New university
Economics & Law 2015. № 12 (58)
ISSN 2221-7347
ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
УДК 349.6
В.М. Гаркуша , Е.А. Гринь
МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
В статье подробно рассматриваются общие положения международноправового механизма охраны окружающей среды, роль международных организаций в области охраны окружающей среды, международные правовые акты в области охраны окружающей среды.
Ключевые слова: экологическое право, международное право, защита окружающей среды.
В современной действительности вопросы международно-правового регулирования окружающей среды являются чрезвычайно важными в виду возникающих экологических кризисов в различных уголках планеты.
Основные принцы международно-правового экологического регулирования изложены в Рио-де-Жанейрской декларации по окружающей среде и развитию [1]. В ней содержатся принципы международно-правовой охраны окружающей среды. В числе таких принципов приводятся:
• Право на развитие должно быть реализовано, чтобы обеспечить справедливое удовлетворение потребностей нынешнего и будущих поколений в областях развития и окружающей среды.
• Для достижения устойчивого развития защита окружающей среды должна составлять неотъемлемую часть процесса развития и не может рассматриваться в отрыве от него.
• Природные ресурсы Земли, включая воздух, землю, флору и фауну, должны быть сохранены на благо нынешнего и будущих поколений.
• Государства имеют суверенное право разрабатывать свои собственные ресурсы согласно своей политике в области окружающей среды и несут ответственность за обеспечение того, чтобы деятельность в рамках их юрисдикции или контроля не наносила ущерба окружающей среде других государств или районов за пределами действия национальной юрисдикции.
© Гаркуша В.М., Гринь Е.А., 2015.
DOI: 10.15350/2221-7347.2015.12
Гаркуша Виктория Михайловна - студент юридического факультета, Кубанский государственный аграрный университет, Россия.
Гринь Елена Анатольевна - кандидат юридических наук, доцент кафедры трудового и земельного права, Кубанский государственный аграрный университет, Россия.
63
Новый университет
Экономика и право 2015. № 12 (58)
ISSN 2221-7347
• Государства сотрудничают в целях дальнейшего развития международного права, касающегося ответственности и компенсации жертвам за загрязнение и за другие виды ущерба, причиненные в результате деятельности в пределах их юрисдикции, или контроля за окружающей средой в районах, находящихся за пределами действия их юрисдикции.
Направлениями международного сотрудничества в области охраны окружающей среды являются: предотвращение неблагоприятных последствий изменения климата; охрана атмосферного воздуха, озонового слоя атмосферы и околоземного космического пространства; сохранение биологического разнообразия; обеспечение ядерной безопасности; и другие.
Формами международного сотрудничества в области охраны окружающей среды являются: участие в международных договорах; участие в деятельности международных организаций.
Международные организации, занимающиеся охраной окружающей среды подразделяются на: 1) международные межправительственные организации; и 2) международные неправительственные организации. Особое место в числе международных межправительственных организаций занимает Организация Объединенных Наций (ООН). В состав ООН входят Специализированные учреждения и программы, в направления деятельности которых в том числе входят вопросы обеспечения охраны окружающей среды. Среди таких органов и программ можно выделить: Программа Организации Объединенных Наций по окружающей среде (ЮНЕП); Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО); Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО); Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ); Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО); Европейская экономическая комиссия Организации Объединенных Наций (ЕЭК ООН) [13].
Наряду с органами и программами ООН, в числе международных правительственных организаций, которые, в том числе, осуществляют функции в области охраны окружающей среды можно выделить: Совет Европы; Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ); Международная морская организация (ИМО); Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР);
В числе международных неправительственных организаций, которые в том числе осуществляют функции в области охраны окружающей среды можно выделить следующие: Международный союз охраны природы; Всемирный фонд дикой природы; Гринпис; Всемирный банк и другие организации.
Деятельность по охране окружающей среды регламентируется рядом нормативноправовых актов. В качестве примеров международных правовых актов в области охраны окружающей среды можно привести следующие:
- Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (1979) [2], принята в Женеве 13.11.1979 года и ратифицирована указом Президиума ВС СССР от 29.04.1980 № 1992-X «О ратификации Конвенции о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния».
- Рамочная конвенция ООН об изменении климата (1992) [3] принята в Нью-Йорке
09.05.1992 года и ратифицирована Федеральным законом от 04.11.1994 № 34-ФЗ «О ратификации рамочной Конвенции ООН об изменении климата» [4].
- Киотский протокол к рамочной конвенции ООН об изменении климата (1997) [5], принят в Киото 11.12.1997 года и ратифицирован Федеральным законом от 04.11.2004 № 128-ФЗ «О ратификации Киотского протокола к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата» [6].
- Конвенция о биологическом разнообразии (1992) [7], принята в Рио-де-Жанейро
13.06.1992 года и ратифицирована Федеральным законом от 17.02.1995 № 16-ФЗ «О ратификации Конвенции о биологическом разнообразии» [8].
Также важное значение в области охраны окружающей среды на международном уровне имеют нормы так называемого «мягкого права». Нормами мягкого права они называются в силу того, что соответствующие нормы содержат рекомендации, которые выполняются государствами добровольно. Такие нормы обычно принимаются в форме деклараций по итогам встреч
64
New university
Economics & Law 2015. № 12 (58)
ISSN 2221-7347
на высшем уровне. И в числе документов, содержащих нормы мягкого права можно выделить следующие.
-Декларация по проблемам окружающей человека среды (1972) [9], принята в Стокгольме на Конференции ООН по проблемам окружающей человека среды (5 по 16 июня 1972 года).
- Всемирная хартия природы (1982) [10], принята резолюцией 37/7 Генеральной Ассамблеи ООН 28.10.1982.
- Декларация по окружающей среде и развитию (1992) [11], принята в Рио-де-Жанейро на Конференции ООН по окружающей среде и развитию (3-14 июня 1992 года).
- Декларация по устойчивому развитию (2002) [12], принята в Йоханнесбурге на Всемирной встрече на высшем уровне по устойчивому развитию (26 августа - 4 сентября 2002 года).
В декабре 2015г. в Париже состоялась Всемирная конференция ООН по климату, в ходе которой обсуждались решения задач по ограничению выбросов парниковых газов, была сформулирована сверхзадача по удержанию глобального потепления на планете к концу нынешнего XXI века, в пределах 1,5-2 градусов по Цельсию по отношению к средней температуре доиндустриальной эпохи. Было подписано соглашение, призванное заменить Киотский договор. Торжественное подписание нового соглашения по климату намечено на апрель 2016 г.
Библиографический список
[1] Рио-де-Жанейрская декларация по окружающей среде и развитию. [Электронный ресурс]. URL: http: // www.conventions.ru/view_base.php?id=401
[2] Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния. [Электронный ресурс]. URL: http: // www.conventions.ru/view_base.php?id=40
[3] Рамочная конвенция ООН об изменении климата. [Электронный ресурс]. URL: http: // www.conventions.ru/view_base.php?id=399
[4] Федеральный закон от 04.11.1994 № 34-ФЗ «О ратификации рамочной Конвенции ООН об изменении климата» // СЗ РФ. 1994. № 28. Ст. 2927.
[5] Киотский протокол к Рамочной конвенции ООН об изменении климата. [Электронный ресурс]. URL: http: // www.conventions.ru/view_base.php?id=68
[6] Федеральный закон от 04.11.2004 № 128-ФЗ «О ратификации Киотского протокола к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата» // СЗ РФ. 2004. № 45. Ст. 4378.
[7] Конвенция о биологическом разнообразии. [Электронный ресурс]. URL: http: // www.conventions.ru/view_base.php?id=55
[8] Федеральный закон от 17.02.1995 № 16-ФЗ «О ратификации Конвенции о биологическом разнообразии» // СЗ РФ. 1995. № 8. Ст. 601.
[9] Декларация по проблемам окружающей человека среды. [Электронный ресурс]. URL: http: // www.conventions.ru/view_base.php?id=397
[10] Всемирная хартия природы. [Электронный ресурс]. URL: http: //
www.conventions.ru/view_base.php?id=42
[11] Декларация по окружающей среде и развитию. [Электронный ресурс]. URL: http: // www.conventions.ru/view_base.php?id=401
[12] Йоханнесбургская декларация по устойчивому развитию. [Электронный ресурс]. URL: http: // www.conventions.ru/view_base.php?id=1002
[13] Борисов А. Экологическое право http: // 1515.рф/497
kkk
UDC 349.6
V.M. Garkusha, E.A. Grin
INTERNATIONAL LEGAL MECHANISM OF ENVIRONMENTAL PROTECTION
In article general provisions of the international legal mechanism of environmental protection, a role of the international organizations in the field of environmental protection, the international legal acts in the field of environmental protection in detail are considered.
Keywords: ecological right, international law, environment protection.
65