Научная статья на тему 'Международно-правовые аспекты охраны окружающей среды в странах ЕС (часть 2)'

Международно-правовые аспекты охраны окружающей среды в странах ЕС (часть 2) Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
189
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА / ENVIRONMENT / ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / ENVIRONMENTAL PROTECTION / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ЕС / EU ENVIRONMENTAL POLICY / КАЧЕСТВО ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / ENVIRONMENTAL QUALITY / ДИРЕКТИВЫ ЕС / ШЕСТАЯ ПРОГРАММА / THE SIXTH COMMUNITY ENVIRONMENT ACTION PROGRAM / EU DIRECTIVES

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Мухаметгареева Наталья Михайловна, Юсупова Зиля Анасовна

Индустриальная модель развития мира привела к деградации окружающей природной среды. В то же время европейские страны одни из первых осознали зависимость качества жизни от наличия благоприятной для человека среды обитания. Опасность глобальных экологических изменений заставила Европейский союз искать пути их преодоления, проводить централизованную экологическую политику с целью снижения уровня загрязнения. В статье рассмотрены вопросы охраны окружающей среды в странах Европейского союза, проанализированы основные направления экологической политики, которые закреплены в специальных программах (на примере Шестой программы).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL LAW ASPECTS OF ENVIRONMENTAL PROTECTION IN THE EU COUNTRIES (PART 2)

The industrial way of the world’s development led to the environmental degradation. At the same time the European countries first realized that the quality of life depends on favorable living environment for every human being. To avoid global environmental changes the European Union began to pursue the centralized ecological policy with the aim of pollution abatement. The paper discusses the issues of environmental protection in the countries of the European Union, the fundamental objectives of economic policy embodied in special programs (on the example of the Sixth Community Environment Action Program).

Текст научной работы на тему «Международно-правовые аспекты охраны окружающей среды в странах ЕС (часть 2)»

УДК 341:349.6

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В СТРАНАХ ЕС (ЧАСТЬ 2)

МУХАМЕТГАРЕЕВА Наталья Михайловна

кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры международного права и международных отношений Института права Башкирского государственного университета, г. Уфа, Россия. E-mail: [email protected]

ЮСУПОВА Зиля Анасовна

кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры международного права и международных отношений Института права Башкирского государственного университета, г. Уфа, Россия. E-mail: [email protected]

Индустриальная модель развития мира привела к деградации окружающей природной среды. В то же время европейские страны одни из первых осознали зависимость качества жизни от наличия благоприятной для человека среды обитания. Опасность глобальных экологических изменений заставила Европейский союз искать пути их преодоления, проводить централизованную экологическую политику с целью снижения уровня загрязнения. В статье рассмотрены вопросы охраны окружающей среды в странах Европейского союза, проанализированы основные направления экологической политики, которые закреплены в специальных программах (на примере Шестой программы).

Ключевые слова: окружающая среда, охрана окружающей среды, экологическая политика ЕС, качество окружающей среды, директивы ЕС, Шестая программа.

INTERNATIONAL LAW ASPECTS OF ENVIRONMENTAL PROTECTION IN THE EU COUNTRIES (PART 2)

MUKHAMETGAREEVA Natalia Mikhailovna

Candidate of Sciences (Philology), Senior Instructor of the Chair of International Law and International Relations of the Institute of Law of the Bashkir State University, Ufa, Russia. E-mail: [email protected]

YUSUPOVA Zilya Anasovna

Candidate of Sciences (Philology), Associate Professor, Assistant Professor of the Chair of International Law and International Relations of the Institute of Law of the Bashkir State University, Ufa, Russia. E-mail: [email protected]

The industrial way of the world's development led to the environmental degradation. At the same time the European countries first realized that the quality of life depends on favorable living environment for every human being. To avoid global environmental changes the European Union began to pursue the centralized ecological policy with the aim of pollution abatement. The paper discusses the issues of environmental protection in the countries of the European Union, the fundamental objectives of economic policy embodied in special programs (on the example of the Sixth Community Environment Action Program).

Key words: environment, environmental protection, EU environmental policy, environmental quality, EU directives, the Sixth Community Environment Action Program.

Практическая деятельность ЕС в области охраны окружающей среды базируется на положениях учредительного договора об образовании Европейского сообщества и осуществляется в рамках специальной среднесрочной программы действий. Она является политико-правовым документом, определяющим приоритетные мероприятия ЕС на ближайшую пер-

спективу, устанавливает конкретные цели и задачи, а также сроки их достижения. С 1972 г. в Европе было разработано семь таких программ (первая была принята в 1973 г. после Стокгольмской конференции ООН по окружающей среде [1]).

Основополагающие принципы современной политики ЕС базируются на положениях Шестой программы, которая была утверждена Европейским парламентом и Советом Европы в 2002 г. и рассчитана на 10 лет [2]. Она должна содействовать интеграции в решении экологических задач, так или иначе имплементированных во все направления деятельности Евросоюза, обеспечивая тем самым устойчивое развитие всех членов ЕС. В программе выделены четыре приоритетные темы, на которых было сконцентрировано внимание Евросоюза: изменение климата; природа и биологическое разнообразие; окружающая среда, здоровье и качество жизни; рациональное использование природных ресурсов и управление отходами.

Меры, предусмотренные Шестой программой, способствовали выполнению обязательств по Киотскому протоколу к Рамочной конвенции ООН об изменении климата 1992 г. [3], участие в котором ЕС было оформлено решением Европарламента и Совета Европы от 25 апреля 2002 г. Приоритетом Шестой программы стали ратификация и реализация положений Киотского протокола, в соответствии с которыми страны Европы в период с 2008 по 2012 гг. должны были сократить выбросы парниковых газов на 8 % по отношению к уровням 1990 г. И это лишь первые шаги на пути к достижению долгосрочной цели - сокращению выбросов на 70 %. В январе 2007 г. страны ЕС и Европарламент одобрили и новый стратегический план действий против изменения климата, известный также как план «20-20-20», который был утверждён Еврокомиссией. В соответствии с ним члены Евросоюза взяли на себя обязательства к 2020 г.: сократить на 20 % по сравнению с 1990 г. выбросы парниковых газов; довести до 20 % долю возобновляемых источников энергии в своём общем энергопотреблении; повысить на 20 % энергоэффективность европейской экономики.

Для выполнения этих обязательств была создана система торговли выбросами загрязняющих веществ (ETS). Разработан и внедрен план по учёту выбросов, производимых воздушным транспортом. А в 2007 г. ЕС принял на себя обязательства сократить и выбросы автомобильного транспорта как минимум на 20 % в течение ближайших 5 лет.

Цель программы по сохранению природы и биологического разнообразия состоит в обеспечении защиты и восстановления природных систем, которые под антропогенным воздействием (а также в результате эрозии почв) теряют своё биологическое разнообразие. Шестая программа предусматривает дальнейшую работу по реализации положений Конвенции о биологическом разнообразии 1992 г. [4], выполнение Конвенции ООН по морскому праву (раздел о защите морской среды от загрязнения) [5] и Директивы ЕС о защите птиц [6].

Здоровые и сбалансированные природные системы необходимы для поддержания жизни и функционирования общества. А значит, антропогенное давление на окружающую среду (загрязнения, экстенсивное землепользование), приводящее к сокращению биоразнообразия, необходимо компенсировать. Ключевым требованием при этом является полное выполнение природоохранного законодательства. Основной задачей охраны окружающей среды является достижение такого качества окружающей среды, при котором уровни антропогенных загрязнений, в том числе радиоактивных, не будут негативно влиять на здоровье человека. Базой экологической политики на данном направлении должны стать всесторонние исследования взаимосвязей окружающей среды и здоровья населения. Исследование предусматривает: учёт в законодательстве Евросоюза результатов оценки вредности химикатов; анализ эффективности применения Директивы по растительным продуктам, определяющей правовые рамки использования пестицидов; ратификацию Стокгольмской конвенции об устойчивых органических загрязнителях, Роттердамской конвенции [7] о некоторых опасных химикатах и пестицидах и внесённые в связи с её принятием изменения Регламента Совета ЕС по экспорту и импорту некоторых опасных веществ; совершенствование применения положений Рамочной водной директивы и Директивы о качестве воды для купания; содействие успеш-

ному завершению международных переговоров по выполнению Монреальского протокола о разрушающих озон веществах к Конвенции о защите озонового слоя 1985 г.

Оптимизация и потребление возобновляемых и невозобновляемых ресурсов не должно превышать хозяйственной ёмкости окружающей среды. Этого можно добиться путём значительного повышения эффективности потребления ресурсов, сокращения ресурсоёмкости экономики, внедрения безотходных технологий производства. Программа призвана стимулировать использование вторичного сырья и новые подходы к утилизации отходов. Одной из задач программы является сокращение объёмов отходов, вывозимых на свалки и в хранилища, а также опасных с экологической точки зрения. По сравнению с 2000 г. они должны сократиться примерно на 20 % к 2017 г. и примерно на 50 % - к 2020 г. В Шестой программе специально подчёркивается, что необходимо пересмотреть законодательство об отходах (о сточных водах, упаковке, источниках питания, транспортировке), а также дополнить рамочную Директиву об отходах 1975 г. [8]. При принятии Шестой программы была учтена перспектива дальнейшего расширения Евросоюза, поэтому в одном из её разделов указывается, что выполнение природоохранного законодательства должно стать одной из основных задач и для стран-кандидатов. ЕС, со своей стороны, будет оказывать финансовую помощь в реализации высокозатратных директив, например, финансировать установку оборудования по очистке воды. Страны-кандидаты должны не только исполнять природоохранное законодательство ЕС, но и принять все меры к тому, чтобы решение проблем окружающей среды стало одним из приоритетов в экономической и социальной сферах. По оценкам экспертов, на меры по соблюдению природоохранного законодательства ЕС новые члены Союза должны затратить около 100 млрд евро. Однако на поддержку их программ ЕС пока выделил только 4 % этой суммы.

В настоящее время действует Седьмая программа «Жить хорошо в пределах нашей планеты». Она принята в 2014 г. сроком до 2020 г. В Программе определены 3 приоритетных направления, в которых будет действовать Евросоюз: повышение эффективности использования природных ресурсов, сокращение выбросов углеродов и снижение неблагоприятных факторов для жизни и здоровья человека, связанных с загрязнением окружающей среды [9].

Первое направление предусматривает проведение мероприятий по сохранению биологического разнообразия и улучшению состояния вод и морской среды, защите почв и рациональному использованию земельных и лесных ресурсов. Второе направление связано с развитием ресурсосберегающей и низкоуглеродной промышленности; третье предусматривает проведение мероприятий по снижению неблагоприятных факторов для человека: уровня загрязнения воздуха, снижение шума и пр. Последняя Программа, как и предыдущая, ориентирована на долгосрочную перспективу. От всех остальных она отличается тем, что, согласно преамбуле [10], основной целью экологической политики Европейского союза становится не охрана окружающей среды как таковая, а в контексте благополучия человека.

В заключение следует отметить, что стабильно высокий уровень затрат на охрану природы, ужесточение экологических требований и стандартов, целенаправленное проведение экологических исследований и разработка инновационных приборов и оборудования стимулировали развитие экологического бизнеса. Страны-члены ЕС стали лидерами в разработке измерительной и контрольной техники, ресурсосберегающих технологий и техники. Благодаря целенаправленному осуществлению экологической политики ЕС практически стал союзом экологическим, в котором задачи охраны окружающей среды имеют статус приоритетных. Директивы ЕС по окружающей среде принимаются к неукоснительному исполнению и становятся основой законодательства стран-членов. Всё это дало возможность значительно улучшить состояние окружающей среды в Европе.

Библиографические ссылки

1. Council Decision of 14 May 1973 adopting a research programme for the European Economic Community on the protection of the environment Council Decision of 14 May 1973 adopting a research programme for the European Economic Community on the protection of the environment // [Electronic Re-

source], URL:http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX:31973D0126&qid=1510074 506525 (accessed date: 13.10.2017).

2. Decision No 1600/2002/EC of the European Parliament and of the Council of 22 July 2002 laying down the Sixth Community Environment Action Programme // [Electronic Resource]. URL:http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?qid=1510075805967&uri=CELEX:32002D 1600 (accessed date: 13.10.2017).

3. Рамочная конвенция Организации Объединенных Наций об изменении климата (Заключена в г. Нью-Йорке 09.05.1992) // Международное публичное право : сборник документов. Т. 2. М. : БЕК, 1996. С. 138-153.

4. Конвенция о биологическом разнообразии от 5.06.1992 // Собр. законодательства РФ. 1996. № 19. Ст. 2254.

5. Соглашение об осуществлении Части XI Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву от 10.12.1982 // Электронный фонд правовой и научно-технической документации [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/902014019 (дата обращения: 03.10.2017).

6. Директива 79/409/EWG Европейского Совета от 02.04.1979 о сохранении видов птиц, живущих в дикой природе // Право Европейского союза [Электронный ресурс]. URL: http://eulaw.ru (дата обращения: 03.10.2017).

7. Роттердамская конвенция о процедуре предварительного обоснованного согласия в отношении отдельных опасных химических веществ и пестицидов в международной торговле (Заключена в г. Роттердаме 10.09.1998) // Бюллетень международных договоров. 2012. № 9. С. 45-66.

8. Директива 75/442 об отходах // Право Европейского союза [Электронный ресурс]. URL: http://eulaw.ru (дата обращения: 03.05.2018).

9. European Commission [Electronic Resource]. URL: http://ec.europa.eu/environment/pubs/pdf/ fact-sheets/ 7eap/en.pdf (accessed date: 13.10.2017).

10. The programmed is guided by a long-term vision: In 2050, we live well, within the planet's ecological limits. Our prosperity and healthy environment stem from an innovative, circular economy where nothing is wasted and where natural resources are managed sustainable, and biodiversity is protected, valued and restored in ways that enhance our society's resilience. Our low-carbon growth has long been decoupled from resource use, setting the pace for a safe and sustainable global society: European Commission : сайт // [Electronic Resource]. URL: http://ec.europa.eu/environment/pubs/pdf/factsheets/7eap/ en.pdf (accessed date: 13.10.2017).

References

1. Council Decision of 14 May 1973 adopting a research programme for the European Economic Community on the protection of the environment Council Decision of 14 May 1973 adopting a research programme for the European Economic Community on the protection of the environment. URL:http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX: 31973D0126&qid=15100745 06525 (accessed date: 03.11.2017).

2. Decision No 1600/2002/EC of the European Parliament and of the Council of 22 July 2002 laying down the Sixth Community Environment Action Programme. URL:http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?qid=1510075805967&uri=CELEX:32002D 1600 (accessed date: 03.11.2017).

3. Ramochnaya konvencija OON ob izmenenii klimata (09.05.1992) (United Nations Framework Convention on Climate Change (concluded in New York on 09/05/1992), Mejdunarodnoe publichnoe pravo. Sbornik dokumentov. T. 2. Moscow, BEK, 1996, pp. 138-153.

4. Konvencija o biologuicheskom raznoobrazii ot 5.06.1992 (Convention on Biological Diversity of 5 June 1992). Sobr. Zakonodatelstva RF, 1996, No. 19, St.2254.

5. Soglashenie ob osuschesvlenii Chasti XI Konvenciji OON po morskomu pravu ot 10.12.1982 (Agreement on the Implementation of Part XI of the United Nations Convention on the Law of the Sea of 10.12.1982), Electronniji fond pravovoi I nauchno-tehnicheskoi documentatsii. URL: http://docs.cntd.ru/document/902014019 (accessed date: 13.10.2017).

6. Direktiva 79/409/ EEC Evropejskogo Soveta ot 02 aprelja 1979 g. o sohranenii vidov ptic, zhivushhih v dikoj prirode (Directive 79/409 / EEC of the European Council of April 2, 1979 on the Conservation of Species of Birds Living in the Wild), Pravo Evropejskogo sojuza. URL: http://eulaw.ru (accessed date: 13.10.2017).

7. Rotterdamskaya konvencija o procedure predvaritelnogo obosnovannogo soglasia v otnoshenii opasnih himicheskih veschestv i pestisidiv v mesdunarodnoi torgovle (10.09.1998) (Rotterdam Convention on the

Prior Informed Consent Procedure for Certain Hazardous Chemicals and Pesticides in International Trade (concluded in Rotterdam on 10.09.1998). Bulleten mesdunarodnih dogovorov, 2012, No. 9, pp. 45-66.

8. Direktiva 75/442 Evropejskogo Soveta ob othodah (Directive 75/442/ EEC of the European Council on waste), Pravo Evropejskogo sojuza. URL: http://eulaw.ru (accessed date: 13.10.2017).

9. European Commission: site. URL: http://ec.europa.eu/environment/pubs/pdf/factsheets/7eap/en. pdf (accessed date: 13.10.2017).

10. The programmed is guided by a long-term vision: In 2050, we live well, within the planet's ecological limits. Our prosperity and healthy environment stem from an innovative, circular economy where nothing is wasted and where natural resources are managed sustainable, and biodiversity is protected, valued and restored in ways that enhance our society's resilience. Our low-carbon growth has long been decoupled from resource use, setting the pace for a safe and sustainable global society: European Commission: site. URL: http://ec.europa.eu/environment/pubs/pdf/factsheets/7eap/en. pdf (accessed date: 13.10.2017).

Дата поступления: 20.02.2018 Received: 20.02.2018

РЕЦЕНЗИИ

УДК 340

О НЕСКОЛЬКИХ СТРАНИЦАХ ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ К выходу в свет книги Владимира и Веры Семеновых «Оренбургский Неплюевский кадетский корпус. История в лицах / В.Г. Семенов, В.П. Семенова. - Оренбург: ООО «Оренбургское книжное издательство имени Г.П. Донковцева», 2017. - 592 с.».

ГАЛИЕВ Фарит Хатипович

доктор юридических наук, кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой экономико-правового обеспечения безопасности Института истории и государственного управления ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет», г. Уфа, Россия. E-mail: [email protected]

ON SOME HISTORY PAGES OF THE STATE LAW DEVELOPMENT

OF RUSSIA

To the Publication of the Book by Vladimir and Vera Semenov "The Orenburg Nepluevsky Cadet Corps. History in Faces / V.G. Semenov, V.P. Semenova. - Orenburg: OOO "Orenburgskoe knizhnoe izdatelstvo imeni G.P. Donkovtseva", 2017. - 592 p."

GALIEV Farit Khatipovich

Doctor of Law, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Economic and Legal Security of the Institute of History and Public Administration of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Bashkir State University", Ufa, Russia. E-mail: [email protected]

2017 год был богатым на исторические события... Наиболее значимые из этих событий связаны с тем, что ровно 100 лет назад в России произошли две революции: Февральская буржуазно-демократическая революция и Октябрьское вооруженное восстание, получившее название Великой Октябрьской социалистической революции. Это был самый крутой поворот во всей многовековой истории государственно-правового и политического развития страны. В результате этих революционных событий, в течение очень небольшого времени в нашей стране монархия превратилась в республику, империя стала превращаться в федерацию, а потом началась беспощадная, страшная и трагическая гражданская война... Одновременно с этим, 100 лет назад начался новый этап в общественно-политическом, экономическом, социальном и духовном развитии нашей страны. События, связанные с русской революцией, с одной стороны, ознаменовали нача-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.