Научная статья на тему 'Построение партнерской модели как условие эффективного взаимодействия в правоохранительной сфере'

Построение партнерской модели как условие эффективного взаимодействия в правоохранительной сфере Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
207
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / SOCIAL PARTNERSHIP / БОРЬБА С ПРЕСТУПНОСТЬЮ / FIGHT AGAINST CRIME / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ СФЕРА / LAW ENFORCEMENT / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / CIVIL SOCIETY / POLICE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лащенов Михаил Сергеевич

Рассмотрены проблемы взаимодействия институтов гражданского общества, становления системы социального партнерства в правоохранительной сфере, механизм объединения общества в противодействии преступности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Creation of partner model as a condition of effective interaction in the law-enforcement sphere

The article is devoted to problems of interaction between civil society institutions, the establishment of a system of social partnership in law enforcement, the mechanism of association society in combating crime.

Текст научной работы на тему «Построение партнерской модели как условие эффективного взаимодействия в правоохранительной сфере»

востребованности, ощущении себя созидателями новой России. Любовь к Родине — это забота об ее процветании, благополучии ее граждан как со стороны государства, так и со стороны самого народа.

Ф.А. Степун трактует понятие «национальная идея»: она связана, прежде всего, с «чувством общерусского отечества», что означает осознание себя россиянами вне зависимости от национальной принадлежности.

Таким образом, Ф.А. Степун оказался достаточно прозорливым, прогнозируя социаль-

но-экономическое и политическое развитие России.

1 Степун Ф.А. Сочинения. М.: РОССПЭН, 2000. С. 37.

2 Степун Ф.А. Чаемая Россия. СПб.: РХГИ, 1999. С. 230.

3 Там же. С. 229.

4 Там же.

5 Там же. С. 166.

6 Там же. С. 167.

7 Там же. С. 167—168.

8 Там же. С. 171.

9 Там же. С. 231.

10 Степун Ф. Новый град. 1934. № 8. С. 24.

11 Степун Ф.А. Чаемая Россия. СПб.: РХГИ, 1999. С. 237.

12 Там же. С. 243.

УДК 316.472 ББК 60.6

ПОСТРОЕНИЕ ПАРТНЕРСКОЙ МОДЕЛИ КАК УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ

МИХАИЛ СЕРГЕЕВИЧ ЛАЩЕНОВ,

адъюнкт кафедры теории и социологии управления органами внутренних дел Академии управления МВД России

Научная специальность 22.00.08 — социология управления Е-таИ: [email protected] Научный руководитель: Филимонов О.В., доктор социологических наук;

Рецензент: Передня Д.Г., кандидат социологических наук.

СЫшйоп-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассмотрены проблемы взаимодействия институтов гражданского общества, становления системы социального партнерства в правоохранительной сфере, механизм объединения общества в противодействии преступности.

Ключевые слова: социальное партнерство, борьба с преступностью, органы внутренних дел, правоохранительная сфера, гражданское общество.

Annotation. The article is devoted to problems of interaction between civil society institutions, the establishment of a system of social partnership in law enforcement, the mechanism of association society in combating crime.

Keywords: social partnership, fight against crime, police, law enforcement, civil society.

Современное российское общество переживает перемены, которые без исключений, затрагивают все стороны нашей жизни, все сферы жизнедеятельности граждан. В условиях построения правового демократического государства меняется общество, функции государства, меняются взгляды на понимание различных проблем общественной жизни. С принятием Федерального закона № 3-ФЗ

«О полиции»[1] переосмыслены базовые основы полицейской деятельности, изменившие взаимоотношения органов внутренних дел Российской Федерации и граждан с доминантной модели на партнерскую. Развитие партнерского взаимодействия с общественными формированиями в сфере обеспечения правопорядка и общественной безопасности рассматривается Министерством внутренних дел

Российской Федерации в качестве стратегической задачи, направляя процесс реформирования на развитие и повышение качества социального взаимодействия, создание новой системы безопасности, позволяющей эффективно противостоять преступности в современных условиях.

Начавшись еще в середине 90-х гг. прошлого века, период реформирования системы министерства внутренних дел Российской Федерации оказался непоследовательным и противоречивым. По своей сути, реформа органов внутренних дел была направлена на кардинальное повышение эффективности работы за счет правовой, организационно-управленческой, профессиональной и социальной составляющих. Последняя выражалась не только в обеспечении достойной социальной защиты сотрудников, но и в воссоздании и развитии системы социальных связей формирующегося в структуре органов внутренних дел института полиции с гражданским обществом и населением. Необходимость такого взаимодействия уже ни у кого не вызывала сомнений, однако механизмы построения социальной модели, обеспечивающей взаимосвязь государственных и общественных способов реагирования на правоохранительные проблемы, не имели однозначной позиции и сдерживали процесс реформирования.

Основной предпосылкой партнерства между полицией и обществом является объективная необходимость повышения уровня вовлеченности населения и структур гражданского общества в процесс обеспечения безопасности и общественного порядка на улицах, площадях, стадионах, в скверах, парках, на вокзалах и других общественных местах, а также решения проблемы преступности в местах проживания граждан, поскольку полиция, в условиях значительного сокращение численности личного состава органов внутренних дел и не снижающегося уровня преступности, проектив-но может не справиться с решением этой задачи собственными силами. В условиях возрастающей сложности и качества совершаемых преступлений органы внутренних дел вынуждены изыскивать резервы (ресурсы) для поддержания безопасной и комфортной социальной среды. Существенным подспорьем в деле борьбы с преступностью могли бы стать граждане, объединенные в различные об-

щественные формирования правоохранительной направленности. Однако, это должна быть не директивная организация различных общественных формирований для борьбы с правонарушениями, а система комплексного планирования социальной профилактики правонарушений, подразумевающая активную форму стимулирования и мотивации подобной деятельности. Механизмы такого социального партнерства должны формироваться и развиваться «в конкретном правовом поле, нормативно закрепляющем приоритет прав и свобод человека, демократические ценности, социальные ориентиры в управлении правоохранительными отношениями» [3]. Успешным примером законодательного регулирования социального партнерства в правоохранительной сфере является закон о профилактике наркомании в Санкт-Петербурге[4], регулирующий взаимодействие правоохранительных органов со средствами массовой информации и учреждениями социальной сферы, в том числе здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта, способствующий привлечению негосударственных, общественных организации и граждан к деятельности по профилактике наркомании. Особого внимания заслуживает комплексная программа по профилактике правонарушений в Республике Татарстан на 2011—2014 гг. [5], которая заложила основы системного, межведомственного подхода к консолидации всех государственных институтов, органов местного самоуправления, общественности, коммерческого сектора экономики, населения в целях снижения уровня преступности на территории республики. Одной из основных целей программы является вовлечение в деятельность по профилактике правонарушений и укреплению общественного порядка государственных органов, общественных формирований и населения. Системная и целенаправленная деятельность субъектов системы профилактики в рамках реализации этой программы способствовала позитивным изменениям в динамике и структуре преступности. В качестве положительных результатов необходимо отметить значительное снижение преступлений, совершенных в общественных местах, а также преступлений, совершаемых на улицах, площадях, в парках и скверах (-31,8%), уменьшение криминальной активности лиц, совершивших

преступления в состоянии алкогольного опьянения (-27,6 %), и несовершеннолетних (42,9%), сокращение количества ДТП (-6,5%), числа погибших и раненных (-3,4% и -8,6% соответственно).[6] В рамках реализации программы ведется активная работа по созданию добровольных народных дружин (ДНД) и организации их деятельности, развивается молодежное правоохранительное движение, привлекаются частные охранные предприятия, с руководителями которых заключаются соглашения о взаимодействии при проведении массовых, спортивных, культурно-зрелищных и иных мероприятий, а также с сотрудниками органов внутренних дел для совместного патрулирования улиц и общественных мест.

Аналогичные организационно правовые формы профилактики правонарушений существуют в большинстве регионов Российской Федерации, однако отсутствие законодательного акта, регулирующего вопросы организации системы профилактики правонарушений на федеральном уровне, не позволяет им достичь единообразия и системности правового закрепления основ профилактической деятельности, что свидетельствует об отсутствии комплексного подхода к организации эффективного противодействия криминальным процессам. Следует отметить, что некоторые позитивные шаги в этом направлении имеются уже сегодня. Например, принятие Федерального закона от 2 апреля 2014 г. № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка» [7], который регламентирует основы, принципы, формы участия, права и обязанности, границы ответственности граждан и их объединений в охране общественного порядка. Принятие в первом чтении проекта федерального закона № 421465-6 «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» (находится на рассмотрении в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации), который фактически определяет стратегию развития системы государственной профилактики правонарушений, объединяющей усилия государственных органов и гражданского общества в части предупреждения правонарушений. В целом законодательная инициатива по созданию системы комплексного планирования социальной профилактики правонарушений несомненно свидетельствует о становлении и развитии

&

социального партнерства в правоохранительной сфере.

Заинтересованность и проявление инициатив со стороны общественных объединений, наличие активной позиции по вопросам противодействия и предотвращения преступлений, возможны лишь при установлении доверительных отношений между обществом и полицией. Для этого полиции необходимо «лучше интегрироваться в общество и укрепить свою легитимность посредством осуществления деятельности на основе согласования своих действий и улучшения качества оказываемых услуг. Такое партнерство должно характеризоваться взаимной отзывчивостью и равными условиями для обоих партнеров» [8]. Рассматривая в качестве примера довольно частую смену ведомственных приказов по оценке деятельности ОВД, отражающих отношения законодателя к результатам изучения общественного мнения, представляется, что более важным, наряду с внесениями таких изменений в методическую часть приказов, является систематическая и непрерывная деятельность служб министерства по доведению информации о результатах такой оценки (как негативные, так и положительные выводы) до общественности. С одной стороны, этого требуют демократические принципы полицейской деятельности [9]; с другой стороны, в случае успешных усилий по решению проблем, результаты деятельности полиции будут активизировать общественность на участие в работе полиции, а также способствовать повышению доверия и укреплению партнерства между полицией и обществом. В качестве примера процесса укрепления партнерства можно отметить Указ президента РФ от 23 мая 2011 г. № 668 «Об общественных советах при Министерстве внутренних дел Российской Федерации и его территориальных органах» [10], превративший отчетность органов внутренних дел перед населением в форму социального контроля, упрочив взаимное воздействие ОВД и различных социальных групп.

Построение партнерской модели предполагает не только равные права сторон, наличие общих целей и согласование интересов, но и, что не менее важно, наличие обоюдной ответственности за совместно принимаемые управленческие решения, затрагивающие интересы общества в правоохранительной сфере, при реализации этих решений. Все

стороны — партнеры должны осознавать, что социальное партнерство предполагает профессионализм и высокую ответственность за качество и полноту взятых на себя обязательств. Только при наличии указанных условий и соблюдении всех изложенных принципов возможно сделать процесс социального партнерства эффективным и способствующим решению наибольших проблем в правоохранительной сфере.

Учитывая, что управление в правоохранительной сфере реализуется через систему сложных коммуникаций, связей, контактов, отношений между социальными субъектами (людьми, группами, бизнес-сообществами), поле их взаимного влияния как возможных партнеров заметно расширяется, усиливается совместная власть над обстоятельствами, четко определяются границы и уровни ответственности каждого, а процесс взаимодействия обеспечивает путь к стабильности и сотрудничеству. Как отметил О.В. Филимонов, «... основное количество личного состава органов внутренних дел сосредоточено в территориальных подразделениях внутренних дел, и именно там должны присутствовать социальные структуры.», которые, по нашему мнению, и должны выстраивать партнерские коммуникации [11].

В таких условиях главная функция органов внутренних дел сводится к эффективной работе по консолидации совокупного потенциала всех субъектов социального партнерства в борьбе с угрозами преступности. Становление системы социального партнерства полностью либо частично избавляет органы внутренних дел от выполнения функций, которые более успешно могут быть выполнены гражданами, их объединениями и организациями, а также способствует решению задач по укреплению духовно-нравственных ценностей и правовой культуры, созданию атмосферы непримиримости граждан к преступности. Система социального партнерства в правоохранительной сфере усиливает (за счет консолидации потенциала партнеров) возможности полноценного реагирования общества на любые вызовы и угрозы преступности, повышает потенциал правовой системы в целом.

Изложенное позволяет предложить свое определение социального партнерства в правоохранительной сфере, под которым следует понимать

систему форм, способов и механизмов согласования интересов специальных (ведомственных) и неспециальных социальных субъектов (партнеры по противодействию преступности), заинтересованных в минимизации правонарушений и обеспечении безопасности общества от угроз преступности, объединившихся с целью обеспечения совокупного влияния на изменения правоохранительной ситуации в обществе, в том числе и посредством принятия совместных управленческих решений, при обязательном соблюдении принципа солидарности ответственности при их реализации.

Внедрение социального партнерства в правоохранительной сфере предполагается через создание механизма партнерского взаимодействия, обеспечивающего конструктивную взаимосвязь государственных и общественных способов реагирования на правоохранительные проблемы, выявление наиболее благоприятных условий для его формирования, определение эффективных форм, методов и способов коммуникаций социальных субъектов в единой системе противодействия преступности, что позволит эффективно решать социальные проблемы в правоохранительной сфере.

Литература

1. Федеральный закон Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» [Текст] // Принят Государственной Думой 28 января 2011 г. Одобрен Советом Федерации 2 февраля 2011 г. // Российская газета. Федеральный выпуск 5401. Режим доступа: http://www.rg.ru/2011/02/07/poHce-dok.html.

2. Государственной программы РФ «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности» (утв. распоряжением Правительства РФ от 6 марта 2013 г. № 313-р), раздел 2 п. 2.1. [Текст] / Собрание законодательства Российской Федерации, 18 марта 2013 г. № 11. Ст. 1145. Режим доступа: http://www.rg.ru/pril/80/81/60/ 646Zplan.pdf.

3. Андреев Н.А., Коробов В.Б. Стратегическое мышление в управлении правоохранительной сферой. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. С. 156.

4. Закон Санкт-Петербурга от 7 сентября 2011 г. (ред. от 29.11.2013) «О профилактике не-

законного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании в Санкт-Петербурге» [Текст] // Режим доступа: http://www. Hcbb.ru/docs/reg/2.pdf.

5. Комплексная программа по профилактике правонарушений в республике Татарстан на 2011— 2014 гг. Утвержденная постановлением кабинета министров республики Татарстан от 10 ноября 2010 г. № 890. — Режим доступа: https://prav.tatar.ru/ rus/complan.htm?pub_id=117216.

6. В республике Татарстан принята комплексная программа по профилактике правонарушений на 2011—2014 гг. [Электронный ресурс.] Федеральный портал правительства республики Татарстан. — Режим доступа: https://edu.tatar.ru/upload/ images/files/комплексная%20программа%20по%20 профилактике%20рт%202011-2014^£

7. Федеральный закон Российской Федерации от 2 апреля 2014 г. № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка» [Текст] / Российская газета. 2014, 4 апреля.

8. Пауль Г. Выступление на встрече полицейских экспертов западноевропейского региона по работе с населением по месту жительства, Вена, 11—12 июня 2007 г. Голденберг. 2007. С. 2.

9. Федеральный закон Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции», ст. 8 [Текст] / Российская газета. 2011, 8 февраля.

10. Указ президента Российской Федерации от 23 мая 2011 г. № 668 «Об общественных советах при Министерстве внутренних дел Российской Федерации и его территориальных органах» [Текст] / Российская газета. 2011, 27 мая.

11. Филимонов О.В. Особенности управления социальной сферой органов внутренних дел МВД России / Труды Академии управления МВД России. 2010. № 2. С. 49.

References

1. The federal law of the Russian Federation of February 7, 2011 No. 3-FZ «About police» [Text]// Is adopted by the State Duma on January 28, 2011. It is approved by the Federation Council on February 2, 2011//the Russian newspaper. Federal release 5401. Access mode: http://www.rg.ru/2011/02/07/police-dok.html.

2. State program of the Russian Federation «Providing a public order and counteraction of crime» (утв. the order of the Government of the Russian Federation of March 6, 2013 N 313-p), section 2 of item 2.1. [Text] / Russian Federation Code, 18.03.2013. N 11. Art. 1145. Access mode: http://www.rg.ru/ pril/80/81/60/646/plan.pdf.

3. Andreyev N.A., Korobov V.B. Strategic thinking in management of the law-enforcement sphere. M.: UNITY-DANA, 2013. P. 156.

4. The law of St. Petersburg of September 7, 2011 (an edition of 29.11.2013) «About prevention of illegal consumption of drugs and psychotropic substances, drug addiction in St. Petersburg» [Text]//the access Mode: http://www.licbb.ru/docs/reg/2.pdf.

5. The comprehensive program on prevention of offenses in the Republic of Tatarstan for 2011— 2014. Approved as the resolution of the cabinet of the Republic of Tatarstan of November 10, 2010 No. 890. Access mode: https://prav.tatar.ru/rus/complan.htm? pub_id=117216.

6. In the Republic of Tatarstan the comprehensive program on prevention of offenses for 2011—2014 [An electronic resource is accepted.] Federal portal of the government of the Republic of Tatarstan.

7. The federal law of the Russian Federation of April 2, 2014 No. 44-FZ «About participation of citizens in protection of a public order» [Text] / the Russian newspaper of 4.04.2014 No. 6349.

8. Paul G. Performance at a meeting of police experts of the West European region on work with the population in a residence, Vienna, on June 11-12, 2007 Goldenberg. 2007. P. 2.

9. The federal law of the Russian Federation of February 7, 2011 No. 3-FZ «About police», Art. 8 [Text] / the Russian newspaper of 8.02.2011. No. 5401.

10. The decree of the president of the Russian Federation of 23.05.2011 No. 668 «About public councils at the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation and its territorial authorities» [Text] / the Russian newspaper of 27.05.2011. No. 5489.

11. Filimonov O. V. Features of management of the social sphere of law-enforcement bodies of the Ministry of Internal Affairs Russia / Works of Departments of MIA Academy of Russia. 2010. No. 2. P. 49.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.