Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МЕЖЕВАНИЯ БАШКИРСКИХ ЗЕМЕЛЬ В 60–70-Х ГГ. XIX ВЕКА'

ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МЕЖЕВАНИЯ БАШКИРСКИХ ЗЕМЕЛЬ В 60–70-Х ГГ. XIX ВЕКА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
61
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
башкиры / вотчинники / припущенники / генеральное межевание / специальное межевание / мишари / тептяри / Bashkirs / patrimonial landholders / pripushchenniks / general survey / special survey / Mishars / Teptyars

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Минлебаев Ильшат Уралович

В данной работе анализируется нормативно-правовое обеспечение Специального межевания башкирских земель в 60–70-х гг. XIX в. Здесь обращено внимание на деятельность различных государственных учреждений, которые стремились обеспечить население необходимыми угодьями. Власти дифференцировали нормы минимального земельного обеспечения для башкир-вотчинников, мишарей, тептярей и различных категорий крестьян. Периодически власти корректировали нормы правового обеспечения разных групп сельского населения, допускали возможность обмена угодьями, а также не исключалась денежная компенсация от государс-тва при нехватке угодий. Кроме того, власти создавали новые государственные учреждения с привлечением заинтересованных сторон для урегулирования земельных отношений в крае. Следует отметить, что с 1848 г. деятельность правительства в этом направлении активизировалась. Именно тогда был взят курс на постепенное урегулирование земельных отношений в крае через создание особой межевой комиссии для башкир-вотчинников и их припущенников. Принципиально новые подходы стали проявляться в действиях властей с 60-х годов XIX века, когда путем детальной регламентации были сделаны попытки урегулировать земельный вопрос в крае. В то же время позитивные тенденции в дальнейшем освоении территории региона периодически сопровождались и актами прямого административного произвола в отношении башкир, как со стороны губернских властей, так и покупателей земли в крае. Тем не менее, власти стремились учесть баланс интересов различных этнических и социальных групп многонационального региона. Об этом говорит периодическое появление новых нормативных актов, регулирующих колонизационный поток на башкирские земли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Минлебаев Ильшат Уралович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL SUPPORT FOR SURVEYING OF THE BASHKIR LANDS IN THE 1860s AND 1870s

This paper analyzes the legal support for special surveying of the Bashkir lands in the 1860s and 1870s. Attention is drawn to the activities of various state institutions that sought to provide the population with the necessary amount of land. The authorities differentiated the norms of minimum land provision for Bashkir patrimonial landholders, Mishars, Teptyars, and different categories of peasants. Periodically, the authorities adjusted the rules of legal support for different groups of the rural population, allowed the exchange of land, and did not exclude monetary compensation from the state in case of land shortage. In addition, the authorities created new state institutions with the involvement of interested parties to settle land relations in the province. It should be noted that since 1848 the activity of the government in this direction had become more intensive. It was precisely the time when a course was taken for gradual regulatory harmonization of land relations in the province through the creation of a special Surveying Commission for Bashkir patrimonial landholders and their pripushchenniks (renters). Radically new approaches began to occur in the actions of the authorities since the 1860s, when attempts were made to handle the land issue in the province through detailed regulations. Positive trends in further development of the regional territory were accompanied from time to time by the actions of direct administrative arbitrariness against the Bashkirs, both on the part of the provincial authorities and land buyers. Nevertheless, the authorities tried to balance the interests of different ethnic and social groups in the multi-ethnic region. This is evidenced by the periodic emergence of new legal acts regulating the colonization flow to the Bashkir lands.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МЕЖЕВАНИЯ БАШКИРСКИХ ЗЕМЕЛЬ В 60–70-Х ГГ. XIX ВЕКА»

НАУЧНАЯ СМЕНА

DOI 10.24411/2223-0564-2021-10111 И.У. Минлебаев УДК 94 (470.57)

ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МЕЖЕВАНИЯ БАШКИРСКИХ ЗЕМЕЛЬ В 60-70-Х ГГ. XIX ВЕКА

Аннотация

В данной работе анализируется нормативно-правовое обеспечение Специального межевания башкирских земель в 60-70-х гг. XIX в. Здесь обращено внимание на деятельность различных государственных учреждений, которые стремились обеспечить население необходимыми угодьями. Власти дифференцировали нормы минимального земельного обеспечения для башкир-вотчинников, мишарей, тептярей и различных категорий крестьян. Периодически власти корректировали нормы правового обеспечения разных групп сельского населения, допускали возможность обмена угодьями, а также не исключалась денежная компенсация от государства при нехватке угодий. Кроме того, власти создавали новые государственные учреждения с привлечением заинтересованных сторон для урегулирования земельных отношений в крае. Следует отметить, что с 1848 г. деятельность правительства в этом направлении активизировалась. Именно тогда был взят курс на постепенное урегулирование земельных отношений в крае через создание особой межевой комиссии для башкир-вотчинников и их припущенников. Принципиально новые подходы стали проявляться в действиях властей с 60-х годов XIX века, когда путем детальной регламентации были сделаны попытки урегулировать земельный вопрос в крае. В то же время позитивные тенденции в дальнейшем освоении территории региона периодически сопровождались и актами прямого административного произвола в отношении башкир, как со стороны губернских властей, так и покупателей земли в крае. Тем не менее, власти стремились учесть баланс интересов различных этнических и социальных групп многонационального региона. Об этом говорит периодическое появление новых нормативных актов, регулирующих колонизационный поток на башкирские земли.

Ключевые слова: башкиры, вотчинники, припущенники, генеральное межевание, специальное межевание, мишари, тептяри

Ilshat U. Minlebaev

LEGAL SUPPORT FOR SURVEYING OF THE BASHKIR LANDS IN THE 1860s AND 1870s

Abstract

This paper analyzes the legal support for special surveying of the Bashkir lands in the 1860s and 1870s. Attention is drawn to the activities of various state institutions that sought to provide the population with the necessary amount of land. The authorities differentiated the norms of minimum land provision for Bashkir patrimonial landholders, Mishars, Teptyars, and different categories of peasants. Periodically, the authorities adjusted the rules of legal support for different groups of the rural population, allowed the exchange of land, and did not exclude monetary compensation from the state in case of land shortage. In addition, the authorities created new state institutions with the involvement of interested parties to settle land relations in the province. It should be noted that since 1848 the activity of the

Минлебаев Ильшат Уралович, аспирант Башкирского государственного университета (Уфа), e-mail: ilshatminlebaev@mail.ru

Ilshat U. Minlebaev, Post Graduate Student at the Bashkir State University (Ufa), e-mail: ilshatminlebaev@mail.ru

© И. У Минлебаев. 2021

government in this direction had become more intensive. It was precisely the time when a course was taken for gradual regulatory harmonization of land relations in the province through the creation of a special Surveying Commission for Bashkir patrimonial landholders and their pripushchenniks (renters). Radically new approaches began to occur in the actions of the authorities since the 1860s, when attempts were made to handle the land issue in the province through detailed regulations. Positive trends in further development of the regional territory were accompanied from time to time by the actions of direct administrative arbitrariness against the Bashkirs, both on the part of the provincial authorities and land buyers. Nevertheless, the authorities tried to balance the interests of different ethnic and social groups in the multiethnic region. This is evidenced by the periodic emergence of new legal acts regulating the colonization flow to the Bashkir lands.

Key words: Bashkirs, patrimonial landholders, pripushchenniks, general survey, special survey, Mishars, Teptyars

Вторая половина XVI века для башкирского народа является важным и знаменательным периодом: именно в этот период башкиры добровольно вошли в состав Русского государства. С этого момента жизнедеятельность башкир серьезно изменилась, т.к. постепенно начали осуществляться определенные преобразования в социально-экономическом укладе народа. Одним из основных требований при вхождении башкир в состав Русского государства являлось признание коренных жителей края собственниками, в частности, за ними было закреплено вотчинное право на землю. Принципиальные трансформации в системе земельных отношений начались со второй половины XVIII в., когда фактически осуществляется массированная колонизация края через появление дворянских поместий, организацию горнозаводского строительства, крестьянских переселений. Всё это вызвало рост количества земельных споров в крае. Аналогичные процессы стали происходить и в других губерниях страны. Таким образом, возникла потребность в проведении всеобщего учета площади земельного фонда страны и её регионов, а также организовать урегулирование земельных споров. Для достижения этих целей стало осуществляться Генеральное межевание, а затем и Специальное межевание земель. Последнее мероприятие должно было способствовать окончательному урегулированию земельных отношений в крае через раздел дач Генерального межевания в Башкортостане.

Следует отметить, что разработка общих правил для Специального межевания началась с 1817 г. [1]. Затем в 1835 г. в тексте «Свода законов» появилась отдельная глава, посвященная кошт-ному (за счет владельцев) межеванию. Однако по существу в нее вошли без изменения все старые нормы, которые были лишь систематизированы и дополнены [2, с. 147-151]. Таким образом, принципиально новой нормативной базы для специального межевания первоначально не возникало.

Здесь следует отметить, что в первой половине XIX в. были проведены предварительные измерения башкирских земель как часть общероссийского Генерального межевания земель Европейской России. Итогом этого мероприятия стало создание системы условно-территориальных единиц - межевых дач. В последующее время предполагалось постепенно разделить земли этих межевых дач между находящимися внутри них населенными пунктами, а затем и между отдельными домовладениями. В частности, с 1848 г. функционировала Башкирская межевая комиссия, которая включала как представителей губернской администрации, так и представителей башкир-вотчинников, а также и их припущенников-арендаторов. Таким образом, предполагалось пропорционально обеспечить население башкирских волостей соответствующими угодьями на достаточно длительный период времени [3].

Рубежным законодательным актом стало «Положение о башкирах» от 14 мая 1863 г. С этого момента башкиры стали «свободными сельскими обывателями». Фактическое управление ими теперь было сосредоточено за персоналом губернских и уездных присутствий по крестьянским делам. Правительство установило для башкир минимальные размеры неотчуждаемых наделов в 40 десятин на душу мужского пола по данным VII ревизии (1816 г.). В свою очередь, арендаторы башкирских земель из военно-служилого населения (мишари, тептяри) получили возможность закрепить за собой по 30 десятин на душу мужского пола. Припущенники-арендаторы из числа крестьян должны были обеспечиваться неотчуждаемыми земельными наделами по 15 десятин на душу мужского пола. После подобного распределения, угодья, не включенные в состав вышеуказанных личных наделов различных категорий населения, оставались в общей собственности соответствующей группы башкир-вотчинников [4, с. 232]. Последний тип угодий башкиры могли продать или

сдать в аренду. Принципиальным нововведением была возможность свободы землепользования на этих угодьях, которое могло быть общинного либо частного типа [5, с. 134]. Таким образом, значительная часть жителей края была отнесена к крестьянскому сословию, но при этом для башкир были сохранены полномочия собственников в виде вотчинного права на их земли.

Тем не менее, данный нормативный акт полностью не затронул ряд проблем, связанных с колонизацией края. Для разрешения данного вопроса власти опубликовали новый законодательный акт от 10 февраля 1869 г., который стал правовой основой для Специального межевания башкирских угодий. Межевые дачи могли быть, как многоземельными, так и малоземельными. К первой группе относились дачи, где угодьями обеспечивались башкиры-вотчинники из расчета по 40 десятин на душу мужского пола по сведениям 7-й ревизии (1816). Для бывших военных припущенников (мишарей, тептярей, бобылей) следовало передать по 30 десятин, для гражданских припущенников из числа многонационального крестьянства - по 15 десятин на душу мужского пола по 7-й ревизии. Малоземельными считались дачи, где вотчинники имели возможность быть обеспечены наделом земли по 40 десятин на душу мужского пола, но для при-пущенников уже не было возможности для соответствующего обеспечения землёй. В случае возникновения чересполосицы допускался взаимный обмен земельными угодьями, либо при необходимости заинтересованная сторона могла получить денежную компенсацию от владельцев большого земельного массива.

Реализация указа от 10 февраля 1869 г. означала привнесение нового импульса переселенческому процессу на земли башкир, т.к. началась распродажа части башкирских земель. Следует отметить, что ряд договоров заключался по заведомо низким ценам. Действия властей по перераспределению территорий способствовали росту напряженности среди населения. В результате, правительство принимает решение об усилении контроля за заключением земельных сделок в крае.

Первоначально предполагалось, что указ от 10 февраля 1869 г. будет заключительным актом по окончательному упорядочению вопросов, связанных с башкирским землевладением. Однако развернувшаяся с 60-х гг. XIX в. колонизация края серьезно повлияла на процесс реализации

указа. В связи с этим были предприняты попытки по ускорению реализации данного законодательного акта. В частности, все документы относительно башкирского землевладения с 1869 г. были переданы из Башкирской межевой комиссии в губернские и уездные присутствия по крестьянским делам [6, с. 7-8]. Верховный надзор над землеустройством в башкирских дачах стало исполнять Министерство внутренних дел. При размежевании ключевую роль стали играть мировые посредники из дворян. Они разрабатывали содержание соответствующих актов на владение землей для вотчинников и припущенников. В дальнейшем осуществлялось предварительное измерение участков для каждой группы населения при помощи землемеров из губернского присутствия, либо частных землемеров. Мировые посредники и члены уездных присутствий по крестьянским делам должны были присутствовать при исполнении этих работ. Однако в действительности во многих случаях нарезки земли осуществлялись только лишь самими землемерами. Все это способствовало тому, «что межевщики нередко допускали произвол, что способствовало появлению большого количества споров, а затем и жалоб. В итоге, периодически землемеры были вынуждены проводить повторные межевания земель» [6, с. 7-8]. Отсутствие должного контроля способствовало злоупотреблениям среди членов уездных присутствий по крестьянским делам при работе с расчетами относительно земельного обеспечения той или иной группы населения. Все это приводило к тому, что зачастую качество измерений, их фиксация в актах была низкой и периодически приходилось изменять границы угодий для вотчинников и их припу-щенников.

С начала 70-х гг. XIX в. колонизация края приобретает новый импульс. Инициатором этой активности являлось правительство. Так, в положении комитета министров Российской империи от 4 июня 1871 г. говорилось о потребности «оживления края и усиления в нем русского влияния». Фактически данный тезис открыл дорогу для наделения участками за счет казенных угодий чиновников, поселение «которых представлялось полезным для края» [7, с. 150-151].

Следует отметить, что активность в организации переселенческого движения исходила также от дворян и купцов. При этом государственные учреждения достаточно часто легализовыва-ли многие сделки, а также не обращали внимания

на присвоение частными лицами угодий из фонда башкирских дач по заведомо низким ценам. Таким образом, можно сделать вывод о том, что как частные лица, так и представители уфимской губернской администрации имели общие интересы по данному вопросу. При этом достаточно часто чиновники были фактическими руководителями процесса купли-продажи земли.

Итак, с 70-х гг. XIX в. происходило фактическое присвоение башкирских земель под видом «купли-продажи» в пользу частных лиц. Несоблюдение существовавших царских законов, особенно в 70-х гг. XIX в., вызывали негативную реакцию со стороны башкир-вотчинников. Коренное население края было вынуждено сопротивляться земельным измерениям, организованным представителями государства. Одной из форм борьбы стал саботаж башкир против межевых работ. В частности, башкиры препятствовали формированию фонда так называемых «запасных земель», которые первоначально предназначались для малоземельных припущен-ников. Так же, башкиры-вотчинники не признавали владельческих прав новых собственников земельных угодий. Кроме того, в последующее время сопротивление башкир осуществлялось в виде погромов дворянских имений, которые организовывались на отчужденных от башкир землях, а также в виде потравы посевов, захвата пахотных, сенокосных угодий, вырубки леса.

С 9 мая 1878 г. правительство изменило порядок продажи башкирских земель. Отныне подчеркивалась легитимность сделок только в тех дачах, где было завершено размежевание башкир с припущенниками и обеспечивалось предоставление вотчинникам по 15 десятин удобной земли на душу мужского пола по сведениям Х ревизии (1859). Здесь основным документом является решение (приговор) жителей группы волостей, которым принадлежит земля. В тех случаях, когда земельный участок был во владении жителей одной волости, то решение об отчуждении утверждалось на волостном сходе [8].

Данный нормативный акт следовало реали-зовывать под контролем оренбургского генерал-губернатора. Документация о купле-продаже башкирских земель, где фиксировались нарушения законодательства, подлежала аннулированию. В то же время следовало учитывать десятилетний срок давности с момента совершения сделки, что означало официальное признание

новых границ и владельцев. Принятием указа от 9 мая 1878 г. правительство стремилось регулировать масштабы и процесс освоения края путем аннулирования заведомо незаконных сделок и установления регламентированных правил по продаже башкирских угодий.

В последующем были изданы ряд дополнительных актов, которые конкретизировали содержание вышеперечисленных указов. В правилах от 4 августа 1878 г. вновь была подтверждена возможность выдела земли в частную собственность для состоятельных домовладельцев. Этот процесс полностью финансировался и осуществлялся за счет будущих владельцев соответствующего участка. Реализация данного действия допускалась на основе решения жителей сельского общества - коллективного владельца общинной земли. Большое значение придавалось организации освидетельствования состояния участка со стороны местной администрации в виде сотрудников волостного правления, члена уездного присутствия по крестьянским делам. После этого следовало представлять порядок раздела угодий на утверждение оренбургским генерал-губернатором [9].

Процесс перераспределения земельных угодий стал вызывать обеспокоенность и у царских властей, которые откорректировали свою позицию. Об этом говорит принятие царского указа от 15 июня 1882 г. Согласно этому акту, башкирские земли могли покупать только представители государственных учреждений или коллективы крестьянских общин.

Как видно, земельные акты 60-70-х гг. XIX в. носили неоднозначный характер. С одной стороны, они показывали стремление государства сохранить земельные ресурсы за башкирами, защитить их от возможных незаконных манипуляций со стороны различных покупателей. С другой стороны, уменьшение площади душевых наделов с 40 до 15 десятин показывало стремление правительства установить контроль над частью башкирского земельного фонда под видом свободных участков. Однако дальнейшие действия властей показали, что установление жесткого контроля за земельными сделками предполагалось преимущественно для более рационального размещения здесь переселенцев. Об этом свидетельствует увеличение масштабов колонизации на территории края в последующие годы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Полное собрание законов Российской Империи. Собрание Первое. Т. 17. № 12659. СПб: Тип. II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1830. 1135 с.

2. Свод законов Российской империи. Т. 10. Ч. 2. СПб: Тип. II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1857. 525 с.

3. Акманов А.И., Зайтунов Р.Б., Даутов А.А. Этапы межеваний земель в Башкортостане в XIX -начале XX века: законодательство и практика // Проблемы востоковедения. 2019. № 3 (85). С. 20-26.

4. Семенов-Тян-Шанский П. Географическо-статистический словарь Российской империи. Т. 1. СПб: Тип. В. Безобразова и Комп., 1863. 727 с.

5. Ремезов Н.В. Быль в сказочной стране. Уфа: Башкирское книжное изд-во, 1986. 190 с.

6. Шпицер С.М. Из прошлого башкирского народа. Уфа: Башкнига, 1929. 33 с.

7. Очерки по истории Башкирской АССР. Т. 1. Ч. 2. Уфа: Башкирское книжное изд-во, 1959. 539 с.

8. Полное собрание законов Российской Империи. Собрание Второе. Т. 53. Ч. 1. № 58487. СПб: Тип. II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1880. 465 с.

9. Сборник законов, распоряжений и сведений для руководства межевых комиссий, их членов и землемеров при размежевании башкирских дач / сост. Рудин С.Д. СПб: изд. М-ва юст. по упр. Межевой частью, 1899. 180 с.

REFERENCES

1. Polnoe sobranie zakonov Rossiyskoy Imperii. Sobranie Pervoe [Complete collection of laws of the Russian Empire. First collection]. Vol. 17. No. 12659. St. Petersburg: Tipografiya II Otdeleniya Sobstvennoy Ego Imperatorskogo Velichestva Kantselyarii, 1830. 1135 p. (in Russ.).

2. Svod zakonov Rossiyskoy imperii [Corpus of laws of the Russian Empire]. Vol. 10. Part 2.

St. Petersburg: Tipografiya II Otdeleniya Sobstvennoy Ego Imperatorskogo Velichestva Kantselyarii, 1857. 525 p. (in Russ.).

3. Akmanov, A.I., Zaitunov, R.B., Dautov, A.A. Etapy mezhevaniy zemel v Bashkortostane v XIX - nachale XX veka: zakonodatelstvo i praktika [Stages of land surveying in Bashkortostan in the 19th and early 20th centuries: Legislation and practice]. Problemy vostokovedeniya - Problems of Oriental Studies, 2019, no. 3 (85), pp. 20-26. (in Russ.).

4. Semenov-Tyan-Shansky, P. Geografichesko-statisticheskiy slovar Rossiyskoy imperii [Geographical and statistical dictionary of the Russian Empire]. Vol. 1. St. Petersburg: Tipografiya Bezobrazova i kompanii, 1863. 727 p. (in Russ.).

5. Remezov, N.V. Byl v skazochnoy strane [The true story in the fairyland]. Ufa: Bashkir book publishing house, 1986. 190 p. (in Russ.).

6. Shpitser, S.M. Iz proshlogo bashkirskogo naroda [From the past of the Bashkir people]. Ufa: Bashkniga, Press, 1929. 33 p. (in Russ.).

7. Ocherki po istorii Bashkirskoy ASSR [Essays on the history of the Bashkir Autonomous Soviet Socialist Republic]. Vol 1. Part 2. Ufa: Bashkir book publishing house, 1959. 539 p. (in Russ.).

8. Polnoe sobranie zakonov Rossiyskoy Imperii. Sobranie Vtoroe [Complete collection of laws of the Russian Empire. Second collection]. Vol. 53. Part 1. No. 58487. St. Petersburg: Tipografiya II Otdeleniya Sobstvennoy Ego Imperatorskogo Velichestva Kantselyarii, 1880. 465 p. (in Russ.).

9. Sbornik zakonov, rasporyazheniy i svedeniy dlya rukovodstva mezhevykh komissiy, ikh chlenov i zemlemerov pri razmezhevanii bashkirskikh dach [The collection of laws, orders and data for the management of the land surveying commissions, their members and land surveyors at the demarcation of the Bashkir land plots]. Rudin S.D. (ed.). St. Petersburg: izdatelstvo Ministerstva yustitsii po upravleniyu mezhevoy chastyu, 1899. 180 p. (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.