ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
135
ЭКОНОМИКА И ПРАВО 2008. Выпуск 1
УДК 504(082) А.В. Кодолова
ИЗМЕНЕНИЕ КЛИМАТА - ГЛОБАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОСТИ
Рассматриваются правовые основы международного сотрудничества в области охраны окружающей среды.
Ключевые слова: изменение климата, Киотский протокол, рыночные отношения.
Изменение климата представляет собой яркий пример глобальной экологической проблемы, требующей масштабного международного сотрудничества.
Дискуссии вокруг проблемы глобального потепления с особой силой развернулись в 1990 г., когда Межправительственный совет по изменению климата (IPCC) выступил с докладом, в котором обосновывался тезис о вредных последствиях антропогенных выбросов парниковых газов в атмосферу, связанных со сжиганием органического топлива (нефти, угля, газа, древесины). С этого времени теория парникового эффекта стала преобладающей среди концепций изменения климата.
В 1992 г. на конференции в Рио-де-Жанейро была открыта для подписания Конвенция об изменении климата (далее - Конвенция), ратифицированная Российской Федерацией в 1994 г. и через год вступившая в силу. В качестве основной цели Конвенции названа стабилизация концентраций парниковых газов в атмосфере на таком уровне, который не допускал бы опасного антропогенного воздействия на климатическую систему. Меры, определенные Конвенцией, предусматривают применение важнейшего принципа ООН - принципа общей, но дифференцированной ответственности, с учетом социальных и экономических условий стран. Причем признается, что основную ответственность за антропогенные изменения климата несут промыш-ленно развитые страны.
В 1997 г. в качестве дополнения к Конвенции был разработан Киотский протокол, содержащий обязательства по конкретным объемам сокращения выбросов парниковых газов. Протокол вступил в силу в феврале 2005 г. благодаря его ратификации Россией. Его участниками являются 156 государств.
Основополагающим для принятия Киотского протокола стал один из базовых принципов международного права - принцип предосторожности, который гласит: «В тех случаях, когда существует угроза серьезного или непоправимого ущерба, отсутствие полной научной определенности не должно быть причиной откладывания рентабельных мер, направленных на предотвращение экологической опасности».
Протокол обязывает его участников сократить общий уровень вредных выбросов в атмосферу, вызывающих парниковый эффект, в среднем, на 5,2% от уровня 1990 г. Эта задача намечена на период с 2008 по 2012 г.
2008. Выпуск 1 ЭКОНОМИКА И ПРАВО
Важно отметить, что Киотский протокол впервые в истории международных соглашений ввел рыночные отношения в области охраны окружающей среды. В качестве базы для обеспечения наиболее эффективного и наименее дорогостоящего механизма для выполнения взятых государствами обязательств в протоколе предусмотрены квоты на выброс парниковых газов для каждой страны, при этом государства могут продавать и покупать друг у друга данные квоты. Наряду с квотами, Протоколом предусматриваются следующие меры для снижения затрат, предполагающие возможность финансирования мероприятий по снижению выбросов парниковых газов в тех странах, где это наиболее выгодно:
- проекты совместного осуществления (проекты по сокращению выбросов парниковых газов, выполняемые одной из стран, указанных в Приложении 1 Конвенции, за счет инвестиций другой страны из того же Приложения 1);
- механизм «чистого развития» (проекты по сокращению выбросов парниковых газов, выполняемых на территории стран, не входящих в Приложение 1 (развивающиеся страны) за счет инвестиций государств, указанных в Приложении 1).
Данные меры были доработаны и конкретизированы на 7-й Конференции сторон Конвенции (СОР-7), проходившей в 2001 г. в Марракеше (Марокко), а также на первой встрече сторон Киотского протокола (МОР-1), организованной в Монреале в ноябре-декабре 2005 г.
Ведущая роль в эмиссии парниковых газов принадлежит СО2 (углекислому газу), источником которого служит энергетический сектор экономики - сжигание ископаемого топлива, а также лесное хозяйство, главным образом, за счет лесных пожаров. На втором месте находится СН4 (метан), основными источниками выбросов которого является нефтегазовая отрасль, добыча угля, а также животноводство. Вклад закиси азота (К^), гидрофторугле-родов, перфторуглеродов и гексафторида серы в совокупный выброс парниковых газов невелик.
Выполняя принятые на себя обязательства по Киотскому протоколу, государства должны создать национальную систему мониторинга и оценки выбросов, национальный реестр выбросов парниковых газов. В Российской Федерации над этим сейчас работают Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет), Министерство природных ресурсов (МПР России), Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), Министерство экономического развития и торговли (Минэкономразвития России). Во исполнение Российской Федерацией обязательств по Киотскому протоколу Правительством РФ принято распоряжение от 01.03.2006 г. № 278-р, конкретизированное приказом Росгидромета от 30.06.2006 г. № 141 «О порядке формирования и функционирования российской системы оценки антропогенных выбросов из источников и абсорбции поглотителями парниковых газов». Для создания системы оценки выбросов используются показатели статистической отчетности о процессах и видах деятельности, приводящих к антропогенным выбросам парниковых газов. Росгидромет осуществляет обработку информации в соответствии с методиками для оценки антропогенных выбросов и ежегодно
Изменение климата - глобальная проблема.
137
ЭКОНОМИКА И ПРАВО 2008. Выпуск 1
до 1 марта представляет для одобрения в Правительство РФ кадастр антропогенных выбросов из источников и абсорбции поглотителями парниковых газов. Рассмотренный Правительством РФ кадастр направляется в Секретариат Конвенции по изменению климата ООН.
Первый такой кадастр выбросов был составлен Российской Федерацией и другими сторонами протокола в 2007 г. за период с 1990 по 2004 г. По результатам подсчетов за 2004 г. в Российской Федерации суммарная эмиссия парниковых газов от всех источников в СО2 - эквиваленте составила 69,1% от уровня 1990 г.
Помимо кадастра, стороны Киотского протокола ежегодно представляют в Секретариат РКИК ООН доклады о выполнении своих обязательств, которые содержат анализ данных, представленных в кадастрах выбросов парниковых газов, прогноз изменений таких выбросов в ближайшие годы, список мероприятий, проводимых государствами во исполнение Киотского протокола.
В 2006 г. Минэкономразвития России совместно с МПР и Росгидрометом подготовили от имени Российской Федерации доклад под названием «Об очевидном прогрессе в выполнении обязательств Российской Федерации по Киот-скому протоколу». В нем констатировалось, что в России за период с 1990 по 1999 г. происходило уменьшение выбросов, связанное со структурной перестройкой экономики страны; в последующий период - с 2000 по 2004 г. наблюдался устойчивый рост выбросов парниковых газов (в 2004 г. их рост составил 7,2 % по сравнению с 1999 г.), при этом уровень выбросов парниковых газов 1990 г. за исследуемый период достигнут не был.
Несколько разделов доклада РФ о выполнении обязательств по Киот-скому протоколу посвящены основным мероприятиям, осуществляемым в данной сфере. Анализ данных мероприятий выявляет слабые стороны проводимой Россией политики по предотвращению изменения климата, проявляющиеся в недостаточном внимании к данной проблеме. Например, до сих пор не принята комплексная федеральная программа, направленная на обеспечение климатической безопасности России. Как следует из положений доклада, Российская Федерация принимает меры по предотвращению изменения климата при реализации ряда федеральных программ, таких как «Мировой океан», «Модернизация транспортной системы России», «Национальная технологическая база», «Повышение плодородия почв», но эти меры, во-первых, не носят комплексного характера, а во-вторых, явно недостаточны для эффективной борьбы с климатическими изменениями.
По мнению большинства ученых, в случае неприятия мер сейчас последствия изменения климата будут удручающими. Прогнозы таких последствий крайне разнообразны и противоречивы. Росгидромет, осуществляющий климатический мониторинг, применяет модельные математические расчеты при составлении прогнозов климатических изменений, которые показывают, что при существующих темпах роста выбросов парниковых газов в атмосферу, рост глобальной средней температуры в приповерхностном слое Земли составит к 2100 г. примерно 2,0° С, к 2200г. температура повысится на 4,0° С, а к 2300 г. -на 6° С. Данные изменения неизбежно приведут к повышению уровня мирового океана и затоплению многих территорий (значительной части Европы,
2008. Выпуск 1 ЭКОНОМИКА И ПРАВО
США, многих островных государств). В случае сокращения с 2012 г. глобальной индустриальной эмиссии диоксида углерода на 0,3% в год уровень температуры за тот же период (до 2300 г.) повышается не более, чем на 3,5°С.
Из проведенного Росгидрометом исследования очевидно, что стабилизация парниковых газов, а следовательно, и глобальной средней температуры, в лучшем случае может произойти очень не скоро, а для ее осуществления требуются гигантские расходы (по оценкам IPCC до 18 триллионов долларов США за 100 лет). С одной стороны, такие значительные затраты, с другой - сомнительный эффект от реализации Киотского протокола для многих государств ставят под сомнение необходимость принятия на себя данных обязательств. К числу скептиков относятся Соединенные Штаты, чей «вклад» в загрязнение среды составляет 35 %. В 2001 г. США отказались от поддержки протокола. В стороне остались стремительно развивающиеся Китай и Индия, хотя на эти страны приходится в общей сложности 14 % мировых выбросов парниковых газов.
Многие считают, что после ратификации Россией Киотского протокола, а также с проведением в Монреале первой конференции его участников, появилась реальная возможность киотским соглашениям заработать в полную силу. Но вот насколько велика эта сила без таких стран, как США, Китай, Индия - главных эмитентов парниковых газов, загрязнителей атмосферы? Вовлечь их в киотский процесс нет никаких надежд: американцы ссылаются на то, что они предпринимают собственные, внутринациональные меры по снижению выбросов, позиция Индии и Китая состоит в том, что им, запоздавшим в экономическом развитии, необходимо наверстывать упущенное. Все это оставляет мало перспектив Киотскому процессу. Между тем, угроза изменения климата является общемировой проблемой, которую можно предотвратить, лишь объединив усилия всех государств. Поэтому, во-первых, правительствам необходимо осознать всю важность рассматриваемой проблемы, во-вторых, важна интеграция мирового сообщества в борьбе с климатическими изменениями, в-третьих, назрела необходимость в разработке альтернативного Киотскому протоколу международного соглашения, поддерживаемого всеми государствами и содержащего в большей мере не запреты, а стимулы, способствующие внедрению передовых технологий.
Поступила в редакцию 28.12.07
A. V. Kodolova
Changes of the Climate as the Global Problem of the modern world
Legal bases of the international cooperation in the field of preservation of the environment are considered.
Кодолова Алёна Владимировна
ГОУ ВПО «Удмуртский государственный университет»
426034, Россия, г. Ижевск,
ул. Унивеорситетская, 1 (корп. 4)