Научная статья на тему 'Экономико-правовой анализ сущности государственной границы и пограничного экономического пространства Российской Федерации'

Экономико-правовой анализ сущности государственной границы и пограничного экономического пространства Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
291
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СУВЕРЕНИТЕТ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПОГРАНИЧНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ПОГРАНИЧНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / ПОГРАНИЧНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ПРЕДЕЛ ДЕЙСТВИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СУВЕРЕНИТЕТА РОССИИ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ / ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЙ РЕЖИМ / ПРИГРАНИЧНЫЕ ТЕРРИТОРИИ / ПРИГРАНИЧНЫЕ РЕГИОНЫ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Булашов С. Н.

Ведущую роль в обеспечении экономического суверенитета государства играет качество регулирования социально-экономических отношений в регионах пограничного пространства. Государство обязано сохранять экономическую устойчивость не только путем защиты своих основных качеств от посягательств извне, но и через укрепление экономического суверенитета. Правовое регулирование экономики в приграничных регионах не должно ограничиваться контурами указанного в законе пространства, оно значительно шире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономико-правовой анализ сущности государственной границы и пограничного экономического пространства Российской Федерации»

21 (78) - 2010

УГРОЗЫ И БЕЗОПАСНОСТЬ

экономико-правовой анализ сущности

государственной границы и пограничного экономического пространства российской федерации

с. Н. БУЛАШОВ, доктор экономических наук, кандидат юридических наук, профессор кафедры социально-экономических дисциплин E-mail: bulashov_s@ mail. ru Московский региональный институт высшего социально-экономического образования

Ведущую роль в обеспечении экономического суверенитета государства играет качество регулирования социально-экономических отношений в регионах пограничного пространства. Государство обязано сохранять экономическую устойчивость не только путем защиты своих основных качеств от посягательств извне, но и через укрепление экономического суверенитета. Правовое регулирование экономики в приграничных регионах не должно ограничиваться контурами указанного в законе пространства, оно значительно шире.

Ключевые слова: экономический суверенитет, экономическая безопасность, пограничное пространство, пограничное экономическое пространство, пограничные экономические отношения, предел действия экономического суверенитета России, экономическая сущность государственной границы, экономико-правовой режим, приграничные территории, приграничные регионы.

Приграничные регионы стали играть значительную роль в обеспечении экономического суверенитета государства. Так, в 2008 г. Федеральная таможенная служба (ФТС России) обеспечила поступление в федеральный бюджет 4 694,5 млрд руб., что составляет 50,6 % от общей суммы доходов1. Однако это еще не все. По словам главы ФТС России, служба по разным причинам недобирает около 15 % таможенных платежей. Это только в

1 Сайт Федеральной таможенной службы России. URL: http://www.customs.ru.

2008 г. — около 800 млрд руб. Причем эти официальные цифры в разы могут отличаться от оценок экспертов и фактического положения дел.

Найти причины сложившегося положения дел в регулировании экономических отношений в приграничных регионах и выработать рекомендации по обеспечению экономической безопасности невозможно без системного анализа экономической сущности государственной границы и пограничного пространства.

Анализ пограничного пространства невозможен без глубокого осмысления самой границы как объективного явления в природе, обществе и мышлении, а также без исследования истории данного феномена в общественном развитии России. Такой анализ дает возможность не только объяснить существующее положение на границах Российской Федерации, но и спрогнозировать основные тенденции развития пограничных экономических отношений, создать методологическую базу для управленческой деятельности, составной частью которой является правовое регулирование экономических отношений государства в приграничных регионах. Русское слово граница происходит от немецкого «die grdnz».

Закон Российской Федерации от 01.04.1993 № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» (ст. 1 разд. 1) (далее — Закон о границе) вводит дефиницию: «Государственная граница Российской Федерации (далее — государственная

- 51

граница) есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации» [4].

Таким образом, на поверхности земли в горизонтальном измерении пределом действия государственного суверенитета являются государственные границы. Получается, что согласно Закону пространственный предел действия суверенитета России определен не во всех измерениях: из дефиниции непонятно, где находится предел действия суверенитета государства в пространстве, находящемся под поверхностью его территории.

На основании ст. 4 (ч. 1) Конституции Российской Федерации суверенитет России распространяется на всю ее территорию. Возникает вопрос о соответствии положений ст. 1 Закона о границе нормам международного права, Конституции РФ и реалиям сегодняшнего дня. Определение территории России содержится в ст. 67 (ч. 1) Конституции РФ, где сказано, что она включает в себя территории субъектов Российской Федерации, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними.

В соответствии со ст. 1 ч. 1 Договора между Российской Федерацией и Украиной о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива (от 24.12.2003) [1] Азовское море и Керченский пролив признаны внутренними водами России и Украины. Согласно п. 1 ст. 2 Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву 1982 г. [2] государство обладает суверенитетом над своими внутренними водами. Таким образом, в Азовском море и Керченском проливе сложилась правовая ситуация, когда государственной границы нет, а суверенитет России имеется. То есть, понятие государственной границы в действующем Законе о границе на эту правовую ситуацию оказалось не рассчитанным [6].

Высотный предел территориального суверенитета (т. е. предел его распространения по вертикали ввысь) определяется в законе столбом воздушного пространства высотой 110 км внутри границ Российской Федерации до верхних слоев атмосферы [4].

Вопрос о пределе действия суверенитета государства в пространстве, находящемся под поверхностью его территории, в том числе дна его внутренних вод и территориального моря, относится к малоисследованным в науке. Он не решен на международном уровне и в договорном порядке.

52 -

Вопрос о подземном пределе суверенитета государства может быть решен международным правом, по меньшей мере, на основе трех альтернативных подходов [3].

В случае первой альтернативы суверенитет государства простирается на всю часть нашей планеты, ограниченную на ее поверхности сухопутными и морскими границами государства, а по бокам — радиусами, проведенными от государственной границы к центру планеты. В этом случае суверенитет государства простирается не только на части слоя земной коры, но и на части верхней и нижней мантии Земли, ее внешнего и внутреннего ядра, от которых зависит развитие структуры земной коры. А этого, с точки зрения ученых, в условиях постоянно растущих и не всегда предсказуемых возможностей науки и техники, допустить нельзя [3]. Во всяком случае, без упреждающей международно-правовой регламентации. Уже сегодня научные и технические возможности некоторых государств позволяют проводить работы по достижению ядра планеты. Речь идет о подготовке подобных экспериментов учеными США.

При второй международно-правовой альтернативе суверенитет государства простирается вглубь Земли до глубин, доступных для научных исследований, хозяйственного, рекреационного и иного использования подземных пространств человеком. Такое использование, понятно, не сводится к исследованию и использованию минеральных ресурсов. По мере развития науки и техники будет отодвигаться вглубь и подземный предел действия государственного суверенитета. А это опасно!

При третьем международно-правовом решении действие суверенитета ограничивается по глубине каким-то признанным пределом, ниже которого специально не регламентируемая правом деятельность государства резко повышает риск негативного воздействия на естественную эволюцию геосфер и по понятным причинам не может быть допущена. С точки зрения сегодняшнего уровня развития науки, таким максимальным пределом действия суверенитета государства могла бы стать граница между земной корой и мантией Земли. Можно согласиться с мнением А. Н. Вылегжанина о том, что этот вариант более всего учитывает на сегодняшний день разнообразные интересы государств.

Граница государства неразрывно связана с его территорией. Основной признак государственной территории — верховенство на конкретной территории соответствующей государственной власти.

И режим границ, и сами государственные границы прошли сложный путь становления и развития.

В Советском Союзе доминировала разграничивающая функция границы, нашедшая свое образное отражение в словосочетании «железный занавес». В настоящее время господствует другая крайность — функция взаимопроникновения, нашедшая свое образное отражение в словосочетании «прозрачные границы». Проникновение других стран на нашу территорию увеличивается. От нас увозят в основном сырье, а нам поставляют часто то, что соседям не нужно: подержанные автомобили, наркотики, болезни, некачественное продовольствие и т. д. Граница для государства то же самое, что кожа для человека. В случае ее нарушения начинает уходить нечто жизненно важное, проникают внутрь микробы и грязь, начинаются болезни. Более глубокому осмыслению понятия «государственная граница» будет способствовать анализ границы как философской категории.

Особым человеческим смыслом наполнено социальное пространство как система. Оно функционально выделено из окружающей среды и имеет свои границы. Жилище и население, город, район, государство — это особые пространственные образования с непременным атрибутом — границей. Граница существует в объективном мире для обозначения пределов любого объекта, она принадлежит как одному, так и другому субъекту. При более глубоком рассмотрении процессов, происходящих на границе, обнаруживается закономерность, состоящая в том, что здесь осуществляется сложный процесс отрицания и взаимопроникновения качеств смежных объектов.

Государство представляет собой систему таких признаков, как, например, суверенитет, целостность территории, ее границ, устойчивость публичной власти, организация правового регулирования общественных отношений, наименование государства, его символы, форма государства, валюта, налоги, способ производства материальных благ, уровень экономического развития и др. Эти основные свойства и признаки государства должны быть устойчивыми (стабильными). В случае их утраты (захват, переворот, война) государство нередко меняет свою сущностную характеристику, и речь пойдет уже о другом государстве. Государство обязано сохранять свою устойчивость не только путем защиты своих основных качеств от посягательств извне, но и через укрепление своего суверенитета при помощи восприятия всего нового позитивного, что уже разработано в других странах, соответствующего природе государства и работающего на его усиление. Это теоретическое положение является основой выводов о необходимости активизации

усилий ученых в исследовании места и роли конституционно-правового режима государственной границы в организации взаимодействия на ней сопредельных стран; продолжения реформирования правовой базы пограничной службы, которая раньше была направлена на защиту границы преимущественно силовыми средствами, в направлении демилитаризации Пограничной службы ФСБ.

Суверенитет, качественный правовой режим государственной границы способствуют формированию, сохранению и развитию культурной самобытности народа. «Загадочная русская душа» сформирована, в том числе, и при помощи российских границ. Процессы глобализации в условиях «прозрачности» границ шлифуют ее в соответствии с устоявшимися в западном мире стандартами.

Обеспечение суверенитета — важнейшая задача государства. Огромную роль, особенно на нынешнем отрезке исторического пути России, в достижении этой цели играет пограничная политика государства, которая состоит из внутренней и внешней.

Внутренняя политика строится преимущественно на «мирных» способах, методах и средствах своей реализации. В ее механизм регулирования заложены такие элементы, как принципы и нормы права, правоотношения, моральные ценности. В указанных в законе случаях для осуществления целей внутренней политики допускается использование принудительных мер специально созданными для этой цели формированиями. Однако сущностной характеристикой внутренней политики является то, что она, опираясь на экономические отношения в стране, должна выражать интересы и волю всего народа.

Внешняя политика вытекает из внутренней и прямо связана с ней. В арсенале она имеет как мирные, так и военные силы и средства. Она, как правило, строится на принципах взаимовыгодного сотрудничества, но предполагает существование у себя в качестве мощного аргумента вооруженных сил. Однако пограничная политика не должна содержать в себе лишь силовой фактор для достижения целей. Основное содержание пограничной политики — создание и поддержание в пограничном пространстве соответствующего экономико-правового режима для устойчивого развития России посредством, в том числе, и взаимовыгодного сотрудничества. Эти цели могут достигаться политическими, экономическими, дипломатическими, правовыми средствами. И только в крайнем случае — силовыми (тем более что военные возможности России сегодня ограничены). То есть по своей на-б- 53

приоритеты и безопасность

правленности пограничная политика должна быть в большей части правовой.

Суверенитет — собирательный признак государства. Он концентрирует в себе все наиболее существенные черты государственной организации общества. Сохраняет ли Россия свой суверенитет с точки зрения устойчивости такого ее фундаментального признака, как единая территориальная организация политической власти в масштабе всей страны в пределах ее государственных границ? Лет десять назад можно было бы ответить, что в полной мере — нет. Действие федеральной власти не распространялось в полном объеме на Чеченскую Республику. А что можно было сказать об имевшем место факте провозглашения себя суверенными государствами, субъектами международного права Татарстаном, Башкортостаном и другими участниками парада суверенитетов? В. В. Путин много сделал для минимизации негативных последствий этих процессов, однако сказать, что законодательство этих республик приведено в соответствие с федеральным, видимо, еще нельзя.

А к чему вела привязка рубля к доллару, причем на законодательном уровне? К тому, что это уже не рубль, а допустим, одна тридцатая часть доллара США. Может, вообще заменить рубль на доллар? На телеканале «Культура» в программе бывшего министра культуры М. Швыдкого «Культурная революция» 18 сентября 2004 г. вполне серьезно, с участием видных деятелей обсуждался вопрос: нужна ли России национальная валюта? При стечении соответствующих обстоятельств могло прийти к тому, что сегодня некоторые с удовольствием рассуждали бы на тему: «А нужен ли России государственный суверенитет?». Во всяком случае — названная передача и ее содержание способствовали размыванию экономического и политического сознания сограждан.

А слабость армии — одного из важнейших гарантов неприкосновенности наших границ? Необходимость укрепления армии продиктована ростом напряженности в отношениях с США, которые как в теоретическом, так и в практическом плане не очень скрывают свои агрессивные намерения.

На границе происходит отрицание основных, а значит, и неосновных качеств сопредельных государств, при этом сохранение основных качеств является главной задачей государственных органов с целью недопущения утраты качественной определенности государств. Но роль границы не сводится только к разграничению. Исходя из того, что в объективном мире все предметы и явления взаимосвязаны, становится ясно, что в месте со-

54 -

прикосновения они не только разделяются, но и взаимодействуют. Это подтверждается и при анализе физических процессов (диффузия, взаимное тяготение, взаимопроникновение).

В месте социального разграничения происходят те же процессы. Государство призвано, исходя из интересов общества, регулировать происходящие на государственной границе процессы, прежде всего, экономического взаимопроникновения и разграничения, оптимизируя их сочетание.

Качество этого регулирования проявляется в уровне жизни народа во всех его проявлениях: материальной обеспеченности; росте или, наоборот, снижении преступности, наркомании, болезней; взаимообмене духовными ценностями и т. д. Советские и российские экономисты, юристы-государствоведы предметом своих исследований делали в основном разграничительную функцию государственной границы, что было связано с ее доминированием в деятельности государственных органов. В результате, по мнению автора, оказалось мало теоретических работ, посвященных функции взаимодействия пограничных стран на государственной границе. Отсутствие же научных концепций в этой сфере взаимоотношений государств ведет к серьезным изъянам в формировании правового режима границы.

На эту проблему обратил внимание и В. В. Путин 23 ноября 2005 г. во время разговора с руководителем ФСБ А. И. Патрушевым после пребывания в Дальневосточном федеральном округе. Он сказал, что граница — не линия разграничения, а линия сотрудничества. Понятно, что граница — это и линия разграничения. В. В. Путин, однако, в своем замечании сделал упор на необходимость сотрудничества. Причем сотрудничать с наибольшей выгодой для себя могут, в основном, сильные государства, обладающие мощным экономическим и политическим потенциалом.

Выяснив сущностную характеристику границы, состоящую в сохранении основных качеств и во взаимном переходе всех качеств смежных объектов друг в друга, видно, что понятие «граница» наполнено глубоким, прежде всего, экономическим содержанием. Она присуща практически всем предметам и явлениям объективного мира, отражает существенные и закономерные связи между ними.

На основании познания категории «граница» можно сформулировать экономическую сущность границы в форме отрицания и взаимопроникновения качеств смежных объектов. Из этого знания вытекают методологические принципы, расши-

ряющие наше понимание границы в практической экономической деятельности человека.

Первоначальное понимание сущности категории «граница» сводилось к черте, ограде, отделяющей один объект от другого и охраняющей его целостность. Исходя из этого, в нашей общественной науке в период «холодной войны» утвердилось воззрение на государственную границу как на линию, разделяющую два государства, за пределами которой существуют различного характера угрозы. На основе утвердившегося мировоззрения главной задачей государства на границе было отражение этих угроз. Эти взгляды находили свое отражение в экономико-правовом режиме, который образно можно характеризовать как «железный занавес». Этому термину не придается отрицательного смысла и считается, что в значительной степени формирование такого экономико-правового режима было оправданным.

В 1990-е гг. в организации экономико-правового режима государственной границы доминировала другая крайность. Суть ее отразилась в господствовавшей теории о необходимости открытия страны, границ. На практике это привело к появлению экономико-правового режима, сущность которого отражена в появившемся в то время понятии «прозрачная граница». Результаты такой экономико-правовой политики не замедлили сказаться. Сегодня мы, оглянувшись назад, подсчитываем огромные убытки, понесенные страной, людьми от такой политики. В выигрыше остались лишь крайне узкие группы населения, которые, по мнению автора, не связывают свое будущее с Россией.

Однако граница между социальными объектами никогда не была только линией. На самом деле между ними всегда существовало некое пространство — пограничное пространство. Причем это пространство создавалось очень часто искусственно. В частности, русские цари присоединяли к России окраинные земли не только с целью получения новых источников сырья, рынков сбыта, но и чтобы обезопасить центральные районы от внешнего врага.

Пограничное пространство существовало и в СССР, но в силу разграничительного характера границы имело урезанный вид. Можно сказать, что оно выполняло функцию дополнительного разграничителя — пограничной зоны, полосы. Но и при этом оно занимало около 15 % территории СССР!

Вдоль границы находятся приграничные территории. Существующий на них экономико-правовой режим играет важную роль в решении задачи защиты государственной границы. Поэтому погра-

ничная политика Российской Федерации должна быть направлена еще и на защиту приграничных территорий — составной части приграничных регионов. Отсутствие в законе раздела, регулирующего деятельность федеральных органов государственной власти на приграничных территориях, — это явный пробел в нем.

Кроме того, в законодательстве имеется путаница в понятиях. Размеры пограничного пространства законодатель ограничил приграничными территориями, фактически отождествив эти две категории, что, конечно же, не соответствует действительности. Приграничные территории, в отличие от пограничного пространства, являются величиной постоянной, установленной законом.

Основы пограничной политики Российской Федерации [5], Указ Президента РФ от 10.01.2000 № 24 «О концепции национальной безопасности Российской Федерации» вводят понятие «пограничное пространство».

По смыслу указанных правовых актов пограничное пространство охватывает «государственную границу Российской Федерации, пункты пропуска через государственную границу и связанные с ними объекты внутри страны, приграничную территорию, воздушное пространство, трансграничные (пограничные) водные объекты, акватории территориального моря и внутренних вод, подводную среду, континентальный шельф и исключительную экономическую зону Российской Федерации» [5]. По сути, это перечисление приграничных территорий, однако по некоторым непринципиальным позициям не совпадающее с тем, которое определено Законом о государственной границе.

Состав территорий, входящих в это перечисление, по мнению автора, не является пограничным пространством. Пограничное пространство не может быть постоянной величиной. В зависимости от того, какие процессы (взаимопроникновения или размежевания) доминируют, пограничное пространство или увеличивается, или уменьшается. Образно говоря, теплоизоляция дома проводится для того, чтобы уменьшить или почти исключить взаимопроникновение уличного холода и домашнего тепла. Это зимой. А летом ситуация меняется — если мы откроем окна и двери, уличное тепло заполнит весь дом.

В пределах пограничного пространства происходит процесс межгосударственного разграничения и социально-экономического взаимопроникновения. Это проникновение может усиливать или ослаблять экономический суверенитет. Для большего понимания можно провести аналогию с

- 55

живым существом. В здоровом организме внешнее воздействие, способствующее укреплению иммунитета, легко им усваивается и работает на укрепление основ, становится неотъемлемой частью. И, наоборот, организм вступает в борьбу с разрушающим проникновением, как не соответствующим его природе. Но, тем не менее, такое проникновение захватывает часть, а то и весь организм. Эта захваченная часть как бы начинает одновременно принадлежать и тому, кто осуществляет разрушающее воздействие, и тому, кто борется с навязываемым проникновением, т. е. становится пограничной.

Систему отношений в пограничном пространстве надо выстроить так, чтобы способствовать проникновению работающего на государственный, прежде всего, экономический суверенитет, и наоборот.

Пограничное пространство — это изменяющаяся под воздействием, прежде всего, экономических факторов часть пространств, как правило, граничащих государств, в пределах которых происходит процесс экономического, политического, духовно-культурного и иных видов взаимопроникновения.

Пограничное пространство Российской Федерации — это изменяющаяся в соответствии, прежде всего, с усилением или ослаблением государственного суверенитета, а также качеством конституционно-правового режима государственной границы (в зависимости от того, какие процессы — проникновения или разграничения — он стимулирует) часть пространств Российской Федерации, в пределах которых осуществляется процесс экономического, политического, духовно-культурного и иных видов проникновения, как правило, соседних и наиболее экономически развитых государств, отрицательно или положительно влияющего на стабильность конституционных характеристик государства; часть пространств, фактически (не юридически) находящихся в сфере влияния иностранных государств, производящих оздоровление или экспансию.

Пограничное пространство Российской Федерации

Пограничное экономическое пространство Российской Федерации — это изменяющаяся в соответствии с усилением или ослаблением экономического суверенитета, направленностью экономического режима государственной границы (в зависимости от того, какие процессы — проникновения или разграничения — он стимулирует) часть пространств Российской Федерации, в пределах которых осуществляется процесс экономического проникновения, как правило, соседних и наиболее экономически развитых государств, отрицательно или положительно влияющего на стабильность экономических характеристик государства, на пограничную экономическую безопасность; часть пространств, фактически (не юридически) находящихся в сфере экономического влияния иностранных государств.

Пограничное пространство состоит из приграничных регионов. Причем приграничные регионы и пограничное пространство, в том числе, и с точки зрения развития в них экономики, соотносятся как часть и целое. Приграничным регионам, обладающим характерными признаками развития экономических отношений во всем пограничном пространстве, тем не менее присущи в этой сфере свои собственные специфические черты. Пограничное пространство познается через знание регионов. В свою очередь, регионы, как части пограничного пространства, могут познаваться лишь на основе знания о пограничном пространстве в целом (см. рисунок).

В пограничном пространстве существует разнообразная система объектов, ценностей, субъектов, интересов, которые, по мнению автора, не сгруппированы в четкую систему отношений. Их необходимо упорядочить. Нужна система политического воздействия, единая воля, объединяющая в своей структуре все органы, действующие в пограничном пространстве, т. е. продуманная пограничная политика. И жизненно важно, как

ее концентрированное выражение, системное правовое регулирование всей совокупности пограничных экономических отношений, возникающих как на самой границе, так и в пограничном пространстве. То есть следует иметь некий системообразующий фактор, но который, по мнению автора, сегодня в погра-

ничном пространстве отсутствует. Его роль могла бы выполнить Федеральная служба безопасности Российской Федерации (ФСБ России).

Пространственный подход позволяет более четко определить географические пределы экономико-правового регулирования пограничных отношений.

Основы пограничной политики Российской Федерации, определив дефиницию «пограничная безопасность», не вполне обоснованно ограничили ее безопасностью личности, общества и государства в урезанном Основами пограничном пространстве Российской Федерации. В современных условиях благосостояние нынешнего и будущего поколений россиян напрямую зависит от экспорта природных ресурсов, от качества перемещения их через государственную границу. В связи с этим роль пограничной безопасности в обеспечении национальной, и особенно экономической безопасности, значительно возросла и не ограничивается тем пограничным пространством, контуры которого очерчены в Основах пограничной политики.

Учитывая, что социально-экономическое проникновение других стран на территорию России при прозрачности границ осуществляется за пределы приграничных территорий, придется признать, что в случае непринятия кардинальных мер по защите экономических интересов на государственной границе, укреплению экономической самостоятельности значительная часть России может превратиться в пограничное пространство, а пограничная безопасность, т. е. безопасность личности, общества и государства в пограничном пространстве, по некоторым параметрам будет сопоставима с безопасностью национальной!

Это требует выделения экономических интересов России в качестве стратегических ориентиров формирования конституционно-правового режима государственной границы на нынешнем этапе ее исторического пути, ведет к констатации того, что экономическая функция России в нынешних условиях все больше приобретает внешнеэкономический характер и реализуется через активную деятельность на государственной границе.

По мнению бывшего начальника Центра оперативно-пограничных исследований В. Чебана, «сегодня проблемы безопасности на границе, о чем говорит изменение характера нарушений государственной границы, смещаются в экономическую, политическую и правовые сферы. Здесь структуры, обеспечивающие безопасность на границе по традиционной схеме, проблему не решат. Граница будет «на замке», в пограничном пространстве все

спокойно, а угроза безопасности государству может возникнуть в самом центре страны, даже в столице. Трагических примеров на этот счет достаточно. Это касается и военной безопасности. Границы Югославии остались целы!» [7].

Акцентирование внимания исключительно на военной безопасности и только в официально установленном пограничном пространстве (его имел в виду и В. Чебан) значительно сужает возможности государства по использованию государственной границы.

Таким образом, пограничное пространство является неизменным спутником государства и его границ. Пограничное пространство — это часть территорий соседних государств, их морских пространств и побережья, в пределах которых происходит процесс межгосударственного разграничения и социально-экономического взаимопроникновения. Пограничное пространство Российской Федерации — это часть территории Российской Федерации, размеры которой зависят от интенсивности и глубины экономического, политического и иных видов проникновения других стран на территорию Российской Федерации.

Пространственный подход позволяет более четко определить географические пределы экономико-правового регулирования пограничных отношений.

В пограничном пространстве существует разнообразная система объектов, субъектов, экономических ценностей и интересов, которые группируются в хаотическую систему экономических отношений, которые надо упорядочить с позиций приоритетного обеспечения интересов общества и государства.

Список литературы

1. Бюллетень международных договоров. 2004. № 7. С. 46-47.

2. Бюллетень международных договоров. 1998. № 1. С. 3-168.

3. Вылегжанин А. Н. Подземный предел распространения суверенитета государства // Государство и право. 2001. № 8.

4. О Государственной границе Российской Федерации: Закон РФ от 01.04.1993 № 4730-1 // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 17. Ст. 594.

5. Основы пограничной политики РФ: утверждены Президентом РФ 05.10.1996 // Российская газета, 1996. 6 ноября.

6. Проничев В. Е. Правовые основы стратегического развития пограничной службы // Право и безопасность. 2005. № 4 (17) . URL: http://dpr.ru/pravo/pravo_17_3.htm.

7. Чебан В. Современное международное положение и военная безопасность России // Ориентир. 2002. № 5.

- 57

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.