Научная статья на тему 'Правовое обеспечение охраны природы в рамках Европейского Союза'

Правовое обеспечение охраны природы в рамках Европейского Союза Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
179
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЯ / ECOLOGY / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / EUROPEAN UNION / ОХРАНА ПРИРОДЫ / NATURE PROTECTION / ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА / ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Каримов Р.Р., Каримова Г.Ю.

В статье освещаются вопросы формирования правовой основы охраны природы в рамках Европейского союза. Рассматриваются основные правовые источники обеспечения охраны окружающей среды на территории европейских государств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL GROUNDWORK OF NATURE PROTECTION WITHIN THE EUROPEAN UNION

The article brings to the light the issues of legal basis formation of nature protection within the European Union. The main sources of law on environment protection in the territory of European countries are reviewed.

Текст научной работы на тему «Правовое обеспечение охраны природы в рамках Европейского Союза»

Пристатейный библиографический список:

1. Корзун И.Г. Коррупция и как ей противодействовать // Государственная власть и местное самоуправление. 2012. №2.

2. Информация о проведении правовой и антикоррупционной экспертиз за истекший период 2012 года. <http://to03.minjust.rn/node/2867> (последнее посещение 14 марта 2013 г.).

3. Кабанов П. А., Газимзянов P.P. Коррупция в России: понятие, сущность, причины, противодействие. - Набережные Челны, 2003.

4. Закон Республики Башкортостан от 13.10.94 №ВС-25/36 «О борьбе с коррупцией» (документ утратил силу в связи с принятием Закона РБ от 13.07.2009 №145-з) // Ведомости Верховного Совета и Правительства Республики Башкортостан. 1995. №2(32). Ст.37.

5. Постановление Государственного Собрания Курултая РБ от 06.03.2003 №ГС-875 (ред. от 24.05.2012) «О Регламенте Государственного Собрания -

Курултая Республики Башкортостан». Официальный Интернет-портал правовой информации Республики Башкортостан <Ьйр: //www.npa.bashkortostan.ru>

(последнее посещение 14 марта 2013 г.).

6. Приказ МВД РФ от 27.07.2009 №579 «Об утверждении Типового положения о комиссии органа, подразделения, учреждения системы Министерства внутренних дел Российской Федерации по служебной дисциплине и профессиональной этике». <КонсультантПлюс> (последнее посещение: 15 марта 2013 г.).

7. Федеральный закон от 07.02.2011 №3-ФЗ «О полиции» // Российская газета. №25. 08.02.2011; Приказ МВД РФ от 24.12.2008 №1138 «Об утверждении Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации». <КонсультантПлюс> (последнее посещение: 15 марта 2013 г.).

P.P. Каримов., Г.Ю. Каримова

ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОХРАНЫ ПРИРОДЫ В РАМКАХ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

В статье освещаются вопросы формирования правовой основы охраны природы в рамках Европейского союза. Рассматриваются основные правовые источники обеспечения охраны окружающей среды на территории европейских государств.

Ключевые слова: экология, Европейский союз, охрана природы, окружающая среда.

R.R. Karimov, G. Yu. Karimova

LEGAL GROUNDWORK OF NATURE PROTECTION WITHIN THE

EUROPEAN UNION

The article brings to the light the issues of legal basis formation of nature protection within the European Union. The main sources of law on environment protection in the territory of European countries are reviewed.

Key words: ecology, European Union, nature protection, environment.

Региональные организации играют среды и обеспечения экологической

особую роль в сфере охраны окружающей безопасности.

Огромный опыт законотворческой и правоприменительной работы в данной сфере имеет Европейское Сообщество, которое справедливо можно назвать «флагманом» экологического

законодательства.

Европейское сообщество проводит работу в области окружающей среды уже на протяжении нескольких десятилетий. Охрана окружающей среды и устойчивое развитие являются одними из приоритетов политики Европейского Союза, где в последние 40 лет были разработаны многочисленные экологические

инициативы. Благодаря этим инициативам появилось большое количество законодательных актов, программных документов и решений Европейского Суда. В этом плане следует сказать, что ЕС придерживается стратегии ООН по выходу человечества из экологического кризиса.

Римский договор, учреждающий ЕС 1957 г., определяет в деятельности Сообщества в отношении окружающей среды следующие цели:

- сохранять, защищать и улучшать состояние окружающей среды;

- вносить вклад в защиту здоровья

людей;

добиваться разумного и рационального использования природных ресурсов;

- содействовать на международном уровне мерам, относящимся к региональным и общемировым проблемам защиты окружающей среды1.

Европейское сообщество сегодня является важнейшим стратегическим партнёром Российской Федерации в Европе, что предопределяет

дополнительный интерес к деятельности Сообщества по решению «общих» для европейского континента экологических проблем2.

'Договор, учреждающий Европейское сообщество (подписан в г. Риме 25.03.1957) (с изм. и доп. от 26.02.2001 г. // СПС КонсультантПлюс.

2Калиниченко П. А. Охрана окружающей среды в деятельности Европейского сообщества. Международно-правовой аспект: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2011.-С.З.

Структура ЕС состоит из следующих органов: Совета, Комиссии, Европейского парламента, Суда, Счётной палаты и др. В составе органов Сообщества также создано особое экологическое учреждение - Европейское агентство по окружающей среде (ЕАОС).

Данное учреждение занимается созданием сети наблюдения за окружающей средой. Оно регулируется Управляющим советом, состоящим из представителей правительств 32 государств, представителя Европейской комиссии и двух ученых, назначенных Европейским парламентом. Агентство начало функционировать в 1994 году\

Ежегодно Европейское агентство по окружающей среде публикует рапорт под названием «Signals», где кратко рассматриваются проблемы, вызывающие особый интерес в политических кругах, занимающихся проблемами окружающей среды, и в вопросах, интересующих широкую общественность.

Европейское сообщество

располагает обширными полномочиями в экологической сфере. Вместе с тем данные полномочия находятся в сфере совместного ведения государств-членов.

Следует отметить, что среди нормативно-правовых актов, принимаемых ЕС, преобладают прежде всего директивы.

В целом нормативную базу, существующую в рамках ЕС можно разделить по следующим направлениям:

1. Многосторонние природоохранные соглашения.

2. Национальное законодательство государств ЕС.

3. Прецедентное право.

Дальнейшее развитие экологическое

законодательство получило в рамках принятия Маастрихского, Амстердамского и Лиссабонского договоров о внесении изменений в договор о ЕС. После вступления в силу Маастрихтского договора 1 ноября 1993 года вопросы охраны окружающей среды получили официальное место среди целей ЕС. Амстердамский договор был подписан 2

3http: Ilm.wikipedia. org/wiki.

октября 1997 года и вступил в силу 1 мая 1999 года. Его положения требуют, чтобы вопросы охраны окружающей среды были интегрированы в определения и осуществление политики и деятельности Сообщества, в частности, с целью содействия устойчивому развитию.

Лиссабонский договор состоит из двух договоров: Договора о Европейском союзе (ТЕЦ) и Договора о функционировании Европейского Союза (ТБЕи). Он вступил в силу 1 декабря 2009 года. С этого момента ст. 194 ТБЕИ вводит компетенции в области энергетики, которые должны учитывать вопросы охраны окружающей среды, внутреннего рынка и солидарности между государствами-членами. Единственное изменение в положении, касающемся конкретно охраны окружающей среды, является небольшим дополнением к ст. 191 п. 1 ТБЕи. Это положение гласит, что ЕС может способствовать принятию мер на международном уровне для решения региональных или всемирных

экологических проблем и что такие меры, в частности, могут применяться к изменению климата. Несмотря на утверждения, что это дополнение даст новые рычаги управления для Брюсселя, в юридической практике это ничего не меняет. ЕС уже позволил принять меры по борьбе с изменением климата до заключения Лиссабонского соглашения.

Практическая деятельность ЕС в сфере экологии строится на базе специальных программ действий в отношении окружающей среды. На сегодняшний день было принято шесть таких программ. Первая из них - в 1973 г., остальные принимались, соответственно, в 1977 г. (Вторая), в 1983 г. (Третья), в 1987 г. (Четвертая) и в 1993 г. (Пятая).

Современная Шестая программа действий Сообщества в области окружающей среды была утверждена решением Европейского Парламента и Совета № 1600/2002/ЕС от 22 июля 2002 г. Данная программа была подготовлена к Саммиту Рио+10, проходившему в Йоханнесбурге в 2002 году. Эта

программа, рассчитанная на 10 лет, направлена на обеспечение:

• интеграции потребностей окружающей среды в различные направления деятельности ЕС и внедрения принципа экологической обусловленности деятельности Сообщества;

• реализации мероприятий, направленных на обеспечение устойчивого развития;

• проведения экологических мероприятий с расчетом на текущее и будущее расширение ЕС.

Программа концентрируется на 4 приоритетных направлениях деятельности Сообщества по охране окружающей среды, а именно:

• изменение климата;

• природа и биологическое разнообразие;

• окружающая среда, здоровье и качество жизни;

• природные ресурсы и отходы.

В рамках четырех приоритетных направлений деятельности

предусматривается:

1. расширение торговли выбросами:

о содействие решению

проблемы на глобальном уровне;

о адаптация к климатическим изменениям;

2. изучение воздействия изменения климата на сеть «Природа-2000» и реагирование на эти изменения:

о включение морской среды в сеть «Природа-2000»;

о завершение процесса отбора охраняемых территорий новых государств-членов ЕС.

3. Обеспечение реализации основных законодательных актов в сфере охраны окружающей среды и здоровья населения - Рамочной директивы по воде, директивы REACH, проект Директивы по качеству воздуха и более чистому воздуху для Европы, проект рамочной директивы по пестицидам.

4. Внедрение и выполнение тематической стратегии по

Hp

i* 4> ш

предотвращению и переработке отходов (в том числе проект рамочной директивы по отходам, директивы по захоронению отходов и Регламента по перевозке отходов)4.

Большая работа была проделана ЕС по принятию многосторонних соглашений в сфере охраны окружающей среды. Среди них следует отметить такие документы, как:

- Конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц (Рамсар, 1971) (Рамсарская конвенция) Решение 75/66 заключение конвенции сообщества (OJ L21 от 28 января 1975 г.);

- Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (Вашингтон, 1973);

- Соглашение о сотрудничестве в борьбе с загрязнением Северного моря нефтью и другими вредными веществами (Бонн, 1983) (Боннское соглашение);

Решение 84/358 заключения Договора Сообщества (OJ L188 от 16 июля 1984 года);

Конвенция о защите Средиземного моря от загрязнения (Барселона, 1975) (Барселонская конвенция);

Решение 77/585 заключения конвенции сообщества (OJ L240 от 19 сентября 1977 г.);

- Конвенция о защите Рейна от химического загрязнения (Бонн, 1976) (Рейн Конвенции);

Решение 77/586 заключения конвенции сообщества (OJ L240 от 19 сентября 1977 г.);

Конвенция о сохранении мигрирующих видов диких животных (Бонн, 1979) (Боннская конвенция);

Решение 82/461 заключения конвенции сообщества (OJ L210 от 19 июля 1982 г.);

Конвенция о сохранении

европейской дикой природы и естественных местообитаний (Берн, 1979) (Бернская конвенция);

Решение 82/72 заключения

конвенции сообщества (ОJ L38 от 10

февраля 1982 г.)

- Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха (Женева, 1979) (Женевская конвенция);

Решение 81/462 заключения конвенции сообщества (ОJ LI71 от 27 июня 1981 г.);

- Конвенция о сохранении морских живых ресурсов Антарктики (Канберра, 1980);

Решение 81/691 заключения конвенции сообщества (OJ L252 от 5 сентября 1981 г.);

Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву (Монтего-Бей, 1982);

- Конвенция об охране озонового слоя (Вена, 1985) (Венская конвенция);

- Конвенция об оперативном оповещении о ядерной аварии (Вена, 1986).

Также следует отметить документы принятые в рамках самого Европейского сообщества5:

1. Директива 2004/3 5/ЕС от 21.04. 2004 об экологической ответственности в отношении предотвращения и ликвидации экологического ущерба .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Постановление №1655/2000 от 17.07. 2000. о финансовом инструменте для охраны окружающей среды (LIFE).

3. Решение №466/2002/ЕС от 1.03.2002 «Программа поддержки

4 Сайт информационного проекта Российского регионального экологического центра «Россия - ЕС» // http://mssia-eii.ni/node/8.

5 Подробне см: Сайт информационного проекта Российского регионального экологического центра «Россия - ЕС» // http://riissia-eu.rn/node/8.

Ш

неправительственных организации,

работающих в области охраны окружающей среды».

4. Постановление (ЕЕС) № 1210/90 от 7.05. 1990 об утверждении Европейского экологического агентства и Европейской сети экологической информации и экологического мониторинга.

5. Постановление (ЕС) №761/2001 от 19.03. 2001 о добровольном участии организаций в совместной системе экологического менеджмента и экологического аудита (ЕМАБ).

6. Директива 85/337/ЕЕС от 27.06.1985 об экологической экспертизе для определённых общественных и частных проектов.

7. Директива 2001/42/ЕС от 27.06. 2001 о проверке воздействий определённых проектов и планов на окружающую среду.

8. Постановление (ЕС) 166/2006 от 18.01. 2006 о создании Европейского регистра для учёта выброса и переноса вредных веществ и пересмотр директив 91/689/ЕЕС и 96/61/ЕС.

9. Директива 90/313/Е\УО Совета от 7ого июня 1990 г. о свободном доступе к информациям об окружающей среде.

В качестве ключевых документов, касающихся охраны окружающей среды, необходимо обязательно упомянуть Европейскую стратегию развития «Устойчивая Европа за лучший мир». В качестве приоритетных направлений деятельности в стратегии выделяются:

- изменение климата и увеличение использования экологически чистой энергии;

- улучшение здоровья людей;

рациональное управление природными ресурсами;

- совершенствование транспортной

системы и управления

б

землепользованием .

Важно отметить, что

предотвращение опасных изменений климата является стратегическим приоритетом для Европейского Союза. Европа прилагает все усилия, чтобы сократить свои выбросы парниковых газов, а также побуждает другие страны и регионы поступать аналогичным образом.

Параллельно с этим, Европейская комиссия и некоторые государства-члены разрабатывают стратегии адаптации, чтобы помочь укрепить устойчивость Европы к неизбежным последствиям изменения климата.

Лидеры ЕС взяли на себя обязательство о преобразовании Европы в области энергоэффективности и создания низкоуглеродной экономики. ЕС ставит перед собой цели по сокращению выбросов парниковых газов до 2050 года и успешно работает в направлении их достижения.

В соответствии с Киотским протоколом, 15 стран-членов ЕС до 2004 года (ЕС-15) стремились к снижению коллективных выбросов парниковых газов на 8% ниже уровня 1990 года. Мониторинг выбросов и прогнозы показывают, что ЕС-15 на пути к достижению этой цели. Большинство государств-членов, которые присоединились к ЕС с 2004 года, также имеют целевые показатели,

0 Документ Комиссии Европейского сообщества / СОМ(2001)264 final.

свидетельствующие о сокращении подобных выбросов на 6% или 8%.

До 2020 года ЕС взял на себя обязательство сокращения своих выбросов на 20% ниже уровня 1990 года. Это обязательство является одной из передовых целей Европейской стратегии роста 2020 и реализуется через пакет обязательных законодательных мер. ЕС предложил увеличить сокращение выбросов на 30% к 2020 году, если другие крупные страны, обязуются осуществлять свои глобальные усилия по сокращению выбросов.

До 2050 года лидеры ЕС одобрили цели сокращения в Европе выбросов парниковых газов на 80-95% по сравнению с уровнем 1990 года в рамках усилий развитых стран, чтобы уменьшить их выбросы до такой же степени. Европейская комиссия

опубликовала план для построения низкоуглеродной экономики Европы7.

Инициативы ЕС по сокращению выбросов парниковых газов включают в себя:

- Европейскую программу по изменению климата (ЕКПП);

- сокращение выбросов парниковых газов от промышленности наиболее экономически эффективным способом;

принятие законодательства увеличить долю потребления энергии производится по возобновляемым

источникам энергии, таким как энергия ветра, солнца и биомассы, до 20% к 2020 году;

Официальный сайт Европейской комиссии // http://ec.europa.eii/clima/policies/brief/eii/index_en.htm.

целевую установку

энергоэффективности на 20% к 2020 году за счет повышения энергосбережения;

- привязку к цели снижения выбросов СОг новых легковых автомобилей и фургонов;

- поддержку развития улавливания и хранения углерода, технологию улавливания и хранения СОг, выбрасываемого электростанциями и другими крупными промышленными установками.

Говоря о вопросах изменения климата, необходимо отметить, что ЕС ратифицировал Рамочную конвенцию Организации Объединенных Наций об изменении климата (РКИК ООН) с Решением Совета 94/69/ЕС от 15 декабря 1993 года о заключении Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата, а также Киотский протокол.

Решение ЕС ратифицировать Киотский протокол шло вместе с намерением внести политический вклад в процесс, направленный на борьбу с глобальным потеплением, до начала саммита в Йоханнесбурге по устойчивому развитию. В соответствии с данным Решением Совета 2002/3 58/ЕС ЕС и его государства-члены обязаны соблюдать сокращение выбросов парниковых газов. Таким образом, ЕС и его государства-члены несут солидарную ответственность либо в соответствии с международным правом (статьи 4.6 и 24.2 Киотского протокола) или по законодательству Европейского сообщества (статья 10 Договора о ЕС).

Следующим важным узлом деятельности Евросоюза в области климата является Энергетическая политика. Европейская Комиссия с начала 90-х г.г. XX века строит свою стратегию в этой области на развитии возобновляемых источников энергии и

энергоэффективности, а также на внедрении налога на энергию.

Прежде чем углубляться в различные аспекты энергетической политики ЕС, направленной на защиту окружающей среды, несколько слов нужно посвятить общему подходу ЕС к устойчивому развитию и более экологичному отношению к потребности в энергии. Во-первых, интеграция экологических проблем защиты в энергетической политике сообщества была одной из основных целей европейских институтов, особенно после внесения изменений в договор ЕС, а именно введение принципа интеграции в соответствии со ст. 6 ЕС после принятия Амстердамского договора. С этой целью Комиссия выпустила сообщение от 14 октября 1998 года по укреплению экологической интеграции Сообщества в рамках энергетической политики СОМ (98) 571, направленное на включение экологических проблем в другие сферы деятельности ЕС: в области транспорта, энергетики и промышленности. Как отмечается в Сообщении Комиссии СОМ (1997) 167 - одной из основных задач, стоящих перед политикой Сообщества в области энергии, является включение экологических аспектов в ее цели и действия при разработке устойчивой

энергетической политики. Предлагаются конкретные меры для достижения этой цели и обзор прогресса, достигнутого с начала нового столетия.

Также Европейская комиссия 8 марта 2006 года выпустила так называемую «Зеленую книгу»

(«ОгеепРарег») - Европейскую стратегию устойчивой, конкурентоспособной и безопасной энергии СОМ (2006) 105. Зеленая книга была направлена на развитие более скоординированной политики ЕС по энергетическим вопросам, но она по-прежнему оставляет несколько вопросов к компетенции государств-членов. Зеленая книга призывает к повышению энергоэффективности

возобновляемых источников энергии, она также призвана обеспечить более половины производства энергии в ЕС с низким содержанием углерода к 2025 году. Зеленая книга открыта для консультаций с общественностью, которые могут быть представлены через онлайн-ресурсы. Кроме того, Комиссия обязана принять «StrategicEnergy» ЕС8.

Особое внимание в ЕС уделяется качеству атмосферного воздуха, воды, а также обращению с отходами.

Так, в ЕС действует Директива 2008/105/ЕС по экологическим стандартам качества в области водной политики. 13 января 2009 года данная директива вступили в силу. 17 июня 2008 года в соответствии с соглашением, достигнутым с Советом, Европейским парламентом во втором чтении, одобрена директива по

http://www.asser.nl/Default. аврх? зйе_1с1=7&1е¥е11=12219&1 еуе12=12236#_5._Епе^у_8ес1ог.

f * Ш ш

экологическим стандартам качества в области воды (СОМ (2006) 397). Новая директива будет поддерживать Водную рамочную директиву (Директива 2000/60/ЕС) по согласованию стандартов качества воды.

Всесторонний анализ деятельности Европейского сообщества позволяет сделать вывод о наличии хорошо продуманного и юридически

разработанного экологического

законодательства.

Т.В. Иелееа

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ НЕГОСУДАРСТВЕННЫМ СЕКТОРОМ В РФ

В статье описывается ситуация в сфере государственного управления негосударственным сектором в РФ. Особый акцент сделан на анализе поправок, внесенных руководством нашей страны в законодательство об НКО в июле 2012 года, причинах и последствиях таких изменений. Также представлен анализ деятельности негосударственного сектора в России и вовлеченности в него российских граждан. Согласно действующему законодательству дается определение понятию «иностранный агент» и «политическая деятельность НКО». Приводятся примеры перерегистрации правозащитных организаций под новые требования, а также делается попытка прогноза ситуации на будущее.

Ключевые слова: государственное управление, негосударственный сектор, третий сектор, НКО, правозащитная деятельность, иностранный агент

Т. V. Ivleva

STATE REGULATION OF NON-PUBLIC AREA IN THE RF

The situation in the sphere of state regulation of non-public area in the RF is described in the article. Emphasis is laid upon the analysis of amendments made by the country's leadership to the legislation on the NCO in July 2012, their causes and consequences. Also the analysis of the nonpublic area activities in Russia and the involvement of the Russian citizens in it is presented. With accordance to the working legislation definitions of "foreign agent" and "political activity of a NCO" are given. Examples of re-registration of rights protection organization to comply with the new regulations are given and an attempt to predict situation development in the future is made.

Key words: state regulation, non-public area, NCO, right protection activity, foreign agent.

В России интерес к негосударственному сектору в очередной раз возник после беспорядков и актов протестов, устроенных оппозицией на Болотной площади в декабре 2011 года.

На настоящий момент

Следственным комитетом РФ установлено, что акции протеста на Болотной площади осуществлялись, в том числе, за счет денежных средств, полученных

оппозицией из-за рубежа. При этом часть иностранного капитала пришла в Россию

законным путем - финансирование деятельности НКО.

В связи с последними событиями у руководства нашей страны возникла острая необходимость задуматься о более эффективном управлении

негосударственным сектором в РФ.

Так, в июле 2012 года появились поправки в ряд законодательных актов, регулирующих деятельность

негосударственного сектора на территории нашей страны, в том числе изменения были внесены в законы «О

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.