Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРОКУРАТУРЫ И УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ПРАВОЗАЩИТНОЙ СФЕРЕ'

ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРОКУРАТУРЫ И УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ПРАВОЗАЩИТНОЙ СФЕРЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
40
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ПРОКУРАТУРА / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / НАПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ромадиков Михаил Михайлович, Горяева Светлана Тагировна, Салдысов Мазан Алексеевич, Хантыева Цаган Вячеславовна, Ченкалеева Александра Александровна

Статья посвящена вопросам взаимодействия российской прокуратуры и Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в сфере защиты прав человека и гражданина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ромадиков Михаил Михайлович, Горяева Светлана Тагировна, Салдысов Мазан Алексеевич, Хантыева Цаган Вячеславовна, Ченкалеева Александра Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL SUPPORT OF INTERACTION BETWEEN THE PROSECUTOR'S OFFICE AND THE COMMISSIONER FOR HUMAN RIGHTS IN THE RUSSIAN FEDERATION IN THE HUMAN RIGHTS SPHERE

The article is devoted to the issues of interaction between the Russian prosecutor's office and the Ombudsman for human rights in the Russian Federation in the field of human and civil rights protection.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРОКУРАТУРЫ И УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ПРАВОЗАЩИТНОЙ СФЕРЕ»

Судебная деятельность; прокурорская деятельность; правозащитная и правоохранительная деятельность

DOI 10.47643/1815-1337_2021_9_236 УДК 347.962+342.7

ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРОКУРАТУРЫ И УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В ПРАВОЗАЩИТНОЙ СФЕРЕ LEGAL SUPPORT OF COOPERATION OF THE PROSECUTOR'S OFFICE AND THE COMMISSIONER FOR HUMAN RIGHTS IN THE RUSSIAN FEDERATION

IN THE FIELD OF HUMAN RIGHTS

РОМАДИКОВ Михаил Михайлович,

магистрант кафедры уголовного права и процесса

ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова». 358000, Республика Калмыкия, г. Элиста, ул. Пушкина, 11. E-mail: romadikova@mail.ru;

ГОРЯЕВА Светлана Тагировна,

студентка гуманитарного факультета, направление «История»

ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова».

358000, Республика Калмыкия, г. Элиста, ул. Пушкина, 11.

E-mail: gf_kalmgu@mail.ru;

САЛДЫСОВ Мазан Алексеевич,

студент факультета управления и права, направление «Юриспруденция» ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова». 358000, Республика Калмыкия, г. Элиста, ул. Пушкина, 11. E-mail: civil.pravo@mail.ru;

ХАНТЫЕВА Цаган Вячеславовна,

студентка факультета управления и права, направление «Государственное и муниципальное управление» ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова». 358000, Республика Калмыкия, г. Элиста, ул. Пушкина, 11. E-mail: gmu.kgu@yandex.ru;

ЧЕНКАЛЕЕВА Александра Александровна,

студентка факультета управления и права, направление «Государственное и муниципальное управление» ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова». 358000, Республика Калмыкия, г. Элиста, ул. Пушкина, 11. E-mail: gmu.kgu@yandex.ru;

БАМБЫШЕВ Сергей Васильевич,

магистрант кафедры уголовного права и процесса

ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова». 358000, Республика Калмыкия, г. Элиста, ул. Пушкина, 11. E-mail: upravo2014@yandex.ru;

ROMADIKOV Mikhail Mikhailovich,

Master's Student of the Department of Criminal Law and Procedure Kalmyk State University named after B.B. Gorodovikov. 358000, Republic of Kalmykia, Elista, Pushkin str., 11. E-mail: romadikova@mail.ru;

GORYAEVA Svetlana Tagirovna,

a student of the Faculty of Humanities, the direction of "History" Kalmyk State University named after B.B. Gorodovikov. 358000, Republic of Kalmykia, Elista, Pushkin str., 11. E-mail: gf_kalmgu@mail.ru ;

SALDYSOV Mazan Alekseevich,

student of the Faculty of Management and Law, direction "Jurisprudence" Kalmyk State University named after B.B. Gorodovikov. 358000, Republic of Kalmykia, Elista, Pushkin str., 11. E-mail: civil.pravo@mail.ru;

KHANTYEVA Tsagan Vyacheslavovna,

student of the Faculty of Management and Law, direction "State and Municipal Administration" Kalmyk State University named after B.B. Gorodovikov. 358000, Republic of Kalmykia, Elista, Pushkin str., 11. E-mail: gmu.kgu@yandex.ru ;

CHENKALEEVA Alexandra Aleksandrovna,

student of the Faculty of Management and Law, direction "State and Municipal Administration" Kalmyk State University named after B.B. Gorodovikov. 11 Pushkin str., Elista, Republic of Kalmykia, 358000. E-mail: gmu.kgu@yandex.ru;

BAMBYSHEV Sergey Vasilyevich,

Master's student of the Department of Criminal Law and Procedure Kalmyk State University named after B.B. Gorodovikov. 358000, Republic of Kalmykia, Elista, Pushkin str., 11. E-mail: upravo2014@yandex.ru

Краткая аннотация: Статья посвящена вопросам взаимодействия российской прокуратуры и Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в сфере защиты прав человека и гражданина.

Судебная деятельность; прокурорская деятельность; правозащитная и правоохранительная деятельность

Abstract: The article is devoted to the issues of interaction between the Russian prosecutor's office and the Ombudsman for human rights in the Russian Federation in the field of human and civil rights protection.

Ключевые слова: взаимодействие, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, прокуратура, права человека, направления взаимодействия.

Keywords: interaction, Commissioner for Human Rights in the Russian Federation, prosecutor's office, human rights, areas of interaction.

Дата направления статьи в редакцию: 01.07.2021

Дата публикации: 30.09.2021

При более детальном рассмотрении действующей законодательной базы России можно заметить, что взаимодействие между двумя анализируемыми в работе ведомствами в нашей стране имеет различные векторы и формы. Уделив внимание данным аспектам, обратим внимание на то, что оба государственных института предпринимают активные шаги для формирования единого, в большей степени унифицированного графика и плана работ. благодаря такому подходу к системному планированию удается в значительной степени повысить качество работы двух структур. Также, отметим, что в последние несколько лет значительно улучшилось качество работы внутри двух ведомств в вопросах предоставления информации, важной для работы и омбудсмена, и органов прокуратуры.

Отдельного внимания заслуживают комплексные мероприятия по проведению профильных проверок с целью оперативного выявления нарушений законодательства в вопросе несоблюдения гражданских свобод.

На сегодняшний день в России, относительно соблюдения конституционного законодательства, ведомства предпринимают активные усилия в разработке новой методологической базы, которая бы оптимизировала некоторые практически аспекты. В том числе заслуживает внимание и то, что обе государственные структуры активно принимают участие в профильных мероприятиях федерального и регионального значения. Что позволяет своевременно реагировать на общественные вызовы, преодолевать те проблемы и несовершенства нормативно-правовой базы в вопросе соблюдения гражданских свобод, которые в одиночку ведомствам довольно сложно преодолеть.

Уделить внимание необходимо не только внутреннему взаимодействию, но и внешнему. В частности, реализуется множество мероприятий, которые позволяют повысить осознанность, правовую культуру государственных чиновников и обычных граждан. Например, системные выступления профильных спикеров, методические материалы, дают возможность через каналы массовой коммуникации обратить внимание россиян на их права и свободы, акцентировать внимание на том, как себя вести в случае нарушения или несоблюдения гражданских прав. Стоит сказать о том, что представленные в средствах массовой информации данные по соблюдения гражданских свобод в нашей стране, рекомендации по соблюдению законодательства основаны исключительно на положениях действующей нормативно-правовой базы, а также соответствуют требованиям, которые изложены в первой части 24 статьи основного закона страны.

Ряд современных российских ученых, уделяя внимание анализируемой в научной работе теме акцентируют внимание на том, что несмотря на активные мероприятия, направленные на преодоление пробелов и проблем в законодательстве, по сей день остаются некоторые проблемы, которые требуют к себе более пристального внимания1.

Что же касается органов прокурорского надзора федерального и регионального значения, то сведения по профильной для этого ведомства теме, могут также дополнительно быть предоставлены омбудсмену по правам человека, в том случае, если данный государственный институт инициирует адекватный запрос органам прокурорского надзора.

Опираясь на нормы российского права, любые инициируемые омбудсменом запросы для органов прокуратуры, второе ведомство должно рассматривать не более двух недель с момента подачи такого заявления и его внутренней регистрации. Отдельное внимание обратим на то, что любые дубликаты документов, которые запрашивает в своем официальном обращении омбудсмен, могут быть предоставлены органами прокурорского надзора, только при наличии соответствующих дубликатов.

Актуальная информация по выявленным правонарушениям, предоставляется омбудсмену по правам человека, только при наличии достоверных сведений о наличии таких правонарушений, которые дополнительно и предварительно были задокументированы. Если проанализировать содержание пункта 3.8 специальной Инструкции о процедуре исполнения мероприятий по запросу и обращениям граждан страны, как и любые другие виды обращений, которые были инициированы гражданами страны или уполномоченным, такие сведения необходимо своевременно предоставить в уполномоченные и ответственные изучать данные государственные институты страны. После предварительного рассмотрения чиновниками, данные обращения направляются на ознакомление начальникам профильных подразделений на местах для исполнения поручений профильными специалистами данных государственных институтов2.

Что же касается действий омбудсмена по правам человека в нашей стране, то его доверенные лица, подчиненные специалисты, а также региональные представители данного государственного института уполномочены вести не только деятельность, которая прописана в нормативно-правовой базе страны в части компетенций ведомства, но и также проявлять активность в общественной, научной, образовательной

1 Конджакулян К.М. Предложения по усовершенствованию функциональных характеристик правительств Армении и России (Сравнительно-правовое исследование) // Право и образование. - 2015. - № 2.- С.99-104.; Конджакулян К.М. Акилян Н.М. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации и Защитник в Республике Армения в системе органов государственной власти // Закон и право. - № 12. - 2015. - С.42-44.; Конджакулян К.М. Некоторые вопросы взаимодействия правительства и парламента в Российской Федерации и Республике Армения // Государственная власть и местное самоуправление. - № 4. - 2016.- С.37-41.; Конджакулян К.М. Некоторые проблемы в системе государственного управления (Сравнительно-правовой анализ) // Закон и право. - № 11. - 2014. - С.143-144.

2 Мамитова Н.В. Правосознание современного российского общества: теоретико-правовой анализ // Развитие юридической науки в новых условиях: единство теории и практики/сборник тезисов по материалам международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию со дня основания Южного федерального университета. - Ростов-на-Дону: Издательство . 2016. - 478 с.; Мамитова Н.В. Арктическая зона Российской Федерации: проблемы развития и правового регулирования // СПб.: Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России. 2015. - С.17-20.; Мамитова Н.В. Правовые средства противодействия коррупции в Российской Федерации (статья). / Мамитова Н.В. ,Петренко А.В. // Юридическая мысль. Научно-практический журнал ВАКОВСКИМ. - 2015 - №5 (91). - С.111-116.

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2021. № 9(201)

деятельности, взаимодействовать с другими государственными ведомствами. Отдельного внимания заслуживает то, что омбудсмен по правам человека может принимать участие в коллегиальных совещаниях по своему профилю, проводимых органами прокурорского надзора, а также Генеральным прокурором страны.

Считаем необходимым заострить внимание на научно-образовательной деятельности уполномоченного по правам человека. Именно этот вектор работы уместно назвать на сегодняшний день, приоритетным для данного ведомства. Благодаря научным конференциям, семинарам, круглым столам, профильным совещаниям, а также внутренней научно-методической работе представляется возможным не только найти новые варианты преодоления проблем, которые возникают в российском обществе, ввиду не соблюдения конституционных прав и свобод граждан, но и предупредить их повторное возникновение в будущем.

Чем более активно ведется такая научная и исследовательская, а также методическая работа, тем больших успехов удается добиться не только непосредственно омбудсмену страны, а также региональным уполномоченным, представляется возможным поделиться опытом, наработками с органами прокурорского надзора, что дает возможность усилить влияние и авторитет отечественной нормативно-правовой базы в нашей стране, не только среди граждан, но и среди представителей органов региональной и центральной власти.

Подобная практика работы впервые была применена в нашей стране еще 14 лет назад. Именно в 2007 году научно-исследовательский институт при федеральном ведомстве прокурорского надзора внедрил методические материалы об основным аспектах коммуникации государственного института с уполномоченным по правам человека, где были затронуты наиболее острые проблемы, которые находятся на стыке права и общественных отношений. Вместе с тем, такая практика научной и практической деятельности не до конца прижилась в нашей стране. По результатам внутреннего социологического исследования, ранее удалось выяснить, что только 14% сотрудников органов прокурорского надзора имеют в своем владении методические материалы, которые раскрывают специфику профильного и межведомственного взаимодействия, в том числе и с уполномоченным по правам человека.

Имеющиеся на сегодняшний день несовершенства нормативно-правовой базы дают четкое понимание того, что требуется системный и комплексный подход со стороны двух государственных институтов, не только в разработке методических материалов, посвященных вопросам межведомственного взаимодействия, но требуют повышенного внимания проблемы, которые находятся в плоскости правильной и более исчерпывающей трактовке права, которое затрагивает аспекты соблюдения гражданских свобод.

Все изложенное выше может свидетельствовать о том, что двум государственным институтам необходимо большее количество усилий прилагать вышеперечисленным аспектам своей деятельности, ввиду того, что именно в их сферу компетенции входит не только защита гражданских свобод и интересов населения, но и повышение авторитета и влияния законодательства и легитимности государственной власти.

Библиогра фия:

1. Конджакулян К.М. Предложения по усовершенствованию функциональных характеристик правительств Армении и России (Сравнительно-правовое исследование) // Право и образование. - 2015. - № 2.- С.99-104.

2. Конджакулян К.М. Акилян Н.М. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации и Защитник в Республике Армения в системе органов государственной власти // Закон и право. - № 12. - 2015. - С.42-44. Конджакулян К.М. Некоторые вопросы взаимодействия правительства и парламента в Российской Федерации и Республике Армения // Государственная власть и местное самоуправление. - № 4. - 2016.- С.37-41. Конджакулян К.М. Некоторые проблемы в системе государственного управления (Сравнительно-правовой анализ) // Закон и право. - № 11. - 2014. - С.143-144.

3. Мамитова Н.В. Правосознание современного российского общества: теоретико-правовой анализ // Развитие юридической науки в новых условиях: единство теории и практики/сборник тезисов по материалам международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию со дня основания Южного федерального университета. - Ростов-на-Дону: Издательство . 2016. - 478 с.

4. Мамитова Н.В. Арктическая зона Российской Федерации: проблемы развития и правового регулирования // СПб.: Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России. 2015. - С.17-20.

5. Мамитова Н.В. Правовые средства противодействия коррупции в Российской Федерации (статья). / Мамитова Н.В. ,Петренко А.В. // Юридическая мысль. Научно-практический журнал ВАКОВСКИМ. - 2015 - №5 (91). - С.111-116.

References (transliterated):

1. Kondzhakulyan K.M. Predlozheniya po usovershenstvovaniyu funkcional'nyh harakteristik pravitel'stv Armenii i Rossii (Sravnitel'no-pravovoe issledovanie) // Pravo i obrazovanie. - 2015. - № 2.- S.99-104.

2. Kondzhakulyan K.M. Akilyan N.M. Upolnomochennyj po pravam cheloveka v Rossijskoj Federacii i Zashchitnik v Respublike Armeniya v sisteme organov gosudarstvennoj vlasti // Zakon i pravo. - № 12. - 2015. - S.42-44. Kondzhakulyan K.M. Nekotorye voprosy vzaimodejstviya pravitel'stva i parlamenta v Rossijskoj Federacii i Respublike Armeniya // Gosudarstvennaya vlast' i mestnoe samoupravlenie. - № 4. - 2016.- S.37-41. Kondzhakulyan K.M. Nekotorye problemy v sisteme gosudarstvennogo upravleniya (Sravnitel'no-pravovoj analiz) // Zakon i pravo. - № 11. - 2014. - S.143-144.

3. Mamitova N.V. Pravosoznanie sovremennogo rossijskogo obshchestva: teoretiko-pravovoj analiz // Razvitie yuridicheskoj nauki v novyh usloviyah: edinstvo teorii i praktiki/sbornik tezisov po materialam mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvyashchennoj 100-letiyu so dnya osnovaniya YUzhnogo federal'nogo universiteta. - Rostov-na-Donu: Izdatel'stvo . 2016. - 478 s.

4. Mamitova H.V. Arkticheskaya zona Rossijskoj Federacii: problemy razvitiya i pravovogo regulirovaniya // SPb.: Sankt-Peterburgskij universitet GPS MCHS Rossii. 2015. - S.17-20.

5. Mamitova N.V. Pravovye sredstva protivodejstviya korrupcii v Rossijskoj Federacii (stat'ya). / Mamitova N.V. ,Petrenko A.V. // YUridicheskaya mysl'. Nauchno-prakticheskij zhurnal VAKOVSKIM. - 2015 - №5 (91). - S.111-116.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.