правленной последовательной государственной политики и т.п.) автор видит в нормативно-правовом закреплении требования по указанию в проектной и технологической документации количества добываемого попутного газа, а также конкретные сроки и процент его утилизации. Такие меры позволят усилить эффективность существующего законодательства в отношении НПГ, а также государственный контроль за рациональным использованием этого природного ресурса и предотвратить загрязнение окружающей среды.
В.А. Семенихина
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОХРАНЫ КЛИМАТА В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ*
Европейский союз традиционно занимает лидирующие позиции в развитии эколого-правового движения, является инициатором и активным участником международного диалога в сфере охраны окружающей среды и климата. В Европе сильны позиции «зеленых» движений, их деятельность получает широкую поддержку населения; активно ведутся научные разработки, внедрение новых экологичных технологий, широко обсуждаются новые законодательные и политические инициативы. Достаточно обширный законодательный и правоприменительный материал позволяет ученым-юристам и законодателям оценить основные наработки и проблемы в развитии экологического права, реагировать на новые потребности в сфере охраны окружающей среды.
Эта работа и накопленный опыт позволяют ученым-юристам ЕС говорить о формировании специальной области права - о «праве охраны климата», этой проблеме уже посвящены многочисленные обсуждения, статьи и исследовательские
* Статья рекомендована к печати доктором юридических наук, профессором О.Л. Дубовик. 174
Труды Института государства и права Российской академии наук № 5/2010
работы1. При этом обращает на себя внимание тот факт, что право охраны климата является комплексным и как бы внеотрасле-вым формированием в рамках системы европейского права: оно включает в себя отдельные аспекты экологического, энергетического, транспортного, воздушного права, а также специфические новые вопросы, ранее не регулировавшиеся в праве.
Развитие права охраны климата и его место в системе права ЕС
Первые инициативы, благодаря которым и начало развиваться право ЕС по охране климата, были связаны с наблюдениями за качеством окружающей среды, в особенности воздуха, накоплениями в ней стойких органических соединений и осознанием угроз, связанных с повышением концентрации таких соединений в окружающей среде2. В результате была принята в 1985 г. Венская конвенция об охране озонового слоя, которая была дополнена Монреальским протоколом 1987 г. по веществам, разрушающим озоновый слой. Эти международные документы признали важную роль озонового слоя в климатической системе Земли и заявили о необходимости ограничения выброса веществ, разрушающих озоновый слой. Позднее в рамках ООН были приняты Рамочная конвенция об изменении климата и Ки-отский протокол 1997 г.
В ЕС историческое развитие норм, заложивших основу для формирования правового регулирования охраны климата, шло сходным путем. Качество воздуха и лимиты выбросов отдельных веществ стали предметом регулирования еще в 1970-х гг.3
1 Подробнее см. также: Müller T., Schulze-Felitz H. Auf dem Wege zu einem Klimaschutzrecht - Eine Einleitende Problemskizze II T. Müller, H. Schulze-Felitz (Hrsg.) Europäisches Klimaschutzrecht. Baden-Baden, 2009. S. 9.
2 Результатом данного процесса и развития экологического права на международном уровне стала, в частности, международная Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (Женева, 1979 г.) и протоколы к ней. Данная Конвенция закрепила понятие «загрязнение воздуха», но в ней не говорится о негативном воздействии загрязнения воздуха на климат.
3 Council Directive 70/220/EEC of 20 March 1970 on the approximation of the laws of the Member States relating to measures to be taken against air
Позднее, в 1980-е гг. Совет ЕС утвердил ряд директив, содержавших минимальные требования к качеству атмосферного воздуха в отношении ряда отдельных органических соединений (оксид серы, свинец, оксид азота, приземный озон)4.
Вопросы охраны озонового слоя попали в сферу внимания законодателя в 1978 г., когда Совет ЕС принял резолюцию, согласно которой европейской промышленности было рекомендовано принимать все необходимые меры для сокращения производства хлорфторуглеродов (ХФУ). Затем, в 1980 г. Совет ЕС принял Решение 80/372/ЕЕС о ХФУ в окружающей среде (Council Decision 80/372/EEC on chlorofluorocarbons in the environment), которое уже имело характер предписания и обязывало страны - члены ЕС принимать меры по сокращению производства отдельных ХФУ. В частности, согласно данному Решению потребление ХФУ должно было снизиться на 30% к 31 декабря 1981 г.
В дальнейшем в ЕС был принят ряд нормативных актов по вопросам сокращения производства и использования ХФУ и иных веществ, разрушающих озоновый слой (ОРВ), включая постановление Совета ЕС 3093/94/ЕЕС (Council Regulation 3093/94/EEC concerning substances that deplete the ozone layer), принятое во исполнение обязательств Евросоюза по Монреальскому протоколу, а также постановление 2037/2000, в последующем заменившее постановление 3093/94 и еще более ужесточившее требования к обороту и использованию ОРВ.
Вопросы сокращения выбросов СО2 были затронуты в законодательных актах ЕС еще до принятия Киотского протокола. Здесь можно упомянуть Директиву Совета ЕС 93/76/ЕЕС, принятую в 1993 г. и касающуюся снижения выбросов углекислого газа путем повышения энергоэффективности (Council Directive 93/76/EEC on the limitation of carbon dioxide emissions by improving energy efficiency). В последующем основное место
pollution by gases from positive-ignition engines of motor vehicles // Official Journal of the European Union (OJ). 1970. L 076. P. 0001-0022.
4 См.: Директива 80/779/ЕЕС, Директива 82/884/ЕЕС, Директива 85/203/ЕЕС, Директива 92/72/ЕЕС, позднее утратившие силу в связи с принятием Директивы 96/62/ЕС от 27 сентября 1996 г. (см.: OJ. 1996. L 296. P. 55-63).
среди законодательных актов ЕС, посвященных вопросам охраны климата, стали занимать акты, развивающие положения Рамочной конвенции и Киотского протокола.
В научной литературе, в учебниках по экологическому праву ЕС можно проследить исторически первичный характер регулирования охраны воздуха по отношению к правовой охране озонового слоя и климата: главы, посвященные регулированию качества атмосферного воздуха, обычно занимают приоритетное место среди основных, традиционных разделов особенной части экологического права, посвященных охране отдельных компонентов окружающей среды (охране атмосферного воздуха, вод, лесов, земель), в то время как разделы о правовом регулировании охраны озонового слоя и климата могут включаться в главу о правовом режиме охраны атмосферного воздуха5 либо выноситься в отдельную главу в конце Особенной части6. Стоит отметить, что в ФРГ - стране, активно занимающейся вопросами охраны окружающей среды и в том числе климата, все чаще предлагается иное видение того места, которое охрана климата занимает в рамках Особенной части экологического права: например, соответствующий раздел может быть помещен в начале Особенной части в главе, посвященной эмиссиям, т.е. воздействиям технических устройств (наряду с такими вопросами, как охрана воздуха от загрязнений, борьба с шумом, энергоэффективность и возобновляемые источники энергии)7, или может рассматриваться в рамках главы о ресурсах окружающей среды8.
Действительно, вопрос о месте норм, касающихся охраны климата, в рамках науки и системы права ЕС пока не имеет однозначного ответа. Причем дальнейшее развитие законодательства и принятие новых актов свидетельствуют скорее о тесном
5 См.: Jans H.J., Vedder H. European Environmental Law. 3rd revised edition. Groningen, 2008.
6 См.: Environemental Protection: European Law and Governance. Ed. by Joanne Scott. Oxford, 2009; Erbgut W., Schlacke S. Umweltrecht. 3. Auflage. Baden-Baden, 2009.
7 См.: Storm P.-C. Umweltrecht. Einführung. Aufl. 9. Berlin, 2010.
8 См.: Дубовик О.Л., Кремер Л., Люббе-Вольфф Г. Экологическое право: Учебник / Отв. ред. О.Л. Дубовик. М., 2005.
переплетении, а не разграничении вопросов, связанных с охраной атмосферного воздуха, регулированием опасных веществ и отходов, и вопросов сохранения озонового слоя и охраны климата. Например, постановление Парламента и Совета ЕС 443/2009 от 23 апреля 2009 г.9 об утверждении норм эмиссий для нового пассажирского автомобильного транспорта содержит непосредственное указание на то, что оно принято в рамках общеевропейской концепции снижения эмиссий СО2 от автотранспорта. Также отдельные нормы, имеющие отношение к мерам по охране климата, содержатся, например, в Директиве Парламента и Совета ЕС 2008/50 о качестве воздуха10.
Таким образом, проблема изменения климата представляет собой один из наиболее показательных примеров интеграции эколого-правовых задач в политику регулирования в разнообразных отраслях экономики. Сокращение выбросов углекислого газа и иных парниковых газов требует принятия соответствующих мер в энергетике, транспорте, сельском и лесном хозяйстве, промышленности, а также на уровне отдельных домохозяйств.
Источники права охраны климата ЕС
Базовыми здесь являются договоры о создании европейских сообществ - так называемое первичное право ЕС. С введением в действие с декабря 2009 г. Лиссабонского договора договоры о создании европейских сообществ были дополнены и изменены, однако в целом их содержание в части регулирования охраны окружающей среды сохранилось.
Следует отметить, что Договор об образовании Европейского союза (Маастрихтский договор 1992 г.)11 не затрагивает вопросы охраны окружающей среды, а лишь называет сферы общей политики ЕС, среди которых упоминается и экологическая политика. Что касается Договора о создании Европейского
9 OJ. 2009. L 140. P. 1-15. 11 OJ. 2008. L 152. P. 1-44.
11 Консолидированный текст Договора о создании Европейского союза до вступления в силу Лассабонского договора см.: OJ. 2006. C 321E. P. 1-331. URL: http://eur-lex.europa.eu (дата обращения -
10 марта 2010 г.).
сообщества (Римский договор 1957 г.)12, некоторые его статьи содержат эколого-релевантные положения13, но напрямую в тексте Договора задачи и меры по охране климата не упоминаются. Поэтому правовой основой мер, предпринимаемых в ЕС в данной сфере, в зависимости от их прикладной цели являются отдельные статьи Договора о создании Европейского сообщества, связанные с сельским хозяйством, транспортом, свободной тор-
„ „14
говлей, охраной окружающей среды .
В редакции Лиссабонского договора Договор о создании Европейского шобщества получил название «Договор о функционировании Европейского тоюза» и был несколько изменен15. Одним из изменений стало в том числе уточнение целей политики ЕС в сфере охраны окружающей среды и включение в их число противодействие изменению климата (ст. 191, бывшая ст. 174). Также Лиссабонским договором был добавлен разд. XXI «Энергетика», положения которого непосредственно ссылаются на необходимость учитывать сохранение и улучшение окружающей среды при формировании энергетической политики ЕС (ст. 194). Такие изменения одного из основополагающих документов ЕС подтвердили приверженность Евросоюза к дальнейшей работе по охране климата и непреклонность в реализации соответствующих мер.
В ЕС были приняты и принимаются разнообразные законодательные акты - директивы, резолюции, решения, постановления, - относящиеся к так называемому вторичному праву. Часть
12 Консолидированный текст Договора о создании Европейского сообщества до вступления в силу Лассабонского договора см.: OJ. 2006. P 321Е. P. 1-331. URL: http://eur-lex.europa.eu (дата обращения -10 марта 2010 г.).
13 См. ст. 2, 174-176 Римского договора.
14 Подробнее см.: Дубовик О.Л., Кремер Л., Люббе-Вольфф Г. Указ. соч. С. 214.
15 Консолидированный текст Договора о функционировании Европейского союза с учетом изменений, внесенных Лиссабонским договором см.: OJ. 2010. C 83. P. 1-388. URL: http://eur-lex.europa.eu (дата обращения - 31 мая 2010 г.).
из них была разработана в развитие международных актов по вопросам охраны климата и озонового слоя16.
Вместе с тем посредством актов вторичного права ЕС реализуются и внутренние, собственные инициативы Евросоюза, которые зачастую опережают развитие права охраны климата на международном уровне или в иных государствах. Так, система торговли квотами на парниковые газы была запущена в ЕС еще до начала действия Киотского протокола и предусмотренной им системы торговли сертификатами на выбросы.
Анализируя источники права ЕС в сфере охраны климата, нельзя не обратить внимание на их постоянную доработку и обновление. В среднем каждые 10 лет принимаются нормативные акты, полностью замещающие или существенно изменяющие ранее действующее законодательство. Большой объем работ по обновлению нормативного материала в сфере охраны климата произошел в 2008-2009 гг. в связи с реализацией специальных комплексных программ ЕС по борьбе с климатическими изменениями.
Основные направления политики и правового регулирования ЕС в сфере охраны климата
1. Охрана озонового слоя. В настоящее время в ЕС система мер в отношении охраны озонового слоя основывается на постановлении Европейского парламента и Совета ЕС 1005/2009 от 16 сентбря 2009 г., принятом во исполнение международных обязательств ЕС в данной сфере, но устанавливающем более жесткий по сравнению с международным режим обращения с веществами, разрушающими озоновый слой. Основание для такого подхода изложено в преамбуле постановления: многие из озоноразрушающих веществ (ОРВ) являются одновременно и парниковыми газами, но они не включены в сферу действия Рамочной конвенции и Киотского протокола, так как действует презумпция того, что данные аспекты должны регулироваться Монреальским протоколом, но нормотворчество на междуна-
16 Например, Решение Совета ЕС 2002/358, которым был ратифицирован Киотский протокол и утверждено соглашение о распределении обязанностей стран - членов ЕС в связи с принятием ЕС соответствующих обязательств, и Решение Комиссии 2006/994, которое утвердило лимиты выбросов для стран - членов ЕС.
180
родном уровне не всегда успевает за развитием науки и технологий.
Согласно постановлению можно выделить две группы регулируемых веществ: одна группа включает вещества, включенные в сферу действия Монреальского протокола («контролируемые вещества»), вторая - так называемые новые вещества. Особенность второй группы состоит в том, что постановление содержит лишь нормы, касающиеся их производства, импорта, распространения и использования, т.е. в отличие от первой группы вопросы их экспорта не затрагиваются. Также в сферу действия постановления попадают товары, в которых используются ОРВ. Постановлению была придана определенная гибкость в отношении сферы его действия: Комиссия вправе дополнять перечень регулируемых ОРВ, а также пересматривать даты окончательного запрета обращения ОРВ с тем, чтобы ускорить прекращение их использования.
Постановление в целом содержит разнообразные положения, ограничивающие оборот ОРВ веществ в ЕС. Выпуск в свободное обращение на территории ЕС контролируемых веществ возможен только при условии получения специальной лицензии. Лицензия необходима и для экспорта таких веществ в другие страны. Импорт в ЕС контролируемых веществ, произведенных в стране, не являющейся стороной Монреальского договора, а также обращение на рынке продукции, содержащей такие вещества, запрещается, равно как в целом запрещается торговля ОРВ со странами, не присоединившимися в Монреальскому протоколу.
В развитие идей Монреальского протокола постановление предусматривает систему торговли квотами на загрязнение, причем передача квот возможна как внутри одного государства, так и между государствами - членами ЕС или по отношению к другой стране - участнице Монреальского протокола. Постановлением предусматривается система учета и отчетности по регулируемым ОРВ, а также возможность контроля и наложения взысканий за нарушение постановления. В целях контроля за выполнением постановления и повышения эффективности при-
нимаемых мер введена система лицензирования и маркировки ОРВ и продукции, содержащей ОРВ17.
Законодательство ЕС по вопросам охраны озонового слоя не только показывает высокую эффективность, но и служит движущим фактором для развития замещающих технологий. Примерами служат разработка веществ, альтернативных ме-тилбромиду, внедрение новых аэрозольных основ для ингаляторов и новых систем пожаротушения. Помимо сокращения производства ОРВ, следует отметить усилия Европейского союза по предотвращению эмиссии ОРВ из существующих старых зданий и устройств. Осознавая, что в большинстве случаев имеется возможность выделить ОРВ и переработать их с использованием безопасных технологий, ЕС ведет работу по разработке и внедрению соответствующих методик.
2. Регулирование выбросов парниковых газов. Во исполнение обязательств ЕС по Киотскому протоколу по сокращению уровня выбросов парниковых газов на 8% для каждой страны -члена ЕС Решением Комиссии 2006/944/ЕС18 был утвержден допустимый объем выбросов на период действия Киотского протокола. Кроме того, в целях наблюдения за реализацией мер по сокращению выбросов и отслеживания их исполнения была учреждена система мониторинга19, в которой можно выделить четыре направления:
1) отслеживание антропогенной эмиссии парниковых газов, 2) оценка соблюдения целевых показателей государствами-членами и в целом по ЕС, 3) система национальных и общеевропейских реестров и программ в соответствии с требованиями Киотского протокола; 4) обеспечение добросовестного, полного и своевременного отчета по указанным вопросам со стороны ЕС и государств-членов.
17 О нарушениях режима обращения с ОРВ и преступлениях в этой сфере см.: Bankobeza, Gilbert M. Ozone-depleting Substances: Facts and Figures // Environmental crime in Europe: rules of sanctions. Francoise Comte (ed.), Ludwig Kramer (ed.). Groningen, 2004.
18 OJ. 2006. L 358. P. 87.
19 Первоначально введена Решением ^вета ЕС 93/389/ЕС, которое было в последующем заменено Решением Европейского парламента и Совета ЕС 280/2004/EC.
Самостоятельной инициативой ЕС стала разработка Европейской программы по вопросам изменения климата (European Climate Change Programme)20. Первая такая программа была рассчитана на период 2000-2005 гг. и имела своей целью определить наиболее эффективные и выгодные пути снижения выбросов парниковых газов для того, чтобы обеспечить выполнение обязательств ЕС по Киотскому протоколу. В рамках программы представители органов власти, эксперты, общественные организации и промышленность сформировали рабочие группы для изучения возможностей сокращения выбросов в той или иной отрасли хозяйства (энергоснабжение, энергоэффективность в отношении конечных потребителей и промышленности, транспорт, сельское хозяйство, научные исследования, системы поглощения парниковых газов, леса, и др.). Таким образом, в рамках каждой группы были выработаны предложения по снижению выбросов. Одним из наиболее значимых результатов этой работы стало создание европейской системы торговли квотами, о которой речь пойдет ниже. Признавая эффективность работы Программы, в октябре 2005 г. в ЕС была введена в действие вторая Европейская программа по вопросам изменения климата, которая призвана выработать предложения по дальнейшему снижению выбросов и оценить потенциал сокращения выбросов СО2 в таких отраслях, как авиация и легкий грузовой транспорт.
Европейская система торговли квотами (European Union Green House Gas Emission Trading Scheme, EU ETS) занимает, пожалуй, центральное место в системе мер ЕС по противодействию изменению климата. Система торговли квотами была учреждена еще в 2003 г. Директивой Европейского парламента и Совета ЕС 20031871ЕС и начала работать с января 2005 г. При этом она является предметом постоянных дискуссий, объектом внимания политиков и юристов. Предполагается, что она не прекратит свое существование с окончанием срока действия Ки-отского протокола, а будет использоваться и в дальнейшем.
20 Помимо Программы по вопросам изменения климата, в ЕС существует общая рамочная программа действий с сфере окружающей среды (Environmental Action Programme), которая также распространяется на вопросы изменения климата и называет охрану климата одним из своих приоритетов.
Идея, заложенная в основу европейской системы торговли квотами, аналогична идее о торговле сертификатами по Киотскому протоколу. Компании, участвующие в европейской системе торговли квотами, вправе использовать сертификаты на выбросы, полученные в результате участия в механизмах чистого развития и проектах совместной реализации. Порядок использования таких сертификатов для целей европейской торговой системы установлен Директивой 2004/101/ЕС21.
В работе системы предусматриваются определенные фазы. Первая фаза была установлена на период с 2005-2007 гг., вторая фаза должна совпасть по срокам со сроком действия Киотского протокола с 2008 по 2012 г., а в настоящее время в ЕС уже идет активная работа по выработке мер на период третьей фазы, которая будет действовать с 2013 по 2020 г. Уже в рамках первой фазы действия система торговли квотами смогла объединить более 11 500 производителей парниковых газов. Так как реестры сертификатов и сами сертификаты существуют в электронном формате и не требуют документарных операций, вся система контролируется оператором и позволяет обеспечить прозрачность и возможность проверки сделок. Каждая фаза работы системы представляет собой определенный эволюционный этап в ее развитии. Совершенствование механизмов и расширение сферы действия системы идет по нескольким направлениям. Например, на данном этапе система позволяет осуществлять торговлю только сертификатами на СО2, однако в дальнейшем планируется расширение перечня парниковых газов, в отношении которых будет возможна торговля.
Ныне сфера действия системы торговли ограничена секторами экономики, в которых она может применяться. В нее входит лишь деятельность в сфере энергетики, металлургии, химической промышленности и деятельность заводов по производству целлюлозы и бумаги. С 2012 г. в систему будет включена также авиация.
Определенные изменения претерпевает система наблюдения и отчетности по эмиссии парниковых газов. В 2007 г. Комиссия приняла Решение 2007/589/ЕС, устанавливающее прави-
21 01. 2004. Ь 338. Р. 18. 184
ла мониторинга и предоставления отчетов по выбросам на период с 2007 по 2012 г., взамен ранее действующего Решения Комиссии 2004/156/ЕС от 29 января 2004 г. Основные изменения по сравнению с первой фазой были связаны с облегчением бремени по ведению отчетности для малых предприятий, приближением правил к обычным стандартам отчетности в промышленности, к общим правилам отчетности по выбросам парниковых газов в системе Рамочной конвенции, большей прозрачностью системы. В течение 2008-2009 гг. Решение 2007/589/ЕС было несколько доработано: в сферу его действия были включены выбросы оксида азота, разработаны правила мониторинга и отчетности, связанные с авиацией и деятельностью по улавливанию, транспортировке и геологическому хранению СО2 (carbon capture and storage, CCS).
Важное направление развития связано с практикой распределения квот. В ходе первой фазы государства - члены ЕС были обязаны распределять как минимум 95% предоставленной им квоты среди соответствующих национальных производителей бесплатно (согласно национальным планам распределения квот и историческим показателям выбросов таких производителей). Вторая фаза предусматривает, что доля бесплатно распределяемых квот может быть снижена до 90%, а остальная часть квоты выставлена на продажу путем аукциона. Предоставленное государствам право на принятие соответствующего решения - распределить квоты бесплатно или продать - в контексте необходимости снижения выбросов нередко обсуждается юристами, экспертами и экологами и становится объектом критики22. Если государство распределяет все имеющиеся квоты бесплатно, будет ли стимул у производителей сокращать выбросы? Что делать, если появляется новый источник, квота на который не была заложена в национальный план? Кроме того, существует мнение, что распределение квот по историческим показателям не позволяет сформировать справедливую рыночную цену на сертификаты. С учетом этой дискуссии система распределения квот
22 cm.: Jan H. Jans, Hans H.B. Vedder. European Environmental Law. 3rd. revised edition. Groningen, 2008.
и формирования цены претерпевает изменения: в ходе третьей фазы аукционы должны стать правилом, а не исключением.
6 апреля 2009 г. Совет ЕС принял Директиву 2009/29/ЕС, которая изменяет положения Директивы 2003/87 на период после 31 декабря 2012 г. и в том числе обязывает государства ежегодно снижать доли квот, распределяемых бесплатно, с тем чтобы к 2020 г. только 30% квот распределялось на бесплатной основе и полный отказ от бесплатного распределения произошел в 2027 г.
Директива 2009/29 стала частью так называемого климати-ческо-энергетического законодательного пакета, разработанного в целях проведения дальнейших мер по противодействию изменениям климата и более широкому применению энергии из возобновляемых источников. Данная законодательная инициатива преследует следующие цели: а) достигнуть 20%-ного снижения выбросов парниковых газов относительно уровня 1990 г.; б) увеличить долю возобновляемой энергии до 20% в общем энергопотреблении ЕС к 2020 г.; в) добиться снижения первичного потребления энергии на 20% за счет улучшения энергоэффективности (совместно данные цели также именуются «цели 20-20-20»).
В рамках данного законодательного пакета также было принято Решение 406/2009/ЕС о совместных усилиях стран -членов ЕС для достижения целевых показателей снижения выбросов парниковых газов к 2020 г. (Effort Sharing Decision). Оно создает основу для координации деятельности стран ЕС в целях снижения выбросов от видов деятельности, не включенных в систему торговли квотами, - в транспортном секторе, строительстве зданий, сельском хозяйстве, обращении с отходами - на период с 2013 по 2020 г. При этом реализуется дифференцированный подход: количественные обязательства каждого государства зависят от его относительного уровня дохода (отношение ВВП на душу населения), и если наиболее состоятельные страны ЕС обязаны сократить выбросы на 20% относительно уровня 2005 г., то бедным странам разрешается повысить выбросы парниковых газов в соответствующих секторах на 20% относительно 2005 г. Взятые вместе, все целевые показатели, тем не менее, позволят добиться сокращения общего объема выбросов в районе 10% и, таким образом, система совместных усилий должна
внести свой вклад в достижение ЕС целевых показателей снижения выбросов к 2020 г.
Определенную поддержку в достижении данной цели призваны оказать общеевропейские программы, которые устанавливают требования к выбросам от новых автомобилей для личного пользования и легких грузовых автомобилей. Кроме того, политика ЕС в сфере охраны земель, регулирования фторированных парниковых газов23 и обращения с отходами должна также содействовать странам ЕС в достижении их целевых показателей.
Выводы
Правовое регулирование охраны климата в Европейском союзе представляет собой систему разнообразных мер и политик, имеющих своим предметом широкий круг общественных отношений в различных секторах экономики, что обусловлено комплексным характером проблемы изменения климата. Данный опыт ЕС и реализуемые Евросоюзом новационные подходы к решению поставленных задач снижения эмиссии парниковых газов, безусловно, представляют интерес в целях дальнейшего развития мер по противодействию изменению климата и в России, и на международном уровне. Для российских юристов экологическое право ЕС, особенно в части регулирования охраны климата, может служить наглядным примером эффективной реализации международных обязательств, материалом для выработки релевантных решений в российском праве, источником для анализа существующих проблем и новых вызовов в сфере охраны окружающей среды.
23 См.: постановление Европейского парламента и Совета ЕС 842/2006/ЕС о фторсодержащих газах и Директива 2006/40/ЕС об эмиссии от использования систем кондиционирования в автомобильном транспорте.