УДК 343.54 ББК 67.408
© 2019 г. Сорокун Николай Сергеевич,
доцент кафедры уголовного права и криминологии Ростовского юридического института МВД России кандидат юридических наук. Тел.: 8 (928) 108-41-43
Пирогова Елена Николаевна,
преподаватель кафедры тактико-специальной подготовки Волгодонского филиала Ростовского юридического института МВД России. Тел.: 8 (918) 542-79-78
Лавренко Анастасия Витальевна,
преподаватель кафедры тактико-специальной подготовки Волгодонского филиала Ростовского юридического института МВД России. Тел.: 8 (918) 859-48-54
ОСОБЕННОСТИ ВЫЯВЛЕНИЯ ПРИЗНАКОВ ПСИХИЧЕСКОГО ПРИНУЖДЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В УГОЛОВНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В статье рассматриваются некоторые особенности психического насилия как составляющие элементы психического принуждения несовершеннолетних со стороны уголовного законодательства РФ. А также рассмотрены вопросы о профилактике насилия над несовершеннолетними в семье.
Ключевые слова: принуждение, несовершеннолетний, насилие, пренебрежение, эксплуатация, преступление, личность.
Sorokun Nikolay Sergeevich - Associate Professor of the Criminal Law and Criminology Department of the Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, PhD in Law.
Pirogova Elena Nikolaevna - Lecturer of the Tactical and Special Training Department of the Volgodonsk branch of the Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation.
Lavrenko Anastasia Vitalievna - Lecturer of the Tactical and Special Training Department of the Volgodonsk branch of the Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation.
PECULARITIES OF IDENTIFICATION OF MENTAL COERCION SIGNS AGAINST MINORS IN THE CRIMINAL LEGISLATION OFTHE RUSSIAN FEDERATION
The article deals with some features of mental violence as components ofmental coercion of minors by the criminal legislation of the Russian Federation. As well as the issues ofprevention of violence against minors in the family.
Keywords: сoercion, juvenile, violence, neglect, exploitation, crime, personality.
Уровень защищенности прав и законных интересов несовершеннолетних, их нормальное психофизическое и морально-нравственное развитие выступают важнейшим показателем уровня развития человеческого общества и предпосылкой прогресса цивилизации.
В условиях функционирования развитого правового государства и демократического общества одним из наиболее приоритетных направлений внутренней политики является защита несовершеннолетних, поскольку они являются одним из самых социально и физически незащищенных слоев населения.
Ежегодно 19 ноября во всем мире по инициативе Организации объединенных наций
(далее - ООН) отмечается Всемирный день профилактики жестокого обращения с детьми. Данная проблема на рубеже веков приобрела угрожающие масштабы.
Грубое отношение к детям как проявление семейного насилия, являющееся одним из элементов психического принуждения, остается в числе наиболее болезненных вопросов, которые сегодня пытаются решить практически все государства.
В настоящее время в мировом праве остаются дискуссионными вопросы, связанные с пониманием сущности жестокого обращения с детьми, а также соотношения жестокого обращения и психического насилия, требова-
ний к временной продолжительности или периодичности актов насилия в отношении несовершеннолетних, систематичности характера неисполнения обязанностей по воспитанию ребенка и др.
С целью более подробного анализа данного вопроса определим, что вообще понимается под принуждением. В настоящем уголовном законодательстве оно выступает как самое неоднозначное понятие. Его бессистемное использование порождает потребность теоретического определения данной категории как целостной уголовно-правовой, кроме того, необходимость верного использования норм уголовного закона, содержащих указанный признак.
Российское уголовное право достаточно обширно дает понятие принуждения, вкладывая в него не только физические, но и психические элементы, которые находят свое отражение в уголовном законодательстве РФ.
Глава 8 Уголовного кодекса РФ «Обстоятельства, исключающие преступность деяния» включает ст. 40, в соответствии со второй частью которой решение вопроса о привлечении к уголовной ответственности за причинение вреда посредством психического принуждения решается с учетом положений ст. 39 УК РФ «Крайняя необходимость».
Психическое принуждение в таком контексте должно повлечь тот факт, что причиняемому вреду полагается быть обязательно меньше вреда предотвращенного. При этом особенность указанной статьи состоит в том, что мера наказания зависит от установленного факта возможности и способности подозреваемого лица, на которого оказывается психическое давление, управлять своей волей, поступками либо собственным бездействием. Другими словами, психическое принуждение может выступать в качестве преодолимого либо непреодолимого фактора. В случае оказания на человека психического воздействия непреодолимой силы деяние признается ненаказуемым.
Важное значение при этом имеет факт определенного временного периода воздействия на психику человека. Судебная практика свидетельствует о том, что ст. 40 УК РФ самостоятельно не применяется, а вид назначенного наказания зависит от конкретных статей Уголовного кодекса в совокупности.
В научном и юридическом сообществах существуют различные взгляды на определение
принуждения. Так, В. И. Симонов считает, что принуждение - это «деятельность, требующая такого поведения другого лица, которое противоречит (или не соответствует) действительным или мнимым интересам последнего и всегда противоречит представлениям лица, испытывающего воздействие, о его интересах» [1].
Е. В. Гертель рассматривает принуждение как действие и дает ему определение: «.. .подавление воли потерпевшего путем применения насилия, издевательств, пытки, иных незаконных действий, а также угрозы применения насилия, уничтожения или повреждения чужого имущества либо с использованием шантажа, в целях вынудить совершить действия в интересах виновного» [2].
Наиболее емкое, на наш взгляд, понятие принуждения дает С. В. Девятовская: «.принуждением ... следует считать незаконное физическое или психическое воздействие, направленное на подавление свободного волеизъявления потерпевшего с целью заставить совершить определенные действия или воздержаться от их совершения» [3].
«Способы психического принуждения можно разделить на следующие виды:
1. опосредованное воздействие на психику принуждаемого;
2. непосредственное воздействие;
3. непосредственное воздействие на психику принуждаемого с помощью наркотических средств и (или) психотропных веществ» [4].
Психическое принуждение взаимосвязано с понятием психического насилия и выступает одной из форм проявления последнего.
Согласно выводам Всемирной организации здравоохранения (далее - ВОЗ) и подходу, отраженному в правовой литературе, насилие - «это преднамеренное применение физической силы или власти, действительное или в виде угрозы, направленное против себя, против иного лица, результатом которого являются телесные повреждения, смерть, психологическая травма, отклонения в развитии или различного рода ущерб» [5].
Однако насилие - это не только физическое давление; это также психическое воздействие. Но следует заметить, что физическое и психическое насилие - взаимопроникаемы и практические не осуществляются по отдельности.
Подробнее рассмотрим феномен насилия и то, в каких формах оно может быть применено к детям.
Современная мировая юридическая практика кроме насилия физического выделяет существование других видов насилия, направленных на несовершеннолетних лиц:
- Психологическое (психическое, эмоциональное насилие).
Примерами его выступают: унижение человеческого достоинства ребенка, угрозы, словесные оскорбления, демонстрация неприязни к маленькому человеку [6]; отвержение, игнорирование, демонстрация антиобщественных форм поведения и деструктивных действий, и пр. Эмоциональное насилие подразумевает неспособность взрослых обеспечить благоприятную среду для развития ребенка (включая формирование первичной привязанности), создать условия, в которых несовершеннолетний сможет приобрести необходимый ему для жизни эмоциональный и социальный опыт. К эмоциональному насилию относятся также действия, которые причиняют или могут причинить вред здоровью ребенка, а также тормозят его физическое, умственное, духовное, нравственное или социальное развитие.
К эмоциональному насилию относится также небрежность в отношении к детям или пренебрежение их нуждами и потребностями, что в трактовке ВОЗ означает неспособность взрослых обеспечить полноценное развитие ребенка - его здоровье, образование, эмоциональное развитие, а также нормальное питание, жилищные условия, безопасные условия жизни (с учетом разумно понимаемых возможностей семьи или опекунов).
Степень опасности такого отношения связана с риском возможности причинения вреда физическому здоровью ребенка или его психологическому, интеллектуальному, нравственному, а также социальному развитию.
Сексуальное насилие над ребенком представляет собой вовлечение несовершеннолетнего в сексуальную деятельность, которую он не в полной мере осознает и не может дать осмысленное согласие на нее, а также к которой ребенок не подготовлен в силу своего возраста и развития. Необходимо учесть, что ребенок в возрасте до 16 лет имеет исключительную половую неприкосновенность, поэтому выражение им согласия участвовать в каких-либо сексуальных действиях никакой юридической силы под собой не имеет, в связи с чем любые действия по вовлечению не-
совершеннолетних в подобное поведение трактуются как проявление насилия.
Примерами сексуального насилия в частности являются: побуждение или принуждение ребенка к любой незаконной сексуальной деятельности; домогательства, имеющие сексуальную подоплеку; эксплуатация детей в целях проституции или другой незаконной сексуальной практики; использование детей для производства порнографических материалов, демонстрация половых органов и т. п.
Некоторые исследователи кроме непосредственно физического, сексуального и психического видов насилия в отношении несовершеннолетних выделяют и специфическую форму психического принуждения - ранний брак. В современном мире во многих мусульманских странах миллионы несовершеннолетних девочек, не достигших 18-летнего возраста, принуждают выходить замуж за более старших по возрасту мужчин, в связи с чем юные девушки сталкиваются со многими видами насилия, включая сексуальное.
Применение любого вида насилия в отношении несовершеннолетних выступает одним из квалифицирующих признаков жестокого обращения с несовершеннолетними, влекущим уголовную ответственность по ст. 156 УК РФ.
В соответствии с рекомендациями ВОЗ (которые в данном случае вполне уместно использовать, т. к. подобных отечественных нормативных разработок не существует [7]), под жестоким обращением с несовершеннолетними понимаются все виды плохого обращения (физического и (или) психического) «в контексте отношений ответственности, доверия или подчинения» [8].
Изучая вопрос истоков жестокого обращения с детьми, можем прийти к выводу о том, что нарушение прав несовершеннолетних чаще всего связано с низким уровнем правовой культуры родителей, а также их психолого-педагогической непросвещенностью; кроме того, подавляющее большинство родителей проявляет жестокие формы воспитания своих детей в силу аналогичного собственного детского опыта.
Указанная проблема остро ставит вопрос о решении важнейшей социальной задачи по профилактике насилия над детьми в семье. Вынуждены отметить, что в Российской Федерации для эффективного проведения этой работы сегодня не созданы ни правовые, ни организационные механизмы. В литературе
неоднократно рассматривался вопрос о том, что, к сожалению, основная забота о положении несовершеннолетних в семье в нашей стране возложена на правоохранительные органы и органы опеки и попечительства.
Так, например, в соответствии с Уголовным кодексом РФ жестокое обращение родителей с ребенком влечет за собой ответственность за преступления против несовершеннолетних, предусмотренную ст. 106, 125, 131, 132, 150 УК РФ. Наказаниями за преступления против детей могут быть штрафы, исправительные работы, лишение родительских прав, ограничение или лишение свободы.
Сотрудники полиции обязаны рассматривать всю поступающую информацию, в которой говорится о неисполнении или ненадлежащем исполнении родителями, законными представителями либо должностными лицами обязанностей по воспитанию, обучению и содержанию несовершеннолетних (ст. 5.35 КРФ об АП); органы опеки и попечительства призваны реагировать на заявления граждан, которым стало «известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов» (п. 3 ст. 56 СК РФ).
Однако деятельность указанных государственных институтов не направлена на решение вопросов профилактики жестокого обращения с несовершеннолетними и не обеспечивает истинную защиту интересов личности ребенка. Это связано со следующими причинами:
- во-первых, процедура устранения социально опасной для ребенка ситуации во всех названных случаях растягивается на значительные сроки;
- во-вторых, она рассчитана на пресечение грубого отношения к детям (а не на возможность его предупреждения);
- в-третьих, практика деятельности органов опеки и попечительства в этих ситуациях крайне противоречива, так как единых подходов к определению критериев семейного насилия в России не существует.
Самое печальное, что в случае подтверждения фактов неприемлемого отношения к несовершеннолетним наказанными, по сути, оказываются не виновники ситуации, а сами дети. Ведь их изымают из семьи и, соответственно, лишают привычной домашней обстановки.
Также, к сожалению, уголовным законодательством Российской Федерации не преду-
смотрена ответственность за психологическое насилие, несмотря на то, что порой дети страдают от его проявлений даже больше, чем от физических действий. Так, ст. 110 УК РФ предусмотрена ответственность за доведение до самоубийства и определена роль оскорблений и угроз, как криминогенного фактора.
Однако ответственность за подобные действия может наступить лишь в крайнем случае - при совершении ребенком суицида или попытке его совершения. На формирование личности ребенка, а также его психологическое и соматическое состояние влияет любое психологическое давление со стороны значимого взрослого.
Однако процесс привлечения виновного лица к какой-либо ответственности за подобные деструктивные действия весьма трудоемок.
Между тем на сегодняшний день в Российской Федерации действует целый ряд организаций, оказывающих помощь в случае насильственных действий в отношении несовершеннолетних; каждая из которых обладает собственными обособленными полномочиями в указанной сфере:
- комиссия по делам несовершеннолетних (ребенок не получает достаточного материального содержания, условия его жизни не отвечают санитарным нормам, родители должным образом не следят за ребенком);
- органы опеки и попечительства (к их компетенции относятся проверка условий жизни детей в семье, представление их интересов в судебных органах, заявление исков в суд о лишении, либо ограничении родительских прав, ведение профилактической работы, выявление неблагополучных семей);
- уполномоченный по правам ребенка (осуществление независимого контроля над деятельностью государственных органов, занимающихся обеспечением соблюдения прав и интересов детей);
- прокуратура (защита прав ребенка в суде, предъявление требований о восстановлении прав несовершеннолетних к органам опеки и попечительства и другим компетентным органам, подача исков в суд о лишении родительских прав).
Однако представляется, что в Российской Федерации назрела необходимость решения целого ряда задач по обеспечению безопасности ребенка. Так, среди прочего необходимы:
- установление запрета на любые формы телесного наказания детей;
- организация службы экстренной социальной помощи детям, ставшим жертвами психического насилия и соответствующее увеличение кадров квалифицированных социальных и педагогических работников);
- разработка федеральной программы по ограничению демонстрации сцен физического и сексуального насилия по ТВ и в электронных СМИ, а также правового просвещения детей и подростков;
- введение норм об обязательной проверке всех членов семьи потенциальных усыновителей (опекунов, попечителей);
Литература
1. Симонов В. И. Уголовно-правовая характеристика физического насилия: дис. ...канд. юрид. наук. Свердловск, 1972.
2. Гертель Е. В. Разграничение понятий «Насилие» и «Принуждение» в уголовном праве // Уголовное право. 2010. № 5.
3. Девятовская С. В. Физическое и психическое принуждение в российском уголовном законодательстве: дис. .канд. юрид. наук. Ростов н/Д., 2011.
4. Вахменина Н. В. Психическое принуждение как обстоятельство, исключающее преступность деяния: проблемы законодательной регламентации и правоприменения // Аллея науки. 2019. Т. 4. № 1 (28).
5. Буркина О. А. Понятие и виды насилия в преступлениях против собственности в теории уголовного права России / О. А. Буркина // Пробелы в российском законодательстве. 2014. № 1.
6. Бак Е. В. Актуальные вопросы усиления уголовной ответственности за преступления против несовершеннолетних / Е. В. Бак, А. В. Ким, И. В. Контанистов // Успехи современной науки и образования. 2016. № 9.
7. Жестерева В. В. Телесные наказания как форма жестокого обращения с детьми и проблема их нормативного определения / В. В. Жесте-рева // Научные достижения и открытия современной молодежи: актуальные вопросы и инновации. Пермь, 2017.
8. Профилактика жестокого обращения с детьми: примеры инициатив в странах [Электронный ресурс] // URL: http://www.euro.who.int/ ru/health-topics/Life-stages/child-andadolescent-health/news/news/2018/11 /celebrating-success-an-dirapiring-progress-on-world-day-for-the-preven-tion-of-childabuse/child-maltreatment-prevention-country-success-stories .
- учет в сфере уголовного судопроизводства в качестве квалифицирующего признака преступления, совершенного в отношении несовершеннолетних, совершение деяния близким ребенку лицом (родителем, опекуном, родственником).
Решение названных задач позволило бы более эффективно осуществлять меры по предотвращению насилия над детьми в семье, обеспечивать неприкосновенность, безопасность и гармоничное развитие личности ребенка.
Bibliography
1. Simonov V. I. Criminal-legal characteristic of physical violence: dis. ...PhD in law. Sverdlovsk, 1972.
2. Gertel E. V. Differentiation of concepts «Violence» and «Coercion» in criminal law // Criminal law. 2010. № 5.
3. Devyatovsky S. V. Physical and mental coercion in the Russian criminal law: dis. ...PhD in law. Rostov on/D., 2011.
4. Vokhmyanina N. In. Mental coercion as a circumstance precluding crime: problems of legislative regulation and law enforcement // Alley of science. 2019. Vol. 4. № 1 (28).
5. Burkina O. A. The concept and types of violence in crimes against property in the theory of criminal law of Russia / O. A. Burkina // Gaps in Russian legislation. 2014. № 1.
6. Bak E. V. The Topical issues of strengthening of criminal responsibility for crimes against minors / E. V. Tank, A. V. Kim, I. V. Kontonistov // Successes of modern science and education. 2016. № 9.
7. Yestereve V. V. Corporal punishment as a form of ill-treatment of children and the problem of their normative definition / V. V. Yestereve // Scientific achievements and discoveries of modern youth: current issues and innovations. Perm, 2017.
8. Prevention of child abuse: examples of initiatives in countries [Electronic resource] // URL: http:// www.euro.who.int/ru/health-topics/Life-stages/child-andadolescent-health/news/news/2018/11/celebrat-ing-success-andinspiring-progress-on-world-day-for-the-prevention-of-childabuse/child-maltreatment-prevention-country-success-stories.