Научная статья на тему 'Правовое обеспечение развития инновационной деятельности в Российской Федерации'

Правовое обеспечение развития инновационной деятельности в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY-NC-ND
1066
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / INNOVATION SYSTEM / МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / MONITORING OF LEGISLATION / ИННОВАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / INNOVATION CULTURE / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ / THE EDUCATIONAL COMPONENT OF THE INNOVATION INFRASTRUCTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Косякова Наталия Ивановна

На основе анализа развития правового регулирования и стимулирования инновационных процессов в России сделаны выводы об отсутствии должной нормативной базы и о возникшей в связи с этим неопределенности понятийного аппарата. В статье делается акцент на ведущую роль государства в развитии инновационной деятельности, постепенный переход на самофинансирование участников инновационного процесса, механизм мониторинга законодательства, развитие инновационной культуры и усиление образовательной составляющей инновационной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal support for the development of innovation in the Russian Federation

On the basis of analysis of the development of legal regulation and stimulation of innovative processes in Russia in recent decades and draw conclusions about the absence of an existing regulatory framework, the uncertainty of the conceptual apparatus, the emphasison pre-emptive state participation in the development of innovation with a gradual transition to self-financing of the innovation process, the development of a mechanism monitoring of legislation, the introduction of the concept of “innovation culture”, strengthening the educational component of the infrastructure.

Текст научной работы на тему «Правовое обеспечение развития инновационной деятельности в Российской Федерации»

Правовое регулирование инновационной деятельности

Н.И. Косякова

ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

На основе анализа развития правового регулирования и стимулирования инновационных процессов в России сделаны выводы об отсутствии должной нормативной базы и о возникшей в связи с этим неопределенности понятийного аппарата. В статье делается акцент на ведущую роль государства в развитии инновационной деятельности, постепенный переход на самофинансирование участников инновационного процесса, механизм мониторинга законодательства, развитие инновационной культуры и усиление образовательной составляющей инновационной деятельности.

Ключевые слова: инновационная система, мониторинг законодательства, инновационная культура, образовательная составляющая инновационной инфраструктуры.

Крайне медленное развитие инновационной составляющей в российской экономике, существенно тормозящее реализацию курса на модернизацию, заставляет задуматься над недостаточно эффективным правовым регулированием данной сферы, отсутствием необходимой институциональной среды. В конце декабря 2013 г. Президент России дал Правительству Российской Федерации поручение разработать и утвердить систему мер, позволяющих отказаться от использования старых и уже неэффективных технологий и внедрить современные технологии, предусмотрев в том числе меры технического и экологического регулирования1. Это далеко не первая попытка придать инновационное ускорение отечественной экономике. Еще в конце 1990-х годов в руководстве России созрело понимание того, что инновационная деятельность

© Косякова Н.И., 2014

становится важнейшим системным фактором экономического развития, формирования конкурентных преимуществ экономики и обеспечения национальной безопасности России. В соответствии с этим неоднократно предпринимались попытки законодательного регулирования и стимулирования инновационной деятельности.

В 1997 г. группа членов Совета Федерации и депутатов Госдумы предложила проект закона «Об инновационной деятельности в Российской Федерации». В 1999 г. закон «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике» был принят Государственной Думой2, однако в дальнейшем он был отклонен. Всего в 1997-2010 гг. в Государственную Думу вносились пять различных законопроектов об инновационной деятельности3. Неоднократно корректировалось и налоговое законодательство, куда вносились изменения, направленные на формирование благоприятных налоговых условий для финансирования инновационной деятельности4.

Несмотря на проявленную политическую волю, состояние инновационной среды до настоящего времени подвергается справедливой критике, а правовое регулирование участия государства в инновационной деятельности в целом расценивается в литературе как бессистемное5. Е.О. Кузьмина проследила в госрегулировании инновационной деятельности общую тенденцию формирования уникальных субъектов правоотношений, правовых режимов, регулируемых специальными законами и подзаконными нормативными актами, плохо вписывающимися в устоявшуюся правовую систему6. В качестве механизма трансферта инноваций предлагаются система консультирования и соответствующий законопроект «О сельскохозяйственном консультировании»7. Полагаем, что отраслевой принцип лишь усложнит задачу. Выход в данном случае или в принятии профильного федерального закона, или в систематизации уже имеющейся нормативной базы. В какой-то мере здесь может быть использован зарубежный опыт8, но мы полагаем, что более актуальным будет обратиться к региональному законотворчеству. Часть субъектов РФ сформировали собственное законодательство в сфере инноваций, наиболее актуальное и современное - в Москве и Московской области9. В то же время количество (региональное законодательство) не перешло в качество, на начало 2014 г. специальный федеральный закон, регулирующий инновационную деятельность, так и не принят, а вопрос о его необходимости по-прежнему в центре острых дискуссий. Сопоставим как доводы сторонников и противников принятия закона, так и его возможные «плюсы» и «минусы».

Сторонники принятия ФЗ «Об основах инновационной деятельности в Российской Федерации» исходят из того, что главным инвестором и инициатором инновационных проектов в России является государство. Следовательно, данная деятельность должна регулироваться специальным законом, который определит:

- структурных участников инновационного рынка;

- стоящие перед ними цели и задачи;

- источники и формы финансовой и организационной господдержки;

- ответственность за использование государственных средств.

Оппоненты высказывают противоположную точку зрения, что

данная модель направлена на закрепление существующего приоритета государства в инновационной сфере с присущим ему административным регулированием, доказавшим свою неэффективность еще в советское время, где не учитывается участие непосредственно субъектов инновационного процесса.

Именно поэтому идеи и принципы нового проекта, разрабатываемого группой депутатов Государственной Думы, критично воспринимаются бизнес-сообществом. В предлагаемом проекте вновь слабым местом остаются механизмы поддержки инновационной деятельности. Принятие закона вряд ли будет стимулировать активность инновационных организаций и расширение их числа. В целом проект закона не имеет новизны и не вводит конкретных механизмов поддержки инноваций, а лишь описывает общие понятия. Кроме того, в этой сфере уже действует закон о малых предприятиях при вузах и НИИ 2009 г.10 В реальной конкурентной среде нет потребности в предлагаемом общем законе об инновациях, компании понимают, что если они не будут вкладываться в инновации, то проиграют.

С позиций сторонников принятия закона можно обратить внимание на неопределенность многих понятий в сфере инновационной деятельности. Действительно, понятие инновация в российском законодательстве не определяется, присутствуя как парная категория с промышленным производством, в Федеральном законе от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ (далее - ФЗ № 209), который предусматривает оказание государственной и муниципальной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в сфере инноваций в создании:

- инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (технопарков, технико-внедренческих и других подобных организаций);

- условий для привлечения субъектов малого и среднего предпринимательства к заключению договоров субподряда;

- акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов, а также в содействии в оформлении авторских прав и государственной регистрации результатов интеллектуальной деятельности11.

Указанный закон не определяет понятия инновация и не обозначает какого-либо ее приоритета. Так, в ст. 16 ФЗ № 209 поддержка инноваций и промышленного производства идет в одном ряду (через запятую) с ремесленничеством.

Законодатель, вероятно, исходил из того, что малые и средние предприятия более мобильны, им легче перестроиться, внедрить новые технологии и перейти на выпуск новой продукции. Отсюда внесение положений об инновациях именно в закон о поддержке малого предпринимательства. Определение технологической инновации скрыто в Форме федерального государственного статистического наблюдения № 2-МП, где инновационная деятельность определяется как деятельность предприятия, связанная с разработкой и внедрением технологически новых продуктов и процессов, а также значительных технологических усовершенствований в продуктах и процессах; технологически новых или значительно усовершенствованных услуг, новых или значительно усовершенствованных способов производства (передачи) услуг12.

В Постановлении Росстата № 64 от 18.09.2007 г. обоснованно разделены продуктовые (разработка и внедрение в промышленных производствах новых и усовершенствованных продуктов) и процессные инновации (разработка и внедрение новых или значительно усовершенствованных производственных методов, включая способы передачи продуктов). В то же время по букве регламентирующего документа новыми они будут лишь для данного предприятия, что фактически является просто его модернизацией на более современной, может быть уже и далеко не новой в мировой практике, основе. В данной редакции трудно говорить об инновациях.

Как отмечалось, неопределенность понятий инновация, инновационная деятельность в российском законодательстве на первый взгляд может породить определенные проблемы в правовом регулировании, так как отсутствие четкого, законодательно закрепленного объекта регулирования порождает неясность того, а что, собственно, регулируется. Действительно, понятие инновация закреплено лишь в постановлениях Правительства РФ. Одно из них трактует инновацию (нововведение) как конечный результат инновационной деятельности, реализованный как новый или усовершенствованный продукт, технологический процесс, реализуемый на рынке или применяемый на практике13.

В другом постановлении Правительства РФ инновационная деятельность представлена как выполнение работ и (или) оказание услуг, ориентированных на:

- создание и выпуск принципиально новой или имеющей новые потребительские свойства продукции (товаров, услуг или работ);

- создание и внедрение новых или модернизацию действующих способов (технологий) производства, распространения и использования;

- применение каких-либо нововведений при выпуске и сбыте продукции (товаров, работ, услуг), дающих реальную экономию затрат или создающих условия для экономии14.

Соглашаясь в целом с приведенными определениями, считаем необходимым в нормативных документах делать акцент на самостоятельной разработке новых технологий, продуктов и т. п. и именно такую деятельность стимулировать льготами и кредитами. На практике нередко под инновацией понимается приобретение и установка импортного оборудования, что не является минусом, но не должно проходить как инновация.

Нельзя не учитывать и иные элементы понятийного аппарата, в том числе понятие инновационный проект, которое включает в себя два этапа производства инноваций: разработку новшества и реализацию новшества в виде инноваций.

Инновационные проекты могут быть следующие:

- научно-технический проект, направленный на создание устройства или технологии, но не предусматривающий инновационного этапа;

- проект по осуществлению реализации уже имеющейся новации, когда научно-технический этап в основном пройден;

- научно-технический инновационный проект, включающий в себя создание новаций в соответствии с четко сформулированной целью и предусматривающий реализацию этой новации для решения конкретных практических задач.

Рассматривая данные виды инновационных проектов, можно отметить, что в законодательстве Республики Казахстан инновационный проект понимается как комплекс мероприятий, направленных на внедрение инноваций и предусматривающих инвестиции, а также реализуемых в течение определенного срока времени и имеющих завершенный характер (п. 3 ст. 1 Закона Республики Казахстан от 23 марта 2006 г. № 135-З «О государственной поддержке инновационной деятельности»15), а в Законе Украины «Об инновационной деятельности»16 инновационный проект по-

нимается как комплект документов, определяющих процедуру и комплекс всех необходимых мер (в том числе инвестиционных) по созданию и реализации инновационного продукта и (или) инновационной продукции.

На региональном уровне, в частности в законе «Об инновационной деятельности в городе Москве», инновационный проект определяется как указанный по цели, задачам, ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс мероприятий, обеспечивающих разработку, производство и реализацию инновационной продукции.

Отсюда вывод о необходимости развития понятийного аппарата инновационной деятельности, который является основополагающим для формирования всех иных гражданско-правовых отношений.

Анализируя необходимость возможного принятия Федерального закона «Об инновационной деятельности», целесообразно значительное внимание уделить государственной, в том числе инновационной, политике, определить основные направления инновационной сферы, включая экономическую, социальную, информационную, правовую и др.

При этом важно выработать приоритетные задачи государства по переходу на инновационный путь развития, обеспечив создание эффективной правовой базы. Такими задачами прежде всего являются:

1) выбор основных направлений развития науки с усилением ее инновационной ориентации и реформирование, в первую очередь, ее отраслевой компоненты, имеющей преимущественно прикладной характер. Учитывая публичные и частные интересы, целесообразно достигать решения данной задачи путем постепенного перехода на самофинансирование участников инновационного процесса;

2) создание действенной системы стимулирования инновационной деятельности, основанной на выборе оптимальной инновационной стратегии с активным использованием механизмов и рычагов экономической политики, что обеспечит прогрессивные правовые преобразования в экономике с использованием новейших технологий для получения новых конкурентных преимуществ;

3) создание и совершенствование институциональной, финансовой, образовательной, рыночной, информационной составляющих инновационной инфраструктуры.

Следует обратить особое внимание на образовательную составляющую, суть которой состоит в воспитании инновационной

культуры, а именно ввести в средние и высшие учебные заведения изучение курса «Инновации» для подготовки магистрантов, аспирантов и других категорий обучающихся. В частности, хороший пример имеется в Германии, где каждый гражданин, организация заботятся об усовершенствовании процесса, в котором участвуют с помощью инноваций;

4) уточнение компетенции и согласования деятельности федеральных, региональных и местных органов власти в области формирования инновационной политики, создания соответствующей инфраструктуры, а также финансирование инновационных проектов;

5) создание эффективного управления, статистического учета механизма проведения количественного и качественного анализа инновационного предпринимательства, оценка, аудит, мониторинг использования интеллектуальных ресурсов на уровне региона, отрасли и конкретной организации.

Важно систематически проводить мониторинг инновационной деятельности бизнеса в зарубежных странах, с тем чтобы активно использовать позитивные тенденции. Представляет интерес опыт некоторых зарубежных стран, где активно применяется обследование инновационной деятельности малых предприятий на основе двух методов сбора статистической информации - государственное обследование инновационной активности предприятий (в Европейском союзе - Community Innovation Survey, в США - Business R&D and Innovation Survey, в Японии - Japanese National Innovation Survey) и обследование инновационной активности различными частными организациями, в основном на основе опросов экспертов17;

6) возложение ответственности за реализацию и координацию действий в области инновационной деятельности на определенную государственную структуру.

Решение данных задач обеспечит реализацию цикла «разработка - продвижение - реализация», что важно для развития инновационной деятельности в России.

Решение указанных основных задач для эффективного инновационного развития может быть достигнуто при наличии эффективной правовой базы. Как представляется, наиболее значимые направления развития (как и понятийный аппарат) инновационной деятельности должны найти отражение в Гражданском кодексе Российской Федерации.

Следует заметить, что принятие нормативно-правовых актов, способствующих развитию инновационной предпринимательской

деятельности, является достаточно сложной организационно-политической проблемой, затрагивающей интересы большого количества участников данных правоотношений. Рассматривая опыт европейской системы, нельзя привести ни одного случая принятия сразу пакета нормативно-правовых актов, идеально регулирующих данный вид деятельности. В осуществлении действий по разработке данного нормативного материала достаточно весомую роль играют мониторинг законодательства, а также оценка его влияния на регулируемые правоотношения.

Таким образом, разрабатывая научные концепции внедрения инноваций в российскую экономику, безусловно, следует учитывать мировой позитивный научный и практический опыт, однако необходимо не просто воспроизвести нормы иностранного права во внутреннем российском законодательстве (инкорпорация), а трансформировать их с учетом специфики объективной российской действительности.

Примечания

Перечень поручений Президента РФ по реализации Послания Федеральному Собранию от 27 декабря 2013 г. [Электронный ресурс] // Президент России. Официальный сайт. URL: http://www.kremlin.ru/assignments/20004# assignment_17 (дата обращения: 18.02.2014).

Проект Федерального закона № 97090719-2 «Об инновационной деятельности в Российской Федерации» (ред., внесенная в ГД ФС РФ) [Электронный ресурс] // Сейчас.ру. URL: http://www.lawmix.ru/lawprojects/76241 (дата обращения: 21.02.2014); Проект Федерального закона № 99029071-2 «Об инновационной деятельности и о государственной инновационной политике» (ред., подготовленная ГД ФС РФ ко 2-му чтению 19.11.1999) [Электронный ресурс] // Там же. URL: http://www.lawmix.ru/lawprojects/70222 (дата обращения 21.02.2014).

Проекты федеральных законов № 97090719-2, 99029071-2, 271376-5, 327066-5, 344994-5.

Федеральный закон от 19 июля 2007 г. № 195-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для финансирования инновационной деятельности» // Собрание законодательства РФ. 2009. № 31. Ст. 3923; 2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7598.

Студенецкая В.А. Основы законодательства, регламентирующего построение национальной инновационной системы России // Пробелы в российском законодательстве. 2013. № 4. С. 85-86.

3

4

Кузьмина Е.О. Административно-правовое регулирование участия государства в инновационной деятельности в Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2011. С. 12.

Глебова А.Г. Нормативно-правовое регулирование трансферта инноваций в АПК // Аграрное и земельное право. 2013. № 1 (97). С. 140-145. Зарубежный опыт широко и всесторонне рассмотрен в российской литературе. См.: Пратонина И.А. Стимулирование инноваций в малом бизнесе за рубежом // Наука и современность - 2011: Сб. мат-лов XII Междунар. на-учно-практ. конф.: В 3 ч. Ч. 3. Новосибирск, 2011. С. 219-223; Ерошкин А.М. Механизмы государственной финансовой поддержки инноваций за рубежом // Финансы и кредит. 2011. № 24. С. 62-70; Грибанов Д.В. Зарубежный опыт правового регулирования отношений в сфере инновационного развития // Вестник Тюменского государственного университета. 2011. № 3. С. 64-69; и др. Ограниченный объем статьи не позволяет нам подробно анализировать опыт зарубежных стран.

Закон г. Москвы от 6 июня 2012 г. № 22 «О научно-технической и инновационной деятельности в городе Москве» // Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2012. № 36; Закон Московской области от 10 февраля 2011 г. № 15/2011-0З (ред. от 27.07.2013) «Об инновационной политике органов государственной власти Московской области» // Ежедневные новости. Подмосковье. 2011. № 29; 2013. № 146.

Федеральный закон от 2 августа 2009 г. № 217-ФЗ (ред. от 29.12.2012) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» // Собрание законодательства РФ. 2009. № 31. Ст. 3923; 2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7598.

Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (ред. от 28.12.2013) // Собрание законодательства РФ. 2007. № 31. Ст. 4006; 2013. № 52 (ч. 1). Ст. 6961.

Постановление Росстата от 18 сентября 2007 г. № 64 «Об утверждении Порядка заполнения и представления формы федерального государственного статистического наблюдения № 2-МП инновация "Сведения о технологических инновациях малого предприятия"» [Электронный ресурс] // Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю. URL: http://ak.gks.ru/statrep/2008/2.doc (дата обращения: 30.01.2014). Постановление Правительства Российской Федерации от 24 июля 1998 г. № 832 «Концепция инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы» [Электронный ресурс] // Информационно-правовой портал «Гарант». URL: http://base.garant.ru/179112 (дата обращения: 10.02.2014).

6

7

8

9

10

11

12

Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года (утв. Правительством РФ от 5 августа 2005 г. № 2473п-П7) [Электронный ресурс] // Информационно-правовой портал «Гарант». URL: http://base.garant.ru/190268 (дата обращения: 10.02.2014).

Закон Республики Казахстан от 23.03.2006 г. № 135-III «О государственной поддержке инновационной деятельности» [Электронный ресурс] // ТОО «КАМАЛ-Консалтинг». URL: http://www.pavlodar.com/zakon/7dok-03279&uro=08001 (дата обращения: 15.02.2014).

Закон Украины об инновационной деятельности [Электронный ресурс] // ОСМД инфо. URL: http://osmd.info/menu_1/content/zakon/zakon-ob-innovatsionnoy-deyatelnosti.htm (дата обращения: 15.02.2014). Подробнее см.: Бортник И.М., Золоторев А.П. и др. Инструменты анализа инновационной деятельности малого предпринимательства в России // Инновации. 2013. № 3 (173). С. 26-38.

14

15

16

17

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.