Научная статья на тему 'Международный опыт сотрудничества в сфере регулирования природопользования'

Международный опыт сотрудничества в сфере регулирования природопользования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
409
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ АУДИТ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ СТАНДАРТЫ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОТЧЁТНОСТЬ / МЕЖДУНАРОДНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ECOLOGICAL AUDIT / ECOLOGICAL STANDARDS / THE ECOLOGICAL REPORTING / THE INTERNATIONAL REGULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ревунов Р. В.

В статье анализируется международный опыт регулирования природоохранной деятельности, формирования системы унифицированной экологической отчётности, экоаудита.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

International experience working in the field of environmental management

In article the international experience of regulation of nature protection activity, formation of system of the unified ecological reporting, ecoaudit is analyzed.

Текст научной работы на тему «Международный опыт сотрудничества в сфере регулирования природопользования»

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 4 Часть 2

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ СОТРУДНИЧЕСТВА В СФЕРЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

РЕВУНОВ Р.В.,

кандидат экономических наук, доцент, Новочеркасская государственная мелиоративная академия,

e-mail: [email protected]

В статье анализируется международный опыт регулирования природоохранной деятельности, формирования системы унифицированной экологической отчётности, экоаудита.

Ключевые слова: экологический аудит; экологические стандарты; экологическая отчётность; международное регулирование.

In article the international experience of regulation of nature protection activity, formation of system of the unified ecological reporting, ecoaudit is analyzed.

Keywords: ecological audit; ecological standards; the ecological reporting; the international regulation.

Коды классификатора JEL: Q17.

В условиях развития международных экономических связей, усиления позиций транснациональных корпораций в мировой экономике, особую значимость приобретают научные исследования, посвящённые проблеме формирования эффективных международных институтов контроля за природопользованием в интересах общества. В данном контексте, представляет интерес изучение накопленного опыта сотрудничества государств в сфере природоохранной деятельности.

Первые экологические отчеты появились в конце 80-х гг., в настоящее время их число растет. В 1993 г. ЕС принял Программу экологического менеджмента и аудита (ПЭМА), предполагающую добровольное введение компаниями системы экоменеджмента и публикацию отчетов об экологическом состоянии. После проверки независимым экспертом компания получает регистрацию в ПЭМА, что благотворно влияет на ее репутацию.

В настоящее время экологическая отчетность компаний остается делом преимущественно добровольным, хотя в некоторых странах, например в Дании, это требование по отношению к крупным компаниям закреплено законодательно, а в Великобритании — будет введено в ближайшем будущем.

В разных странах выработались различные подходы к составлению экологической отчетности. В Западной Европе указываются сбросы и выбросы, соотношения продукции и сырья. В Канаде и США в центре исследований — токсичные выбросы. При составлении экологического отчета каждая компания руководствуется своими задачами и целями, но уже можно выделить несколько общих параметров, которые в той или иной степени желательно отражать в отчётности любой компании: основные воздействия на окружающую среду, выбросы и сбросы, экологическую деятельность компаний, экологическую эффективность [1].

Дополнительный экологический аудит предприятия, несомненно, частично облегчит работу аудиторов и создаст все условия для правильных выводов. Эта процедура была введена в 70-е гг. с целью оценки систем управления и контроля за состоянием окружают щей среды, охраны жизни и здоровья людей (health, safety and environment audit) что было вызвано общим привлечением внимания развитых стран к проблемам охраны окружающей среды.

В настоящее время создание единого экономического, а следовательно, и экологического пространства влечет за собой необходимость единых оценочных стандартов в области воздействия на окружающую среду. Такими стандартами стали ISO-1400 принятые ЕС в 1995 г. и регламентирующие процедуру экологического менеджмента и экологического аудирования. В настоящее время экоаудит получает все более широкое распространение особенно в экономически развитых странах. Коммерческие банки используют его с целью снижения риска банкротства должников результате их негативного воздействия на окружающую среду Крупные компании Великобритании, Германии, Канады, США проводят у себя экоаудит и публикуют экологическую отчетность своей деятельности. Несмотря на то, что экологический аудит какого-либо объекта стоит немалых средств, эта программа в конечном итоге себя оправдывает. Рассчитывать на быстрый возврат вложенных средств в данном случае не приходится, но в будущем удастся

© Р.В. Ревунов, 2011

избежать больших издержек, связанных, например, с затратами на ликвидацию последствий аварий, выплату штрафов предотвращение падения спроса на продукцию из-за негативного отношения потребителей и т. д. [4].

Европейский банк реконструкции и развития разработал методику по проведению экологического аудита, которой руководствуются многие страны, по его заказу в 1995 г. была создана Программа подготовки консультантов по экологическому аудированию для финансовых посредников [3]. Также ЕБРР разработал Протокол аудита оценки состояния окружающей среды на производстве, без которого предприятие не может считаться удовлетворяющим требованиям банка. Протокол — аналог аудиторского отчета, которым должна завершаться процедура экоаудита компании. Согласно указанного документа, в заключительный отчет по предприятию необходимо включать, наряду с общей информацией о сбросах, выбросах и захоронениях отходов, историю развития предприятия, вопросы, касающиеся использования энергии и ее экономии, данные по электрическому и гидравлическому оборудованию с использованием масла, асбесту, мелкодисперсным порошкам и волокнистым материалам, технике безопасности и охране здоровья людей, шуму, вибрациям, магнитным полям, планам действий в условиях аварии, пожарной безопасности и охраны. При этом каждый из названных пунктов прорабатывается детально, учитывается максимально возможное количество факторов.

Для предприятий специализированных отраслей, таких как добыча нефти, обрабатывающая и химическая промышленность, ЕБРР требует отдельных протоколов, соответствующих данной отрасли. Процедуру экологического аудита кратко можно разделить на несколько этапов: четкое определение целей экоаудита; подбор команды аудиторов; сбор необходимой информации; анализ полученных данных; выдача рекомендаций и составление заключительного отчета.

Как известно, в 1992 г. в Рио-де-Жанейро состоялась Конференция ООН по окружающей среде и развитию, одним из результатов которой является документ под названием «Программа действий. Повестка дня на XXI век». Также были приняты Конвенция о биологическом разнообразии, Рамочная конвенция ООН об изменении климата и Заявление о принципах в отношении лесов. В 1994 г. была принята Конвенция ООН по борьбе с опустыниванием [2].

В связи с нарастанием партнерского взаимодействия между странами, в последние годы усилилось внимание к экологическим проблемам в том числе в рамках Всемирной торговой организации (ВТО). В ходе Уругвайского раунда (1986-1994 гг.) министры торговли стран-членов решили приступить к работе над вопросами торговли и экологии. Они создали в ВТО комитет по торговле и окружающей среде, что повысило статус проблемы устойчивого развития для данной организации [4].

Существует около 200 международных соглашений, посвященных проблемам охраны окружающей среды. Около 20 из них содержат положения, которые могут иметь влияние на торговлю — например, они могут предполагать запрет на торговлю некоторыми товарами или при определенных обстоятельствах ограничивать торговлю. Базовые принципы ВТО (недискриминация и прозрачность) не должны входить в конфликт с мерами, принимающимися по экологическим соображениям [4]. Статьи, касающиеся соглашений по товарам, услугам и интеллектуальной собственности, позволяют правительствам иметь приоритет в рамках их собственной экологической политики.

Более предпочтительно использование международных соглашений по проблемам торговли по сравнению с ситуацией, если одна из стран, исходя из собственных законодательных положений, будет пытаться изменять экологическую политику в других странах.

Мероприятия по охране окружающей среды, имеющие воздействие на торговлю, могут играть существенную роль в некоторых экономических соглашениях, особенно если торговля обусловливает возникновение экологических проблем. Но торговля в таких случаях не обязательно должна быть ограничена и не факт, что ограничения, налагаемые на торговлю, окажутся наиболее эффективными. Здесь могут быть найдены альтернативные решения (например, помощь для стран по приобретению экологически приемлемых технологий или специальная финансовая поддержка).

В 1985 г. была провозглашена Венская конвенция сохранения озонового слоя, а в 1997 г. был подписан Монреальский протокол. Россия присоединилась к Венской конвенции в 1986 г. и в 1988 г. к Монреальскому протоколу [4]. Причиной подписания указанных международных соглашений послужила обеспокоенность мирового сообщества проблемой ухудшения состояния озонового слоя Земли. Озоновый слой защищает поверхность Земли от вредного ультрафиолетового излучения, избыток которого приводит к таким вредным последствия, как, например, рост числа заболеваний раком кожи.

Согласно соглашению все страны-участницы Монреальского протокола разделены на три категории. В две первые категории попадают страны, подписавшие соглашение, но различающиеся по уровню производства озоноразрушающих веществ (ОРВ) на душу населения.

Первая группа стран — это страны, производящие не более 0,3 кг ОРВ на одного человека, то есть развивающиеся страны. Вторая группа включает страны, уровень производства ОРВ в которых превышает 0,3 кг на одного человека, то есть развитые страны. Третью группу составляют страны, не подписавшие Монреальский протокол [1]. Подобное деление имеет принципиальное значение, поскольку соглашение запрещает какие-либо торговые операции с ОРВ между подписавшими и не подписавшими Протокол странами.

Киотский протокол отражает общий процесс глобализации экономики, который достиг своего апогея в 90-е гг. Размах действия транснациональных компаний, желание стран ОЭСР создать возможность для своих компаний реализовывать сокращение выбросов на международной арене, растущее согласие развивающихся стран с необходимостью привлечения зарубежных компаний во многом обусловили появление подобного документа. По своей сути,

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 4 Часть 2

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 4 Часть 2

194

Р. В. РЕВУНОВ

Киотский протокол отражает решимость распространить экономическую глобализацию на экологические процессы [1]. В частности, Киотский протокол предусматривает создание рынка торговли квотами на выбросы, для того чтобы справиться с глобальными экологическими последствиями глобального экономического роста.

Глобальные экологические проблемы, связанные с энергопотреблением, а значит с вопросом ограничения эмиссии СО2, который является основным в Киотском протоколе, затрагивают как высокоразвитые страны, в значительной степени ответственные за расточительное потребление энергоресурсов, так и развивающиеся.

С точки зрения европейца или японца, экономика США является крайне расточительной в плане использования энергии. В Северной Америке на душу населения приходится вдвое больше эмиссии СО2, а также значительно больше эмиссии на единицу ВВП, чем в Европе или Японии. Но с позиции США потребление энергии в Восточной Европе или в развивающихся странах нерационально. По некоторым данным [7], если потребление угля не будет снижено, большинство стран на востоке Азии столкнется с высоким уровнем закисления почв, что вызовет существенные негативные последствия для сельского хозяйства и жизнедеятельности людей в целом. Тогда Китай и другие страны восточной Азии окажутся перед настоятельной необходимостью найти эффективные способы ограничить потребление угля, для того чтобы обеспечить себе устойчивое развитие. Приведенные примеры показывают необходимость глобального широкомасштабного подхода к решению важных энергетических проблем. Обмен опытом, взаимодействие между странами и сопоставление затрат природных ресурсов в разных странах представляются в этой связи совершенно необходимыми.

Основные антропогенные источники увеличения СО2 в атмосфере — это сжигание ископаемого топлива и изменения в землепользовании, приводящие к уничтожение лесов.

Киотский протокол определяет для каждой промышленно развитой страны допустимый объем выбросов парникового газа для «периода действия обязательств с 2008 по 2012 г.». В Киотском протоколе отмечается, что стороны, по отдельности или совместно, обеспечивают, чтобы их совокупные антропогенные выбросы парниковых газов, в эквиваленте диоксида углерода не превышали установленных для них параметров, рассчитанных во исполнение их определенных количественных обязательств по ограничению и сокращению выбросов. Целью является сокращение общих выбросов парниковых газов по меньшей мере на5 % по сравнению с уровнями 1990 г. в первый период действия обязательств с 2008 по 2012 г. Если в первый период какой-то стране удастся произвести большие сокращения, чем было предусмотрено, «излишек» может быть перенесен на период после 2012 г. Газы рассматриваются в их совокупности (так называемой «корзиной») [6].

Заметим, что 15 стран ЕС взяли на себя обязательство по сокращению выбросов в целом на 8% (по сравнению с 1990 г.). Так как согласно положениям протокола страны могут действовать совместно, взятые обязательства были определенным образом перераспределены между странами ЕС.

Киотский протокол, как уже отмечалось, отличается значительной степенью гибкости в решении проблемы снижения выбросов парниковых газов. При этом делается упор на эффективность решения данной проблемы. Отношение государств к вопросу ратификации Киотского протокола варьируется в зависимости от выгод, получаемых страной за счет присоединения, в том числе и по политическим причинам, и может изменяться во времени.

Страны, входящие в ЕС (Бельгия, Дания, Германия, Греция, Испания, Франция, Ирландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Австрия, Португалия, Финляндия, Швеция и Великобритания) добились больших результатов в деле экономии энергии и лидируют в области высоких технологий. Это обстоятельство делает действия по защите окружающей среды выгодными для ЕС в целом. Предполагается, что несколько менее развитых в экономическом плане стран-членов ЕС увеличат объемы своей эмиссии, а другие страны должны будут сократить свои выбросы на величину выше средней. ЕС ратифицировал Киотский протокол 31 мая 2002 г.

США являются одним из первых государств, ратифицировавших Конвенцию по климату, однако с Киотским протоколом ситуация оказалась иной. США отказались участвовать в первом периоде обязательств Киотского протокола (2008-2012 гг.). Второй страной, отказавшейся от Киотского протокола, является Австралия.

В Японии в 1995 г. превышение выбросов над уровнем 1990 г. составило 8%. Прогнозируемый рост выбросов в 2010 г. составляет 16%. Причем увеличение эмиссии парниковых газов наблюдается практически во всех секторах производства и потребления энергии. Выполнение Японией обязательств только за счет мер, предпринимаемых на национальном уровне, представляется маловероятным. Япония ратифицировала Киотский протокол 4 июня 2002 г.

Среди развивающихся стран можно выделить несколько групп, имеющих собственные интересы относительно проблемы глобального потепления. В частности, следует указать альянс малых островных государств, включающий 42 государства, некоторые из которых находятся в своей высшей точке лишь в двух метрах над уровнем моря [6]. Рост уровня Мирового океана за счет парникового эффекта может поставить на карту само существование некоторых из них. Страны-члены ОПЕК, исходя из собственной заинтересованности в возможностях сбыта нефти, обращают внимание на недостаточную изученность проблемы парникового эффекта. Остальные страны образуют широкий альянс. Среди них занимают самостоятельную позицию и определенно выделяются Китай, Индия, а также Бразилия. Для многих стран часто самое главное — это их собственное экономическое развитие, а их любые обязательства по снижению выбросов должны получать поддержку Севера в виде финансовых ресурсов и новых технологий. К настоящему времени Китай, Индия и другие развивающиеся страны не приняли на себя количественных обязательств по сокращению выбросов. К сожалению, за короткий промежуток времени развивающиеся страны могут увеличить выбросы парниковых газов до такой степени, что объемы их эмиссий превзойдут все усилия со стороны стран ОЭСР.

В странах с переходной экономикой, в том числе и России, эмиссии парниковых газов значительно упали в 1990 гг. в связи с общеэкономическим кризисом. С одной стороны, эти страны могут получить выигрыш за счет

продажи «ненужных» квот на выбросы, а с другой — рост экономики в них означает и рост эмиссии одновременно. Способствовать решению обозначенного противоречия могла бы сбалансированная государственная экологоэкономическая политика, отражающая интересы национальных производителей, но в тоже время, с помощью выработанных международным сообществом инструментов, ориентирующая экономику страны на снижение техногенного давления на природную среду.

ЛИТЕРАТУРА

1. Грабб М., Вролик К., Брэк Д. Киотский протокол: анализ и интерпретация / Пер. с англ. М.: Наука, 2001. 406 с.

2. Никаноров А.М.,Хоружая Т.А. Глобальная экология. М.: ПРИОР, 2008. 322 с.

3. Окружающая среда: энциклопедический словарь-справочник / Пер. с нем. М.: Прогресс, 1993. 189 с.

4. Основные соглашения ВТО // Россия на пути в ВТО. Информационный бюллетень. 2002. № 4. С. 15-32

5. Рамочная конвенция об изменении климата // Россия в окружающем мире. Аналитический ежегодник. М.: ЭПИцентр, 2009. 255 с.

6. Россия в окружающем мире: 2008. Аналитический ежегодник / Под общ. ред. В.И. Данилова-Данильяна, С.А. Степанова. М.: Изд-во МНЭПУ, 2008. 302 с.

7. Экономические проблемы природопользования на рубеже XXI века / Под ред. К.В. Папенова. М.: ТЕИС, 2003. 762 с.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 4 Часть 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.