Научная статья на тему 'Особенности и структура субъектов инновационной деятельности'

Особенности и структура субъектов инновационной деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1428
274
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СУБЪЕКТЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СУБЪЕКТОВ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / INNOVATION / INNOVATION ACTIVITY / THE SUBJECTS OF INNOVATION ACTIVITY / GOVERNMENT SUPPORT OF INNOVATION / THE RIGHTS AND OBLIGATIONS OF THE SUBJECTS OF INNOVATION ACTIVITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кардаш Иван Николаевич

Статья посвящена рассмотрению специфики организационно-правового статуса субъектов инновационной деятельности. В статье с позиций системного и правового анализа рассматриваются основные категории субъектов инновационной деятельности, производится попытка классификации таких субъектов по их роли в инновационном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features and structure of innovation activities

The article is devoted to consideration of the specifics of the legal status of subjects of innovation activity. The article from the standpoint of the system and the legal analysis considers the main categories of subjects of innovation activity, attempts to classify these entities on their role in the innovation process.

Текст научной работы на тему «Особенности и структура субъектов инновационной деятельности»

12.8. ОСОБЕННОСТИ И СТРУКТУРА СУБЪЕКТОВ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Кардаш Иван Николаевич, аспирант. Место учебы: Академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. E-mail: [email protected]

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению специфики организационно-правового статуса субъектов инновационной деятельности. В статье с позиций системного и правового анализа рассматриваются основные категории субъектов инновационной деятельности, производится попытка классификации таких субъектов по их роли в инновационном процессе.

Ключевые слова: инновации, инновационная деятельность, субъекты инновационной деятельности, государственная поддержка инновационной деятельности, права и обязанности субъектов инновационной деятельности.

FEATURES AND STRUCTURE OF INNOVATION ACTIVITIES Ivan Nikolayevich Kardash, postgraduate student. Place of study: Academy of National Economy and the Public Service under the President of the Russian Federation. E-mail: [email protected] Annotation: The article is devoted to consideration of the specifics of the legal status of subjects of innovation activity. The article from the standpoint of the system and the legal analysis considers the main categories of subjects of innovation activity, attempts to classify these entities on their role in the innovation process.

Keywords: innovation, innovation activity, the subjects of innovation activity, government support of innovation, the rights and obligations of the subjects of innovation activity.

Понятие субъекта инновационной деятельности является весьма емким по содержанию и до настоящего времени не имеет четкого определения на законодательном уровне, достаточно активно обсуждается как юристами, так и экономистами. Тем не менее в законодательстве до настоящего времени не выработаны критерии, позволяющие признавать лицо субъектом инновационной деятельности.

Проект Федерального закона «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике»^] субъектами инновационной деятельности называл как российские юридические и физические лица, так и иностранных граждан и организации. В проекте Федерального закона «Об инновационной деятельности в Российской Федерации» содержится расширенный перечень субъектов инновационной деятельности, к их числу относятся: физические и юридические лица, создающие и реализующие инновации; организации инновационной инфраструктуры; государственные органы, участвующие в регулировании инновационной деятельности;

общественные объединения, представляющие и защищающие интересы производителей и потребителей инноваций, саморегулируемые организации инновационной деятельности.

Одно из наиболее фундаментальных исследований субъектов инновационной деятельности содержится в

монографии М.В. Волынкиной «Правовое регулирование инновационной деятельности: проблемы теории» [1], в которой в зависимости от выполняемых функций автор подразделяет таких субъектов на следующие группы [1, С.94]: в первую группу так называемые «инновационные предприятия», т.е. субъекты, для которых деятельность по разработке или внедрению новшеств является основной. Автор относит к ним академическую науку, вузовскую науку, сохранившиеся отраслевые научно-исследовательские институты и научно-исследовательские центры (прикладные исследования отраслевого профиля), научно-

исследовательские институты, конструкторские бюро и НИЦ оборонного профиля и космических исследований, государственные научные центры (прикладные исследования по обслуживанию государственных нужд), научные подразделения в виде сохранившихся КБ и НИИ промышленных предприятий и т.п.

Вторую группу субъектов инновационной деятельности, мо мнению М.В. Волынкиной, составляют «специализированные инновационные организации», то есть «структурные формы, содействующие активизации научно-технического прогресса», «обслуживающие инновационные предприятия в целях выполнения их основных функций». В их число входят [1, С.95]: бизнес-инкубаторы, технопарки, техноцентры, малые инновационные предприятия, информационные центры, консалтинговые фирмы, региональные центры инновационной деятельности, центры трансфера технологий, технополисы, офисы по коммерциализации разработок, деятельность которых способствует активной реализации научно технического творчества.

Третья группа субъектов рассматриваемой классификации представлена государством в лице его органов, осуществляющим меры по регулированию инновационной деятельности, реализующим инновационную политику, и в случаях, указанных в законе, выступающее в роли правообладателя на результаты научно-технической деятельности, полученные при выполнении научно-исследовательских, опытноконструкторских и технологических работ по государственным контрактам.

Думается, что предложенная М.В. Волынкиной классификация участников инновационной деятельности, будучи реципированной из экономической науки [5], для использования в целях правового регулирования требует некоторых уточнений.

Во-первых, предложенный М.В. Волынкиной для использования в законе термин «инновационное предприятие», обозначающий первую группу субъектов инновационной деятельности не включает в себя физических лиц, которые также могут быть субъектами инновационной деятельности и в этом качестве инновационная деятельность может являться для них основным видом профессиональной деятельности (например, научные работники). По справедливому замечанию Т.В. Ефимцевой, именно физические лица (творческие личности, реализующие свой интеллектуальный потенциал путем создания и внедрения инноваций), по общему правилу, являются субъектами инновационной деятельности [2, С.110]. Действительно, многие ученые совершают различные открытия, в том числе и инновационным, вне стен научных учреждений, поэтому более правильным было бы включить в первую группу и юридических, и физических лиц, для которых инновационная деятельность является основной. Таким образом, пользуясь формулировкой, содержащейся в проекте ФЗ «Об инновационной дея-

СУБЪЕКТЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Кардаш И.Н.

тельности в Российской Федерации» [7], можно заключить, что первая группа субъектов инновационных отношений представлена «специализированными

субъектами инновационной деятельности».

Во-вторых, предложенный М.В. Волынкиной термин «специализированные инновационные организации» без дополнительного толкования не позволяет определить, чем же субъекты данной группы отличаются от субъектов первой группы, ведь последние также осуществляют инновационную деятельность как основную, следовательно, эта деятельность составляет их специализацию, а значит, их также можно называть специализированными. По мнению автора, для обозначения второй группы субъектов можно воспользоваться одной из схожих между собой и вместе с тем достаточно удачных формулировок, содержащихся в проекте ФЗ «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике», в Законе г. Москвы от 7 июля 2004г. № 45 «Об инновационной деятельности в городе Москве» [2], а также Законе г.Москвы от 06.06.2012г. №22 «О научно-технической и инновационной деятельности в городе Москве», а именно: «субъекты инфраструктуры инновационной деятельности», «субъекты научно-технической и инновационной инфраструктуры» или «организации инновационной инфраструктуры» (в терминологии проекта ФЗ «Об инновационной деятельности в Российской Федерации»). Таким образом, субъекты первой группы являются основными, а субъекты второй -дополнительными субъектами инновационной деятельности, основная цель которых состоит в обеспечении деятельности субъектов первой группы.

В-третьих, предложенную М.В. Волынкиной классификацию представляется целесообразным дополнить еще одной, четвертой, категорией, в которую входят так называемые «инновационно-активные физические и юридические лица», те. участники гражданского оборота, производящие инновации и использующие их в своей основной деятельности (коммерческой, производственной и др.) путем вовлечения в гражданско-правовой оборот или для получения конкурентных преимуществ на рынке. Таким образом, для них инновационная деятельность не является основной, однако ее осуществление может выражаться в более успешном осуществлении основной деятельности. Круг субъектов данной группы необычайно широк, потенциально в него могут входить все участники гражданского оборота, которые по закону вправе заниматься предпринимательской деятельностью. Думается, что именно благодаря существованию данной группы субъектов (наряду с венчурными фирмами) можно говорить о наличии у инновационной деятельности отдельных признаков предпринимательства.

Проведенный анализ проблемы позволил автору сделать следующие выводы.

Состав участников инновационной деятельности является крайне обширным и характеризуется внутренней неоднородностью, при этом многообразие терминов, используемых для обозначения тех или иных участников инновационной деятельности, свидетельствует об отсутствии системного подхода к решению проблемы, о перегруженности терминологической базы. В этой связи крайне важно определить круг субъектов инновационной деятельности в базовом законодательном акте, отказавшись при этом от использования «лишней» и неюридической терминологии.

К числу субъектов инновационной деятельности можно отнести физических лиц (граждан Российской

Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства), индивидуальных предпринимателей, юридических лиц любой организационно-правовой формы и формы собственности, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования в лице государственных органов, а также органов местного самоуправления.

В структуре субъектов инновационной деятельности можно выделить следующие группы:

1) специализированные субъекты инновационной деятельности;

2) инновационно-активные физические и юридические лица;

3) организации инновационной инфраструктуры;

4) государственные органы, участвующие в регулировании инновационной деятельности.

Субъектов, относящихся к первой и второй группам, объединяет то, что они непосредственно осуществляют инновационную деятельность, а субъекты двух оставшихся групп лишь обеспечивают ее осуществление. При этом в интересах развития инновационной деятельности в законодательстве не должно содержаться ограничений по составу субъектов, включенных во вторую группу. Любое юридическое лицо в рамках своей (общей) правоспособности (в том числе некоммерческое) вправе заниматься инновационной деятельностью как основной или содействующей достижению уставных целей.

Для специализированных субъектов инновационной деятельности такая деятельность является основной, они должны обладать специальной правоспособностью и в отличие от всех прочих участников инновационной деятельности вправе претендовать на получение государственной поддержки (грантов, налоговых и иных льгот). Для этих целей законом должна быть предусмотрена процедура государственной аккредитации специализированных субъектов инновационной деятельности, основанная на таких критериях, как доля расходов на НИОКР в общем объеме расходов организации; доля инновационной продукции в общем объеме произведенной продукции и др. Подобная система критериев уже нашла свое отражение в некоторых законодательных актах регионального уровня, например в Постановлении Правительства Санкт-Петербурга от 22 июля 2008 г. № 878 [6].

При этом в законе об инновационной деятельности следует предусмотреть особую организационноправовую форму юридических лиц, для которых инновационная деятельность будет являться основной (в отличие от организационно-правовых форм хозяйственного партнерства и инвестиционного товарищества), с закреплением специальной правоспособности, особенностей управления, внесения и распоряжения имуществом. Для указанной категории юридических лиц законом следует предусмотреть особый, упрощенный порядок взаимодействия с государством и организациями инновационной инфраструктуры по вопросам развития и поддержки реализуемых ими инновационных проектов.

Применительно к инновационно-активным физическим и юридическим лицам вопрос о государственной поддержке их инновационных проектов (в том числе и на начальных этапах их реализации) должен решаться в каждом конкретном случае путем рассмотрения соответствующей заявки. Система экспертизы таких проектов должна быть основана на формальных критериях оценки, позволяющих выявить наиболее перспективные инновационные проекты. Экспертные за-

ключения должны проходить процедуры опубликования в специализированных печатных изданиях, а также размещаться на специальных ресурсах в сети Интернет.

Законодательством об инновационной деятельности необходимо определить перечень прав и обязанностей субъектов инновационной деятельности. К числу прав можно отнести:

- право самостоятельного и свободного выбора направления и видов осуществляемой инновационной деятельности;

- право на свободную реализацию своей гражданской правоспособности в ходе инновационной деятельности;

- право на получение государственной поддержки;

- право на доступ к научной, научно-технической информации, за исключением информации, составляющей государственную, служебную или коммерческую тайну.

К основным обязанностям субъектов инновационной деятельности относятся:

1) разумное и целевое расходование бюджетных средств, полученных на поддержку и развитие инновационной деятельности;

2) осуществление учета и предоставления соответствующей статистической отчетности в компетентным государственным органам;

3) соблюдение требований законодательства Российской Федерации и иных действующих нормативных правовых актов (инновационная деятельность не должна преследовать цели, запрещенные законом).

Список литературы:

1. Волынкина М.В. Правовое регулирование инновационной деятельности: Проблемы теории. М., 2007.

2. Ефимцева Т.В. Инновационная деятельность как объект правового регулирвоания. М., 2008. С. 110.

3. Закон города Москвы от 7 июля 2004 года N 45 ”Об инновационной деятельности в городе Москве”.

4. Закон г. Москвы от 06.06.2012 № 22 «О научнотехнической и инновационной деятельности в городе Москве» (до н.в. не опубликован).

5. Ильясов Д.Р. Механизм влияния инновационной активности региона на геополитическую конкурентоспособность России // Инновации. 2006. № 9. С. 77-78.

6. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 22 июля 2008 г. № 878 «О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 20 июля 2007 г. № 881» // «Вестник Администрации Санкт-Петербурга». 29 августа 2008 г. № 8.

7. Проект Федерального закона № 344994-5 «Об инновационной деятельности в Российской Федерации» (внесен депутатами Государственной Думы ФС РФ И.Д. Грачевым, Н.В. Левичевым, О.Г. Дмитриевой) (снят с рассмотрения).

8. Проект Федерального закона № 99029071-2 «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике» (внесен депутатами Государственной Думы М.К. Глубоковским, В.С. Шевелухой, членом Совета Федерации В.М. Крессом).

Literature list:

1. Volynkina M.V. The legal regulation of innovation activities: Problems of the theory. M., 2007.

2. Efimtseva T.V. Innovation activity as an object of legal regulirvoaniya. M., 2008. P. 110.

3. The law of Moscow on July 7, 2004 N 45 ”On innovation activity in the city of Moscow.”

4. Moscow Law of 06.06.2012 № 22 "About scientific-technical and innovation activities in the city of Moscow" (to the present time has not been published).

5. Ilyasov DR Mechanism of the effect of innovative activity in the region on the competitiveness of Russia’s geopolitical / / Innovations. In 2006. Number 9. P. 77-78.

6. Resolution of the Government of St. Petersburg on July 22, 2008 № 878 "On Amending Resolution of the Government of St. Petersburg on July 20, 2007 № 881" / / "Bulletin of St. Petersburg." August 29, 2008 № 8.

7. Draft Federal Law № 344994-5 «On innovation activity in the Russian Federation" (made by deputies of the State Duma of the RF ID Grachev, NV Levichev, OG Dmitrieva) (removed from consideration).

8. Draft Federal Law № 99029071-2 «On the state of innovation and innovation policy" (submitted to the State Duma Glubokovsky M.C., V.S. Shevelukha, a member of the Council of the Federation V. Kress).

на статью «Особенности и классификация субъектов инновационной деятельности» аспиранта Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации Кардаша Ивана Николаевича

Статья И.Н. Кардаша посвящена изучению структуры субъектов инновационной деятельности. С позиций системного и правового анализа автором рассматривается специфика организационно-правового статуса таких субъектов, производится попытка их классификации в зависимости от роли в инновационном процессе.

Актуальность исследования подтверждает тот факт, что в отношении субъектов инновационной деятельности до настоящего времени отсутствует доминирующая доктринальная позиция, большинство специалистов предлагают свой вариант классификации таких субъектов, законодательно вопрос об участниках инновационной деятельности также не урегулирован. Предложенная автором классификация субъектов инновационной деятельности имеет не только теоретическую, но и практическую значимость, поскольку в перспективе подобный подход позволил бы не только определиться с набором правовых средств, с помощью которых можно наиболее эффективно воздействовать на инновационную сферу, но и подойти к вопросу о выборе тех или иных способов и методов правового воздействия более дифференцированно, учитывая

Приводя и анализируя точки зрения специалистов, автор пытается комплексно взглянуть на проблему, выделить в рассматриваемых им подходах как сильные, так и слабые стороны. В заключительной части статьи автор приходит к выводу о том, что круг субъектов инновационной деятельности необходимо определить в базовом законодательном акте, отказавшись при этом от использования «лишней» и неюридической терминологии. При этом автор излагает собственную позицию относительно возможного варианта классификации субъектов инновационной деятельности, предлагает учитывать специфику организационно-правового статуса конкретного субъекта, в том числе и при выборе мер государственной поддержки инновационных проектов.

С учетом изложенного, научная статья И.Н. Кардаша «Правовые основы государственной инновационной политики в Российской Федерации» соответствует всем требованиям, предъявляемым к работам такого рода. Данная статья может быть рекомендована к

заведующий кафедрой предпринимательского права

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.