК/UDC 378.147:004 Т. А. Чекалина, В. И. Тимонина
T. Chekalina, V. Timonina
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ: ПРАКТИКИ ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
HIGHER EDUCATION DURING THE PANDEMIC: DISTANCE LEARNING PRACTICES
Введение. В статье рассматривается влияние пандемии на развитие дистанционного обучения и цифровых компетенций. Экстремальный переход на дис-тант, механизмы онлайн-взаимодействия обучающихся и преподавателей, новый учебный контент -все это было внедрено за короткий срок. Опыт использования различных цифровых технологий учитывался многими университетами для построения обновленной образовательной политики при сложившейся ситуации. Целью статьи является анализ деятельности организаций высшего образования в связи с произошедшими изменениями на международном, технологическом и институциональном уровнях.
Методология. Исследование проведено с использованием методов анализа научной литературы, отбора цифровых и традиционных технологий, соответствующих приоритетным направлениям развития системы образования, а также на основе изучения международного и российского опыта выявления в науке и практике эффективных технологий в системе высшего образования.
Результаты. В статье описаны образовательные практики и готовность зарубежных и российских университетов к онлайн-образованию, обозначены особенности использования цифровых технологий, выявлены стратегии внедрения цифровых технологий для программ высшего образования.
Заключение. Система высшего образования оперативно отреагировала на форс-мажорную ситуацию, изменила условия работы и внедрила меры и практики, которые нацелены на обеспечение эффективной работы сотрудников и процесса обучения студентов. Как показала практика, многие онлайн-программы высшего образования продемонстрировали высокий результат, предложив такой учебный контент, который позволил студентам заполнить определенные пробелы в профессиональных компетенциях или освоить дополнительные навыки для своей будущей карьеры.
Introduction. The article is devoted to the study of the impact of the pandemic on the development of distance learning and digital competencies. The extreme transition to distance learning, the mechanisms of online interaction between students and teachers, new educational content -all this was implemented in a short time. The experience of using various digital technologies was taken into account by many universities to build an updated educational policy taking into account the current situation. Therefore, the purpose of the article is to analyze the activities of educational organizations of higher education in connection with the changes that have occurred at the international, technological and institutional levels.
Methodology. The study was conducted using methods of analyzing scientific literature, selecting digital and traditional technologies that correspond to the priority areas of development of the education system, as well as on the basis of studying international and Russian experience in identifying effective technologies in the higher education system in science and practice.
Results. The article describes educational practices and the readiness of foreign and Russian universities for online education, identifies the features of using digital technologies, and identifies strategies for implementing digital technologies for implementing higher education programs.
Conclusions. The authors note that in the higher education system, universities quickly responded to the force majeure situation, changed the working conditions and introduced measures and practices that are aimed at ensuring the effective work of employees and the process of teaching students. As practice has shown, many online higher education programs have demonstrated high results, offering such educational content that allowed students to fill certain gaps in professional competencies or master additional skills for their future careers.
Ключевые слова: высшее образование, цифровые технологии, онлайн-обучение, дистанционное обучение, пандемия.
Keywords: higher education, digital technologies, online learning, distance learning, pandemic.
Введение
Сферу образования смело можно назвать одной из тех, на которую пандемия оказала наибольшее влияние в глобальном масштабе. Более того, сфера высшего образования стала одной из немногих, подготовленных к переводу большинства своих процессов в онлайн. На сегодняшний день уже можно проанализировать, что, как и кем было сделано для того, чтобы мир высшего образования не стал кардинально иным и смог укрепиться в условиях глобального кризиса. В целом, на международном уровне в секторе высшего образования эпидемия повлияла:
1) на интернационализацию образования. Большинство вузов столкнулось с вопросами организации логистики и обеспечения образовательного процесса для иностранных студентов, вузы сосредоточились на поиске новых форм привлечения студентов к процессу обучения и т. д.;
2) научные исследования. Крупные международные организации и вузы стали проводить исследования о влиянии эпидемии на сектор высшего образования, организовывать экспертные дискуссии в режиме онлайн, пересматривать организацию научно-исследовательской работы, усиливать свое присутствие и искать новые формы взаимодействия в виртуальных исследовательских сетях;
3) законодательство. Страны вынуждены вносить поправки в законодательство в сфере образования, обосновывая переход вузов на онлайн-образова-ние и т. д.;
4) организацию обучения. При переходе вузов на онлайн-обучение большинство университетов усилили сотрудничество друг с другом и, самое главное, с образовательными платформами. Перешли на методическую поддержку по использованию цифровых инструментов в обучении, на бесплатный доступ актуальных учебных курсов. При этом на различных платформах создаются неформальные группы вузов, где обсуждаются актуальные практики внедрения онлайн-обучения. А также существенно возросло количество предложений по программам повышения квалификации различных категорий слушателей в режиме онлайн и т. д. [12].
Таким образом, целью статьи является анализ деятельности отечественных и зарубежных образовательных организаций высшего образования в связи с произошедшими изменениями на технологическом и институциональном уровнях, так как это является
необходимым для преодоления негативных последствий или проблем при организации дистанционного образования в будущем.
Методология
Для достижения заявленной цели использовался сравнительный метод отечественных и зарубежных практик по организации дистанционного обучения в период пандемии, анализ результатов проведенных исследований в данной области, а также анализ научной, педагогической литературы по вопросам использования онлайн- и цифровых технологий в отечественной системе высшего образования.
Результаты
Изучение практик по организации дистанционного обучения показало, что практически все университеты в период пандемии стали активно развивать онлайн-обучение с использованием образовательных платформ. Рассмотрим подробнее опыт организации дистанционного обучения зарубежных вузов в период пандемии.
Карлов Университет в Праге (Charles University in Prague) предоставил право студентам сдавать экзамены онлайн в соответствии с указом Министерства образования. На сайте университета размещены вебинары с презентацией различных программ обучения, есть отдельный раздел для помощи иностранным студентам, находящимся в сложной ситуации [4].
Таллинским университетом (Tallinn University) создана специальная страница для обсуждения организации образовательного процесса с помощью сервиса Skype. На сайте университета опубликована информация о результатах исследования, которое проводили специалисты Таллинского университета с целью изучения влияния пандемии на психологическое здоровье жителей страны [5].
Университет Батт (University of Bath) активно выкладывает на сайте университета информацию по апдей-там: график работы библиотеки, сроки переноса экзаменов, порядок работы для административного и академического персонала. Университет регулярно публикует методические рекомендации по организации и сопровождению образовательных онлайн-программ, внедрению новых технологий и процедур контроля качества, например при онлайн-аттестации по программам [6].
В Канадский виртуальный университет (Canadian Virtual University, CVU) входят вузы, программы которых соответствуют национальным стандартам, что дает потенциальным студентам уверенность в каче-
стве своего образования. В каждом университете есть отдел дистанционного и онлайн-обучения, Центр творческих инициатив в области обучения и модернизации ЭО (Centre for Creative Learning Initiatives, CCLI), который был создан для координации, оценки качества, управления и модернизации, а также Совет по обучению и технологиям (Teaching, Learning, and Technology Council). В этом смысле университет вкладывает значительные ресурсы в создание электронных библиотек и баз данных, исследовательских программ, связанных с улучшением образования с помощью современных технологий. Колледжам было рекомендовано изменить учебные планы и методы обучения для повышения качества обучения и вовлечения студентов в научную работу, использовать активные технологии обучения, интерактивные задания, работу в небольших группах, создание образовательных сообществ и др. [7].
В Молдове был внедрен ряд инициатив, касающихся компьютеризации образования государственного и частного секторов. Например, при поддержке Orange Moldova МОКИ запустило кампанию «Объединяя учителей». Moldtelecom35 и Moldcell36 в сотрудничестве с МОКИ предоставляли доступ к бесплатному интернету учителям в течение двух месяцев. Кроме того, сайты, разработанные под руководством примэрии Кишинева (www.educatieonline.md) и Ассоциации компаний ИКТ (https://invat.online), содержат описание положительных практик перевода образовательного контента в электронный формат для облегчения процесса дистанционного обучения [11; 13]. Платформа (https://studii.md), разработанная до пандемии в 2019 г. частной компанией Simpals при поддержке ООН и Ассоциации компаний ИКТ, позволяет не только решить вопрос организации дистанционного обучения, но также служит инструментом управления образовательным процессом в электронном формате. К июлю 2020 г. более 70 государственных школ, насчитывающих 77 000 пользователей, использовали платформу для обучения, оценивания, управления и отчетности [8].
Таким образом, зарубежные вузы направили свою основную деятельность на решение организационных вопросов при реализации дистанционного обучения, на поддержку преподавателей и обучающихся в период пандемии.
В России ведущие университеты во время пандемии выбрали стратегию активной мобилизации существующих цифровых образовательных ресурсов, например использование в образовательном про-
цессе массовых отрытых онлайн-курсов, размещенных на онлайн-платформах (например, Национальная платформа открытого образования (НПОО).
В целом наши университеты справились с возникшими трудностями, и в системе высшего образования были созданы условия, при которых большинству студентов была предоставлена возможность обучаться дистанционно. В то же время на фоне перехода на формат дистанционного обучения отчетливо обозначились важные отличия по цифровой инфраструктуре российских вузов: доступность и производительность систем хранения данных, каналов доступа в Интернет, сервисов и информационных систем, необходимых для эффективной организации учебного процесса в цифровой среде [1].
Как правило, университеты применяли два подхода к созданию цифровой инфраструктуры дистанционного образования:
- продвижение уникального набора технологических решений для организации дистанционного обучения на уровне вуза на базе собственной цифровой инфраструктуры и / или централизованной подписки на облачные сервисы. Как правило, это сопровождалось специальными тренингами, единой системой поддержки педагогов и обучающихся. Такой подход позволил обеспечить экономию средств и создать единое пространство для обмена опытом. Оказалось, что это не совсем удобно для педагогов, которые уже имеют опыт активного использования цифровых сервисов, так как им пришлось подстраиваться под другие условия организации образовательного процесса;
- предоставление педагогам ряда цифровых инструментов для организации дистанционного обучения без централизованной координации, но с индивидуальной поддержкой. Такой подход стимулировал каждого преподавателя на поиск цифровых услуг, активную позицию в развитии новых цифровых навыков (рис. 1) [14].
Независимо от выбора того или иного подхода существуют ключевые проблемы мобилизации ресурсов вузов, направленных на развитие цифровой инфраструктуры (рис. 2).
Для решения указанных проблем деятельность вузов в данный период была сосредоточена по следующим направлениям (рис. 3) [3].
Наряду с развитием инфраструктуры важным вопросом остается владение педагогами цифровыми инструментами для качественной организации дистанционного обучения. Заслуживают внимания результаты исследования по выявлению про-
40 35 30 25 20 15 10 5 0
37,05
Webinar.ru Zoom Skype Мираполис Youtube
Рис. 1. Облачные сервисы обучения, используемые вузами, %
Дефицит индивидуальных инструментов и оборудования, слабость интернета в «домашних кабинетах» преподавателей и студентов
Отсутствие лицензий и опыта использования средств видео-конференц-связи
Отсутствие инструментов совместной работы (в том числе и совместной учебной работы)
Рис. 2. Ключевые вызовы мобилизации ресурсов
Быстрое масштабирование и внедрение в учебный процесс информационных систем и сервисов (LMS-системы)
г > Наращивание производительности используемых облачных сервисов для массовой организации обучения в дистанционной форме
Помощь преподавателям и сотрудникам (методическая, а иногда и ресурсная) в комплектовании индивидуальной технологической инфраструктуры
Рис. 3. Решения по развитию цифрового пространства
35
30
25
20
31,7
V
10
^^^И Уровень владения дистанционными технологиями на начало марта 2020 г. (до пандемии) I I Уровень владения дистанционными технологиями на 1 июня 2020 г. ......... Линейная (уровень владения дистанционными технологиями на 1 июня 2020 г.)
Рис. 4. Уровень владения дистанционными технологиями
7
□ Переход не вызвал трудностей
□ Возникли трудности с использованием сервиса вебинаров
□ Возникли трудности с использованием внешних сервисов для организации СРС и групповой работы студентов
■ Я не смог (смогла) перейти на дистанционное обучение
Рис. 5. Оценка готовности к переходу на дистанционное обучение, %
блем, с которыми сталкивался преподаватель в процессе применения цифровых технологий, инструментов и сервисов, проведенного Институтом онлайн-образования Финансового университета при Правительстве Российской Федерации и Международной ассоциации организаций финансово-экономического образования (МАОФЭО).
В ходе исследования [10] уровня владения дистанционными технологиями были получены результаты, показывающие, что до пандемии максимальный уровень был 5 баллов, а после перехода уровень вырос на 8 баллов (рис. 4).
Также авторы исследования затронули такой вопрос, как готовность педагогов к переходу на дистанционное обучение. Результаты оказались оптимистичными: для большинства переход на онлайн не вызвал никаких трудностей, остальные либо столкнулись со сложностями при использовании внешних сервисов для организации самостоятельной и групповой работы, либо им вовсе не удалось перейти на дистанционное обучение (рис. 5).
Перечень цифровых инструментов, используемых преподавателями, объясняется тем, что в процессе перехода на дистанционное обучение были выбраны
Рис. 6. Цифровые сервисы, активно применяемые педагогами
более эффективные, простые в использовании и учитывающие специфику дисциплин (рис. 6).
Заключение
Рассмотренные отечественные и зарубежные практики показали, что меняется место образования в повседневной жизни человека. Система образования находится на новой траектории развития, которая будет совершенствоваться даже после завершения пандемии, так как, несмотря на все трудности, данная ситуация способствовала применению новейших технологий в образовательном процессе.
Содержательная трансформация образовательного процесса касается внедрения многоуровневого онлайн-обучения, которое обеспечивает гибкость и финансовую доступность образования. Это, в свою очередь, позволяет обучающимся познакомиться заранее с предметной областью, с будущей профессией или специальностью, прежде чем поступать в высшее учебное заведение. Отечественные и зарубежные университеты уже убедились, что онлайн-программы высшего образования дают хороший результат. Лучшие программы международных вузов, такие как программа магистра делового администрирования Университета Маккуори, программа iMBA Иллинойского университета (Урбана-Шампейн), онлайн-MBA бизнес-школы Kelley, а также дистанционные программы Финуниверситета, ВШЭ, ТГУ уже предусматривают онлайн-обучение, более доступное для всех специалистов. Эти программы предлагают обучение как по формированию профессиональ-
ных компетенций, так и по межпредметным навыкам, которые позволяют студентам заполнить определенные пробелы в компетенциях или добавить определенные навыки для своей будущей карьеры.
Технологическая трансформация организации образовательного процесса, например оптимизация учебного контента под мобильные устройства, позволяет обучающимся получать знания, где бы они ни находились. Это помогает молодому человеку адаптироваться к новой учебной среде или возобновить обучение после длительного перерыва.
Следующий этап трансформации высшего образования будет связан с использованием адаптивного обучения на базе искусственного интеллекта для пер-сонализации образования и повышения его качества.
Литература
1. Уроки «стресс-теста» вузы в условиях пандемии и после нее [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/ lesson_stress_test.pdf (дата обращения: 10.12.2020).
2. Шторм первых недель: как высшее образование шагнуло в реальность пандемии [Электронный ресурс]. URL: https://ioe. hse.ru/data/2020/05/26/1551527214/САОo/o206(36)_электрон-ный.pdf (дата обращения: 10.12.2020).
3. Как влияет сейчас и повлияет в перспективе перевод образовательного процесса в дистанционный режим на образовательные результаты [Электронный ресурс]. URL: https://firo. ranepa.ru/novosti/105-monitoring-obrazovaniya-na-karantine/803-tarasova-ekspertiza (дата обращения: 13.12.2020).
4. Charles University [Электронный ресурс]. URL: https://cuni.cz/ UK-1.html (дата обращения: 14.12.2020).
5. Tallinn University [Электронный ресурс]. URL: https://www.tlu. ee/en (дата обращения: 14.12.2020).
6. Courses University of Bath [Электронный ресурс]. URL: https:// www.bath.ac.uk/courses/ (дата обращения: 14.12.2020).
7. Canadian Virtual University [Электронный ресурс]. URL: http:// www.cvuuvc.ca/ (дата обращения: 14.12.2020).
8. Образование и COVID-19 в Республике Молдова [Электронный ресурс]. URL: https://www.unicef.org/moldova/media/4241/ file/Working%20Paper%20Education%20and%20COVID-19%20 in%20the%20Republic%20of%20Moldova_FINAL%20Russian%20 Version.pdf%20.pdf (дата обращения: 14.12.2020).
9. Динамика развития ситуации на рынке онлайн-обучения в период пандемии [Электронный ресурс]. URL: https://spbu.ru/ sites /default/files/online-obuchenie-dinamica.pdf (дата обращения: 15.12.2020).
10. Каменева Е. А., Можаева Г. В., Селиванова М. А. Цифровые образовательные технологии в условиях повышения международной конкурентоспособности университетов // Менеджмент и бизнес-администрирование. 2020. № 3. С. 123-136.
11. The difference between emergency remote teaching and online learning [Электронный ресурс] / C. Hodges, S. Moore, B. Lockee et al. URL: https://er.educause.edu/articles/2020/3/ the-differencebetween-emergency-remote-teaching-and-online-learning (дата обращения: 18.12.2020).
12. Gamification: A key determinant of massive open online course (MOOC) success [Электронный ресурс] / M. Aparicio, T. Oliveira, F. Bacao, M. Painho // Information Management. 2019. Vol. 56, Iss. 1. P. 39-54. URL: https://doi.org/10.1016/j.im.2018.06.003 (дата обращения: 18.12.2020).
13. Azzi-Huck K., Shmis T. Managing the impact of COVID-19 on education systems around the world: How countries are preparing, coping, and planning for recovery [Электронный ресурс]. URL: https://www. researchgate.net/publication/345397967_SWOT_Analysis_of_ Covid_19_on_Education (дата обращения 18.12.2020).
14. Leontyeva I. Modern Distance Learning Technologies in Higher Education: Introduction Problems [Электронный ресурс] // EURASIA Journal of Mathematics, Science and Technology Education. 2018. Vol. 14, Iss. 10. URL: https://doi.org/10.29333/ ejmste/92284 (дата обращения: 18.12.2020).
15. Reimers F. M., Schleicher A. A framework to guide an education response to the COVID-19 Pandemic of 2020 [Электронный ресурс]. URL: https://read.oecd-ilibrary.org/ view/?ref=126_126988-t63lxosohs&title=A-framework-toguide-an-education-response-to-the-Covid-19-Pandemic-of-2020 (дата обращения: 19.12.2020).
References
16. Uroki «stress-testa» vuzy v usloviyah pandemii i posle nee [Lessons of "stress test" higher education institutions under and after pandemic conditions]. Available athttp://fgosvo.ru/ uploadfiles/lesson_stress_test.pdf (accessed 10.12.2020). (In Russian).
17. Shtorm pervyh nedel': kak vysshee obrazovanie shagnulo v real'nost' pandemii [The Storm of the First Weeks: How Higher Education Stepped Into the Pandemic Reality]. Available at: https://ioe.hse.ru/data/2020/05/26/1551527214/CA0%20 6(36)_электронный.pdf (accessed 10.12.2020). (In Russian).
18. Kak vliyaet sejchas i povliyaet v perspektive perevod obrazovatel'nogo processa v distancionnyj rezhim na
obrazovatel'nye rezul'taty [How educational outcomes are and will be affected by the remote nature of education]. Available at: https://firo.ranepa.ru/novosti/105-monitoring-obrazovaniya-na-karantine/803-tarasova-ekspertiza (accessed 13.12.2020). (In Russian).
19. Charles University. Available at: https://cuni.cz/UK-1.html (accessed 14.12.2020). (In English).
20. Tallinn University. Available at: https://www.tlu.ee/en (accessed 14.12.2020). (In English).
21. Courses University of Bath. Available at: https://www.bath.ac.uk/ courses/ (accessed 14.12.2020). (In English).
22. Canadian Virtual University. Available at: http://www.cvuuvc.ca/ (accessed 14.12.2020). (In English).
23. Obrazovanie i COVID-19 v Respublike Moldova [Education and COVID-19 in the Republic of Moldova]. Available at: https://www. unicef.org/moldova/media/4241/file/Working%20Paper%20 Education%20and%20C0VID-19%20in%20the%20Republic%20 of%20Moldova_FINAL%20Russian%20Version.pdf%20.pdf (accessed 14.12.2020). (In Russian).
24. Dinamika razvitiya situacii na rynke onlajn-obucheniya v period pandemii [Developments in the online learning market during the pandemic]. Available at: https://spbu.ru/sites /default/ files/online-obuchenie-dinamica.pdf (accessed 15.12.2020). (In Russian).
25. Kameneva E. A., Mojaeva G. V., Selivanova M. A. Cifrovye obrazo-vatel'nye tekhnologii v usloviyah povysheniya mezhdunarodnoj konkurentosposobnosti universitetov [Digital educational technologies in the context of increasing the international competitiveness of universities]. Management and Business Administration, 2020, no. 3, pp. 123-136. (In Russian).
26. Hodges C., Moore S., Lockee B., Trust T., Bond A. The difference between emergency remote teaching and online learning. Available at: https://er.educause.edu/articles/2020Z3/the-differencebetween-emergency-remote-teaching-and-online-learning (accessed 18.12.2020). (In English).
27. Aparicio M., Oliveira T., Bacao F., Painho M. Gamification: A key determinant of massive open online course (MOOC) success. Information Management, 2019, vol. 56, iss. 1, pp. 39-54. Available at: https://doi.org/10.1016/j.im.2018.06.003 (accessed 18.12.2020). (In English).
28. Azzi-Huck K., Shmis T. Managing the impact of COVID-19 on education systems around the world: How countries are preparing, coping, and planning for recovery. Available at: https:// www.researchgate.net/publication/345397967_SWOT_Analysis_ of_Covid_19_on_Education (accessed 18.12.2020). (In English).
29. Leontyeva I. Modern Distance Learning Technologies in Higher Education: Introduction Problems. EURASIA Journal of Mathematics, Science and Technology Education, 2018, vol. 14, iss. 10. Available at: https://doi.org/10.29333 /ejmste/92284 (accessed 18.12.2020). (In English).
30. Reimers F. M., Schleicher A. A framework to guide an education response to the COVID-19 Pandemic of 2020. Available at: https://read.oecd-ilibrary.org/view/?ref=126_126988-t63lxosohs &title=A-framework-toguide-an-education-response-to-the-Covid-19-Pandemic-of-2020 (accessed 19.12.2020). (In English).