УДК 343.9 ББК 67.51
Н.И. Пишикина
ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ РЕБЁНКА В СЕМЬЕ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация: Социальные катаклизмы ещё более усиливают воздействие на семейную сферу различных негативных факторов. Задача государства и общества заключается в предупреждении, смягчении, ликвидации таких явлений и процессов.
Ключевые слова: семейная криминология; семья; насилие; ребёнок. N.I. Pishikina
CHILD PROTECTION IN THE FAMILY UNDER THE LEGISLATION OF THE RUSSIAN FEDERATION
Summary: Social cataclysms increase the negative impact of various factors on the family. The goal of the state and society is to prevent, mitigate and stop such events and processes.
Key words: family criminology; family; violence; child.
Семья является одним из главных социальных институтов общества, при этом с его развитием, изменениями, происходящими в нём, менялась и сама семья. Вместе с тем, социальные катаклизмы, как то: войны, революции, техногенные катастрофы, о которых говорил в своём докладе В.С. Харламов, безусловно, оказывают значительное воздействие на эволюцию семьи [9]. Исследование данной проблемы обуславливает взаимосвязь и взаимопроникновение двух криминологических отраслей: семейной и политической кримино-логий [9, с. 41].
Основными функциями семьи являются рождение, воспитание и защита детей. К сожалению, сегодня семья не всегда выполняет данные функции. Она уже не является полноценным убежищем и щитом от внешнего неблагоприятного воздействия на детей. Нередко именно члены семьи ставят под угрозу свободу, честь, достоинство, здоровье и жизнь ребёнка.
Начало очередного этапа негативных изменений в российских семьях относится к 1980-м годам. Как известно, к тому времени в стране назрел системный кризис, наблюдался, как сейчас принято говорить, «застой». Социальные катаклизмы, происходящие в стране
в тот период, не могли пройти незаметно для семейной сферы.
Будучи сотрудником инспекции по делам несовершеннолетних, я имела возможность видеть эти семейные деформации изнутри. Работа с несовершеннолетними и семьями, а также наблюдения за ситуациями в семьях, в том числе, семьях несовершеннолетних правонарушителей, сформировали моё впечатление, что в этой сфере начинает разворачиваться, если так можно выразиться, «необъявленная война» между детьми и родителями. Причём, вначале конфликтность носила больше психологический характер. Но позже, уже в 1990-е, в семейной сфере получило распространение не только психическое, но и физическое насилие, а также иные формы асоциальных и антиобщественных взаимоотношений между членами семьи.
Учитывая реалии, государство и общество вынуждены были вырабатывать систему защиты института семьи и её членов. Проведённый анализ ключевых правовых актов, направленных на защиту прав и законных интересов несовершеннолетних в России, показал, что правовая основа для обеспечения безопасности ребёнка в семье существует и, в основном, соответствует международным
1 (40) 2016
ЕНДРЧ»
нормам и принципам. В законодательстве России есть достаточно большое число правовых актов, предметом которых является защита прав и законных интересов детей.
Согласно Конституции Российской Федерации (далее по тексту - Конституция РФ) ребёнку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина (ст. 45); ребёнку обеспечивается защита и неприкосновенность жизни, достоинство личности, свобода и личная неприкосновенность (статьи 20-22). Материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей (ст. 38).
Важное место в обеспечении защиты ребёнка в семье занимает Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» (далее по тексту - ФЗ) [7]. В частности, среди целей государственной политики значится защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие (ч. 1 ст. 4 ФЗ). Среди принципов государственной политики названы: поддержка семьи в целях обеспечения обучения, воспитания, отдыха и оздоровления детей, защита их прав, подготовка их к полноценной жизни в обществе; ответственность юридических лиц, должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребёнка, причинение ему вреда (ч. 2 ст. 4 ФЗ).
ФЗ предусмотрена судебная защита прав и законных интересов ребёнка, закрепляются обязанности родителей (лиц, их заменяющих) по воспитанию и защите своих детей, заботе об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии. В случае ненадлежащего исполнения указанных обязанностей для родителей (лиц, их заменяющих) предусматривается административная ответственность.
Поскольку в практике встречаются случаи продажи родителями собственных детей, ФЗ на органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления в пределах их полномочий возложена обязанность принимать меры по противодействию торговле детьми и эксплуатации детей.
ФЗ выделяет в качестве особой группы детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (за исключением содержащихся и
обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях). Защита прав таких детей осуществляется органами государственной власти субъектов РФ в соответствии с их законодательством. Подобная защита может осуществляться общественными объединениями (организациями) и иными некоммерческими организациями, в том числе международными объединениями (организациями) в лице их отделений в РФ.
Важно, что ФЗ предусматривает ежегодную подготовку Правительством РФ государственного доклада о положении детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации.
С целью защиты детей Президентом РФ принят Указ от 1 июня 2012 года № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» (далее по тексту - Стратегия).
Стратегия разработана с учётом Стратегии Совета Европы по защите прав ребёнка на 2012-2015 годы. Главная цель Стратегии - определить основные направления и задачи государственной политики в интересах детей и ключевые механизмы её реализации, базирующиеся на общепризнанных принципах и нормах международного права [6].
В Стратегии обращается внимание на создание новых государственных и общественных институтов. Например, учреждена должность Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребёнка, в ряде субъектов РФ создан институт уполномоченного по правам ребёнка; учреждён Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Впервые в России проведена широкомасштабная общенациональная информационная кампания по противодействию жестокому обращению с детьми, введён единый номер телефона доверия.
В перечне основных проблем названы: распространённость семейного неблагополучия, жестокого обращения с детьми и всех форм насилия в отношении детей; низкая эффективность профилактической работы с неблагополучными семьями и детьми; распространённость практики лишения родительских прав и социального сиротства.
В связи с этим ключевым принципом Стратегии провозглашена защита прав каждого ребёнка. Для решения обозначенных проблем должна быть сформирована система, обеспечивающая реагирование на нару-
шение прав каждого ребёнка без какой-либо дискриминации, включая диагностику ситуации, планирование и принятие необходимого комплекса мер по обеспечению соблюдения прав ребёнка и восстановлению нарушенных прав; правовое просвещение; предоставление реабилитационной помощи каждому ребёнку, ставшему жертвой жестокого обращения или преступных посягательств.
Следующим правовым актом, имеющим важное значение для защиты детей, является ФЗ «Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (далее по тексту - Закон). Он содержит перечень основных субъектов профилактики, их функций и полномочий [8].
Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в пределах своей компетенции обязаны:
• обеспечивать соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетних; осуществлять их защиту от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации;
• выявлять несовершеннолетних и семьи, находящиеся в социально опасном положении;
• незамедлительно информировать соответствующий орган (ч. 2 ст. 9 Закона).
Закон предусматривает ответственность родителей несовершеннолетних или иных их законных представителей за нарушение прав несовершеннолетних, а также за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию в порядке, установленном законодательством РФ и законодательством субъектов РФ. Закон содержит важное для анализируемой проблемы понятие - «семьи, находящейся в социально опасном положении».
Принцип защиты детей в семье развивается и конкретизируется нормами Семейного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - СК РФ). В соответствии с ним, родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей долж-
ны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей. Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке.
При этом ребёнок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих). В случае нарушения его прав и законных интересов, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию либо при злоупотреблении родительскими правами, ребёнок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет - в суд.
Должностные лица организаций и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребёнка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребёнка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры.
Родители (или один из них) могут быть лишены родительских прав, если они: злоупотребляют своими родительскими правами; жестоко обращаются с детьми, в том числе осуществляют физическое или психическое насилие над ними, покушаются на их половую неприкосновенность; являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией; совершили умышленное преступление против жизни или здоровья своих детей.
Суд, с учётом интересов ребёнка, может принять решение об отобрании ребёнка у родителей (одного из них) без лишения их родительских прав, т.е. об ограничении родительских прав. Такое решение допускается, например, если оставление ребёнка с родителями (одним из них) опасно для ребёнка по обстоятельствам, от родителей (одного из них), не зависящим (психическое расстройство или иное хроническое заболевание, стечение тяжёлых обстоятельств и другие). СК РФ предусматривает и другие случаи для принятия решения об ограничении родительских прав. Если родители (один из них) не изменят своего поведения, орган опеки и попечительства
1 (40) 2016
по истечении шести месяцев после вынесения судом решения об ограничении родительских прав обязан предъявить иск о лишении родительских прав. В интересах ребёнка орган опеки и попечительства вправе предъявить такой иск до истечения этого срока.
Иск об ограничении родительских прав может быть предъявлен близкими родственниками ребёнка, органами и организациями, на которые законом возложены обязанности по охране прав несовершеннолетних детей, дошкольными образовательными организациями, общеобразовательными организациями и другими организациями, а также прокурором.
При непосредственной угрозе жизни ребёнка или его здоровью орган опеки и попечительства вправе немедленно отобрать ребёнка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится.
Ответственность родителей либо лиц, их заменяющих, при нарушении прав ребёнка на физическую и психическую неприкосновенность регулируется и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ). В соответствии со ст. 5.35 КоАП РФ, административному наказанию подвергаются родители или иные законные представители несовершеннолетних при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав несовершеннолетних. Вопрос о привлечении к ответственности решается на заседании Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее по тексту - КДН).
Обеспечение безопасности ребёнка в семье регулируется и Уголовным кодексом РФ (далее по тексту - УК РФ). Право на неприкосновенность чести, достоинства, свободы, здоровья и жизни ребёнка в семье закрепляется уголовно-правовыми нормами «общего назначения», в частности Раздела VII УК РФ (Преступления против личности), а также нормами «специального назначения». В структуре Раздела VII находится глава 20 УК РФ «Преступления против семьи и несовершеннолетних». Положения этой главы предусматривают уголовную ответственность и наказание за совершение таких преступных деяний, как: вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления (ст. 150); вовлечение несовершеннолетнего в совершение
антиобщественных действий (ст. 151). Квалифицирующим признаком по данным деяниям является то, что они совершаются родителем либо иным лицом, на которое законом возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего.
Деяние, выражающееся в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, выделено в самостоятельное, если оно соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним, под которым понимается постоянная ругань, унизительное наказание, побои, издевательские действия, ограничения в пище, одежде, развлечениях и т.д. При этом наступление каких-либо последствий не требуется (ст. 156) [1, с. 254].
25 августа 2014 года Правительством РФ утверждена Концепция государственной семейной политики в РФ, что является важным шагом в процессе защиты прав и законных интересов детей и семей в России [2].
Анализ законодательства России показывает, что правовое обеспечение безопасности ребёнка в семье сформировано. Однако реальность и правоприменительная практика свидетельствуют, что в этой области существует большое число проблем. Дети выпадают из окон, сгорают и задыхаются во время пожаров, подвергаются издевательствам, психическому и физическому насилию и т.д. Ребёнок в российской семье часто остаётся беззащитен. Почему же столь очевидная проблема далека от разрешения? Можно выдвинуть несколько предположений.
Во-первых, в законодательстве чаще всего речь идёт о жестоком обращении с ребёнком, что охватывает более широкий спектр воздействий, чем насильственные действия. Тем самым физическое и психическое насилие, как самые опасные формы, в отношении детей уходит «в тень». При этом невнятно излагается содержание психического или физического насилия.
Например, в некоторых современных семьях родители настойчиво стремятся сделать из своих несовершеннолетних детей звёзд кино, модельного бизнеса, спорта и т.п. Желание и возможности детей не всегда совпадают с родительскими устремлениями. Жизнь ребёнка становится в таких случаях полностью подчинённой достижению этой
цели, а его интересы и права не берутся родителями во внимание. Можно ли рассматривать такие действия родителей, как совершаемые с применением насилия?
Во-вторых, в законодательстве РФ предусмотрена административно-правовая ответственность. Как указано выше, административному наказанию подвергаются родители или иные законные представители несовершеннолетних при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав несовершеннолетних. Решение данного вопроса находится в ведении КДН (ст. 7 Примерного Положения о комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав) [5], на заседание которой указанные лица должны прийти по собственной воле.
А если они игнорируют вызовы и повестки КДН? В Положении о КДН отсутствует право на привод таких правонарушителей на заседание. Следовательно, по истечении срока правомерности применения мер воздействия, КДН списывает материал в архив, а правонарушитель остаётся безнаказанным. Такие случаи в практике, к сожалению, не единичны. Таким образом, на этапе раннего предупреждения насилия в отношении ребёнка в семье можно рассчитывать только на эффективность профилактических бесед и совесть родителей или законных представителей.
В-третьих, семейная сфера по-прежнему остаётся закрытой от общественного контроля в силу разных причин. При этом семьи с открытой дезорганизацией более доступны для наблюдения и, в случае необходимости, воздействия. Но сегодня достаточно большое число семей внешне благополучных, закрытых от посторонних взглядов «высокими заборами» и внешними атрибутами благопристойности. Однако эти признаки не являются гарантией благополучия детей, проживающих в таких семьях и испытывающих разные формы насилия со стороны родителей или законных представителей.
Кроме того, необходимо отметить, что большей огласке придаются факты насилия в отношении детей вне семьи, а насилие в отношении детей в семье менее заметно и не находит широкой общественной оценки. При этом часто противоправные действия совершаются в отношении абсолютно беззащитных малолетних детей. Огласке в таких ситуаци-
ях придаются преступления, отличающиеся особой жестокостью и цинизмом. Например, чудовищное убийство, совершённое в конце июля 2015 года в одной из квартир Нижнего Новгорода, где были обнаружены расчленённые останки шестерых детей и их беременной матери. Преступление было совершено отцом семейства [3].
Сложность ситуации обусловливается и сформировавшимся у взрослых представлением о детях, как о собственности своих родителей, а не об индивидуумах и субъектах права, обладающих теми же правами на неприкосновенность, что и взрослые члены общества.
В-четвёртых, совершение преступлений родителями или иными законными представителями несовершеннолетних не выделено в действующем уголовном законодательстве в самостоятельные виды преступлений по семейному признаку. Кроме того, из-за отсутствия единой системы сбора и регистрации случаев насилия невозможно дать реальную оценку масштабам такового, а, следовательно, и выработать адекватные меры предупреждения.
В-пятых, до настоящего времени в России не принят закон о предупреждении насилия в семье, хотя специалисты давно предлагают проект подобного нормативного акта. Первый проект Закона «О предотвращении насилия в семье» был разработан Д.А. Шестаковым [11, с. 364].
5 июня 2012 года Комиссия Общественной палаты РФ по безопасности предложила разработать и принять в России Федеральный закон «О предупреждении и профилактике насилия в семье». На предварительных слушаниях было предложено три модели закона [4]. В настоящее время законопроект находится на обсуждении в Государственной Думе РФ. Надо сказать, что данный законопроект вызывает много нареканий со стороны специалистов, общественности, депутатов.
В-шестых, оценка россиян проблемы насилия в семье в отношении детей неоднозначна. С одной стороны, россияне в большинстве своём нетерпимы к жестокому обращению с детьми и неравнодушны к страданиям ребёнка: из трёх человек двое сообщили, что вмешаются, увидев, как родитель бьёт свое дитя. С другой стороны, эти представления достаточно противоречивы: телесные наказания в
1 (40) 2016
качестве воспитательной меры применяют в каждой второй семье, и лишь половина опрошенных считает их недопустимыми [10].
Таким образом, анализ поднятой нами проблемы указывает на то, что определённые позитивные изменения в правовом обеспечении безопасности ребёнка в семье есть. Но практическая реализация правовых норм
неудовлетворительна. Невзирая на любые негативные социальные явления и катаклизмы, обязанность государства и общества состоит в обеспечении защиты прав и законных интересов наиболее беспомощных лиц - детей. Тем более это необходимо в тех случаях, когда нарушение осуществляется со стороны членов семьи.
ПРИСТАТЕЙНЫЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Ю.В. Грачёва, Л.Д. Ермакова и др.; Отв. ред. А.И. Рарог. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.
2. Концепция государственной семейной политики в РФ на период до 2025 года. URL: http:// rg.ru/2014/08/29/semya-site-dok.html (дата обращения: 11.10.2015 года).
3. Маркин: за несколько дней до убийства Белов обещал расчленить тело своей жены. URL: http://www. ntv.ru/novosti/1462976/?fb#ixzz3oBIgz4Zchttp://www.ntv.ru/novosti/1462976 (дата обращения: 11.10.2015 года).
4. Общественная палата предлагает принять закон о профилактике насилия в семье. URL: http://www. garant.ru/news/400917 (дата обращения: 11.10.2015 года).
5. Примерное Положение о комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. URL: http:// www.rg.ru/printable/2013/11/11/deti-do18-site-dok.html (дата обращения: 11.10.2015 года).
6. Указ Президента РФ от 1 июня 2012 года № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» // СЗ РФ. 2012. № 23. Ст. 2994.
7. Федеральный закон от 24 июля года 1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3802.
8. Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // СЗ РФ. 1999. № 26. Ст. 3177.
9. Харламов В.С. Криминогенное влияние социальных катаклизмов на семейные отношения // Криминология: вчера, сегодня, завтра. 2015. № 4 (39). С. 35-44.
10. Шахиджанян В. Родители и дети. Насилие над детьми в семье. URL: http://1001.ru/arc/issue1755/ (дата обращения: 11.10.2015 года).
11. Шестаков Д.А. Семейная криминология. Криминофамилистика. 2-е изд. СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2003.
REFERENCES
1. Kommentariy k Ugolovonomy kodeksu Rossiyskoy Federatsii. [Comment on the Criminal Code of the Russian Federation]. Y.V. Gracheva, L.D. Ermakova i dr.; otv. red. A.I. Rarog. M.: TK Velbi, Izd-vo Prospektm 2004.
2. Kontseptsiya gosudarstvennoy semeynoy politiki v RF na period do 2025 goda. [The concept of state family policy in Russia until 2025]. URL: http://rg.ru/2014/08/29/semya-site-dok.html (date of submission: 11.10.2015).
3. Markin: za neskol'ko dney do ubiystva Belov obeshchal raschlenit' telo svoey zheny. [Markin: 2 days before the murder Belov promised to dismember the body of his wife]. http://www.ntv.ru/novosti/1462976/?fb# ixzz3oBIgz4Zchttp://www.ntv.ru/novosti/1462976 (date of submission: 11.10.2015).
4. Obshchestvennaya palata predlagaet prinyat' zakon o profilaktike nasiliya v sem'e. [The Public Chamber offers to adopt a law on domestic crime prevention]. URL: http://www.garant.ru/news/400917 (date of submission: 11.10.2015).
5. Primernoe polozhenie o komissii po delam nesovershennoletnikh i zashchite ikh prav. [Sample regulation on Office of Juvenile Affairs and children's rights protection]. URL: http://www.rg.ru/printable/2013/11/11/deti-do18-site-dok.html (date of submission: 11.10.2015).
6. Ukaz Prezidenta RF ot 1 iyunya 2012 goda № 761 «O natsional'noy strategii deystviy v interesakh detey na 2012-2017 gody». [The Presidential Decree of the Russian Federation from June 01, 2012 No.761 «On the national strategy of action in favor of children for the period of 2012-2017»]. SZ RF. 2012, no. 23, st. 2994.
7. Federal'niy zakon ot 24 iyulya 1998 goda J№ 124-FZ «Ob osnovnykh garantiyakh prav rebenka v Rossiyskoy Federatsii». [Federal law No. 124-FZ from July 24, 1998 «On basic guarantees for the rights of the child in the Russian Federation»]. SZ RF. 1998, no. 31, st. 3802.
8. Federal'niy zakon ot 24 iyunya 1999 goda № 120-FZ «Ob osnovakh profilaktiki beznadzornosti i pravonarusheniy nesovershennoletnikh». [Federal law No. 120-FZ from June 24, 1999 «About bases of system of prevention of neglect and offences of minors]. SZ RF. 1999, no. 26, st. 3177.
9. Kharlamov VS. Kriminogennoe vliyanie sotsial'nykh kataklizmov na semeynye otnosheniya. [Criminogenic influence of social cataclysms on family relations]. Kriminologiya: vchera, segodnya, zavtra - Criminology: Yesterday, Today, Tomorrow, 2015, no. 4(39), pp. 35-44.
10. Shakhidzhanyan V. Roditeli i deti. Nasilie nad det'mi v sem'e. [Parents and children. Child abuse in the family]. URL: http://1001.ru/arc/issue1755/ (date of submission: 11.10.2015).
11. Shestakov D.A. Semeynaya kriminologiya. Kriminofamilistika. [Family criminology. Criminofamilistics]. 2-e izd. SPb.: Izdatel'stvo «Yuridicheskiy tsentr Press», 2003.
Нина Ивановна Пишикина - кандидат юридических наук, доцент, член Санкт-Петербургского международного криминологического клуба, Российской криминологической ассоциации, доцент кафедры уголовного права юридического факультета Северо-Западного института управления РАНХиГС РФ (Санкт-Петербург, Россия); e-mail: [email protected]
Nina Ivanovna Pishikina - PhD in Laws, associate professor, member of the Saint-Petersburg International Criminology Club, Russian Criminology Association, lecturer in criminal law at law faculty of North-West Institute of Management (Saint-Petersburg, Russia); e-mail: [email protected]
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
INFORMATION ABOUT AUTHOR
1
16