Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ МОРСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ КРЫМА'

ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ МОРСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ КРЫМА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
34
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
инфраструктура / географическое расположение / перемещение грузов / infrastructure / geographical location / cargo movement

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Высоков Д.А.

В статье рассматриваются вопросы обеспечения правового развития морской инфраструктуры Крыма. Оцениваются результаты принятия таких поправок с точки зрения их практического применения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL SUPPORT FOR THE DEVELOPMENT OF THE MARITIME INFRASTRUCTURE OF THE CRIMEA

The article discusses the issues of ensuring the legal development of the maritime infrastructure of the Crimea. The results of the adoption of such amendments are evaluated from the point of view of their practical application.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ МОРСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ КРЫМА»

РАЗДЕЛ II. МОРСКОЕ ПРАВО

Для цитирования: Высоков Д.А. Правовое обеспечение развития морской инфраструктуры Крыма / Науч.рук. к.ист.н., A.B. Полищук; доцент кафедры «Международное, морское и таможенное право» ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет» // Океанский менеджмент. 2023. № 3(21). С. 12-15.

Высоков Д.А.,

Студент 1 курса магистратуры ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет»

Научный руководитель: Полищук A.B., к.ист.н., доцент кафедры «Международное, морское и таможенное право» ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет»

ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ МОРСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ КРЫМА

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы обеспечения правового развития морской инфраструктуры Крыма. Оцениваются результаты принятия таких поправок с точки зрения их практического применения. Ключевые слова: инфраструктура, географическое расположение, перемещение грузов.

LEGAL SUPPORT FOR THE DEVELOPMENT OF THE MARITIME INFRASTRUCTURE OF THE

CRIMEA

Annotation. The article discusses the issues of ensuring the legal development of the maritime infrastructure of the Crimea. The results of the adoption of such amendments are evaluated from the point of view of their practical application. Keywords: infrastructure, geographical location, cargo movement.

Обеспечение функционирования морской портовой инфраструктуры и морского транспорта на Крымском полуострове является одной из важных задач для его экономического развития.

О значении морского судоходства и логистических преимуществах Крымского полуострова указывалось в работах таких исследователей как Л.В.Алексахина, Н.А.Логунова [8,9].

Удобное географическое положение Крымского полуострова позволяет использовать его морские порты для торговли со странами черноморского бассейна, а также перемещения грузов морским транспортом через проливы Босфор и Дарданеллы. После вхождения в состав Российской Федерации Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей, роль Крымского полуострова в морской торговле существенно возрастает в связи с появлением северо-крымского сухопутного транспортного коридора, который может обеспечивать перемещение грузов как в новые субъекты Российской Федерации, так и в другие регионы государства.

В положениях подпункта 6 пункта 37 Морской доктрины, утвержденной Указом Президента РФ от 31 июля 2022 г. № 512 «Об утверждении Морской доктрины Российской Федерации» (далее - Морская доктрина) указано, что одним из приоритетных направлений развития морского транспорта является создание на базе российских морских портов на всех региональных направлениях современных крупных морских транспортно-логистических центров, способных обеспечить обработку всего объема морского экспорта и импорта Российской Федерации и создать условия для серьезной конкуренции с морскими портовыми комплексами других государств.

К приоритетам национальной морской политики на Черном море Морская доктрина относит (подпункт 3 пункта 56):

строительство конкурентоспособных судов морского транспорта, пополнение флота судами смешанного (река-море) плавания;

модернизацию и развитие прибрежной инфраструктуры и портовых мощностей в целях их соответствия прогнозному росту морских перевозок экспортных и импортных грузов;

реализацию транспортно-транзитного потенциала приморских территорий путем развития между народн ы\ транспортных коридоров;

развитие на базе судостроительных и судоремонтных предприятий Республики Крым и г. Севастополя судостроительного комплекса, включая крупнотоннажное кораблестроение (судостроение) и судоремонт;

проведение reo лого-разведочных работ, актуализация данных о месторождениях полезных ископаемых и безопасное освоение экономически выгодных месторождений в Азово-Черноморском бассейне;

развитие товарного рыбоводства и подготовка кадров для данной отрасли;

развитие туризма, в том числе яхтенного, морских курортов с последующим распространением инфраструктурных инвестиций на новые курортные центры, обеспечение устойчивого развития рекреационных зон за счет установления баланса между потреблением морских ресурсов и их природным воспроизводством;

увеличение пропускной способности морских транспортных коммуникаций для обеспечения пассажиропотоков в зоны развития туризма, включение портов Азово-Черноморского бассейна, в том

числе портов Крыма, в средиземноморские круизиые маршруты и развитие многофункциональных рекреационных комплексов международного значения.

Указанные приоритеты развития частично нашли свое отражение в Концепции развития портовой инфраструктуры Крымского полуострова от 01.06.2018 (утверждена Председателем Совета министров Республики Крым C.B. Аксеновым (далее - Концепция)), которая включила в себя вопросы реализации приоритетов Морской доктрины, связанных с созданием современной прибрежной инфраструктуры и портовых мощностей, для развития морского туризма и торгового мореплавания в регионе.

В соответствии с положениями Концепции приоритетной задачей является развитие яхтенной инфраструктуры на Крымском полуострове.

Это обусловлено следующими причинами:

— Российская Федерация занимает одно из ведущих мест в мире по приобретению яхт;

— увеличение количества владельцев яхт требует создания необходимой инфраструктуры для их обслуживания в Российской Федерации, в связи с ее отсутствием, яхты как правило идут в Турцию, Грецию, Германию, Италию, Хорватию и иные европейские страны;

— полуостров расположен в благоприятных климатических условиях, обеспечивающих морской туристический сезон на протяжении не менее 7 месяцев;

— географическое положение Крыма позволяет использовать яхты для посещения других стран черноморского и средиземноморского бассейна как для туристических, так и иных целей. Общие требования к проектируемым, поступающим в эксплуатацию и действующим яхтенным

портам, а также дополнительные требования безопасности к их технологическому оборудованию установлены ГОСТ Р 57618.2-2017 «Инфраструктура маломерного флота. Яхтенные порты. Общие требования».

Создание современной инфраструктуры в виде яхтенных марин и стоянок с полным спектром необходимых услуг предусматривает их обустройство следующими комплексами:

— причальных сооружений;

— ремонта и сервиса;

— по обслуживанию экипажей и оказанию дополнительных услуг экипажам малых судов и их гостям.

Развитие и совершенствование инфраструктуры предполагает создание в районе яхтенных марин объектов для проживания, питания и стоянки автотранспорта.

Потребность Крымского полуострова в яхтенной портовой инфраструктуре может быть реализована также путем модернизации акватории и территории уже действующих яхтенных портов в соответствии с указанными выше национальными стандартами.

В настоящее время в Республике Крым и на территории г. Севастополя функционируют государственное унитарное предприятие «Крымские морские порты» (далее - ГУЛ РК «КМП») и государственное унитарное предприятие города Севастополя «Севастопольский морской порт» (далее -ГУЛ С «СМИ»), Данные предприятия оказывают услуги в морских портах крымского региона. Их ограниченное функционирование в настоящее время в первую очередь обусловлено санкционным режимом. Значительная часть существующих портовых мощностей фактически остаются невостребованными, основные грузоперевозки в регионе осуществляются автомобильным и железнодорожным транспортом.

Учитывая положения Стратегии социально-экономического развития Республики Крым до 2030 года (утверждена Законом Республики Крым от 9 января 2017 г. № 352-3PK/2017), Стратегии социально-экономического развития города Севастополя до 2030 года (утверждена Законом города Севастополя от 21 июля 2017 г. № 357-3C) наиболее перспективным направлением развития крымских портов в настоящее время является их переориентирование на обслуживание пассажирских перевозок, в том числе туристических линий, а также строительство современной яхтенной инфраструктуры.

В краткосрочной перспективе указанные выше региональные документы предусматривают реконструкцию и строительство инфраструктуры морских терминалов для развития морских пассажирских перевозок.

В таблице №1 приведены первоочередные мероприятия по развитию морских пассажирских и грузовых перевозок в Крымском регионе.

Таблица № 1

Мероприятия по развитию морских пассажирских и грузовых перевозок в Крымском регионе

Объект морской инфраструктуры Планируемые мероприятия по развитию

Морские порты Республики Крым

Пассажирский терминал в морском порту Керчь модернизация инфраструктуры терминала, предусматривающая создание искусственного земельного участка в связи с невозможностью использования существующего морского вокзала принимать современные пассажирские суда

Морской порт Феодосия мероприятия по реконструкции причалов широкого мола и пассажирских пирсов

строительство перегрузочного комплекса, предназначенного для приемки зерновых

культур, их кратковременного хранения и отгрузки судовых партий на морской транспорт

Морской порт Ялта перепрофилирование пассажирского района порта для стоянки яхт различных типов и размеров, а также для приема пассажирских судов

перепрофилирование грузопассажирского терминала порта для стоянки и обслуживания круизных судов, а также технического обслуживания маломерных судов, яхт и водной техники

реконструкция здания морского вокзала и оградительных сооружений для обеспечения волнового режима в акватории пассажирского района порта

расширение функциональной нагрузки 13 терминалов с прилегающей инфраструктурой, расположенных вдоль побережья с целью приема не только пассажирских судов, но и яхт

Морской порт Евпатория реконструкция пассажирского пирса в районе сада им. Караева и пассажирского пирса «Парк Фрунзе»

Морской порт Севастополь

Камышовая бухта реконструкция и ремонт причалов для: - перегрузки негабаритных и тяжеловесных грузов; - приема паромов; - размещения рефрижераторных контейнеров; - приема большегрузных судов(танкеров) с размерениями 225 м, осадкой 9,0 м, ширинойЗб м и водоизмещением 100 тыс. тонн; - перегрузки различных видов грузов: навалочных, сыпучих, тарно-штучных и т.д.

Терминал Инкерман реконструкция, ремонт и оборудование причалов для расширения номенклатуры и увеличения объема переработки грузов за счет увеличения причального фронта, складских площадей, объектов технологической подготовки производства, приобретения и установки нового перегрузочного оборудования

Южная бухта перепрофилирование инфраструктуры для приема и обслуживания круизных лайнеров, пассажирских судов и яхт различного класса

Несмотря на определенные ориентиры развития морских пассажироперевозок и яхтинга, модернизация крымской портовой инфраструктуры для перевалки грузов также должна оставаться в числе приоритетных задач.

Северо-крымский сухопутный транспортный коридор существенно сокращает расходы участников международной торговли по доставке грузов в субъекты Российской Федерации, прежде всего западной, северо-западной и центральной европейской части страны.

Учитывая положения Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» наиболее перспективными направлениями развития торгового мореплавания в крымском регионе является увеличение объемов перевалки грузов через его морские порты, в том числе за счет привлечения транзитных грузов, развитие мультимодальных логистических технологий.

Создание современной инфраструктуры крымских портов, способных оказывать различные виды услуг, будет способствовать достижению следующих целей:

1. Повышению транспортной доступности территории, а также увеличению рынков сбыта товаров и услуг.

2. Появлению транспортно-логистических коридоров, способствующих развитию различных направлений экономики как крымского, так и иных регионов Российской Федерации, а в перспективе и развитию внешнеэкономического сотрудничества.

3. Использованию географических преимуществ крымского региона над остальными черноморскими регионами Российской Федерации, которые позволяют сократить сроки и расстояние перемещения грузов через проливы Босфор и Дарданеллы, что в свою очередь обеспечит повышение конкурентоспособности российской продукции на внешних рынках.

Пристатейный библиографический список:

1. Указ Президента Российской Федерации от 31.07.2022 № 512 «Об утверждении Морской доктрины Российской Федерации».

2. Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».

3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 01.12.2012 г. № 2231-р «О подписании Межправительственного соглашения о «сухих портах»».

4. Закон города Севастополя от 21 июля 2017 г. № 357-ЭС «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития города Севастополя до 2030 года».

5. Закон Республики Крым от 9 января 2017 г. № 352-ЗРК/2017 «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Крым до 2030 года».

6. Приказ Госстандарта от 17.08.2017 № 915-ст «Об утверждении национального стандарта Российской Федерации» (ГОСТ Р 57618.2-2017 «Инфраструктура маломерного флота. Яхтенные порты. Общие требования»).

7. Концепция развития портовой инфраструктуры Крымского полуострова от 01.06.2018 (утверждена Председателем Совета министров Республики Крым C.B. Аксеновым). [Электронный ресурс] URL:https://mtrans.rk.gov.ru/ru/documen1/show/231 (дата обращения 27.03.2023).

8. Алексахина JI.B. Тенденции и закономерности развития морского транспортного комплекса Крыма как части морской транспортной системы России//Вестник Академии знаний. -2018. -№29(6). -с.30-36.

9. Логунова H.A., Алексахина Л.В. ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ МОРСКОГО ТРАНСПОРТА И ЛОГИСТИКИ В КРЫМУ // Вестник Алтайской академии экономики и права. - 2018. - № 3. - С. 47-54 URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=48 (дата обращения: 10.05.2023).

Для цитирования: Ибрагимов И.Р.О., Щербаков Е.С. К вопросу о противодействии морскому терроризму и пиратству (военный и международно-правовой аспекты) / Беляков В.Г., к.ю.н., доцент; доцент кафедры Международного и морского права, ГУМРФ им. адмирала С.О. Макарова // Океанский менеджмент. 2023. № 3(21). С. 15-21.

Ибрагимов И.Р.О.,

ГУМРФ им. адмирала С.О. Макарова, кафедра Международного и морского права

Бакалавриат

Щербаков Е.С.,

ГУМРФ им. адмирала С.О. Макарова, кафедра Международного и морского права

Бакалавриат

Научный руководитель: Беляков В.Г., к.ю.н., доцент Доцент кафедры Международного и морского права, ГУМРФ им. адмирала С.О. Макарова

К ВОПРОСУ О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ МОРСКОМУ ТЕРРОРИЗМУ И ПИРАТСТВУ (ВОЕННЫЙ И МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТЫ)

Аннотация. В настоящей статье авторы проводят анализ отечественного и международного законодательства в области борьбы с пиратством и морским терроризмом. Обозначены основные способы противодействия пиратам. Анализируется зарубежный опыт использования частных военных компаний для обеспечения безопасности судоходства. Предлагаются возможные меры решения выявленных проблем.

Ключевые слова: пиратство, частные военные компании, Конвенция ООН по морскому праву 1982 года, морской терроризм, Военно-морской флот, морское судоходство.

ON THE ISSUE OF COUNTERING MARITIME TERRORISM AND PIRACY (MILITARY AND INTERNATIONAL LEGAL ASPECTS)

Annotation. In this article, the authors analyze domestic and international legislation in the field of combating piracy and maritime terrorism. The main ways of countering pirates are outlined. The foreign experience of using private military companies to ensure the safety of navigation is analyzed. Possible measures to solve the identified problems are proposed. Keywords: piracy, PMC's, UNCLOS 1982, maritime terrorism, the Navy, maritime navigation.

Проблема морского пиратства известна миру с давних времен. В ходе естественного развития человечества, научно-технических революций и иных качественных и количественных коренных изменений общества, менялось и само пиратство как явление. В настоящий момент проблема пиратства не утратила актуальности. Криминальные элементы организуют преступные группировки для целей захвата судна и его груза. После захвата пираты берут в заложники членов экипажа и требуют выкуп. Важно отметить, что пираты могут и убить членов экипажа в ходе захвата судна, а также даже в случае удовлетворения их требований.

Пиратство сопряжено и с другими противоправными деяниями. Так, к числу преступлений, связанных с совершением актов пиратства, относят: незаконный оборот оружия, организацию преступного сообщества, морской терроризм, захват заложника, угон водного транспорта и др. Пиратство замедляет развитие морского судоходства, и, как следствие, препятствует росту экономики. В свою очередь, за прохождение через пиратоопасные районы установлены достаточно высокие страховые премии, что негативно сказывается на финансовом положении морских хозяйствующих субъектов. Необходимо отметить, что судовладельцы не всегда признают факт нападения на их судно пиратов [1]. По этой причине официальная статистика случаев нападения пиратов в известной степени ниже реальных показателей. Намеренное утаивание факта «встречи» судна с пиратами может осуществляться в целях сохранения деловой репутации профессионального участника рынка морских перевозочных услуг. В этой связи необходимо упомянуть деятельность Российской национальной перестраховочной компании (далее - РНПК). Так, в зону ответственности Блока морского перестрахования РНПК входят: страхование ответственности судовладельцев, страхование контейнеров, грузов и экипажей. По этой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.