Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ПРИБРЕЖНОГО МОРСКОГО ТРАНСПОРТА И ПРИБРЕЖНОЙ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В СОЧИНСКОМ РЕГИОНЕ'

РАЗВИТИЕ ПРИБРЕЖНОГО МОРСКОГО ТРАНСПОРТА И ПРИБРЕЖНОЙ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В СОЧИНСКОМ РЕГИОНЕ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
241
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИБРЕЖНЫЙ МОРСКОЙ ТРАНСПОРТ / ПОРТОПУНКТ / РЕКОНСТРУКЦИЯ / ЯХТИНГ / МОРСКОЙ ТУРИЗМ / COASTAL MARINE TRANSPORT / PORT POINT / RECONSTRUCTION / YACHTING / SEA TOURISM

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Дрейзис Ю.И., Бондарева Е.В., Вершинина Г.Н.

Одной из важных составляющих, определяющих развитие всего Черноморского побережья, является и прибрежный морской транспорт. Рассмотрены вопросы необходимости восстановления прибрежных пассажирских перевозок в пределах побережья Большого Сочи и всего Краснодарского края в связи с интенсивным развитием туризма на Черноморском побережье России, обеспечением транспортной связи между населенными пунктами и активизацией развития туризма в регионе. Показана необходимость дальнейшей реализации программы реконструкции и развития объектов прибрежной транспортной инфраструктуры как Сочинского региона, так и всего Черноморского побережья России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of coastal sea transport and coastal transport infrastructure in the Sochi region

The coastal marine transport is one of the important components defining development of all Black Sea coast of Russia. Questions of need of restoration of coastal passenger traffic within the coast of Greater Sochi in connection with intensive development of tourism in Krasnodar Region of Russia, ensuring transport communication between settlements and activization of development of tourism in the region are considered. Need of further implementation of the program of reconstruction and construction of port points (moorings), objects of coastal transport infrastructure of the Sochi region and all Black Sea coast of Russia is shown.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ПРИБРЕЖНОГО МОРСКОГО ТРАНСПОРТА И ПРИБРЕЖНОЙ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В СОЧИНСКОМ РЕГИОНЕ»

11. Nureev R. M. Economics of the Olympic Games / R. M. Nureev, E. V. Markin. M .: Norma, 144 p. (2015)

12. Resolution of the Municipal Administration of the city of Sochi, Krasnodar Territory of January 18, 2016 N32 "On approval of the municipal program of the city of Sochi" Post-Olympic use of Olympic facilities and development of the Imereti lowland of the resort city of Sochi "(with amendments and additions) [Electronic resource] Official site of the Sochi Administration. - Sochi, 2017. - Access mode https: //www.sochi adm.ru/gorodskaya-vlast / administration-city / deyatelnost / economika / reestr / 3077 (2016) (access date: 10.23.2018)

13. Sheveyko O. Sochi - towards the Olympics. // Architecture, Construction, Design. [Electronic resource]. - Sochi, - Mode of access: http://www.arch-journal.ru/rus/ 03602010 / sochi.htm (2010) (access date: 10.23.2018)

УДК 332.145

Ю.И. Дрейзис,

к.т.н., доцент, г. Сочи, Сочинский государственный университет

Yu.I. Dreyzis

dr. (Technical Sciences), ass. professor, Sochi, Sochi State University

Е.В. Бондарева

к.т.н., доцент, г. Сочи, Сочинский государственный университет

E. V. Bondareva

dr. (Technical Sciences), ass. professor, Sochi, Sochi State University

Г.Н. Вершинина

ст. преподаватель, г. Сочи, Сочинский государственный университет

G.N. Vershinina, senior teacher, Sochi, Sochi State University

РАЗВИТИЕ ПРИБРЕЖНОГО МОРСКОГО ТРАНСПОРТА И ПРИБРЕЖНОЙ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В СОЧИНСКОМ РЕГИОНЕ

Аннотация. Одной из важных составляющих, определяющих развитие всего Черноморского побережья, является и прибрежный морской транспорт. Рассмотрены вопросы необходимости восстановления прибрежных пассажирских перевозок в пределах побережья Большого Сочи и всего Краснодарского края в связи с интенсивным развитием туризма на Черноморском побережье России, обеспечением транспортной связи между населенными пунктами и активизацией развития туризма в регионе. Показана необходимость дальнейшей реализации программы реконструкции и развития объектов прибрежной транспортной инфраструктуры как Сочинского региона, так и всего Черноморского побережья России.

Abstract. The coastal marine transport is one of the important components defining development of all Black Sea coast of Russia. Questions of need of restoration of coastal passenger traffic within the coast of Greater Sochi in connection with intensive development of tourism in Krasnodar Region of Russia, ensuring transport communication between settlements and activization of development of tourism in the region are considered. Need of further implementation of the program of reconstruction and construction of port points (moorings), objects of coastal transport infrastructure of the Sochi region and all Black Sea coast of Russia is shown.

Ключевые слова: Прибрежный морской транспорт, портопункт, реконструкция, яхтинг, морской туризм

Keywords: Coastal marine transport, port point, reconstruction, yachting, sea tourism

ВВЕДЕНИЕ

Комплексное развитие Сочинского региона и всего Черноморского побережья Краснодарского края России предусматривалось в рамках завершившейся Федеральной Программы [1]. Программа [1] предусматривала многовариантные сценарии и перечень задач для дальнейшего устойчивого регионального развития. Важнейшая задача, стоявшая в данной программе - сохранить оптимальное равновесие между курортно-рекреационными и другими возможными вариантами использования региона.

Одной из важнейших составляющих привлекательности региона на протяжении последнего столетия является его прибрежная зона, активно используемая в рекреационной и туристической деятельности, для пляжного отдыха, а сам регион прежде всего рассматривается как морской курорт.

Особенность экономико-географического положения Сочи, а также всего Черноморского побережья России, обуславливает наличие в регионе многочисленных объектов сферы туризма, а также объектов, деятельность которых направлена на обеспечение устойчивых перспектив развития туристической составляющей региона - основы его экономики.

Еще одной из важных составляющих, также определяющих развитие всего Черноморского побережья, является и прибрежный морской транспорт. Каботажное плавание, пассажирское сообщение на местных линиях, морской круизный транспорт были широко распространены вдоль Черноморского побережья Советского Союза.

Пассажирское морское сообщение на местных линиях успешно функционировало до 90-х годов прошлого века. Оно охватывало все Черноморское побережье СССР от Батуми до Одессы и Измаила, используя малые суда и суда на подводных крыльях типа «Комета».

Суда на подводных крыльях, которые осуществляя межрегиональные перевозки, регулярно перевозили пассажиров из Сочи в Анапу, Геленджик, Ялту, Сухуми и Батуми с посещением всех основных прибрежных городов и крупных населенных пунктов. Прибрежные портовые города Черноморского побережья являлись базами системы местных пассажирских линий. Эта система охватывала, особенно в летний курортный период, практически все крупные поселения на побережье Кавказа, Крыма, Украины, Абхазии и Аджарии.

Порт Сочи - это не замерзающий порт, навигация длится круглый год. Акватория Сочинского морского торгового порта, включая акватории портопунктов Адлер, Курортный городок, Хоста, Лоо и Лазаревское ограничена радиусом в 2 морские мили. Территория Сочинского порта включает 27 участков, а акватории морских терминалов - 15 участков.

Система морских пассажирских на местных линиях Большого Сочи успешно функционировала до 90-х годов прошлого века и обслуживала до 1,5 млн. пассажиров в год. Пассажирооборот местных линий, проходивших через портопункты Б. Сочи, составлял от 5 до 80 тысяч пассажиров в год для каждого портопункта. Пропускная способность и пассажиропоток в наиболее крупных портопунктах Сочинского региона, таких как Адлер, Хоста и Лазаревское, суммарно превышал 200 тыс. человек в год (рисунок 1).

В последующие годы, с существенным уменьшением туристического потока и числа отдыхающих, этот вид транспортных и одновременно рекреационных услуг был практически полностью ликвидирован. Причалы местных линий в регионе пришли в запустение. 10 причалов портопунктов в связи с аварийным состоянием были демонтированы.

100000 75000 50000 25000 0

-1-----г

Хоста Кургородок

□ высадка □посадка

Адлер Лазаревское

Рисунок 1 - Данные по пропускной способности и пассажиропотоку в наиболее крупных портопунктах (причалах) Сочинского региона в 1980-1990 гг.

С ростом экономики России туристический поток в регион стал увеличиваться, особенно после 2008 года. Количество отдыхающих в районе Большого Сочи превысило 4 млн. человек ежегодно. При этом судами прибрежного плавания было перевезено всего несколько тысяч человек. Это напрямую было связано с разрушением прибрежной морской транспортной инфраструктуры, в т.ч. портопунктов и пирсов, т.к. в портопунктах на пригородных линиях функционировали в основном пирсы и причалы с деревянным настилом.

Сочи в последнее десятилетие - особая территория инвестиционной привлекательности и развития своей инфраструктуры. Это право называться курортным центром России он завоевал благодаря своему географическому положению и климатическим условиям. Принципы устойчивости региона и перспективы его развития как крупнейшей в России курортной агломерации были сформулированы еще в Генеральном плане развития города 1986 г. Дальнейшее развитие эти принципы получили в новом Генеральном плане 2009 гг. [2-3]. В этих Генеральных планах развития города отмечалась необходимость дальнейшего развития прибрежной транспортной инфраструктуры, включая прибрежный транспорт.

Необходимость восстановления морских пассажирских перевозок в пределах побережья Большого Сочи обусловливается, в первую очередь, с интенсивным развитием туризма в Краснодарском крае, обеспечением транспортной связи между населенными пунктами и активизацией развития туризма в регионе перед и особенно после проведения Зимних Олимпийских игр в 2014 г. и Чемпионата мира по футболу в 2018 г.

Перспективное развитие каботажных перевозок в районе Б. Сочи имеет значительный потенциал, и связано, в первую очередь, с развитием туризма в районе Большого Сочи.

Кроме того, развитие данного сегмента предполагает активные меры по восстановлению популярности морских прогулок среди туристов, в том числе за счет обновления изношенного флота.

Сегменты рынка прибрежных морских перевозок составят: - прогулочные перевозки, - регулярные перевозки.

Прогноз компании PriceWaterHouse, который был выполнен в рамках разработки обоснования инвестиций в развитие Сочинского морского порта, показал, что потребность в местных пассажирских перевозках уже к 2010 году составила более 300 тыс. чел., а к 2020 гг. соответственно должна достигнуть 700 тыс. пассажиров в год.

Потребность в местных пассажирских сообщениях подтверждается и введением в последние годы в действие пассажирских линий Сочи-Новороссийск и Сочи-Батуми, которыми пользуются несколько тысяч пассажиров в год.

Кроме того, развитие данного сегмента предполагает активные меры по восстановлению популярности морских прогулок среди туристов, в том числе за счет обновления изношенного флота.

Согласно выполненным прогнозным проработкам, при базовом сценарии развития, по сравнению с 2008 годом в ближайшие годы ожидается увеличение пассажирооборота почти в 6 раз, а при оптимистичном - почти

в 10 раз, с достижением уровня 80-90х годов (рисунок 2).

2005 2007 3010 3015 ЗОЗО

vtar

□ basic ® optimistic В Fact

Рисунок 2 - Прогноз пассажиропотока на местных прибрежных линиях

Создание инфраструктуры для прибрежных морских пассажирских перевозок и яхтинга вдоль Российского побережья Черного моря - это одно из важных направлений развития рекреационного потенциала береговой зоны. Такая инфраструктура позволит существенно разнообразить рекреационно-туристическую активность (туризм, отельный бизнес и т.д.).

В Федеральной программе развития Черноморского побережья России имеется раздел реконструкции транспортной инфраструктуры прибрежных городов и всего региона, в т.ч. развития прибрежного морского транспорта и яхтинга [1, 2, 4, 5].

Программа реконструкции и создания береговой инфраструктуры для восстановления и эксплуатации местных пассажирских морских линий только на Кавказском Черноморском побережье России [1, 4, 5, 8-14] предполагает строительство около 10 яхт-гаваней, восстановление, реконструкцию или строительство более 30 портопунктов вдоль всей береговой зоны Черноморского побережья России.

Портопункты представляют собой значительные по размерам берегозащитные гидротехнические сооружения. Их строительство и эксплуатация может привести к существенным воздействиям на водную среду в прибрежной зоне моря и прилегающую береговую зону, деформации береговой линии и пляжной полосы вблизи портопунктов.

Необходимо прогнозировать эти воздействия, оценивать экологические ущербы и обеспечивать минимизацию соответствующего интегрального экологического ущерба для обеспечения рационального природопользования с сохранением окружающей среды.

Перспективность создания группы яхт-гаваней и портовых пирсов на Черноморском побережье России (всего более 30, в т.ч. 15 в Сочинском регионе) в соответствии с программой развития туриндустрии на территории Краснодарского края, а также то, что условия районов строительства во многом схожи, приводит к необходимости решения задачи разработки инженерных решений, оценки ущерба, как на этапе строительства, так и при последующей комплексной рекреационной эксплуатации таких объектов.

Проект реконструкции и строительства 15 морских терминалов морского порта Сочи с созданием береговой инфраструктуры для восстановления местных пассажирских морских линий [4, 5, 8-14, 17] безусловно будет способствовать экономическому развитию, но также создает и дополнительную техногенную нагрузку на окружающую среду в регионе Сочи и прилегающей территории.

Детальные исследования возможных последствий для экологической ситуации в прибрежной зоне необходимы для принятия экологически ориентированного управленческого решения о реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности, связанной с реконструкцией портопунктов (причалов). Необходима полная оценка возможных неблагоприятных воздействий, оценки экологических последствий, разработка мер по уменьшению и предотвращению негативных воздействий на прибрежную зону моря вблизи портопунктов [18].

1. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРИБРЕЖНОГО ТРАНСПОРТА В РЕГИОНЕ СОЧИ И НА ЧЕРНОМОРСКОМ ПОБЕРЕЖЬЕ РОССИИ

Реконструкция пассажирских причальных и портовых сооружений, соответствующих по планировке, комфорту и безопасности европейским нормативам, обусловлена перспективой развития морских круизно-тури-стических пассажирских перевозок, предусмотренной в концепции Генплана развития Сочинского региона []:

интермодальные перевозки по всему Черному морю; экскурсионные перевозки по ближнему побережью; развозочно-распределительные перевозки отдыхающих на пляжи; маятниковые трудовые поездки обслуживающего персонала сочинских курортов.

Создание морской транспортной системы для пассажирских перевозок в районе Б. Сочи предполагает осуществлять перевозки по северному и южному маршруту. Центром пересадки на маршруты и пунктом базирования пассажирского флота должен стать порт Сочи.

ФГУП «Росморпорт» в рамках Программы [5] на стадии «Обоснование инвестиций» перед проведением Зимних Олимпийских игр 2014 г. разработал и в значительной степени реализовал проект «Реконструкция, строительство порта Сочи с береговой инфраструктурой. Цель Программы - создание международного центра пассажирских и круизных перевозок для обеспечения приема крупнотоннажных круизных судов в период Олимпиады и развития туризма в городе» [1, 2, 5]. Проект выполнялся в рамках подпрограммы «Морской транспорт» в составе ФЦП «Модернизация транспортной системы России (2002-2020 - 2030 гг.)».

К основным мероприятиям реконструкции порта Сочи и прилегающей территории побережья, реализованных к началу проведения зимней Олимпиады 2014 г., относилось [2, 5]:

строительство глубоководных причалов и новых оградительных гидротехнических сооружений для одновременного приема 6-8 многопалубных круизных судов,

реконструкция объектов порта и акватории с созданием яхтенного порта и соответствующей инфраструктуры,

реконструкция порта и береговой инфраструктуры с целью создания международного центра морских пассажирских перевозок,

обустройство яхтовых марин на 500 якорных мест,

обустройство современного таможенного терминала у международного причала,

строительство 2-ой очереди пунктов пропуска между южной галереей порта и пляжем «Маяк» и создание искусственно образованной территории 200х250 м между южным молом порта и центральными сочинскими пляжами, а затем 3-ей очереди пропуска пассажиров,

строительство пассажирского терминала на месте грузового также с расширенным пунктом пропуска и ускоренным оформлением пассажиров и их багажа,

ремонт и реставрация здания Морского вокзала, ремонт инженерных сетей, реконструкция гидротехнических сооружений и береговых объектов, реконструкция расположенных вдоль морского побережья региона 8-ми причалов. В рамках реализации проекта «15 морских терминалов морского порта Сочи с созданием береговой инфраструктуры для осуществления морских пассажирских перевозок (Имеретинка, Южные культуры, Адлер, Курортный городок, Кудепста, Хоста, Мацеста, Курортный парк, Новые Сочи, Мамайка, Дагомыс, Лоо, Вар-дане, Лазаревское, Аше)», предусмотренного постановлениями Правительства Российской Федерации от 29.12.07 г. №991 «Программа строительства олимпийских объектов и развитие города Сочи как горноклиматического курорта», от 11.06.08 г. №443 и от 31.12.08 г. №1086 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.07 г. №991», на первом этапе выполнялась реконструкция 5-ти существующих пирсов в населенных пунктах Лазаревское, Лоо, Хоста, Курортный городок и Адлер, а также строительство новых пирсов на месте демонтированных конструкций в пунктах Дагомыс, Мацеста и Имеретинка. Общий объем капиталовложений составил примерно 10 млрд. руб.

Предлагаемые ниже схемы (таблица 1, рисунок 3 и рисунок 4) охватывают все четыре административных района, практически все побережье Большого Сочи (за исключением пос. Аше) и обеспечивает пассажирские сообщения на морском участке длиной 82,9 км.

Таблица 1 - Основные участки между портопунктами (причалами) в регионе

№ п/п Морские терминалы Расстояние между терминалами, км

1. Лазаревское-Лоо 32,6

2. Лоо-Дагомыс 8,1

3. Дагомыс-Мацеста 15,9

4. Мацеста-Хоста 6,9

5. Хоста-Курортный городок 4,6

6. Курортный городок-Адлер 9,3

7. Адлер-Имеретинка 5,5

Итого 82,9

Рисунок 4 - Ситуационный план расположения морских терминалов

Выбор первоочередных для реконструкции восьми морских терминалов обусловлен следующими факторами:

1) Пять существующих пирсов: Лазаревское, Лоо, Хоста, Курортный городок и Адлер находятся в районах с наибольшим населением, наибольшей плотностью расположения рекреационных объектов (пляжи, санатории, пансионаты, гостиницы). В этих поселках расположены железнодорожные станции, являющие пунктами остановок поездов, как местных, так и дальних сообщений.

2) Первых 5 объектов реконструкции портопунктов были отобраны на основе и других индикаторов, которые характерны для этих объектов Сочинского региона.

В ранее существовавшей системе местных морских сообщений данные пирсы являлись базовыми и принимали все типы пассажирских судов прибрежного плавания, включая скоростные суда на подводных крыльях.

В Лазаревском районе (существующие пирсы Лазаревское, Лоо, Дагомыс) проживает более 91 тыс. чел. По официальным данным количества койко-мест, район единовременно может принять более 27 тыс. отдыхающих, из них 11 тыс. - Дагомыс. Район наиболее привлекателен для туристов, организованы экскурсии по водопадам, пещерам, ущельям). В районе расположена самая северная в мире чайная плантация.

В Центральном районе (пирс Мамайка, причалы в порту Сочи) проживает более 158 тыс. человек. В районе располагаются крупнейшие гостиницы, имеется более 20 тыс. койко-мест.

Население Хостинского района (пирсы Мацеста, Хоста) - более 87 тыс. чел., койко-мест - более 26 тыс. В пос. Мацеста расположен уникальный бальнеологический курорт. В районе демонтированного причала имеется здание морского вокзала.

В Адлерском районе (пирсы Курортный городок, Адлер, Имеретинка) проживает более 137 тыс. чел., койко-мест - более 30 тыс. В районе располагается дельфинарий, два аквапарка, крупнейший в Европе дендро-парк, обезьяний питомник. В районе пос. Имеретинка осуществлено строительство 4-х крупных олимпийских объектов.

Реконструкция 5 первых портопунктов в рамках программы [2, 4, 10] было осуществлено до начала Зимних Олимпийских игр.

Перед началом реконструкции пирсы Лазаревское, Лоо, Хоста, Курортный городок и Адлер характеризовались значительным физическим износом, находились в аварийном состоянии, были не пригодны к эксплуатации и практически были выведены из эксплуатации.

Прогрессирующие разрушения элементов конструкций ухудшали экологическое состояние побережья и представляли серьезную опасность для отдыхающих.

Стоимость реконструкции этих пирсов оказалась соизмерима с затратами на демонтаж.

Пирсы Дагомыс, Мацеста и Имеретинка были построены на участках ранее располагавшихся конструкций, демонтированных в 90-х гг. в связи с полным разрушением.

Постолимпийские перспективы развития курорта в целом невозможны без четкого и комфортного приема «морских» туристов. Поэтому развитие порта, дальнейшая реконструкция портопунктов и связанной с ними инфраструктуры, по аналогии с другими морскими курортами - необходимый фактор и включает следующие особенности реконструкции:

усиление в Европе рекламы города-курорта Сочи как центра рекреационного и морского туризма,

приобретение высоко комфортных и быстроходных морских средних судов,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

реконструкция расположенных вдоль морского побережья региона и вдоль всего Черноморского побережья России причалов для обслуживания местного прибрежного транспорта (катера, яхты, прогулочные суда, прибрежный транспорт).

Для реализации предложений по восстановлению местных пассажирских морских линий предусматривается:

на первом этапе (для Сочинского региона) - полная комплексная реконструкция 15 портопунктов в г. Сочи (Имеретинка, Южные культуры, Адлер, Курортный городок, Кудепста, Хоста, Мацеста, Курортный парк, Новые Сочи, Мамайка, Дагомыс, Лоо, Вардане, Лазаревское, Аше), с созданием соответствующей береговой инфраструктуры. Частично по отдельным портопунктам и причалам на участке от Сочи до Адлера работы по реконструкции были выполнены до начала проведения Зимних Олимпийских игр 2014 г. по проектам ФГУП «Ро-сморпорт». 5 портопунктов были частично реконструированы до начала Олимпиады;

на втором этапе - приобретение скоростных (морское такси) и прогулочных пассажирских судов, в т.ч. на воздушных крыльях.

Объекты строительства в портопунктах:

• причалы местных линий;

• навигационная обстановка;

• инженерные сети;

• коммерческие объекты для обслуживания пассажиров (павильоны обслуживания пассажиров, кафе-рестораны, магазины и т.п.).

Восстановление морских пассажирских перевозок в пределах Большого Сочи является основой для создания системы морских сообщений на местных линиях на всем Черноморском побережье России.

Размещение новых причалов предполагается организовать на месте ранее существовавших и разрушенных за последние десятилетия причалов. Пирсы должны выноситься на естественные глубины. Конструктивные и архитектурные решения могут быть различными.

Примеры возможных конструктивных решений для портопунктов Сочинского региона, предложенных в проектах ФГУП «Росморпорт», приведены на рисунках ниже (рисунок 5).

Рисунок 5 - Примеры инженерных решений для портопунктов (причалов)

Работы по строительству морских терминалов (пирсов) должны осуществляться силами генеральной подрядной строительной организации («Генподрядчика»), которая определяется «Заказчиком» в результате тендерных (подрядных) торгов [15, 16].

Организация строительства должна предусматривать строительно-монтажные работы в основном в весенне-летний период (период меньшего числа штормовых дней) с применением современных средств механизации производственных процессов, с выполнением всех требований и рекомендаций по производству работ в данный период времени, природоохранных требований и требований по безопасности труда. Особенностью строительства в этот период является то, что обычно портопункты располагаются вблизи пляжных территорий.

Продолжительность строительства каждого из пирсов не должна превышать 80-90 дней. Ожидаемая стоимость строительно-монтажных работ по каждому новому или реконструируемому пирсу в среднем может составить 130 млн. рублей.

Приобретение высоко комфортных и быстроходных морских средних судов является также важным этапом в развитии местного прибрежного судоходства. Уже после реконструкции функционируют несколько порто-пунктов. Начато нерегулярное движение судов на подводных крыльях типа «Комета» по маршруту Сочи-Ялта и Сочи-Батуми. Однако эксплуатируемые на побережье суда устаревших типов, недостаточно комфортны и имеют большой срок их эксплуатации.

Примеры новых типов судов для организации прибрежных морских перевозок в регионе могут быть аналогичны приведенным на рисунках 6 и 7.

Рисунок 6 - Прогулочное судно. Пассажировместимость - 60 пасс. (длина=19,5м; ширина=9,0 м;

осадка=0,7 м). Скорость - 22 узла

Рисунок 7 - Линейное судно. Пассажировместимость -60 -150 пасс. (длина=34,5м; ширина=8,4м;

осадка=1,7м). Скорость - 25 - 41 узел

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Реализация проекта реконструкции и строительство 15 морских терминалов морского порта Сочи с созданием береговой инфраструктуры с целью восстановления местных пассажирских морских линий будет способствовать дальнейшему развитию туризма в регионе, формированию образа Сочи как центра и рекреационного, и горноклиматического, и морского туризма.

В корректировке Концепции развития Генплана в постолимпийский период должны быть тщательно и дополнительно исследованы и определены условия использования прибрежных территорий, восстановления и дальнейшего развития прибрежной транспортной инфраструктуры.

Однако этот проект безусловно создает дополнительную техногенную нагрузку на окружающую среду в регионе Большого Сочи и прилегающей территории и требуется тщательное изучение минимизация негативных последствий от его реализации.

Пирсы для приема пассажирских судов с двухсторонним расположением причалов с пониженной площадкой должны быть созданы для обеспечения регулярных пассажирских перевозок в пределах Большого Сочи, что является важной социально-экономической задачей. Места расположения портопунктов должны стать локальными центрами повышения туристической привлекательности региона широкого экономического спектра.

Необходимы дополнительные исследования возможных последствий для экологической ситуации в прибрежной зоне при реализации данного проекта. Они должны быть выполнены для принятия экологически ориентированного управленческого решения по реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности вблизи портопунктов посредством более детальной оценки экологических последствий строительства и эксплуатации, разработки мер по уменьшению и предотвращению негативных воздействий на прибрежную зону.

Проект имеет высокую социальную значимость. Восстановление местных пассажирских сообщений не только существенно снизит существующую транспортную напряженность в регионе, но и, несомненно, отвечает требованиям благоустройства побережья Большого Сочи.

Восстановление морских пассажирских перевозок в пределах Большого Сочи также является основой для создания системы морских сообщений на местных линиях на всем Черноморском побережье России.

В результате воплощения предложений развития прибрежного морского транспорта, яхтинга, восстановления и развития системы портопунктов (причалов) на Черноморском побережье России могут быть достигнуты следующие результаты [8-11, 14, 17]:

В ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВЕ: качественное улучшение функционального использования прибрежной рекреационной зоны; изменение архитектурного облика рекреационно-урбанизированных комплексов в прибрежной зоне внесением в него принципиально новых элементов; создание района интенсивного яхтинга, каботажного плавания, межрайонных морских транспортных грузовых и пассажирских перевозок как элемента Черноморского морского туризма.

В ЭКОНОМИКЕ: повышение туристической привлекательности региона широкого спектра; привлечение инвестиций на побережье; стимулирование развития новых отраслей экономики в регионе.

В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ: создание новых рабочих мест в различных городских сферах, имеющих отношение к обслуживанию прибрежного морского транспорта: строительстве, бытовом обслуживании, общественном питании и др.; развитие периферийных районов побережья; полноценное задействование рекреационных ресурсов региона.

Только системный подход к реализации программы развития прибрежного транспорта, прибрежной морской инфраструктуры и яхтинга будет способствовать комплексному развитию Черноморского побережья России как региона с широким списком предоставленных услуг морского туризма.

Источники:

1. Федеральная целевая программа «Развитие г. Сочи горноклиматического курорта» (2006-2014 гг.) // Сайт Департамента экономического развития Краснодарского: [Электронный ресурс - Режим доступа: /earmarked_program/ sochi/06-03-07.html (2006) (дата обращения: 3 ноября 2018 г.)

2. Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. №991 «О Программе строительства олимпийских объектов и развития г. Сочи как горноклиматического курорта» // Официальный сайт Роснедвижимости: [Электронный ресурс]. -Режим доступа: //upload /www /files/pril_991_2912207.pdf (2007) (дата обращения: 3 ноября 2018 г.)

3. Разработка Генерального плана городского округа «Город Сочи». Положения о территориальном планировании. OAO «Российский институт градостроительства и инвестионного развития «Гипрогор», РосНИИ урбанистики». Государственный госконтракт №8-07-524 от 30 мая 2007 года. Москва-Санкт-Петербург (2009)

4. Бондарева Е. В., Кантаржи И. Г., Дрейзис Ю. И. «Экологические проблемы строительства яхтенных портов (марин) на Черноморском побережье РФ». Наука Кубани, Краснодар, Изд-во «Просвещение-Юг», 2008, т. 3, с. 53-64

5. А. Лаврищев «O развитии морской портовой инфраструктуры в Азово-Черноморском бассейне. Доклад на заседании Морской коллегии при Правительстве России, состоявшейся Новороссийске 29 марта 2013 г., опубликован пресс-службой ФГУП «Росморпорт». PortNews, 02.04.2013. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: //upload /www /files/pril_991_ 2912207.pdf (2007) (дата обращения: 3 ноября 2018 г.)

6. Сахненко М. А. Анализ и оценка технико-экономического развития портов России в 21 веке. Материалы конференции. Изд-во «Альтаир», МГАВТ, 5 с. (2013)

7. Короткий А. А., Котельников В. Транспортная инфраструктура на Олимпийских играх в Сочи. Экология и безопасность. Санкт-Петербург: февраль 2009. №2 (58), с. 3. (2009)

8. Bondareva E., Grishin N., Dreizis Y., Kantardgi I. Environmental impact assessment of the developed yacht-ports along the Russian Black Sea coast. Proceedings of the 7 International Conference «COPEDEC VII», 2008, Dubai, UAE. COPEDEC VII, Colombo, Sri Lanka. Full text CD, paper №197, 13 p. (2008)

9. Bondareva Е, Dreyzis Y, Kantardgi I. The Yachting Development at Sochi Region and Problem of CZM. Proc. of MED & Black Sea ICM 08 International Conference. Workshop. Akyaka, Turkey, 14-19.10.2008 (2008)

10. Дрейзис Ю.И. Строительство яхтенных портов (марин) на Черноморском побережье России и проблемы экологии. Сб. трудов V Международной научной конференции «Интеграция, партнерство и инновации в строительной науке и образовании», 16-17 ноября 2016г.

Москва, МГСУ, изд-во РИЦ МГСУ, 2016, с. 53-58 (2016)

11. Dreizis Yu. I. Strategy of Coastal Marine Territories Development (on the Example of the Sochi Coastal Region of Russia). European Journal of Economic Studies, Vol. (16), Is. 2, pp. 331-344 (2016)

12. Dreizis Yu. I. Coastal Zone of the Sochi Region of Russia - Problems and Perspectives. Global Journal of Human-Social Science: B. Geography, GeoSciences, Environmental Science & Disaster Management, USA, Vol. 16, Issue 5, pp. 37-56 (2017)

13. Yu. I. Dreyzis, I. G. Kantardgi A Review of ICZM Along The Russian Black Sea Coast. Proc of the Thirteenth International MEDCOAST Congress on Coastal and Marine Sciences, Engineering, Management and Conservation - MEDCOAST 2017, Malta, Vol. 1, pp. 13-25 (2017)

14. Yu. Dreizis, I. Potashova Yachting and coastal marine transport development in Black Sea coast of Russia. Proc. International Scientific Conference «Business Technologies for Sustainable Urban Development» (BTSUD 2017). МАТЕС Web of Conferences, France, Vol. 170, 05007, 14 с. (2018)

15. Костин И. В. Эксплуатационная надежность причальных сооружений свайного типа. Диссертация. Изд-во «Альтаир», МГАВТ, 220 с. (2002)

15. Румянцева И. А. Рекомендация и восстановление объектов инфраструктуры морских и речных портов с использованием сталежелезобетонных перекрытий. Диссертация. Изд-во «Альтаир», МГАВТ, 400 с. (2013)

16. Гришин Н. А. «Современные тенденции развития марин. Градостроительные аспекты». Архитектура Сочи. Вестник от 11.10.2010 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://arch-sochi.ru/2010/10/sovremennyie-tendentsii-razvitiya-marin-gradostroitelnyie-aspektyi/ (2010) (дата обращения: 3 ноября 2018 г.)

17. Бондарева Е. В., Кантаржи И. Г. «Оценка возможных экологических воздействий строительства марин на Черноморском побережье». Материалы XXII Международной береговой конференции «Проблемы управления и устойчивого развития прибрежной зоны моря», Краснодар: OOO «Эдарт Принт», 2007, с. 222-224.

Sources:

1. Federal target program "Development of the Sochi Mountain Resort" (2006-2014) // Site of the Krasnodar Economic Development Department: [Electronic resource - Access mode: / earmarked_program / sochi / 06-03-07.html (2006) (circulation date: November 3, 2018)

2. Decree of the Government of the Russian Federation of December 29, 2007 No. 991 "On the Program for the construction of Olympic facilities and the development of the city of Sochi as a mountain-climatic resort" // Official site of Federal Property Management Agency: [Electronic resource]. - Access mode: // upload / www / files /pril_991_2912207.pdf (2007) (request date: November 3, 2018)

3. Development of the General Plan of the urban district "City of Sochi". Territorial planning regulations. OAO Russian Institute of Urban Development and Investment Development Giprogor, RosNII Urban Studies. State Government Contract No. 8-07524 dated May 30, 2007. Moscow-Saint-Petersburg (2009)

4. Bondareva E.V., Kantarzhi I.G., Dreyzis Yu.I. "Ecological problems of the construction of yacht ports (marinas) on the Black Sea coast of the Russian Federation". Science of Kuban, Krasnodar, Publishing House "Enlightenment-South", 2008, vol. 3, p. 53-64

5. A. Lavrishchev "On the development of seaport infrastructure in the Azov-Black Sea basin. The report at the meeting of the Marine Board at the Government of Russia, held in Novorossiysk on March 29, 2013, was published by the FSUE "Rosmorport" press service. PortNews, 04/02/2013. [Electronic resource]. - Access mode: // upload / www / files / pril_991_ 2912207.pdf (2007) (access date: November 3, 2018)

6. Sakhnenko MA Analysis and evaluation of the technical and economic development of the ports of Russia in the 21st century. Conference materials. Altair Publishing House, MGAVT, 5 p. (2013)

7. A. Korotky, V. Kotelnikov. Transport infrastructure at the Olympic Games in Sochi. Ecology and safety. St. Petersburg: February 2009. №2 (58), p. 3. (2009)

8. Bondareva E., Grishin N., Dreizis Y., Kantardgi I. Environmental impact assessment of the Russian Black Sea coast. Proceedings of the 7 International Conference "COPEDEC VII", 2008, Dubai, UAE. COPEDEC VII, Colombo, Sri Lanka. Full text CD, paper No. 197, 13 p. (2008)

9. Bondareva E, Dreyzis Y, Kantardgi I. The Yachting Development Region and the Problem of CZM. Proc. of MED & Black Sea ICM 08 International Conference. Workshop. Akyaka, Turkey, 10/14/2008 (2008)

10. Dreyzis Yu.I. The construction of yacht ports (marinas) on the Black Sea coast of Russia and the problems of ecology. Sat Proceedings of the V International Scientific Conference "Integration, partnership and innovation in construction science and education", November 16-17, 2016.

Moscow, MGSU, publishing house RIC MGSU, 2016, p. 53-58 (2016)

11. Dreizis Yu. I. Strategy of Coastal Marine Territories Development (on the Example of the Sochi Coastal Region of Russia). European Journal of Economic Studies, Vol. (16), Is. 2, pp. 331-344 (2016)

12. Dreizis Yu. I. Coastal Zone of Russia Region Problems - Problems and Perspectives. Global Journal of Human Social Science: Geography, Environmental Science & Disaster Management, USA, Vol. 16, Issue 5, pp. 37-56 (2017)

13. Yu. I. Dreyzis, I. G. Kantardgi A Review of the ICZM Along The Russian Black Sea Coast. International Conference on Coastal and Marine Sciences, Engineering and Management - MEDCOAST 2017, Malta, Vol. 1, pp. 13-25 (2017)

14. Yu. Dreizis, I. Potashova Yachting and Coastal Marine Transport Development of the Black Sea coast of Rus-sia. Proc. International Scientific Conference Business Technologies for Sustainable Urban Development (BTSUD 2017). MATES Web of Conferences, France, Vol. 170, 05007, 14 p. (2018)

15. Kostin I.V. Operational reliability of berthing facilities of pile type. Thesis. Altair Publishing House, MGAVT, 220 p.

(2002)

15. Rumyantseva, IA, Recommendation and Restoration of the Infrastructure of Sea and River Ports Using Steel Concrete Blocks. Thesis. Publishing house "Altair", MGAVT, 400 p. (2013)

16. N. A. Grishin. "Current trends in the development of marines. Town planning aspects. Architect So-Sochi. Bulletin of 11.10.2010, [Electronic resource]. - Access mode: http://arch-sochi.ru/2010/10/sovremennyie-tendentsii-razvitiya-marin-gradostroitel-nyie-aspektyi/ (2010) (access date: November 3, 2018)

17. Bondareva E.V., Kantarzhi I.G. "Evaluation of the possible environmental impacts of the construction of Marin on the Black Sea coast". Proceedings of the XXII International Coastal Conference "Problems of Management and Sustainable Development of the Coastal Zone of the Sea", Krasnodar: OOO Edart Print, 2007, p. 222-224.

Е.М. Джурбина

д.э.н., профессор, заведующая кафедрой финансов и бухгалтерского учета СКФУ филиала

в г. Пятигорске E.M. Dzurbina

Dr. of economic sciences, professor, head of the department of "finance and accounting" Institute of service, tourism and design (branch) FGOUVO "North-Caucasus Federal University"

О.А. Булгакова

К.э.н., доцент, доцент кафедры финансов и бухгалтерского учета СКФУ филиала в г. Пятигорске

O.A. Bulgakova

PhD in economics sciences, associate professor, associate professor of "finance and accounting" Institute of service,

tourism and design (branch) FGOUVO "North-Caucasus Federal University"

А.Н. Айдинова

студентка 2 курса группы П-ЭКМ-м-з-161 СКФУ филиала в г. Пятигорске

A.N. Aydinova

2nd year student of "finance and accounting" Institute of service, tourism and design (branch) FGOUVO "North-

Caucasus Federal University"

ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПОТОКОМ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ ПРЕДПРИЯТИЙ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСНОЙ ЭКОНОМИКИ

Аннотация. Управление денежными потоками является важнейшим элементом финансовой деятельности предприятия, которая охватывает всю систему управления предприятия. Оптимизация денежного потока достигается с помощью грамотного управления дебиторской и кредиторской задолженностью. От качества и эффективности управления денежными потоками зависит не только устойчивость предприятия в определённый период времени, но и способность к дальнейшему развитию. В данной статье рассматриваются методы управления потоком денежных средств на предприятии. Выявлены причины снижения потока денежных средств, раскрыта сущность тотального управления потоком денежных средств.

Annotation. Cash flow management is an essential element of the financial activity of an enterprise, which covers the entire management system of an enterprise. Optimization of cash flow through competent management of receivables and payables. From the quality and effectiveness of cash flow management depends not only the stability of the enterprise in a certain period of time, but also the ability to further develop. This article discusses methods for managing cash flow in an enterprise. Identified reasons for reducing the flow of funds, disclosing the essence of total cash flow management.

Ключевые слова: денежный поток, управление денежным потоком, эффективность управления предприятием.

Keywords: cash flow, cash flow management, enterprise management efficiency.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.