УДК 911.3
ОСОБЕННОСТИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЯХТЕННОГО ТУРИЗМА И ПРОСТРАНСТВЕННОГО РАСПОЛОЖЕНИЯ МАРИН НА ЧЕРНОМОРСКОМ ПОБЕРЕЖЬЕ
Турлучев А. П.1, Филобок А. А.2
12ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет», Краснодар, Российская Федерация
E-mail: 'Turluchev. [email protected]; 2econgeo@maiLru
Статья посвящена определению текущего состояния информационного взаимодействия и обеспечения яхтенного туризма на Черноморском побережье Российской Федерации. Определено, что в настоящее время информация о сети марин носит разрозненный и противоречивый характер как на глобальном, так и на региональном уровнях. Отсутствует единый официальный информационный ресурс, отвечающий критериям полноты, актуальности и надежности информации. Определена тенденция повышения заинтересованности инвесторов в развитии сети марин, которая в условиях отсутствия доступного, актуального и надежного информационного обеспечения может негативно сказаться на популяризации яхтинга на Юге России. Предложена концепция создания единого информационного ресурса с использованием геоинформационных систем.
Ключевые слова: яхтинг, туризм, сеть марин, Краснодарский край, Республика Крым, Черное море, геоинформационные системы.
ВВЕДЕНИЕ
Азово-Черноморское побережье — основной курортный регион Российской Федерации, наиболее популярными местами которого являются города Сочи, Анапа, Геленджик, Туапсе, Ялта, Севастополь, Феодосия. Однако, в последнее время наблюдется высокая загруженность практически всей береговой линии как Краснодарского края, так и Республики Крым.
С момента вхождения Республики Крым в состав РФ, в регионе резко возрос уровень въездного туризма, что подтверждается ежегодным ростом туристического потока. Так, начиная с 2015 года динамика турпотока на Черноморское побережье демонстрировала стабильный рост. Однако в связи с введением в 2020 г. режима повышенной готовности в обеспечении безопасности в период пандемии COVID-19, в динамике наблюдался серьезный спад [1, 2]. Тем не менее, к открытию курортного сезона власти рассчитывают на восстановление тренда и возвращение показателя количества отдыхающих к значениям прошлых лет [3].
Большинство отдыхающих отдают предпочтение пляжному отдыху, а также приморскому туризму, к которому относятся все формы морского круизного и яхтенного судоходства.
В настоящее время современный круизный туризм в России включает в себя два направления: круизные лайнеры (морские и речные) и яхтинг. Круизный туризм является довольно важной статьей дохода многих стран-лидеров в международном туризме, что определяет одну из основных тенденций всех круизных компаний, в частности расширение регионов плавания с целью предоставления потребителям более широкого спектра услуг. С этой точки зрения становится предельно ясно,
почему так важно развивать круизный туризм в России, особенно на территории Азово-Черноморского побережья [4].
Однако, развитие круизной отрасли сопряжено с рядом проблем, своевременное выявление и решение которых, позволит сформировать благоприятные условия для развития отрасли.
1. ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ КРУИЗНОГО ТУРИЗМА НА ЧЕРНОМОРСКОМ ПОБЕРЕЖЬЕ РОССИИ
Начало фактической современной круизной деятельности на Азово-Черноморском побережье России приходится на 2017 г. и связано с открытием круизного сообщения между Сочи и портами Крыма. Комфортабельный девятипалубный теплоход «Князь Владимир» (в 2016-2017 гг. RoyStar), начал осуществлять перевозки по маршруту «Сочи - Новороссийск - Ялта - Севастополь». По пути следования лайнера предусмотрены однодневные заходы в порты городов Новороссийск и Севастополь, двухдневная стоянка в Ялте и прямое возвращение в Сочи, что полностью вписывается в наиболее распространенную традиционную Европейскую систему организации круизных туров, предполагающую морские поездки с развлекательными событиями на бортах. В настоящее время, все большее распространение получает Американская система, основной целью которой, считается предоставление пассажирам возможности пляжного отдыха в портах захода по маршруту перемещения. В то же время, наблюдается распространение комбинированных маршрутов, реализуемых путем применения мультимодальных пассажирских перевозок, а также рост популярности «временных круизов» продолжительностью в несколько дней и не предполагающих заход лайнера в порты.
2018 г. ознаменовался открытием регулярного маршрута «Севастополь - Ялта». Пассажирские перевозки обеспечиваются морским скоростным судном на подводных крыльях «Комета 120М», получившим название «Севастополь». В 2019 г. в Крым прибыло второе судно аналогичного класса, а в 2020 г. — третье. В настоящее время, судостроительным заводом «Вымпел» ведется строительство четвертого и пятого судов [5]. Указанное обстоятельство можно рассматривать, как свидетельство заинтересованности Крыма в развитии инфраструктуры морского сообщения региона.
Начиная с 2019 г., на Юге России открыт межрегиональный туристический маршрут «Золотое кольцо Боспорского царства», пролегающий по местам расположения городов античного государства. Маршрут включает 12 городов, расположенных на территории Краснодарского края, Республики Крым, Ростовской области, города Федерального значения Севастополя. В концепцию «Золотого кольца Боспорского царства» включен и яхтенный маршрут — «Паруса Боспора», который проложен из Геленджика в Севастополь с заходами и стоянками в городах, связанных с античной историей: Торик (Геленджик), Горгиппия (Анапа), Пантикопей (Керчь), Ялта, Херсонес (Севастополь) [6, 7].
По данным Министерства курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края (далее — Министерство курортов Краснодарского края), за последнее десятилетие в мире наблюдается тенденция увеличения интереса к
яхтингу и развитию индустрии отдыха на воде. В настоящее время множество владельцев маломерных морских судов, в том числе и иностранных, находятся в поиске новых маршрутов [8]. Одновременно с этим наблюдается рост числа яхт и катеров. На территории Краснодарского края происходит формирование современной инфраструктуры для развития яхтинга. Функционируют специализированные современные марины. Однако уже сейчас ощущается нехватка мест на стоянках, что связанно с несопоставимыми величинами вместимости современных марин (Сочи Гранд Марина и яхтенного порта «Имеретинский»), расположенных на территории края, и количеством маломерных морских судов, зарегистрированных в регионе [9].
Развитие сети марин Азово-Черноморского побережья России предполагается через реализацию ряда инвестиционных проектов. Так, наиболее значимые инициативы по развитию сети марин Краснодарского края были предложены в 2019 году на Российском инвестиционном форуме в г. Сочи. Тогда же было подписано соглашение о строительстве порта для парусных и маломерных морских судов — «Джубга» на 94 яхты в Туапсинском районе [10].
В рамках реализации проекта по созданию новой туристско-рекреационной зоны в Геленджике, ведется строительство яхтенной марины [11]. Окончание строительства запланировано на 2022 г. Вместе с тем, рабочей группой агентства стратегических инициатив рассматривается проект по расширению сети марин Краснодарского края и созданию 16 дополнительных объектов международного уровня [12, 13].
В Республике Крым также ведется планирование по развертыванию сети марин на полуострове. Определены наиболее перспективные места — Ялта, город Федерального значения Севастополь. Кроме того, рассматривается возможность формирования портопунктов в Коктебеле, Новом Свете, на мысе Тарханкут [14]. Утвержден проект яхтенной марины в Балаклаве [15].
2. ОСОБЕННОСТИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ПРОСТРАНСТВЕННОГО РАСПОЛОЖЕНИЯ ОБЪЕКТОВ ЯХТЕННОГО ТУРИЗМА НА ЧЕРНОМОРСКОМ ПОБЕРЕЖЬЕ
Согласно официальной информации, сеть марин Краснодарского края представлена шестью гаванями яхт-клубов и двумя яхтенными портами [2]. Вместе с тем, на сайте Министерства курортов и туризма Республики Крым (далее — Министерство курортов Республики Крым) информация подобного характера отсутствует.
Если обращаться к неофициальными информационным ресурсам сети Интернет, создаваемым любителями яхтинга, можно обнаружить, что они располагают гораздо большим объемом информации о количестве и расположении марин, гаваней и других портопунктов, расположенных на берегу Азово-Черноморского побережья как Краснодарского края, так и Республики Крым [16]. Также, стоит отметить тот факт, что при обращении к автоматизированной информационной системе о движении морских судов в мировом океане, обнаруживается практически полное отсутствие информации о сети марин Юга России в глобальном информационном пространстве [17]. Так, сеть марин
Краснодарского края представлена шестью объектами, три из которых отнесены к маринам и три к морским портам. Кроме того, сеть марин Республики Крым представлена в указанной АИС исключительно морскими портами, а сведения о яхтенных маринах полностью отсутствуют. Обобщённые сведения из перечисленных источников представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Информация о Черноморской сети марин Российской Федерации из разных информационных источников
№ п/п Наименование объекта Министерство курортов Marinetraffic .com Rusyachting .ru
1 2 3 4 5
Краснодарский край
1 Яхт-клуб «Анапа-Марина» + + +
2 Яхт-клуб «Форт Утриш» + - +
3 Яхт-клуб «Русское море» + - +
4 Яхт-клуб «Новошип» + - +
5 Яхт-клуб «Торнадо» + + +
6 Сочи Гранд Марина + + +
7 Яхт-клуб «Сочи» + - +
8 Порт Сочи «Имеретинский» + + +
9 Marina Kudepsta - + -
10 Marina Divnomorskoe - + +
11 Яхт-клуб «Черномор» - - +
12 Яхтенный центр - - +
13 Яхт-клуб «Витязь-2» - - +
14 Яхтенная стоянка «Лагуна» - - +
15 Яхт-клуб комплекса «Русское море» - - +
Республика Крым
16 «Золотой Символ» — Балаклава - - +
17 Яхтенная марина «Royal pier» - - +
18 Международный яхтенный комплекс «Моби-Дик» - - +
19 «Золотой символ» — Донузлав — Яхтенная марина - - +
20 Яхт-клуб Фарватер - - +
21 Яхт-клуб «Мрия» - - +
22 Яхт-клуб 243 г - - +
23 Яхт-клуб «Сент-Климент» - - +
24 Яхт-клуб «Юг» - - +
25 Яхт клуб «Адмирал» - - +
26 Яхт-клуб «Херсонес» - - +
27 Яхт-клуб «Ушакова балка» - - +
Продолжение таблицы 1.
1 2 3 4 5
28 Евпаторийский яхт-клуб - - +
29 Причал «Деметра» - - +
30 Яхт-клуб «Казачья бухта» - - +
Анализ таблицы указывает, на разрозненность и противоречивость данных о сети марин Черноморского побережья России. Очевидно, что наблюдаемые разночтения между источниками информации свидетельствуют о недостаточности информационного обеспечения, что негативно сказывается на популяризации яхтенного туризма на Юге России. Кроме того, обнаруженные разночтения затрудняют планирование навигационных маршрутов и способствуют возникновению путаницы среди начинающих яхтсменов. Совокупность указанных обстоятельств обусловливает повышение порога вхождения потенциальных яхтсменов в сферу яхтенного туризма.
Визуализация данных из перечисленных информационных источников, путем нанесения данных на картоснову, обеспечила возможность визуальной оценки пространственной конфигурации сети марин. А классификация данных по информационным источникам позволила проведение их сравнения (рис. 1).
Рис. 1. Сеть марин Черноморского побережья России, классифицированная по информационным источникам.
Источник: составлено авторами.
Рассматривая возможность прокладки международных яхтенных маршрутов по акватории Российской Федерации, опираясь на данные АИС шаппейаСйе, стоит рассмотреть два возможных направления движения вдоль береговой линии.
Вход в территориальные воды со стороны Краснодарского края (против хода часовой стрелки). В данном случае, бросается в глаза участок между г. Сочи (Sochi Grand Marina) и яхт-клубом «Торнадо», расположенным в пгт Новомихаловский (Marina Novomikhailovskiy). Расстояние между маринами составляет около 55-60 морских миль или 100-110 км, что является значительным расстоянием и не многие яхтсмены решатся на его прохождение. Также стоит обратить внимание на то обстоятельство, что крайним портопунктом, согласно сведениям Marinetraffic, является г. Анапа, за которым отсутствуют какие-либо яхтенные порты и марины. Другими словами, Анапа является конечной точкой маршрута.
Второе направление предполагает вход в территориальные воды со стороны Республики Крым. В данном случае, в АИС Marinetraffic присутствуют всего три пункта. Поселок городского типа Черноморское (port Chornomorske), город Федерального значения Севастополь (port Sevastopol) и г. Балаклава (port Balaklavskyi). Отдельно стоит отметить, что на электронной карте АИС Marinetraffic условный знак порта Севастополь расположен на территории города и не указывает на какое-либо гидротехническое сооружение.
Расстояние вдоль береговой линии между ближайшими портопунктами Республики Крым и Краснодарского края (Балаклава — Анапа) составляет около 350 км или 190 морских миль. Указанное расстояние сводит на нет возможность организации доступного международного транзитного яхтенного маршрута по акватории Черноморского побережья России.
Оценка пространственной конфигурации сети марин по данным Министерств субъектов РФ не представляется возможной в силу отсутствия каких-либо сведений о маринах расположенных на территории Крымского полуострова.
Анализ пространственного расположения портопунктов по данным сервиса Rusyachting, а также совокупности данных всех информационных источников, подтвердил невозможность организации международного яхтенного маршрута, рассчитанного на широкий круг яхтсменов.
ВЫВОДЫ
В настоящее время состояние сети марин Черноморского побережья Российской Федерации является недостаточным для организации транзитных маршрутов для широкого круга яхтсменов. Сеть марин проходит этап своего формирования. Прослеживается серьезная заинтересованность инвесторов в развитии яхтенного туризма и сопутствующей инфраструктуры на Юге России, в связи с чем ведется интенсивное строительство, реализуемое в рамках инвестиционных проектов. Одновременно с этим, упускаются из поля зрения смежные направления деятельности, связанные с информационным обеспечением сферы яхтенного туризма и его популяризацией.
Проведенный анализ позволил выявить недостаточное информационное сопровождение яхтинга, как на глобальном, так и на локальном уровнях. Основной недостаток информационного сопровождения глобального уровня можно охарактеризовать отсутствием актуальных сведений о сети марин в международных
информационных системах, что негативно сказывается на осведомленности иностранных яхтсменов о наличии Российской инфраструктуры в Черноморском бассейне. Для локального уровня характерной особенностью является скудность официальной информации о сети марин, что вынуждает яхтсменов обращаться к сведениям из альтернативных источников, которые не гарантируют надежность распространяемых сведений.
Сохранение выявленной динамики развития сети марин в условиях отсутствия доступного, актуального и надежного информационного обеспечения приводит к запутанности и, как следствие, к снижению вовлеченности региона в сферу яхтинга.
Выходом из ситуации может служить создание официального централизованного информационного ресурса, предоставляющего актуальные сведения об инфраструктуре, оснащении, услугах и другую актуальную информацию о маринах Черноморского побережья Российской Федерации в режиме реального времени.
Дискретность пространственного расположения марин располагает к созданию ядра информационного ресурса на основе геоинформационной системы (ГИС), поскольку одной из основных задач ГИС является обработка пространственной информации. Функциональность современных ГИС в состоянии обеспечить моделирование сети марин необходимой детализации и информационного наполнения. Централизация управления информационным ресурсом положительно скажется на критерии надежности информации и оперативности ее обработки. Доступ конечных пользователей информационному ресурсу возможно организовать посредством создания WMS (web map service) — сервиса, отображающего актуальную информацию на цифровой картоснове.
Список литературы
1. Министерство курортов и туризма Республики Крым. Статистические данные. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://mtur.rk.gov.ru/ru/structure/14 (дата обращения 05.04.2021).
2. Министерство курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://kurort.krasnodar.ru/ (дата обращения 05.04.2021).
3. ТАСС. Кубань в 2021 году рассчитывает вывести турпоток на допандемийный уровень. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://tass.ru/obschestvo/11130021 (дата обращения 05.04.2021).
4. Наливайко Д. В., Сидорова Д. В., Пинчук Д. С., Филобок А. А. Проблемы и перспективы развития круизного и яхтенного туризма в Краснодарском крае // Географические исследования Краснодарского края: сб. науч. тр. / Под общ. ред. А. В. Погорелова. Краснодар, 2016. С. 118-122.
5. Вести. В Крым прибудет новая «Комета». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://vesti92.ru/news/novosti/v-krym-pribudet-novaya-kometa/ (дата обращения 08.04.2021).
6. Золотое кольцо Боспорского царства. Паруса Боспора Яхтенный маршрут по Боспорскому царству. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.russian-bospor.ru/ (дата обращения 08.04.2021).
7. Миненкова В. В., Филобок А. А., Потапова А. Е. Перспективы реализации туристского маршрута «золотое кольцо Боспорского царства» // Туристско-рекреационный комплекс в системе регионального развития : Материалы VII Международной научно-практической конференции, пос. Небуг, Туапсинский район, Краснодарский край, 17-21 апреля 2019 года. пос. Небуг, Туапсинский район, Краснодарский край: Кубанский государственный университет, 2019. С. 302-305.
8. Филобок А. А., Турлучев А. П. Актуальные проблемы развития морского круизного туризма Юга России // Региональные географические исследования: Сборник научных трудов / Под общей редакцией А. В. Погорелова. Краснодар: Кубанский государственный университет, 2020. С. 267271.
9. Юркова А. Российская газета. Марина ждет. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rg .ru/2021/01/19/reg-ufo/chto-meshaet-krasnodarskomu-kraiu-aktivno-razvivat-iahting .html (дата обращения 11.04.2021).
10. Аджар А. Архитектура Сочи. Концепция развития сети марин от Сочи до Анапы на РИФе-2019. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://arch-sochi.ru/2019/02/proekt-razvitiya-seti-marin/ (дата обращения 12.04.2021).
11. Стройтрансгаз. Яхтенный комплекс и пассажирский порт в Геленджике. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.stroytransgaz.ru/projects/transport_infrastructure/11880/ (дата обращения 12.04.2021).
12. Строительство марин на Черноморском побережье Кубани оценили в Р605 млрд. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://kuban.rbc.ru/krasnodar/11/12/2020/5fd1d7ab9a7947a1c2e72957 (дата обращения 13.04.2021).
13. ТАСС. На Черноморском побережье Краснодарского края планируют создать сеть марин. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://tass.ru/obschestvo/10206985 (дата обращения 13.04.2021).
14. РИА Новости. Все зависит от инвесторов: в Крыму назвали места для яхтенных марин. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://crimea.ria.ru/economy/20200726/1118549997/Vse-zavisit-ot-investorov-v-Krymu-nazvali-mesta-dlya-yakhtennykh-marin.html (дата обращения 13.04.2021).
15. Объектив. Утвержден проект яхтенной марины в Балаклаве. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://obyektiv.press/node/119592. (дата обращения 13.04.2021).
16. Яхт-клубы и лодочные стоянки в России. RusYachting.ru. URL: https://rusyachting.ru/ (дата обращения 15.04.2021).
17. MarineTraffic: Global Ship Tracking Intelligence/AIS Marine Traffic. [Electronic resource]. URL: https://www.marinetraffic.com (reference date: 15.04.2021).
FEATURES OF INFORMATION SUPPLY OF YACHT TOURISM AND SPATIAL LOCATION OF MARINES ON THE BLACK SEA COAST Turluchev A. P.1, Filobok A. A.2
12Kuban state University, Krasnodar, Russian Federation E-mail: [email protected]; ,[email protected]
The article is devoted to the definition of the current state of information interaction and the provision of yacht tourism on the Black Sea coast of the Russian Federation. The marine network is going through the stage of its formation. There is a serious interest of investors in the development of yacht tourism and related infrastructure in the South of Russia, in connection with which intensive construction is being carried out within the framework of investment projects.
At the same time, related areas of activity related to information support of the yacht tourism sector and its popularization are overlooked.
It was found that currently there is no single official information resource dedicated to sea cruise tourism in the Azov-Black Sea basin of the Russian Federation, which meets the criteria for completeness, relevance and reliability of information.
It was determined that currently the information about the marina network is scattered and contradictory both at the global and regional levels. Three sources of information were selected for the assessment — data from a Russian official source, information from an international automated system on the movement of maritime transport in the oceans, and data from an unofficial Internet resource created by yachting amateurs. By comparing the data, discrepancies in information between all information resources were determined. The analysis made it possible to identify insufficient information support for yachting, both at the global and local levels. The main lack of information support at the global level can be characterized by the lack of up-to-date information about the marina network in international information systems, which negatively affects the awareness of foreign yachtsmen about the presence of Russian infrastructure in the Black Sea basin. For the local level, a characteristic feature is the scarcity of official information about the marina network, which forces yachtsmen to turn to information from alternative sources that do not guarantee the reliability of the information disseminated.
The preservation of the identified dynamics of the development of the marina network in the absence of accessible, relevant and reliable information support leads to confusion, and as a result, to a decrease in the region's involvement in the yachting sphere. A way out of the situation can be the creation of an official centralized information resource that provides up-to-date information about the infrastructure, equipment, services and other relevant information about the marinas of the Black Sea coast of the Russian Federation in real time.
The discreteness of the spatial location of marinas is conducive to the creation of a core of an information resource based on a geographic information system (hereinafter referred to as GIS), since one of the main tasks of a GIS is to process spatial information. The functionality of modern GIS is able to provide modeling of the marina network with the necessary detail and information content. The centralization of information resource management will have a positive effect on the criteria for the reliability of information and the efficiency of its processing. End users' access to the information resource can be organized by creating a WMS (web map service) — a service that displays up-to-date information on a digital map basis.
Keywords: yachting, tourism, a network of marinas, Krasnodar Territory, the Republic of Crimea, the Black Sea, geographic information systems.
References
1. Ministerstvo kurortov i turizma Respubliki Krym. Statisticheskie dannye. [Electronic resource]. URL: https://mtur.rk.gov.ru/ru/structure/14 (reference date: 05.04.2021) (in Russian).
2. Ministerstvo kurortov, turizma i olimpijskogo naslediya Krasnodarskogo kraya. [Electronic resource]. URL: https://kurort.krasnodar.ru/ (reference date: 05.04.2021) (in Russian).
3. TASS. Kuban' v 2021 godu rasschityvaet vyvesti turpotok na dopandemijnyj uroven'. [Electronic resource]. URL: https://tass.ru/obschestvo/11130021 (reference date: 05.04.2021) (in Russian).
4. Nalivajko D.V., Sidorova D. V., Pinchuk D. S., Filobok A. A. Problemy i perspektivy razvitiya kruiznogo i yahtennogo turizma v Krasnodarskom krae. Geograficheskie issledovaniya Krasnodarskogo kraya: sb. nauch. tr. (ed.) A.V. Pogorelova. Krasnodar, 2016. pp. 118-122 (in Russian).
5. Vesti. V Krym pribudet novaya «Kometa». [Electronic resource]. URL: https://vesti92.ru/news/novosti/v-krym-pribudet-novaya-kometa/ (reference date: 08.04.2021) (in Russian).
6. Zolotoe kol'co Bosporskogo carstva. Parusa Bospora YAhtennyj marshrut po Bosporskomu carstvu. [Electronic resource]. URL: https://www.russian-bospor.ru/ (reference date: 08.04.2021) (In Russian).
7. Minenkova, V. V., Filobok A. A., Potapova A. E. Perspektivy realizacii turistskogo marshruta "zolotoe kol'co Bosporskogo carstva". Turistsko-rekreacionnyj kompleks v sisteme regional'nogo razvitiya: Materialy VII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, pos. Nebug, Tuapsinskij rajon, Krasnodarskij kraj, 17-21 aprelya 2019 goda. pos. Nebug, Tuapsinskij rajon, Krasnodarskij kraj: Kubanskij gosudarstvennyj universitet, 2019. pp. 302-305 (in Russian).
8. Filobok, A. A., Turluchev A. P. Aktual'nye problemy razvitiya morskogo kruiznogo turizma Yuga Rossii. Regional'nye geograficheskie issledovaniya: Sbornik nauchnyh trudov. (ed.) A. V. Pogorelova. Krasnodar: Kubanskij gosudarstvennyj universitet, 2020. pp. 267-271 (in Russian).
9. A. Yurkova. Rossijskaya gazeta. Marina zhdet. [Electronic resource]. URL: https://rg.ru/2021/01/19/reg-ufo/chto-meshaet-krasnodarskomu-kraiu-aktivno-razvivat-iahting.html (reference date: 11.04.2021) (in Russian).
10. Adzhar A. Arhitektura Sochi. Koncepciya razvitiya seti marin ot Sochi do Anapy na RIFe-2019. [Electronic resource]. URL: https://arch-sochi.ru/2019/02/proekt-razvitiya-seti-marin/ (reference date: 12.04.2021) (in Russian).
11. Strojtransgaz. YAhtennyj kompleks i passazhirskij port v Gelendzhike. [Electronic resource]. URL: http://www.stroytransgaz.ru/projects/transport_infrastructure/11880/ (reference date: 12.04.2021) (in Russian).
12. Stroitel'stvo marin na CHernomorskom poberezh'e Kubani ocenili v P605 mlrd. [Electronic resource]. URL: https://kuban.rbc.ru/krasnodar/11/12/2020/5fd1d7ab9a7947a1c2e72957 (reference date: 13.04.2021) (In Russian).
13. TASS. Na CHernomorskom poberezh'e Krasnodarskogo kraya planiruyut sozdat' set' marin. [Electronic resource]. URL: https://tass.ru/obschestvo/10206985 (reference date: 13.04.2021) (in Russian).
14. RIA Novosti. Vse zavisit ot investorov: v Krymu nazvali mesta dlya yahtennyh marin. [Electronic resource]. URL: https://crimea.ria.ru/economy/20200726/1118549997/V se-zavisit-ot-investorov-v-Krymu-nazvali-mesta-dlya-yakhtennykh-marin.html (reference date: 13.04.2021) (in Russian).
15. Ob"ektiv. Utverzhden proekt yahtennoj mariny v Balaklave. [Electronic resource]. URL: https://obyektiv.press/node/119592. (reference date: 13.04.2021) (in Russian).
16. YAht-kluby i lodochnye stoyanki v Rossii. RusYachting.ru. [Electronic resource]. URL: https://rusyachting.ru/ (reference date: 15.04.2021) (in Russian).
17. MarineTraffic: Global Ship Tracking Intelligence/AIS Marine Traffic. [Electronic resource]. URL: https://www.marinetraffic.com (reference date: 15.04.2021).
Поступила в редакцию 30.04.2021