УДК 349.6:061.1£С
А. П. Гетьман,
д-р юрид. наук, профессор;
В. И. Лозо,
д-р юрид. наук, профессор Национальный университет «Юридическая академия Украины имени Ярослава Мудрого», г. Харьков
ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА КЛИМАТА ЗЕМЛИ: ИСТОРИЧЕСКАЯ ДИНАМИКА, ОСНОВНЫЕ
КОМПОНЕНТЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КИОТСКОГО ПРОЦЕССА
Проблема создания правовых основ предотвращения и сокращения негативных последствий парникового эффекта, исчерпания озонового слоя и изменения климата имеет глобальное значение и характеризуется как эволюционная и антропогенная. Общество и природа показаны как открытые взаимодействующие системы, а климат - как ансамбль состояний, проходимых климатической системой океан-суша-атмосфера за несколько десятилетий. Рассмотрены основные международные документы, регламентирующие защиту окружающей среды. Особую актуальность исследованию придает истечение в 2013 г. срока действия Киотского протокола, что обуславливает необходимость разработки новой климатической конвенции.
Ключевые слова: глобальная экологическая проблема, изменение климата, Венская и Рио конвенции ООН, Монреальский и Киотский протоколы, экологические программы ЕС, устойчивое развитие.
Глобальная проблема изменения климата по своей природе является эволюционной и антропогенной, а по масштабам затрагивает настоящее и будущее человечества, требует согласованных усилий планетарного масштаба. Эффективный подход к решению этой проблемы на региональном уровне демонстрирует Европейский Союз.
Общество и природа представляют собой открытые взаимодействующие системы; непрерывный рост обмена веществом, энергией и информацией между окружающей средой и человеком может вести к неуклонному увеличению масштабов и глубины экологических противоречий. «Окультуривание» человеком среды обитания вызывает изменение интенсивности, и даже направленности природных экзогенных процессов. Согласно концепции В. И. Вернадского о ноосфере, человек из биологической особи стал планетарным существом и должен мыслить и действовать не только в аспекте отдельной личности, но и в планетном, причем только в жизненной области - в биосфере, в определенной земной оболочке, с которой он неразрывно закономерно связан и уйти из которой не может [2, с. 21, 24].
В классическом понимании климат - это ансамбль состояний, проходимых климатической системой океан-суша-атмосфера за несколько десятилетий. С этой точки зрения «теорию изменения климата», в силу ее чрезвычайной сложности, можно пока строить с существенным упрощением, базируясь лишь на одном параметре - глобальной среднегодовой температуре приповерхностного слоя воздуха земного шара [9]. Хотя температура - это как кашель у больного. А «болезнь», вероятно, вызвана концентрацией парниковых газов, невидимой, но ныне невиданной за всю историю человечества [7].
На данный момент глобальная катастрофа или вымирание человека как биологического вида нам пока не грозит. Главная проблема, которая в настоящее время вызывает наибольший интерес и тревогу у мировой общественности, - это антропогенное влияние на климат. Насколько оно значительно по сравнению с природными явлениями и в чем проявляется?
Одна из причин изменения климата - антропогенная деформация состава атмосферы с нарушением отражения солнечной радиации от земной поверхности в космическое пространство - вызвана в XX в. повышением содержания в атмосфере двуокиси углерода на 25 %, окисей азота - на 19, метана - на 100 % [13, с. 36-38]. В силу этого средняя температура околоземного слоя атмосферы повысилась на 0,5°, а уровень Мирового океана поднялся на 20 см.
Повышение содержания двуокиси углерода в атмосфере еще на 75 % может привести к росту температуры на поверхности Земли на 3-5°. При продолжении сжигания ископаемых видов топлива нынешними темпами такая ситуация возможна уже к 2030 - 2040 гг. [16, с. 50-53]. Ряд районов Европы стоят перед реальным риском превратиться в пустынные зоны, охватывающие Испанию, Францию, Италию, Балканские страны, Молдову, Украину и юг России. Если этот процесс будет продолжаться, вследствие парникового эффекта усилится таяние антарктических и арктических льдов, значительно повысится уровень Мирового океана. Известно, что 90 % населения Земли живет в прибрежных районах, например,
Средиземноморского и Черноморского бассейнов, Северного моря, Скандинавии, Прибалтики, которые при повышении уровня воды на 1 м будут затоплены.
В природно-социальной среде при некоторых условиях возникают и самоподдерживаются такие неординарные явления, как парниковый эффект, изменение климата, вызванные ими массовые миграции и борьба за геополитическое доминирование. При этом на одном уровне конфликтуют разрозненные административные усилия и продолжающая разрушаться окружающая среда, а на другом появляются мотивируемые общественные движения, которые находят покровительствующие инстанции и правовые формы реализации своих идей, возникают и обретают устойчивые институциональные очертания новые направления государственного регулирования. И главной задачей экологов и юристов становится не столько сбор информации и ее обработка, а исследование архитектуры возникающих структур и способов преодоления или стимулирования данной организации природно-исторической среды.
Началом глобального регулирования климата послужила Венская конвенция ООН 1985 г. о защите озонового слоя и прилагаемый к ней Монреальский протокол 1987 г. о веществах, разрушающих озоновый слой. В 1988 г. Европейское Сообщество вместе с государствами - членами присоединилось к Конвенции [17, с. 8-20].
Монреальский протокол по своей идее подлежит регулярному обновлению решениями Совета ЕС и служит защите озонового слоя посредством предупредительных мер и контроля за глобальной эмиссией исчерпывающих его веществ с окончательной целью их устранения на основе развития экономики и научнотехнических знаний. Для содействия выполнению Протокола развивающимися странами предполагаются дополнительные финансовые ресурсы и доступ к соответствующим технологиям. Финансовый механизм строится на базе вкладов участников Протокола как многосторонний фонд, включая средства регионального и двустороннего сотрудничества. Стороны учредили Исполнительный комитет для осуществления предусмотренных принципов, политики и административных мер, включая сотрудничество с ЮНЕП и другими агентствами с экологической компетенцией. Решения принимаются большинством в две трети голосов присутствующих Сторон.
В 1990 г. ученые пришли к выводу, что для адекватной защиты озонового слоя необходима более высокая степень контроля за парниковыми газами. Поэтому в 1991 г. в Лондоне [28, с. 28-40] и в 1994 г. в Копенгагене [29, с. 1-10] в Монреальский протокол были внесены Поправки о веществах, которые исчерпывают озоновый слой с акцентом на принципе профилактики его состояния. Было оговорено, что Сторона, которая в течение контрольных периодов не использует свои квоты, передает другой Стороне любую часть ее расчетного уровня потребления подконтрольных веществ при условии, что он не превышал 0,25 кг на душу населения в 1989 г. и что общий объем расчетных уровней потребления заинтересованных Сторон не превышает установленные пределы потребления. Стороны должны при этом уведомить о факте и сроках такой передачи.
Стороны признали потенциально вредное воздействие на человеческое здоровье и окружающую среду модификации озонового слоя и указали на обязанность стран гарантировать, что действия в пределах их юрисдикции или контроля не наносят ущерб окружающей среде других государств или областей вне пределов национальной юрисдикции
Под термином «озоновый слой» Конвенция понимает слой атмосферного озона выше планетарного граничного слоя. «Неблагоприятными эффектами» считаются изменения в физической окружающей среде или биоматерии, включая изменения климата, вредно воздействующие на человеческое здоровье или на состав, устойчивость и производительность природных и управляемых экосистем, или на материалы, полезные для человечества. Понятие «Альтернативные технологии или вещества» означает процессы или элементы, использование которых делает возможным уменьшение или эффективное устранение неблагоприятного воздействия на озоновый слой.
В обязательства Сторон Конвенции вошли: совместное систематическое наблюдение, исследование и информационный обмен в этой сфере; принятие соответствующих законодательных или административных мер и гармонизация экологической политики; определение согласованных мер, процедур и стандартов с целью принятия протоколов и приложений, а также сотрудничество с компетентными международными организациями для эффективного осуществления этой Конвенции. Стороны должны облегчать и поощрять обмен научной, технической, социально-экономической, коммерческой и юридической информацией с соблюдением ее конфиденциальности. Осуществлению этих обязательств призваны содействовать ежегодно созываемые Секретариатом Конференции Сторон, которые устанавливают процедуры и финансовые правила, осуществляют непрерывный обзор выполнения этой Конвенции, интегрируют научную информацию об озоновом слое, содействуют гармонизации соответствующей политики, стратегий и мер минимизации воздействия на него.
В Приложениях регламентируется порядок систематических наблюдений за озоновым слоем (радиация, распределение озона, физико-химические параметры атмосферы) и обмена информацией (сбор и распределение, критерии отбора и полноты, оценка результатов).
Венская конвенция 1985 г. установила основные политические цели, но не количественные сокращения парниковых веществ, и тем самым почти сразу показала свою неадекватность реальным требованиям [11, с. 207-210; 14, с. 808]. Ответом стало приведение в соответствие Монреальского протокола. Но даже перед его адаптацией возник вопрос, не приведут ли компромиссы при его разработке к оскоплению соглашения, а климат будет продолжать ухудшаться [12, с. 84]. Действительность вскоре подтвердила правомерность этого сомнения. Проведенные исследования заставили заново пересмотреть перечень веществ, вызывающих парниковый эффект. Лондонские дополнения 1990 г. были внесены в Приложение «В» к Монреальскому протоколу, чтобы стабилизировать и в итоге уменьшить опасные для климата эмиссии, не предусмотренные в Приложении «А». Это ускорило их сокращение при производстве и потреблении указанных в Приложении «А» веществ, однако не в объеме, намеченном странами OECD, которые в одностороннем порядке ускорили этот процесс [10, с. 770].
Монреальский протокол был составлен как для изменений, которые обязывали только государства, принявшие их, так и для приспособления к сокращенным уровням контролируемых веществ, которые могут быть приняты квалифицированным большинством сторон, но обязывают все стороны. Он закрепил первые количественные ограничения промышленных выбросов. В Лондонской редакции 1990 г. Монреальский протокол уже применяет нажим на участников Конвенции посредством ограничения и, в конечном счете, запрещения торговать подконтрольными веществами с третьими странами. Лондонские изменения побуждали также к технологическому сдвигу в этой области и к созданию постоянного Финансового механизма для обеспечения выполнения Монреальского протокола.
Наиболее используемый подход в защите климата предусматривает согласование и выполнение экологических требований путем установления регулятивных и надзорных рамок часто с постоянной организационной (институциональной) основой. Устанавливая ограничения с их принудительным обеспечением, этот подход черпает силу из: а) разработки особых регламентов, с которыми может быть сопоставлено государственное представление об исполнении оговоренных правил; б) предоставления информации, необходимой для таких оценок; в) прозрачности процесса и привлечения к нему внимания общественности. На практике этот подход делает меньший акцент на формальных механизмах правового обоснования (посредничество, примирение, арбитраж, юридическое обоснование), чем на благоприятствовании поступкам и организованным переговорам между сторонами, как на техническом, так и на политическом уровне. Этот подход полагается на размах, с которым публичный и коммунитарный нажим будет убеждать государства продвигать и совершенствовать согласие. Более того, этот вид подхода может быть постепенно свернут с развитием консенсуса: а) посредством движения к принудительной и более независимой инспекции и процедурам мониторинга, или б) посредством создания согласительной процедуры. Трудности в этом деле могут быть показаны на примере «озонового режима». Так, Монреальский протокол (ст. 7) требует от Сторон договора отчитываться Секретариату ЮНЕП об итогах производства, импорта и экспорта (Сторонам и не-Сторонам) подконтрольных веществ и, согласно Лондонским дополнениям, - об объемах уничтоженных или повторно использованных веществ. Отчеты действительны для неправительственных организаций и медиа-новостей. Но некоторые Стороны нарушают представление отчетов или представляют неполные отчеты. Поэтому в 1990 г. была образована временная Рабочая группа с целью повышения эффективности отчетной системы. Венская конвенция установила обязательство выносить возникающие противоречия на переговоры, посредничество и примирение. Лондонский саммит установил, что вопросы любой Стороны об исполнении обязательств другой Стороной могут быть подняты по письменному заявлению в Секретариат, который расследует и передает дело в Исполнительный комитет с належдой на доброжелательную резолюцию.
Создание правовых основ предотвращения и сокращения негативных последствий парникового эффекта, исчерпания озонового слоя и изменения климата приобретает глобальное значение. Учитывая сложность парникового эффекта и многие далеко идущие последствия, выбору и принятию мер по его предотвращению или смягчению последствий должна предшествовать квалифицированная экспертиза и тщательный политический выбор. Учитывая роль растительного покрова Земли, ЕС содействует расширению масштабов лесонасаждения, причем как покрытию растительностью территории Сообщества, так и международным усилиям по борьбе с разрушением тропических лесов и процессом опустынивания. Подлежат разрешению проблемы энергосбережения и повышения эффективности энергетики. Необходимо содействие развитию и использованию альтернативных источников энергии, которые не усугубляют парниковый эффект. Финансирование этих мер, по мнению ЕС, должны обеспечить индустриальные страны, именно они производят львиную долю вредных выбросов в атмосферу [3].
Некоторым итогом усилий мирового сообщества по контролю за климатом планеты явилась рамочная Конвенция ООН 1992 г. об изменении климата (UNFCCC) [15], которая была подписана на Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро 1992 г. Окончательная цель Конвенции состояла в стабилизации концентраций парниковых газов в атмосфере на уровне, который предотвратил бы опасное антропогенное вмешательство в климатическую систему без угрозы устойчивому развитию.
Конвенция обязала все Стороны развивать, периодически обновлять и сообщать на Конференции сторон национальные данные об антропогенной эмиссии всех парниковых газов, не охваченные Монреальским протоколом, используя сопоставимые методологии, согласованные Конференцией сторон. Эта же Конвенция обязывает стороны разрабатывать, осуществлять и регулярно обновлять национальные, и где уместно, региональные программы, содержащие меры по смягчению изменения климата.
Решение Совета 94/69/EC оформило присоединение ЕС и его государств-членов к рамочной Конвенции ООН об изменении климата [30, с. 11-28]. В Декларации ЕС (согласно ст. 22 (3) Конвенции) был перечислен ряд правовых инструментов, введенных в различных секторах политики для обеспечения выполнения поставленных задач [18-25; 27 ]. В приложении к Конвенции ее Стороны подтвердили, что изменение в климате Земли и его неблагоприятные последствия являются общей проблемой человечества и государства должны принять эффективное экологическое законодательство, в котором стандарты окружающей среды, цели управления и приоритеты должны отразить и контекст, связанный с развитием окружающей среды к которой они применяются.
Под «неблагоприятными последствиями изменения климата» Конвенция понимает изменения в физической окружающей среде или биоматерии, имеющие существенные вредные эффекты на состав, устойчивость или производительность природных и искусственных экосистем или на функционирование социально-экономических систем или на человеческое здоровье и благосостояние. «Изменение климата» было определено как антропогенная трансформация, которая изменяет состав глобальной атмосферы и в дополнение к естественной изменчивости климата наблюдается в сопоставимые периоды времени. В «климатическую систему» включалась атмосфера, гидросфера, биосфера и геосфера в их взаимодействии.
Окончательная цель этой Конвенции и сопутствующих юридических инструментов, которые Конференция сторон может принимать, состоит в достижении стабилизации концентраций парниковых газов в атмосфере на уровне, который предотвратил бы опасное антропогенное вмешательство в климатическую систему. Такой уровень должен быть достигнут в пределах времени, не препятствующих устойчивому экономическому развитию, позволяющих экосистемам приспосабливаться к естественным климатическим изменениям и без угроз для производства продовольствия.
Пятая экологическая программа ЕС на 1993 - 2002 гг. в качестве одной из основных целей достижения устойчивого развития особо выделила борьбу с факторами изменения климата в соответствующих экономических секторах [26]. На этой основе 15 декабря 1994 г. был издан новый Регламент Совета (ЕС) № 3093/94 о веществах, исчерпывающих озоновый слой [31], в котором указывалось, что длительная эмиссия истощающих озон веществ на существующем уровне причиняет существенное повреждение озоновому слою. В Регламенте был зафиксирован график постепенного сокращения парниковых газов в расчете от уровня 1986 г. Контроль за выполнением положений данного акта возлагался на Комиссию ЕС и специальный комитет представителей государств-членов под председательством представителя Комиссии.
Решение Комиссии 2000/22/EC от 16 декабря 1999 г. урегулировало распределение объемов (quantities) контролируемых веществ, разрешенных для использования (essential uses) в Сообществе в 2000 г. согласно Регламенту Совета № 3093/94 о веществах, которые исчерпывают озоновый слой [32, р. 14-18].
Решение Комиссии ЕС 2000/379/EC было посвящено распределению импортных квот для веществ, которые исчерпывают озоновый слой [33, с. 31]. Модификации этих параметров не могли вести к превышению пределов, установленных Монреальским протоколом (8079 ODP тонн в год). Распределение индивидуальных квот между производителями и импортерами производилось на принципах непрерывности, равенства и пропорциональности. При установлении квот Комиссия ЕС стремилась к дальнейшему уменьшению производства, импорта и использования этих веществ при минимальном вмешательстве в деятельность рынка.
В свою очередь, Шестая экологическая программа 2002 г. (ныне действующая) [34] корректировала задачи и приоритетные сферы действий по преодолению изменения климата. Поставленные цели намечалось достигнуть посредством вступления в силу Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата и односторонего снижения выбросов на уровне Европейского сообщества.
Эти задачи планируется решить посредством имплементации международных обязательств по климату, снижения выбросов парниковых газов в энергетике, промышленном производстве, транспортном и других секторах посредством использования таких инструментов, как фискальные меры, стимулирование снижения выбросов парниковых газов в индустрии; обеспечения приоритетности исследований изменения климата и технологического развития.
Наряду с профилактическими мерами, Евросоюз регламентирует адаптацию к последствиям изменения климата посредством: а) пересмотра направлений политики ЕС, затрагивающих изменение климата, чтобы эта адаптация была адекватно направлена в инвестиционных решениях; б) поощрения регионального моделирования и оценки климата одновременно с подготовкой региональных мер адаптации
таких, как управление водными ресурсами, сохранение биологического разнообразия, предупреждение опустынивания и затопления и поддержка роста осведомленности среди граждан и бизнеса.
Борьба с изменением климата стала составной частью политики Европейского Союза в сфере внешних сношений и составила один из приоритетов политики устойчивого развития. Это потребовало концентрации усилий по координации со стороны Сообщества и его государств-членов при осуществлении помощи развивающимся странам и странам с переходной экономикой, например, через поощрение проектов в связи с «Механизмом чистого развития» (CDM), предусмотренным Киотским протоколом и совместной его имплементацией; обеспечения трансферта технологий, а также помощи при адаптации соответствующих стран к результатам изменения климата.
В 2005 г. Киотский протокол наконец стал реальностью [4]. Вступление в силу соглашения целиком было возможным только после того, как документ будет ратифицирован странами, на чью долю приходится как минимум 55 % выбросов в атмосферу парниковых газов [б]. Этот минимум был достигнут после ратификации документа Россией, чья промышленность отвечает за 17 % всех парниковых газов в мире. «Это
- огромный шаг вперед в нашей борьбе с одной из главных опасностей XXI века, - отметил генсек ООН Кофи Аннан. - Изменение климата - глобальная проблема и ей нужен скоординированный глобальный ответ» [5].
Протоколом определено, что З9 промышленно развитых стран мира и страны с переходной экономикой обязаны сокращать выбросы углекислого газа и еще пяти веществ, присутствие которых в атмосфере влияет на изменение климата на планете. В 2008 - 2012 гг. совокупный уровень выбросов намечалось снизить на 5,2 % по сравнению с показателями 1990 г., но для каждой из стран, присоединившихся к соглашению, был определен свой показатель сокращений. Евросоюз поставил целью к 2020 г. сократить свои эмиссии до 40 % от уровня 1990 г. А к 2050 г. сокращение должно составить до 90 % с переходом 20 % энергопотребления на альтернативные источники. Однако главный загрязнитель атмосферы - США, подписавшие протокол в 1997 г., в 2001 г. вышли из договора, ибо, по мнению Вашингтона, киотское соглашение слишком дорого обойдется американской экономике и при этом не окажет радикального воздействия на климат.
От этой схемы в первую очередь должны выиграть Россия и Украина, чей лимит на выбросы был рассчитан, исходя из объемов производства в СССР - более высоких, чем нынешние. Однако ученые предупреждают, что простое перебрасывание условных тонн из одной строки отчетности в другую ничего не даст для реальной стабилизации климата и не подтолкнет промышленно развитые страны к использованию новых технологий и переходу на альтернативные источники топлива.
Срок действующего Киотского протокола истекает и в 201З г. планируется подписание новой климатической конвенции.
Рассматриваются две концепции соглашения. Один подход предусматривает «equal effort», равные усилия при различных исходных позициях не задумываясь о том, что было сделано прежде. Такой подход мог бы устроить, скажем, США, то есть страны, далекие от достижения целей Киотского протокола. Другой вариант концепции - «equal endpoint», то есть страны должны приложить разные усилия, чтобы выйти в будущем на один и тот же уровень эмиссии. Этот уровень разумнее всего было бы определить как «объем выбросов на душу населения в год». Сегодня в США этот показатель составляет около 25 т, в Германии -примерно 1б т. Между тем, к середине текущего столетия мы должны выйти на уровень в 2 т в год на человека [1]. Этот подход наиболее привлекателен для таких стран, как Япония, где энергию уже давно расходуют крайне экономно. Однако в новое соглашение войдет, скорее всего, компромисс обоих подходов. Такой протокол, как ожидается, подпишут и ратифицируют и США, и Китай, и Индия.
В новой редакции Протокола должны быть созданы механизмы контроля платежей и недопущения их нецелевого использования, чтобы средства перечислялись на конкретные проекты под контролем ООН. Кроме того, после недавних разоблачений Международной комиссии по изменению климата (IPCC) в тенденциозных прогнозах глобальной катастрофы необходимо усилить контроль за достоверностью научных предсказаний, определяющих содержание и динамику Киотского процессе.
Уже несомненно, что тот, кто проводит необдуманную политику в сфере защиты земного климата, в итоге проиграет в экономическом плане. Будущее человечества зависит от успешности энергосберегающих и экологически нейтральных технологий. Мы видим, что бизнес сам все чаще прибегает к использованию «зеленых» технологий, не ожидая инициатив ООН, «большой восьмерки», Группы двадцати. Что не отменяет необходимости на глобальном уровне формировать единую правовую базу для защиты земного климата [8].
Список литературы: І. Борьба за климат: что придет на смену Киотскому протоколу? II Deutsche Welle. - 2009. - 7 апр. 2. Вернадский В. И. Размышления натуралиста. Научная мысль как планетное явление. Кн. Вторая I В. И. Вернадский. - М. : Наука, 1988. - 520 с. 3. Економіга. Зміна клімату коштуватиме країнам, що розвиваються, майже 100 мільярдів доларів на рік II Deutsche Welle.
- 2009. - 30 сент. 4. Киотский протокол вступит в силу 16 февраля 2005 года II ВВС. - 2004. - 18 нояб. 5. Киотский протокол вступит в силу 16 февраля 2005 года // ВВС. - 2005. - 16 февр. б. Конвенция Организации Объединенных Наций по борьбе с опустыниванием
[Электрон. ресурс]. - Режим доступа : http://unfccc.int/2860.php. 7. Конференция по глобальным изменениям климата в Копенгагене. Изменение климата: дело не в температуре // RFI 04/12/2009. [Электрон. ресурс]. - Режим доступа : http://www.russian.rfi.fr. 8. Немецкий эксперт: Грань между природными и техногенными катастрофами становится все тоньше // Deutsche Welle. - 2010. -1 сент. 9. Терез И. Э. Глобальное потепление - миф или реальность? / И. Э. Терез // Еженедельник 2000. - 2005. - 27 мая. [Электрон. ресурс]. - Режим доступа : http://2000.net.ua/2000/aspekty/intel/18116. 10. Caron DavidD. Protection of the Stratospheric Ozone Layer and the Structure of International Environmental Lawmaking // Hastings International and Comparative Law Review, 14 (1991) [Электрон. ресурс].
- Режим доступа : untreaty.un.org/ilc/reports/2011/russian/annex.pdf. 11. Farman J. C. Large losses of total ozone in Antarctica reveal seasonal ClOx/NOx Interaction / J. C. Farman, B. D. Gardner and J. D. Shanklin // Nature. - 1985 - № 315. [Электрон. ресурс]. - Режим доступа : http://www.wunderground.com/resources /climate/holefaq.asp. 12. Jamison Koehler. The Montreal Protocol: A Dynamic Agreement for Protecting the Ozone Layer / Jamison Koehler and Scott A. Hajost // Ambio. - 1991. - 20 [Электрон. ресурс]. - Режим доступа : http://etheses.lse.ac.uk/122/1...rnational_regime_formation.pdf. 13. King Alexander. The First Global Revolution. A report by the Council of the Club of Rome / Alexander King, Bertrand Schneider. - Ny: Pergamon Press, 1990. - 224 р. 14. Stolarsky R. S. (NASA). Nimbus 7 Satellite Measurements of the Springtime Antarctic Ozone Decrease / R. S. Stolarsky // Nature. 1986. - 322 [Электрон. ресурс]. - Режим доступа : http://adsabs.harvard.edu/abs/1986Natur.322. 15. UN Convention on Climate Change (UNFCCC) [Электрон. ресурс]. - Режим доступа : http://www.cop17-cmp7durban.com/en/about-cop17-cmp7/un-convention-on-climate-change-unfccc.html. 16. Wood David. Environmental Modeling for Climate Policy Analysis / David Wood, Yoichi Kaya // MIT, Cambrige, 1990. - 240 р. 17. Решение Совета ЕС 88/540/EEC // OJ L 297. - 1988. - 31 окт. 18. Решение Совета 89/364/EEC о деятельности Сообщества по улучшению эффективности использования электричества // OJ L 157. - 1989. - 9 июня. 19. Решение Совета 89/625/EEC о Европейской программе по климатологии и природных опасностях (EPOK) и Европейской программа по науке и технике для защиты окружающей среды (STEP) // OJ L 359. - 1989. - 8 дек.
20. Регламент Совета № 2008/90 о содействии энергетической технологии в Европе (Thermie programme) // OJ L 185. - 1990. - 17 июля.
21. Решение Совета 91/354/EEC от 7 июня 1991 об исследованиях и технологическом развитии в сфере окружающей среды (1990 -1994) // OJ L 192. - 1991. 16 июля. 22. Решение Совета 91/565/EEC о содействии эффективности энергетики в Сообществе (SAVE programme) // OJ L 307. - 1991. - 8 ноября. 23. Директива Совета 92/6/EEC об установке и использовании устройств ограничения скорости для некоторых категорий автомашин в Сообществе // OJ L 57. - 1992. - 2 марта. 24. Регламент Совета № 1973/92 о введении финансового инструмента для окружающей среды (LIFE) // OJ L 206. - 1992. - 22 июля. 25. Регламент Совета № 2080/92 об учреждении в Сообществе схемы мер содействия лесоводству в сельском хозяйстве // OJ L 215. - 1992. 30 июля. 26. Resolution of the Council and the Representatives of the Governments of the Member States, meeting within the Council of February 1993 on a Community programme of policy and action in relation to the environment and sustainable development // OJ C 138. - 1993. - 17 May. - Р. 1. 27. Решение Совета 93/389/EEC о механизме контроля в Сообществе эмиссий CO2 и других парниковых газов // OJ L 167. - 1993. 9 июля. 28. Решение Совета ЕС 91/690/EEC // OJ L 377. - 1991. 31 дек. 29. Решение Совета ЕС 94/68/EC // OJ L 033. - 1994. - 7 февр. 30. Council Decision 94/69/EC of 15 December 1993 concerning the conclusion of the United Nations Framework Convention on Climate Change // OJ L 033. 1994. - 7 Feb. - P. 1128. 31. Регламент Совета (ЕС) № 3093/94 о веществах, исчерпывающих озоновый слой // OJ L 333. - 1994. - 22 дек. - Р. 1-20 с изм.: OJ L 244. - 2000. - 29 снт. - С. 1. 32. Регламенту Совета № 3093/94 о веществах, которые исчерпывают озоновый слой // OJ L 007. - 2000. -12 янв. - С. 14-18. 33. Решение Комиссии еС 2000/379/EC // OJ L 139. - 2000. - 10 июня. - С. 31. 34. Решение Европарламента и Совета № 1600/2002/ЕС от 22 июля 2002 г. о Шестой программе действий Сообщества в области окружающей среды /OJ L 242. - 2002. -10 сент. - С. 1.
ПРАВОВИЙ ЗАХИСТ КЛІМАТУ ЗЕМЛІ: ІСТОРИЧНА ДИНАМІКА,
ОСНОВНІ КОМПОНЕНТИ Й ПЕРСПЕКТИВИ РОЗВИТКУ КІОТСЬКОГО ПРОЦЕСУ
Гетьман А. П., Лозо В. І.
Проблема створення правових засад щодо запобігання і скорочення негативних наслідків парникового ефекту, вичерпання озонового шару і зміни клімату має глобальне значення і характеризується як еволюційна й антропогенна. Суспільство і природа показані як відкриті взаємодіючі системи, а клімат -як ансамбль станів, які проходить кліматична система океан-суша-атмосфера за декілька десятиліть. Розглянуто основні міжнародні документи, що регламентують захист довкілля. Особливої актуальності дослідженню додає той факт, що у 2013 р. спливає строк дії Кіотського протоколу, що зумовлює необхідність підготовки нової кліматичної конвенції.
Ключові слова: глобальна екологічна проблема, зміна клімату, Віденська конвенція й Ріо-Конвенція ООН, Монреальський і Кіотський протоколи, екологічні програми ЄС, сталий розвиток, екологічний імператив.
THE LEGAL PROTECTION OF THE PLANET'S CLIMATE: HISTORICAL DYNAMICS, BASIC COMPONENTS AND PROSPECTS OF KYOTO PROCESS DEVELOPMENT
Getman A. P., Lozo V. I.
Authors of article ascertain that creation of legal bases of prevention and reduction of negative consequences of a greenhouse effect, exhaustion of an ozone layer and climate change has global value. This problem is characterised as evolutionary and anthropogenous. The society and the nature are shown as open cooperating systems, and a climate as ensemble of the conditions passed by climatic system ocean-land-atmosphere for some decades. The problem of law yers in this connection consists in research of ways of the legal organisation of the nature-historical environment. The special urgency to research is given by the expiration in 2013 of the Kyoto protocol validity and necessity of working out of the new climatic convention. In this connection authors consider two concepts of the agreement: «equal effort» or «equal endpoint».
Key words: a global environmental problem, climate change, Viennese and Rio UN conventions, Montreal and Kyoto protocols, EU environmental programs, sustainable development.
Поступила в редакцию 09.10.2012 г.