ВЛИЯНИЕ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОГО РЕЖИМА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЕ*
С.Н. БУЛАШОВ,
кандидат юридических наук, доцент
Правовой режим границы сегодня прежде всего зависит от деятельности высших органов государственной власти, имеющих выход на государственную границу, в правотворческой, правоис-полнительной и правообеспечительной сферах.
Конституция Российской Федерации выводит вопросы статуса и защиты Государственной границы Российской Федерации в ранг приоритетных, закрепляя в ст. 106 положение о том, что они подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации после их принятия Государственной Думой. Конституция Российской Федерации поломала не соответствующее принципам правового государства положение, при котором целые блоки отношений в сфере охраны государственной границы оставались вне внимания законодательства, а регламентировались ведомственными нормативными актами КГБ СССР.
Правовое положение государственной границы Российской Федерации определяется прежде всего конституционными нормами. В Конституции Российской Федерации регулирование различных вопросов, связанных с проблемами государственной границы, предусмотрено ст. 1, 3—5, 8, 9, 67, 68, 71, 131 и др. В соответствии с этими статьями можно выделить ряд конституционных принципов правового регулирования (режима) государственной границы. Среди них:
1) суверенитет Российской Федерации над всей ее территорией (ст. 4, 71). Согласно ст. 71 Конституции, федеративное устройство и территория Российской Федерации находятся в ведении Российской Федерации, а ч. 1 ст. 4 определила: «Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию»;
2) целостность государственной территории (ст. 1,3, 67);
'Статья впервые была опубликована в журнале «Финансы и Кредит» № 4 (142) за 2004 год.
3) верховенство на всей территории Российской Федерации в рамках государственной границы Конституции России и федеральных законов (ст. 67);
4) прямое действие Конституции Российской Федерации на всей территории Федерации в рамках государственной границы (ст. 15). Важное значение для режима территории России имеет норма ст. 15 Конституции, в соответствии с которой Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Это означает, что Основной закон России является базой федерального законодательства и законодательства субъектов федерации, что его нормы не могут быть изменены какими-либо законами и действуют на всей территории Российской Федерации непосредственно;
5) конституционное закрепление порядка изменения внешних границ государства (ст. 67, 71, 131). Регулирование вопросов территории находится непосредственно в ведении Российской Федерации (п. «б» ст. 71). Только Российская Федерация вправе определять статус и осуществлять защиту государственной границы, территориального моря, воздушного пространства (п. «н» ст. 71). Порядок изменения внешних границ России Конституцией не определен. Однако, принимая 12 июня 1990 г. Декларацию «О государственном суверенитете РСФСР», I Съезд народных депутатов РСФСР в п. 8 зафиксировал: «Территория РСФСР не можетбыть изменена без волеизъявления народа, выраженного путем референдума»1;
6) единство правового режима территории Российской Федерации в вопросах экономики: единство экономического пространства в рамках государственной границы (ст. 8), свободного перемеще-
1 Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1990. № 2. Ст. 22.
ния товаров, услуг и финансовых средств на всей территории, поддержки конкуренции и свободы экономической деятельности (ст. 8).
Сегодня можно говорить о формировании нового комплексного правового института - конституционно-правового режима государственной границы Российской Федерации. Конституцион-но-правовой режим государственной границы Российской Федерации имеет сложную структуру, включающую следующие группы норм и правил:
* группа конституционных норм, определяющих основы правового режима защиты государственной границы;
* общепринятые нормы и принципы международного права, нормы Закона о Государственной границе, других федеральных законов, регулирующих деятельность субъектов правоотношений на государственной границе, законов и иных правовых актов субъектов Российской Федерации;
* правила, регулирующие режим государственной границы, пограничный режим и режим в пунктах пропуска через государственную границу;
* разнообразная совокупность юридического инструментария, обеспечивающего претворение в жизнь предписаний правовых норм (акты реализации прав и обязанностей, меры юридической ответственности, контроля и др.);
* правовой механизм финансового обеспечения функционирования конституционно - правового режима.
Введение в научный оборот категории «конституционно-правовой режим государственной границы» дает возможность анализировать не только собственно законодательство о границе, но и практику его применения, акты применения норм права, юридическую ответственность в случае их нарушения, своевременно вносить корректировки в законы, отказываясь от «неработающих норм» и совершенствуя юридические институты. При таком широком подходе должны быть приняты во внимание не только конституционные нормы, определяющие дух и букву законов и иных нормативных актов, регулирующих отношения на границе, но и такие факторы, как правовая культура пограничников, лицтаможенной службы, степень уважения ими прав и свобод личности, правовые меры контроля за их деятельностью.
В соответствии с пунктом «н» ст. 71 Конституции Российской Федерации «определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа
42 -
Российской Федерации» находится в исключительном ведении Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации, Закон Российской Федерации «О государственной границе Российской Федерации» четко определили, что пограничная политика является выражением суверенной воли российского народа, реализуемой государственными органами. В соответствии с Законом Российской Федерации «О безопасности» основным субъектом обеспечения безопасности является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей. Статья 12 названного Закона Росси йской Федераци и вкл ючает войска и ор-ганы Пограничной службы Российской Федерации в состав сил обеспечения безопасности.
В соответствии с Основами пограничной политики, утвержденными Б.Н. Ельциным 5октября 1996г., основными субъектами пограничной политики Российской Федерации являются федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, общественные объединения, организации и граждане.
Президент России в сфере государственной пограничной политики в установленном Конституцией Российской Федерации порядке наделен такими важными полномочиями, как принятие мер по охране и защите суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти. Он определяет основные направления внутренней и внешней политики, ведет переговоры и подписывает международные договоры. Используя предоставленную ему Конституцией Российской Федерации законодательную инициативу, Президент России вносил в Государственную Думу законопроект «Об изменениях и дополнениях в Закон Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации». В аппарате Президента Российской Федерации готовятся и другие решения по пограничным вопросам. Президент Российской Федерации формирует и возглавляет Совет безопасности Российской Федерации, статус которого определяется федеральными законами. Кроме того. Президент издает указы и распоряжения по пограничным вопросам.
Так, например, в соответствии с Указом2 была создана новая организационно-управленческая
" Указ Президента Российской Федерации "О создании Федеральной пограничной службы - Главного командования Пограничных войск Российской Федерации" от 30.12.1994 №2245 //Российская газета 1994, 6 января.
структура Пограничных войск - ФПС - Главное командование пограничных войск Российской Федерации. В марте 2003 г. Указом Президента Федеральная пограничная служба была упразднена. Важными являются и такие конституционные полномочия президента, как право награждения государственнымй наградами, присвоение почетных званий Российской Федерации, высших воинских и специальных званий.
К ведению Государственной Думы отнесена законодательная деятельность, контроль за исполнительной властью, в том числе и в пограничном пространстве. Государственная Дума, принимая Федеральный закон «О государственном бюджете», выделяет финансовые средства на обеспечение национальной безопасности, содержание и обустройство государственной границы.
К ведению Совета Федерации, согласно Конституции Российской Федерации, кроме законодательной деятельности, отнесено решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории России. В соответствии с международными договорами и соглашениями группы пограничных войск Российской Федерации дислоцируются на территориях ряда государств Содружества. Эти договоры и соглашения вносилисьдля ратификации в Федеральное собрание. Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат и принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации, статуса и защиты государственной Границы Российской Федерации, войны и мира.
Исключительно важными полномочиями наделено Правительство Российской Федерации. Оно обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной экономической политики, включая и пограничную политику, осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации, разрабатывает и представляет Государственной Думе бюджет, обеспечивает его выполнение.
Совет безопасности Российской Федерации - ведет работу по упреждающему выявлению и оценке угроз национальной безопасности Российской Федерации, готовит для Президента Российской Федерации проекты оперативных решений по их предотвращению, разрабатывает предложения в области обеспечения национальной безопасности страны, предложения по уточнению отдельных
положений Концепции национальной безопасности Российской Федерации, координирует деятельность сил и органов обеспечения национальной безопасности, контролирует реализацию федеральными органами исполнительной власти и органами власти субъектов Российской Федерации решений в этой области.
Секретарь Совета безопасности Российской Федерации в ежегодных докладах Президенту Российской Федерации о международном и внутреннем положении Российской Федерации уточняет характер и масштабы угроз национальной безопасности страны, вносит предложения о формах и методах их предотвращения и нейтрализации.
Федеральные органы исполнительной власти - обеспечивают исполнение законодательства Российской Федерации, выполнение решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в области национальной безопасности Российской Федерации: в пределах своей компетенции разрабатывают нормативные правовые акты в этой области и представляют их Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации -взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти по исполнению законодательства Российской Федерации, выполнению решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в области национальной безопасности Российской Федерации. Занимаются совместно с федеральными органами исполнительной власти реализацией федеральных программ, планов и директив, издаваемых Верховным Главнокомандующим в области оборонной безопасности Российской Федерации. Совместно с органами местного самоуправления проводят мероприятия по привлечению граждан, общественных объединений и иных организаций к оказанию содействия в решении проблем национальной безопасности.
В соответствии с Основами пограничной политики одним из субъектов пограничной политики является гражданин. В Указе Президента среди других субъектов ему определено последнее место. Это же место фактически он и занимает. Граждане в полном соответствии с провозглашенным в Основах конституционного строя принципом народного суверенитета (через гражданское общество) должны играть решающую роль в государственных делах, в том числе и в формировании конституционно-правового режима государственной границы. И в Указе в перечне субъектов они должны стоять на
- 43
первом месте. Такое юридическое признание было бы одним из важных шагов государства на пути формирования гражданского общества, без которого, как показывает практика государственного строительства в нашей стране, не реализуются общественные интересы. Но сформировать гражданское общество без поднятия материального уровня жизни населения невозможно: прежде всего, у человека должна быть пища, жилище, одежда. Сегодня значительная часть населения России борется за выживание и ей не до процессов, происходящих на государственной границе. Результатом такого неучастия является «бюрократический капитализм», воцарившийся, в том числе, и на государственной границе. Получается замкнутый круг: без продуманного, осмысленного конституционно-правового режима государственной границы невозможно поднять жизненный уровень граждан, без которого невозможно гражданское общество; и, в свою очередь, конституционно-правовой режим государственной границы не сформировать без развитого гражданского общества. Выход, с нашей точки зрения, сегодня находится в пограничном пространстве, в сформировании адекватного интересам общества конституционно-правового режима государственной границы.
Долгое время пограничная политика была как бы встроена в общую государственную политику и не представляла собой самостоятельной сферы. Указом Президента Российской Федерации от 2 марта 1995 г. N9 232 утверждено Положение о Федеральной пограничной службе Российской Федерации, в котором Федеральная пограничная служба Российской Федерации (ФПС России) рассматривалась как федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий реализацию государственной пограничной политики Российской Федерации в сфере защиты государственной границы, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации. Этот шаг, по нашему мнению, соответствовал требованиям времени, учитывал возросшие роль и значение конституционно-правового режима государственной границы в обеспечении национальной безопасности.
Недостатки в деятельности Федеральной пограничной службы были обусловлены, скорее, пороками системы организации органов государственной власти в целом. Поэтому упразднение Федеральной пограничной службы как самостоятельной государственной структуры является шагом, по нашему мнению, преждевременным.
С1 июля 2003г. Пограничная служба представляет собой структуру в составе ФСБ России. Это оформле-
44 -
но Указом Президента Российской Федерации от 11 марта 2003 г. № 308 «О мерах по совершенствованию государственного управления в области безопасности Российской Федерации». В нем сказано: «В целях совершенствования государственного управления в области безопасности Российской Федерации, в соответствии со статьями 80 и 112 Конституции Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. N9 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» постановляю: 1.С 1 июля 2003 г.:
а) упразднить Федеральную пограничную службу Российской Федерации и Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации;
б) передать Федеральной службе безопасности Российской Федерации функции упраздняемой Федеральной пограничной службы Российской Федерации.
Передать в состав федеральной службы безопасности пограничные войска, органы пограничной службы и организации упраздняемой Пограничной службы Российской Федерации.
Передать Федеральной службе безопасности Российской Федерации выделенные на содержание указанных войск, органов и организаций финансовые средства, здания, сооружения, материально-техническую базу и иное имущество.
В целях организации управления пограничными войсками и органами федеральной службы безопасности, осуществляющими защиту и охрану государственной границы Российской Федерации, создать в Федеральной службе безопасности Российской Федерации Пограничную службу, возглавляемую первым заместителем директора Федеральной службы безопасности Российской Федерации - руководителем Пограничной службы».
В Федеральный закон «О федеральной службе безопасности» Федеральным законом от 30.06.2003 № 86-ФЗ введена статья 11.1.- «Пограничная деятельность», где определено, что направлениями пограничной деятельности ФСБ являются:
защита и охрана Государственной границы Российской Федерации в целях недопущения противоправного изменения прохождения Государственной границы Российской Федерации, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима Государственной границы Российской Федерации, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации;
защита и охрана экономических и иных законных интересов Российской Федерации в пределах
приграничной территории, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации, а также охрана за пределами исключительной экономической зоны Российской Федерации запасов анадромных видов рыб, образующихся в реках Российской Федерации.
Безопасность* России в пограничном пространстве является составной частью национальной безопасности. На это прямо указывают Основы пограничной политики Российской Федерации, утвержденные Президентом Российской Федерации 5 октября 1996 г. N9 Пр-1987. Они выделяют в отдельную составную часть безопасности государства пограничную безопасность, которая представляет собой «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства в пограничном пространстве Российской Федерации». Считаем, что эта дефиниция значительно сужает роль и значение пограничной безопасности в обеспечении национальной безопасности России. Сегодня роль конституционно-правового режима государственной границы Российской Федерации в обеспечении национальной, и особенно экономической безопасности, значительно весомее, и не ограничивается только пограничным пространством. И это недооценивается как в теоретическом обосновании направлений концентрации усилий деятельности органов государственной власти, так и в практической их деятельности.
Важнейшей функцией государства является развитие экономики. Эта функция во времена СССР была, в основном, внутренней. Сегодня, по мере продолжающейся интеграции российской экономики в мировую экономическую систему, эта функция становится еще и внешней.
Изменения в функциях государства приводят к изменениям и в структуре государственного аппарата. Особенно зримо это наблюдается сегодня в государственных органах, сфера деятельности которых распространяется на государственную границу.
Думается, что в обозримом будущем экономическая функция государственной границы должна рассматриваться как постоянная, как основная. Экономическая функция государства - осуществление государством управленческого воздействия на экономическую сферу жизни общества.
Функция сотрудничества с другими государствами в различных сферах деятельности в условиях глобализации является объективно необходимой для современных государств. Мир обрел новое качество, в настоящее время невозможно, да и, в конечном счете, невыгодно проводить политику
самоизоляции. Согласование усилий в экономической, природоохранительной, правоохранительной, культурной и в других сферах деятельности соответствует интересам каждого государства. Понятно, что местом фокусирования взаимодействия является государственная граница. В связи с этим значительно возрастает значение правового регулирования многосторонней деятельности сотрудничества с другими странами.
Среди основных направлений межгосударственного сотрудничества следует выделить сотрудничество экономическое; сотрудничество в поддержании мира; сотрудничество в поддержании мирового правопорядка, в борьбе с международной преступностью; сотрудничество в природоохранительной деятельности; сотрудничество в сфере культуры, науки, образования; сотрудничество в решении демографической, сырьевой, энергетической проблем, в освоении космоса.
На сегодняшний день роль и значение государственной границы в регулировании экономических процессов недооцениваются на всех уровнях власти. Отсутствие понимания роли и значения границы ведет к шараханью в определении приоритетов, концепций, к всевозможным бесконечным реорганизациям госорганов, которые не привели, и при таком подходе не приведут, к положительным результатам. Речь, в частности, идет о пограничной службе, о ее выделении из КГБ, введении в состав ФСБ. Каков же должен быть подход?
Как правильно сказал Президент России В В. Путин в своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации, мы построили государственную систему, имя которой — «бюрократический капитализм», при котором «российская бюрократия оказалась плохо подготовленной к выработке и реализации решений, адекватных современным потребностям страны. И, наоборот, она неплохо приспособилась извлекать так называемую «административную ренту» из своего положения»3. Это напрямую касается и недостатков как юридического, так и фактического положения государственной границы.
Президент в Послании говорит о процессах, складывающихся как бы само собой. На самом деле этими процессами управляли узкокорыстные интересы. Сложилась, и не могла не сложиться, система формирования законодательства, обслуживающего не народ, и даже неэкономически господствующий
Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации// Российская газета ог 17 мая 2003 г.
- 45
класс, а узкую прослойку политиков и чиновников, которые, благодаря близости к власти, просто приватизируют куски бывшей социалистической собственности: отрасли, заводы, энергосистемы, газовые комплексы, природные ресурсы, министерства и т.д. Владтная верхушка брала куски побольше и не препятствовала развитию подобных процессов ниже себя по всей властной вертикали. Как в анекдоте: гаишник хотел бы приватизировать перекресток (что он фактически и сделал), а пограничник — кусок границы. Кстати, очень консервативный институт погранслужбы долго сопротивлялся проникновению этой ржавчины.
Начало этому процессу положило ядро системы права, ее системообразующий фактор - Конституция Российской Федерации 1993 года. Несовершенная конституция, будучи ядром системы права, формирует по своему образу и подобию всю систему. Если Конституция устанавливает (ст.93), что президент может быть отрешен от должности только в случае государственной измены или совершения иного тяжкого преступления (то есть получается, что иные преступления совершать можно), то чего ждать от иных сограждан главы государства. Причем в Конституции как-то все больше косвенно говорится о необходимости соответствия Президента высоким моральным стандартам. Значит, положения ст. 93 Конституции Российской Федерации, устанавливающей, что Президент может быть отрешен от должности только в случае государственной измены или совершении иного тяжкого преступления (т.е. разрешены преступления средней тяжести и менее тяжкие преступления) и отсутствие нравственных критериев - это не ошибки авторов, а продуманная система. Хочеттого огурец, или нет, но, попав в банку с рассолом, он становится соленым. Так и чиновник, попав в нынешнюю «бюрократическую» систему законодательства - он становится взяточником.
Федеральная пограничная служба, Государственный таможенный комитет, иные министерства и ведомства, функционирующие на государственной границе и в пограничном пространстве, - часть этой системы, и не могут быть другими. Передали функцию контроля за выловом рыбы от Роскомрыболовства пограничникам. Каков результат? Отдельные пограничники стали такими же взяточниками.
Власть знает, как принимать такую, работающую на народ Конституцию. Способы известны. Нужна политическая воля. Но реформы часто только лишь имитируются.
Понятно, что каждый народ заслуживает того правительства, которое он имеет, что власть делает
46 -
не более того, что от нее требует гражданское общество. Понятно, что сегодня, как никогда, России, ее территории, ее границам нужна личность. А если ее нет! Ждать, когда она появится?
А как же сделать так, чтобы Конституция выражала волю большинства народа? Конституционная наука и практика разработали так называемый народный способ принятия Конституции. Смысл его в том, что: во - первых, текст Основного Закона должны готовить грамотные и пользующиеся доверием у населения всей страны люди. Это достигается всенародным их избранием во временный орган — Конституционное Собрание. И, во-вторых, эти люди не должны быть заинтересованы в результатах своего труда ни как законодатели, ни как исполнительная или судебная власти. А это возможно лишь в случае роспуска Конституционного Собрания после подготовки текста Конституции. Как показывает опыт. Конституционное Собрание может без ущерба для демократии самостоятельно и окончательно принять этот основной юридический закон. В этом случае Конституционное Собрание будет носить название суверенного.
Прошедший же в России референдум 1993 г. — этолишь ширма для прикрытия воли узкой группы людей, оседлавших финансовые потоки. Эти люди, став группой, господствующей и политически, первым делом позаботились о легитимации этой своей воли, создав ядро системы права - Конституцию Российской Федерации.
Причем экономически господствующая группа в значительной степени криминализована, что не может не сказываться на формировании всего общественного строя. Криминал проник во многие государственные институты. Во многом криминализован итакой консервативный государственный институт, как государственная граница. Во многом этому способствовало несовершенство ее конституционно-правового режима. Мы наблюдаем выход лидеров преступных сообществ на политическую арену. Складывается такое впечатление, что государственная власть посредством насильственного внедрения массовой культуры, помноженной на нищету, пытается остановить развитие правовой, политической культуры населения - главного двигателя демократических процессов.
В конституции Японии прямо записано, что демократия должна поддерживаться постоянными усилиями народа. В России власть заботится о формировании гражданского общества только на словах, с нашей точки зрения, противодействует этому, видя в нем врага. Зомбирование идет через средства массовой информации, через телевидение,
выплеснувшее на экраны массовую культуру. Президент в своем послании говорит о необходимости консолидации общества. Вокруг каких идей президент хочет консолидировать гражданское общество? Вокруг телепередач «Алчность» или «Слабое звено» и им подобных. А назойливая телереклама с лозунгом «Бери от жизни все» по определению безнравственна. И таких передач большинство! За последние годы на экране не появилось ни одного значимого фильма, литературного произведения, воспевающего не контрабандиста и бандита, а людей, на которых держится граница: пограничников, таможенников, военных. Правовая база регулирования отношений в сфере культуры и искусства практически отсутствует. И в этом просматривается государственная идеология.
Что немаловажно, обнищание народа привело к подрыву его экономической самостоятельности, потере чувства самоуважения. Гражданское общество в результате оказалось совершенно не готовым к самоорганизации и защите своих интересов в экономике и политике. Оно оказалось беззащитным перед различными ПР-технологиями.
Каков выход? Прежде всего, необходимо изменить конституцию указанным выше способом. А не так, как предлагал это сделать бывший Председатель Государственной Думы Г.Н. Селезнев, рекомендовавший включить в состав Конституционного Собрания депутатов Госдумы и членов Совета Федерации. Не все в Конституции требует изменения. Хорошо проработана гл. 2, посвященная правам и свободам человека и гражданина. Однако гл. 4, 5, 6, 7, регулирующие правовой статус и правовое положение высших органов государственной власти, требуют кардинальной переработки с позиций интересов всего общества, а не узкой его части. Всю конституцию должна пронизать руководящая сила демократических принципов, и прежде всего таких основополагающих, как суверенитет народа и разделения властей, которые сегодня оказывают незначительное воздействие на организацию государственной власти. Они должны превратиться из лозунгов в воплощенные в конкретных нормах руководящие начала. Необходимо не на словах, а наделе обеспечить формирование правового механизма, обеспечивающего влияние народа на власть. Исполнение Конституции должно быть безусловным. Власть, игнорирующая закон, должна нести ответственность. И этот принцип также должен быть обеспечен правовым механизмом своей реализации. Об этом также хорошо сказал В.О. Лучин.
Очень часто в средствах массовой информации появляется чрезмерное преувеличение объединяю-
щего и направляющего значения какого-то одного человека. Пару лет назад ранее известный телеобозреватель Е. Киселев усиленно пропагандировал мысль о необходимости абсолютной монархии в России. Не оспаривая огромнейшей и первостепенной важности роли личности на современном этапе развития России, хотелось бы не согласиться с ее абсолютизацией. Очень важно создать в России такую систему права, которая бы стала самоорганизующей силой, способной самостоятельно создавать и воспроизводить демократические процессы; которая из любого попавшего в нее политика или чиновника самого высокого ранга формировала бы (прежде всего при помощи повышения правовой ответственности, а не понижения, как это происходит у нас) человека, заботящегося, прежде всего, о благе всего народа.
Но формирование этой системы должен кто-то начать. С учетом того, что уже упущено много времени, что сегодня ее развитие идет в криминальном направлении, что этому человеку история не оставила права на ошибку. Получим ли мы такую личность после выборов президента Российской Федерации, станет ясно довольно скоро - после 14 марта. В противном случае нам нужен коллективный лидер - партия. Причем вариант, предложенный в Послании от 17 мая 2003 г. В.В. Путиным, основанный на незыблемости Конституции 1993 г. и сохранении своей лидирующей роли в системе власти, подрывающей действие принципа разделения властей, положения не изменит. Необходимым является срочное внесение изменений в Конституцию, в соответствии с которым произошло бы перераспределение полномочий от президента в пользу парламента, формирование парламентской формы правления.
Важным было бы изменение статуса народных избранников, ограничение их всеобъемлющей неприкосновенности, усиление зависимости от избирателей (возможно, и через институт отзыва).
Понятно, что на сегодняшний день говорить о прямом действии в России принципа народного суверенитета нельзя. Государственная Дума, Совет Федерации принимают поправку к Федеральному конституционному закону, запрещающую проведение референдума. Цель поправки - не допустить проведения референдума по вопросу о национализации нефтегазового комплекса, инициатором которого явилась КПРФ. Понятно, что поправка пролоббирована сырьевыми магнатами. И, если верить высказыванию Заместителя Председателя Государственной Думы В. Слиски о том, что за поддержку того или иного законопроекта
- 47
депутат может получить 30 ООО - 50 ООО дол. США (такса такая), то становится ясным, что для наших миллиардеров проведение через Государственную Думу любого закона представляется для них при их доходах делом не очень дорогостоящим.
Сформировалась новая финансовая власть. А ведь ст.3 Конституции Российской Федерации, являющаяся одной из основ конституционного строя, предупреждает: «никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону».
На этом примере мы видим отсутствие правового механизма обеспечения принципа народного суверенитета, что крайне негативно, в конечном итоге, сказывается на экономическом положении страны. Видимо, есть смысл внедрить в правовой статус депутата императивный мандат или его элементы. Например, институт отзыва. Другими правовыми способами приблизить депутата к народу.
По разным причинам, в том числе и из-за прямого лоббирования интересов тех или иных групп в Федеральном собрании, уровень правового регулирования экономических интересов России, так или иначе концентрирующихся в сфере государственной границы, остается очень низким. Необходимо создать правовой механизм реагирования на мелькающие в прессе факты коррупции в высших органах власти. На нынешнем этапе должен быть разработан жесткий правовой механизм ответственности должностных лиц за коррупцию. Мы отнюдь не ратуем за использование распространенного в КНР опыта публичной казни крупных чиновников — взяточников, но приговор министру юстиции за большую взятку к условному наказанию выглядит издевательством над правосудием и явным сигналом безнаказанности, рассчитанным на потенциальных правонарушителей подобного рода и ранга. Необходимо законодательно пересмотреть в сторону ужесточения институт ответственности высшего должностного лица. Абсурдный и неправый Федеральный закон, касающийся пенсионного положения Б.Н. Ельцина, должен быть отменен как нарушающий фундаментальные нормы Конституции (ст. 19) о равенстве всех граждан перед законом.
Остро стоит проблема организации жесточайшего контроля за расходованием бюджетных средств. Это далеко не исчерпывающий перечень правовых мер, которые могли бы способствовать демократическим процессам в России, без которых невозможно кардинально изменить правовой режим государственной границы.
48-
В своем Послании действующий президент правильно поставил задачу интеграции в мировое экономическое пространство.
На сегодня, конечно же, по ряду экономических обстоятельств сложно говорить о едином экономическом пространстве между Европой и Россией. Поэтому открывать ворота более сильному противнику-партнеру нецелесообразно. А вот формирование единого правового пространства - эта задача должна стать для нас актуальной. Тем более, что мы, в своем большинстве, относимся к единой романо-германской правовой семье. Тем более, что некоторые из стран СНГ при создании системы гражданского права ориентируются не на российский гражданский кодекс, а на Закон, создаваемый Европейским сообществом.
Разрушение правового режима, вся суть которого сконцентрирована в понятии «железный занавес», и, как следствие, правовая неурегулированность пересечения товарами государственной границы привели к значительной криминализации всей системы институтов, контролирующих этот процесс. Исследования, проведенные Социологическим центром Российской академии Госслужбы, дали сенсационный результат: теневая экономика в нашей стране значительно превосходит официальную, и интересы криминальных структур так или иначе концентрируются на государственной границе или в приграничном пространстве. Примечательный факт: Эстония, где не добывается ни грамма драгоценных металлов, стала одним из крупных поставщиков платины, осмия и некоторых других ценнейших элементов периодической системы Менделеева, используемых в высокотехнологических отраслях промышленности. За последние десять лет сумма экспортной выручки Эстонии от продажи платиноидов составила почти 200 млн крон. Откуда в Эстонии «залежи» платины? Ответ очевиден: из России, где ее добывают. И таких примеров можно при водить тысяч и. Ни для кого не секрет, что в ряде стран на ворованном российском сырье работают целые отрасли. Израиль, например, после развала СССР превратился в крупнейшего экспортера бриллиантов. И это при том, что алмазы в Израиле не добывают.
Любому неангажированному юристу, экономисту понятно, что насильственный разрыв единого правового и экономического пространства, произошедший, в том числе, и по вине тогдашних руководителей страны, привел к крушению системы экономических, правовых взаимосвязей, крушению всей экономики бывшего Советского Союза, экономик республик и других субъектов.
входивших в Союз. Сегодня после длительного периода застоя начинаются объединительные процессы. Союз России и Белоруссии, ЕврАзЭС, ГУУАМ, Союз Центрально-азиатских государств, ШОС ( Шанхайская организация сотрудничества), Договор коллективной безопасности. Идет поиск форм дальнейшего сотрудничества, путей восстановления прежних экономических и правовых взаимосвязей. Необходимы одинаковые таможенные кодексы. За образец лучше всего взять рекомендации Всемирной таможенной организации: ведь мы должны легко вписаться в мировую экономическую систему.
Сегодня Россия находится в очень сложном экономическом положении. Прирост ВВП в 2000 г. составлял 9%, в 2001 - 5%, в 2002 - 4,3%. Еще медленнее в последнее время растет промышленное производство: в 2000 г. - 11,9%, в 2001 г. - 4,9%, в 2002 г. - 3,7%4. Высокие темпы роста производства в 2000 г. связаны с тем, что после инфляции рубля в 1998 г. импорт из-за дороговизны товаров снизился, что привело к оживлению нашей промышленности. Сегодня прогресс, наметившийся после дефолта, практически сошел на нет. Поставленная Президентом Российской Федерации В В. Путиным в своем ежегодном Послании задача удвоения через 10 лет В ВП не может быть решена без немедленн ых политических решений; конечным итогом которых должен быть подъем российской промышленности. На сегодняшний день таких решений нет.
Таким образом, по всему периметру российских границ находит отражение взаимодействие двух, на сегодняшний день неравносильных, факторов: с одной стороны, глобальные мировые интересы в основном развитых, хотя и не только, стран в приобретении истощающихся в масштабах планеты ресурсов; с другой - интересы России, система власти, правовая система которой сегодня не в состоянии в полной мере эти интересы защитить как от внешних, так и от внутренних угроз. Существенный вред России уже наносит политика развитых государств, не считающихся с интересами России. Думается, что отрицательное давление на границы России с целью изъятия ресурсов в дальнейшем будет возрастать. Россия от глобализации на сегодняшний день не выигрывает, она становится ее жертвой.
В этих условиях особое значение приобретает защитная функция государственной границы, даже с элементами «железного занавеса». К со-
4 И. Гурова. Нефть, бюджет и частные трубы.// Российская газета
от 13.03.03, №46.
жалению, сегодня границы России в основном «прозрачны».
Все потребности общества удовлетворяются экономическими ресурсами. Экономическая наука выделяет три вида экономических ресурсов - это природные, людские и произведенные человеком ресурсы , которые используются для производства товаров и услуг. Сегодня приходится говорить о сокращении всех видов экономических ресурсов в России. В мире очень резко сокращаются природные, сырьевые ресурсы.
В настоящее время Федеральным органом управления государственным фондом недр является Министерство природных ресурсов Российской Федерации, не имеющее аналогов в мировой практике, по утверждению М.Е. Псвзнера5, по концентрации и монополизации многих. Обилие функций не позволяет Министерству выработать долгосрочной эффективной стратегии использования ресурсов недр. Министерство не ориентируется даже в таком стратегическом вопросе, как объем ресурсов нефти. Во всяком случае, премьер-министр Касьянов на этот вопрос журналистов не ответил. За последние 10 лет не разведано ни одно крупное месторождение. А ведь оба эти вопроса находятся в ведении названного Министерства.
В рамках людских ресурсов целесообразно выделить очень важный интеллектуальный ресурс. В России быстро сокращаются квалифицированные трудовые ресурсы: за год из России уезжают до 500 тысяч квалифицированных специалистов. А восьмипроцентная безработица не является резервом квалифицированной рабочей силы, прежде всего с ее недостаточной подготовленностью. Опытные, знающие специалисты не могут найти себе достойного применения в России. Правительство представило в Государственную Думу в качестве законодательной инициативы законопроект «Об особых экономических зонах». Это попытка создания условий для внедрения новых технологий на установленных правительством территориях. Отсюда они должны начать свое движение на остальную часть территории России. Своего рода плацдарм для наступления. В свое время у нас пытались создать свободные экономические зоны. Их идея прижилась в Калининградской и в Магаданской областях. Особые зоны с точки зрения их правового регулирования — это нечто другое. Закон пытается стимулировать развитие, прежде всего, наукоемких технологий в рамках
ь М.Е. Певзнер. Современные правовые проблемы недропользования // Государство и право. № 4, 2001.
наукоградов. Законопроект предоставляет этим зонам льготы по налогам на прибыль, льготы по налогам на имущество. Предполагается, что участники ОЭЗ первые три года будут освобождены от уплаты налога на прибыль, а потом (на срок до 8 лет) будет применяться пониженная ставка налога на прибыль. Необходимо создать благоприятный правовой режим для перекачки наукоемких технологий из-за границы в нашу страну. Пусть это первый опыт. Главное - не стоять на месте. Это небольшая, но попытка задержать уход интеллекта из российской промышленности.
По мнению экономистов, каждый год мы теряем примерно 5% производственных мощностей. В наукоемких областях этот процесс принял лавинообразный характер. Пройдет несколько лет, и мы не сможем восстановить целые отрасли. Сегодня, например, безвозвратно потеряно сельскохозяйственное машиностроение6.
Все, больше растет сырьевая направленность экономики. Но и здесь проблема. В связи с вар-
6 А.Гордеев. Перспективы развития сельского хозяйства. // Аргументы и Факты, № 52 от 2002 г.
варской эксплуатацией природных богатств мы можем скоро стать сырьевым придатком Запада без сырья. Россия может окончательно утратить экономическую независимость, а значит, и независимость государственную.
Основная причина такого положения в отсутствии долгосрочных инвестиций. И это при том, что Россия пока еще обладает огромными природными ресурсами, при том, что у России был предоставленный экономической мировой конъюнктурой шанс при разумном использовании этих богатств вдохнуть жизнь в по большей части умирающее производство. Речь идет о бывших стабильно высокими мировых ценах на нефть. Всем понятно, что основным поставщиком инвестиций в Россию, стабилизирующим фактором для национальной валюты является не экспорт продукции промышленности, а продажа за границу сырья, и прежде всего продукции ТЭК. Выручка от продажи нефти, газа — основа валютных поступлений в страну. Главное — разумно, по-хозяйски ее использовать. Важнейшую роль здесь играет правовой режим государственной границы, решающую роль в формировании которого играет Конституция.
МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
УПРАВЛЕНИЕ СОБСТВЕННОСТЬЮ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ
И НЕПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СФЕР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ j
декабрь 2005 - февраль 2006
Цель конференции: обобщить теоретические положения и механизмы практического использования методов формирования стоимости технологических систем и бизнеса в целом.
С правилами оформления материалов докладов и дополнительной информацией по конференции можно ознакомиться на http://fincred.vstu.edu.ru.
Для участия материалы доклада и заявку до 20 октября 2005 г. отправить на электронный адрес Оргкомитета [email protected]. Требования по оформлению на сайте http://fincred.vstu.edu.ru . E-mail: [email protected] — для электронной переписки. Телефон тел. (8172) 72-17-70 Шичков Александр Николаевич, Ежова Наталья Эдуардовна
Учредители конференции:
Вологодский государственный технический университет Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова Правительство Вологодской области Череповецкий государственный университет ОАО «СЕВЕРСТАЛЬ» Издательский дом «Финансы и Кредит» ОАО «Институт Цветметобработка»