Ярных Э.А.
д.э.н., профессор кафедры статистики Российского экономического университета
РОЛЬ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В ИННОВАЦИОННОМ РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА
Ключевые слова: малый и средний бизнес, инновационная деятельность, классификация инноваций, микропредприятия, индивидуальное предпринимательство, государственное регулирование малого и среднего бизнеса, экономико-математические модели.
Key words: small and medium business, innovative activity, classification of innovations, microenterprises, individual business, state regulation of small and medium business, economic-mathematical models.
Малые и средние предприятия выполняют большую роль в развитии инновационной экономики. Предприятия малого и среднего предпринимательства не могут продуцировать научные и инновационные разработки. Это возможно только с привлечением больших инвестиций как государственных, так и частных или на условиях государственно-частного партнерства. Однако необходимо учитывать огромный внедренческий потенциал малых и средних форм хозяйствования, что связано с их органической природой. Малый и средний бизнес в условиях большой конкурентной борьбы обладают высокой способностью к внедрению инноваций и нововведений.
Также имеются и некоторые недостатки малого и среднего бизнеса, к которым относятся:
• повышенный риск, связанный с низкой рыночной устойчивостью и большой зависимостью от изменяющейся ситуации на рынке;
• зависимость от крупного бизнеса;
• низкий уровень управленческой культуры и недостаточная компетентность руководителей и менеджеров;
• большая зависимость от внешних факторов и условий;
• повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования;
• высокие проценты за пользование банковскими кредитами и проблемы получения дополнительных финансовых средств, кроме дорогих кредитов.
В настоящее время в малом и среднем бизнесе только официально занято более 17 млн. чел., из которых в сфере индивидуальной предпринимательской деятельности состоит 5,4 млн. чел. (30,6%), на предприятиях занято 12,4 млн. чел. (69,4%)'. Вклад малых предприятий в производство продукции, в создание валового внутреннего продукта, значителен. К началу 2016 г. удельный вес добавленной стоимости малых предприятий в валовом внутреннем продукте составил 20,5 против 22,5% в 2011 году2.
Для успешного управления инновационной деятельностью в малом и среднем бизнесе необходимо тщательное изучение природы и законов инноваций. Инновации не следует путать с несущественными видоизменениями вида конечного продукта или с незначительными изменениями технологии его изготовления. Речь идет об эстетических изменениях, например, цвета, формы или о незначительных технических или внешних изменениях в продуктах с неизменной конструкцией и свойствами, изменение стоимости товара. Инновации начинаются с изменения конструктивных параметров и свойств конечного продукта (товара). Для упорядочивания информации необходимо разработать качественную классификацию инноваций на основе сходства (различия) признаков. На первом уровне классификации инновации делятся на продуктовые и процессные. К первому виду инноваций (продуктовых) относится внедрение технологически новых или кардинально усовершенствованных продуктов. Этот вид инноваций характеризуется использованием новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих изделий и в результате этого типа инноваций получают принципиально новый продукт.
Технологически новый продукт (продуктовая инновация) представляет собой продукт, значительно отличающийся от ранее производимых по своим конструктивным и функциональным характеристикам, а также материалам изготовления. Подобные инновации предполагают использование новых технологий.
Ко второму виду инноваций (процессным) относят разработку и внедрение технологически новых или значительно усовершенствованных производственных методов, включая методы передачи продуктов. Инновации второго типа связаны с внедрением нового производственного оборудования, основных средств, новых организационных методов планирования и осуществления производственной и других видов деятельности, а также основаны на использо-
1 Эльдяева Н.А., Кованова Е.С. Актуальные статистические исследования социально-экономических явлений и процессов: научная коллективная монография / О.А. Хохлова, В.В. Борисов, С.Г. Бабич, Эльдяева Н.А., Е.С. Кованова [и др.]. - Орел: ООО «Научное обозрение», 2015. - 144 с.
2 Эльдяева Н.А. Проблемы измерения труда в инновационной экономике // Инновационное развитие российской экономики IX Международная научно-практическая конференция. Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова; Российский гуманитарный научный фонд. - М., 2016. - С. 142-144.
вании результатов исследований и разработок. Процессные инновации способствуют резкому повышению результативности экономической и финансовой деятельности.
Изменения в продукте или в технологии его изготовления не считаются инновациями, если они не относятся прямо к внедрению новых или кардинально улучшенных свойств продукта (услуги), а именно:
• организационные и управленческие изменения должны быть связаны с передовыми методами управления, существенными изменениями внутренней организационной и производственной структуры, с реализации новой стратегией и тактикой работы предприятия;
• принятие новых стандартов качества.
Рассмотрим различные классификации инноваций.
По новизне инновации делятся на:
• новые для отрасли в мире;
• новые для отрасли в стране;
• новые для данного предприятия (корпорации).
По роли на предприятии выделяются:
• входные инновации (изменения в использовании нового сырья, материалов, новых машин и оборудования, новой информации и др.);
• выходные инновации (новые изделия, новые услуги, новые технологии, новая информация и др.);
• системные инновации, связанные с кардинальным изменением управленческой, производственной, технологической структуры предприятия.
В зависимости от эффекта изменений различают:
• базовые или радикальные инновации;
• частные или модификационные инновации;
• улучшающие инновации.
Классификация инноваций на основе сфер деятельности предприятий разработана Научно-исследовательским институтом системных исследований (РНИИСИ). При этом выделяются инновации: экономические; производственные; в области управления; торговые; технологические; социальные.
Следует отметить также классификацию инноваций А.И. Пригожина1:
1 По распространенности: единичные, диффузные.
2. По месту в производственном цикле: сырьевые, обеспечивающие (связывающие), продуктовые.
3. По преемственности: замещающие, отменяющие, возвратные, открывающие, ретровведения.
4. По охвату ожидаемой доли рынка: локальные, системные, стратегические.
5. По инновационному потенциалу и степени новизны: радикальные, комбинаторные, совершенствующие.
На наш взгляд, можно классифицировать инновационную деятельность по следующим шести направлениям:
• проектирование новых производственных технологий;
• организация и подготовка производства;
• получение патентов;
• приобретение овеществленной технологии, включая машины и оборудование;
• соответствующее обучение персонала;
• продвижение новых продуктов на рынках сбыта.
Статистика должна стать инструментом анализа инновационного процесса, точно измерять скорость обновления производства, технологий и продукта, объективно и оперативно отражая все происходящие изменения в публикуемой информации.
До настоящего времени целенаправленный федеральный закон, регулирующий инновационную деятельность, так и не принят, а вопрос о его необходимости является предметом острых дискуссий. Хотя, неоднократные попытки решить проблему были. Например, еще в 1997 г. инициативная группа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы предложила проект закона «Об инновационной деятельности в РФ» (отложили); в 1999 г. проект закона «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике» был принят ГД, но не прошел утверждение в СФ. Всего за период с 1997 по 2010 гг. в ГД вносились пять законопроектов об инновационной деятельности, но ни один из них так и не был принят2.
Из всего вышесказанного следует, что пока не будет сформирована единая понятийная база, закрепленная законодательно на федеральном уровне, говорить об инновационной деятельности и ее регулировании на общегосударственном уровне как минимум преждевременно. Именно по этой причине регулирование инновационной деятельности в соответствии с нормативными актами и внутренними документами отраслей и ведомств возможно максимум на региональном уровне. Вопросы постановки задач федерального уровня требуют подключения нормативной базы на уровне Правительства РФ или Президента, что не всегда оправдано, т.к. ряд федеральных инновационных задач (в
1 Пригожин А.И. Нововведения: стимулы и препятствия (социальные проблемы инноватики). - М.: Политиздат, 1989. -С. 270-275.
2 Проект Федерального закона № 97090719-2 «Об инновационной деятельности в Российской Федерации» (ред., внесенная в ГД ФС РФ) // Сейчас.ру. - http://www.lawmix.ru/lawprojects/76241; Проект Федерального закона № 99029071-2 «Об инновационной деятельности и о государственной инновационной политике» (ред., подготовленная ГД ФС РФ ко 2-му чтению 19.11.1999. Там же. -http://www.lawmix.ru/lawprojects/70222 21.02.2014). Проекты федеральных законов № 97090719-2, 99029071-2, 271376-5, 327066-5, 344994-5.
информационной и в других сферах) как минимум на ранних этапах могут быть решены силами малого и среднего бизнеса.
Современная система государственного регулирования инновационной деятельности сталкивается с рядом проблем: отсутствует оптимальная система органов исполнительной власти (их полномочий) субъектов РФ, регулирующих инновационную деятельность; фрагментарность полномочий госорганов; избыточность и противоречивость нормативной базы. Анализ нормативной базы в сфере инновационного законодательства позволил выделить более двадцати полномочий высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, которые имеют практически регулирующий и распорядительный характер, при практически полном отсутствии контрольно-надзорных функций. Подобный дисбаланс объясняется малочисленностью субъектов региональной инновационной инфраструктуры.
Выявлено, что в отечественном законодательстве в сфере государственной поддержки инновационной деятельности субъектов малого и среднего бизнеса существует некая дихотомия. Первая разновидность государственной поддержки - финансовая - выражается в предоставлении субъектам малого и среднего бизнеса налоговых льгот, создании условий по льготному кредитованию, финансировании НИР и ОКР, контрактном финансировании, субсидировании, предоставлении грантов и т. п. Вторая форма государственной поддержки (организационное обеспечение) подразумевает участие государства в создании субъектов инновационной инфраструктуры, развитии венчурного инвестирования, использовании преимуществ государственного частного предпринимательства, в кадровом обеспечении инновационной деятельности. Несмотря на полноту списка, в нем отсутствует такая форма, как страхование инновационных рисков, которое возможно было бы осуществить двумя способами: путем создания государственных страховых компаний либо налогового стимулирования уже действующих страховых компаний, предоставляющих услугу по страхованию инновационных рисков.
Малому и среднему бизнесу отводится важная роль в экономике страны, поскольку он позволяет расширить область труда, создавая возможности для реализации предпринимательской деятельности населения, уменьшить социальную напряженность в обществе и способствовать динамичному экономическому росту, характеризующегося экономным расходованием ресурсов.
К особенностям малого предпринимательства в области труда и трудовых отношений следует отнести значительную гибкость управления, оперативность реагирования на изменение рыночной конъюнктуры. К необходимым факторам и условиям развития эффективного предпринимательства относятся:
- благоприятное законодательство - это наличие государственных законов, разрешающих и стимулирующих предпринимательство;
- эффективно развивающаяся экономика с необходимыми условиями экономического роста (частная или общественная собственность на капитал и результаты экономической деятельности)1.
- благоприятное социальное окружение - благожелательное отношение всего населения к предпринимательской деятельности и предпринимателю.
В Законе Российской Федерации «О развитии малого и среднего предпринимательства» отмечается, что «предпринимательская деятельность (предпринимательство) представляет собой инициативу по самостоятельной организации деятельности как граждан, так и их объединений, на получение коммерческих результатов от этой деятельности»2.
В соответствии с Федеральным Законом, микропредприятием считается организация, число работников которой не более 15 человек. Малым предприятием считается организация, численность работников которой колеблется от 16 до 100 сотрудников. Организация с численностью сотрудников от 101 до 250 человек относится к предприятиям среднего бизнеса. Следовательно, к субъектам малого бизнеса относятся организации (компании) с численностью сотрудников до 100 человек. Субъекты малого предпринимательства могут быть зарегистрированы как физическими, так и юридическими лицами.
К предприятиям малого и среднего бизнеса относятся потребительские кооперативы и коммерческие организации, крестьянские (фермерские) хозяйства, созданные юридическими и физическими лицами, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица. Перечисленные виды организации должны отвечать соответствующим требованиям Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Организации малого и среднего предпринимательства, созданные юридическими лицами, в обязательном порядке заносятся в Единый государственный реестр.
Главная черта малого и среднего бизнеса - соединение собственности, труда и управления, что дает одновременно реальные преимущества и существенные ограничения в его развитии.
В настоящий момент времени в России сформировалась трехсекторная модель экономики. Кроме этого, часть экономики остаётся вне рыночных отношений и обслуживается в основном государственными и муниципальными учреждениями, так называемый бюджетный сектор3.
1 Гончаренко Л.П. Теория и методология процессов расширенного воспроизводства в инновационной экономике: [монография] / Л.П. Гончаренко, С.А. Филин, А.Ж. Якушев. - Улан-Батор: Кристал пресс КОО, 2016. - 347 с.; Проблемы инновационного развития экономики России. Теоретические аспекты: монография / М.З. Ильчиков. - М.: КноРус, 2015. - 121 с.; Gerber M.l E. The E-Myth Revisited Why Most Small Business Don't Work and What to Do about It. Harper Business. 2001; Acemoglu D. Introduction to Modern Economic Growth. - Princeton (NJ): Princeton University Press, 2009; Hall R., Jones C.I. Why do some countries produce so much more output per worker than others? // Quarterly Journal of Economics. 1999. - Vol. 114. - P. 83-116.
2
Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». - http://consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_ 10230
3 Анкидинова Н,, Кузьминов Я,, Ясин Е. Экономика России перед долгим переходом // Вопросы экономики. - М., 2016. -№ 6. - С. 5.
Первый сектор «Сырьевой бизнес» включает компании, специализирующиеся на добыче, переработке, транспортировке углеводородного сырья и торговле. В начале 2000-х годов для этих компаний было характерно получение сверхдоходов от растущих цен на нефть, затем государство изменило налогообложение путем введения экспортных пошлин и НДПИ, что позволило изымать в бюджет и перераспределять другим секторам экономики часть нефтегазовой ренты. Тем не менее, с учетом «изъятий нефтегазовой ренты» рентабельность в этом секторе выше в 2-3 раза, чем в других секторах экономики.
Второй сектор включает крупные предприятия и компании несырьевых отраслей, продукция которых ориентирована на внутренний рынок. Укрепление рубля в период высоких мировых цен на энергоресурсы привело к снижению конкурентоспособности цен на их продукцию по сравнению с импортными аналогами. В результате конкурентной борьбы практически исчезла легкая и текстильная промышленность. Другие отрасли, используя низкую цену труда в России, смогли выжить и в условиях выгодного курса рубля провести техническое перевооружение и повысить свою конкурентоспособность.
Благодаря внутреннему спросу, генерируемому и поддерживаемому государством путем перераспределения нефтегазовых доходов, эти предприятия получают среднюю доходность на уровне 9-12%. Тем не менее, их рентабельность была ниже по сравнению с доходностью сырьевого бизнеса, что недостаточно компенсировало риски, связанные с несовершенством правовой и регулирующей среды. В этих условиях снижаются инвестиции бизнеса в проекты несырьевого сектора. Лишь в отраслях жилищного и дорожного строительства, машиностроения и сельского хозяйства, поддерживаемых государством в последнее время, привлечение инвестиций частного бизнеса осуществлялось на условиях софинансирования или гарантирования проектов государством.
В сложившейся модели активную роль играет государство в плане перераспределения ресурсов между отраслями первого и второго секторов экономики.
Третий сектор включает предприятия малого и среднего бизнеса, развивающиеся в торговле и сфере услуг. Этот сектор получает некоторые возможности роста за счет развития внутреннего спроса, однако неустойчивый характер их развития связан с отсутствием реальной государственной поддержки и финансирования. Согласно расчетам, средняя рентабельность в этом макросекторе не превышала 5-6%, что равнозначно уровню инфляции1.
Совокупность малых предприятий - юридических лиц на 89,5% состоит из микропредприятий. На эту категорию предприятий можно отнести каждое третье созданное рабочее место и каждый третий рубль от выручки от реализации.
Индивидуальное предпринимательство также представлено преимущественно микропредприятиями. Они составляют 98,7% общего числа индивидуальных предпринимателей - малых предприятий, на них занято 79,2% работников, и их выручка от реализации продукции составляет 69,3%. В микропредприятия было направлено 82,9% от общего потока инвестиций в основный капитал. В этом типе предприятий сосредоточено 86,6% основных фондов малого и среднего бизнеса, учтенного по полной учетной стоимости на конец года2.
Определение отраслевой структуры малого и среднего бизнеса и ее диверсификации в условиях экономического кризиса является сложной и актуальной научной проблемой. По данным сплошного статистического учета была собрана ценная информация, позволяющая провести полный экономический анализ распределения малых и средних предприятий по видам экономической деятельности и выявить динамические изменения за ряд лет.
Малые и средние предприятия, образованные юридическими лицами, сосредоточены в отраслях оптовой и розничной торговли, ремонта автомобилей и мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования (38%), в сфере операций с недвижимостью, аренды и представления услуг (21%), строительных работ, а также добычи полезных ископаемых, обрабатывающих производств, производства и распределения электроэнергии, газа и воды (по 11%).
Индивидуальные предприниматели занимаются сельскохозяйственной деятельностью (7%), а также сосредоточили свою деятельность в сфере услуг. Виды экономической деятельности индивидуальных предпринимателей почти не отличаются от юридических лиц. Более половины индивидуальных предпринимателей занимаются оптовой и розничной торговлей, ремонтом транспорта (автомобилей и мотоциклов), бытовых изделий и предметов личного пользования, по 11% - транспортной деятельностью и операциями с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг.
Наиболее распространенной организационно-правовой формой малого и среднего бизнеса в Российской Федерации является общество с ограниченной ответственностью (ООО), более 92% субъектов имеют данную форму. Другой формой являются акционерные общества (4,6%) и 3,8% из них зарегистрированы в качестве закрытых акционерных обществ3.
Доля России на мировом рынке высоких технологий очень низка и не превышает 1%4. По уровню развития инноваций Россия значительно отстала от ведущих стран мира. Так, доля инновационной продукции в общем объеме произведенной российской продукции составляет не более 1,5%, а в наиболее развитых странах мира прирост ВВП
1 Анкидинова Н,, Кузьминов Я,, Ясин Е. Экономика России перед долгим переходом // Вопросы экономики. - М., 2016. -№ 6. - С. 8.
2 Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. -http://consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_ 10230
3 Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики России. - http:// gks.ru.http://www.gks.ru/wps/wcm/ connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/reform
4 Гончаренко Л.П. Теория и методология процессов расширенного воспроизводства в инновационной экономике: [монография] / Л.П. Гончаренко, С.А. Филин, А.Ж. Якушев. - Улан-Батор: Кристал пресс КОО, 2016. - С. 34.
обеспечивается до 75% инновациями. Предельная изношенность производственных фондов, неразвитость инновационной сферы в России могут стать угрожающими в условиях зарождения нового технологического уклада.
Преимущественное стимулирование выпуска новых товаров (услуг) либо использования новых технологий, связанно с генерированием положительных внешних эффектов. Структурная политика должна в целом иметь не реагирующий, а активный характер. В противном случае она будет лишь еще больше способствовать консервации сложившейся структуры производства. Нужно понимать, что это требование очень сложно соблюсти, поскольку существующие отрасли обладают гораздо большими лоббистскими возможностями. Поддержка сырьевых компаний в период кризиса 2008-2009 гг. подтвердила это.
Анализ данных, показал, что за исследуемый период 2011-2015 гг.1 темп прироста оборота фирм-субъектов МСиБ, осуществлявших инновационную деятельность в расчете на одно предприятие несколько ускорился, достигнув к началу 2016 г. значений в 105-106%. Значительная амплитуда темпа роста оборота средних предприятий связана зачастую их крайней неустойчивостью на рынке.
Прирост оборота в расчете на одного работника в целом по России превышает почти на 30% аналогичный показатель по инновационным предприятиям. Так, при среднем приросте показателя в среднем по России на 3,2%, субьек-ты среднего бизнеса показывают только 0,9%.
При этом среди субьектов МСиБ несмотря на активную поддержку федеральных программ по поддержке инноваций, сократилась доля фирм, осуществляющих НИР. Так, по малым предприятиям сокращение составило с 0,93 до 0,83%. Следует отметить, что при крайне незначительном участии МП в инновационной деятельности даже такое малое снижение имеет серьезное значение. По микропредприятиям и средним фирмам складывается практически аналогичная ситуация. Снижение составило соответственно с 0,93 до 0,86% и с 0,70 до 0,63. Причиной негативной динамики, по нашему мнению, является увеличение доли убыточных фирм.
Для комплексного анализа и прогнозирования инновационного развития малого и среднего бизнеса можно использовать различные экономико-математические модели, и среди них следует выделить два важных и основных вида: структурные и функциональные.
Первый вид моделей исследуют технико-организационное особенности экономического объекта, его составные элементы и соотношение внутренних параметров. Модели линейной и нелинейной оптимизации, модели управления запасами, модели межотраслевого баланса являются примером структурных моделей.
Функциональные модели отличаются принципиально иной методологической основой. Они воспроизводят поведенческую стратегию объекта в результате выявления взаимозависимостей между входными и выходными параметрами и обходятся без дополнительной информации о внутренней структуре этого объекта. К таким моделям относятся эконометрические модели. Эти виды моделей должны использоваться комплексно, так как в результате реализации структурных моделей получают информацию о поведении системы на изменение факторов внешней среды, а при исследовании посредством функциональных моделей получают возможные предположения (гипотезы) о внутренней организации и структуре анализируемого объекта и ее сложности. Одностороннее применение, а тем более противопоставление структурных и функциональных приемов моделирования, зачастую встречающихся на практике моделирования, снижают достоверность и ценность выполняемых расчетов.
Таким образом, разработка методологии комплексного статистического исследования труда и инвестиционно-инновационной деятельности в малом и среднем бизнесе базируется на системе статистических показателей по труду и инвестиционно-инновационной деятельности, а также эконометрическом моделировании их взаимосвязи.
1 Малое и среднее предпринимательство в России. 2015: Стат. сб. / Росстат. - M., 2015. - 96 с.
461