ЛИТЕРАТУРА
1. Ильинич, В.И. Студенческий спорт и жизнь : учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / В.И. Ильинич. - М. : АО "Аспект Пресс", 1995. - 144 с.
2. Морозова, Л.В. Популяризация спортивного движения среди студенческой молодежи / Морозова Л.В., Морозов О.Г. // Материалы VIII Международной научной конференции "Педагогика: традиции и инновации". Челябинск, 20-23 января 2017 г. - Казань : Изд-во «Бук», 2017. - С. 8-11.
3. Рапопорт, Л. А. Практическое управление развитием студенческого спорта в университетах России : дис. ... д-ра пед. наук / Рапопорт Леонид Аронович. - Екатеринбург, 2001. - 365 с.
4. Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2008 г. N 71 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении)" // URL : http://base.garant.ru/192772/. - Дата обращения 17.07.1917.
REFERENCES
1. Ilyinich, V.I. (1995), Student's sport and life: grant for students of higher educational institutions, Aspect Press, Moscow
2. Morozova, L.V. and Morozov, O.G. (2017), "Promoting of the sports movement among student's youth", Materials VIII of the International scientific conference. 2017 "Pedagogics: traditions and innovations" Chelyabinsk, on January 20-23, 2017, publishing house Buk, Kazan.
3. Rapoport, L.A. (2001), Practical management of development of student's sport at the universities of Russia, dissertation, Yekaterinburg.
4. Resolution of the Government of the Russian Federation of February 14, 2008 N 71 "About the adoption of the Standard provision on educational institution of higher education (a higher educational institution)", available at: http://base.garant.ru/192772/.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 29.08.2017
УДК 796.015:34
ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ СПОРТИВНОГО
РЕЗЕРВА
Юрий Федорович Курамшин, доктор педагогических наук, профессор, Сергей Сергеевич Филиппов, доктор педагогических наук, профессор, Ксения Александровна Бирюкова, аспирант, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
В статье рассматриваются результаты исследования, посвященного анализу правовой информированности сотрудников спортивных школ. Показана значимость правовых документов, каналы их получения и использования. Установлено влияние различных видов деятельности в сфере спорта на использование правовых документов. Полученные данные свидетельствуют, что модернизация системы подготовки юных спортсменов связана с включением в этот процесс разнообразных источников правовой информации. Выделены факторы, препятствующие эффективному использованию правовых документов.
Ключевые слова: подготовка спортивного резерва, правовое обеспечение, нормативно-правовые документы.
LEGAL SUPPORT OF PREPARATION OF SPORTS RESERVE
Yury Fedorovich Kuramshin, the doctor of pedagogical sciences, professor, Sergey Sergeevich Filippov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Kseniya Alexandrovna Biryukova, the post-graduate student, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg
Annotation
The article discusses the results of the study devoted to the analysis of legal awareness among the sports schools staff. The importance of the legal documents, channels for their preparation and use have been shown. The influence of various activities in the field of sports on the use of legal instruments has been established. The findings suggest that the modernization of the system of training the young athletes is linked to the inclusion in this process of the various legal sources. The factors, impeding the efficient use of legal instruments, have been outlined.
Keywords: preparation of sports reserve, legal support, legal documents.
ВВЕДЕНИЕ
Современный этап модернизации системы подготовки спортивного резерва проводится по многим направлениям. Он охватывает организацию подготовки спортсменов в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки по видам спорта; переход на нормативно-подушевое финансирование при оказании услуг спортивной подготовки; разработку системы оплаты труда работников учреждений, обеспечивающих подготовку спортивного резерва; новую системы аттестации тренеров и т.д. Вполне естественно, что вся многогранная деятельность сопровождается использованием значительного объема правовых документов различного уровня. Большой научно-практический интерес представляет изучение правового обеспечения спортивной подготовки в спортивных школах. Следует заметить, что некоторые правовые аспекты модернизации системы подготовки спортивного резерва уже рассматривались в ряде работ различных ученых [3, 4].
Цель данной работы - проанализировать роль и место правовой информации в деятельности разных категорий работников спортивных школ.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Опрос работников спортивных школ Санкт-Петербурга проводился в период с октября 2015 года по февраль 2016 года. Были опрошены 151 человек.
Профессиональные характеристики опрошенных специалистов приведены в таблице 1.
Таблица 1 - Профессиональная характеристика респондентов
Варианты ответов Директор n=22 Заместитель директора n=24 Методист n=19 Тренер n=86
Профессиональное образование респондентов (%)
Среднее профессиональное образование - - 15,8 5,8
Высшее физкультурное 81,8 79,2 73,4 79,1
Высшее образование 18,2 20,8 10,4 15,1
Стаж работы респондентов (%)
От 0 до 2 лет - 8,3 26,3 9,3
От 2 до 5 лет 31,8 25,0 21,1 18,6
От 5 до 10 лет 31,8 12,5 10,4 18,6
От 10 до 20 лет 22,8 20,9 21,1 20,9
Свыше 20 лет 13,6 33,3 21,1 32,6
Из содержания таблицы следует, что подавляющее большинство респондентов имеют высшее образование. Стаж работы в спортивной школе позволяет констатировать, что в опросе участвовали квалифицированные специалисты, много лет работающие в
данных учреждениях и накопившие значительный практический опыт. Приведенные характеристики респондентов дают основание считать мнение экспертов объективным.
В таблице 2 приведены мнения респондентов о различных аспектах работы с информацией в профессиональной деятельности. Из содержания таблицы следует, что подавляющее большинство опрошенных специалистов считают целесообразным применение правовой информации в трудовой деятельности. Как следует из таблицы 2, наиболее активны в поиске и изучении правовых документов руководители спортивных школ.
Таблица 2 - Мнения респондентов о различных аспектах работы с информацией в профессиональной деятельности (%)_
Варианты ответов Директор Заместитель директора Методист Тренер
1. Степень необходимости использования правовой информации
Нужна постоянно 90,9 100 68,4 39,6
Думаю, что нужна 9,1 - 31,6 52,3
Затрудняюсь ответить - - - 8,1
Наверное, не нужна - - - -
Думаю, что в этом нет необходимости - - - -
Оценка возможных вариантов знакомства с источниками правовой информации
По месту работы 90,9 66,7 52,6 69,8
У коллег из других спортивных школ 63,6 66,7 36,8 40,7
Дома 13,6 4,2 15,8 19,8
На совещаниях 63,6 66,7 63,2 29,1
Оценка возможных вариантов знакомства работников спортивной школы с источниками правовой информации
По месту работы 90,9 66,7 52,6 69,8
У коллег из других спортивных школ 63,6 66,7 36,8 40,7
Дома 13,6 4,2 15,8 19,8
На совещаниях 63,6 66,7 63,2 29,1
Другие варианты 40,9 33,3 15,8 23,3
Оценка различных способов накопления правовой ин юрмации
На персональном компьютере 81,8 91,7 78,9 44,2
Собираю копии нормативных документов 50,0 62,5 31,6 30,2
Использую правовые системы «Кодекс», «Консультант Плюс» 59,1 58,3 31,6 16,3
Другой вариант 4,5 8,4 5,2 8,1
Не накапливаю 4,5 4,2 10,4 25,6
В таблице 2 приведена оценка различных способов накапливания правовых документов для их оперативного использования. Содержание данной таблицы позволяет, прежде всего, констатировать то, что специалисты спортивных школ используют для этих целей несколько способов. Большая часть директоров (81,8%), их заместителей (91,7%) и методистов (78,9%) используют для накопления информации персональные компьютеры. Для сравнения отметим, что по данным С.Э. Воронина, С.С. Филиппова, опубликованным в 2000 году [5, с. 87], специалисты физкультурно-спортивных организаций использовали в этих целях персональные компьютеры следующим образом: работники высшего уровня управления - 9,3% отпрошенных, среднего уровня - 2,8% и низшего - 4,6%.
Следующий важный аспект проведения исследования отражает правовое обеспечение с точки зрения использования правовой информации в различных видах деятельности. Результаты изучения этого вопроса приведены в таблице 3. Для оценки использования правовой информации применялась шкала: 1 балл - информация не нужна; 2 балла - информация иногда используется; 3 балла - информация используется регулярно.
Представленные в таблице 3 показатели свидетельствуют, во-первых, о различной интенсивности в использовании правовой информации разными категориями опрошенных специалистов спортивных школ. Так, у директоров спортивных школ и их заместителей оценки использования имеют несколько большее значение, чем у методистов и тренеров, причем по всем видам деятельности.
Таблица 3 - Интенсивность использования правовой информации для различных видов деятельности в спортивной школе (в баллах) при а=0,05_
Виды деятельности Оценка степени использования правовой информации
Директор Заместитель
Х±т S Ранг Х±т S Ранг
1.Управленческая 2,77±0,18 0,42 3 2,75±0,21 0,52 2-4
2.Педагогическая 2,50±0,33 0,78 5 2,75±0,21 0,52 2-4
3.Воспитательная 2,41±0,33 0,78 6-7 2,42±0,30 0,76 7
4.Методическая 2,63±0,30 0,71 4 2,83±0,25 0,62 1
5. Финансовая 2,86±0,19 0,46 1 2,75±0,26 0,66 2-4
6.Хозяйственная 2,82±0,16 0,38 2 2,5±0,35 0,87 6
7.Повышение квалификации 2,41±0,39 0,94 6-7 2,67±0,28 0,69 5
8.Другая 1,64±0,12 0,30 8 2,38±0,34 0,86 8
Методист Т ренер
1.Управленческая 2,68±0,26 0,57 1-2 2,13±0,17 0,82 6
2.Педагогическая 2,37±0,26 0,58 3-4 2,33±0,16 0,74 1
3.Воспитательная 2,16±0,36 0,81 5-6 2,23±0,17 0,79 4
4.Методическая 2,37±0,36 0,81 3-4 2,19±0,16 0,74 5
5. Финансовая 2,68±0,32 0,73 1-2 2,29±0,17 0,81 2
6.Хозяйственная 2,16±0,36 0,81 5-6 1,97±0,17 0,82 7
7.Повышение квалификации 1,84±0,44 0,99 7 2,28±0,15 0,69 3
8.Другая 1,05±0,44 0,99 8 1,52±0,14 0,68 8
Осуществляя правовое обеспечение деятельности в спортивной школе, необходимо, на наш взгляд, учитывать в деятельности разных категорий работников учреждения ряд факторов, которые препятствуют эффективному использованию правовых документов. В таблице 4 приведен перечень таких факторов, а также их оценка респондентами.
Таблица 4. Факторы, препятствующие эффективному использованию правовых документов
Варианты ответов Директор Заместитель директора Методист Тренер
% Ранг % Ранг % Ранг % Ранг
Недостаток времени на работу с документами 54,4 1 70,8 1 57,9 1 57,0 1
Трудности восприятия правовой информации 31,8 2 29,2 2-3 47,4 2 25,6 3
Финансовые проблемы 4,5 5-6 - 6 - 6 12,8 5
Пассивность в получении документов 9,1 4 8,3 4-5 10,4 4 26,7 2
Трудности организационного порядка 18,2 3 29,2 2-3 21,1 3 16,3 4
Другие 4,5 5-6 8,3 4-5 5,2 5 1,2 6
Из таблицы 4 следует, что для всех категорий работников спортивных школ основным фактором, препятствующим использованию правовых документов, является недостаток времени на работу с ними. Вторым по значимости фактором, по мнению респондентов, определена трудность восприятия правовой информации. Учитывая специфику изложения текстов правовых документов, с данными результатом следует согласиться. Обращает на себя внимание тот факт, что каждый десятый директор, заместитель директора, методист и каждый четвертый тренер в ответах зафиксировали свою пассивность в получении правовых документов.
Одним из способов уменьшения влияния обозначенных факторов на различные стороны работы специалистов с документами может быть образовательная деятельность, направленная, в том числе и на улучшение восприятия правовой информации. В исследовании установлено мнение респондентов о необходимости повышения квалификации в области правовых знаний. Подавляющее большинство директоров спортивных школ (90,9%), их заместителей (91,7) и методистов (79,0) считают целесообразность и необходимость повышения квалификации в области правовых знаний. Тренеры менее категоричны в этом вопросе. Только 62,8% респондентов этой категории считают необходи-
мым повышать квалификацию в области правовых знаний, поскольку этот вид информации, на наш взгляд, для них не является ведущим.
ВЫВОДЫ
1. Анализ научно-методической литературы и результаты проведенного исследования показали, что работники спортивных школ независимо от должностного положения нуждаются в правовой информации, объемы которой постоянно увеличиваются.
2. Выявлено, что работники спортивных школ активно используют различные каналы получения сведений о правовых документах, а также способах их накопления для оперативного использования. Респонденты стали регулярно обращаться к правовым системам компаний «КонсультантПлюс», «Кодекс» и другим.
3. Результаты исследования зафиксировали различия видов деятельности, для которых используется правовая информация у разных категорий работников спортивных школ. У директоров учреждений это финансовая деятельность, заместителей директоров - методическая, методистов - управленческая и финансовая, тренеров - педагогическая.
4. Анализ полученных результатов показал, что организация правового обеспечения модернизации системы подготовки спортивного резерва связана с включением в этот процесс разнообразных источников правовой информации. При этом следует учитывать конкретную категорию работников спортивной школы, поскольку информационные потребности в том или ином правовом документе определяются должностным положением потребителя информации.
5. Выявлены факторы, препятствующие эффективному использованию правовых документов, среди которых, по мнению респондентов, основным является «недостаток времени на работу с документами». Одним из способов дальнейшего развития правового обеспечения модернизации системы спортивной подготовки является повышение квалификации работников спортивных школ в области правовых знаний.
ЛИТЕРАТУРА
1. Методические рекомендации по организации спортивной подготовки в Российской Федерации. - М. : Советский спорт, 2014. - 132 с. - ISBN 978-5-9718-0741-4.
2. Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы модернизации системы подготовки спортивного резерва». - М. : [б.и.], 2014. - 265 с.
3. Самсонов, И.И. Особенности трудовых отношений тренерских кадров, осуществляющих подготовку спортивного резерва / И.И. Самсонов // Спорт: экономика, право, управление. - 2014. - № 2. - С. 31-34.
4. Ермилова, В.В. Правовой аспект разработки программ спортивной подготовки / В.В. Ермилова, Е.Я. Михайлова, С.С. Филиппов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. -2015. - № 7 (125). - С. 75-81.
5. Воронин, С.Э. Правовая информация в управлении физкультурно-спортивными организациями : монография / С.Э. Воронин, С.С. Филиппов ; С-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. - СПб. : [б.и.], 2000. - 206 с.
REFERENCES
1. Guidelines for the organization of sport training in the Russian Federation (2014), Soviet Sport, Moscow, ISBN 978-5-9718-0741-4.
2. Materials of All-Russian scientific-practical conference "Actual problems of modernization of the sport reserve training system" (2014), Moscow.
3. Samsonov I.I. (2014), "Features of the employment relationship coaching staff engaged in the preparation of the sport reserve", Sports: economics, law, management, No. 2, pp. 31-34.
4. Ermilova, V.V., Mikhailova E.Yu. and Filippov, S.S. (2015), "The legal aspect of the development of sports training programs", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, № 7 (125), pp. 7581.
5. Voronin, S.E. and Filippov, S.S. (2000), Legal information in the management of sports organizations: monograph, St. Petersburg.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 25.05.2017
УДК 796.862
ПРОЯВЛЕНИЕ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ У ФЕХТОВАЛЬЩИКОВ-РАПИРИСТОВ РАЗНЫХ СТИЛЕЙ ВЕДЕНИЯ БОЯ
София Борисовна Лаврентьева, аспирант, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
В статье представлены данные о значимости ведущих для фехтовальщиков волевых качеств, развитие и проявление которых необходимы спортсмену в тренировочно-соревновательной деятельности. Определены признаки проявления ведущих волевых качеств в деятельности фехтовальщиков-рапиристов. В процессе исследования проведены наблюдения за спортивной деятельностью и интервьюирование тренеров высококвалифицированных рапиристов. Полученные данные исследования позволили выявить соотношения проявлений волевых качеств рапиристов разной манеры соревновательной борьбы. А также установить степень их выраженности, что способствовало конкретизации признаков проявления стиля ведения боя фехтовальщиков.
Ключевые слова: индивидуальный стиль ведения боя, волевые качества, соревновательная деятельность, фехтовальщики-рапиристы.
MANIFESTATION OF VOLITIONAL QUALITIES OF FOIL FENCERS OF DIFFERENT STYLES OF COMBAT
Sofia Borisovna Lavrenteva, the post-graduate student, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg
Annotation
The article presents data on the importance of volitional qualities for the fencers, the development and manifestation of which are necessary for the athlete in training and competitive activities. The signs of the manifestation of the leading volitional qualities in the activity of foil fencers have been determined. In the course of the research, observations were made of the sports activities of highly skilled fencers and the interviewing of their trainers. The obtained data of the research made it possible to reveal the correlation of manifestations of volitional qualities foil fencers of a different manner of competitive struggle. Also it let the author establish the degree of their expression, and it contributed to the definition of the style of fighting fencers.
Keywords: individual style of combat, volitional qualities, competitive activity, foil fencers.
ВВЕДЕНИЕ
Фехтование сочетает в себе большое количество требований к соревновательной деятельности. Начиная от оптимальной физической и функциональной готовности, основанной в первую очередь на сочетании координационных, скоростно-силовых качеств и видов быстроты реакции, продолжая высочайшей технической подготовленностью, умением искусно владеть спортивным оружием и своим телом, заканчивая отличной тактической готовностью, которая также сильно зависит от интеллектуальной и психологической подготовки. Эти требования преследуют цель победить противника, нанести укол и не пропустить укол самому. Все действия фехтовальщика должны быть своевременными, молниеносными, и несмотря на возможную непредсказуемость хода поединка, спортсмен должен максимально сохранять самообладание. Соблюдение данных условий обеспечивается высоким уровнем технико-тактического мастерства, интеллектуальных способностей и волевых качеств [1; 7].
Цель исследования: Определить уровень проявления волевых качеств у фехтовальщиков-рапиристов в зависимости от присущих им индивидуальных стилей ведения