Научная статья на тему 'Правовое регулирование охраны климата в европейском Союзе'

Правовое регулирование охраны климата в европейском Союзе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
992
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫБРОСЫ / EMISSIONS / ЕС / КЛИМАТ / CLIMATE / ОЗОНОВЫЙ СЛОЙ / OZONE LAYER / ПАРНИКОВЫЕ ГАЗЫ / GREENHOUSE GASES / ПРАВО / LAW / ТОРГОВЛЯ КВОТАМИ / ЭКОЛОГИЯ / ENVIRONMENT / ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ / ENERGY EFFICIENCY / ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ / ENERGY SAVING / EU / EMISSION TRADING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Семенихина В. А.

В статье рассматривается существующее состояние и основные тенденции в европейской политике, направленной на предотвращение изменения климата. Обозначены основные вехи в развитии правовой охраны климата и описываются действующие нормативные правовые акты в данной сфере. Приведены позиции зарубежных авторов о месте норм, регулирующих охрану климата, в системе экологического законодательства, их соотношении с энергетическим и воздухоохранным правом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Describes the current status and trends in European politics, aimed at preventing climate change. Marked milestones in the development of the legal protection of the climate and describes existing regulations in this area. Shows the position of foreign authors about the place of rules regulating climate protection, environmental legislation, their relation to the energy and air protection law.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование охраны климата в европейском Союзе»

правленной последовательной государственной политики и т.п.) автор видит в нормативно-правовом закреплении требования по указанию в проектной и технологической документации количества добываемого попутного газа, а также конкретные сроки и процент его утилизации. Такие меры позволят усилить эффективность существующего законодательства в отношении НПГ, а также государственный контроль за рациональным использованием этого природного ресурса и предотвратить загрязнение окружающей среды.

В.А. Семенихина

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОХРАНЫ КЛИМАТА В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ*

Европейский союз традиционно занимает лидирующие позиции в развитии эколого-правового движения, является инициатором и активным участником международного диалога в сфере охраны окружающей среды и климата. В Европе сильны позиции «зеленых» движений, их деятельность получает широкую поддержку населения; активно ведутся научные разработки, внедрение новых экологичных технологий, широко обсуждаются новые законодательные и политические инициативы. Достаточно обширный законодательный и правоприменительный материал позволяет ученым-юристам и законодателям оценить основные наработки и проблемы в развитии экологического права, реагировать на новые потребности в сфере охраны окружающей среды.

Эта работа и накопленный опыт позволяют ученым-юристам ЕС говорить о формировании специальной области права - о «праве охраны климата», этой проблеме уже посвящены многочисленные обсуждения, статьи и исследовательские

* Статья рекомендована к печати доктором юридических наук, профессором О.Л. Дубовик. 174

Труды Института государства и права Российской академии наук № 5/2010

работы1. При этом обращает на себя внимание тот факт, что право охраны климата является комплексным и как бы внеотрасле-вым формированием в рамках системы европейского права: оно включает в себя отдельные аспекты экологического, энергетического, транспортного, воздушного права, а также специфические новые вопросы, ранее не регулировавшиеся в праве.

Развитие права охраны климата и его место в системе права ЕС

Первые инициативы, благодаря которым и начало развиваться право ЕС по охране климата, были связаны с наблюдениями за качеством окружающей среды, в особенности воздуха, накоплениями в ней стойких органических соединений и осознанием угроз, связанных с повышением концентрации таких соединений в окружающей среде2. В результате была принята в 1985 г. Венская конвенция об охране озонового слоя, которая была дополнена Монреальским протоколом 1987 г. по веществам, разрушающим озоновый слой. Эти международные документы признали важную роль озонового слоя в климатической системе Земли и заявили о необходимости ограничения выброса веществ, разрушающих озоновый слой. Позднее в рамках ООН были приняты Рамочная конвенция об изменении климата и Ки-отский протокол 1997 г.

В ЕС историческое развитие норм, заложивших основу для формирования правового регулирования охраны климата, шло сходным путем. Качество воздуха и лимиты выбросов отдельных веществ стали предметом регулирования еще в 1970-х гг.3

1 Подробнее см. также: Müller T., Schulze-Felitz H. Auf dem Wege zu einem Klimaschutzrecht - Eine Einleitende Problemskizze II T. Müller, H. Schulze-Felitz (Hrsg.) Europäisches Klimaschutzrecht. Baden-Baden, 2009. S. 9.

2 Результатом данного процесса и развития экологического права на международном уровне стала, в частности, международная Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (Женева, 1979 г.) и протоколы к ней. Данная Конвенция закрепила понятие «загрязнение воздуха», но в ней не говорится о негативном воздействии загрязнения воздуха на климат.

3 Council Directive 70/220/EEC of 20 March 1970 on the approximation of the laws of the Member States relating to measures to be taken against air

Позднее, в 1980-е гг. Совет ЕС утвердил ряд директив, содержавших минимальные требования к качеству атмосферного воздуха в отношении ряда отдельных органических соединений (оксид серы, свинец, оксид азота, приземный озон)4.

Вопросы охраны озонового слоя попали в сферу внимания законодателя в 1978 г., когда Совет ЕС принял резолюцию, согласно которой европейской промышленности было рекомендовано принимать все необходимые меры для сокращения производства хлорфторуглеродов (ХФУ). Затем, в 1980 г. Совет ЕС принял Решение 80/372/ЕЕС о ХФУ в окружающей среде (Council Decision 80/372/EEC on chlorofluorocarbons in the environment), которое уже имело характер предписания и обязывало страны - члены ЕС принимать меры по сокращению производства отдельных ХФУ. В частности, согласно данному Решению потребление ХФУ должно было снизиться на 30% к 31 декабря 1981 г.

В дальнейшем в ЕС был принят ряд нормативных актов по вопросам сокращения производства и использования ХФУ и иных веществ, разрушающих озоновый слой (ОРВ), включая постановление Совета ЕС 3093/94/ЕЕС (Council Regulation 3093/94/EEC concerning substances that deplete the ozone layer), принятое во исполнение обязательств Евросоюза по Монреальскому протоколу, а также постановление 2037/2000, в последующем заменившее постановление 3093/94 и еще более ужесточившее требования к обороту и использованию ОРВ.

Вопросы сокращения выбросов СО2 были затронуты в законодательных актах ЕС еще до принятия Киотского протокола. Здесь можно упомянуть Директиву Совета ЕС 93/76/ЕЕС, принятую в 1993 г. и касающуюся снижения выбросов углекислого газа путем повышения энергоэффективности (Council Directive 93/76/EEC on the limitation of carbon dioxide emissions by improving energy efficiency). В последующем основное место

pollution by gases from positive-ignition engines of motor vehicles // Official Journal of the European Union (OJ). 1970. L 076. P. 0001-0022.

4 См.: Директива 80/779/ЕЕС, Директива 82/884/ЕЕС, Директива 85/203/ЕЕС, Директива 92/72/ЕЕС, позднее утратившие силу в связи с принятием Директивы 96/62/ЕС от 27 сентября 1996 г. (см.: OJ. 1996. L 296. P. 55-63).

среди законодательных актов ЕС, посвященных вопросам охраны климата, стали занимать акты, развивающие положения Рамочной конвенции и Киотского протокола.

В научной литературе, в учебниках по экологическому праву ЕС можно проследить исторически первичный характер регулирования охраны воздуха по отношению к правовой охране озонового слоя и климата: главы, посвященные регулированию качества атмосферного воздуха, обычно занимают приоритетное место среди основных, традиционных разделов особенной части экологического права, посвященных охране отдельных компонентов окружающей среды (охране атмосферного воздуха, вод, лесов, земель), в то время как разделы о правовом регулировании охраны озонового слоя и климата могут включаться в главу о правовом режиме охраны атмосферного воздуха5 либо выноситься в отдельную главу в конце Особенной части6. Стоит отметить, что в ФРГ - стране, активно занимающейся вопросами охраны окружающей среды и в том числе климата, все чаще предлагается иное видение того места, которое охрана климата занимает в рамках Особенной части экологического права: например, соответствующий раздел может быть помещен в начале Особенной части в главе, посвященной эмиссиям, т.е. воздействиям технических устройств (наряду с такими вопросами, как охрана воздуха от загрязнений, борьба с шумом, энергоэффективность и возобновляемые источники энергии)7, или может рассматриваться в рамках главы о ресурсах окружающей среды8.

Действительно, вопрос о месте норм, касающихся охраны климата, в рамках науки и системы права ЕС пока не имеет однозначного ответа. Причем дальнейшее развитие законодательства и принятие новых актов свидетельствуют скорее о тесном

5 См.: Jans H.J., Vedder H. European Environmental Law. 3rd revised edition. Groningen, 2008.

6 См.: Environemental Protection: European Law and Governance. Ed. by Joanne Scott. Oxford, 2009; Erbgut W., Schlacke S. Umweltrecht. 3. Auflage. Baden-Baden, 2009.

7 См.: Storm P.-C. Umweltrecht. Einführung. Aufl. 9. Berlin, 2010.

8 См.: Дубовик О.Л., Кремер Л., Люббе-Вольфф Г. Экологическое право: Учебник / Отв. ред. О.Л. Дубовик. М., 2005.

переплетении, а не разграничении вопросов, связанных с охраной атмосферного воздуха, регулированием опасных веществ и отходов, и вопросов сохранения озонового слоя и охраны климата. Например, постановление Парламента и Совета ЕС 443/2009 от 23 апреля 2009 г.9 об утверждении норм эмиссий для нового пассажирского автомобильного транспорта содержит непосредственное указание на то, что оно принято в рамках общеевропейской концепции снижения эмиссий СО2 от автотранспорта. Также отдельные нормы, имеющие отношение к мерам по охране климата, содержатся, например, в Директиве Парламента и Совета ЕС 2008/50 о качестве воздуха10.

Таким образом, проблема изменения климата представляет собой один из наиболее показательных примеров интеграции эколого-правовых задач в политику регулирования в разнообразных отраслях экономики. Сокращение выбросов углекислого газа и иных парниковых газов требует принятия соответствующих мер в энергетике, транспорте, сельском и лесном хозяйстве, промышленности, а также на уровне отдельных домохозяйств.

Источники права охраны климата ЕС

Базовыми здесь являются договоры о создании европейских сообществ - так называемое первичное право ЕС. С введением в действие с декабря 2009 г. Лиссабонского договора договоры о создании европейских сообществ были дополнены и изменены, однако в целом их содержание в части регулирования охраны окружающей среды сохранилось.

Следует отметить, что Договор об образовании Европейского союза (Маастрихтский договор 1992 г.)11 не затрагивает вопросы охраны окружающей среды, а лишь называет сферы общей политики ЕС, среди которых упоминается и экологическая политика. Что касается Договора о создании Европейского

9 OJ. 2009. L 140. P. 1-15. 11 OJ. 2008. L 152. P. 1-44.

11 Консолидированный текст Договора о создании Европейского союза до вступления в силу Лассабонского договора см.: OJ. 2006. C 321E. P. 1-331. URL: http://eur-lex.europa.eu (дата обращения -

10 марта 2010 г.).

сообщества (Римский договор 1957 г.)12, некоторые его статьи содержат эколого-релевантные положения13, но напрямую в тексте Договора задачи и меры по охране климата не упоминаются. Поэтому правовой основой мер, предпринимаемых в ЕС в данной сфере, в зависимости от их прикладной цели являются отдельные статьи Договора о создании Европейского сообщества, связанные с сельским хозяйством, транспортом, свободной тор-

„ „14

говлей, охраной окружающей среды .

В редакции Лиссабонского договора Договор о создании Европейского шобщества получил название «Договор о функционировании Европейского тоюза» и был несколько изменен15. Одним из изменений стало в том числе уточнение целей политики ЕС в сфере охраны окружающей среды и включение в их число противодействие изменению климата (ст. 191, бывшая ст. 174). Также Лиссабонским договором был добавлен разд. XXI «Энергетика», положения которого непосредственно ссылаются на необходимость учитывать сохранение и улучшение окружающей среды при формировании энергетической политики ЕС (ст. 194). Такие изменения одного из основополагающих документов ЕС подтвердили приверженность Евросоюза к дальнейшей работе по охране климата и непреклонность в реализации соответствующих мер.

В ЕС были приняты и принимаются разнообразные законодательные акты - директивы, резолюции, решения, постановления, - относящиеся к так называемому вторичному праву. Часть

12 Консолидированный текст Договора о создании Европейского сообщества до вступления в силу Лассабонского договора см.: OJ. 2006. P 321Е. P. 1-331. URL: http://eur-lex.europa.eu (дата обращения -10 марта 2010 г.).

13 См. ст. 2, 174-176 Римского договора.

14 Подробнее см.: Дубовик О.Л., Кремер Л., Люббе-Вольфф Г. Указ. соч. С. 214.

15 Консолидированный текст Договора о функционировании Европейского союза с учетом изменений, внесенных Лиссабонским договором см.: OJ. 2010. C 83. P. 1-388. URL: http://eur-lex.europa.eu (дата обращения - 31 мая 2010 г.).

из них была разработана в развитие международных актов по вопросам охраны климата и озонового слоя16.

Вместе с тем посредством актов вторичного права ЕС реализуются и внутренние, собственные инициативы Евросоюза, которые зачастую опережают развитие права охраны климата на международном уровне или в иных государствах. Так, система торговли квотами на парниковые газы была запущена в ЕС еще до начала действия Киотского протокола и предусмотренной им системы торговли сертификатами на выбросы.

Анализируя источники права ЕС в сфере охраны климата, нельзя не обратить внимание на их постоянную доработку и обновление. В среднем каждые 10 лет принимаются нормативные акты, полностью замещающие или существенно изменяющие ранее действующее законодательство. Большой объем работ по обновлению нормативного материала в сфере охраны климата произошел в 2008-2009 гг. в связи с реализацией специальных комплексных программ ЕС по борьбе с климатическими изменениями.

Основные направления политики и правового регулирования ЕС в сфере охраны климата

1. Охрана озонового слоя. В настоящее время в ЕС система мер в отношении охраны озонового слоя основывается на постановлении Европейского парламента и Совета ЕС 1005/2009 от 16 сентбря 2009 г., принятом во исполнение международных обязательств ЕС в данной сфере, но устанавливающем более жесткий по сравнению с международным режим обращения с веществами, разрушающими озоновый слой. Основание для такого подхода изложено в преамбуле постановления: многие из озоноразрушающих веществ (ОРВ) являются одновременно и парниковыми газами, но они не включены в сферу действия Рамочной конвенции и Киотского протокола, так как действует презумпция того, что данные аспекты должны регулироваться Монреальским протоколом, но нормотворчество на междуна-

16 Например, Решение Совета ЕС 2002/358, которым был ратифицирован Киотский протокол и утверждено соглашение о распределении обязанностей стран - членов ЕС в связи с принятием ЕС соответствующих обязательств, и Решение Комиссии 2006/994, которое утвердило лимиты выбросов для стран - членов ЕС.

180

родном уровне не всегда успевает за развитием науки и технологий.

Согласно постановлению можно выделить две группы регулируемых веществ: одна группа включает вещества, включенные в сферу действия Монреальского протокола («контролируемые вещества»), вторая - так называемые новые вещества. Особенность второй группы состоит в том, что постановление содержит лишь нормы, касающиеся их производства, импорта, распространения и использования, т.е. в отличие от первой группы вопросы их экспорта не затрагиваются. Также в сферу действия постановления попадают товары, в которых используются ОРВ. Постановлению была придана определенная гибкость в отношении сферы его действия: Комиссия вправе дополнять перечень регулируемых ОРВ, а также пересматривать даты окончательного запрета обращения ОРВ с тем, чтобы ускорить прекращение их использования.

Постановление в целом содержит разнообразные положения, ограничивающие оборот ОРВ веществ в ЕС. Выпуск в свободное обращение на территории ЕС контролируемых веществ возможен только при условии получения специальной лицензии. Лицензия необходима и для экспорта таких веществ в другие страны. Импорт в ЕС контролируемых веществ, произведенных в стране, не являющейся стороной Монреальского договора, а также обращение на рынке продукции, содержащей такие вещества, запрещается, равно как в целом запрещается торговля ОРВ со странами, не присоединившимися в Монреальскому протоколу.

В развитие идей Монреальского протокола постановление предусматривает систему торговли квотами на загрязнение, причем передача квот возможна как внутри одного государства, так и между государствами - членами ЕС или по отношению к другой стране - участнице Монреальского протокола. Постановлением предусматривается система учета и отчетности по регулируемым ОРВ, а также возможность контроля и наложения взысканий за нарушение постановления. В целях контроля за выполнением постановления и повышения эффективности при-

нимаемых мер введена система лицензирования и маркировки ОРВ и продукции, содержащей ОРВ17.

Законодательство ЕС по вопросам охраны озонового слоя не только показывает высокую эффективность, но и служит движущим фактором для развития замещающих технологий. Примерами служат разработка веществ, альтернативных ме-тилбромиду, внедрение новых аэрозольных основ для ингаляторов и новых систем пожаротушения. Помимо сокращения производства ОРВ, следует отметить усилия Европейского союза по предотвращению эмиссии ОРВ из существующих старых зданий и устройств. Осознавая, что в большинстве случаев имеется возможность выделить ОРВ и переработать их с использованием безопасных технологий, ЕС ведет работу по разработке и внедрению соответствующих методик.

2. Регулирование выбросов парниковых газов. Во исполнение обязательств ЕС по Киотскому протоколу по сокращению уровня выбросов парниковых газов на 8% для каждой страны -члена ЕС Решением Комиссии 2006/944/ЕС18 был утвержден допустимый объем выбросов на период действия Киотского протокола. Кроме того, в целях наблюдения за реализацией мер по сокращению выбросов и отслеживания их исполнения была учреждена система мониторинга19, в которой можно выделить четыре направления:

1) отслеживание антропогенной эмиссии парниковых газов, 2) оценка соблюдения целевых показателей государствами-членами и в целом по ЕС, 3) система национальных и общеевропейских реестров и программ в соответствии с требованиями Киотского протокола; 4) обеспечение добросовестного, полного и своевременного отчета по указанным вопросам со стороны ЕС и государств-членов.

17 О нарушениях режима обращения с ОРВ и преступлениях в этой сфере см.: Bankobeza, Gilbert M. Ozone-depleting Substances: Facts and Figures // Environmental crime in Europe: rules of sanctions. Francoise Comte (ed.), Ludwig Kramer (ed.). Groningen, 2004.

18 OJ. 2006. L 358. P. 87.

19 Первоначально введена Решением ^вета ЕС 93/389/ЕС, которое было в последующем заменено Решением Европейского парламента и Совета ЕС 280/2004/EC.

Самостоятельной инициативой ЕС стала разработка Европейской программы по вопросам изменения климата (European Climate Change Programme)20. Первая такая программа была рассчитана на период 2000-2005 гг. и имела своей целью определить наиболее эффективные и выгодные пути снижения выбросов парниковых газов для того, чтобы обеспечить выполнение обязательств ЕС по Киотскому протоколу. В рамках программы представители органов власти, эксперты, общественные организации и промышленность сформировали рабочие группы для изучения возможностей сокращения выбросов в той или иной отрасли хозяйства (энергоснабжение, энергоэффективность в отношении конечных потребителей и промышленности, транспорт, сельское хозяйство, научные исследования, системы поглощения парниковых газов, леса, и др.). Таким образом, в рамках каждой группы были выработаны предложения по снижению выбросов. Одним из наиболее значимых результатов этой работы стало создание европейской системы торговли квотами, о которой речь пойдет ниже. Признавая эффективность работы Программы, в октябре 2005 г. в ЕС была введена в действие вторая Европейская программа по вопросам изменения климата, которая призвана выработать предложения по дальнейшему снижению выбросов и оценить потенциал сокращения выбросов СО2 в таких отраслях, как авиация и легкий грузовой транспорт.

Европейская система торговли квотами (European Union Green House Gas Emission Trading Scheme, EU ETS) занимает, пожалуй, центральное место в системе мер ЕС по противодействию изменению климата. Система торговли квотами была учреждена еще в 2003 г. Директивой Европейского парламента и Совета ЕС 20031871ЕС и начала работать с января 2005 г. При этом она является предметом постоянных дискуссий, объектом внимания политиков и юристов. Предполагается, что она не прекратит свое существование с окончанием срока действия Ки-отского протокола, а будет использоваться и в дальнейшем.

20 Помимо Программы по вопросам изменения климата, в ЕС существует общая рамочная программа действий с сфере окружающей среды (Environmental Action Programme), которая также распространяется на вопросы изменения климата и называет охрану климата одним из своих приоритетов.

Идея, заложенная в основу европейской системы торговли квотами, аналогична идее о торговле сертификатами по Киотскому протоколу. Компании, участвующие в европейской системе торговли квотами, вправе использовать сертификаты на выбросы, полученные в результате участия в механизмах чистого развития и проектах совместной реализации. Порядок использования таких сертификатов для целей европейской торговой системы установлен Директивой 2004/101/ЕС21.

В работе системы предусматриваются определенные фазы. Первая фаза была установлена на период с 2005-2007 гг., вторая фаза должна совпасть по срокам со сроком действия Киотского протокола с 2008 по 2012 г., а в настоящее время в ЕС уже идет активная работа по выработке мер на период третьей фазы, которая будет действовать с 2013 по 2020 г. Уже в рамках первой фазы действия система торговли квотами смогла объединить более 11 500 производителей парниковых газов. Так как реестры сертификатов и сами сертификаты существуют в электронном формате и не требуют документарных операций, вся система контролируется оператором и позволяет обеспечить прозрачность и возможность проверки сделок. Каждая фаза работы системы представляет собой определенный эволюционный этап в ее развитии. Совершенствование механизмов и расширение сферы действия системы идет по нескольким направлениям. Например, на данном этапе система позволяет осуществлять торговлю только сертификатами на СО2, однако в дальнейшем планируется расширение перечня парниковых газов, в отношении которых будет возможна торговля.

Ныне сфера действия системы торговли ограничена секторами экономики, в которых она может применяться. В нее входит лишь деятельность в сфере энергетики, металлургии, химической промышленности и деятельность заводов по производству целлюлозы и бумаги. С 2012 г. в систему будет включена также авиация.

Определенные изменения претерпевает система наблюдения и отчетности по эмиссии парниковых газов. В 2007 г. Комиссия приняла Решение 2007/589/ЕС, устанавливающее прави-

21 01. 2004. Ь 338. Р. 18. 184

ла мониторинга и предоставления отчетов по выбросам на период с 2007 по 2012 г., взамен ранее действующего Решения Комиссии 2004/156/ЕС от 29 января 2004 г. Основные изменения по сравнению с первой фазой были связаны с облегчением бремени по ведению отчетности для малых предприятий, приближением правил к обычным стандартам отчетности в промышленности, к общим правилам отчетности по выбросам парниковых газов в системе Рамочной конвенции, большей прозрачностью системы. В течение 2008-2009 гг. Решение 2007/589/ЕС было несколько доработано: в сферу его действия были включены выбросы оксида азота, разработаны правила мониторинга и отчетности, связанные с авиацией и деятельностью по улавливанию, транспортировке и геологическому хранению СО2 (carbon capture and storage, CCS).

Важное направление развития связано с практикой распределения квот. В ходе первой фазы государства - члены ЕС были обязаны распределять как минимум 95% предоставленной им квоты среди соответствующих национальных производителей бесплатно (согласно национальным планам распределения квот и историческим показателям выбросов таких производителей). Вторая фаза предусматривает, что доля бесплатно распределяемых квот может быть снижена до 90%, а остальная часть квоты выставлена на продажу путем аукциона. Предоставленное государствам право на принятие соответствующего решения - распределить квоты бесплатно или продать - в контексте необходимости снижения выбросов нередко обсуждается юристами, экспертами и экологами и становится объектом критики22. Если государство распределяет все имеющиеся квоты бесплатно, будет ли стимул у производителей сокращать выбросы? Что делать, если появляется новый источник, квота на который не была заложена в национальный план? Кроме того, существует мнение, что распределение квот по историческим показателям не позволяет сформировать справедливую рыночную цену на сертификаты. С учетом этой дискуссии система распределения квот

22 cm.: Jan H. Jans, Hans H.B. Vedder. European Environmental Law. 3rd. revised edition. Groningen, 2008.

и формирования цены претерпевает изменения: в ходе третьей фазы аукционы должны стать правилом, а не исключением.

6 апреля 2009 г. Совет ЕС принял Директиву 2009/29/ЕС, которая изменяет положения Директивы 2003/87 на период после 31 декабря 2012 г. и в том числе обязывает государства ежегодно снижать доли квот, распределяемых бесплатно, с тем чтобы к 2020 г. только 30% квот распределялось на бесплатной основе и полный отказ от бесплатного распределения произошел в 2027 г.

Директива 2009/29 стала частью так называемого климати-ческо-энергетического законодательного пакета, разработанного в целях проведения дальнейших мер по противодействию изменениям климата и более широкому применению энергии из возобновляемых источников. Данная законодательная инициатива преследует следующие цели: а) достигнуть 20%-ного снижения выбросов парниковых газов относительно уровня 1990 г.; б) увеличить долю возобновляемой энергии до 20% в общем энергопотреблении ЕС к 2020 г.; в) добиться снижения первичного потребления энергии на 20% за счет улучшения энергоэффективности (совместно данные цели также именуются «цели 20-20-20»).

В рамках данного законодательного пакета также было принято Решение 406/2009/ЕС о совместных усилиях стран -членов ЕС для достижения целевых показателей снижения выбросов парниковых газов к 2020 г. (Effort Sharing Decision). Оно создает основу для координации деятельности стран ЕС в целях снижения выбросов от видов деятельности, не включенных в систему торговли квотами, - в транспортном секторе, строительстве зданий, сельском хозяйстве, обращении с отходами - на период с 2013 по 2020 г. При этом реализуется дифференцированный подход: количественные обязательства каждого государства зависят от его относительного уровня дохода (отношение ВВП на душу населения), и если наиболее состоятельные страны ЕС обязаны сократить выбросы на 20% относительно уровня 2005 г., то бедным странам разрешается повысить выбросы парниковых газов в соответствующих секторах на 20% относительно 2005 г. Взятые вместе, все целевые показатели, тем не менее, позволят добиться сокращения общего объема выбросов в районе 10% и, таким образом, система совместных усилий должна

внести свой вклад в достижение ЕС целевых показателей снижения выбросов к 2020 г.

Определенную поддержку в достижении данной цели призваны оказать общеевропейские программы, которые устанавливают требования к выбросам от новых автомобилей для личного пользования и легких грузовых автомобилей. Кроме того, политика ЕС в сфере охраны земель, регулирования фторированных парниковых газов23 и обращения с отходами должна также содействовать странам ЕС в достижении их целевых показателей.

Выводы

Правовое регулирование охраны климата в Европейском союзе представляет собой систему разнообразных мер и политик, имеющих своим предметом широкий круг общественных отношений в различных секторах экономики, что обусловлено комплексным характером проблемы изменения климата. Данный опыт ЕС и реализуемые Евросоюзом новационные подходы к решению поставленных задач снижения эмиссии парниковых газов, безусловно, представляют интерес в целях дальнейшего развития мер по противодействию изменению климата и в России, и на международном уровне. Для российских юристов экологическое право ЕС, особенно в части регулирования охраны климата, может служить наглядным примером эффективной реализации международных обязательств, материалом для выработки релевантных решений в российском праве, источником для анализа существующих проблем и новых вызовов в сфере охраны окружающей среды.

23 См.: постановление Европейского парламента и Совета ЕС 842/2006/ЕС о фторсодержащих газах и Директива 2006/40/ЕС об эмиссии от использования систем кондиционирования в автомобильном транспорте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.