ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОВД С ОБЩЕСТВЕННЫМИ СОВЕТАМИ
Доценко Ю.В.
9.2. ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ С ОБЩЕСТВЕННЫМИ СОВЕТАМИ
Доценко Юлия Васильевна, соискатель. Место учебы: Академия управления МВД России.
Аннотация. Рассматриваются проблемы совершенствования правового обеспечения взаимодействия органов внутренних дел с общественными советами. Обосновывается идея о том, что должны быть нормативно закреплены: понятие взаимодействия, цели и задачи взаимодействия, принципы и формы взаимодействия.
Ключевые слова и словосочетания: органы внутренних дел, общественные советы, правовое обеспечение.
LEGAL SUPPORT FOR THE INTERACTION OF INTERNAL AFFAIRS WITH THE PUBLIC COUNCILS
Dotsenko Julia Vasilievna, competitor. Place of study: Management Academy of MIA Russia.
Annotation: The problems of improving the legal interoperability of internal affairs with the public councils. Substantiates the idea that there must be secured regulatory concepts: interaction, principles of cooperation, forms of interaction.
Keywords: interaction, community councils, legal support.
С принятием Федерального закона «О полиции»1 порядок создания общественных советов при МВД России, а также территориальных органах внутренних дел урегулирован специальным нормативным правовым актом - Указом Президента Российской Федерации.2
Нормативно установлено, что основными задачами общественного совета являются:
а) привлечение граждан, общественных объединений и организаций к реализации государственной политики в сфере охраны общественного порядка, профилактики правонарушений, обеспечения общественной безопасности, а также содействие реализации государственной политики в сфере противодействия преступности;
б) участие в разработке и рассмотрении концепций, программ, инициатив граждан, общественных объединений и организаций по наиболее актуальным вопросам деятельности органов внутренних дел;
в) участие в информировании граждан о деятельности органов внутренних дел, в том числе через средства массовой информации, и в публичном обсуждении вопросов, касающихся деятельности органов внутренних дел;
г) анализ мнения граждан о деятельности органов внутренних дел и доведение полученной в результате анализа обобщенной информации до руководителей соответствующих органов внутренних дел;
д) проведение общественной экспертизы проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам деятельности органов внутренних дел;
1 Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции».
2 Указ Президента Российской Федерации от 23 мая 2011 г. № 668 «Об общественных советах при Министерстве внутренних дел Российской Федерации и его территориальных органах».
е) осуществление общественного контроля за деятельностью органов внутренних дел.
Общественный совет для выполнения возложенных на него задач имеет право:
а) запрашивать и получать в установленном порядке от органов внутренних дел информацию об их деятельности, если это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве, о производстве по делам об административных правонарушениях, об оперативнорозыскной деятельности, о защите государственной и иной охраняемой законом тайны, а также не нарушает прав граждан, общественных объединений и организаций;
б) заслушивать в порядке, установленном Министром внутренних дел Российской Федерации, информацию должностных лиц Министерства внутренних дел Российской Федерации и его территориальных органов о деятельности органов внутренних дел по пресечению преступлений, охране общественного порядка, обеспечению общественной безопасности и профилактике правонарушений;
в) вносить руководителям органов внутренних дел Российской Федерации предложения по совершенствованию деятельности органов внутренних дел;
г) создавать по вопросам, отнесенным к компетенции общественного совета, комиссии и рабочие группы, в состав которых могут входить по согласованию с соответствующими руководителями органов внутренних дел сотрудники органов внутренних дел, а также государственные гражданские и муниципальные служащие, представители общественных объединений и организаций;
д) принимать в порядке, определяемом Министром внутренних дел Российской Федерации, участие в работе аттестационных комиссий органов внутренних дел и конкурсных комиссий по замещению вакантных должностей сотрудников органов внутренних дел;
е) оказывать содействие сотрудникам органов внутренних дел в защите их прав и законных интересов.
Подобная организация работы общественных советов уже позволяет не только четко определять первостепенные цели и задачи работы органов внутренних дел, но и помогать им в решении наиболее актуальных проблем, позволяет донести мнение, пожелание или просьбу каждого человека до органов управления, до тех руководителей, которые обязаны прислушиваться к мнению общественности и принять соответствующее решение.
Считаем, что необходимо нормативно закрепить, в первую очередь, понятие взаимодействия. Так, под взаимодействием между полицией с общественными советами при МВД России, МВД, ГУ МВД, У МВД по субъектам Российской Федерации понимается основанная на общности основополагающих целей, согласованная по месту и времени деятельность органов внутренних дел с общественными советами по обеспечению правопорядка и общественной безопасности путём наиболее рационального сочетания полномочий, форм, методов и средств такого взаимодействия.
Под организацией взаимодействия между полицией и общественными советами можно понимать деятельность, направленную на придание согласованности и упорядоченности взаимоотношениям между органами внутренних дел и общественными советами, выражающихся в выработке целей и задач, форм, методов, процедур, регламентов взаимодействия, а так-
6'2011
Пробелы в российском законодательстве
же ресурсного обеспечения такого рода взаимодействия.
Также следует закрепить принципы взаимодействия, к которым можно отнести: самостоятельность участвующих сторон; доверие друг к другу; добровольность и четкое разделение ролей; взаимная ответственность за выполнение всех принятых решений; открытость, т.е. представление друг другу широкой информации о решаемых проблемах и задачах; согласованность в совместной работе; информированность; консолидация усилий; согласованность действий и постоянный учет позиции другой стороны; использование результатов усилий каждой стороны для совместного решения проблем в правоохранительной сфере.
К формам взаимодействия можно отнести: оперативный обмен положительным опытом; подготовка аналитических обзоров, информационных писем, рекомендаций для органов внутренних дел; обобщение практики по отдельным направлениям правоохранительной деятельности; участие в совершенствовании государственной правоохранительной политики; координация усилий при выполнении программ по защите прав и свобод различных категорий граждан; сбор информации о фактах нарушения прав и свобод, различных форм дискриминации и насилия в отношении граждан; содействие органам внутренних дел в сборе статистических данных, проведении исследований по проблемам соблюдения прав человека; содействие повышению юридической грамотности населения; создание специализированных социальных служб (кризисные центры, многопрофильные центры, телефоны доверия); организация мониторинга проблем защиты прав и свобод граждан; совместная подготовка и внесение в установленном порядке предложений по совершенствованию федерального законодательства в сфере правопорядка и обеспечения социальноправовой защиты граждан; участие в разработке и экспертизе проектов законодательных и других актов с точки зрения обеспечения интересов и охраны прав граждан; сотрудничество при проведении мероприятий федерального, регионального и местного значения, ориентированных на поддержку правоохранительных инициатив и т.д.
Также следует нормативно закрепить следующий порядок подготовки и согласования информации органов внутренних дел по проблемам правоохранительной деятельности для передачи общественным советам:
1. Ответственность за подготовку информации по вопросам правоохранительной деятельности, ее качество, своевременность передачи возлагается на руководителей структурных подразделений органов внутренних дел.
2. Передача материалов и документов принципиального характера (планы, мероприятий, результаты, сроки, исполнители) согласовывается с руководителями МВД, ГУ МВД, У МВД по субъектам Российской Федерации.
3. Размещение материалов в средствах массовой информации (в том числе и в Интернете) о деятельности подразделений органов внутренних дел допускается по согласованию с первыми руководителями МВД, ГУ МВД, У МВД по субъектам Российской Федерации.
Список литературы:
Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции».
Указ Президента Российской Федерации от 23 мая 2011 г. № 668 «Об общественных советах при Министерстве внутренних дел Российской Федерации и его территориальных органах».
Literature list:
Federal Law of February 7, 2011 № 3-FZ "On the Police".
Presidential Decree of May 23, 2011 № 668 "On public councils under the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation and its territorial bodies."
Рецензия
на статью Ю.В. Доценко «Правовое обеспечение взаимодействия органов внутренних дел с общественными советами»
Статья Доценко Ю.В. посвящена актуальной проблеме, связанной с развитием взаимодействия органов внутренних дел с общественными формированиями. Одним из таких формирований стали общественные советы. Многие считали, что общественные советы превратятся в декоративные структуры. Однако пятилетний опыт их функционирования подтвердил эффективность данных образований. Об этом идет речь в статье Доценко Ю.В.
При этом статья посвящена достаточно узкой проблеме - совершенствованию правовых основ взаимодействия органов внутренних дел с общественными советами. Автор анализирует нормативную правовую базу, регламентирующую создание и функционирование общественных советов. Доценко Ю.В. отмечает положительный опыт нормативного правового регулирования. Однако он считает, что такое регулирование требует дальнейшего совершенствования.
Вполне справедливо Доценко Ю.В. отмечает необходимость нормативно закрепить, в первую очередь, понятия взаимодействие, организация взаимодействия.
Также можно согласиться с автором в том, что необходимо закрепить принципы взаимодействия, формы взаимодействия, а также порядок подготовки и согласования информации органов внутренних дел по проблемам правоохранительной деятельности для передачи общественным советам.
Изложение в статье логично, последовательно, аргументировано. Считаю возможным опубликовать статью Доценко Ю.В. «Правовое обеспечение взаимодействия органов внутренних дел с общественными советами» в открытой печати.
Доцент кафедры теории и социологии управления Академии управления МВД России, кандидат юридических наук, доцент Ефанов Ю.И.