Научная статья на тему 'Правовые инструменты в борьбе с изменением климата'

Правовые инструменты в борьбе с изменением климата Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
785
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗМЕНЕНИЕ КЛИМАТА / ПРИРОДА / МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ / ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Тосунович Кристина

В статье рассматривается международно-правовая борьба с изменением климата. Субъекты международного права, в виде больших международных объединений в мире, играют значительную роль в процессе охраны природы. Принятием актов обязательного или рекомендационного характера международные организации стараются сохранить природу, снизить количество вредных выбросов в атмосферу и, наконец, бороться с изменением климата. Развитие универсальной экологической политики является целью современного общества, которое должно обеспечить качественную жизнь на планете Земля будущим поколениям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовые инструменты в борьбе с изменением климата»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПРАВОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ В БОРЬБЕ С ИЗМЕНЕНИЕМ КЛИМАТА

Тосунович К.

Тосунович Кристина - магистрант, кафедра гражданско-правовых дисциплин, факультет экономики и права, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, г. Москва

Аннотация: в статье рассматривается международно-правовая борьба с изменением климата. Субъекты международного права, в виде больших международных объединений в мире, играют значительную роль в процессе охраны природы. Принятием актов обязательного или рекомендационного характера международные организации стараются сохранить природу, снизить количество вредных выбросов в атмосферу и, наконец, бороться с изменением климата. Развитие универсальной экологической политики является целью современного общества, которое должно обеспечить качественную жизнь на планете Земля будущим поколениям.

Ключевые слова: изменение климата, природа, международно-правовые акты, охрана окружающей среды, международные организации, международное сотрудничество.

Мы живем в постоянно развивающемся мире, в котором все быстро меняется. Кроме больших изменений в ежедневной жизни, все жизненные обстоятельства тоже меняются. Меняется природа и отношение человека к своей окружающей среде, с увеличением населения растет и потребность в природных ресурсах, и увеличивается скорость их эксплуатации. Прогрессивное развитие техники и технологии приводит к увеличению загрязнения природы и снижению качества воздуха и воды. Все это приводит к заметному изменению климата на Земле. Некоторые страны страдают от аномальной жары, а другие от слишком суровых и снежных зим, непривычных для этих мест. Глобальное изменение климата подтверждает повышение уровня Мирового океана, вызванное таянием ледников, из-за увеличения средней годовой температуры. Тоже в последние годы увеличивается частота экстремальных явлений и дисбаланс всех природных систем [8]. Чтобы сохранить природу и обеспечить качественную жизнь будущих поколений, необходимо серьёзно заняться защитой природы, более аккуратно относится к нашей окружающей среде и исполнять экологические стандарты.

Право, как основной регулятор общественных отношений, является косвенным инструментом в борьбе с изменением климата и обеспечением экологической безопасности. Экологическое право в последнее время стало самой актуальной и обсуждаемой правовой дисциплиной, которая постоянно развивается. Большинство экологических проблем по своей природе являются глобальными и для своего разрешения требуют международного сотрудничества. Обеспечение экологической безопасности человечества является общей целью всех государств и поэтому международное экологическое право занимает значимое место в системе международного права. На международном уровне принимаются разные документы обязательного и рекомендационного характера, которые имеют значимость противодействия изменению климата и являются правовыми рамками, внутри которых развиваются национальные правовые системы, усмирение в развитии государства с одновременной заботой о природы. Все эти документы предусматривают в качестве мер противодействия изменению климата следующие шаги: по предотвращению дальнейшего изменения; по адаптации к изменению климата для ограничения вредных последствий; финансовые и другие меры для противодействия этому процессу и адаптации к его последствиям, а также меры по содействию и продвижению имплементации, и соблюдению соответствующих норм на национальном уровне [11].

Современные международные отношения самостоятельно определяют и влияют на важнейшие современные тенденции политического развития мира. Глобальные экологические проблемы стратегического характера и рост интереса к новым технологиям, связанным с наступлением нового технологического уклада, привели к необходимости формирования климатической политики межправительственными организациями [10]. Разносторонняя деятельность ООН имеет наибольшее значение для противодействия негативным изменениям в области климата. Проблема изменения климата является одной из наиболее приоритетных и обсуждаемых тем Организации Объединенных Наций. Через специализированные учреждения ООН создает и разрабатывает различные программы, целью которых является адаптация и смягчение последствий климатических изменений, внедрение новых технологий и их финансирование, а также и повышение уровня информированности и образования населения.

Международная борьба с изменением климата начинается принятием Рамочной конвенции ООН об изменении климата 1992 г. (РКИК) в Рио-де-Жанейро, которая представляет кодификацию экологического права. Данная конвенция стала первым международным соглашением, направленным на борьбу с

глобальным потеплением и его последствиями. РКИК носит откровенно рамочный характер, потому что определяет самые общие направления деятельности по борьбе с глобальным изменением климата.

В 1997 году в Японии, с целью продления борьбы с загрязнениями атмосферы, принят Киотский протокол как дополнение к РКИК ООН. С подписанием данного соглашения экономическая деятельность перестает быть исключительной прерогативой национальных правительств и становится объектом межправительственных соглашений. Киотский протокол базирован на определении объёма выбросов парниковых газов в 2008 - 2012 годах, для всех участвующих в соглашении промышленно-развитых стран. Также протокол предусматривает механизмы для регулирования выбросов парниковых газов, получивших название «механизмы гибкости», корректирующих квот для отдельных стран и механизмов контроля над уровнем выбросов. Решение о продлении Киотского протокола до 2020 года не подержали Россия, Новая Зеландия, Япония и Канада. Тот факт, что действие Киотского протокола не распространяется на Китай и США, которые лидируют по количеству выбросов парниковых газов, подтверждает, что соглашение не работает.

В Париже 12 декабря 2015 года всеми 196 сторонами Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата принято Парижское соглашение, подготовленное взамен Киотского протокола. Согласно этому соглашению все страны обязуются принять меры к ограничению роста общемировой температуры. На данный момент Парижское оглашение является основным международным актом по климату.

Одним из инструментов в климатической политике ООН является и Всемирная Метеорологическая Организация. ВМО представляет собой «авторитетный источник информации системы ООН по вопросам состояния и поведения атмосферы Земли, ее взаимодействия с океанами, образуемого климата и возникающего распределения водных ресурсов» [7]. Также важным игроком в борьбе считается Межправительственная группа экспертов по изменению климата (МГЭИК), созданная в 1988 году, которая представляет собой организацию, объединяющую несколько сотен ученых из 130 стран мира и имеет важное значение для понимания состояния мировой климатической политики. Большое количество международных переговоров и документов, регулирующих данную сферу, основаны на выводах, предоставленных экспертами данной организации.

Изменение климата считают одной из глобальных угроз и лидеры стран БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южноафриканская Республика), которые сотрудничают в адаптации своей экономики к изменениям климата. В связи с тем, что эти государства являются лидерами среди быстрорастущих экономик мира и крупнейших мировых углеродных загрязнителей, их роль в решении проблемы изменения климата существенна. На саммитах БРИКС уделяется большое внимание проблеме изменения климата, что отражается в документах принятых по итогам саммитов. На саммите в Уфе в 2015 году страны БРИКС признали, что изменение климата представляет собой одну из наиболее серьезных проблем, с которыми сталкивается человечество и заявили о своей готовности работать над этой проблемой в глобальном контексте и на национальном уровне.

Важным мировым политическим игроком является и Европейский Союз, который постоянно развивает климатическую политику. В курсе ЕС климатическая политика является приоритетной, высоко интегрированной в европейскую стратегию. Данную политику характеризуют и мощная общественная поддержка, и интенсивная международная деятельность. Европейский Союз является лидером в переговорном процессе который развивает целостный подход к климатической и энергетической политике [9]. С целью усиления своего доминирующего положения и проведения активной климатической политике Европейский Союз ожидает серьёзный подход к решению экологических проблем от своих государств - членов. Также поступающие государства, на пути евроинтеграции, должны продемонстрировать готовность к исполнению экологических стандартов.

Первый крупный пакет юридических мер «Климат и Энергетика» направленных на достижение поставленных целей до 2020 г. разработан Европейской Комиссией в 2008 году. Основными элементами этого пакета являются Директива «О Стимулировании Использования Энергии из Возобновляемых Источников Энергии» [3]; Директива «О Совершенствовании и Расширении Схемы Торговли Квотами на Выбросы [Европейского] Сообщества» [4]; Директива «О требованиях к бензину, дизельному и газовому топливу и о механизме мониторинга и сокращения выбросов парниковых газов» [5]; Директива «О геологическом захоронении углекислого газа (^2)» [6]. Также Дорожные карты Европейского Союза предусматривают более жесткие меры охраны климата, в том числе снижение выбросов парниковых газов к на 80% - 95% от уровня 1990 г. до 2050 г. [1]. Для достижения этих стратегических целей разработаны новые юридические меры, представленные в январе 2014 г. Европейской Комиссией.

Новый проект Рамочной Политики Европейского Союза в Области Климата и Энергетики до 2030 г. устанавливает обязательства по снижению выбросов парниковых газов «как минимум», до 27% к 2030 году [2]. Повышение энергоэффективности является тоже юридической обязательности

74

предусмотренной Стратегией. Развитие экологической политики Европейского Союза предусматривает и развитие возобновляемых источников энергии и использование экологически чистых источников.

Тот факт, что лидирующие международные объединения занимаются развитием экологической политики, подтверждает значимость данной проблемы для современного общества. Данные организации объединяют почти все страны мира, поэтому их совместная деятельность играет значительную роль в борьбе с изменением климата. Принятие хороших международно-правовых актов, предусматривающих механизмы и стандарты, которые должны быть исполнены, и их имплементации в национальные правовые системы приведут к развитию хорошей правовой рамки, внутри которой государства будут развиваться и заботиться о природе.

Список литературы

1. A Roadmap for moving to a competitive low carbon economy in 2050,Communication from the Commission to the European Parliament, the Council, the European Economic and Social Committee and the Committee of the Regions, Brussels. [Электронный ресурс]. Official Journal of the European Union, 2011. March, 8. Режим доступа: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX:52011DC0112/ (дата обращения: 19.03.2019).

2. Conclusions adopted by the European Council/. [Электронный ресурс]. Official Journal of the European Union, 2014. October,23/24. Режим доступа: http://ec.europa.eu/clima/policies/2030/documentation_en.htm/ (дата обращения: 17.03.2019).

3. Directive 2009/28/EC of the European Parliament and of the Council on the promotion of the use of energy from renewable sources and amending and subsequently repealing Directives 2001/77/EC and 2003/30/EC/. [Электронный ресурс]. Official Journal of the European Union, 2009. April, 3 Режим доступа: http://eurlex.europa.eu/legalcontent/EN/TXT/?qid=1432473163205&uri=CELEX:32009L0028/ (дата обращения: 16.03.2019).

4. Directive 2009/29/EC of the European Parliament and of the Council amending Directive 2003/87/EC so as to improve and extend the greenhouse gas emission allowance trading scheme of the Community/ [Электронный ресурс]. Official Journal of the European Union, 2009. April, 3. Режим доступа: http://eurlex.europa.eu/legalcontent/EN/TXT/?qid=1432473408059&uri=CELEX:32009L0029/ (дата обращения: 16.03.2019).

5. Directive 2009/30/EC of the European Parliament and of the Council amending Directive 98/70/EC as regards the specification of petrol, diesel and gas-oil and introducing a mechanism to monitor and reduce greenhouse gas emissions and amending Council Directive 1999/32/EC as regards the specification of fuel used by inland waterway vessels and repealing Directive 93/12/EE./ [Электронный ресурс]. Official Journal of the European Union,-2009. April, 23. Режим доступа: http://eu lex.europa.eu/legalcontent/EN/TXT/?qid=1432473587746&uri=CELEX:32009L0030/ (дата обращения: 15.03.2019).

6. Directive 2009/31/EC of the European Parliament and of the Council on the geological storage of carbon dioxide and amending Council Directive 85/337/EEC, European Parliament and Council Directives 2000/60/EC, 2001/80/EC, 2004/35/EC, 2006/12/EC, 2008/1/EC and Regulation (EC) No 1013/2006/ [Электронный ресурс]. /Official Journal of the European Union, 2009 April, 23. Режим доступа: http://eurlex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?qid=1432473716652&uri=CELEX:32009L0031/ (дата обращения 15.03.2019).

7. Всемирная метеорологическая организация. [Электронный ресурс]. Официальный сайт ВМО. Режим доступа: http://www.wmo.int/pages/index_ru.html/ (дата обращения: 15.03.2019).

8. Казарина Т. Климатический хаос // Научно-образовательный проект ТАСС «Чердак». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://tass.ru/spec/climate/ (дата обращения 19.03.2019).

9. Пискулова Н.А. Климатическая политика основных торговых партнеров России и ее влияние на экспорт ряда российских регионов // Пискулова Н.А., Костюнина Г. М. Абрамова А.В; Всемирный фонд дикой природы (WWF), МГИМО (У)МИД РФ. М., 2013. С. 23-60.

10. Пискулова Н.А. Тенденции изучения проблем экологии в современной зарубежной науке о международных отношениях // Современная наука о международных отношениях за рубежом. Хрестоматия в трех томах. Т. 2. М.: РСМД, 2015. C.752-753.

11. Солнцев А.М. Изменение климата: международно-правовое измерение // Московский журнал международного права, 2018; 106(1):60-78.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.