Научная статья на тему 'Правовое обеспечение экономической безопасности Российской Федерации в пограничном пространстве'

Правовое обеспечение экономической безопасности Российской Федерации в пограничном пространстве Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1575
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Булашов С.Н.

Страна, не обладающая суверенитетом, является колонией, частью другого суверенного государства и отчуждение суверенитета влечет за собой прекращение государственности. Чтобы этого не произошло, суверенитет должен быть подкреплен политической, экономической и правовой безопасностью. Конституционно-правовой режим государственной границы и пограничная безопасность соотносятся как цель и средство ее достижения. Базовым критерием обеспечения национальной безопасности любого государства является уровень развития его экономики. Например, сущность экономической безопасности можно определить как состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечиваются гарантированная защита национальных интересов, социальная направленность политики, достаточный оборонный потенциал даже при неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов. Иными словами, экономическая безопасность это не только защищенность национальных интересов, но и готовность, способность институтов власти создавать механизмы реализации и защиты национальных интересов развития отечественной экономики, а также поддержание социально-политической стабильности общества. Поэтому в структуре пограничной безопасности в статье рассматривается, прежде всего, экономическая и политическая безопасность России в пограничном пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовое обеспечение экономической безопасности Российской Федерации в пограничном пространстве»

ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕчЕнИЕ

экономической безопасности российской федерации в пограничном пространстве*

с.н. булашов,

кандидат юридических наук, доцент

Наряду с такими важнейшими характерными чертами системы, как целостность, наличие ядра, наличие элементного состава, взаимосвязей между элементами, структуры и функций, одним из важнейших признаков является наличие цели, ради которой эта система формируется. Цель должна служить ориентиром, заставляющим власть из множества возможных решений принимать только те, которые направлены на ее реализацию. В ст. 1 Закона Российской Федерации от 5 марта 1992 г. № 2446-1 «О безопасности» понятие «безопасность» определяется как «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз».

Таким образом, состояние безопасности присутствует тогда, когда в полной мере обеспечиваются национальные интересы. Причем национальные интересы по вполне понятным причинам в разные исторические периоды становления государств изменяются, не представляют собой раз и навсегда определенную данность. Интерес — это осознанная потребность. Сердцевину национальных интересов составляют осознанные обществом и государством жизненно важные потребности личности, общества и государства. Сегодня для России, где 30 миллионов россиян находятся на грани физического выживания, среди иных видов важнейшую роль стала играть экономическая безопасность.

Вопросам реализации экономических интересов в деятельности органов государственной власти в нынешних условиях должно уделяться основное внимание. «Основы пограничной политики», определив дефиницию «пограничная безопасность», не вполне обоснованно ограничили

*Окончание. Начало см. в журнале «Национальные интересы: приоритеты и безопасность» № 2 (5) за 2006 г.

ее безопасностью личности, общества и государства в пограничном пространстве. На практике это приводит к недооценке пограничной безопасности во всех сферах ее обеспечения. В современных условиях роль пограничной безопасности в укреплении национальной, и особенно экономической безопасности, значительно шире, и к тому же не ограничивается тем пограничным пространством, контуры которого обозначены в Основах пограничной политики. Это требует выделения экономических интересов России в качестве стратегических ориентиров формирования конституционно-правового режима границы на нынешнем этапе ее исторического пути, ведет к осознанию изменения роли пограничной безопасности в структуре национальной безопасности. В Основах пограничной политики об этом не говорится. Потребности, интересы личности, общества и государства (национальные интересы) должны входить важнейшей составной частью в механизм конституционно-правового режима государственной границы, определять его направленность.

Реализация стратегии различных аспектов национальной безопасности Российской Федерации требует адекватных мер со стороны государства. У каждого государства в процессе исторического развития возникают проблемы, от успешного разрешения которых в той или иной степени зависит его будущее. В таких условиях власть обязана производить мобилизацию всех ресурсов для разрешения появляющихся проблем. Экономическая безопасность России в нынешних условиях приобрела решающее значение для обеспечения государственной и общественной безопасности.

Концепция безопасности в российском государстве должна быть синтезом государственной и общественной безопасности. В итоге безопасность становится универсальной системой взаим-

- 37

ной защиты прав и интересов личности, общества и государства. При этом если брать за основу конституционное положение о том, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, определяющими смысл и направленность деятельности органов власти, то государственная безопасность выступает средством, а общественная безопасность — целью защиты жизненно важных интересов граждан.

Конституция Российской Федерации называет жизненно важные интересы России в пограничном пространстве: суверенитет, целостность государственной территории, суверенитет России над территориальным морем, воздушным пространством, исключительной экономической зоной и континентальным шельфом Российской Федерации и другие.

Однако необходимо иметь в виду следующее

— в нынешних условиях угроза прямого военного нападения не исключена, однако остро она не стоит. Традиционные представления о ведении войн исключительно посредством применения оружия меняются. Тех же целей можно добиться посредством ведения экономической и информационной войн. Именно такие войны сегодня ведутся против России и Белоруссии. Жертвой таких войн стал в значительной степени и Советский Союз. СССР превратился в огромный испытательный полигон, где оттачивались формы и методы ведения экономической войны. Классическим образцом разрушения советской экономики может служить американская стратегическая оборонная инициатива. Сегодня эта стратегия продолжается уже по отношению к России. Создаются новые невоенные, экономические средства ведения экономических боев, такие как: «информационный удар», «подрыв финансовой стабильности», «ресурсный голод» и др. И линия фронта в этой экономической войне проходит именно через государственную границу. Здесь происходит обескровливание национальной экономики посредством контрабандного вывоза национальных ресурсов. Здесь осуществляется ввоз наркотических средств, недоброкачественных продуктов питания и др. Еще пример

— очень эффективно осуществляет экономическую экспансию и политику разрушения перерабатывающих заводов в Сибири (свинцового концентрата, в частности)1 Китай, постепенно превращая этот регион в свой сырьевой придаток.

В российско-китайских отношениях остается немало неразрешенных проблем. В Китае

ускоренными темпами ведутся работы по созданию и обустройству свободных экономических зон (СЭЗ) на границе с Россией в районах городов Маньчжурия, Хэйха, Фуюань, Суйфыньхэ, Хунгунь. Наряду с созданием СЭЗ китайской стороной на правительственном уровне прорабатываются вопросы об образовании на территории России этнических районов компактного проживания выходцев из Китая, насыщения российского рынка китайской рабочей силой. Серьезные опасения начинает вызывать экономическая экспансия Китая, особенно в приграничных районах Сибири и Дальнего Востока. Дело в том, что даже не обладая собственными ресурсами, КНР усиленно развивает на своей территории обрабатывающие производства, эта деятельность дотируется государством. В результате перерабатывающие заводы имеют возможность покупать сырье по более высоким ценам, чем такие же предприятия по российскую сторону границы, а продавать — дешевле. В результате российские перерабатывающие заводы вынуждены останавливаться, а китайцы начинают диктовать цены на закупаемое ими сырье. Все гениальное просто. В этом просматривается государственная политика КНР. В 1984 г. КНР приняла доктрину, которая различает государственные границы и стратеги-ческие2. Согласно этой доктрине государственная граница незыблема, а стратегическая граница простирается далеко за ее пределы. Думаю, что проблема возможности потери российских территорий за Уралом и превращения этих районов в сырьевой придаток соседнего государства еще не до конца осознана российским обществом. В будущем это закономерно приведет к появлению конфликтных ситуаций на государственной границе Российской Федерации, к ослаблению ее конституционно-правового режима.

В России на самом высоком уровне поставлена задача «интеграции в мировое сообщество». Но в каком же качестве? Надо очень скрупулезно просчитать все плюсы и минусы такой интеграции. Пока не будет полной ясности, следует замедлить темпы такой интеграции. И важнейшим барьером на пути непродуманных действий должна стать государственная граница, ее конституционно-правовой режим. Именно здесь, как в фокусе, оказалась сконцентрированной вся сумма угроз безопасности России.

Власть должна переосмыслить спектр угроз. Все интеллектуальные, экономические, военные

1 В. Никифорук. Великая китайская труба.// Российская газета. 30 ноября 2005 г.

38 -

2 Д.Макаров. Задушит ли Китай Россию в объятиях? // Аргументы и факты. № 38. 2005.

возможности для этого у нас пока еще есть! В настоящее время, увы, Россия в результате отсутствия продуманной национальной экономической политики выступает в скрытой, косвенной форме в качестве донора наиболее развитых стран мира, прежде всего США, способствует финансированию их Вооруженных Сил, все больше и больше ослабляясвои. Размещая Стабилизационныйфонд за рубежом, инвестируем тем самым экономику США! И это при заверениях, что очередного дефолта не будет. Зачем же создавать столь мощный финансовый амортизатор при отсутствии угрозы дефолта? Тем более что ни Стабилизационный фонд может укрепить Россию, а лишь развитие экономики, которая задыхается от отсутствия инвестиций. Особенно непонятны действия Правительства РФ в связи с тем, что одновременно с созданием Стабилизационного фонда берутся зарубежные кредиты. Где же логика?

В концепции Национальной безопасности Российской Федерации определено, что «национальные интересы России в пограничной сфере заключаются в создании политических, правовых, организационных и других условий для обеспечения надежной охраны государственной границы Российской Федерации, в соблюдении установленных законодательством Российской Федерации порядка и правил осуществления экономических и иных видов деятельности в пограничном пространстве Российской Федерации». Там же установлено, что «угрозы национальной безопасности и интересам Российской Федерации в пограничной сфере обусловлены:

экономической, демографической и культурно-религиозной экспансией сопредельных государств на российскую территорию;

активизацией деятельности трансграничной организованной преступности, а также зарубежных террористических организаций...».

Недостаточно четкие, расплывчатые, без расстановки акцентов предложения, не позволяющие выделить главное!

Теснейшим образом связана с экономической безопасностью и зависит от нее безопасность политическая. Известный ученый В. Кузнецов дает такое определение политической безопасности: «совокупность мер по выявлению, предупреждению и устранению тех факторов, которые могут нанести ущерб политическим интересам страны, народа, общества, граждан, обусловить политический регресс и даже политическую гибель государства, а также превратить политику из созидательно-конструктивной в разрушительную

силу страны; защита политических целей, идеалов, ценностей, интересов страны, народа, общества, граждан; сохранение существующего конституционного строя, политической и социальной стабильности».3 По смыслу закона, безопасность — это не совокупность мер, а состояние защищенности в контексте рассматриваемой проблемы, политических институтов.

В условиях мировых геополитических реалий XXI века, для сохранения российской государственности, обеспечения безопасности и территориальной целостности современной России исключительно велика роль внутриполитических процессов, позиция руководства страны в их регулировании. Это обусловливает значение власти, ее авторитета, уровня воздействия на все стороны жизни народа, в том числе на обеспечение безопасности страны.

Обеспечение безопасности страны связано прежде всего с укреплением политической безопасности и стабильности России. Это обеспечивается посредством нормативно-правового закрепления таких политических отношений, форм власти, механизмов государственного управления, способов деятельности, выдвижения во власть политических лидеров и сил, которые обеспечили бы наиболее эффективное решение проблем преодоления кризиса, последующего устойчивого развития страны и укрепления ее суверенитета.

Политическая система — как сложный, динамичный механизм, она должна выражать интересы различных социальных групп, обеспечивать управление делами всего общества. Основным назначением этого многомерного образования является обеспечение целостности, единства действий людей в политике, взаимосвязь граждан и государства. Осуществляемый государством надзор и контроль за деятельностью политической системы общества проводится в целях охраны прав и свобод граждан, иных лиц, а также выявления и пресечения нарушений действующего законодательства.

Политическая система России в значительной мере определяется принятой в 1993 г. Конституцией РФ. Конституция провозглашает Россию демократическим федеративным правовым социальным государством с республиканской формой правления. Единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Важно подчеркнуть, что политическая система РФ строится не по национальному

3 Кузнецов В. Социология безопасности. Программа учебного

курса.// Безопасность Евразии, №3(9), 2002.

признаку, а с учетом наличия в России многонационального населения, проживающего в основном по периметру российских границ. Федеральная российская политическая система выражает волю и интересы всех народов, проживающих на территории РФ.4

Существенным элементом российской политической системы является наличие в ее составе различных политических партий, общественно-политических движений, избирательных политических блоков и союзов. Конституция России провозглашает политическое многообразие и многопартийность.

Ядром политической системы Российской Федерации выступает само государство. Оно призвано быть не только самостоятельным субъектом политических отношений, выполнять возложенные на него задачи по управлению делами общества, но и создавать необходимые условия для реального обеспечения конституционных принципов организации и деятельности политической системы, реального действия политических прав и свобод граждан России.

Государство обладает монопольным правом в рамках контролируемой им территории на осуществление от имени всего общества внутренней и внешней политики, издание законов, нормативных актов, обязательных для всего населения, взимания налогов, различных платежей, право контроля за соблюдением законов и правовых норм вплоть до применения или угрозы применения физического принуждения. И для этого государство обладает системой органов. В пограничном пространстве в настоящее время функционируют с той или иной степенью активности 18 министерств и ведомств.

Материально-природной основой политического сообщества является территория, в соединении с государством она превращается в социально-политическое пространство. Социальное в том смысле, что составляет среду для жизнедеятельности данного сообщества. Политическое — в смысле пространственных границ действия государственной власти.

В целом под политическими опасностями понимаются социальные явления, процессы и действия, которые способны подорвать власть и правовой порядок в стране, вызвать хаос, междоусобицы и конфликты, потерю национальной независимости, ослабить и разрушить государство, лишить граждан политических прав и свобод,

свести на нет возможности народа, общества, оппозиции воздействовать на власть. Как показывает опыт последних десятилетий, эти опасности в своем большинстве сконцентрировались и проявляются именно в пограничном пространстве.

По мнению ряда ученых, наблюдающих за политической жизнью в современной России, суть переживаемого Россией кризиса власти включает в себя:

1) превращение государственных институтов в нечто самодовлеющее, оторванное от общества, нацеленное на самосохранение и тем самым обреченное на постоянную борьбу со своим народом;

2) неумение и нежелание властных структур не только ограничивать себя в пользу общества, но даже признавать его право на свободное развитие;

3) полное нежелание государства предоставить право общественного контроля над собой, более того, абсолютная убежденность власти в своем праве (и даже долге) самому держать общество под постоянным жестким контролем;

4) подмена интересов народа и страны корпоративными интересами правящих политических и экономических элит.5

Особенно все это характерно для пограничного пространства России.

Для успешности усилий практически по всем направлениям, о которых шла речь выше, требуются серьезные, ответственные политические решения. По мнению некоторых политиков, главная проблема здесь заключается в том, что политический механизм в нашем государстве в его нынешнем виде не исполняет своей основной роли — создания и поддержания социально ориентированной, преследующей достижение общественных целей системы управления страной.

Политические институты недостаточно эффективно выполняют возложенные на них общественные функции. Правительство осуществляет в пограничном пространстве деятельность, часто непонятную обществу, не воспринимаемую им. Законодатели могут, конечно, критиковать правительство, могут даже давать ему советы, но повлиять на его действия, не говоря уже о его персональном составе, практически не в состоянии.

Законодательная деятельность Федерального собрания также имеет свою специфику. Поскольку значительная часть проектов законодательных

4 Под ред. В.И. Жукова, Б.И. Краснова. Общая и прикладная политология // Уч.пособие. М., МГСУ. 1997.

5 М.И. Дзлиев, А.Д. Урсул. Основы обеспечения безопасности России.//ЗАО «Издательство «Экономика». 2003.

актов носит либо частный, либо формальный характер, обсуждение законопроектов в парламенте и внесение в них поправок слабо сказываются на реальном состоянии дел в обществе6.

Отношение к единству и целостности современной России должно быть основано на осознании властью своей ответственности перед нынешним и будущим поколениями многонационального народа нашей страны.

Российское общество находится в одном из самых глубоких социально-политических кризисов в своей истории. Уровень недоверия россиян к ходу радикально-модернизационных реформ не снижается. Это касается в полной мере пограничного пространства. Например, совершенно непонятными являются предложения Минэкономразвития России о ликвидации на государственной границе фитосанитарных пунктов.

При этом если до 1991 г. ключ к пониманию событий в стране находился в сфере политических отношений, то сейчас он неизбежно сместился в

6 Г. Явлинский. Какую экономику и какое общество мы собираемся построить и как этого добиться // Вопросы экономики. 2004. № 4. С. 22-23.

узел социально-экономических и межнациональных отношений, которые особенно сильны в пограничном пространстве. Центр тяжести многих вопросов, которые предстоит решать, находится именно здесь, в том числе вопросы обеспечения национальной безопасности России.

Государственные органы и структуры по мере возможности пытаются обеспечить национальную безопасность всеми имеющимися в их распоряжении средствами — политическими, экономическими, правовыми, организационными, но судя по результатам последних реформ, это у них мало получается. Общество все больше приходит к выводу о неспособности власти самостоятельно встать на позиции защиты большинства своих граждан, однако действенный механизм влияния на власть не создан. В этих условиях необходимым является срочное принятие закона, обеспечивающего реализацию принципа народного суверенитета. В противном случае есть риск, что обстановка может выйти из-под контроля и начнет развиваться по тбилисско-украинско-кир-гизскому сценариям...

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.