Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ С ИНСТИТУТОМ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ С ИНСТИТУТОМ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
24
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ПРОКУРАТУРА / УСЛОВИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Антонов Виктор Викторович, Кокуева Валерия Зулаевна, Конеева Байрта Николаевна, Куршаев Курша Никитич, Молоткова Гиляна Саналовна

Статья посвящена взаимодействию российской прокуратуры и уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Антонов Виктор Викторович, Кокуева Валерия Зулаевна, Конеева Байрта Николаевна, Куршаев Курша Никитич, Молоткова Гиляна Саналовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL ISSUES OF INTERACTION OF PROSECUTOR'S OFFICES WITH THE INSTITUTE OF THE COMMISSIONER FOR HUMAN RIGHTS

The article is devoted to the interaction of the Russian prosecutor's office and the Ombudsman in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ С ИНСТИТУТОМ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА»

DOI 10.47643/1815-1337_2021_9_239 УДК 347.962+342.7

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ С ИНСТИТУТОМ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА THEORETICAL ISSUES OF INTERACTION OF THE PROSECUTOR'S OFFICE WITH THE INSTITUTION OF THE COMMISSIONER FOR HUMAN RIGHTS АНТОНОВ Виктор Викторович,

магистрант кафедры уголовного права и процесса

ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова». 358000, Республика Калмыкия, г. Элиста, ул. Пушкина, 11. E-mail: upravo2014@yandex.ru;

КОКУЕВА Валерия Зулаевна,

студентка факультета управления и права, направление «Государственное и муниципальное управление» ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова». 358000, Республика Калмыкия, г. Элиста, ул. Пушкина, 11. E-mail: gmu.kgu@yandex.ru;

КОНЕЕВА Байрта Николаевна,

магистрантка кафедры уголовного права и процесса

ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова». 358000, Республика Калмыкия, г. Элиста, ул. Пушкина, 11. E-mail: upravo2014@yandex.ru;

КУРШАЕВ Курша Никитич,

магистрант кафедры уголовного права и процесса

ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова». 358000, Республика Калмыкия, г. Элиста, ул. Пушкина, 11. E-mail: upravo2014@yandex.ru;

МОЛОТКОВА Гиляна Саналовна,

студентка факультета педагогического образования и биологии

ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова».

358000, Республика Калмыкия, г. Элиста, ул. Пушкина, 11.

E-mail: botanika@kalmsu.ru;

НУРОВА Джиргал Петровна,

студентка факультета управления и права, направление «Государственное и муниципальное управление» ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова». 358000, Республика Калмыкия, г. Элиста, ул. Пушкина, 11. E-mail: gmu.kgu@yandex.ru;

ШАВАРТАЕВ Илья Романович,

студентка Инженерно-технологического факультета, направление «Землеустройство и кадастры» ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова». 358000, Республика Калмыкия, г. Элиста, ул. Пушкина, 11. E-mail: poositf@kalmsu.ru;

ANTONOV Viktor Viktorovich,

Master's student of the Department of Criminal Law and Procedure Kalmyk State University named after B.B. Gorodovikov. 11 Pushkin str., Elista, Republic of Kalmykia, 358000. E-mail: upravo2014@yandex.ru;

KOKUEVA Valeria Zulayevna,

student of the Faculty of Management and Law, direction "State and Municipal Administration" Kalmyk State University named after B.B. Gorodovikov. 11 Pushkin str., Elista, Republic of Kalmykia, 358000. E-mail: gmu.kgu@yandex.ru;

KONEEVA Bayrta Nikolaevna,

graduate student of the Department of Criminal Law and Procedure Kalmyk State University named after B.B. Gorodovikov. 11 Pushkin str., Elista, Republic of Kalmykia, 358000. E-mail: upravo2014@yandex.ru;

KURSHAEV Kursha Nikitich,

Master's student of the Department of Criminal Law and Procedure Kalmyk State University named after B.B. Gorodovikov. 11 Pushkin str., Elista, Republic of Kalmykia, 358000. E-mail: upravo2014@yandex.ru ;

MOLOTKOVA Gilyana Sanalovna,

student of the Faculty of Pedagogical Education and Biology Kalmyk State University named after B.B. Gorodovikov. 11 Pushkin str., Elista, Republic of Kalmykia, 358000. E-mail: botanika@kalmsu.ru;

NUROVA Jirgal Petrovna,

student of the Faculty of Management and Law, direction "State and Municipal Administration" Kalmyk State University named after B.B. Gorodovikov. 11 Pushkin str., Elista, Republic of Kalmykia, 358000. E-mail: gmu.kgu@yandex.ru;

SHAVARTAEV Ilya Romanovich,

student of the Faculty of Engineering and Technology, direction "Land Management and Cadastres" Kalmyk State University named after B.B. Gorodovikov. 11 Pushkin str., Elista, Republic of Kalmykia, 358000. E-mail: poositf@kalmsu.ru

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2021. № 9(201)

Краткая аннотация: Статья посвящена взаимодействию российской прокуратуры и уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

Abstract: The article is devoted to the interaction of the Russian prosecutor's office and the Ombudsman in the Russian Federation.

Ключевые слова: взаимодействие, уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, прокуратура, условия взаимодействия, цели и задачи взаимодействия.

Keywords: interaction, the ombudsman in the Russian Federation, the prosecutor's office, conditions of interaction, goals and objectives of

interaction.

Дата направления статьи в редакцию: 09.06.2021 Дата публикации: 30.09.2021

Согласно положениям основного закона страны, любой ее гражданин, независимо от религиозных, политических и тендерных отличий для государства является наивысшей ценностью. Именно права и свободы каждого гражданина - это то нерушимое, что не может быть нарушено при любых на то обстоятельствах. Наиболее важной функцией российского государства является создание оптимальных условий для сохранения этих прав и свобод и разработки законных механизмов, для их защиты.

Внутренняя политика центральных органов власти базируется на принципах приоритета личности и гражданина, а постоянно внедряемые и реализуемые мероприятия, наглядно демонстрируют важность социальной политики в нашей стране. Все инициируемые властью инициативы не только не должны мешать развитию личности и гражданина, но и всячески поддерживать такие инициативы1.

Создание благоприятных условий для защиты прав и свобод граждан является приоритетным вектором деятельности абсолютно всех государственных институтов, которые реализуют свои функции в границах Российской Федерации2.

Приоритетными представителями работы, направленной на защиту интересов, прав и свобод граждан являются омбудсмен по правам человека в РФ, а также органы прокурорского надзора, которые осуществляют свои функции на территории нашей страны.

Уделяя внимание вопросу правового положения омбудсмена по правам человека в нашей стране, отметим, что его основные функциональные обязанности, обязательства, полномочия определены в профильной нормативно-правовой базе России.

Что же касается официально определенных полномочий омбудсмена по правам человека, то у этого института в нашей стране определены исчерпывающие полномочия, которые тем не менее, довольно часто проходят этап предварительного согласования с профильными, контролирующими его работы ведомствами. В частности, в данном случае, речь идет о взаимодействии с органами прокурорского контроля.

Что касается раскрытия термина «коммуникация» между заявленными ведомствами, то здесь в большей мере раскрывается истинная суть работы данных государственных институтов. Несмотря на определенную долю самостоятельности и независимости, взаимодействи е и контроль работы ведомства необходим, для предотвращения фактов превышения возложенных на данные институты полномочий. Такая

3

коммуникация, говоря о пространственных границах, практически не имеет предела и осуществляется на постоянной основе .

Максимально исчерпывающе коммуникация анализируется в научных трудах, которые анализируют аспекты причинно-следственных связей. Таким образом, при возникновении определенного явления, в рамках одного государства, один государственный институт, даже помимо своей воли, должен осуществлять взаимодействие с другим государственным институтом, который к тому же, наделен функциями контроля и

4

мониторинга, в том числе и по отношению к первому .

Взаимодействие не только исходный, но и конечный пункт познания5. Мы не можем пойти дальше познания этого взаимодействия

именно потому, что позади его нечего больше познавать6 .

Итак, взаимодействие в философском смысле есть категория, отражающая процессы воздействия различных объектов друг на друга,

их взаимообусловленность, изменение состояния, взаимопереход, а также порождение одним объектом другого. Взаимодействие представляет

собой вид непосредственного или опосредованного, внешнего или внутреннего отношения, связи 7.

Как можно понять из самой сути анализируемого термина, взаимодействие следует рассматривать в контексте постоянно

продолжающегося процесса, который и позволяет понять истинный смысл тех или иных действий. Если же обратиться к толковому словарю

Владимира Даля для лучшего понимания содержания слова «взаимодействие» автор толкового словаря предлагает для лучшего понимания

смысла указанного слова на две ключевые его части. Таким образом, упомянутый выше термин дает возможность понять, что кем-то

8

совершаются взаимные действия по отношению к друг другу .

Учитывая, что представленный выше термин представляет собой многогранное явление или процесс, очевидно, что любые действия, инициированные одной стороной, должны в равной мере дублироваться и второй стороной.

Обоюдная коммуникация или взаимодействие является не исключительно взаимным процессом, который раскрывает суть взаимосвязи и эволюции и работы представленных выше государственных институтов. Что касается отечественных анализируемых государственных ведомств, то такое взаимодействие касается в том числе ряда других, на первый взгляд, второстепенных процессов в стране.

1 Ст. 7 Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Собрании законодательства РФ. -2014. - № 31. - Ст. 4398.

2 Ст.45 Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Собрании законодательства РФ. -2014. - № 31. - Ст. 4398.

3 Большая советская энциклопедия. 3-е изд. / Глав. ред. А.М. Прохоров. Т.5. М: Сов. энциклопедия., 1971 - С.9.

4 Большая советская энциклопедия / Глав. ред. О.Ю. Шмидт. Т. 10. М. Советская энциклопедия:, 1928. - С.617.

5 Гете И.В. Избранные философские произведения. М.: Наука, 1964. - С.334.

6 Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т. 20. М.: Издательство политической литературы, 1981. -С.546.

7 Философский словарь / Под ред. В.И. Васильева. М.: Политизда, 1973. - С.81.

8 Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. Т. 1. М.: Цитадель,, 1998. - С.190.

Возвращаясь к раскрытию сути данного понятия отметим, что нормативно-правовая база России никак не затрагивает трактовку и раскрытие сути данного понятия. Вместе с тем, в нем подразумевается некоторая степень коллективной ответственности, в том числе и при преодолении тех проблем, которые находятся в регулировании ведомств. Именно потому, следует при анализе данного термина, опираться и на его смысловое значение.

Очевидно, что для лучшего анализа представленного понятия, необходимо использовать более конкретную и четкую терминологию. В нашем случае, уместно использовать альтернативный термин «координация», который предполагает возникновение некоторых упорядоченных взаимосвязей между данными институтами государственной власти1.

Отдельно стоит сказать, что предложенная и проанализированная выше коммуникация на практике возможна при соблюдении ряда очевидных факторов.

В приоритете уделить внимание тому, что коммуникация предполагает, как и диалог, участия двух субъектов взаимодействия. Очевидно, что при таком взаимодействии, одно ведомство должно выбирать вектор движения, а второе -подчиняться таким инициативам. Само явление взаимодействия не несет в себе никаких оценок, как положительных, так и отрицательных. Важно уделять внимание тому результату, который должен быть достигнут в результате реализации данного вида деятельности. Касательно анализируемых государственных институтов, изменения должны относиться к реализации на практике мероприятий по улучшению соблюдения гражданских прав и свобод.

Что же касается теоретических аспектов анализируемого явления, то имеет смысл говорить не только о результате, но и полученной теоретической и практической базе знаний, которая позволяет значительно оптимизировать процессы коммуникации2.

Постоянно совершаемая на практике коммуникация затрагивает большинство сфер, в которых компетентны и уполномочены органы прокурорского надзора. Однако, на практике не все сферы одинаково важны данным государственным институтам. Поскольку органы прокуратуры осуществляют еще коммуникацию с другими государственными институтами, в том числе это относится и к Министерству внутренних дел и других ведомств, включая омбудсмена по правам человека, помимо официальной, ведомственной коммуникации, имеет место быть личная коммуникация. К слову, при таком методе взаимодействия, на практике гораздо быстрее и эффективнее можно урегулировать некоторые спорные моменты, которые находятся в основной компетенции ведомства. На практике имеется множество примеров, когда в том числе и благодаря личной коммуникации, удавалось более быстро и эффективно преодолеть некоторые трудности, в значительной степени повысить производительность, минимизировать временные и ресурсные расходы, на пути к общим, предварительно намеченным целям и задачам.

Вместе с тем, помимо всего сказанного выше, следует брать во внимание целый спектр приоритетных требований, которые имеются у двух ведомств в вопросах обоюдной коммуникации.

Приоритетно, обратим внимание на то, что коммуникация обязана базироваться на принципах абсолютного соблюдения положений нормативно-правовой базы. Таким образом, реализуемые мероприятия должны отвечать букве закона, а также не вступать в противоречие с другими законами, подзаконными актами, нормативно-правовыми документами, которые относятся к регулированию деятельности различных ведомств.

Не стоит забывать и о том, что межведомственная коммуникация не должна дублировать работу двух государственных структур. Таким образом, взаимодействие должно разграничивать полномочия одной и другой государственной структуры. Целесообразность образования таких четких границ связана, в большей степени, с реализацией целей обеспечения непредвзятости и мотивированности реализуемых на практике обоюдных действий.

Подводя итог всему сказанному выше, целесообразно акцентировать внимание на том, что представленная выше коммуникация между органами прокурорского надзора и омбудсмена по правам человека предполагает реализацию предварительно согласованных, взаимовыполняемых мероприятий, которые имеют, как общие цели, так и задачи. Основной смысл таких мероприятий заключается в том, чтобы на практике обеспечить более исчерпывающее исполнение положений Конституции РФ в части соблюдения гражданских свобод. При этом, реализуемые на практике двумя ведомствами мероприятия должны реализовываться исключительно в рамках имеющихся полномочий.

Библиогра фия:

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Собрании законодательства РФ. -2014. - № 31. - Ст. 4398.

2. Большая советская энциклопедия. 3-е изд. / Глав. ред. А.М. Прохоров. Т.5. М: Сов. энциклопедия., 1971 - С.9.

3. Большая советская энциклопедия. 3-е изд. / Глав. ред. А.М. Прохоров. Т.9. - М.: Сов. энциклопедия, 1972. - С.153.

4. Большая советская энциклопедия / Глав. ред. О.Ю. Шмидт. Т. 10. М. Советская энциклопедия:, 1928. - С.617.

5. Гете И.В. Избранные философские произведения. М.: Наука, 1964. - С.334.

6. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. Т. 1. М.: Цитадель,, 1998. - С.190.

7. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т. 20. М.: Издательство политической литературы, 1981. -С.546.

8. Советский энциклопедический словарь / гл. ред. А. М. Прохоров. - 4-е изд., испр. и доп. - Москва : Советская энциклопедия, 1989.. - С.626.

9. Философский словарь / Под ред. В.И. Васильева. М.: Политизда, 1973. - С.81. References (transliterated):

1. Konstituciya Rossijskoj Federacii. Prinyata vsenarodnym golosovaniem 12 dekabrya 1993 g. // Sobranii zakonodatel'stva RF. -2014. - № 31. - St. 4398.

2. Bol'shaya sovetskaya enciklopediya. 3-e izd. / Glav. red. A.M. Prohorov. T.5. M: Sov. enciklopediya., 1971 - S.9.

3. Bol'shaya sovetskaya enciklopediya. 3-e izd. / Glav. red. A.M. Prohorov. T.9. - M.: Sov. enciklopediya, 1972. - S.153.

4. Bol'shaya sovetskaya enciklopediya / Glav. red. O.YU. SHmidt. T. 10. M. Sovetskaya enciklopediya:, 1928. - S.617.

5. Gete I.V. Izbrannye filosofskie proizvedeniya. M.: Nauka, 1964. - S.334.

6. Dal' V.I. Tolkovyj slovar' zhivogo velikorusskogo yazyka. V 4 t. T. 1. M.: Citadel',, 1998. - S.190.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Marks K., Engel's F. Sochineniya. 2-e izd. T. 20. M.: Izdatel'stvo politicheskoj literatury, 1981. -S.546.

8. Sovetskij enciklopedicheskij slovar' / gl. red. A. M. Prohorov. - 4-e izd., ispr. i dop. - Moskva : Sovetskaya enciklopediya, 1989.. - S.626.

9. Filosofskij slovar' / Pod red. V.I. Vasil'eva. M.: Politizda, 1973. - S.81.

1 Советский энциклопедический словарь / гл. ред. А. М. Прохоров. - 4-е изд., испр. и доп. - Москва : Советская энциклопедия, 1989.. - С.626.

2 Большая советская энциклопедия. 3-е изд. / Глав. ред. А.М. Прохоров. Т.9. - М.: Сов. энциклопедия, 1972. - С.153.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.