УДК 911.3-027.21 [911.3:316]-027.21
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МОРЕХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КРЫМУ
Вольхин Д. А.
Таврическая академия ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского», Симферополь, Российская Федерация
E-mail: [email protected]
Характеризуются масштабы и динамика морехозяйственной деятельности в Крыму. Выявлены особенности территориальной и отраслевой структур «морской экономики» региона. Обнаружены пространственные сочетания морехозяйственной активности в приморских зонах Республики Крым и г. Севастополя.
Ключевые слова: «приморский фактор», приморская зона, морские ресурсы, морехозяйственная деятельность, Крым, Севастополь.
ВВЕДЕНИЕ
В процессе хозяйственного освоения Крыма в пределах его территории фактор приморского положения реализовался в формировании многоотраслевого морехозяйственного комплекса и приморского расселения населения (приморские агломерации и иные групповые формы расселения) [1], отразился на территориальной организации социально-экономической системы региона [2].
Для «морского сектора» экономики характерны открытость во внешнее экономическое пространство, глубокое участие в международном разделении труда и трансграничное трансакваториальное взаимодействие. По этой причине морехозяйственный комплекс Крыма наиболее резко реагирует на внешние санкционные ограничения и барьеры социально-экономического развития, процессы интеграции в социально-экономическое пространство России, в которые были вовлечены Республика Крым и город Севастополь в 2014 г.
В структуре экономики Крымского региона получили развитие практически все виды морехозяйственной активности: добыча и переработка морских минеральных и биологических ресурсов, портово-логистическая деятельность, судостроение и судоремонт, приморская рекреация и туризм, оборонно-стратегический комплекс (военный флот и береговая оборона), мореориентированная научно-исследовательская и образовательная деятельность. Это определяет важное место Крыма в морехозяйственной системе России. Каждая из этих отраслей имеет свои масштабы и внутрирегиональную специфику. В приморских зонах региона формируются различные территориальные сочетания видов морехозяйственной деятельности, которые важно учитывать при управлении производственными комплексами, проектировании региональных кластеров и решении задач территориального планирования.
В связи с этим целью данной работы является выявление особенностей масштабов, динамики и локализации морехозяйственной деятельности в Крыму в
56
современных экономических условиях.
ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА
Масштабы и динамика морехозяйственной активности в Крыму. За
прошедшее пятилетие (2015-2019 гг.) различные направления морехозяйственной активности в Крыму демонстрировали разные масштабы деятельности и характер динамики (табл. 1).
Таблица 1.
Основные показатели морехозяйственной активности в Крыму, 2015-2019 гг.
Показатели 2015 2016 2017 2018 2019
Грузоперевозки морских портов, млн. т 9,0 11,4 11,4 8,7 4,3
Улов рыбы и добыча других водных - 53,9 50,0 28,5 -
биоресурсов, тыс. т
Количество предприятий рыболовства и рыбоводства 168 185 194 183 -
Производство продукции рыболовства и рыбоводства в Республике Крым, тыс. т 8,6 6,9 11,3 10,6 10,2
в т.ч. рыба морская 7,7 6,3 10,1 9,4 8,9
моллюски, ракообразные и прочие морские 0,9 0,6 1,2 1,2 1,3
организмы
Производство продуктов рыбопереработки в Республике Крым, тыс. т 17,9 17,1 23,4 20,6 23,7
Добыча природного газа на шельфе, 1,8 1,6 1,6 1,6 1,5
млрд. м3
Количество коллективных средств 1,2 1,1 1,2 1,3 -
размещения (КСР) в приморских
муниципалитетах, тыс. ед.
Ёмкость КСР приморских муниципалитетов, 128,8 106,1 177,5 168,4 -
тыс. койко-мест
Площадь оборудованных пляжей, млн. м2 - - - - 2,7
Число населённых пунктов в 5-км - - - - 211
приморской зоне, ед. (доля в общем числе (19,9)
населённых пунктов Крыма, %)
Численность населения в населённых - - - - 1122,3
пунктах в 5-км приморской зоне, тыс. чел. (48,8)
(доля в общей численности населения
Крыма, %)
Источник: составлено по [4-8].
Портово-логистическая деятельность в Крыму осуществляется силами 7 портовых предприятий в пяти городах - Евпатории, Керчи, Севастополе, Феодосии
57
и Ялте. В 2015-2019 гг. совокупный объем грузоперевозок морских портов региона изменялся в пределах 4,3-11,4 млн. т. В системе морских грузовых перевозок России крымский портово-логистический комплекс занимает малую долю и обрабатывает около 1% всех грузовых перевозок страны [3].
Для сравнения российский морской порт-гигант Новороссийск обрабатывал грузов в разные годы в 15-36 раз больше, чем все крымские порты вместе взятые.
В 2014 г. по причине санкций и транспортной блокады в отношении Крыма его порты сократили масштабы своей деятельности почти в 2 раза по сравнению с предыдущим годом. Исключение составил лишь керченский портовый центр, который демонстрировал рекордные в постсоветской истории показатели, являясь главными «транспортными воротами» Крыма (рис. 1). Максимальные показатели морских грузовых перевозок в Крыму в новых условиях были достигнуты в 20162017 гг. (11,4 млн. т), а в 2019 г. объемы грузоперевозок сократились до 4,3 млн. т. Важно отметить, что большая часть этих объёмов обеспечивалась работой керченских портовых предприятий, на которые приходилось свыше 80% морских грузоперевозок региона. Заметно меньшую роль в грузоперевозках играет Севастопольский порт. Загруженность остальных портов остаётся на низком уровне.
Источник: составлено автором по [3, 9].
58
В прошедшем пятилетии растущая динамика портовой деятельности, во многом, была связана со строительством объектов федеральной целевой программы и объектов, планируемых к размещению согласно другим документам стратегического планирования (Крымского моста, тепловых электростанций, трассы «Таврида», нового терминала Международного аэропорта «Симферополь», объектов социальной инфраструктуры и др.), нуждающихся в больших объемах строительных материалов и генеральных грузов. После открытия в 2018 г. автомобильной части и в 2019 г. железнодорожной части Крымского моста, а также в связи с завершением строительства крупных объектов, произошло резкое сокращение роли морского транспорта в структуре грузовых и пассажирских перевозок Крыма. В 2015-2017 гг. Керченская паромная переправа в структуре транспортных предприятий занимала первое место, перевозя 4,7-6,3 млн. чел. в год, в современных условиях работы моста она играет лишь вспомогательную роль.
Ресурсный сектор морехозяйственной деятельности в Крыму представлен рыболовством и рыбоводством, добычей углеводородов на шельфе, строительного песка и химического сырья (поваренной соли, магниевой соли, соединений брома и др.). Порядка 200 предприятий рыболовства и рыбоводства Республики Крым совокупно нарастили производство рыбы и прочих морских организмов до отметки более 10 тыс. т в год. Наиболее динамично развиваются предприятия марикультуры по воспроизводству моллюсков и ракообразных. За последние три года им удалось фактически удвоить показатели по сравнению с предыдущими годами до рекордных значений для Крыма - 1,3 тыс. т мидий, устриц, креветок и других морских видов. По объемам разведения морских устриц и мидий Крым в числе лидеров среди приморских регионов России. По оценке Федерального агентства по рыболовству крымские фермы марикультуры способны заместить импорт устриц в Россию [10]. В прибрежных участках акватории региона выделено более 30 рыбоводческих участка, из которых большая часть располагается у западных берегов - от Тарханкутского полуострова до Севастопольской бухты, а также близ посёлков Симеиз и Кацивели. Указанные участки эксплуатируют порядка 20 устричных, медийных и рыбоводческих ферм [5]. В этот же период отмечается позитивная динамика в отрасли рыбопереработки. Если в 2014 году рыбоперерабатывающие предприятия Республики Крым произвели около 12,6 тыс. т рыбной продукции, а предприятия Севастополя - 21,8 тыс. т, то уже к 2019 г. произошло двукратное увеличение показателей в обоих субъектах до 53 тыс. т рыбной продукции. Подобная динамика объясняется растущими масштабами использования местных морских ресурсов и ресурсов, ввозимых из других рыбодобывающих регионов страны, транспортная и ценовая доступность которых для крымских производителей улучшилась после вхождения Крыма в состав России.
Наиболее значимые разрабатываемые и перспективные месторождения углеводородов расположены на шельфе Черного моря в пределах Причерноморско-Крымской нефтегазовой области (Голицинское, Архангельское и Штормовское газовые месторождения), структуры Палласа, Субботина и Северо-Черноморская, а также Индоло-Кубанской нефтегазоносной области в южной части Азовского моря.
59
Главным недропользователем в этих районах является ГУП РК «Черноморнефтегаз». За последние 6 лет шельфовая газодобыча в Крыму имела отрицательную динамику: добыча газа сократилась с 1,9 млрд. м3 в 2014 г. до 1,5 млрд. м3 в 2019 г. Ежегодное снижение добычи было вызвано естественным истощением разрабатываемых месторождений и невозможностью осваивать новые районы шельфа в сопредельных с Украиной участках акватории Чёрного моря из-за противоречий в их правовом статусе, как, например, в случае с Одесским месторождением, крупнейшим газовым месторождением в Причерноморско-Крымской нефтегазовой области. Согласно программе развития энергетики в Республики Крым «Черноморнефтегаз» в ближайшие годы планирует увеличить газодобычу за счёт освоения новых месторождений в территориальных водах и исключительной экономической зоне Крыма.
Наиболее масштабно «приморский фактор» в Крыму проявился в развитии его туристско-рекреационного сектора. Приморские муниципалитеты Республики Крым и г. Севастополя концентрируют более 600 оборудованных пляжей площадью 2,7 млн. м2, более 1,3 тыс. коллективных средств размещения с суммарной ёмкостью более 168 тыс. койко-мест. Основная часть приморского и морского рекреационного природопользования самого разного профиля (купально-пляжная рекреация, аквапарки, спортивные водные виды туризма, экскурсионная деятельность, водоспортивные мероприятия и морские парады, яхт-клубы и др.) концентрируется в приморских муниципалитетах от г. Евпатории до г. Феодосии. Эти приморские зоны концентрируют более половины рекреационного потока в Крыму и отличаются высоким уровнем рекреационной освоенности (за исключением отдельных сельских слабоосвоенных или незаселённых участков побережья) с количеством койко-мест на 1 км2 от 20 до 540 единиц. Среди всех видов морехозяйственной активности приморская рекреация является наиболее динамичной, территориально расширяющейся в северо-западном и восточном направлениях.
Позитивные эффекты «приморского положения» проявились в территориальной структуре системы расселения Крыма. Общекрымские масштабы талассоаттрактивности населения иллюстрируют следующие показатели (табл. 1). Пятикилометровая приморская зона, отмеренная от берега вглубь полуострова (с учётом практически незаселенного Присивашья), занимает площадь около 6 тыс. км2, что соответствует 22% совокупной площади Республики Крым и города федерального значения Севастополь. В этой приморской зоне располагаются 211 населённых пунктов, которые составляют 20% всех населённых пунктов Крыма. Выделенная приморская зона концентрирует более 1,1 млн. чел. или 48,8% всего населения региона. Таким образом, приморское размещение и расселение населения в Крыму отличается от внутренних территорий сравнительно высокой плотностью населения, более крупными поселениями по людности и формированием приморских агломераций.
Пространственные сочетания морехозяйственной активности в Крыму. Несмотря на то, что Крым относится к категории «талассоцентрированных регионов России со значимой морехозяйственной активностью» [11] степень и характер
60
вовлечённости его территорий в морехозяйственную деятельность различны. Изучая территориальную дифференциацию морехозяйственной деятельности на внтурирегиональном уровне, корректнее оперировать категорией «приморская зона». Существует несколько подходов к делимитации приморских зон. В данном исследовании используется комплексный подход как сочетание геопространственного подхода (главный критерий - выход территории к морю) и учёта интенсивности морехозяйственной активности территории [12]. В крымских реалиях критериям таксона данного типа в наибольшей степени отвечают приморские муниципалитеты низового порядка - сельские поселения и городские округа. Именно в приморских муниципалитетах Крыма фактор «притяжения к морю» наиболее ощутим в их расселенческой структуре и специфике экономики. В целом уже в «субприморских» муниципалитетах морехозяйственная активность резко убывает или не проявляется вовсе.
Для выявления пространственных сочетаний морехозяйственной активности в Крыму была выполнена оценка приморских зон по следующим критериям:
- набор видов морехозяйственной деятельности и их роль в морехозяйственной активности приморской зоны;
- степень значимости приморских зон в морехозяйственной системе Крыма;
- степень вовлечённости морских ресурсов в экономическую деятельность приморских зон.
Результаты оценок представлены картографически на рисунке 2. В первом приближении следует отметить высокую степень вариативности оцениваемых показателей среди приморских зон региона. Выявленная географическая картина связана с дифференциацией приморских территорий по качеству и количеству морских ресурсов, степенью хозяйственного освоения и развитости инфраструктуры, характером заселения.
Более половины приморских зон Крыма характеризуется очень низкой и низкой степенью вовлечённости морских ресурсов в их экономику. К этой категории относятся Присивашье, практически все приморские муниципалитеты, имеющие выход к Каркинитскому заливу, южная часть Керченского полуострова, наименее освоенные и заселённые участки от оз. Донузлав до г. Евпатории, от Балаклавы до Фороса, от восточных пределов Алушты до Феодосии. Данное состояние находит своё отражение в малом разнообразии набора видов морехозяйственной деятельности (чаще всего это местная рекреация, добыча морских ресурсов и военное использование приморских территорий) и низкой значимостью этих приморских зон в морехозяйственной системе Крыма.
В пределах многих участков выделенных территорий морехозяйственная деятельность отсутствует вовсе, где можно наблюдать заболоченные территории, сельскохозяйственные угодья, обрывающиеся прямо к морю, и неосвоенные морские берега, имеющие ландшафтные ограничения для развития морского хозяйства и рекреации.
Приморские зоны со средней степенью вовлечённости морских ресурсов в их экономику (Тарханкутский полуостров, сопредельные акватории оз. Донузлав,
61
"Лрмянск'
Красноиерекоиск
/Раздольно^"!.,г*' 0
\ Первомайское
Джанкой
Черноморское
(Красногвардейское.
-Мижнсгорс кий'
Советский/
Лепило
^Кировское'
'Евпатория«
■Феодосия)
Белогорск
^Симферополь
.»Бахчисарай
.Ллуппа
Севастополь
УКРАИНА
ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ СОЧЕТАНИЯ МОРЕХОЗЯЙСТВЕННОЙ АКТИВНОСТИ В КРЫМУ 2020 г.
Масштаб О 10 км
Приморские
муниципалитеты Административные центры И субъектов
О районов и
городских округов Границы ■'' ■ " государственная ---субъектов РФ
: районов и городских округов
*» Г Краснодарский
\ \ \
/\
Роль вида деятельности в морехозяйственной а ктив! юсти приморской зоны
второстепенная дополнительная
Степень значимости приморских зон в морехозяйственной системе Крыма
• высокая
Виды морехозяйственной деятельности: I - рыболовство и рыбоводство; 2 - рыбопереработка; 3 - добыча нефти и газа на шельфе; 4 - добыча химическою сырья; 5 - иортово-логистическая деятельность; 6 - судостроение и судоремонт; 7 - производство судового оборудования; 8 - приморские туризм и рекреация, 9 - мореориентированная наука и образование; 10 - военный флот и береговая оборона; 11 - юсударсгвенное управление в сфере морехозяйственной деятельности
Степень вовлечённости морских ресурсов в экономическую деятельность приморских зон
очень низкая низкая средняя нысокая
© Вольхин Д.А.. 2020 г
территории крупных приморских посёлков городских округов Ялты и Алушты, северная часть Керченского полуострова) характеризуются малым разнообразием видов морехозяйственной деятельности, но, по сравнению с предыдущей категорией приморских зон, играют большую роль в региональной морехозяйственной системе.
Обращает на себя внимание сходство характера морехозяйственной активности на Тарханкутском полуострове и в северной части Керченского полуострова, включая их сопредельные акватории.
Ведущую роль в их «морской экономике» играют приморская рекреация и туризм, добыча углеводородов и транспортировка их к потребителю. Именно эти две приморские зоны с прилегающими акваториями морей дают основную часть добычи природного газа в Крыму. Южнобережные приморские зоны данного типа отличаются абсолютным доминированием рекреационного приморско-морского природопользования в значительных масштабах. Редкое для крымских приморских зон сочетание морехозяйственной деятельности сформировалось в акватории озера Донузлав и в сопредельных с его косами морских акваториях: порядка 10 эксплуатируемых фермами марикультуры рыбоводческих участка, добыча строительного песка и портовые терминалы по его транспортировке, водноспортивная и купально-пляжная рекреация, оборонно-стратегический комплекс военного флота и береговой обороны. На севере Присивашья сформировался особый тип приморского природопользования: добыча химического сырья (соединений брома, поваренной соли, магниевой соли и др.) и хранение отходов, обеспечивающих деятельность химических предприятий городов Армянска и Красноперекопска.
Ключевое место в морехозяйственной системе Крыма занимают пять приморских зон с прилегающими акваториями, отличающиеся высокой степенью вовлечённости морских ресурсов в их экономику: полоса от г. Евпатории до г. Саки, большая часть Севастопольского региона, городская черта Ялты, Феодосии и Керчи. Перечисленные приморские зоны характеризуются многоотраслевым морехозяйственным комплексом и формируют основной каркас «морской экономики» Крыма. По структуре экономики сходны Евпаторийско-Сакская и Ялтинская приморские зоны: масштабная туристско-рекреационная деятельность, наличие порта, рыболовство и рыбоводство, мореориентированная наука и образование местного значения. Евпаторию и Саки отличает добыча минеральных ресурсов (поваренной соли, лечебных грязей), происхождение которых связано с деятельностью моря.
Приморские зоны Севастополя, Феодосии и Керчи составляют основу портово-логистического, индустриального и инновационного секторов морехозяйственной активности Крыма. В этих центрах концентрируются главные портовые, судостроительные и судоремонтные, рыбоперерабатывающие предприятия, ключевые объекты военного флота и береговой обороны, учреждения мореориентированной науки и образования, которые сочетаются с приморской рекреацией и туризмом. Севастополь и Керчь могут служить примером приморского комплексообразования на базе развития взаимоувязанных отраслей «морской
63
экономики». При этом специализация этих морехозяйственных центров отличается. Севастополь выделяется более развитым индустриально-инновационным (универсальное судостроение, производство судового оборудования и пр.) и военно-оборонным секторами морского хозяйства, Керчь выполняет роль главного портово-логистического центра, ведущего центра многопрофильного судостроения и судоремонта, рыбопереработки в регионе, Феодосия - важный центр перевалки нефти и нефтепродуктов, производства военных и гражданских судов.
Симферополь, не имея непосредственного выхода к морю, является территориальным компонентом морехозяйственной системы Крыма. Его морехозяйственные функции связаны с государственным управлением, размещением главных офисов компаний, связанных с «морской экономикой» (ГУП РК «Черноморнефтегаз» и др.), деятельностью предприятий рыбопереработки и производства судового оборудования (АО «Завод "Фиолент"»).
ВЫВОДЫ
Морехозяйственный комплекс Крыма испытывает трансформацию в новых геоэкономических и геополитическим условиям функционирования и встраивания в морехозяйственную систему России. Различные секторы морехозяйственного комплекса региона по-разному адаптировались к этим условиям. Масштабы современной «морской экономики» Крыма указывают на нереализованность производственного, инновационного и туристско-рекреационного потенциалов его приморских зон, что связано с уровнем и масштабами социально-экономического развития региона в целом.
Каркас морехозяйственной системы Крыма характеризуется совмещением линейно-узловых, ареальных и очаговых структур, имеющих различные варианты пространственных сочетаний видов морехозяйственной деятельности. Комплексное полномасштабное освоение ресурсов приморских зон и сопредельных акваторий региона остаётся нерешённой задачей регионального управления, а ключевые центры «морской экономики» по темпам развития заметно отстают от крупнейших центров морехозяйственной отрасли в стране.
Для Крымского приморского региона характерна асимметрия территориально-функциональной структуры его «морской экономики». Крым отличается негативной тенденцией сохранения гипертрофированно выраженного линейно-узлового типа освоения приморских зон и отсутствия схем эшелонирования в глубинные части полуострова приморской рекреации [4], индустриально-инновационного и логистического секторов морехозяйственной деятельности.
Ключевые приморские зоны Крыма обладают чрезвычайно благоприятным и редким для российских регионов сочетанием видов морехозяйственной деятельности, совместная взаимоувязанная деятельность которых в рамках моделей приморских кластеров или территориально-производственных комплексов может дать масштабный позитивный экономический эффект. Именно морехозяйственная система Крыма обладает наибольшим потенциалом инкорпорирования в
64
межрегиональные и международные трансграничные вертикальные и горизонтальные проекты, реализация которых возможна в случае снятия внешних санкционных ограничений или поиска путей их преодоления.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта №20-05-00725 А по теме «Пространственные модели и эффекты социокультурных процессов в Крыму в условиях интеграции региона в социально-экономическое пространство России»
Список литературы
1. Яковенко И.М., Войтеховский Д.В. Туристско-рекреационные ресурсы в развитии системы расселения Крымского рекреационного района // Учёные записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. География. Геология. 2018. Том 4 (70). № 2. С. 191-199.
2. Кайданский В.В. Геоинформационное моделирование геостратегического потенциала приморских территорий Украины // Учёные записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского. Серия «География». 2005. Том 18 (57). №2. С. 59-66.
3. Федеральное агентство морского и речного транспорта: официальный сайт. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.morflot.ru/.
4. Туристско-рекреационный ресурсный потенциал Республики Крым и г. Севастополь / под ред. И.М. Яковенко. Симферополь: АРИАЛ, 2015. 408 с.
5. Рыболовные участки. Республика Крым [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rvu.tsuren.ru/regions/RU-CR#8/45.285/34.352.
6. База данных муниципальных образований Республики Крым [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://gks.ru/dbscripts/munst/munst35/DBInet.cgi.
7. Черноморнефтегаз: официальный сайт. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://gas.crimea.ru.
8. Недропользование. Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://meco.rk.gov.ru/ru/structure/768.
9. Крымские морские порты: официальный сайт. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://crimeaports.ru.
10. В Крыму возрождают производство устриц / Федеральное агентство по рыболовству: официальный сайт. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.fish.gov.ru/press-tsentr/obzor-smi/13307-v-krymu-vozrozhdayut-proizvodstvo-ustrits.
11. Дружинин А.Г. Локализация морехозяйственной активности в современной России: особенности, структуры, эффекты // Региональные исследования. 2019. № 4 (66). С. 34-45.
12. Социально-экономическое развитие приморских территорий Европейской части России: факторы, тренды, модели / под ред. А.Г. Дружинина. Ростов-на-Дону: Издательство ЮФУ, 2016. 236 с.
TERRITORIAL FEATURES OF MARINE ECONOMIC ACTIVITY IN CRIMEA
Volkhin D. A.
Taurida Academy, V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol, Crimea, Russian Federation.
E-mail: [email protected]
The article describes the scale and dynamics of marine economic activity in Crimea. Features of territorial and branch structures of the «sea economy» of the region are
65
revealed. Spatial combinations of marine economic activity in the coastal zones of the Republic of Crimea and Sevastopol were found.
The structure of the Crimean economy includes almost all types of marine economic activity: mining and processing of marine mineral and biological resources, port and logistics activities, shipbuilding and ship repair, maritime recreation and tourism, the military and strategic complex (military fleet and coastal defense), sea-oriented research and educational activities. This determines the important place of Crimea in the maritime system of Russia. Each of these industries has its own scale and intraregional specifics. In the coastal zones of the region, various territorial combinations of types of marine economic activities are formed, which are important to take into account when managing production complexes, designing regional clusters and solving territorial planning tasks. The maritime complex of Crimea is undergoing a transformation in the new geo-economic and geopolitical conditions of functioning and integration into the maritime system of Russia. Different sectors of the region's maritime economy have adapted to the new conditions in different ways. The scale of the modern «maritime economy» of Crimea indicates the unrealized production, innovation and tourism and recreational potential of its coastal zones, which is associated with the level and scale of socio-economic development of the region as a whole.
The framework of the maritime system of Crimea is characterized by a combination of linear-nodal, areal and focal structures that have different variants of spatial combinations of types of maritime activities. Comprehensive full-scale development of the resources of coastal zones and adjacent waters of the region remains a challenge for regional governance, and the key points of the "marine economy" the pace of development is lagging behind the largest centers of maritime industry in the country. The Crimean maritime region is characterized by an asymmetry in the territorial and functional structure of its «maritime economy». Crimea is characterized by a negative tendency to preserve the hypertrophied linear-nodal type of development of coastal zones and the absence of separation schemes in the deep parts of the Peninsula of coastal recreation, industrial-innovative and logistics sectors of marine economic activity. The key coastal zones of Crimea have an extremely favorable combination of types of marine economic activities, which are rare for Russian regions, and their joint interconnected activities within the framework of models of coastal clusters or territorial production complexes can give a large-scale positive economic effect. It is the maritime system of Crimea that has the greatest potential for incorporation into interregional and international cross-border vertical and horizontal projects, the implementation of which is possible if external sanctions restrictions are lifted or ways are found to overcome them. Keywords: «marine factor», coastal zone, marine resources, marine economic activity, Crimea, Sevastopol.
References
1. Yakovenko I.M., Vojtehovskij D.V. Turistsko-rekreacionnye resursy v razvitii sistemy rasselenija Krymskogo rekreacionnogo rajona (Tourist and recreational resources in the development of the
66
settlement system of the Crimean recreational area). Uchjonye zapiski Krymskogo federal'nogo universiteta imeni V. I. Vernadskogo. Geografija. Geologija, 2018, Tom 4 (70), no 2. pp. 191-199. (in Russian)
2. Kajdanskij V.V. Geoinformacionnoe modelirovanie geostrategicheskogo potenciala primorskih territorij Ukrainy (Geoinformation modeling of the geostrategic potential of the coastal territories of Ukraine). Uchjonye zapiski Tavricheskogo nacional'nogo universiteta im. V.I. Vernadskogo. Serija «Geografija», 2005, Tom 18 (57), no 2. pp. 59-66. (in Russian)
3. Federal'noe agentstvo morskogo i rechnogo transporta (Federal Agency for Maritime and River Transport). URL: http://www.morflot.ru/.
4. Turistsko-rekreacionnyj resursnyj potencial Respubliki Krym i g. Sevastopol' (Tourist and recreational resource potential of the Republic of Crimea and the city of Sevastopol) / pod red. I.M. Jakovenko. Simferopol', ARIAL, 2015, 408 p. (in Russian)
5. Rybolovnye uchastki. Respublika Krym (Fishing areas. Republic of Crimea). URL: http://rvu.tsuren.ru/regions/RU-CR#8/45.285/34.352.
6. Baza dannyh municipal'nyh obrazovanij Respubliki Krym (Database of municipalities of the Republic of Crimea). URL: https://gks.ru/dbscripts/munst/munst35/DBInet.cgi.
7. Chernomorneftegaz: oficial'nyj sajt. URL: http://gas.crimea.ru.
8. Nedropol'zovanie. Ministerstvo jekologii i prirodnyh resursov Respubliki Krym (Subsoil use. Ministry of Ecology and Natural Resources of the Republic of Crimea). URL: https://meco.rk.gov.ru/ru/structure/768.
9. Krymskie morskie porty. Oficial'nyj sajt (Crimean seaports. Official site). URL: https://crimeaports.ru.
10. V Krymu vozrozhdajut proizvodstvo ustric. Federal'noe agentstvo po rybolovstvu (In the Crimea, revive the production of oysters. Federal Agency for Fisheries). URL: http://www.fish.gov.ru/press-tsentr/obzor-smi/13307-v-krymu-vozrozhdayut-proizvodstvo-ustrits.
11. Druzhinin A.G. Lokalizacija morehozjajstvennoj aktivnosti v sovremennoj Rossii: osobennosti, struktury, jeffekty (Localization of marine economic activity in modern Russia: features, structures, effects). Regional'nye issledovanija, 2019, no 4 (66), pp. 34-45. (in Russian)
12. Social'no-jekonomicheskoe razvitie primorskih territorij Evropejskoj chasti Rossii: faktory, trendy, modeli (Socio-economic development of coastal territories of the European part of Russia: factors, trends, models) / pod red. A.G. Druzhinina. Rostov-na-Donu, Izdatel'stvo JuFU, 2016, 236 p. (in Russian)
Поступила в редакция 18.06.2020 г.
67